Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский анализ механизмов преодоления преступности: На материале исследования управленческих решений МВД

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно А. П. Кореневу первые работы, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы организации управления государством и обществом в России, появились в ХУП-ХУШ веках. В числе первых авторов — И. Т. Посошков, написавший трактат: «Книга о скудности и богатстве». В XIX веке известными становятся труды М. М. Сперанского, Н. М. Коркунова, М. М. Ковалевского, Б. И. Чичерина, которые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Преступность как социальное явление и проблема управленческого воздействия на него
    • 1. Социальная природа преступности и оценка достоверности' социального предвидения ее роста
    • 2. Управленческое решение, как ценностная ориентация, направленная на преодоление преступности
    • 3. Криминализация общества и эффективность управления
  • Глава 2. Социально-философский анализ механизмов преодоления преступности
    • 1. Сущность, виды и источники информации, необходимой для ^ преодоления преступности
    • 2. Принятие управленческого решения как социальный механизм, направленный на преодоление преступности
    • 3. Социальная роль МВД в подготовке и принятии управленческого решения

Социально-философский анализ механизмов преодоления преступности: На материале исследования управленческих решений МВД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования состоит в необходимости философского анализа управленческих механизмов преодоления преступности как социального явления.

Поиск социальных факторов, раскрывающих отклонения от сложившихся норм и ценностных ориентаций и процесс выработки обусловленных ими управленческих решений с аксиологической составляющей требуют социально-философских исследований. Вне их осмысления нельзя представить развитие современного трансформирующегося общества.

К сожалению, становление нового общества и государства происходит в условиях, когда руководители не владеют достаточными знаниями об организации управления, принципах и методах принятия ответственных решений, которые были бы нравственно ориентированными. Однако часто поспешно принимаются неподготовленные решения, последствия которых в процессе их принятия даже не оцениваются.

В сфере правоохранительной деятельности недостатки в управлении, принятие необоснованных управленческих решений, могут обернуться колоссальным социальным напряжением в обществе.

Как известно, в настоящее время угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования" социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьёзные просчёты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно её организованных форм.

В создавшихся условиях органами законодательной и исполнительной власти Российской. Федерации и её субъектов с начала 90-х годов были приняты решения по реализации правовых, организационных, материально-технических мер, направленных на стабилизацию преступности в стране.

Осложняющаяся обстановка с преступностью, ограниченность надлежащего кадрового, финансового и материально-технического обеспеченияорганов внутренних дел настоятельно требуют и нового, отвечающего современным требованиям уровня организации управления.

Совершенствование организации управления, в первую очередь, выработка адекватных оперативной обстановке управленческих решений * во всех звеньях системы органов внутренних дел, как в социальной системе, является одним из главных резервов повышения результативности их работы. Чем сложнее криминогенная ситуация, динамичнее происходящие в стране общественно-г* политические и социально-экономические процессы, тем труднее предвидеть их ход и, следовательно, выработать адекватную систему управления.

Между тем научных разработок, раскрывающих процесс подготовки и принятия управленческих решенийкрайне недостаточно. Поэтому социальноI философский: анализ — управленческих процессов в органах внутренних дел в условиях обострения преступности и радикальных преобразований в общественной жизни имеет значительную актуальность.

Степень разработанности проблемыДля формирования и налаживания надежной системыуправления¥необходимо? знание: основ? социального управления, исследование которых во все времена привлекало к себе: внимание ученых. Управление в социальной философии рассматривается как одна из сфер социальной деятельности, наряду с такими, как материальная, духовная, гуманитарная.

Согласно А. П. Кореневу первые работы, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы организации управления государством и обществом в России, появились в ХУП-ХУШ веках. В числе первых авторов — И. Т. Посошков, написавший трактат: «Книга о скудности и богатстве». В XIX веке известными становятся труды М. М. Сперанского, Н. М. Коркунова, М. М. Ковалевского, Б. И. Чичерина, которые внесли значительный вклад в становление науки о социальном управлении.

В первые годы Советской власти уделялось значительное внимание проблемам организации управленияэкономикой. В 30-е годы был издан ряд работ по научной организации труда. Особенно активно эти вопросы стали обсуждаться на страницах печати в 50−70-е годы.

Исследованию общих проблем управления и его социальным аспектам посвящены работы современных авторов Г. В. Атаманчука, И: Л. Бачило,.

A.И.Белых, Е. Ю. Докукиной, Л. П. Завьяловой, А-Б.Курлова, А. М. Омарова, Л. М. Съединой, П. С. Таранова.

Разработка проблемы выработки социальных механизмов преодоления преступности требует, в свою очередь, анализаметодологического потенциала, присутствующего в современных работах, раскрывающих сложную социокультурную и духовную ситуацию в современной России. Это труды П. В .Алексеева, С. Ф. Анисимова, В. И. Александрова, В. С. Барулина, И.В.Бестужева-Лады," П. П. Гайденко, Б. С. Галимова, В. С. Глаголева, I.

B.В .Журавлева, Г. Е. Зборовского, М. С. Кагана, В. Е. Кемерова, Л. Н. Когана, А. Н. Кочергина, В. А. Лекторского, А. В. Лукьянова, К. Н. Любутина, Д. А. Нуриева,.

C.М.Поздяевой, В. С. Степина, В. Р. Федотовой, Н. П. Французовой.

Особое значение придается совершенствованию управления в системе органов внутренних дел в работах В. З. Веселого, С. Е. Вицина, О. А. Галустяна, С. В. Егорышева, Г. Г. Зуйкова, АЛИнакяна, Л. М. Колодкина, В. Г. Кутушева, С. П. Ломтева, А. Ф. Майдыкова, В. Д. Малкова, Э. П. Масленникова, В. А. Озолина, А. Г. Перегудова, А. Н. Роша, Г. А. Туманова, В. С. Чернявского, Е. Ф. Яськова и других.

Основываясь на современных исследованиях механизмов преодоления преступности, можно констатировать, что такой социальный механизм, как управленческое решение, еще не получил в литературе достаточного освещения.

Социально-философский анализ природы управленческого решения связан, по мнению автора, с социальным прогнозированием, что предполагает в свою очередь всесторонний учет последствий принимаемых решений. Понятие «принятие решения» сегодня в основном раскрыто как экономическая, юридическая категория:

Объектом исследования является девиантное поведение социального субъекта как сфера социально-философского анализа и проблема оптимизации общественных отношений в современном социуме.

Предмет исследования — социальный механизм преодоления преступности и социальные факторы, обусловливающие управленческие решения в этой сфере.

Цель задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ механизмов преодоления преступности и построение модифицированноговарианта концепции управленческого решения, направленного на преодоление: многоплановой преступности и реализацию внутреннего духовного потенциала личности.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

— раскрыть природу предвидения преступности;

— раскрыть специфику управленческого решения и его социальную I направленность;

— обосновать взаимосвязь управления г в сфере межсубъектных отношений и усиления криминализации современного общества;

— выявить сущность, виды, источники информации, необходимой для преодоления преступности;

— доказать, что принятие управленческого решения г представляет собой г социальный механизм, направленный на преодоление преступности.

Методологическая база исследования. Методологической основой диссертационной работы является диалектический метод, в рамках которого реализуется ценностный подход, а также общефилософские принципы анализа, синтеза, системности, и историзма к изучению социальных явлений.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автором дан анализ преступности как социального явления и исследован такой механизм её преодоления, как управленческое решение. Автором сформулированы следующие результаты:

— обнаружено, что управленческое решение представляет собой эффективный механизм преодоления преступности лишь в том случае, если является прежде всего социально направленным (опирается на различные социальные слои и группы населения, обеспечивает социальную защиту сотрудников, оказывается направленным на укрепление форм взаимодействия органов внутренних дел с социальными институтами и организациями) — обосновано, что преодоление девиантного поведения оказывается эффективным в том: случае, если управленческое решение оказывается направленным на мотивационную сферу человекаобнаружено, что преступность выступает формой проявления разрыва социальной структуры, когда традиционный тип характера еще существует, но возникают новые экономические условия, при которых прежние черты традиционной личности становятся бесполезными;

— выявлено, что результативность управленческого решения достигается: разработкой, во первых, социального предвидения тенденций криминального поведения и, во вторых, реализации ценностно-ориентированной программы, включающей такие мероприятия, которые вытекают из сопоставления нормативной и реальной составляющих.

Теоретическая и практическая значимость работы. Социально-философская концепция, разработанная > вдиссертации, может послужить методологической основой формулировки рекомендаций для выработки социального прогноза выхода российского общества из кризиса, когда это общество оказалось в значительной мере криминализированным.

Кроме того, отдельные разделы работы найдут применение в вузовских курсах философии, в частности при изложении тем «Философский анализ общества», «Духовный мир личности», «Правовая культура общества и личности» — в спецкурсах: «Маргинальные группы населения», «Преступность как социальное явление» и в ряде других.

Апробация работы. Основные идеи диссертации обсуждались в ходе участия автора на всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, в том числе: «Проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений МВД, УВД, повышения их роли и эффективности в борьбе с преступностью» (Санкт-Петербург, 20−21 мая 1993 г.) — «Проблемы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в современных условиях» (г.Уфа, 26−27 октября 1995 г.) — «Психолого-педагогические проблемы совершенствования обучения сотрудников органов внутренних дел» (г.Уфа, 14 мая 1998 г.) — «Проблемы усиления социальной направленности деятельности органов внутренних дел» (г.Уфа, 5 февраля 2004 г.).

Диссертация обсуждена на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета в апреле 2004 года и рекомендована к защите.

Общий объем публикаций автора по теме диссертации составил 3 пл.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (198 наименований). Объем текста — 138 страниц.

В социально-философском исследовании преступного поведения и поиске оптимальных решений по его преодолению участвуют представители различных слоев общества и главным образом представители органов внутренних дел. Преступность, как социальное явление, успешно преодолевается, если осуществляется социальная защитасотрудников, нормативно-правовое, финансовое, информационное обеспечение системы внутренних дел, В этом плане управленческое решение, как ценностная ориентацияна поиск путей и средств его совершенствования, повышения эффективности, выступает в качестве главного социального механизма преодоления преступности и прест) щной деятельности. В диссертации показано, что управленческое решение как ценность, выступающая в качестве регулятора поведения человека не может быть социально-эффективным при самоустранении государства от вьшолнения регулирз^ющих фзшкций. Управленческое решениеj как нормативная форма ориентации, это акт нравственной воли, направленныйна отказ от порабощения личности и принудительного регулирования: Социально-философский пласт проблемы управленческого решения связан с волевым фактором. Сам социальный прогноз и вытекающее из него решение — это необходимые элементы целенаправленного, волевого поведения. Поэтому прогнозирование преступности, как социального явления, включает в себя осознаниетаких важных тем, как особенная воля преступника, престзшление и зло, преступление и обман. Несмотря на возрастающее внимание к анализу управления в органах внутренних дел в целом, специальных работ, содержащих социологический, социально-философский анализ процессов реформирования системы управления и повышения эффективности социальной организации крайне Особую ценность представляет, на наш взгляд, подготовка аналитического документа, от которого напрямую зависит обоснованность и социальное качество управленческого решения, которое должно быть положительно оценено обществом. Этот докз^ент должен содержать ретроспективный анализ прест>пности в обществе, прогноз ее развития, включая сюда его нормативную составляющую. Социальная эффективность управленческого решения определяется нормативной составляющей прогноза или оценкой социальных, духовных последствий принимаемых решений. Социально-практическое значение полученных результатов состоит, в построении эффективной системы информационного обеспечения управленческой деятельностиобщественная критика работы милиции существенно обогащает информационную базу данного процесса. Автор делает тот важный вывод, что объективная информация о преступности лишь в: том слзд1ае будет ценностно ориентированной, если эта информация заключает в себе элемент позиционности, связанной с совестью, чувством долга, бережным отношением к человеческой жизни как главной ценности. Управленческое решение должно способствовать самоактуализации личности, ее самосовершенствованию, поскольку оно, взятое как ценностная ориентация, есть важнейший элемент внутренней стрзпктзфы личности человека. В диссертации достаточно подробно рассмотрены этапы подготовки и принятия з^равленческих решений. Автором подчеркивается та мысль, что для сотрудников, участвуюпщх в подготовке проекта управленческого решения, крайне необходимо знание его социальной технологии. Управление позволяет выявить специфику самоорганизующихся систем, что важно при исследовании социокультурных, а также различных духовных формирований. При этом управленческое решение выстзшает в качестве ценностного регулятора, обеспечивающего эффективность решения задач, стоящих перед отдельным человеком и обществом. Принятие управленческого решения направлено в конечном счете на укрепление механизмов * общественной самоорганизации, главным из которых остается внутренний потенциал личности, ее сущностные силы. Автор проводит ту мысль, что в настоящее время назрела необходимость глубокого исследования деятельности управленческих институтов в целях повышения эффективности их работы. В этом плане, хотя теория управления и влияет на общественную практику непосредственнорешающее влияние оказывается: все же через обучение управленцев. Каковы бы ни были достижения теории, они не в состоянии обеспечить рациональность управленческой деятельности, а тем самым ее эффективное влияние на социальную деятельность руководителей. В диссертации обоснована необходимость создания в структуре социальных систем управленческих институтов, их неоценимое значение и важность, в частности при выработке социально-значимых зшравленческихрешений. Научно-объективный анализ принятия управленческого решения^ основанного на теории и практике организации управления в органах внутренних дел, необходимо рассматривать как один из социально эфф’ективных путей решения проблемы совершенствования> деятельности органов внутренних дел, как социальной организации' в современных, качественно новых условиях общественной жизни. Социальная роль системы МВД в подготовке и принятии управленческого решения обосновывается ее стремлением к интеллектуально нравственному самосовершенствованию, что достигается рассмотрением решения как ценностного регулятора поведения человека в больших и малых социальных группах. Наиболее перспективными направлениями разработки социальных механизмов преодоления преступности, по мнению автора, являются следующие: 1) необходимо продолжить изучение нормативной составляющей социального прогноза, как неотъемлемого и существенного компонента управленческого решения- 2) необходимо дальше исследовать управленческое решение как ценностную ориентацию, направленную на преодоление преступности, как необходимый регулятор поведения человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996. -С. 104.
  2. См.: «Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».
  3. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975. -С.33−34.
  4. Перспективные планы социально-экономического развития региона: (республики, города, района), планы развития народного, хозяйства в целом, соответствующих министерств и ведомств.
  5. Информационно-аналитические сведения правоохранительных и судебных органов, документы комитета государственного контроля, других контролирующих органов (налоговая инспекция, торговая инспекция, рыбинспекция, охотоинспекция и т. д.).
  6. Материалы центральных, республиканских и местных средств массовой информации, получаемые на основе четко выработанной практики ежедневной их проработки.
  7. Документы, полученные из органов государственной власти и управления, общественно-политических партий и движений по итогам состоявшихся сессий, заседаний, конференций.
  8. Результаты различных социологических, криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной среде, проводимых научными учреждениями, учебными заведениями, в том числе с участием органов внутренних дел.
  9. Обращения граждан (письменные заявления, устные обращения во время приемов) в органы внутренних дел о совершенных преступлениях, других правонарушениях, лицах антиобщественного поведения.
  10. Личное участие субъекта управления в различных общественно-политических мероприятиях, общение с руководителямиминистерств и ведомств, крупных предприятий, наблюдение и выводы о происходящих во внешней среде событиях.1
  11. Регулярно проводимые мониторинга общественного мнения о работе органов внутренних дел.
  12. Официальные статистические данные о преступности, выдаваемые ежемесячно Информационным центром МВД, различные отчетные документы, поступающие из органов внутренних дел.
  13. Результаты комплексных проверок оперативно-служебной деятельности горрайорганов внутренних дел.
  14. Результаты сравнительных анализов состояния преступности в республике с соседними регионами и Российской Федерацией в целом.
  15. Роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта являются решающими условиями для подготовки и принятия обоснованного и грамотного управленческого решения.
  16. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под. ред. В Л.Иноземцева. —М.: Логос, 2002.-С.263.
  17. См.: Минин, А Я. Основы управления и информатики. -Екатеринбург, 1993. -С.79.
  18. См.:Венделин А. Г. Подготовка и принятие управленческого решения. -М., 1977. -С. 147−148.
Заполнить форму текущей работой