Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробацияисследования. Результаты? диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной" дошкольной педагогики и психологии, социальной психологии КГУ им. Н. А. Некрасова-, докладывались на II Всероссийских педагогических чтениях по* вопросам коррекционной педагогики! и специальной? психологии? (Москва- 2007), первой и второй Международнойнаучно-практической? конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.4'
  • Глава I. Зрительная депривация как причина специфических жизненных трудностей
    • 1. 1. Нарушение зрения — особый стрессогенный фактор, влияющий на личностную сферу человека
    • 1. 2. Специфика жизненных трудностей инвалидов по зрению.26'
  • Выводы
  • Глава II. Теоретические основы изучения совладания личности с трудными жизненными ситуациями
    • 2. 1. Жизненные трудности и стресс как психологические категории
    • 2. 2. Проблема совладающего поведения в норме и патологии
  • Выводы
  • Глава III. Эмпирическое изучение психологических факторов совладающего с трудностями поведения у инвалидов по зрению
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Результаты исследования и их обсуждение
      • 3. 2. 1. Изучение своеобразия жизненных трудностей и характера их преодоления инвалидами по зрению
      • 3. 2. 2. Результаты1 изучения совладающего поведения у инвалидов по зрению
      • 3. 2. 3. Изучение различий в личностных качествах, типах отношения к нарушению и взаимосвязи типа отношения к нарушению с выбором стилей и стратегий совладающего поведения у людей с патологией зрения
      • 3. 2. 4. Изучение влияния личностных качеств на выбор инвалидами по зрению стилей и стратегий совладающего поведения

Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В России высока распространенность ограничения трудоспособности среди населения" вследствие патологии органа зрения. По данным статистики в 2007 году на учете во Всероссийском обществе слепых (ВОС) состояло более 200 тысяч человек трудоспособного" возрастас выраженными нарушениями функций зрительного" анализатора (Н.М. Бубнов, 2007).

Наличие зрительной патологии ограничивает жизненные перспективы человека в-разных направлениях (получение желаемого образования, вопросы трудоустройства, создание семьи и т. д.). Результатом таких ограничений нередко становятся острые стрессовые реакции, сопровождаемые негативными переживаниями и формированием личностных установок на инвалидность.

Втифлопсихологии накоплен фактический материал по изучению причин, особенностей и последствий стрессавозникающего при утрате зрения (Р. Бандзявичене, 1985; А. Г. Литвак, 1997; A.A. Быков- 2004, 2006; В.А. Момот), а также показаны особенности негативных личностных установок на инвалидность и их психолого-педагогической коррекции (А.И. Суславичус, 1977; Ю. Г. Демьянов, В. М. Сорокин, А. Г. Литвак, 1992; В. П. Гудонис, 1999; A.A. Быков, 2007). Рассмотрены аспекты работы с лицами данной категории со сниженной адаптацией, приемы и методы их обучения преодолению трудностей в процессе адаптации (В.А. Феоктистова, 1979; С. А. Хрусталев, 1985; Л. И. Солнцева, 2005). Большое внимание уделяется изучению психологических новообразований, возникновение которых связано с патологией зрения (А.Г. Литвак, 1998; Т. Н. Контюхова, 2004; В. А. Момот, 2006).

Практический опыт работы с людьми с нарушением зрения показывает, что они обладают достаточно высоким уровнем, физической и интеллектуальной трудоспособности, а значит, могут быть социально востребованы. Вместе с тем, наличие у них проблем социальной адаптации, связанных со спецификой инвалидизации, определяют актуальность вопросов об особенностях преодоления инвалидами по зрению жизненных трудностей, о факторах, определяющих выбор стилей и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями.

В * современной психологической науке совпадающее поведение личности (копинг-поведение) трактуется как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией — изменение ситуации (поддающейся контролю)¦, или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Под стратегиями’совладания-понимают основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия^ для регуляциисубъектом эмоционального" и интеллектуального напряжения" с целью > оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам (Т. Л. Крюкова, 2004). Стратегии совладающего поведения объединяются в стили. Стиль совладающего поведения" — этоиндивидуально-своеобразный, стереотипный, привычный или предпочтительный способ действий по решению проблемы, купированию кризиса конкретным человеком" (В .А. Бодров, 2000).

Анализ проблемы совладающего поведения позволил установить, что к психологическим факторам, определяющим его характеру относятся личностные качества людей, включая, локус субъективного контроляи, свойственное только лицам с ограниченными возможностями здоровья, такое личностное новообразование, как тип отношения к нарушению.

Исследования совладающего поведения инвалидов" по зрению в зарубежной* и отечественной тифлопсихологии-немногочисленны и посвящены подросткам (С. Са1уо-Коуе11, 2008; В. З. Кантор, 2004; А. Н. Шингаева, 2007). Данные о совладающем с трудностями поведении взрослых инвалидов^ по зрению в отечественной специальной психологии, на сегодняшний день, отсутствуют.

Отсутствие базовых эмпирических знаний о психологических факторах данного вида поведения взрослых инвалидов по зрению ограничивает разработку эффективных методов и программ оказания им психокоррекционной помощи, направленнойна формирование навыков конструктивного совладания с жизненными трудностями.

Вышесказанным определяются актуальность темы, исследования, его объект, предмет и цель.

Объект исследования: совладающее с трудностямиповедение инвалидов по.зрению.

Предметисследования: психологические факторы, определяющие выбор инвалидами по зрению стилей и стратегий совладающего поведения.

Цель исследования: изучение психологических факторов совладеющего* с трудностями поведения у инвалидов по зрению.

Гипотезы исследования:

— Совладающее поведение инвалидов по зрению представляет собой преодоление жизненных трудностей, имеющих собственную специфику, определяемую* необратимостью зрительной, депривации и особым* образом ограничивающую возможности жизнедеятельности человека!

— Вариативность, выбора стилей и стратегий^ совладающего поведения" инвалидов! по зрению определяетсястепенью^ нарушения зрения, характером отношения к нарушению, степенью-их адаптированности/дезадаптированности в сочетаниис различными комбинациями выявляемых у них личностных качества.

Задачи исследования:

• Провести анализ теоретических и эмпирических исследований проблемы специфических жизненных трудностей у инвалидов-по зрению.

• Рассмотреть основные подходы к изучению проблемы совладания личности с трудными жизненными ситуациями в норме и патологии.

Выявить и проанализировать наиболее значимые жизненные трудности инвалидов по зрению, а также характер сопряженных с ними эмоциональных переживаний.

• Осуществить эмпирическое исследование стилей, стратегий и психологических факторов совладающего с трудностями поведения инвалидов по зрению;

• ¦ Определить, и описать типологические варианты, совладающего поведения инвалидов* по зрению в, зависимости' от тяжести зрительного нарушения, уровня социальной адаптированности и преобладающего-сочетания личностных качеств.

Научная новизна исследования: впервыев отечественной специальной психологии осуществлено исследование совладающего с трудностямиповедениявзрослых слепых и слабовидящих людейописан диапазон выбора копинг-стилей и копинг-стратегий как-конструктивной, так и неконструктивной направленности, используемых инвалидами по зрению;

• установлено, чтохарактер совладания с необратимой, трудной ситуацией, обусловленной — зрительной* депривацией, определяется характеристиками собственно, 1 зрительного нарушения, степенью социальной адаптированности, рядом личностных качеств индивида и его отношением к нарушению;

• * определены личностные качества, которые являются, ресурсами совладающего поведения у людей, с разной* степенью тяжести нарушения зрения, и. личностные качества^ снижающие конструктивность совладания^ как слепых, так и слабовидящих людей.

• на основании изучения, психологических факторов, определяющих характер совладающего поведения инвалидов по зрению, описаны его типологические варианты" в зависимости от характеристик нарушения зрения и степени социальной адаптированности индивида.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены психологические факторы и типологические варианты совладающего поведения инвалидов по зрению, что позволяет расширить базовые теоретические представления* о совладании с трудностями и адаптационных возможностях личности! вусловиях зрительной депривации у людей с различной степенью выраженности зрительной патологии и степенью социальной адаптированности, а также определены психологические особенности, составляющие* ресурсный потенциал совладания с жизненными* трудностями инвалида по-зрению.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования* позволят реабилитологам и* тифлопсихологам специализированных, реабилитационных центров? повысить эффективность, оказания помощи инвалидам по зрению с учетом психологических факторов их совладающего поведения. Они послужат основой для составления программ социально-психологической адаптации1 инвалидов^ по зрению к жизненным трудностям. Сформированный в данном исследованиикомплекс методик может быть использован специалистами в области тифлопсихологии при-изучении особенностейшоведения*. лиц со зрительной депривацией в трудных ситуациях и коррекции неадекватных установок на инвалидность.

Положения, выносимые на^ защиту.

1. Снижение оценки своих возможностей в преодолении жизненных трудностей инвалидом по зрению зависит от тяжести, нарушения зрения, временю его наступления и, степени, социальной адаптированности индивида.

2. Совладая с трудной и необратимой ситуацией, обусловленной зрительной депривацией, инвалиды по зрению могут использовать конструктивные стили и стратегии совладания: проблемно-ориентированный копинг, планирование решения проблемы, самоконтроль и принятие ответственностипри этом слабовидящие чаще, чем слепые используют стили и стратегии, ориентированные на социальную поддержку;

3. Частота выбора конструктивных форм совладания коррелирует со степенью адаптированности индивида, что позволяет рассматривать ее как особый социально-психологический фактор совладающего поведения инвалидов по-зрению.

4. Психологическими факторами, определяющими*выбор инвалидамипо зрению" конструктивных стилей истратегий? совладающего поведенияв частностистиля проблемно? ориентированного копинга, являются? такие психологические образованияи личностные качества* как ингернальный тип, локуса субъективного контроля, эмоциональная устойчивость, смелость, черты интровертированностиш гармоничный тип отношения к нарушению- 5. Психологическими! факторами" неконструктивного $ совладания инвалидов по зрению г выступают конформность, склонность, к: подавляющему агрессивному поведению во взаимоотношениях с окружающими и черты импульсивности и безответственности. Эти личностные качества" ведут к: эмоциональному разрешению трудных ситуацийуходу,, отвлечению: от решения? проблем и конфронтативно! направленному, агрессивному поведению в трудной ситуации.

Апробацияисследования. Результаты? диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной" дошкольной педагогики и психологии, социальной психологии КГУ им. Н. А. Некрасова-, докладывались на II Всероссийских педагогических чтениях по* вопросам коррекционной педагогики! и специальной? психологии? (Москва- 2007), первой и второй Международнойнаучно-практической? конференции «Психология совладающего поведения» (Кострома, 2007; Кострома, 2010), II Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» (Москва, 2008). Результаты исследования используютсяв, спецкурсах* для студентов специальности «Специальная дошкольная педагогика ипсихология» Института. педагогики" и" психологииКостромского государственного: университета им. II.А. Некрасоваи= слушателей! Костромскогообластного институтаразвития образования.

Методологическую основу исследования' определили: идеи культурно-исторической психологии Л. С. Выготскогоидеиоб общих закономерностях нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л. С. Выготский,) — положениям о социальной природе вторичных нарушений в развитии у детей и теориясоциальной компенсации Л. С. Выготского, лежащие в основе современной тифлопсихологии ((А.И. Зотов, A.F. Литвак, В: А. Момот, Л.И. Солнцева) — концепция эволюции отношения! государства* и общества к людям с различными нарушениями в развитии и инвалидам (H.H. Малофеев) — субъектно-деятельностный подход к изучению социально-психологических явлений (А.В. Брушлинский, В.В. Знаков^ Е.А. Сергиенко) — теория личностных черт Р: Кеттелаучение о стрессе Г. Сельетранзакциональная когнитивная теория стресса1 и копинга (Р. Лазарус, К. Олдвин) — отечественный социально-психологический подход к совладающему. с трудностями поведению (Л.И. Анцыферова, В. А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык), концепция совладающего поведения личности, разрабатываемая исследователями Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова в рамках субъектно-деятельностного подхода (Т.Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С.А. Хазова) — классификация типов отношения личности к нарушению (И:Г. Беспалькои др:).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме диссертационного исследованиянаблюдениепсиходиагностические методы, устный опрос, феноменологическое интервью, тесты, опросникианализ документов испытуемых (личные дела людей, поступивших в центр реабилитации для инвалидов по зрению, заключения психологов и реабилитологов данного центра, индивидуальные программы реабилитации).

Достоверность и обоснованность, результатов и выводов исследования обеспечиваютсяшироким использованием данных современной психологической науки, связанных с исследуемой проблемой, обработкой результатов исследования с помощью качественного анализа данных (контент-анализ ответов респондентов, полученных с помощью феноменологического интервью) и количественных методов математической статистики).

Организация исследования. База исследования: Федеральный центр реабилитации слепых г. Волоколамска Московской области, Государственное учреждение культуры «Костромская областная библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению»,.

Костромское отделение региональной организации Всероссийского общества слепых.

Временной период проведения исследования составил 3 года (2005;2008). I.

В проведенном исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 18 до 65 лет — инвалидов 1 и 2 группы по зрению с различным временным периодом пребывания в зрительной депривации и разнородной этиологией возникновения патологии зрения. В зависимости от глубины нарушения зрения группа инвалидов по зрению была разделена на группу слепых (26 человек с остротой зрения от 0 до 0,04) и группу слабовидящих (24 человека с остротой зрения от 0,05 до 0,2).

Структура диссертационного исследования. Исследование состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиографический список включает 183 источников на русском языке и 41 источника на английском языке.

Выводы.

Результаты проведенного изучения психологических факторов совладающего с трудностями поведения у инвалидов по зрению показали, что общая гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Это позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Представление о собственных возможностях в преодолении жизненных трудностей у инвалидов по зрению связано со степенью выраженности и временем наступления зрительного нарушения, а также со степенью социальной адаптированности индивида. В частности, низкая оценка своих возможностей отмечается чаще у тотально слепых, чем у слабовидящих, и является более сниженной у взрослоослепших, чем у слепорожденных.

2. Инвалиды по зрению, способны использовать конструктивные стили и стратегии совпадающего поведения, такие как проблемно-ориентированный копинг, планирование решения проблемы, самоконтроль и принятие ответственности. При этом слепые значительно реже, чем слабовидящие, выбирают стратегии, ориентированные на социальную поддержку. Социально дезадаптированные инвалиды по зрению, вне зависимости от тяжести зрительного нарушения, склонны использовать неконструктивные стили и стратегии* чаще всего ориентированные на избегание решения проблем.

3. В структуре личности инвалидов nos зрению отмечаются такие особенности, как недоверчивость и враждебность по отношению < к окружающим, переживание чувства вины, ориентация на мнение окружающих, склонность к тревоге и депрессии. Проявление этих особенностей у слепых выражается в их стремлении^ контролировать свои эмоции? и поведение при сохранении внутренней тенденции к нонконформизму. Для слабовидящих более характерно открытое, подавляющее, агрессивное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций.

4. Уровень и качество сформированности у инвалидов по зрению навыков конструктивного совладания тесно взаимосвязаны со степенью их социальной* адаптированности, что позволяет рассматривать ее как особый, комплексный социально-психологический фактор совпадающего поведения людей со зрительной депривацией.

5. Психологическими факторами, определяющими выбор конструктивных стилей и стратегий совпадающего поведения, выступают следующие психологические образования и личностные качества: интернальный тип локуса субъективного контроля, эмоциональная" устойчивость, смелость, черты интровертированности и гармоничный тип отношения к нарушению.

6. Психологическими факторами неконструктивного совладания инвалидов по зрению являются конформность, склонность к агрессивному, подавляющему и/или импульсивному, безответственному поведению во взаимоотношениях с окружающими. Эти личностные качества способствуют уходу от решения проблем, аффективному разрешению трудностей и возникновению конфронтативного поведения.

7. Различные сочетания личностных качеств, психологических образований, степени социальной адаптированности и степени выраженности нарушения зрения позволяют выделить типологические варианты совладающего поведения, которые могут быть использованы в реабилитационной практике при разработке программ социально-психологической адаптации инвалидов по зрению.

Сделанные в данном исследовании выводы позволяют разработать программу социально-психологической адаптации инвалидов по зрению, направленную на формирование у них механизмов конструктивного совладания с жизненными трудностями и учитывающую факторы, которые во многом определяют готовность лиц данной категории к преодолению1 специфических жизненных трудностей (степень выраженности" нарушения зрения — слепота, слабовидениевремя наступления зрительной депривации — слепорожденные или взрослоослепшиестепень социальной адаптированности). Один из вариантов такой программы представлен в приложении № 1.

Заключение

.

В проведенном исследовании впервые в отечественной специальной психологии и психологии совпадающего поведения изучены психологические факторы совпадающего поведения людей с ограниченными возможностями здоровья на материале взрослых инвалидов по. зрению I и И* группы. В работе обобщены основные подходы к изучению совпадающего поведения, существующие в психологической науке, и приведен обзор исследований совпадающего поведения? людей с ограниченными возможностями здоровья отечественных и зарубежных авторов.

Глубокое нарушение зрения рассматривается как физический. недостаток, порождающий сложный, комплекс воздействий на психологическую систему личности. В исследовании выделены значимые аспекты стресса при нарушениях зрения, охарактеризованы его причины, и последствия. Установлено, что основу стресса у лиц с глубоким нарушением зрения составляют длительные, негативные эмоциональные переживания, острота которых определяется временем наступления зрительной депривации. Наиболее острому и тяжелому стрессу подвергается человек, внезапно утративший зрение.

Кроме того, в исследовании показаны специфические жизненные трудности, испытываемые людьми с глубокойзрительнойпатологией, наиболее актуальными' из которых являются: трудности в пространственной ориентировке, трудности в общении с нормально видящими, трудности в профессиональной самореализациитрудности в быту и самообслуживании.

В России^ в настоящее время развиваетсясистема оказания реабилитационнойпомощи инвалидам, по зрениюкоторая включает следующие направления: социально-бытовая- (элементарная) реабилитация, социально-трудовая (профессиональная) реабилитация и социально-психологическая реабилитация. Реабилитациям инвалидов^ по зрению это процесс, результатом которогодолжна стать адаптация личности к полноценной активной жизни в условиях зрительной депривации и" выработка эффективной стратегии преодоления специфических жизненных трудностей.

В исследовании был изучен характер преодоления людьми, с глубоким нарушением зрения жизненных трудностей в" контексте изучения психологических факторов их совпадающего поведения, при этом. учитывалось, что нарушение зрения — необратимаягрудная ситуация. Автором исследования был осуществлен поиск ответов на следующие вопросы: как инвалиды по зрению оценивают свои возможности по преодолению трудных ситуаций? В чем состоит специфика выбора людьми со зрительной недостаточностью стилей и стратегий совпадающего поведения и, какова4 зависимость этой специфики от степени выраженности нарушения зрения? Какие психологические факторы определяют конструктивность совпадающего поведения инвалидов по зрению? Какие типологические варианты совпадающего поведения^ свойственны инвалидам по зрению в зависимости от их личностных особенностей, степени выраженности нарушения зрения и степени социальной адаптированности?

Для поиска ответов на эти вопросы нами был сформирован методический комплекс, в состав которого вошло разработанное автором феноменологическое интервью, направленное на изучение специфики трудностей инвалидов по зрению и, сопряженных с ними эмоциональных переживаний, а также оценки индивидом своих возможностей по преодолению трудных ситуаций.

Выборка исследования формировалась, преимущественно, на базе специализированного' реабилитационного учреждения для инвалидов по зрению, что предполагает наличие у участников исследования проблем, разрешить которые они пытались средствами получения реабилитационной помощи.

В исследовании зафиксировано, что инвалиды по зрению, испытывая ряд специфических трудностей, оценивают свои возможности по? преодолению трудных ситуаций как крайне недостаточные, что сопряжено с негативными эмоциональными переживаниями. Особенно* это характернодля взрослоослепших людей.

В данном исследовании впервые изучены копинг-стили и копинг-стратегии, выбираемые инвалидами* по зрению" в зависимости от степени выраженности зрительной недостаточности и степени5 их социальной адаптированности. Эмпирически выявлены психологические факторы, которые выступают ресурсами конструктивногосовладания! инвалидов по зрению, а также особенности, способствующие выбору ими непродуктивных стилей и стратегий совпадающего поведения. Воздействие этих психологических факторов на характер совпадающего поведения инвалидов по зрению определяется степенью тяжести зрительной" * патологии. Также на основании изученияпсихологических факторов совпадающего поведения инвалидов по зрению в исследовании описаны наиболее характерные для лиц данной категории* типологические варианты совладания с жизненными трудностями. Преобладание того или иного типологического варианта совпадающего поведения у незрячего индивида определяется сочетаниями его личностных качеств, степенью выраженности нарушения зрения1 и степенью социальной адаптированности. При этом конструктивные и неконструктивные варианты совладания наблюдаются в равной степени, как у слепых, так и у слабовидящих. Важным условием конструктивности совладания в данном случае выступает временной период пребывания в зрительной депривации;

Результаты данного исследования показали, что людям с глубоким нарушением зрения необходима реабилитационная и психологическая помощь, направленная на формирование навыков коммуникативной деятельности, умений социального взаимодействия и преодоление негативных эмоциональных переживаний, а также психологических барьеров, препятствующих конструктивному использованию социальной поддержки в трудных ситуациях.

На наш взгляд, изучение психологических факторов совладающего поведения у инвалидов по зрению имеет широкие перспективы. На данный момент, в специальной психологии и психологии совладающего поведения не изучены тендерные аспекты совладающего поведения людей с глубокой патологией зрения, отсутствуют данные о влиянии когнитивных способностей лиц данной категории на их совладающее поведение, не исследованы вопросы совладания с жизненными трудностями людей со зрительной депривацией, обладающих различным социальным и семейным статусом. Изучение этих аспектов совладающего поведения инвалидов по зрению позволит расширить возможности оказания им коррекционно-реабилитационной помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. Психология и сознание личности- Текст. / К. А. Абульханова // Проблемы методологии, теории и исследования, реальной личности: избр. психол. Труды. М., Воронеж, 1999. — 86 с.
  2. Агеев, — Е. Д: Система реабилитации слепых Текст. / Е. Д. Агеев М.: ВОС, 1981.-21 с.
  3. , Б.Е. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев -Л.: ЛГПИ, 1969: — 338 с.
  4. , В.В. Психическая саморегуляция как составная часть реабилитации незрячих Текст.,/ В. В. Антонов. М.: Просвещение, 1985. — 87 с.
  5. Анциферова, Л. И! Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование трудных жизненных ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. — С. 3−18.
  6. , Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути? Текст. / Л. И. Анциферова //Принцип системности в современной психологической науке и-практике: В 4 т. Том 2. М, 1996. — С. 14−18.
  7. , Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1999. -т.20. — № 1. — С. 18−21.
  8. , Р. Психологическое напряжение при слепоте Текст. / Р. Бандзявичене // Экспериментальная прикладная тифлопсихология. -Вильнюс, 1985. С. 24−32.
  9. , В.А. Трудности в общении инвалидов по зрению. Пути их устранения Текст. / В. А. Бараш, Ю. Г. Демьянов. / Вьсб. ст. под ред. Литвака
  10. A.Г. М.: Логос, 1991. — 44 с.
  11. Белецкая- В. И- Охрана зрения слабовидящихvшкольников. Текст. /
  12. B.И. Белецкая, А. Н. Гнеушева. М.: Просвещение, Л978. — 65 с.
  13. , A.B., Момот, В.А. Психологическая коррекция в реабилитации* инвалидов* по-зрению Текст. / A.B. Белинский, BlA. Момот. -М'.: Изд-во МГОПУ им. М':А. Шолохова, 2006. 147 с.
  14. , Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф: дис.. канд. психол. наук Текст.5/ Н. О. Белорукова. Кострома, 2005. — 24 с.
  15. , М.П. Особенности семейной' дисфункции, и совпадающего поведения- членов семей детей с психосоматическими расстройствами желудочно-кишечного тракта Текст. / М.П. Билецкая-,
  16. Совпадающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. A.JI.
  17. , Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — С. 217 -235.
  18. , A.A. Психология* общения Текст. / A.A. Бодалев: М!.: Институт практической психологии- 1996. — 256 с.
  19. , A.A. О человеке в* экстремальной^ ситуации^ Текст. //Вопросы, социальной психологии' личности. Вып.4 / Под ред. P.M. Шамионова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. С. 52−58.
  20. Бодров- В.А. Информационный) стресс: Учебное пособие для вузов Текст. / В. А. Бодров: М.: ПЕР-СЭ, 2000: — 352 с.
  21. , A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. — М-.: Институт психологии РАН, 1994. — 109 с.
  22. , Л.Ф. Психология, жизненных ситуаций: учебное пособие. Текст.- / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. — М.: Российское: педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  23. Быков- A.A. Социально-iюихологическая реабилитация инвалидов: по зрению (преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших) t Текст. / А. А-. Быков?// В-сб. науч: тр. под ред. С.Н. Ваныпина- 0-В1 Сергеевой- М.: Логос, 2004. — 48 с.
  24. , A.A. Стресс-менеджмент: методическое пособие Текст. / A.A. Быков. М.: Логос, 2006. — 64 с.
  25. Быков, А. А-. Коррекция негативных психологических установок инвалидовшо"зрению: методические рекомендации Текст. / A.A. Быков. — М.: Логос, 2007. 84 с. 30.'. Бюрклен, KL Психология слепых. Текст. / К. Бюрклен- М-: Просвещение, 1934- -264 с.
  26. , Ф.Е. Психология переживания (анализ- преодоления критических ситуаций)??Текст.У Ф-Е. ВасилюкMi: Просвещение, 1984- 200 с.
  27. Волкова- И: П. О- некоторых видах нарушения критичности и самооценки незрячих Текст. / И. П. Волкова // Проблемы социально-психологической: реабилитации" слепых: сборник статей' / Под ред. Р. Б. Драгинского. М., 1981. — С. 83−89.
  28. Головина, Т. П- Критерии оценки положения, слепого в семье. Модели реабилитированное&trade- Текст. / Т. П! Головина, Э. М. Стернина // Дефектология. 1993. — № Т. — С. 35−41.
  29. , М.С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: автореферат дис. канд. психол. наук Текст. / М-С.Голубева: Кострома- 2006:.-23 с.
  30. , М.С. • Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с ограниченными^ возможностями здоровья Текст. / М. С. Голубева // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова: Серия «Гуманитарные науки». 2006. — Том 12. — № 2. — С. 111−115.
  31. , Е.Л. Социокультурные контексты психолого-педагогических исследований: отклоняющегося? развития: опорные таблицы Текст. / Е Л: Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2002.
  32. , A.B. Прикладная реабилитационная педагогика Текст. / A.B. Гордеева- В. В. Морозов. М.: Академический проект, 2005. — 320 с.
  33. Гудонис, В. П: Общество и слепота Текст. / В.'П. Гудонис // Наша жизнь.- 1988. № 5. — С. 41−42.
  34. , В.П. Психолого-педагогическая коррекция личности учащихся с нарушениями зрения Текст. / В. П. Гудонис // Психолого-педагогические условия1 развития" личности учащихся. Воронеж, 1990. — С. 18−19.
  35. , В.П. Интеграция. лиц, с нарушениями зрения.Текст. / В. П. Гудонис // Дефектология: 1993. — № 4. — С. 15−18.
  36. , В.П. Социальные психолого-педагогические основы интеграциилиц с нарушенным зрением: автореф. дис. д-ра пед. наук Текст. / В. П. Гудонис. М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 11 995. — 46 с.
  37. , В.П. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушениями зрения Текст. / В. П. Гудонис // Дефектология. 1996. — № 2. — С. 2−7.
  38. Гудонис, В. П: Основы и перспективы социальной адаптации-лиц с нарушенным зрением Текст. / В. П. Гудонис. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288 с.
  39. , Т.В. Защитное и совпадающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореф. дис.. канд. психол. Наук Текст. / Т. В. Гущина. Кострома, 2005. — 24 с.
  40. , Ю.Г. Психопатологические аспекты адаптации' инвалидов по зрению в условиях производства Текст., / Ю. Г. Демьянов. // Реабилитационная' работа со слепыми и, слабовидящими: сборник научных трудов. Ль, 1988. — С. 34−38:
  41. , Ю.Г. Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность и отношение к дефекту у слепых Текст. / Ю. Г. Демьянов, В. М- Сорокин- ВЖ Беляева, Т. С. Шалагина / Под- ред. Литвака А. Г. -Волоколамск, 1992. 124 с.
  42. , Ю.Г. Психологическая коррекция установок на инвалидность у ослепших: методические^ рекомендации1 Текст. // Ю. Г. Демьянов, В. М. Сорокин, В: И. Беляева, Т. С. Шалагина / Под ред. Литвака А. Г. Л.: РГПУ им. А. И: Герцена, 1993. — 49 с.
  43. , Ю.Г. Основы психопрофилактики, Текст. / Ю. Г. Демьянов. С-Пб.: МИМ. Паритет, 1999. — 236 с.
  44. , В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: методические рекомендации- Текст. / В. З. Денискина. -Верхняя Пышма, 1997. 22 с.
  45. Денискина, В. З'. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения Текст. /В:3: Денискина. — Уфа, Изд-во Филиала МГОПУ им. М: А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.
  46. , В.З., Бенедиктова, М.В: Обучение ориентировке в пространстве учащихся" специальной (коррекционной) школы Ш-1У вида: Методическое пособие Текст. /В.З. Денискина, М. В. Бенедиктова. — М: Логос, 2007. 306 с.
  47. Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность и отношение к дефекту у слепых Текст. / Под ред. Литвака А. Г. — Волоколамск, 1992. — 24 с.
  48. Дик, Г. Простые советы для приятного общения со слепыми Текст. / Г. Дик. Новосибирск: НОСБ, 2003. — 31 с.
  49. Дрызго, Hill. Актуальные вопросы психокоррекции' состояний1 утративших зрение- Текст.' / Н. П. Дрызго // Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых: сборник статей / Под ред. Ермолович 3! Г. -М.: Просвещение, 1988. С. 9−18.
  50. Духновский- C.B. Психологическое сопровождение подростков, в критических ситуациях:.учебное пособие. Текст. / C.B. Духновский. Курган, 2003.-186 с.
  51. Ермолович, 3.F. Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по, зрению Текст. / З. Г. Ермолович // Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых: сборник статей / Под ред. Ермолович 3.F. М.: Просвещение, 1988. — С. 2−9.
  52. , М.С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности: автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / М. С. Замышляева. — Кострома, 2006. — 24 с.
  53. , М.И. Пути компенсации слепоты, в процессе познавательной и трудовой деятельности. Текст. / М. И. Земцова. — М.: Просвещение, 1956.—271 с.
  54. , А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности Текст. / А. И. Зотов. // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников: сборник науч. трудов. — JL, 1981. С. 3−12.
  55. , Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте Текст. / Д: Н. Исаев С-Пб.: Речь, 1994. — 80 с.
  56. , В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни, слепых и слабовидящих Текст.,/ В. З. Кантор. G-Пб.: КАРО, 2004. — 240 с.
  57. Китаев-Смык, JIlA. Психология стресса Текст., / JI. А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983. — 320 с.
  58. , Т.Н. Внутренняя картина" болезни, в психологической структуре личности инвалидов-по зрению: автореф-дис.. канд. психол: наук Текст. / Т. Н. Контюхова: С-Пб., 2004. — 25 с.
  59. , И.Г. Личностное своеобразие и- его роль в процессе социализации подростков с. патологией1 зрения Текст. / И.Г. Корнилова- // Дефектология. 2001'. — №-2. — С. 3−12.
  60. , В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения: Учебное пособие Текст. /В.А. Кручинин. С-Пб.: РЕПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 184 с.
  61. , T.JI. Исследование совпадающего «Копинг» поведения Текст. / T.JI. Крюкова // В сб.: Психотехнологии в%образовательном процессе / Под ред. Н. П. Фетискина. — Часть I. — Кострома, 1999: — О. 55−58.
  62. , Т.Л. Психология, совпадающего, поведения Текст. / Т. Л. Крюкова. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. -344 с.
  63. , Т.Л. Методы изучения совпадающего поведения: три копинг-шкалы: методическое руководство. Текст. / Т. Л. Крюкова. — Кострома: Авантитул, 2007. 60 с.
  64. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совпадающего поведения
  65. Текст. / Т. JT Крюкова // Совпадающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т.Л.Крюковой- Е. А. Сергиенко. MI: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — С. 55−67.
  66. Крюкова- Т. Л". Психология совпадающего поведения: современное состояние, проблемы и? перспективы Текст. Т. Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, 2008. № 14 (4).-С. 147−153.
  67. , Е.В. Совпадающее поведение в семье, регулярно применяющей-физические наказания детей: автореф. дис.. канд. психол. наук. Текст. / Е. В. Куфтяк. С-Пб., 2003. — 28 с.
  68. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования" Текст. / Р. Лазарус: пер. с англ. -М.: Наука, 1970. С. 178−208.
  69. , A.B. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? Текст. / А. В: Либин // В сб.: Стиль человека: Психологический анализ. — М.: Смысл, 1998. — С. 45— 48.
  70. , Е.В. Изучение стилей совладания человека со сложными жизненными ситуациями с позиций интерактивного подхода Текст. / Е. В. Либина // Мир индивидуальности. М., 1995. — № 3. — С. 46−50.
  71. , A.F. Слепота и формирование личности Текст. / А. Г. Литвак // Сборник по реабилитации слепых / Под ред. A.F. Литвака. М., 1982. -С. 5−11.
  72. , А.Г. Проблемы личности в тифлопсихологии Текст. /A.F. Литвак // Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В. И. Феоктистова. -М, 1987.-С. 34−40.
  73. , А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие Текст. / А. Г. Литвак. М.: Просвещение, 1998. — 270 с. 98! Лонина, В. А. Цели, задачи- содержание работы* тифлопсихолога Текст. / В. А. Лонина // Дефектология-. — 1994. — № 6. С. 10−13.
  74. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности, развития психики-аномальных детей Текст. / В. И. Лубовский // Дефектология. 1971. -№ 6.-С. 34−38:
  75. Лупьян, Я. Н1 Барьеры общения: конфликт и стресс Текст. / Я. Н. Лупьян. — Минск, 1986. — 56 с.
  76. , H.H. Специальной образование в, меняющемся мире. Россия: учебное пособие Текст. / H.H. Малофеев. М.: Просвещение, 2010. — 319 с.
  77. , В.Ф. Психические нарушения при- дефектах зрения? и> слуха Текст.-/ В. Ф- Матвеев. -М.: Медицина- 1987. -461 с.
  78. , К. Переживание времени в период кризисов Текст. / К. Муздыбаев // Психологический журнал. 2000: -т.21. —№ 4. — С. 32−38.
  79. Нартова-Бочавер- C.K. «Coping* behavior» в системе понятий* психологии личности Текст. / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал.-1997.-Т. 18.-№ 5.-С. 20−30.
  80. , М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие Текст. / М. Н. Наумов. — М*: Просвещение, 1982. 118 с.
  81. Никольская, И. М: Психологическая- защита? у детей Текст. / И. М: Никольская- P.M. Грановская: С-Пб.: Речь, 2000: — 507 с.
  82. , Г. В. Оценка коммуникативного потенциала, инвалидов-по1 зрению" в- условиях реабилитационного процесса: учебно-методическое пособие Текст. / Г. В. Никулина. С-Пб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003″. — 142 с.
  83. , Г. В. Развитие самооценки в условиях зрительной недостаточности Текст., / Г. В. Никулина, И. Н. Никулина. — С-Пб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 158 с.
  84. Обучение домоводству инвалидов по зрению: методические рекомендации Текст. / Э. М. Стернина [и др]. М.: Просвещение, 1999. — 49 с.
  85. , Ю.И. Организация- и методика обучения" слепых ориентировке в пространстве: методическое пособие Текст. / Ю. И. Петров. -М., 1988.- 65 с.
  86. , В.А. Психология неадаптивной активности* Текст. / В. А. Петровский. -М.: Просвещение, 1992. -75 с.
  87. , О.Б. Совпадающее- поведение женщиньь на- этапе принятия роли матери, автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / О. Б. Подобина. Кострома^ 2005. — 22 с.
  88. Проблемы социальной, реабилитации слепых: материалы международного симпозиума. Текст. — М., 1990: — 72 с.
  89. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе Текст. / Под ред. В. К. Рогушина. С-Пб.: Изд-во PI НУ им. А. И. Герцена, 2000.-165 с.
  90. Психологическая коррекция установок на инвалидность у ослепших: методические рекомендации. Текст. / Под ред. А. Г. Литвака. — Л.: РГГГУ им. А. И. Герцена, 1993. 49 с.
  91. Психология: словарь Текст. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  92. Пути совершенствования социально-трудовой' реабилитации инвалидов по зрению: методические рекомендации Текст. / Под ред. A.F. Литвака. Л., 1988. — С. 17−20.
  93. Российский энциклопедический словарь. Социальная работа Текст. / Под ред. Жукова В. И. М.: Союз, 1997. — 456 с.
  94. , С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 93 с.
  95. Сборник по реабилитации слепых Текст. / Под ред. А. Г. Литвака. -М., 1982.-123 с.143: Сверлов, B.C. Пространственная ориентировка слепых Текст. / В-С. Свердлов.-М^: Учпедгиз, 195 К -97 с.
  96. , Г. Стресс без дисгресса Текст./Г. Селье. -М.: Прогресс, 1982.-244 с.
  97. , А.И. Особенности нервно-психических нарушений при внезапной слепоте у взрослых: автореф: дис.. канд. пед. наук Текст. / А. И. Семенов. -М., 1974. -24 с.
  98. Сидоренко, Е. В: Методы математической обработки, в психологии. Текст. / Е. В! Сидоренко. СПб.: ООО Речь, 2004: — 350 с.
  99. Силкин, Л'.Н. Психологическая^ диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению Текст. / Л.' Н. Силкин: М'.: ВОС, 1984. -82 с.
  100. Сирота, Н. А: Копинг-поведение и психопрофилактика-психосоциальных расстройств, у подростков. Текст. / Н: А. Сирота, В.М. Ялтонский1// Обозрение психиатрии и медицинской психологии- 1994. — № 1. — С. 32−38.
  101. , Н.В. Работа* с родственниками недавно ослепших взрослых Текст. / Н: В. Смирнова // Проблемы- социальной- реабилитации слепых: материалы международного симпозиума. М, ВОС, 1990. — С. 54−62.
  102. Солнцева, Л. И: Тифлопсихология детства Текст. / Л. И. Солнцева. -М: Полиграфсервис, 2000. 250 с.
  103. , Л.И. Некоторые особенности «психического развития детей? с нарушениями, зрения* в современных условиях Текст. / Л. И: Солнцева // Дефектология. 2000. — № 4. — С. 3−8.
  104. , Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях Текст. / Л. И: Солнцева // Специальная психология. — 2005.-№ 1(3).-С. 5−20.
  105. Специальная психология: учебное пособие- для студентов высших педагогических учебных заведений Текст. / В. И. Лубовский, Т.В. Розанова- Л. И. Солнцева и др. / Под ред. BI И: Лубовского. М: Академия, 2003. — 464 с.
  106. Справочник по офтальмологии Текст. / Под ред. проф. Э. С. Аветисова. М.: Медицина, 1978. — 376 с.
  107. , Э.М. Воспитание личности слепых и слабовидящих школьников в коллективе: вопросы воспитания слепых и1 слабовидящих Текст. г / 3Mi Стернина. Л., 1981. — С. 24−27.
  108. Суславичюс, А. И: Влияние социальных условий на формирование социальных установок к себе лиц со зрительными дефектами: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / А. И: Суславичюс. — Л., 1978. — 16 с.
  109. , Т.М. Нужна ли психологическая помощь личности- в кризисных жизненных ситуациях Текст. / Т. М: Титаренко //Журнал практического психолога. 1999. — № 1. — С. 103−109
  110. Украинская, Е. М: Развитие самооценки, слабовидящих школьников Текст. / Е. М. Украинская // Вопросы обучения и воспитания, слепых и слабовидящих (Психологические аспекты реабилитации): сборник научных трудов.-Л., 1982.-С. 15−26.
  111. , Н.В. Совладающее поведение в кризисной ситуации тяжелого заболевания Текст. / Н.В. Урядницкая' // Прикладная психология. 1998. — № 3. — С.24−29.
  112. Учебные программы по социально-психологической реабилитации взрослых инвалидов по зрению Текст. / Под ред. В. А. Феоктистовой. С-Пб.: Медико-социальный центр реабилитации инвалидов по зрению, 2000. — 48 с.
  113. , B.A. Преодоление психологических конфликтов. Текст. / В. А. Феоктистова // Наша жизнь. 1979. — № 9. — С. 36−37.
  114. Фобии и тревожные ожидания ослепших: методические рекомендации для» реабилитологов Текст. / Под ред. Литвака А. Г. -Волоколамск, 1991. — 36 с.
  115. Формирование социально-адаптивного поведения' у учащихся с нарушением зрения в начальных классах Текст. / Под ред. Л: И. Плаксиной. — Калуга: Адель, 1998. -140 с.
  116. Хватова, А. В: Основные причины слепоты и слабовидения у детей и пути их профилактики. Текст. / А. В: Хватова // Профилактика слепоты и слабовидения у детей: сборник статей. — М., 1996. — С. 68—71.
  117. , С.А. Совпадающее поведение одаренных старшеклассников : дис. канд. псих, наук Текст. / С. А. Хазова Кострома, 2002. — 232 с.
  118. , С.А. Совпадающее поведение одаренных старшеклассников Текст. / С. А. Хазова // Психологический’журнал. 2004 — № 5. — т. 25. — С. 3539.
  119. , С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка Текст. / С. М. Хорош // Дефектология. 1991. — № 3. — С. 88−94.
  120. , С.А. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих Текст. / С. А. Хрусталев, С. А. Гильд, Л. А. Боброва. -М.: ВОС, 1986.-93 с.
  121. , G.A. Проведение- индивидуальных- бесед- психокоррекционного характераs Текст.- / С. А. Хрусталев. М: Просвещение, 1990.-168 с.
  122. , С.А. Работа-с лицами со сниженной- адаптацией! Текст. /С.А. Хрусталев: Mi, 1990- - 47 с.178: Хьелл- Л: Теории- личности*Текст.-/ Л1 Хьелл, Д: Зиглер: — С-Пб: — Питер-Пресс, 2001. 324 с.
  123. , В.А. Психологические аспекты- реабилитации ослепших в зрелом- возрасте Текст.' / В. А- Черанев- // Особенности' учебной и трудовой' деятельности при глубоких нарушениях зрения: сборник статей. — Л-: Л ГНИ им. А. И: Герцена, 1983. С. 78−82.
  124. , В.А. Психологическая реабилитация лиц- утративших зрение в? зрелом возрасте : автореф. дис.. канд. псих, наук Текст. / В. А. Черанев. — М:1985: — 16с.
  125. , T.G. Состояние душевного кризиса Текст." / Т.С. Шалагина// Наша жизнь. 1991. — № 9: — С. 40−42.
  126. Шкляев,'. А. В. Понять т помочь: — практическое- руководство по реабилитации незрячих. Текст. / А. В- Шкляев- — М- Логос, 2004: — 171 с.
  127. Altman, I. A transactional perspective on transitions to new environments Текст. /1. Altman // Environment and Behaviour. 1992. — № 24, (2). -P. 268−280.
  128. Altman, I. World views in psychology: Trait, ihteractional, organismic and" transactional perspectives Текст. / I. Altman, Bi Rogoff. // Handbook of environmental psychology -New York.: Wiley, 1987. 302 p.
  129. Anderson, E. D. Blind children’s language: resolving some differences.
  130. Текст. / Е. D. Anderson, A. Dunlea, L. S. Kekelis // Journal of Child Language — 1984.-No. 11.-P. 45−64.
  131. Burlingham, D. Psychoanalytic Studies of the Sighted and' the Blind' Текст. / D. Burlingham // Psychoanalytic Studies of the Sighted and the Blind. -New York: National Universities Press, 1972. 248 p.
  132. Byrne, R.W. Distances and directions in the-cognitive maps, of the blind' Текст. / RtW. Byrne- E. Salter. // Canadian Journal of Psychology. 1983. -No.37, P. 293−299.
  133. Espinosa, Ml A. Un estudio transaccional sobre la ciudadde Madrid у dos de sus barrios (A transactional study about Madrid, city and two of its suburbs) Текст. / M.A. Espinosa // Unpublished Ph.D. thesis. Universidad Autonoma de Madrid--1994.-245 p.
  134. Espinosa, M.A. Tactile maps: A useful instructional. method for improving the practical spatial knowledge of visually impaired people. Текст. / M.A. Espinosa, E. Ochaita. // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1993. — No.4-P.32—39.
  135. Fitzgerald, R. Reactions to blindness: a four year follow-up study Текст. / R. Fitzgerald, J. Ebert, M. Chambers // Percept Mot Skills. 1987. — No. 64. -P.363−378.
  136. Fitzgerald, R. Commentary on sexual behaviour in the blind Текст. / R. Fitzgerald // Med Aspects of Sexuality. 1973. — No. 7. -P 60−61.
  137. Fitzgerald, R. Visual phenomenology in recently blind adults Текст. / R. Fitzgerald// AmericanaoumallofiPsychiatry. 197 °F. — No. 127. — P. 1533−1539.
  138. Foxall-, A. Predictions^oftloneliness, imlow" vision"adults Текст. / A. FoxallW Western Journal ofiNursing Research: — 1992. — No. 14. P:86−89.198: Fraiberg, S. Insights from the blind. Текст. / S. Fraiberg. New York: Basic Books, 1972. — 327 p.
  139. Hirtle- S.C. Acquisition of spatial knowledge for routes Текст. /S.C. Hirtle, J. Hudson // Journal of Environmental Psychology. 1992. — No. 11: (4): -P.335—347.
  140. Hollyfield, R. L. The spatial cognition of blind pedestrians Текст. / R.L. Hollyfield, J. Foulke // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1983. — May.-P. 205−210.
  141. Huertas, J. A. The externalization of spatial representation by blind persons Текст. / J. A. Huertas, E. Ochaita // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1992. -No.86.-P. 398^-402.
  142. Lindberg, E. Acquisition of locationals information" in cognitive: maps: automatic effortful processing? Текст. / E. Lindberg, 'Г. Giirling // Psychological Research. —1983: — No. 45: — Pf 19—38i
  143. Lindo G. Adaptation? Strategies. WelK being-and?activities of daily living among: people- with low vision: Текст. / G) Lindo- L. Nordliolim // Journals of Visual Impairment and Blindness. 1999. -No:7. -P.4346.
  144. Liyange, A.G. Visualimpairment: its effect oncognitive development and behavior Электронный ресурс. / A.G. Liyange. — Режим доступа: http://www.intellectualdisability.info/complex disability/vis^cogn:htmi
  145. Ochaita, E. Spatial representation? by persons who"are blind: A. study of the effects of learning and development. Текст. / E. Ochaita, J. A. Huertas // Journal ofVisual ImpairmentandBlindness-1993 -No. 87. -P.37−41.
  146. Rieser, J. J. Sensitivity to perspective structure while walking without vision. Текст. / J. J. Reiser, D.A. Guth, E.W. Hill // Perception. 1986. — No. 15. -P. 173−188.
  147. Sihota, R. The causes and prevention of blindness • Текст. / R. Sihota, R. Tandon // In: Parson’s diseases of the eye. 19th ed. Butterworth: Heinman, 2003. -P. 583−585.
  148. Smith, Т. M. Adaptation to Low Vision Caused by Age-Related Macular Degeneration: A Case Study Текст. / T.M. Smith // Journal of Visual Impairment and Blindness. 2008. -No. 16. — P.725−730.
  149. Spencer, C. The child in the physical environment: The development of spatial knowledge and cognition Текст. / С. Spencer, M. Blades, K. Morsley. -Chichester: Wiley, 1989. 349 p.
  150. Stokols, D. Scientific and policy challenges of a contextually-oriented psychology Текст. / D. Stokols, I. Altman (eds.) // Handbook of environmental psychology. New York: Wiley, 1987. — 524 p.
  151. Thorndyke, P. W. Differences in spatial knowledge acquired from maps and navigation. Текст. / P. W. Thorndyke, B. Hayes-Roth // Cognitive Psychology. 1982. — No.14. — P.560−589.
  152. Ungar, S. The construction of cognitive maps by children with visual impairments Текст. / S. Ungar, M. Blades, C. Spencer // In: Portugali, J. (Ed.), The Construction of Cognitive Maps. — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1996.-342 p.
  153. Ungar, S. The role of tactile maps in mobility training Текст. / S. Ungar, M. Blades, C. Spencer // The British Journal of Visual Impairment. 1993. -No. 11. -P.59−61.
  154. Ungar, S. Visually impaired children’s strategies for memorising a map Текст. / S. Ungar, M. Blades, С. Spencer // British Journal of Visual Impairment. -1995.-No. 13. -P.27—32.
  155. Ungar, S. Can visually impaired children use tactile maps to estimate directions Текст. /S. Ungar, M. Blades, С. Spencer, К. Morsley // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1995. — No. 88. — P. 221−233.
  156. Watson, M. Development of a questionnaire measure of adjustment in cancer: MACL scale Текст. / M. Watson, S. Geer, J. Q. Young // Psychology and Medicine. 1988. — No. 18. — P.203−209.
Заполнить форму текущей работой