Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению
Диссертация
Апробацияисследования. Результаты? диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной" дошкольной педагогики и психологии, социальной психологии КГУ им. Н. А. Некрасова-, докладывались на II Всероссийских педагогических чтениях по* вопросам коррекционной педагогики! и специальной? психологии? (Москва- 2007), первой и второй Международнойнаучно-практической? конференции… Читать ещё >
Содержание
- Введение.4'
- Глава I. Зрительная депривация как причина специфических жизненных трудностей
- 1. 1. Нарушение зрения — особый стрессогенный фактор, влияющий на личностную сферу человека
- 1. 2. Специфика жизненных трудностей инвалидов по зрению.26'
- Выводы
- Глава II. Теоретические основы изучения совладания личности с трудными жизненными ситуациями
- 2. 1. Жизненные трудности и стресс как психологические категории
- 2. 2. Проблема совладающего поведения в норме и патологии
- Выводы
- Глава III. Эмпирическое изучение психологических факторов совладающего с трудностями поведения у инвалидов по зрению
- 3. 1. Организация и методы исследования
- 3. 2. Результаты исследования и их обсуждение
- 3. 2. 1. Изучение своеобразия жизненных трудностей и характера их преодоления инвалидами по зрению
- 3. 2. 2. Результаты1 изучения совладающего поведения у инвалидов по зрению
- 3. 2. 3. Изучение различий в личностных качествах, типах отношения к нарушению и взаимосвязи типа отношения к нарушению с выбором стилей и стратегий совладающего поведения у людей с патологией зрения
- 3. 2. 4. Изучение влияния личностных качеств на выбор инвалидами по зрению стилей и стратегий совладающего поведения
Список литературы
- Абульхаиова, К.А. Психология и сознание личности- Текст. / К. А. Абульханова // Проблемы методологии, теории и исследования, реальной личности: избр. психол. Труды. М., Воронеж, 1999. — 86 с.
- Агеев, — Е. Д: Система реабилитации слепых Текст. / Е. Д. Агеев М.: ВОС, 1981.-21 с.
- Ананьев, Б.Е. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев -Л.: ЛГПИ, 1969: — 338 с.
- Антонов, В.В. Психическая саморегуляция как составная часть реабилитации незрячих Текст.,/ В. В. Антонов. М.: Просвещение, 1985. — 87 с.
- Анциферова, Л. И! Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование трудных жизненных ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. — С. 3−18.
- Анциферова, Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути? Текст. / Л. И. Анциферова //Принцип системности в современной психологической науке и-практике: В 4 т. Том 2. М, 1996. — С. 14−18.
- Анциферова, Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1999. -т.20. — № 1. — С. 18−21.
- Бандзявичене, Р. Психологическое напряжение при слепоте Текст. / Р. Бандзявичене // Экспериментальная прикладная тифлопсихология. -Вильнюс, 1985. С. 24−32.
- Бараш, В.А. Трудности в общении инвалидов по зрению. Пути их устранения Текст. / В. А. Бараш, Ю. Г. Демьянов. / Вьсб. ст. под ред. Литвака
- A.Г. М.: Логос, 1991. — 44 с.
- Белецкая- В. И- Охрана зрения слабовидящихvшкольников. Текст. /
- B.И. Белецкая, А. Н. Гнеушева. М.: Просвещение, Л978. — 65 с.
- Белинский, A.B., Момот, В.А. Психологическая коррекция в реабилитации* инвалидов* по-зрению Текст. / A.B. Белинский, BlA. Момот. -М'.: Изд-во МГОПУ им. М':А. Шолохова, 2006. 147 с.
- Белорукова, Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф: дис.. канд. психол. наук Текст.5/ Н. О. Белорукова. Кострома, 2005. — 24 с.
- Билецкая, М.П. Особенности семейной' дисфункции, и совпадающего поведения- членов семей детей с психосоматическими расстройствами желудочно-кишечного тракта Текст. / М.П. Билецкая-,
- Совпадающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. A.JI.
- Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — С. 217 -235.
- Бодалев, A.A. Психология* общения Текст. / A.A. Бодалев: М!.: Институт практической психологии- 1996. — 256 с.
- Бодалев, A.A. О человеке в* экстремальной^ ситуации^ Текст. //Вопросы, социальной психологии' личности. Вып.4 / Под ред. P.M. Шамионова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. С. 52−58.
- Бодров- В.А. Информационный) стресс: Учебное пособие для вузов Текст. / В. А. Бодров: М.: ПЕР-СЭ, 2000: — 352 с.
- Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. — М-.: Институт психологии РАН, 1994. — 109 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Психология, жизненных ситуаций: учебное пособие. Текст.- / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. — М.: Российское: педагогическое агентство, 1998. 263 с.
- Быков- A.A. Социально-iюихологическая реабилитация инвалидов: по зрению (преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших) t Текст. / А. А-. Быков?// В-сб. науч: тр. под ред. С.Н. Ваныпина- 0-В1 Сергеевой- М.: Логос, 2004. — 48 с.
- Быков, A.A. Стресс-менеджмент: методическое пособие Текст. / A.A. Быков. М.: Логос, 2006. — 64 с.
- Быков, А. А-. Коррекция негативных психологических установок инвалидовшо"зрению: методические рекомендации Текст. / A.A. Быков. — М.: Логос, 2007. 84 с. 30.'. Бюрклен, KL Психология слепых. Текст. / К. Бюрклен- М-: Просвещение, 1934- -264 с.
- Васшнок, Ф.Е. Психология переживания (анализ- преодоления критических ситуаций)??Текст.У Ф-Е. ВасилюкMi: Просвещение, 1984- 200 с.
- Волкова- И: П. О- некоторых видах нарушения критичности и самооценки незрячих Текст. / И. П. Волкова // Проблемы социально-психологической: реабилитации" слепых: сборник статей' / Под ред. Р. Б. Драгинского. М., 1981. — С. 83−89.
- Головина, Т. П- Критерии оценки положения, слепого в семье. Модели реабилитированное&trade- Текст. / Т. П! Головина, Э. М. Стернина // Дефектология. 1993. — № Т. — С. 35−41.
- Голубева, М.С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: автореферат дис. канд. психол. наук Текст. / М-С.Голубева: Кострома- 2006:.-23 с.
- Голубева, М.С. • Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с ограниченными^ возможностями здоровья Текст. / М. С. Голубева // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова: Серия «Гуманитарные науки». 2006. — Том 12. — № 2. — С. 111−115.
- Гончарова, Е.Л. Социокультурные контексты психолого-педагогических исследований: отклоняющегося? развития: опорные таблицы Текст. / Е Л: Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2002.
- Гордеева, A.B. Прикладная реабилитационная педагогика Текст. / A.B. Гордеева- В. В. Морозов. М.: Академический проект, 2005. — 320 с.
- Гудонис, В. П: Общество и слепота Текст. / В.'П. Гудонис // Наша жизнь.- 1988. № 5. — С. 41−42.
- Гудонис, В.П. Психолого-педагогическая коррекция личности учащихся с нарушениями зрения Текст. / В. П. Гудонис // Психолого-педагогические условия1 развития" личности учащихся. Воронеж, 1990. — С. 18−19.
- Гудонис, В.П. Интеграция. лиц, с нарушениями зрения.Текст. / В. П. Гудонис // Дефектология: 1993. — № 4. — С. 15−18.
- Гудонис, В.П. Социальные психолого-педагогические основы интеграциилиц с нарушенным зрением: автореф. дис. д-ра пед. наук Текст. / В. П. Гудонис. М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 11 995. — 46 с.
- Гудонис, В.П. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушениями зрения Текст. / В. П. Гудонис // Дефектология. 1996. — № 2. — С. 2−7.
- Гудонис, В. П: Основы и перспективы социальной адаптации-лиц с нарушенным зрением Текст. / В. П. Гудонис. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288 с.
- Гущина, Т.В. Защитное и совпадающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореф. дис.. канд. психол. Наук Текст. / Т. В. Гущина. Кострома, 2005. — 24 с.
- Демьянов, Ю.Г. Психопатологические аспекты адаптации' инвалидов по зрению в условиях производства Текст., / Ю. Г. Демьянов. // Реабилитационная' работа со слепыми и, слабовидящими: сборник научных трудов. Ль, 1988. — С. 34−38:
- Демьянов, Ю.Г. Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность и отношение к дефекту у слепых Текст. / Ю. Г. Демьянов, В. М- Сорокин- ВЖ Беляева, Т. С. Шалагина / Под- ред. Литвака А. Г. -Волоколамск, 1992. 124 с.
- Демьянов, Ю.Г. Психологическая коррекция установок на инвалидность у ослепших: методические^ рекомендации1 Текст. // Ю. Г. Демьянов, В. М. Сорокин, В: И. Беляева, Т. С. Шалагина / Под ред. Литвака А. Г. Л.: РГПУ им. А. И: Герцена, 1993. — 49 с.
- Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики, Текст. / Ю. Г. Демьянов. С-Пб.: МИМ. Паритет, 1999. — 236 с.
- Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: методические рекомендации- Текст. / В. З. Денискина. -Верхняя Пышма, 1997. 22 с.
- Денискина, В. З'. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения Текст. /В:3: Денискина. — Уфа, Изд-во Филиала МГОПУ им. М: А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.
- Денискина, В.З., Бенедиктова, М.В: Обучение ориентировке в пространстве учащихся" специальной (коррекционной) школы Ш-1У вида: Методическое пособие Текст. /В.З. Денискина, М. В. Бенедиктова. — М: Логос, 2007. 306 с.
- Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность и отношение к дефекту у слепых Текст. / Под ред. Литвака А. Г. — Волоколамск, 1992. — 24 с.
- Дик, Г. Простые советы для приятного общения со слепыми Текст. / Г. Дик. Новосибирск: НОСБ, 2003. — 31 с.
- Дрызго, Hill. Актуальные вопросы психокоррекции' состояний1 утративших зрение- Текст.' / Н. П. Дрызго // Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых: сборник статей / Под ред. Ермолович 3! Г. -М.: Просвещение, 1988. С. 9−18.
- Духновский- C.B. Психологическое сопровождение подростков, в критических ситуациях:.учебное пособие. Текст. / C.B. Духновский. Курган, 2003.-186 с.
- Ермолович, 3.F. Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по, зрению Текст. / З. Г. Ермолович // Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых: сборник статей / Под ред. Ермолович 3.F. М.: Просвещение, 1988. — С. 2−9.
- Замышляева, М.С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности: автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / М. С. Замышляева. — Кострома, 2006. — 24 с.
- Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты, в процессе познавательной и трудовой деятельности. Текст. / М. И. Земцова. — М.: Просвещение, 1956.—271 с.
- Зотов, А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности Текст. / А. И. Зотов. // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников: сборник науч. трудов. — JL, 1981. С. 3−12.
- Исаев, Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте Текст. / Д: Н. Исаев С-Пб.: Речь, 1994. — 80 с.
- Кантор, В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни, слепых и слабовидящих Текст.,/ В. З. Кантор. G-Пб.: КАРО, 2004. — 240 с.
- Китаев-Смык, JIlA. Психология стресса Текст., / JI. А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983. — 320 с.
- Контюхова, Т.Н. Внутренняя картина" болезни, в психологической структуре личности инвалидов-по зрению: автореф-дис.. канд. психол: наук Текст. / Т. Н. Контюхова: С-Пб., 2004. — 25 с.
- Корнилова, И.Г. Личностное своеобразие и- его роль в процессе социализации подростков с. патологией1 зрения Текст. / И.Г. Корнилова- // Дефектология. 2001'. — №-2. — С. 3−12.
- Кручинин, В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения: Учебное пособие Текст. /В.А. Кручинин. С-Пб.: РЕПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 184 с.
- Крюкова, T.JI. Исследование совпадающего «Копинг» поведения Текст. / T.JI. Крюкова // В сб.: Психотехнологии в%образовательном процессе / Под ред. Н. П. Фетискина. — Часть I. — Кострома, 1999: — О. 55−58.
- Крюкова, Т.Л. Психология, совпадающего, поведения Текст. / Т. Л. Крюкова. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. -344 с.
- Крюкова, Т.Л. Методы изучения совпадающего поведения: три копинг-шкалы: методическое руководство. Текст. / Т. Л. Крюкова. — Кострома: Авантитул, 2007. 60 с.
- Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совпадающего поведения
- Текст. / Т. JT Крюкова // Совпадающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т.Л.Крюковой- Е. А. Сергиенко. MI: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — С. 55−67.
- Крюкова- Т. Л". Психология совпадающего поведения: современное состояние, проблемы и? перспективы Текст. Т. Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, 2008. № 14 (4).-С. 147−153.
- Куфтяк, Е.В. Совпадающее поведение в семье, регулярно применяющей-физические наказания детей: автореф. дис.. канд. психол. наук. Текст. / Е. В. Куфтяк. С-Пб., 2003. — 28 с.
- Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования" Текст. / Р. Лазарус: пер. с англ. -М.: Наука, 1970. С. 178−208.
- Либин, A.B. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? Текст. / А. В: Либин // В сб.: Стиль человека: Психологический анализ. — М.: Смысл, 1998. — С. 45— 48.
- Либина, Е.В. Изучение стилей совладания человека со сложными жизненными ситуациями с позиций интерактивного подхода Текст. / Е. В. Либина // Мир индивидуальности. М., 1995. — № 3. — С. 46−50.
- Литвак, A.F. Слепота и формирование личности Текст. / А. Г. Литвак // Сборник по реабилитации слепых / Под ред. A.F. Литвака. М., 1982. -С. 5−11.
- Литвак, А.Г. Проблемы личности в тифлопсихологии Текст. /A.F. Литвак // Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В. И. Феоктистова. -М, 1987.-С. 34−40.
- Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие Текст. / А. Г. Литвак. М.: Просвещение, 1998. — 270 с. 98! Лонина, В. А. Цели, задачи- содержание работы* тифлопсихолога Текст. / В. А. Лонина // Дефектология-. — 1994. — № 6. С. 10−13.
- Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности, развития психики-аномальных детей Текст. / В. И. Лубовский // Дефектология. 1971. -№ 6.-С. 34−38:
- Лупьян, Я. Н1 Барьеры общения: конфликт и стресс Текст. / Я. Н. Лупьян. — Минск, 1986. — 56 с.
- Малофеев, H.H. Специальной образование в, меняющемся мире. Россия: учебное пособие Текст. / H.H. Малофеев. М.: Просвещение, 2010. — 319 с.
- Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при- дефектах зрения? и> слуха Текст.-/ В. Ф- Матвеев. -М.: Медицина- 1987. -461 с.
- Муздыбаев, К. Переживание времени в период кризисов Текст. / К. Муздыбаев // Психологический журнал. 2000: -т.21. —№ 4. — С. 32−38.
- Нартова-Бочавер- C.K. «Coping* behavior» в системе понятий* психологии личности Текст. / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал.-1997.-Т. 18.-№ 5.-С. 20−30.
- Наумов, М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие Текст. / М. Н. Наумов. — М*: Просвещение, 1982. 118 с.
- Никольская, И. М: Психологическая- защита? у детей Текст. / И. М: Никольская- P.M. Грановская: С-Пб.: Речь, 2000: — 507 с.
- Никулина, Г. В. Оценка коммуникативного потенциала, инвалидов-по1 зрению" в- условиях реабилитационного процесса: учебно-методическое пособие Текст. / Г. В. Никулина. С-Пб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003″. — 142 с.
- Никулина, Г. В. Развитие самооценки в условиях зрительной недостаточности Текст., / Г. В. Никулина, И. Н. Никулина. — С-Пб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 158 с.
- Обучение домоводству инвалидов по зрению: методические рекомендации Текст. / Э. М. Стернина [и др]. М.: Просвещение, 1999. — 49 с.
- Петров, Ю.И. Организация- и методика обучения" слепых ориентировке в пространстве: методическое пособие Текст. / Ю. И. Петров. -М., 1988.- 65 с.
- Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности* Текст. / В. А. Петровский. -М.: Просвещение, 1992. -75 с.
- Подобина, О.Б. Совпадающее- поведение женщиньь на- этапе принятия роли матери, автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / О. Б. Подобина. Кострома^ 2005. — 22 с.
- Проблемы социальной, реабилитации слепых: материалы международного симпозиума. Текст. — М., 1990: — 72 с.
- Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе Текст. / Под ред. В. К. Рогушина. С-Пб.: Изд-во PI НУ им. А. И. Герцена, 2000.-165 с.
- Психологическая коррекция установок на инвалидность у ослепших: методические рекомендации. Текст. / Под ред. А. Г. Литвака. — Л.: РГГГУ им. А. И. Герцена, 1993. 49 с.
- Психология: словарь Текст. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пути совершенствования социально-трудовой' реабилитации инвалидов по зрению: методические рекомендации Текст. / Под ред. A.F. Литвака. Л., 1988. — С. 17−20.
- Российский энциклопедический словарь. Социальная работа Текст. / Под ред. Жукова В. И. М.: Союз, 1997. — 456 с.
- Рубинштейн, С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 93 с.
- Сборник по реабилитации слепых Текст. / Под ред. А. Г. Литвака. -М., 1982.-123 с.143: Сверлов, B.C. Пространственная ориентировка слепых Текст. / В-С. Свердлов.-М^: Учпедгиз, 195 К -97 с.
- Селье, Г. Стресс без дисгресса Текст./Г. Селье. -М.: Прогресс, 1982.-244 с.
- Семенов, А.И. Особенности нервно-психических нарушений при внезапной слепоте у взрослых: автореф: дис.. канд. пед. наук Текст. / А. И. Семенов. -М., 1974. -24 с.
- Сидоренко, Е. В: Методы математической обработки, в психологии. Текст. / Е. В! Сидоренко. СПб.: ООО Речь, 2004: — 350 с.
- Силкин, Л'.Н. Психологическая^ диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению Текст. / Л.' Н. Силкин: М'.: ВОС, 1984. -82 с.
- Сирота, Н. А: Копинг-поведение и психопрофилактика-психосоциальных расстройств, у подростков. Текст. / Н: А. Сирота, В.М. Ялтонский1// Обозрение психиатрии и медицинской психологии- 1994. — № 1. — С. 32−38.
- Смирнова, Н.В. Работа* с родственниками недавно ослепших взрослых Текст. / Н: В. Смирнова // Проблемы- социальной- реабилитации слепых: материалы международного симпозиума. М, ВОС, 1990. — С. 54−62.
- Солнцева, Л. И: Тифлопсихология детства Текст. / Л. И. Солнцева. -М: Полиграфсервис, 2000. 250 с.
- Солнцева, Л.И. Некоторые особенности «психического развития детей? с нарушениями, зрения* в современных условиях Текст. / Л. И: Солнцева // Дефектология. 2000. — № 4. — С. 3−8.
- Солнцева, Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях Текст. / Л. И: Солнцева // Специальная психология. — 2005.-№ 1(3).-С. 5−20.
- Специальная психология: учебное пособие- для студентов высших педагогических учебных заведений Текст. / В. И. Лубовский, Т.В. Розанова- Л. И. Солнцева и др. / Под ред. BI И: Лубовского. М: Академия, 2003. — 464 с.
- Справочник по офтальмологии Текст. / Под ред. проф. Э. С. Аветисова. М.: Медицина, 1978. — 376 с.
- Стернина, Э.М. Воспитание личности слепых и слабовидящих школьников в коллективе: вопросы воспитания слепых и1 слабовидящих Текст. г / 3Mi Стернина. Л., 1981. — С. 24−27.
- Суславичюс, А. И: Влияние социальных условий на формирование социальных установок к себе лиц со зрительными дефектами: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / А. И: Суславичюс. — Л., 1978. — 16 с.
- Титаренко, Т.М. Нужна ли психологическая помощь личности- в кризисных жизненных ситуациях Текст. / Т. М: Титаренко //Журнал практического психолога. 1999. — № 1. — С. 103−109
- Украинская, Е. М: Развитие самооценки, слабовидящих школьников Текст. / Е. М. Украинская // Вопросы обучения и воспитания, слепых и слабовидящих (Психологические аспекты реабилитации): сборник научных трудов.-Л., 1982.-С. 15−26.
- Урядницкая, Н.В. Совладающее поведение в кризисной ситуации тяжелого заболевания Текст. / Н.В. Урядницкая' // Прикладная психология. 1998. — № 3. — С.24−29.
- Учебные программы по социально-психологической реабилитации взрослых инвалидов по зрению Текст. / Под ред. В. А. Феоктистовой. С-Пб.: Медико-социальный центр реабилитации инвалидов по зрению, 2000. — 48 с.
- Феоктистова, B.A. Преодоление психологических конфликтов. Текст. / В. А. Феоктистова // Наша жизнь. 1979. — № 9. — С. 36−37.
- Фобии и тревожные ожидания ослепших: методические рекомендации для» реабилитологов Текст. / Под ред. Литвака А. Г. -Волоколамск, 1991. — 36 с.
- Формирование социально-адаптивного поведения' у учащихся с нарушением зрения в начальных классах Текст. / Под ред. Л: И. Плаксиной. — Калуга: Адель, 1998. -140 с.
- Хватова, А. В: Основные причины слепоты и слабовидения у детей и пути их профилактики. Текст. / А. В: Хватова // Профилактика слепоты и слабовидения у детей: сборник статей. — М., 1996. — С. 68—71.
- Хазова, С.А. Совпадающее поведение одаренных старшеклассников : дис. канд. псих, наук Текст. / С. А. Хазова Кострома, 2002. — 232 с.
- Хазова, С.А. Совпадающее поведение одаренных старшеклассников Текст. / С. А. Хазова // Психологический’журнал. 2004 — № 5. — т. 25. — С. 3539.
- Хорош, С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка Текст. / С. М. Хорош // Дефектология. 1991. — № 3. — С. 88−94.
- Хрусталев, С.А. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих Текст. / С. А. Хрусталев, С. А. Гильд, Л. А. Боброва. -М.: ВОС, 1986.-93 с.
- Хрусталев, G.A. Проведение- индивидуальных- бесед- психокоррекционного характераs Текст.- / С. А. Хрусталев. М: Просвещение, 1990.-168 с.
- Хрусталев, С.А. Работа-с лицами со сниженной- адаптацией! Текст. /С.А. Хрусталев: Mi, 1990- - 47 с.178: Хьелл- Л: Теории- личности*Текст.-/ Л1 Хьелл, Д: Зиглер: — С-Пб: — Питер-Пресс, 2001. 324 с.
- Черанев, В.А. Психологические аспекты- реабилитации ослепших в зрелом- возрасте Текст.' / В. А- Черанев- // Особенности' учебной и трудовой' деятельности при глубоких нарушениях зрения: сборник статей. — Л-: Л ГНИ им. А. И: Герцена, 1983. С. 78−82.
- Черанев, В.А. Психологическая реабилитация лиц- утративших зрение в? зрелом возрасте : автореф. дис.. канд. псих, наук Текст. / В. А. Черанев. — М:1985: — 16с.
- Шалагина, T.G. Состояние душевного кризиса Текст." / Т.С. Шалагина// Наша жизнь. 1991. — № 9: — С. 40−42.
- Шкляев,'. А. В. Понять т помочь: — практическое- руководство по реабилитации незрячих. Текст. / А. В- Шкляев- — М- Логос, 2004: — 171 с.
- Altman, I. A transactional perspective on transitions to new environments Текст. /1. Altman // Environment and Behaviour. 1992. — № 24, (2). -P. 268−280.
- Altman, I. World views in psychology: Trait, ihteractional, organismic and" transactional perspectives Текст. / I. Altman, Bi Rogoff. // Handbook of environmental psychology -New York.: Wiley, 1987. 302 p.
- Anderson, E. D. Blind children’s language: resolving some differences.
- Текст. / Е. D. Anderson, A. Dunlea, L. S. Kekelis // Journal of Child Language — 1984.-No. 11.-P. 45−64.
- Burlingham, D. Psychoanalytic Studies of the Sighted and' the Blind' Текст. / D. Burlingham // Psychoanalytic Studies of the Sighted and the Blind. -New York: National Universities Press, 1972. 248 p.
- Byrne, R.W. Distances and directions in the-cognitive maps, of the blind' Текст. / RtW. Byrne- E. Salter. // Canadian Journal of Psychology. 1983. -No.37, P. 293−299.
- Espinosa, Ml A. Un estudio transaccional sobre la ciudadde Madrid у dos de sus barrios (A transactional study about Madrid, city and two of its suburbs) Текст. / M.A. Espinosa // Unpublished Ph.D. thesis. Universidad Autonoma de Madrid--1994.-245 p.
- Espinosa, M.A. Tactile maps: A useful instructional. method for improving the practical spatial knowledge of visually impaired people. Текст. / M.A. Espinosa, E. Ochaita. // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1993. — No.4-P.32—39.
- Fitzgerald, R. Reactions to blindness: a four year follow-up study Текст. / R. Fitzgerald, J. Ebert, M. Chambers // Percept Mot Skills. 1987. — No. 64. -P.363−378.
- Fitzgerald, R. Commentary on sexual behaviour in the blind Текст. / R. Fitzgerald // Med Aspects of Sexuality. 1973. — No. 7. -P 60−61.
- Fitzgerald, R. Visual phenomenology in recently blind adults Текст. / R. Fitzgerald// AmericanaoumallofiPsychiatry. 197 °F. — No. 127. — P. 1533−1539.
- Foxall-, A. Predictions^oftloneliness, imlow" vision"adults Текст. / A. FoxallW Western Journal ofiNursing Research: — 1992. — No. 14. P:86−89.198: Fraiberg, S. Insights from the blind. Текст. / S. Fraiberg. New York: Basic Books, 1972. — 327 p.
- Hirtle- S.C. Acquisition of spatial knowledge for routes Текст. /S.C. Hirtle, J. Hudson // Journal of Environmental Psychology. 1992. — No. 11: (4): -P.335—347.
- Hollyfield, R. L. The spatial cognition of blind pedestrians Текст. / R.L. Hollyfield, J. Foulke // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1983. — May.-P. 205−210.
- Huertas, J. A. The externalization of spatial representation by blind persons Текст. / J. A. Huertas, E. Ochaita // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1992. -No.86.-P. 398^-402.
- Lindberg, E. Acquisition of locationals information" in cognitive: maps: automatic effortful processing? Текст. / E. Lindberg, 'Г. Giirling // Psychological Research. —1983: — No. 45: — Pf 19—38i
- Lindo G. Adaptation? Strategies. WelK being-and?activities of daily living among: people- with low vision: Текст. / G) Lindo- L. Nordliolim // Journals of Visual Impairment and Blindness. 1999. -No:7. -P.4346.
- Liyange, A.G. Visualimpairment: its effect oncognitive development and behavior Электронный ресурс. / A.G. Liyange. — Режим доступа: http://www.intellectualdisability.info/complex disability/vis^cogn:htmi
- Ochaita, E. Spatial representation? by persons who"are blind: A. study of the effects of learning and development. Текст. / E. Ochaita, J. A. Huertas // Journal ofVisual ImpairmentandBlindness-1993 -No. 87. -P.37−41.
- Rieser, J. J. Sensitivity to perspective structure while walking without vision. Текст. / J. J. Reiser, D.A. Guth, E.W. Hill // Perception. 1986. — No. 15. -P. 173−188.
- Sihota, R. The causes and prevention of blindness • Текст. / R. Sihota, R. Tandon // In: Parson’s diseases of the eye. 19th ed. Butterworth: Heinman, 2003. -P. 583−585.
- Smith, Т. M. Adaptation to Low Vision Caused by Age-Related Macular Degeneration: A Case Study Текст. / T.M. Smith // Journal of Visual Impairment and Blindness. 2008. -No. 16. — P.725−730.
- Spencer, C. The child in the physical environment: The development of spatial knowledge and cognition Текст. / С. Spencer, M. Blades, K. Morsley. -Chichester: Wiley, 1989. 349 p.
- Stokols, D. Scientific and policy challenges of a contextually-oriented psychology Текст. / D. Stokols, I. Altman (eds.) // Handbook of environmental psychology. New York: Wiley, 1987. — 524 p.
- Thorndyke, P. W. Differences in spatial knowledge acquired from maps and navigation. Текст. / P. W. Thorndyke, B. Hayes-Roth // Cognitive Psychology. 1982. — No.14. — P.560−589.
- Ungar, S. The construction of cognitive maps by children with visual impairments Текст. / S. Ungar, M. Blades, C. Spencer // In: Portugali, J. (Ed.), The Construction of Cognitive Maps. — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1996.-342 p.
- Ungar, S. The role of tactile maps in mobility training Текст. / S. Ungar, M. Blades, C. Spencer // The British Journal of Visual Impairment. 1993. -No. 11. -P.59−61.
- Ungar, S. Visually impaired children’s strategies for memorising a map Текст. / S. Ungar, M. Blades, С. Spencer // British Journal of Visual Impairment. -1995.-No. 13. -P.27—32.
- Ungar, S. Can visually impaired children use tactile maps to estimate directions Текст. /S. Ungar, M. Blades, С. Spencer, К. Morsley // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1995. — No. 88. — P. 221−233.
- Watson, M. Development of a questionnaire measure of adjustment in cancer: MACL scale Текст. / M. Watson, S. Geer, J. Q. Young // Psychology and Medicine. 1988. — No. 18. — P.203−209.