Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бенедикт Спиноза. 
История философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этика" делится на пять частей. В первой, «О Боге», даются определения Бога, т. е. субстанции, которая есть причина самой себя, causa sui, атрибутов и модусов. Субстанция едина и единственна. Атрибуты — это способы понимания субстанции, «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность». Атрибутов бесконечно много, поскольку неисчерпаема сущность абсолютно бесконечной субстанции… Читать ещё >

Бенедикт Спиноза. История философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вехи биографии

Бенедикт Спиноза (1632−1677) прожил короткую, трудную, но воистину величественную жизнь. Он родился в состоятельной еврейской семье в Голландии, получил традиционное иудейское образование, и учителя видели в нем будущего выдающегося талмудиста. Однако Спиноза не нашел удовлетворения на традиционном пути, самостоятельно освоил латынь и увидел новый свет в работах прославленного уже к тому времени Декарта. Но обращение к свободной философии не прошло безболезненно: Спиноза столкнулся с серьезным давлением со стороны еврейской общины: когда стало известно, что молодой Барух Д’Эспиноза самым решительным образом настроен быть вне вероучения, ему, как знатоку иудейской богословской традиции, предложили годовое содержание в тысячу гульденов в обмен на возвращение к традиционным занятиям и посещение синагоги. На отказ Спинозы он был изгнан из общины, проклят и даже пережил покушение от руки фанатичного члена общины. Спиноза берет латинизированное имя, покидает Амстердам и, дабы не зависеть от посторонней поддержки, осваивает профессию шлифовщика линз. Жил он самой скромной жизнью, не имея ни накоплений, ни долгов. Довольно рано заболел чахоткой, а шлифовка линз вовсе не способствовала выздоровлению. За аскетический образ жизни и преданность философии Спинозу называли «святым без религии». Сорока четырех лет от роду Спиноза умирает.

При жизни Спинозы были опубликованы лишь два произведения: «Основы философии Декарта» и «Богословско-политический трактат». Первый вышел в свет под именем автора, второй же анонимно, на обложке была указана несуществующая типография. Спиноза понимал, что содержание антирелигиозного «Трактата» вызовет недовольство и гнев как со стороны иудеев, так и со стороны христиан: он хранил плащ со следами от кинжала, которым экзальтированный фанатик пытался его убить.

Основным философским трактатом Спинозы, настоящим шедевром философии Нового времени является сочинение «Этика». Спиноза, ревностный последователь Декарта и не менее дотошный его критик, следует за Картезием в понимании сущности души как ясности и отчетливости восприятий, а следовательно, подлинная философия, по его мысли, не нуждается во внешних этических установлениях и советах. Сам Спиноза представляет свою философию как истинную, по не претендующую быть наилучшей, ведь поиск лучшего исходит из желаний, тогда как истина предана единственному аффекту — интеллектуальной любви к Богу. «Этика», как и другие его сочинения, направлена на прояснение природы человеческих аффектов, так, чтобы в итоге у читателя появилась возможность привести все разнообразие душевной жизни к ее вершине, любви, поэтому Спиноза самым тщательным образом исследует и источники мудрости, и начала человеческой глупости, но не с тем, чтобы посмеяться над ней, а чтобы понять причины, приводящие к необходимости совершать невразумительные поступки, и устранить сами эти причины, а не воевать со следствиями. Знаменитая формула выстраивания душевной жизни звучит так: «не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать»[1].

Стремясь построить такую систему, которая была бы не столько всеохватной, сколько способной приводить любое действие души к ясности и отчетливости, Спиноза выстраивает свое сочинение в «геометрическом порядке» — сначала идут определения, затем аксиомы и теоремы. Выбор такой формы изложения продиктован стремлением к предельной ясности, образцом которой служит математическое знание. Но если математика занимается специфическими предметами, числами, то Спиноза ставит перед собой другую задачу — показать, как и благодаря чему вообще возможно ясное понимание чего бы то ни было. Поэтому систему Спинозы следует называть рациональной теологией. Теология рациональная не следует за и нс подражает теологии, основанной на вере, но является теологией по преимуществу: она трактует о начале всего сущего, о Боге и заботится, чтобы знание, будь то знание природы или знание души, умело себя понимать в отношении сущего в собственном смысле слова, Бога.

" Этика" делится на пять частей. В первой, «О Боге», даются определения Бога, т. е. субстанции, которая есть причина самой себя, causa sui, атрибутов и модусов. Субстанция едина и единственна. Атрибуты — это способы понимания субстанции, «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность»[2]. Атрибутов бесконечно много, поскольку неисчерпаема сущность абсолютно бесконечной субстанции, но нам известно только два: мышление и протяженность, беспредельное простирание телесного. Поскольку протяженность и мышление — это одно и то же, т. е. один и тот же Бог, но различно воспринятый, «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Человек же есть не что иное, как модус, или модификация атрибутов Бога. Модификация мышления — это наши идеи, а модификация протяженности — тело. Принято говорить о параллелизме в системе Спинозы, хотя точнее было бы говорить о пантеизме: порядок вещей не столько параллелен порядку идей, сколько это один и тот же порядок. Этот порядок есть не что иное, как абсолютная необходимость, как из одного состояния тел в согласии со всеобщим естественным порядком следует другое их состояние, так из одной идеи следует другая. Поэтому Спиноза говорит: Бог, или природа. Есть природа порождающая (лат. natura naturans), а есть природа порожденная (лат. natura naturata) — различие активности и пассивности и характеризует отличие Бога от его творений.

Вторая и третья части трактата рассказывают о том, что есть модусы души, т. е. идеи, и что? есть модусы тела, т. е. аффекты. Поскольку «в душе нет никакой абсолютной или свободной воли; но к тому или другому хотению душа определяется причиной, которая в свою очередь определена другой причиной, эта — третьей, и так до бесконечности»[3], четвертая часть называется «О человеческом рабстве, или о силах аффектов». Мы не вольны испытывать или не испытывать те или иные аффекты (нам привычнее слово «эмоция»), но мы способны их осознавать, т. е. понимать причины своих аффектов. А один и тот же аффект, в зависимости от того, осознан он или нет, называется иначе: ревность неосознанна, тогда как тот же аффект, но увиденный в правильной цепи причин, есть благодарность.

  • [1] Спиноза Б. Политический трактат // Спиноза Б. Соч.: в 2 т. СПб.: Наука, 1999. Т. 2. С. 250.
  • [2] Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Соч.: в 2 т. СПб.: Наука, 1999. Т. 1. С. 253.
  • [3] Там же. С. 327.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой