Трансцендентное в рациональном и мистическом познании
Холизм, утверждающий органическую целостность мира и единый скрытый порядок (или ритм), связывающий феномены различных «планов бытия», как и символизм, имеет своим истоком мифологическое сознание. Согласно одному из вариантов современного холистического мировоззрения, мир, как органическое целое, не может стать объектом дискурсивного мышления, однако существует возможность непосредственного… Читать ещё >
Содержание
Актуальность исследования. В настоящее время одной из дискуссионных тем является тема рациональности, что демонстрируется большим количеством публикаций в зарубежной и отечественной литературе, среди которых следует отметить, в частности, сборник статей «Исторические типы рациональности"1. Актуальность данной проблемы в значительной степени связана с кризисом западноевропейской рациональной культуры, отмечаемым на протяжении периода Новейшего времени и обусловившим обращение различных философских направлений к иррационализму и мистицизму.
Особое значение дискуссия по проблеме рациональности приобретает в связи с процессом интенсивного взаимодействия различных типов культур, особенно культур Востока и Запада. Как известно, в традиционном сопоставлении восточной и западной культур рациональность связывалась с Западом, а мистицизм — с Востоком. Однако, как показывает философский и культурологический анализ, элементы мистики занимают значительное место и в западноевропейской культуре, в свою очередь, элементы рациональности присутствуют в религиозных и мистических системах, в том числе и восточных. В связи с этим большинство современных исследователей отказывается от единого образа рациональности в пользу представления о ее различных типах.
Кроме того, повышение интереса к мистицизму обусловлено серией научных открытий, в частности, в области психологии. Возникновение в двадцатом веке таких направлений, как аналитическая и трансперсональная психология, демонстрирует тенденцию наукообразного изучения феноменов, которые принято было относить к сфере мистического и оккультного. При этом, как отмечается рядом авторов, взаимодействие рациональной и мистической традиций, Исторические типы рациональности. В двух томах. М.:ИФРАН. 1995 г. которые обычно рассматривались как антагонистические, осуществлялось на протяжении всей истории культуры.
На наш взгляд, одной из точек соприкосновения «рационального» и «мистического» является категория трансцендентного. В рациональной философии «трансцендентное», — результат осознания субъектом границ своих познавательных возможностей, тогда как мистицизм традиционно рассматривается его исследователями и адептами как путь трансцендирования этих границ и проникновения в области, недосягаемые для дискурсивного мышления и научной практики. Таким образом, представляет интерес на историко-философском материале исследовать процесс формирования мистической и рациональной традиций в познании, полагая в качестве узлового момента этого анализа понятие трансцендентного.
Следует также отметить, что одним из сложных моментов историко-философского анализа является воссоздание исторической традиции, что, в частности, по мнению В.П.Визгина1, обусловлено большой степенью субъективизма, неизбежно присутствующего в любом историко-философском анализе. В связи с этим, как полагает диссертант, применение элементов социокультурного подхода к историко-философскому анализу позволяет в достаточной степени преодолеть такой субъективизм. Это обусловлено тем, что социокультурный подход предполагает рассмотрение проблемы в контексте взаимодействия индивидуальных и над-индивидуальных структур, которые могут фиксироваться с помощью наблюдаемых параметров, таких как тип и форма трансляции опыта, а также способ конструирования смысловых, структур.
Предметом данного исследования является история формирования и развития понятия трансцендентного и его коррелятов в рациональной философии Запада, а также в мистических и религиозных традициях как Запада, так и Востока. Данный анализ проводится на материале немецкой классической филосо
1 См. Визгин В. П. История и метаистория. // Вопросы философии. 1998 г. № 10, с. 102. фии, неокантианства, феноменологии, экзистенциализма, философии жизни, русской философии Всеединства, а также произведений античных авторов и работ, посвященных их творчеству, исследований мифологического сознания, религии и мистицизма.
Степень разработанности проблемы. В европейской философии проблема трансцендентного как непостижимого восходит к античным временам. Она ставилась еще Платоном, утверждавшим, что абсолютное знание доступно лишь богам, а человеческий разум, переходя границу опыта в обосновании метафизических категорий, должен «выходить из себя». Впоследствии тема трансцендентного рассматривалась в контексте непознаваемости Абсолюта неоплатониками, в частности, Плотином, Порфирием, Проклом, Сирианом, Дамаски-ем, а также гностиками Валентином, Василидом, Менандром, Маркионом и др., и христианскими религиозными философами Оригеном, Дионисием Ареопаги-том, св. Августином, Викторином и др. Логика их концепций определила развитие темы непостижимого Абсолюта в Средние века и в эпоху Возрождения, что отражено, в частности, в произведениях Майстера Экхарта, Гуго сент-Викторского, св. Иоанна Креста, Николая Кузанского, Якоба Беме. Среди историко-философских исследований античной и средневековой философии и теологии следует выделить, в частности, работы А. Лосева, М. Мамардашвили, Ф. Кессиди, Х. Йонаса, А. Койре, В. Соловьева, С. Аверинцева, П. Адо, С. Булгакова, И. Ильина, В. Лосского, А. Чанышева1 .
В древней восточной философии и религии также широко развита традиция апофатического понимания абсолютного бытия, в буддизме эта тенденция идет от Шакьямуни и развивается, в частности, представителями школ мадхья Платон Собр. соч. в 4-х тт. т.1. М.: Мысль, 1990 г., Прокл. Первоосновы теологии. М.: Прогресс, 1993 г., Плотин Эннеады. Киев. 1995 г., Космогония М., 1995 г. Кузанский Н. Сочинения в 2-х тт. т.1. М.: Мысль, 1980 г., Экхарт М. Проповеди и рассуждения, М. 1912 г., Аверинцев С. С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления. / В кн. Платон и его эпоха. М. 1979 г., Адо П. Плотин или простота взгляда. М. 1991 г, Йонас X. Гностицизм. М., 1997 г., Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В2х кн. М.:Искусство, 1992 г, Античный космос и современная, наука М.1993г., Мамардашвили М. К. Путь к очевидности. М. 1997 г. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1991 г. миков и йогачаров Нагарджуной и Ашвагхошей, понимавшими истинное бытие как непостижимую пустоту (шуньяту), которая все содержит. В брахманиче-ской философии концепция непостижимого Абсолюта присутствовала как в дуалистической санкхье (у Патанджали, Вьясы), так и в монистической Адвай-та-веданте Шанкары. В китайской философии даосизма существовали категории У-Цзи — Беспредельного, отождествляемого также с понятием Дао, и ТайЦзи — Великого Предела, благодаря которому возникает видимый мир. Так, древнекитайский философ Лу Цзююнь полагал первичность беспредельного и вторичность великого предела, в то время как Чжу Си — их сущностное тождество. Исследования восточной философии и религии содержатся, в частности, в работах А. Лукьянова, А. Уотса, К. Эррикера, О. Розенберга, М. Мюллера, М. Элиаде, А. Уотса, Н. Абаева, Д. Судзуки, и др1 .
В Новое и Новейшее время понятие трансцендентного составляло предмет анализа в классической философии — у И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, в философии жизни А. Шопенгауэра, в экзистенциализме — у С. Кьеркегора, Ж. П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н.Бердяева. Проблема преодоления гносеологического дуализма кантовской философии затрагивалась также в работах неокантианцев Г. Риккерта, Н. Гартмана, В. Виндельбанда, Г. Когена, Э. Кассирера и др., обосновывающих, в частности, правомерность введения понятия интеллектуальной интуиции. Обращались к этой проблеме и феноменологи Э. Гуссерль, М. Шелер, Р. Ингарден и др. Созданию онтологических моделей, позволяющих логически преодолеть понятие вещи-в-себе, были посвящены произведения русских философов В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Н. О. Лосского, С. Л. Франка. Анализ концепций западноевропейской философии в контексте
1 Будда. История о перерождениях / пер. с пали, М., 1991 г., Ашвагхоша. Шастра о пробуждении веры в Махая-не /' в кн. Абаев Н. Чань-буддизм., Новосибирск, 89 г, Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994 г., Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие. Киев. София. 2000 г., Судзуки Д. Т. Лекции по дзен-буддизму. Киев, 1992 г., Лукьянов А. Е. Начало древнекитайской философии. М. 1996 г., Становление философии на Востоке М. 1989 г. Эррикер К. Буддизм. М., 1998 г., Уотс А. Путь дзен. Киев, София, 1993 г. проблемы трансцендентного представлен в работах отечественных авторов П. П. Гайденко М.К.Мамардашвили, К. А. Свасьяна, Н.С.Мудрагей1 и др.
В работах ряда авторов рассматриваются архаические символы и представления, которые можно трактовать как корреляты философских понятий трансцендентного и трансценденции в мифологическом мышлении. В частности, у М. Элиаде проанализированы идея божественного (трансцендентного) порядка, установленного в период сакрального правремени, т. е. «до начала времен», символика мировой оси и мирового древа рассмотрена в контексте «шаманских мифов» в связи с мистической идеей «прорыва уровней». К анализу подобной символики обращались такие исследователи, как К. Юнг, Х. Кэрлот, К. Леви-Стросс, К. Кереньи, Л. Леви-Брюль, В. В. Иванов, В. Н. Топоров и др. Шаманские ритуалы трансценденции описаны, в частности, в работах М. Харнера, Дж. Халифакс, В.Тернера.2
Анализу мистического познания, классификации мистического опыта и его феноменологическому описанию посвящены работы К. Дю Преля, обосновывавшего оккультные и парапсихологические феномены с помощью монистического учения о душе, У. Джеймса, применившего наукообразный подход к изучению духовного опыта. Немалый вклад в изучение мистицизма внесли К. Юнг, чья концепция коллективного бессознательного и трансцендентной «самости» смогла максимально приблизить понятийное мышление к постижению сути мифов и религиозных откровений, а также стала методологической основой трансперсональной психологии С. Грофа, Ч. Тарта, Р. Лэйнга, рассмот Кант И., полн собр. соч. в 6 тт. М. 1966 г., Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994 г., Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998 г. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика. 1993 г., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991 г., Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М. 1997 г. Философия Фихте и современность. М., Мысль, 1979 г. е., Проблема рациональности на исходе XX века. / Вопросы философии, 1991 г. № 6., Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное — философская проблема / Вопросы философии 96 г № 9 с. 64., Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван 1987 г., Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван 1989 г.
2 Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996 г, Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991 г., Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996 г., Священное и мирское. М. 1994 г., Космос и история М. 1987 г., Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев. София. 2000 г., Харнер М. Путь шамана. / В кн. Гуманистическая и трансперсональная психология. М&bdquo- 2000 г., Тернер В. Символ и ритуал. М. 1983 г., Кэрлот X. Э. Словарь символов. М.1994г., Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994 г. ревших проблему трансценденции в психиатрии. Следует также отметить работы М. Элиаде, исследовавшего генезис высших мистических традиций из архаического шаманизма, Ф. Капры, проведшего параллели между научными и мистическими взглядами на космологию, С. Хоружего, разработавшего такое направление как «энергийная антропология», представляющее собой науку о духовной практике. Обширнейший материал о мистических традициях представлен в работах М. П. Холла, В. Шмакова, Е. Блаватской, А. Безант, А. Бейли, Р.Штайнера. Анализ личного духовного опыта изложен Шри Ауробиндо, Л. Рампой, К. Кастанедой, Ф. Доннер, М. Шароном, М. Харнером, Х. Хьюз-Колеро и др.1
Методологическая основа работы. Методологической основой работы являются основные принципы историко-философского исследования, реализованные, в частности, в работах А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева, П. П. Гайденко, М. К. Мамардашвили, К. Г. Свасьяна, Х. Йонаса и предполагающие анализ формирования философских традиций в контексте взаимодействия различных форм духовной культуры. Анализ мифологического и религиозного сознания осуществлен на основе концепций М. Элиаде, К. Г. Юнга, Э. Кассирера, А. Ф. Лосева. Мистическое познание исследуется с привлечением идей У. Джеймса, А. Бергсона, К. Г. Юнга, М. Элиаде, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского, Р. Штайнера, К. Кастанеды, О. Хаксли, С. Грофа, С. С. Хоружего. В диссертации использованы элементы социокультурного подхода, предполагающего анализ развития форм духовной культуры в аспекте взаимодействия индивидуальных и над-индивидуальных структур. При этом автор опирается на идеи, изложенные в работах отечественных авторов
1 Дю-Прель К. Философия мистики. М. 1995 г., Гроф С. Рождение, смерть, трансценденция в психиатрии. / в сб. Гуманистическая и трансперсональная психология" М 2000 г., Шри.Ауробиндо. Час бога. Йога и ее цели. Л., 1991 г., Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. 1993 г., Капра Ф. Уроки мудрости. М.- Киев, 96 г., Дао физики. С-Пб., 1994 г., Лу Куань Юй Даосская йога. Алхимия и бессмертие. С-Пб, 1993 г., Ли Хунчжи. Фа-лунь Дафа. М. 99 г., Ошо Р. Тайна. Киев, София, 1999 г., Кастанеда К. Активная сторона бесконечности. Киев. София, 1998 г., Магические пассы. Киев, 2000 г., Огонь изнутри. Киев, 1993 г., Хоружий С. С. Заметки к энер-гийной антропологии. / Вопросы философии, 99 г. № 3, Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев. София. 2000 г., Йога. Свобода и бессмертие. Киев, 2000 г.
А.Н.Семушкина, М. А. Розова, В. С. Степина, В. А. Фриауфа, В. Н. Гасилина, А. П. Бесшапошниковой Ю.К.Никитинской.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы исследовать истоки и формирование традиций понимания «трансцендентного» в рациональном и мистическом познании. В соответствии с этой целью в работе выдвигаются следующие задачи
— на материале истории новоевропейской философии определить поле значений понятия трансцендентного-
— выявить корреляты понятия трансцендентного в исторически различных типах мировоззрения (мифологическом, религиозном, философском) —
— проследить истоки возникновения понятия трансцендентного и его коррелятов, исходя из представления об истории формирования и развития философских, религиозных и мистических концепций.
— сформулировать критерии различения рационального и мистического познания:
— на основе введенных критериев проследить историю взаимодействия рациональной и мистической традиций в познании в аспекте представления о трансцендентном.
— рассмотреть модификацию представления о трансцендентном и трансценден-ции в истории развития мистической философии.
Научная новизна диссертационного исследования.
— показаны четыре различных аспекта понимания трансцендентного в истории философии-
— выявлены истоки понятия трансцендентного в мифологическом сознании-
— рассмотрен процесс взаимосвязанного становления понятия трансцендентного в религиозном и в философском мировоззрениях-
— выявлено единое смысловое поле формирования представлений о трансцендентном в различных формах духовной культуры.
— прослежено взаимодействие мистической и рациональной традиций в истории философской мысли.
Положения, выносимые на защиту.
1. В европейской философской традиции можно выделить четыре различных смысла понятия трансцендентного: гносеологический, онто-гносеологический, онтологический и аксиологический, обусловленные, соответственно, осознанием ограниченности человеческого познания, бытия, а также признанием человеческого несовершенства.
2. Понятие трансцендентного в его различных смыслах связано с дихото-мичностью как модели бытия, выражающейся в виде трех основных оппозиций: человек-мир, человек-бог (абсолют) и бог (абсолют)-мир, так и модели познания, опирающейся на субъект-объектное отношение.
3. Истоки вышеуказанной дихотомичности в различных типах мировоззрения прослеживаются в мифологическом сознании и ритуальной практике архаики.
4. Существует единое смысловое поле, в рамках которого формируются представления о трансцендентном в различных формах духовной культуры (философии, религии, мистицизме), имеющее источником мифологическую символику. Поэтому различные концепции трансцендентного, возникшие в ходе исторического развития рациональной и мистической философии, неизбежно содержат общие смысловые конструкты.
5. Использование элементов социокультурного подхода, в частности, представления о познании как о духовном конструировании, позволяют ввести критерии разделения мистического и рационального познания, что способствует преодолению субъективизма в историко-философском исследовании.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Полученные в диссертации результаты могут быть реализованы в историко-философском анализе традиций познания в разных формах духовной культуры.
Основные положения и
выводы диссертационного исследования могут быть использованы в при проведении семинарных занятий по проблеме мистического познания и его соотношения с познанием рациональным, а также по теме символизма и символического миропонимания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава включает два параграфа. Вторая глава также включает два параграфа. Объем работы составляет 167 страниц.
Список литературы включает 178 работ отечественных и зарубежных авторов.