Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия любви немецкого романтизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе субъект-объектного единства, принципа единства противоположностей — неразличимость субъективного и объективного романтики развивают философскую концепцию брака. Брак, по мнению Шлегеля, есть совместная жизнь свободных существ. В теории брака Фридрих Шлегель основывается на представлениях о «подобии» и повторении «собственной самости» страстной любви, в то время как брачные отношения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Любовь как мировоззренческая категория немецкого романтизма
    • 1. 1. Романтизм как историко-культурный феномен: жизненный мир и экзистенциальное состояние личности
    • 1. 2. Философско-мировоззренческие основания рассмотрения проблемы любви в немецком романтизме
    • 1. 3. Категория любви в картине мира немецкого романтизма
  • Глава II. Любовь в человеческих взаимоотношениях в философии немецкого романтизма
    • 2. 1. Чувственная любовь в философии немецкого романтизма
    • 2. 2. Проблема равенства полов в философии немецкого романтизма
    • 2. 3. Проблема брака в немецкой романтической философии

Философия любви немецкого романтизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Общая характеристика работы.

Актуальность темы

исследования. Философия романтизма в настоящее время привлекает внимание представителей самых разных областей гуманитарного знания. Это связано, прежде всего, с тем, что романтизм является не просто историческим явлением. Он представляет собой особую мировоззренческую парадигму, которая, так или иначе, воспроизводится в различных социокультурных обстоятельствах. С ней связан особый психологический тип личности, могущий существовать в различные эпохи.

Романтическая парадигма олицетворяет протест человека против отчужденной подавляющей и разрушающей человеческую личность действительности, устремленность к возвышенному идеалу, которая постоянно воспроизводится в истории. Романтизм является особым движением, соединяющим и синтезирующим в себе различные стороны человеческого духа: эмоционально-чувственное, поэтическое отражение мира, рационально выраженное подчинение идеалу, представление об определенном стиле жизни, наполненном специфическим ценностным содержанием.

Романтическая философия позволяет соединить концепцию мира как целостности с представлением об отдельной человеческой личности как самоценной силе. Она противостоит современному массовому сознанию, в котором высшие духовные ценности отодвигаются на второй план.

Обращение к романтической традиции заключает в себе возможность нравственного возрождения, в частности возрождения возвышенного отношения к любви, всегда бывшей одной из основополагающих ценностей человеческого бытия.

В свете сказанного особый интерес представляет собой немецкий романтизм, в котором данное миросозерцание нашло наиболее развитое и системное выражение.

Степень разработанности проблемы. Изучение романтизма ведется по многим направлениям. Прежде всего, следует назвать работы, посвященные исследованию романтизма как особого исторического типа культуры. В этом плане наиболее значимыми являются исследования отечественных авторов Берковского Н. Я., Дмитриева А. С., Грешных В. И., Хрулева В. И., Милюгиной Е. Г1. а также зарубежных: Гайма Р. и Вилшира Б., Бо.

0 ура С., Тэйлора Р., Шейбер М., Хьюджа Дж., Пекхема Глубокое исследование философских оснований романтизма осуществлено известным представителем неокантианства В. Виндельбандом3. В отечественной фи.

1 Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Дмитриев А. С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975; Грешных В. И. В мире немецкого романтизма: Фр. Шлегель, Э.Т. А. Гофман, Г. Гейне. Калининград, 1995; Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления. Уфа, 1985; Милюгина Е. Г. Идея универсального человека в романтизме / Е. Г. Милютина // Романтизм: Грани и судьбы. — Тверь, 1998. — Ч. II. — С. 100−108.

Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891, Romanticism and evolution: the nineteenth century. An anthology. Selected, edited, and with an introd. by Bruce Wilshire, New York, 1968; Bowra С. M. The romantic imagination. London, 1950; Taylor R. The romantic tradition in Germany. An anthology with critical essays and commentaries by Ronald Taylor. London, 1970; Scheiber, M. M. Ludwig Tieck and the mediaeval church. New York, 1970; Hughes G. T. Romantic German literature. London, 1979; Peckham M. Romanticism and ideology. Greenwood, 1985.

3 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993. лософии эта проблематика наиболее интересно разработана В. Ф. Асмусом, P.M. Габитовой, А.В. Гулыгой1. По-видимому, наиболее исследованными являются эстетические идеи представителей романтизма. В этой связи следует назвать труды Ванслова В. В., Лосева А. Ф., Овсянникова М. Ф., Смирновой З.В.2.

Тема любви в философии романтизма нашла свое отражение в трул дах Жирмунского В. М., Нарского И. С., Чавчанидзе Д. Л. Работы Литвиновой А. Л., Меньшикова М.О.4 посвящены изучению философии любви представителей немецкой классической философии, чьи воззрения оказали сильнейшее влияние на романтизм.

Как известно, романтизм идеализировал средневековую культуру. Поэтому для понимания его основных идей, и, в частности, учения о любви особое значение имеют работы, посвященные исследованию этой темы.

1 Асмус В. Ф. Диалектический материализм и логика. Киев, 1924; Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., 1978; Гулыга А. В. Шеллинг. М, 1994.

Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966; Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927; Овсянников М. Ф., Смирнова З. В. Очерки истории эстетических учений. М., 1963.

3 Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб., 1996; Нарский И. С. Тема любви в философской культуре Нового времени // Философия любви в 2-х томах. М., 1990. Т. 1- Чавчанидзе Д. Л. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков (образ женщины) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 9, Филология. 1992. № 2.

4 Литвинова А. Л. Из истории философских представлений о браке и семье (Проблема брака и семьи в философии Канта, Фихте, Гегеля) // Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974; Меньшиков М. О. О любви. Спб., 1899. применительно к средневековой культуре. В этой связи следует назвать публикации Абрамсона М. Л., Габрахманова П. Ш., Лучицкой С. И., Опица К., 1. Их работы позволяют выявить истоки романтической концепции любви.

Труды Сосновского А. В., Успенской В. И., Фукса Э.2 дают важный материал для установления взаимосвязи романтического видения любви и представлений эпохи Европейского абсолютизма.

Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены некоторые важные моменты постановки проблемы философии любви в наследии теоретиков немецкого романтизма. Однако до сих пор в научной литературе, сфокусированной на изучении философии романтизма, отсутствуют исследования, специально посвященные целостному анализу этого вопроса. Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, Абрамсон М. Л. Семья в реальной жизни и в системе ценностных ориен-таций в южноитальянском обществе X—XIII вв. // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М., 1993. С. 42−56- Габдрахманов П. Ш. Брачная политика сеньоров и брачное поведение сервов в средневековой Франции // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М., 1993. С. 15−34- Лу-чицкая С. И. Быт, нравы и сексуальная жизнь крестоносцев // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М., 1993. С. 56−78- Опиц К. Женщина в зеркале позднесредневековой агиографии // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М., 1993.

2 Сосновский А. В. Лики любви: Очерки истории половой морали. М., 1992; Успенская В. И. Женские салоны в Европе XVII-XVIH веков // Женщины, история, общество. Тверь, 2002, выпуск 2. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1995. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М., 1995. объектом которого явился романтизм как духовное движение, характеризующееся особой мировоззренческой парадигмой, а предметом — любовь как категория романтического мировидения.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение содержания категории любви и ее места в картине мира немецкого романтизма. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

— охарактеризовать основные черты романтизма как особого культурно-исторического феномена, специфическим образом воспроизводящего жизненный мир и экзистенциальные состояния личности;

— выявить философско-мировоззренческие основания рассмотрения проблемы любви в немецком романтизме;

— определить место категории любви в философии немецкого романтизма;

— рассмотреть отношение немецких романтиков к чувственной любви;

— изучить решение проблемы взаимоотношений полов в немецком романтизме;

— проанализировать особенности постановки проблемы брака в философии немецкого романтизма.

Источники. В диссертационном исследовании использовались два круга источников. Во-первых: это философские труды немецких романтиков, а также их художественные и публицистические сочинения. Среди них следует выделить труды Фридриха Шлегеля — главного теоретика немецкого романтизма, а также работы Ф. Новалиса, JI. Тика и др. Во-вторых, в круг источников входят произведения мыслителей, которые стали источником для размышлений немецких романтиков и оказали непосредственное влияние на их взгляды (Боккаччо, Петрарка, Данте, Аврелий Августин и др.).

Методологические основы диссертации определяются предметом и спецификой источниковой базы исследования. В диссертационном исследовании применены герменевтический подход, а также общенаучные методы, среди которых необходимо выделить сравнительно-исторический, проблемно-тематический, структурный методы, системный подход, диалектический метод.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации — 154 с.

Заключение

.

Романтизм является одним из интереснейших типов культуры. Частое обращение к романтизму обусловлено интересом к определенной мировоззренческой парадигме романтизма, которая содержит ряд черт, периодически востребованных в истории. Такие черты как универсальность, синкре-тичность, устремленность к идеалу, поиск бесконечности проявляют себя в различные исторические эпохи. В то время как романтизм аккумулирует их в единое целое и воспроизводит особенный способ миропонимания на основе важнейшей категории — категории любви.

Частое обращение к романтизму в философском, социально-историческом, литературоведческом, эстетическом, искусствоведческом аспектах не влечет узконаправленное понимание романтизма, поскольку романтизм проявляет себя как самодостаточное явление, определенная мировоззренческая концепция.

Следуя целям и задачам исследования, мы определили особенности романтизма как культурно-исторического феномена, сфокусированного на рефлексивном осмыслении жизненного мира и экзистенциальных состояний личности. В работе сформулированы черты философии романтизма как особой духовной парадигмы, показано, что универсальность, синкре-тичность, устремленность к идеалу, поиск бесконечности, диалектическое воззрение на мир свойственны романтической философии, ориентированной на поиск принципа жизни, определяющего отношение ее представителей к проблеме любви.

В свою очередь, в диссертационном исследовании определено место категории любви в картине мира немецкого романтизма. Выявлена взаимосвязь философии любви немецкого романтизма с наследием Платона и неоплатонизма, итальянского Ренессанса, воззрений И. Канта, И. Г. Фихте, к*.

Ф. В. И. Шеллинга и Ф. Шлейермахера. Показано, что любовь в ней выступает важнейшим принципом, конституирующим ее содержание. Любовь в романтической философии является онтологической категорией, в свете которой решаются проблемы бытия мира, существования человека и его внутренней жизни. Любовь в романтическом мироощущении понимается в космическом, вселенском масштабе. Она является одновременно конституирующей и микрои макрокосмос. Философия жизни немецких романтиков поставила в основу мира Вечную Женственность. В основе романтической концепции высшей любви лежит «бесконечная идея» .

Рассмотрено отношение романтиков к чувственной любви. Романтики переосмыслили все исторические парадигмы восприятия чувственности, восприняли рыцарское служение Прекрасной Даме и поклонение женщине как Богоматери. В романтической философии не существует дуализма в понимании любовного чувства: происходит сакрализация любви и утверждение значимости чувственной культуры. Любовь, в их представлении, соединяла телесный мир с Богом. В философии любви немецкого романтизма создается идеал гармоничного союза влюбленных, основанный на физическом и духовном единении партнеров. Романтики соединяют сексуальный импульс и духовную любовь, восстанавливая гармонию в отношениях.

Изучено решение теоретиками романтизма проблемы взаимоотношения полов. Романтики выступили против сложившихся стереотипов о месте и роли женщины в семье и обществе. Романтическая философия рассматривает проблему взаимоотношений полов на основе отвлеченных категорий. Но в то же время в вопросе человеческих взаимоотношений интерес эстетически-философского мышления романтиков был направлен уже не на абстрактно-общее и естественно-необходимое, а — на конкретно-жизненное. В философии романтизма провозглашается идея равноправия социального, политического и, главное, духовного на уровне универсального подхода к межличностным отношениям. В свете подобного рассмотрения проблемы складывается и романтическое видение природы семейно-брачных связей.

Романтизм является важнейшим этапом в истории культуры, характеризующимся повышенным вниманием к человеческой субъективности, экзистенциальному миру личности. В этом плане он знаменует собою мировоззренческий поворот, приводящий к значительному пересмотру просвещенческого взгляда на действительность. Как идейное и художественное движение, пришедшее на смену классицизму, он охватывает самые различные области культуры. Это движение характеризуется определенным типом мышления, противопоставляющим мир идеальный материальному миру. Романтизм также есть не что иное, как определенное миропонимание, концепция жизни, гуманистическая в своей основе. Парадигма романтического мышления постоянно воспроизводится в истории, однако, собственно культура романтизма проявляется в конкретных условиях.

Для романтизма характерен особый тип духовного и «духовно-практического» освоения жизни, в основе которого лежит акцент на отдельной человеческой личности как «самоценной силе». Подобная абсолютизация самоценности человеческой личности нашла свое выражение в субъективном идеализме Фихте, провозгласившем человеческое «Я» единственной реальностью и всемогущей творческой силойв культе Наполеонав появлении социальных утопий. В литературе выражением романтического типа сознания стало воспроизведение индивидуального характера как абсолютно самоценного и независимого от окружающих обстоятельств.

В романтической философии концепция мира строится на основе представлений о любви, которая выступает величайшей трансцендентальной силой. Главным действующим лицом романтической философии является универсальный человек. Осознание того, что человек — «единственный подлинный феномен жизни» позволяет романтизму постигать мир в его бесконечности на новом философском уровне. Концепция мира, основанная на философии любви немецкого романтизма, предполагает определенное понимание личности. Личность романтической идеологии — свободная личность творца. Личность же в классицистической и позже в просветительской идеологии выбирает приоритет долга над чувством, государственные цели над личными.

Философские искания романтиков направлены на постижение бесконечного и его отношений с личностью. Стремление к бесконечному отражает жажду эпохи постичь смысл жизни и ее законов. Поиск бесконечности является отличительной чертой романтического мышления, которое понимает под бесконечным высшее надличное начало — Абсолют. В романтизме смысл бытия и происхождение жизни объясняется идеей Бога как первоисточника всего сущего.

Романтизм представляет собой определенный этап в развитии мышления человечества. Мировоззренческие идеи предшествующих эпох подпитывали философскую концепцию романтизма. Философия романтизма, например, впитала средневековую форму духовного постижения мира, обращения к внутренней жизни человека, сделав акцент на любви как способе соприкосновения с вечным. Потребность в идеале, реализованном в истории выразилась в идеализации Средних веков. Средневековая культура оказала сильнейшее влияние на романтизм в понимании связи человеческой жизни со сверхъестественным, в то время как универсализм, синкре-тичность, индивидуализм пришли в романтическую философию из традиций ренессансного гуманизма. На формирование концепции любви романтизма, в свою очередь, повлияла «телесность» культуры Возрождения. В философии романтизма происходит реабилитация чувственной любви, которая становится неотъемлемой частью жизни человека. Возвышенная, духовная любовь, наряду с чувственной составляют часть духовности личности, стремящейся к Универсуму.

Романтизм необходимо рассматривать как целостное явление и мировоззрение. Помимо стремления к универсальности можно выделить основные черты романтизма, такие как: эклектичность романтического мироощущения, синтезирующего различные методы познания, смешение жанровпортретность (внимание сосредоточено на индивидуальности вне конкретно-исторической среды, противостояние внутреннего мира личности окружающему миру) — документальность материала (интерес к индивидуальному и исключительному) — склонность к рефлексии (мысль имеет самоценное развитие) — панэстетизм и панпоэтизмидея мессианства поэта, способного проникнуть в тайны мироздания, этичность.

Наиболее ярким представителем и одним из создателей философской концепции романтизма является Фридрих Шлегель, который под влиянием немецкой классической философии делает попытку создать философию абсолютного идеализма на основе принципа единства противоположностей, субъективного и объективного. Философия немецкого романтизма соединяет философию Я Фихте, философию Универсума Шлейермахера и реализм Спинозы. Важнейшим звеном философии романтизма являются представления об Универсуме, который выступает исходным началом всего сущего. Под влиянием Шлейермахера, учение Шлегеля об Универсуме приобретает религиозно-мистические очертания. Фридрих Шлегель активно развивает идею тождества философии и религии. Философия становится для него религией, а религия — философией. Религия для него — это определенная форма выражения содержания бесконечного. Фридрих Шлегель активно проводит мысль о связи религии и бесконечного, поскольку посредством религии человек приближается к Универсуму. Философия имеет дело с сознанием бесконечного и устремлена к Абсолюту.

Главным способом постижения Абсолюта становится созерцание. Под созерцанием Шлегель понимает восприятие, вбирание чего-то в себя. В духовном созерцании есть связь с совершенством. При созерцании основным результатом является понимание мира как становящегося Божества. Шлегель делает попытку соединить бесконечность с чувством ограниченности в жизни с помощью понятия становления. Конечное в философии романтизма всегда оказывается бесконечным благодаря бесконечному многообразию и бесконечной изменчивости в процессе становления. Можно сказать, что религия становится для Шлегеля выражением синтеза реализма и идеализма, поэзии и философии.

Наиболее значимой составляющей в философии Фридриха Шлегеля мы полагаем создание им теоремы единства, согласно которой: все в едином, и единое есть все. Для Фридриха Шлегеля форма философии есть абсолютное единство противоположностей. Исходным началом всего сущего, согласно Шлегелю, выступает Универсум, к которому стремится человек посредством религии. Мир романтики понимают как становящееся Божество. Элементами философии Фридрих Шлегель полагает сознание и бесконечное, а содержание философии составляет знание идей. Задачи философии Шлегель видит в определении общего центра всех принципов и идей. В свою очередь, в качестве центра философ предлагает рассматривать любовь.

Бесконечное единство и бесконечная полнота являются составляющими совершенства. Воспоминание о бесконечном единстве и предчувствие бесконечной полноты соединяется в философии романтизма посредством любви. Без любви нет смысла, по мнению Фридриха Шлегелясмысл, понимание основываются на любви.

Стремление романтиков по-новому увидеть мир привело их к идее любви как онтологического принципа жизни. В картине мира философии немецкого романтизма понятие высшей и вечной любви является основополагающим. Романтическая философия создает законченную теорию любви, в которой тесно связаны все ее составляющие. Концепция романтиков во главу миропредставления ставит категорию любви, универсальную силу, способствующую самосовершенствованию человека.

Основные философские идеи романтизма (универсализм, синкретич-ность, индивидуализм, стремление постигнуть мир в целостном единстве противоречий), поиски новых начал позволили романтикам воспринять в качестве онтологического принципа жизни категорию любви, выступающую, в представлении романтиков, универсальной силой. На основе категории любви романтики строят всю концепцию бытия, объясняют проблемы существования мира и человека. Философские позиции Фридриха Шлегеля, стремящегося к созданию философии абсолютного тождества, позволяют ему принять в качестве наивысшей цели единство, которое достижимо посредством любви как таковой, так и любви к женщине.

Стремление к единству в философии любви немецкого романтизма, с одной стороны, предполагает растворение индивидуальностей друг в друге как средству достижения гармонии с универсумом. С другой стороны, любовь и единство не влечет полное исчезновение личности, напротив, романтики настаивают на проявлении самобытности и индивидуальности каждого субъекта взаимоотношений. Идея общности бытия влюбленных позволяет романтика соединить пространственные и временные характеристики и перенести их во внутренний мир человека, развивает способность чувствовать друг друга на расстоянии. Романтики подобным образом показывают бесконечность мира и человека в мире.

В философии немецкого романтизма любовь к женщине и любовь как таковая объясняет сущность бытия. «Поцелуй влюбленной богини будит неясные мечты», а душа человека полна бессознательной любви. В любви романтики усматривают сущность космического миропорядка. Романтическая поэтика любви связана с природой, с космосом, посредством которых осуществляется Гармония, которая, в свою очередь, является основополагающей категорией в философии любви немецких романтиков.

Любовь в их представлении — это творчество самого себя, творчество создателя. Любовь в романтическом мироощущении понимается уже не в узко религиозном, природном или эротическом плане, но, скорее, в космическом, вселенском масштабе. Она является одновременно выражением и микрои макрокосма. Вселенная сосредоточена в душе человека. Из чувства конечности и собственной ограниченности человеческое мироощущение возвращается к идее бесконечности, «заключенной во всякой истинной любви» .

Романтики создали философию любви и обратились к внутренней способности личности любить. Любовь, согласно романтической концепции, позволяет человеку самосовершенствоваться. С одной стороны, это чувство присуще каждому человеку, с другой — любовь необходимо в себе воспитывать. Фридрих Шлегель строит концепцию любви исходя из своей теории «единой» личности. В теории Шлегеля существуют три степени и ступени любви. Философ предполагает, что женщинам и мужчинам чувство любви доступно в разной степени. Первая степень — «предчувствие любви» свойственна не всем мужчинам, мужчины должны воспитать в себе потребность в любвиоднако для женщин это предчувствие есть врожденное чувство. Второй степенью любви автор полагает «интенсивную бесконечность», к которой должны стремиться влюбленные люди. Согласно Шлегелю, «третья и высшая степень искусства любви есть постоянное чувство гармонической теплоты». Развитие способности личности любить есть цель романтической философии, позиционирующей себя как философию абсолютного идеализма. К обретению гармонии, достижению Универсума, должно, по мысли романтиков, привести воспитанное в человеке чувство любви, которое начинается с простой любви к женщине и вырастающее до уровня вселенной.

Женщина в философии немецких романтиков воспринимается как вершина божественного творенияона более совершенна и развита, нежели мужчина. Женщина, согласно романтической концепции, раскрывается полностью только в любви, а через деторождение осуществляется великий замысел природы и чудо космического свойства.

Благодаря подобным воззрениям стали возможными размышления романтиков о чувственной природе любви и утверждении права женщины на проявление подобной любви. В свою очередь, это повлекло постановку вопроса об общественном положении женщины и о положении женщины в семье. Поэтому можно говорить о значении романтической философии в современных тендерных исследованиях.

В философии любви немецкого романтизма происходит поразительное слияние любви и религии. В романтизме существует чувственная окраска религиозной экзальтации и очевидно проявляется гедонизм чувственной радости. В романтической философии одновременно происходит сакрализация любви и утверждение значимости чувственной культуры.

Глубокое развитие идеи любви сопряжено в философии романтизма во многом с культом чувственности эпохи рококо и облачено во внешние формы поклонения женской красоте и женственности Галантного века.

Романтики унаследовали стремление культуры рококо к чувственным наслаждениям, к красоте. В то же время для романтизма характерно одухотворение полового влечения.

Философия немецкого романтизма возводит чувственную любовь, подобно философии Просвещения, к естественному, природному влечению и продолжает линию утверждения в обществе права на свободу изъявления своих чувств, в том числе и половых, основанных на естественных влечениях человеческой природы. Фридрих Шлегель использовал принцип Руссо поклонения перед природой, а также протесты против предрассудков общественной нравственности.

Рассматривая воззрения романтиков на любовь, можно сказать, что они внесли в чувственную любовь духовную возвышенность и возвысили ее восприятие до сферы бесконечного. Обращение к культуре чувственности, во многом, связано с воззрениями Фридриха Шлегеля о незавершенности биологической эволюции и совершенствовании «телесности» в человеке. Романтизм соединил в своей философии сексуальный импульс и духовную любовь. В страстной любви романтики усматривают возможность приблизиться к бесконечному, постигнуть тайны мироздания.

Видение романтиками проблемы семейно-брачных отношений вплетено в философию любви и находится в единой философской системе романтизма с ее ориентацией на духовные ценности. Духовный рост личности в любви поднимает проблему брака в романтической философии на качественно новый уровень.

Определенный уровень развития общественного сознания и философия тождества немецкого романтизма позволили романтикам рассматривать брак как необходимый элемент человеческих взаимосвязей и как гражданский союз. Романтическая концепция наполняет личностные отношения духовными ценностями, делает акцент на гармоничной духовной и чувственной связи супругов.

На основе субъект-объектного единства, принципа единства противоположностей — неразличимость субъективного и объективного романтики развивают философскую концепцию брака. Брак, по мнению Шлегеля, есть совместная жизнь свободных существ. В теории брака Фридрих Шлегель основывается на представлениях о «подобии» и повторении «собственной самости» страстной любви, в то время как брачные отношения, напротив обусловлены законом слияния противоположностей. Поэтому, согласно Шлегелю, современные брачные отношения являются лишь подобием «настоящего» брака. Теория брака основывается Шлегелем на основе теории «единой личности», в которой романтики усматривают наивысшую ступень гармонии Универсума. С одной стороны, счастье может быть достигнуто только через полное духовное и физическое единение партнеров, то есть через «единую личность». С другой — Шлегель отстаивает право личности быть индивидуальностью. Разрешение данной антиномии философ находит в «обоюдном творении» супругами друг друга.

В диссертационном исследовании мы обратились к изучению романтизма в его исторической форме, рассмотрев его признаки, которые существовали в различные исторические эпохи. В то же время в нашей работе мы проанализировали романтизм не просто как историческое явление, но как самодостаточное направление, фундируемое определенной философской базой. Обращаясь к проблемам, которые романтики рассматривали в своих философских сочинениях, мы вычленили и проанализировали мировоззренческую основу романтизма и определили ряд поставленных ими проблем, имеющих значение и на сегодняшний день, поэтому изучение романтизма оказывается актуально и востребовано в различных областях знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Л. Семья в реальной жизни и в системе ценностных ориентаций в южноитальянском обществе Х-ХШ вв. / М. Л. Абрам-сон // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М., 1993. -С. 42−56.
  2. Д. Любовь в истории. Секс в Библии / Д. Аккерман. М.: Крон-пресс, 1995.-464 с.
  3. Английская Реформация. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.
  4. Англия в эпоху абсолютизма. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
  5. Ю. В. Спартанская гинекократия / Ю. В. Андреев // Женщина в античном мире. М., 1995. — С. 30−37.
  6. И. И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана / И. И. Анисимов. М.: Худож. лит., 1977. — 334 с.
  7. Ю.Арагона Туллия. О бесконечности любви / Арагона Туллия // О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.-С. 156−201.
  8. В.Ф. Диалектический материализм и логика. Киев, 1924.
  9. П. Антропология итальянского Возрождения / П. Берк // Одиссей: человек в истории. М., 1993. — С. 68−89.
  10. Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. — СПб.: Азбука, 2001.-512 с.
  11. Ю. JI. Жизнь и смерть в Средние века / Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  12. Ю. Л. К изучению матримониального поведения во Франции XII—XIII вв.. / Ю. Л. Бессмертный // Одиссей: человек в истории. М., 1989. — С. 84−102.
  13. П. М. Место Ренессанса в истории культуры / П. М. Би-цилли. СПб.: Мифрил, 1996. — 258 с.
  14. Бовуар Симона де. Второй пол / Симона де Бовуар. М.: Прогресс, 1997.-832 с.
  15. Дж. Декамерон. М.: Моск. рабочий, 1987. 685 с.
  16. Дж. Фьяметта. М.: Худож. лит., 1989. 246 с.
  17. . Мольер / Ж. Бордонов. -М.: Искусство, 1983. 415 с.
  18. Брак у народов Западной и Южной Европы. М.: Наука, 1989. — 242 с.
  19. Ги. Лукавые истории из жизни знаменитых людей / Ги Бре-тон. М.: Интер-трейд, 1992. — 127 с.
  20. М. А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. М.: Мол. гвардия, 1980. — 175 с.
  21. В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1966.-403 с.
  22. Е. Женщина в древнем мире / Е. Вардиман. М.: Наука, 1990.-334 с.
  23. И. Философско-лирический роман XVIII века / И. Верцман // Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Ж.-Ж. Руссо. М., 1968. -С. 5−22.
  24. В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. М.: Наука, 1993. — 103 с.
  25. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. М.: Высш. шк., 1988. — 495 с.
  26. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние века / Э. Э. Виолле-ле-Дюк. СПб.: Евразия, 1997. — 384 с.
  27. Ю. Два шедевра французской прозы XVIII века / Ю. Виппер // Прево А.-Ф. Манон Леско. Лакло Ш. де. Опасные связи. М., 1967. -С. 53−83.
  28. Р. М. Философия немецкого романтизма / Р. М. Габитова. М.: Наука, 1978.-288 с.
  29. П. Ш. Брачная политика сеньоров и брачное поведение сервов в средневековой Франции / П. Ш. Габдрахманов // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. — М., 1993. С. 15−34.
  30. П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. / П. П. Гайденко. М.: ПЕР СЭ- Спб.: Университетская книга, 2000. — 456 с.
  31. Р. Романтическая школа / Р. Гайм. М.: Наука, 2007. — 896 с.
  32. Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн. — М.: Прогресс, 1986.-392 с.
  33. П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. СПб.: Алетейя, 1995.-592 с.
  34. В. А. Жена царева Великая Нефертари Меритенмут / В. А. Головина // Женщина в античном мире. М., 1995. — С. 8−43.
  35. С. И. Семья и брак / С. И. Голод. М.: Петрополис, 1998. -272 с.
  36. Гражданская 3. Т. От Шекспира до Шоу / 3. Т. Гражданская. М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
  37. В. И. В мире немецкого романтизма: Фр. Шлегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне / В. И. Грешных. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 1995. — 91 с.
  38. В. И. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков / В. И. Грешных. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2001. — 405 с.
  39. А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. -М.: Мысль, 1986.-334 с.
  40. А. В. Шеллинг / А. В. Гулыга. М.: Соратник, 1994. — 314 с.
  41. Н. А. Введение в теорию романтизма / Н. А. Гуляева, Н. В. Карташова. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1991.-91 с.
  42. А. Божественная комедия. М.: Правда, 1982. 640 с.
  43. А. Новая жизнь. М.: Худож. лит., 1985. 168 с.
  44. А. К. Творцы итальянского Возрождения / А. К. Дживе-гелов. М.: Республика, 1986. — 352 с.
  45. Дин Э. Знаменитые женщины Библии / Э. Дин. — М.: Крон-пресс, 1995.-592 с.
  46. Т. Б. Дени Дидро / Т. Б. Длугач. М.: Мысль, 1986. — 190 с.
  47. Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности / Т. Б. Длугач. М.: Наука, 1995. — 221 с.
  48. А. С. Проблемы йенского романтизма / А. С. Дмитриев. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 264 с.
  49. Древнекитайская философия. Антология в двух томах. М.: МП «Принт», 1994.-Т. 1.-361 с.
  50. Т. П. Образ человека в миросозерцании романтизма (Фр. Шлегель) / Т. П. Емельянова // Человек и культурно-историческая традиция. Тверь, 1991. — С. 76−82.
  51. Женщины в легендах и мифах. М.: Крон-пресс, 1998. — 592 с.
  52. Жизнеописания трубадуров. М.: Наука, 1993. — 735 с.
  53. В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. СПб.: АХЮМА, 1996. — 232 с.
  54. К. А. Многоликое Средневековье / К. А. Иванов. М.: Але-тейя, 1996.-432 с.
  55. Л. Л. Вакханки и куртизанки: С древнейших времен до наших дней / Л. Л. Иванов. М.: Автор, 1993. — 255 с.
  56. Итс Р. Ф. Женский лик Земли / Р. Ф. Итс. JI.: Лениздат, 1988. -223 с.
  57. Т. Г. Крылатые латинские изречения : тематический сборник / Т. Г. Казаченок. Минск: Высш. шк., 1993. — 336 с.
  58. Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. М.: Прогресс, 1987.-360 с.
  59. И. В. Восприятие идеи немецкого романтизма русской романтической эстетикой раннего периода / И. В. Карташова, Т. П. Емельянова, Л. Е. Семенов // Романтизм: Вопросы эстетики и художественной практики. — Тверь, 1992. —С. 13−21.
  60. С. И. История античного общества / С. И. Ковалев. Л.: Соцэкгиз, 1936. — 338 с.
  61. Н. Е. Высшая бюрократия во Франции XVII века / Н. Е. Копосов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 246 с.
  62. А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе / А. Р. Корсунский. М.: Изд-во МГУ, 1963. — 186 с.
  63. М. О. Матриархат. История проблемы / М. О. Косвен. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — 330 с.
  64. Н. А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII—V вв.. до н. э. / Н. А. Кривошта // Женщина в античном мире. М., 1995. -С. 63−74.
  65. Культура Возрождения XVI века. М.: Наука, 1997. — 302 с.
  66. Культура Возрождения и Средние века. М.: Наука, 1993. — 222 с.
  67. Культура и общественная мысль: Античность, Средние века, эпоха Возрождения. М.: Наука, 1988. — 244 с.
  68. Культура и общество Италии накануне Нового времени. М.: Наука, 1993.-240 с.
  69. Культура эпохи Возрождения и Реформация. JI.: Наука, 1981. -267 с.
  70. Т. Л. Ранний феминизм в Англии / Т. Л. Лабутина // Вопросы истории. -2001. -№ 8. С. 51−67.
  71. В. В. Шеллинг. М., Мысль, 1976. 199 с.
  72. И. А. Античный мир в терминах, именах и названиях / И. А. Лисовый, К. А. Ревяко. Минск: Беларусь, 1996. — 253 с.
  73. А. Л. Из истории философских представлений о браке и семье (Проблема брака и семьи в философии Канта, Фихте, Гегеля)/ А. Л. Литвинова // Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974.-С. 12−40.
  74. Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Г. Лихт. М.: Крон-пресс, 1995.-400 с.
  75. А. Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф. Лосев. М., 1927.
  76. А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., Искусство, 1974. 600 с.
  77. А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., Искусство, 1969. 716 с.
  78. Ю.Н. Женщина и власть / Ю. Н. Лубченков, В. И. Романов. -М.: Совмести, сов.-амер. предприятие «Норд», 1990. 54 с.
  79. С. И. Быт, нравы и сексуальная жизнь крестоносцев / С. И. Лучицкая // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. — М., 1993.-С. 56−78.
  80. Мемуары королевы Марго. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 222 с.
  81. М. О. О любви / М. О. Меньшиков. — Ставрополь: Горница, 1994.- 192 с.
  82. Е. Г. Идея универсального человека в романтизме / Е. Г. Милюгина // Романтизм: Грани и судьбы. — Тверь, 1998. Ч. II. — С. 100−108.
  83. Е. Г. Ренессанс и романтизм: Перекличка эпох / Е. Г. Милюгина // Романтизм: Грани и судьбы. Тверь, 1999. — Вып. 2. -С. 45−61.
  84. Е. Г. Романтики о свободе: Грани проблемы / Е. Г. Милюгина // Романтизм: Грани и судьбы. Тверь, 1999. — Вып. 3. -С. 17−38.
  85. Е. Г. Титаны Возрождения глазами романтиков / Е. Г. Милюгина // Романтизм: Грани и судьбы. Тверь, 1998. — Ч. 1. -С. 51−57.
  86. А. Малая проза Прево / А. Михайлов // Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско / А.-Ф Прево. М., 1981. -С.3−25.
  87. Л. Г. Древнее общество / Л. Г. Морган. Л., 1934. -350 с.
  88. В. И. Из истории эволюции общественно-политических взглядов просветителей / В. И. Моряков. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-224 с.
  89. И. С. Тема любви в философской культуре Нового времени / И. С. Нарский // Философия любви: в 2 т. М., 1990. — Т. 1.-С. 110−148.
  90. Новалис. Генрих фон Офрединген / Новалис // Избранная проза немецких романтиков. М., 1979. — Т. 1. — С. 205−342.
  91. Д. Д. Французский классицизм. Очерки / Д. Д. Обломиевский. М.: Наука, 1968. — 375 с.
  92. Д. Д. Французский романтизм / Д. Д. Обломиевский. М.: Гослитиздат, 1947. — 354 с.
  93. К. Женщина в зеркале позднесредневековой агиографии / К. Опиц // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М., 1993.-С. 55−61.
  94. Платон. Законы. М.: Мысль, 1999. — 832 с.
  95. Г. А. Женщина и религия / Г. А. Притчина. — М.: Сов. Россия, 1960.-55 с.
  96. Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 148 с.
  97. С. Осененная гением Гете / С. Рожновский // Дре-виц И. Беттина фон Арним / И. Древиц. М., 1991. — С. 5−24.
  98. В.М. Природа любви: Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах / В. М. Розин, Р. П. Шапинская. -М.: б.и., 1993.- 173 с.
  99. В. И. Культура эпохи Возрождения / В. И. Руттен-бург // Средние века. М., 1987. — Вып. 50. — С. 43−48.
  100. В. И. Общество Возрождения / В. И. Руттенбург // Культура Возрождения и общество. М., 1986. — С. 13−25.
  101. И. С. Женщина в раннем Христианстве / И. С. Свентицкая // Женщина в античном мире. М., 1995. — С. 156−167.
  102. JI. Е. Любовь в эстетике раннего романтизма: Романтический идеал в контексте культурно-исторического развития / Л. Е. Семенов // Романтизм: Грани и судьбы в двух частях. — Тверь, 1998.-Ч. 1.-С. 134.
  103. Ю. И. Происхождение брака и семьи / Ю. И. Семенов. -М., 1974.-309 с.
  104. Н. Роман мадам де Лафайет «Принцесса Киевская»/ Н. Сигалл// Лафайет М.-М. де. Принцесса Клевская / М.-М. де Лафайет. М., 1959.-С. 3−27.
  105. А. В. Лики любви: Очерки истории половой морали / А. В. Сосновский. М.: Знание, 1992. — 207 с.
  106. . Н. В мире человека / Б. Н. Тарасов. М.: Современник, 1986. — 317 с.
  107. Типы общественных отношений на Востоке в Средние века. -М.: Наука, 1982.-269 с.
  108. Н. С. Романтизм Ж. Санд / Н. С. Трапезникова. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. 184 с.
  109. М. С. Жорж Санд / М. С. Трескунов. Л.: Худож. лит., 1976.-246 с.
  110. С. В. От Просвещения к романтизму / С. В. Тураев. -М.: Наука, 1983.-255 с.
  111. В. И. Женские салоны в Европе XVII- XVIII веков/ В. И. Успенская // Женщины, история, общество. Тверь, 2002. -Вып. 2.-С. 170−200.
  112. В. Матриархат уже был? / В. Фомина // Наука и религия. 2001. -№ 3. — С. 8−9.
  113. Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век / Э. Фукс. М.: Республика, 1994. — 440 с.
  114. Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век / Э. Фукс. М.: Республика, 1994. — 478 с.
  115. Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Э. Фукс. М.: Республика, 1993. — 510 с.
  116. Э. Иллюстрированная история эротического искусства / Э. Фукс. М.: Республика, 1995. — 448 с.
  117. В. И. Романтизм как тип художественного мышления : учеб. пособие / В. И. Хрулев. Уфа: БашГУ, 1989. — 100 с.
  118. Д. JI. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков (образ женщины) / Д. JI. Чавчанидзе // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 9, Филология. 1992. — № 2. — С. 29−41.
  119. Человек античности. Идеалы и реальность / сост. В. И. Исаева, И. Л. Маяк. М., 1992. — 383 с.
  120. Человек в кругу семьи: Очерки истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М.: Изд-во РГГУ, 1996. — 376 с.
  121. Человек эпохи Просвещения. М.: Наука, 1999. — 223 с.
  122. И. В. Культура Возрождения и Средние века / И. В. Шевченко // Вопросы истории. 1987. — № 8. — С. 21−32.
  123. В. П. Философия любви и красоты эпохи Возрождения / В. П. Шестаков // О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992. — С. 3−14.
  124. . Женщины Вены в европейской культуре (17 501 950) / Б. Шиферер. СПб.: Петербург-XXI век, 1996. — 150 с.
  125. Фр. Из Люцинды / Фр. Шлегель // Трактаты о любви: сб. текстов. -М., 1994. С. 33−36.
  126. Фр. Люцинда Фр. Шлегель // Избранная проза немецких романтиков. М., 1979. — Т. 1. — С. 117−204.
  127. Фр. О границах прекрасного / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. — Т. 1. — С. 62−69.
  128. Фр. О любви и браке в связи с «Избирательным сродством» Гете / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. — Т. 2. — С. 387−388.
  129. . Фр. О поэтических произведениях Джованни Бок-каччо / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. -М., 1983.-Т. 1.-С. 418−422.
  130. Фр. О философии / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика /Фр. Шлегель. -М., 1983.-Т. 1. С. 336−357.
  131. Фр. Развитие философии в двенадцати книгах / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. -Т. 2.-С. 102−190.
  132. Фр. Разговор о поэзии / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. — Т. 1. — С. 365−417.
  133. Фр. Трансцендентальная философия / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. — Т. 1. -С. 431−440.
  134. Фр. Трансцендентальная философия / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. — М., 1983. — Т. 1. — С. 431−440.
  135. Фр. Философия жизни / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. — Т. 2. — С. 336−355.
  136. Фр. Философия языка и слова / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. — Т. 2. — С. 360−386.
  137. Фр. Фрагменты / Фр. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Фр. Шлегель. М., 1983. — Т. 1. — С. 290−316.
  138. A. JI. «Декамерон» Боккаччо книга о любви / A. J1. Штейн. — М.: Худож. лит., 1993. — 255 с.
  139. А. Афоризмы. Максимы / А. Шопенгауэр. М.: Изд-во ЛГУ, 2003.-348 с.
  140. А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. М.: Наука, 1996. — Т. 2. — 669 с.
  141. А. Я. Древний мир в лицах и образах / А. Я. Шофман.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. 213 с.
  142. А. Я. Сапфо Лесбосская / А. Я. Шофман // Женщины- легенды. Минск, 1993. — С. 24−67.
  143. Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. — 495 с.
  144. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -СПб.: Наука, 1991.-318 с.
  145. William Lovel. Erster Teil. Buch IV, 14 L. Tieck. Schriften. Bd. 6. -S. 250−251.
  146. J.G. Fichte. Sammt. Werke, Bd. 4 Berlin, 1845. C. 332.
  147. Bowra, С. M. The romantic imagination. London, Oxford University Press, 1950. 306 p.
  148. Clayton, Jay. Romantic vision and the novel / Jay Clayton. Cambridge England. — New York: Cambridge University Press, 1987. — 249 p.
  149. Hughes, Glyn Tegai. Romantic German literature. London: E. Arnold, 1979.-183 p.
  150. Martin, Philip W. Mad women in romantic writing / Philip W. Martin. Sussex England.: Harvester Press — New York: St. Martin’s Press, 1987.- 198 p.
  151. Taylor, Ronald. The romantic tradition in Germany- an anthology with critical essays and commentaries by Ronald Taylor, London, Methuen, 1970. 272 p.
  152. Scheiber, Mary Magdalita. Ludwig Tieck and the mediaeval church, New York, AMS Press, 1970. 163 p.
  153. Peckham, Morse. Romanticism and ideology. Greenwood, Fla.: Penkeville, 1985.- 381 p.
  154. Waldstein, Edith Josefine. Bettine von Arnim and the politics of romantic conversation / Edith Waldstein. Columbia, SC, USA: Camden House, 1988.- 126 p.
  155. Wilshire, Bruce W. Romanticism and evolution: the nineteenth century- an anthology selected, edited, and with an introd. by Bruce Wilshire, New York, Putnam, 1968. 320 p.
Заполнить форму текущей работой