Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Императивы экологической этики в образовательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время идет интенсивное внедрение в образовательную систему экологического императива и в этой связи необходимо подчеркнуть несколько моментов: а) современный научно-технический процесс объективно требует преодоления узкой специализации и технократических установок, а это невозможно без расширения культурного пространства специалистов, а значит и культурного горизонта учащихся вузовб… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    • 1. Образование как традиционный предмет философии
    • 2. Экологические ценности общества и роль образования в их формировании
  • ГЛАВА II. ИМПЕРАТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. Мировоззренческие основы экологизации медицинского образования
    • 2. Методологические проблемы, средства и критерии экологизации медицинского образования

Императивы экологической этики в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный уровень знания законов развития позволяет считать, что они в своей основе едины для неживой природы, органического мира и человеческого общества. Отличаются лишь конкретные проявления этих законов в зависимости от особенностей развивающихся объектов, от масштабов времени и пространства1.

1. Человеческая цивилизация в последние столетия развивается с ускорением, которое имеет три основных последствия: — глобализация системы «природа-общество» — - усиление взаимосвязей социальной подсистемы с природной средой- - нарушение сбалансированности в развитии отдельных частей системы. Разбалансирование отдельных частей системы «природаобщество» проявляется в том, что взрывной процесс развития науки и техники оказался необеспеченным соответствующим ускорением в других частях системы. Среди отставших оказались: Во-первых, биологическая природа человека. Скорость биологической эволюции значительно ниже скорости эволюции общества. Во-вторых, блок общественного сознания, нравственности и системы ценностей.

2. Важность философского анализа экологической проблемы определяется и тем, что философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений, в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объективному знанию.

3. Перемены в ценностных приоритетах, заново определяют отношение к ценностям общечеловеческой культуры. Подготовить человека с расширенным до общечеловеческих ценностей уровнем сознания — главная цель и задача общества в целом и института образования в частности. От.

1 Северцов А. Н. Морфологические закономерности эволюции. M.-JI., 1939. того, какие культурные нормы, образцы поведения, укрепляющие жизнеспособность человека, будут предложены в качестве ориентиров системой образования, будет зависеть дальнейшее становление человека как творческого существа, определяющего судьбу мира.

4. Насущной потребностью современного этапа взаимоотношений человека и природы становится проведение комплексных экологических исследований. Помимо взаимосвязи общественных, физико-химических и технических наук с науками о Земле и биологией, необходима также тесная связь их с медициной. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки медицинского персонала образовательных учреждений, способного в полной мере осуществлять свои функции.

Социальная экология как самостоятельная дисциплина возникла сравнительно недавно, хотя некоторые элементы социально-экологической теории были заложены еще в 1920;х гг. Р. Парком, Ю. Бэрджессом и другими теоретиками Чикагской школы1. Развитие данной отрасли знания, и прежде всего ее теоретико — методологических оснований, тесно связано с развитием общества, изменением его целей и ценностей, сдвигами в общественном сознании. Лишь в последнее десятилетие философия экологического сознания усилиями Б. Докторова, М. Лауристина, В. Сафронова и Б. Фирсова стала обретать статус особого исследовательского направления2. Проблемы взаимодействия природы и общества стали обсуждаться в рамках других, пограничных с социальной экологией, дисциплинах: экономики3, истории4, демографии5, географии6, гидрометеорологии1 и др., причем все это были.

1 Современная западная социология (словарь). М.: Политиздат, 1990.

2 Докторов Б., Сафронов В. Экологическое сознание, социальная коммуникация и ситуация в обществе: закономерности связи и развития // Разработка научных основ изучения и формирования экологического сознания населения страны, ч. 1 / Отв. ред. Б. Фирсов. М., 1990; Lauristin М. Public participation as educational process. An East European view //T. Deelstra and 0. Yanitsky, eds. Cities of Europe: The Publi’s Role in Shaping the Urban Environment. Moscow, 1991.

3 Проблемы оптимизации в экологии / Отв. ред. И. Б. Новик. М.: Наука, 1978.

4 Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия / Ред. М. Ким. М.: Наука, 1981.

5 Демография и экология крупного города / Ред. Н. Толоконцев, Г. Л. Романенкова. JL: Наука, 1980.

6 Listengnrt F. Ecological aspects of urbanization //In: S. Manzoor Alam, W. Pokshishevsky, eds. Urbanization in development contries. Haydarabas: Osmania University A.P., 1976/P. 261−278 попытки преодоления своих узких дисциплинарных рамок, выхода в сферу междисциплинарных исследований. Этому способствовало и то обстоятельство, что вследствие ухудшения глобальной экологической ситуации, был, в частности, снят официальный запрет с системного анализа, вследствие чего в научный оборот была введена идея единства системы л общество-природа". Социально-философский анализ этой системы стал разворачиваться в форме анализа методологических проблем междисциплинарности, экологического прогнозирования3.

В частности, Яницкому О. Н. удалось впервые ввести в научный оборот такие понятия, как экологический комплекс, несущая способность экосистемы, качество среды обитания и его восприятие, участие населения в принятии (экологически обоснованных) решений и др4. Позже систематический обзор работ зарубежных авторов был выполнен С. Баньковской5.

Начиная с конца 80-х годов, в отечественной науке развернулась интенсивная разработка теоретических, общечеловеческих проблем экологического развития общества. Философские работы в области экологии публикуются такими авторами, как Э.А. Араб-Оглы, В. Д. Комаров, Н. Н. Моисеев, С. Н. Соломина, И. Т. Фролов, Т. Х. Шахназаров и другие.6.

Первый блок литературы — это социально-философские концепции, варьирующие идею русского ученого-геохимика В. Вернадского о будущем человечества как о переходе биосферы в ноосферу (Кочергин А.Н., Марков.

1 Федоров Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс. JL: Гидрометеоиздат, 1977. 2.

Гирусов Э. В. Система «общество-природа»: проблемы социальной экологии М.: МГУ, 1976; Глазычев В. Социально-экологическая интерпретация городской среды. M.: Наука, 1984.

3 Хильми Г. Ф. Уроки биосферы // Методологические аспекты исследования биосферы / Ред. И. Новик, Г. Хильми, А. Шаталов. M., 1975.

4 Яницкий О. Н. Урбанизация и социальные противоречия капитализма: критика американской буржуазной социологии. М.: Наука, 1975.

5 Баньковская С. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991.

6 Араб-Оглы, Э. А. Демографические и экологические прогнозы: Критика буржуазных концепций. M.: 1978; Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1982.

Ю.Г., Васильев Н. Г., Глазычев В. В., Дерябо С. Д., Левин В. А., Биджиева Р.У.)1.

Другой блок литературы — это работы демографов и специалистов по системному анализу на тему «пределов роста», причем в зависимости от авторов акцент делается или на ограниченных возможностях несущей способности биосферы, или на исторической ограниченности индустриального общества (Абрамов Ю.Ф., Ахиезер А. С., Коган Л. Б., Яницкий О. Н., Толоконцев Н. И., Романенкова Г. Л., Денисовский Г. Н., Мозговая А.В.)2.

Третий блок работ — это исследования философов-естествоиспытателей, причем весьма противоречивые. С одной стороны, утверждается, что вся биосфера неизбежно превратится в биотехносферу, с другой — что техносфера должна быть «встроена» в биосферу. Влиятельные социальные философы (Баранов А.В., Будыко М. И., Докторов Б., Новик И. Б., Сукорукова JI.H., Сафронов И. П., Хейдметс М., Шубин А.В.)3 утверждают, что в отличие от индустриального общества западного типа, для российского общества выявить доминирующую социальную парадигму просто невозможно.

Наиболее эмпирически развитые направления в отечественной социальной экологии состоят из нескольких тематических блоков. Первыйизучение зависимости анти — или проэкологического поведения от типа личности и ее сознания (Баньковская С., Баранов А. В., Докторов Б., Сафронов В., Яницкий О.Н.). Второй — исследование дифференциации данной озабоченности в зависимости от пола, возраста, социального.

1 Марков Ю. Социальная экология. Новосибирск, 1986. Глазычев В. Социально-экологическая интерпретация городской среды.М.: Наука, 1984.

2 Ахиезер А. С., Коган Л. Б., Яницкий O.H. Урбанизация, общество и НТР//Вопросы философии 1969,№ 2- Демография и экология крупного города/Ред. Н. И. Толоконцев, Г. Л. Романенкова.Л.: Наука, 1980; Денисовский Г. М., Мозговая А. В. Человек и окружающая среда. М.: ИС РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

3 Докторов Б., Сафронов В. Экологическое общественное мнение: состояние, дифференцирующие факторы и концепции//Разработка научных основ изучения и формирования экологического сознания./Отв. ред. Б. Фирсов.М.-1990; Хейдметс М. Феномен персонализации окружающей среды: Теоретический анализ. Таллин, 1988; Шубин А. В. Экологический кризис и социальные реформы//Экодвижение в России: проблемы и пути выхода из кризиса. M.- 1994. положения и других конституирующих признаков (Денисовский Г. М., Мозговая А. В., Коган Л. Б., Моисеев Н. Н., Новик И. Б,). Третий — изучение ценностных ориентаций участников экологических движений (Александрова Л.А., Дружинин В. Ф., Коган Л. Б., Красилов Л. А., Михеев А. В., Иноземцев А. А., Халий И. А., Цепилова О.И.).

Ни одна из концепций, именующих себя социально-экологическими, не делала попыток соотнести теоретические построения с реальными социальными процессами. И это вполне объяснимо: в социальной философии того времени отсутствует главное звено — концепция доминирующей социальной парадигмы. Известный российский социолог и социальный философ О. Яницкий предложил Парадигмы Системной исключительности и Системной адаптируемости1.

Проблемы формирования экологического сознания в вузах, экологизации технической деятельности и техники также разрабатываются отечественными исследователями (Ярошенко В.Н., Яницкий О. Н., Шубин А. И., Хильми Г. Ф., Сафронов И. П., Прохоров Б.Ф.).

Если взять гносеологический и социально-философский способы рассмотрения явлений, то в сущности второй из них представляет собой один из аспектов первого. Чтобы раскрыть истинные социально-экономические причины (факторы, детерминанты корни и т. д.) тех или иных элементов социальной жизни, надо познать собственную природу этих причин, т. е. определенных элементов объективной действительности, которые управляют данным обществом, поведением людей и т. д. Другими словами, познание объектов, их собственной природы является предпосылкой адекватного познания причинно-следственных связей между элементами социальной жизни и поведением людей, с одной стороны, и объективными природно-социальными условиями этих связей — с другой. Таким образом, познание.

1 Яницкий О. Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур//Соц. исследования. 1994, № 3 объективной природы явления, выступающего причиной чего-либо в духовной сфере общества, и познания причинной связи — единый процесс. Гносеологический и социально-философский (теоретико-познавательный и социально-причинный) подходы в аксиологическом анализе экологических императивов в образовательном процессе выступают в неразрывном единстве.

Объект исследования — система образования в условиях трансформирующегося общества.

Предмет исследования — императивы экологической этики в медицинском образовании.

Цель исследования — анализ реального состояния процесса экологизации высшего профессионального (медицинского) образования, выявление основных направлений и разработка практических рекомендаций по его оптимизации.

В соответствии с целью в диссертации решаются следующие задачи:

— обосновать, что осознание принадлежности человека к планетарному сообществу и биосфере есть основа экологического императива: наряду с вечными ценностными идентификациями (принадлежности к семье, стране, нации), возникает и укрепляется ценностная идентификация с планетарным сообществом;

— определить императивы экологической этики, характеризующие новую парадигму бытия: осознание общества и природы как функционально равных частей единого целогоустановление «внешних» пределов деятельности и ограниченности биофизических ресурсовустановление «внутренних» пределов в деятельности и ограниченность возможности физической и психической адаптации человекапреодоление укоренившейся в социальных и гуманитарных науках установки об определяющей роли человека в социоприродном процессе;

— выявить и проанализировать ценностно-поведенческие стереотипы и типы экологического сознания студентов, характеризующие уровень экологической культуры;

— определить средства и критерии экологизации образовательного процесса.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: обоснована тенденция экологизации науки и научного знания, (выявлена одна из форм этой тенденции — развитие наук, переходных от экологии к наукам медицинского цикла: медицинская экология, экология человеческих болезней, экологическая физиология человека, геогигиена);

— доказано, что экологическое сознание и экологическое мышление, будучи понятиями одного порядка, находятся в диалектической взаимозависимости (в объект-субьектных и субьек-объектных отношениях, когда объект — это экологическое сознание, а субъект — экологическое мышление) и определяются включенностью социального субъекта в практику (природопотребляющую и природоохранительную);

— доказано, что экологизация образования возможна лишь в обществе, в котором принципы антропоцентризма (человек есть центр и высшая цель мироздания, а природа лишь как инструментальная ценность) заменены ценностными доминантами экоцентризма (глобальная взаимосвязь всего живого и включенность человека лишь как части в эту систему);

— выявлены ценностно-поведенческие стереотипы экологического сознания студентов (антропоцентрический и экоцентрический), характеризующие уровень экологической культуры будущих врачей.

Методологической базой исследования является социокультурный и аксиологический подходы.

Теоретической основой исследования являются труды классиков философско-этической мысли, работы отечественных философов, культурологов, педагогов, социологов, психологов.

Эмпирическая база диссертации представлена результатами исследования молодежных аспектов концепции экологизации высшего медицинского образования, разработка которой проводится на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в выявлении сущности содержания, характера и особенностей процесса экологизации высшего профессионального образования и выработке теоретико-концептуальных основ его оптимизации.

Практическая значимость работы заключается в определении основных факторов, средств, форм, воздействующих на экологизацию высшего профессионального образования и на формирование экологической системы ценностей. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса, разработке учебных планов и программ для системы высшего профессионального образования, в преподавании социальной философии, социальной антропологии, социальной медицины, этики, культурологии.

Апробация исследования. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации были апробированы на международной и региональной научно-практических конференциях: Международная научная конференция «Инновационные процессы в системе образования» (г. Курск, октябрь 2003) — Научно-практическая конференция «Школа. Вуз. Наука» (г. Бирск, апрель 2003) — Научно-практическая конференция «Социально-правовые проблемы охраны окружающей среды в современных условиях» (г. Уфа, октябрь 2004), а также изложены в выступлениях на методических семинарах, в статьях, опубликованных в межвузовских сборниках «Человек. Общество. Образование» (г. Уфа, 20 032 005 гг.).

Общий объем публикаций по теме составил 1,8 п.л.

Структура диссертации — в соответствии с поставленной целью и задачами, диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В конце ушедшего XX столетия произошло осознание пределов роста индустриальной цивилизации. Ярче всего это видно в появлении глобальных проблем. Представители мировой общественности хорошо обосновали варианты возможного развития человечества на ближающее время, каждый из которых ведет к гибели человечества, если не будет найдено альтернативы современной техногенной цивилизации.

Поиски спасительных альтернатив побудили философов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развивались в противовес техногенной. Речь идет о ценностях обществ, мировоззрение которых выполняло охранную функцию по отношению к природе и, было пронизано космическим мироощущением. Стали актуальными учения древнекитайских даосов с принципов недеяния в противовес европейскому активизму^ учение индусско-буддийской традиции ненанесения вреда живому, христианская концепция человека как духовного существафилософия русского космизма (Федоров, Вернадский) с его представлением о человеке как космическом событии. Поэтому искания в лице таких современных мыслителей как Тойнби, Леви-Стросс, Лосев, Башляр, Хейзинг и других, пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только трех последних столетий европейской цивилизации, падает надежды на положительные ответы на вопрос: «Чем и как заменить современную техногенную цивилизацию с ее агрессивной позицией по отношению к природе»? Это означает и включение в образование экологического императива. Техническое мышление приобретает сейчас отчетливо выраженный сциентический характер, становится системным. В деятельность специалиста настойчиво вторгается экологическая культура, ибо широта интеллектуальных горизонтов и владение концептуальным аппаратом современной науки и философии становится характерной чертой технического творчества. Преподавание технических и медицинских дисциплин, поэтому, не должно быть отторгнутым от философии, истории науки и техники, от экологической проблематики и человеческих ценностей.

Альтернативы экологизации образования нет, ибо сегодня необходимы не просто специалисты, а личность для жизни в цивилизованном обществе. Наше исследование посвящено философии образования и прежде всего медицинского образования. В современной образовательной системе проявляются две тенденции — личностная и когнитивная.

Уже начиная с XVIII века, в европейских университетах, начинается движение за внедрение в учебный процесс дисциплин, ориентирующихся на человеческие и экологические ценности. Однако бурное развитие естествознания, а затем и техники в новое время подавило тенденцию на экологизацию образования и привело к утверждению когнитивной, т. е. сциентистической линии в образовательной практике. Объективно потребовалась ориентация на науку, т. е. целенаправленное использование научных знаний, методов, что опредмечивалось в новой технике и технологии. Следствием такой ориентации стало возникновение сциентистского стиля мышления в ущерб экологическому. Единая культура раскололась на гуманитарную и техническую, утратив былую тотальность.

В настоящее время идет интенсивное внедрение в образовательную систему экологического императива и в этой связи необходимо подчеркнуть несколько моментов: а) современный научно-технический процесс объективно требует преодоления узкой специализации и технократических установок, а это невозможно без расширения культурного пространства специалистов, а значит и культурного горизонта учащихся вузовб) последнее означает, что современное высшее профессиональное образование должно быть синтезом экологической и технической культурыв) основным направлением экологизации образования должно быть выявление экологического потенциала самих общенаучных, технических и медицинских дисциплинг) сам процесс экологизации образования не является данью моде, самоцелью, а служит формированию в равной мере как компетентного специалиста, творчески мыслящего профессионала, так и личности в полном смысле этого слова, способного подчинить любые технические изобретения и научные открытия человеческим целям.

Все это требует изменения программ и учебников по естественно-техническим дисциплинам. Помимо блока дисциплинарных тем, должен быть гуманитарный и экологический блок, ориентирующий на синтез обучения специальности и воспитания, на развитие культуры личности. При обновлении учебных программ и учебников должны быть учтены: межпредметные связифундаментализация обученияпринцип историзма в изложении материалаэкологический императив.

Информатизация общественной жизни, возникновение глобальных проблем и в особенности экологической, дальнейшее расширение технической сферы общества резко обнаружили минусы традиционных подходов в образовании:

1 .Экологизация профессионального образования сегодня настоятельная потребность, ибо научные знания, технический прогресс, сама профессиональная производственная деятельность должны быть детерминированы и подчинены экологическим ценностям и целям.

2.Господствующая пока концепция экологизации малоэффективна, поскольку она ориентирует на внешний путь, т. е. на расширение в учебных планах цикла экологических дисциплин.

Концепция экологизации образования, изложенная в работе, исходит из следующих принципов:

— преподавание экологических предметов необходимо в контексте изучения философии, социологии, истории, культурологии, религиоведения;

— главным направлением должна стать экологизация самих общенаучных и общетехнических дисциплин, ибо по существующей традиции на экологические предметы смотрят как на досадную помеху;

— выявление мировоззренческого и культурного потенциала в самих общенаучных и общетехнических дисциплинах, отказ от узкотехницистского мышления;

— средствами выявления культурно-экологического потенциала общенаучных, общетехнических и медицинских дисциплин должен стать анализ мировоззренческих и методологических проблем этих предметов, историко-научный, историко-технический, биографический материал.

В ближайшие десятилетия антропогенная нагрузка на биосферу будет расти. Если в 1904 г. Вернадский говорил о том, что однажды наступит время, когда человеку придется взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы, то в 1990 г. это время уже давно наступило. И, по-видимому, первой задачей, которая встает перед цивилизацией, будет проблема оценки предельных нагрузок на природу, которые еще разрешены человеку. Это означает, что человек в первую очередь должен знать границы тех воздействий на биосферу, которые не приведут к бифуркационным значениям ее параметров, что может повлечь непредсказуемое изменение характеристик окружающей среды. В результате может возникнуть такая биосфера, в которой места человеку уже не будет. Такое требование и есть основная составляющая экологического императива.

Установлению условий экологического императива суждено превратиться в одно из фундаментальных направлений современной науки, причем эта деятельность потребует синтеза многих дисциплин. Но главная трудность в том, что определение условий экологического императива нуждается в изучении биосферы как единого целого. А это потребует не только разработки отдельных специальных методик, но и создания одной общенаучной методологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М., 1994.-247с.
  2. В. П. Очерки экологии человека. М., Наука, 1993. — 191с.
  3. Р.А., Смолянов А. В. Экология и мораль. М., 1984.-203с.
  4. Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни.- СПб: Алетейя, 1998.-310 с.
  5. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1992. — 335 с.
  6. А.Р. Культура и символ. Уфа, Гилем, 1999.- 217 с.
  7. Е.Ю. Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия: Диссертация кандидата филос. наук. Чита, 2002. -154 с.
  8. Ф., Селестник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание и до наших дней.- М.: Прогресс, 1995. 608 с.
  9. Ю.Алексеев В. П. Очерки экологии человека.- М., Наука, 1998. 191 с.
  10. П.Алмаев Г. Н. Экологические аспекты религиозного сознания: дисс. канд. филос. наук. Казань, 2000. — 171 с.
  11. В.Л. Логический аспект взаимоотношения философии и науки // Вопросы философии, № 1, 1981. С. 86−98.
  12. О.А., Магин В. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального философского образования // Теория и практика физической культуры, № 8, 2002. С. 5−7.
  13. К.Ш. Экологическое образование: опыт, прогнозы: монография / К. Ш. Ахияров, Т. И. Петрова, Л. Г. Наумова. Министерство образования Р. Ф. Стерлитамакский гос. мед. инст. Стерлитамак, 2001.-140 с.
  14. В.Н. Глобальная экология и проблема культурной традиции //Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы) М.: Наука, 1986. — С. 303−316.
  15. В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. М., 1989. — С. 76−80.
  16. Бганба-Церера В. Р. Экология души: ненасилие путь в грядущее. -СПб., 1994.-196 с.
  17. М.И. Глобальная экология. М., Мысль, 1977. — 327 с.
  18. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, № 8, 1981. -С.78−89.
  19. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа человека // Теория и практика физической культуры. -№ 1, 1999. С. 22−27.
  20. М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. -348 с.
  21. В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры, № 1, 2001. С. 50−56.
  22. В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой // Теория и практика физической культуры, № 3, 1989. С. 6−8.
  23. Н.А. Смысл истории М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  24. .Н. Гуманизм и технократизм как жилы духовной ориентации // Философские науки, № 1, 1988. С. 43−54.
  25. М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры, № 9, 1997. С. 18−20.
  26. Р.Н., Карпенко В. Б., Логинов А. В. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, № 8 1997. С. 51−53.
  27. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии, № 2, 1982. С. 48−53.
  28. В.Д. Культура общения с природой, М.: Агроплиздат, 1987.- 174 с.
  29. Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Мысль, 1984. — 272 с.
  30. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, № 11, 1988. -С.6−17.
  31. Д.Д., Чернух A.M., Лисицин Р. П., Кричагин В. И. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения // Вопросы философии, № 7, 1979. С. 102−113.
  32. В.И. Размышления натуралиста, кн. 2. М., Наука, 1977. -191с.
  33. Н.Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира М., 1991.- 196с.
  34. .С., Мусин Г. Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 2000. — 284 с.
  35. А. М. Экологическое образование и воспитание: проблемы, решения // город, природа, человек (проблемы экологического воспитания) М., 1982.
  36. A.M., Курок М. А. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы: Методологическое пособие для руководителей теоретических семинаров. М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с.
  37. Р.В. и др. Общество и природа (принцип взаимодействия) // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Философия» М.: Знание, 1974. -64 с.
  38. Д.М. Глобальные проблемы и роль науки в их решении // Вопросы философии, № 7, 1979. С. 91−101.
  39. И.П. Экологические проблемы прошлой, настоящей и будущей географии мира М.: Наука, 1985. — 281 с.
  40. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Общество и природная среда. Сборник М.: Знание, 1980.-С. 66−78.
  41. А.А. Человек и природа / Критика религиозно-идеалистической интерпретации экологических проблем / Киев: Вица школа. Изд-во при Киев, ун-те, 1981. — 144 с.
  42. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии М.: Наука, 1983. — С. 105−117.
  43. С.Н. Управление экологическим образованием: новые альтернативы // Экология и жизнь, № 1, 1996. С.68−70.
  44. М.А. Актуальные вопросы экологии. Киев: Наукова дума, 1982. — 157 с.
  45. Гор Эл. Земля на чаше весов: экология и человеческий дух. М.: ППП, 1993.-432 с.
  46. А.А. Эволюция культуры и экология. М.: ИФ РАН, 2002.204 с.
  47. А.А. Экология наука — моделирование (Философский очерк) — М.: Наука, АН СССР, Институт философии, 1985. — 207 с.
  48. А.Н. Искусство и экология // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика» М.: Знание, № 5. 1984. — 64 с.
  49. Ал.А. Экологические уроки прошлого и современности /Под ред. Академика К. Я. Кондратьева J1.: Наука, — 1991. — 252 с.
  50. Гринин JLE. Формации и цивилизации // Философия и общество, № 2, 1998.-С. 5−89.
  51. Э. В. Система «общество-природа»: проблемы социальной экологии. М.: МГУ, 1977. 166с.
  52. Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998. — 154с.
  53. Э.В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989. — 63с.
  54. В. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984. 180 с.
  55. А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. М., 1989. — С. 5−11.
  56. Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии.-М., 1990.-С. 278−303.
  57. Демография и экология крупного города / Ред. Н. Толоконцев, Г. J1. Романенкова. JL: Наука, 1980. 157 с.
  58. С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. 176 с.
  59. С. В. Купцов В. И. Развитие естествознания в контекстемировой истории. М., 1998. — 145с.
  60. В. Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М.- 1996. 309с.
  61. Г. А. Единство человека и природы как философская проблема // Взаимодействие общества и природы (Философско -методологические аспекты экологической проблемы) М.: Наука, 1986. -С. 5−24.
  62. Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. — 415с.
  63. Н.П., Дроздова Г. Д. Нравственные аспекты современной экологии // Интегрирующая функция экологии в современной науке (В помощь методологическим семинарам) Сборник научных трудов. -Киев: Наукова думка, 1987. С. 17−31.
  64. Н.П., Крисаченко B.C. Экология и теория эволюции (Методологический аспект) — Киев: Наукова думка, 1987. 240 с.
  65. Диалектика в науках о природе и человеке. Труды 111 Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. -М.: Наука, 1983.-431с.
  66. O.K., Лось Б. В., Лось В. Л. Экологические проблемы развивающихся стран (теоретико методологические и социально -политические аспекты).- М.: Наука — 1983. — 174 с.
  67. И.Д. Учебные исследования по экологии в школе- Методы и средства обучения. М., 1993. — 146 с.
  68. Т. В. Экологические ценности в общественном, сознании //. Вопросы психологии, № 3, 1999. С. 83−88.
  69. В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология» М.: Знание, -№ 8, 1991 — 64с.
  70. В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., 1992. 206с.
  71. А. Н&bdquo- Марков Ю. Г. Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск, 1987. — 222с.
  72. И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии, № 1, 1998. С. 65−75.
  73. Карчавцев О А. Молодежь, Природа, Воспитание. JL: Знание, 1982. -32 с.
  74. Э. Избранное. Опыт о человеке.- М.: Гардарика, 1998. 784 с.
  75. Категории философии и категории культуры.- Киев: Наукова думка, 1983. 343 с.
  76. Р.Ш. Введение в основные экологические проблемы Башкирии.- Уфа, БГПИ, 1992.
  77. Ф.Х. От мифа к логосу.- М.: Мысль, 1972. 312 с.
  78. Н.Н. Влияние экологических исследований на стильмышления в современной науке // Интегрирующая функция экологии в современной науке (в помощь методологическим семинарам) -Сборник научных трудов. Киев, 1987. — С. 4−17.
  79. Н.Н. Объект экологии и его эволюция (Философскометодологический аспект) Киев.: Наукова думка, 1979. — 136 с.
  80. Н.Н. Мировоззрение и экология Киев: Наукова думка, 1990. -216 с.
  81. Э.В. Природа и человек: Философский очерк Мн. Изд-во БГУ, 1979. — 176 с.
  82. Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // Социально политический журнал (Социально — гуманитарные знания), № 6,1998. — С. 85−101.
  83. Е.А. Ценностные регулятивы экологического сознания: дисс. докт. филос. наук, М.: 2001. — 312 с.
  84. Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1955.
  85. А.Н. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов // Философия образования. М.: 1996. — С. 246−266.
  86. И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития.- М.: Наука, 1982. 214 с.
  87. В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность, № 1, 1993. С. 153−162.
  88. С.Э. Социальная философия— М.: Гуманитар. Изд-во Центра ВЛАДОС, 1998. 416 с.
  89. И.В., Забелин И. М. Очерки по истории представлений о взаимоотношении природы и общества М.: Наука, 1988. — 416 с.
  90. Г. А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов.- М.: Изд-во МГУ, 1988. 160 с.
  91. Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции.- Уфа: РИО Баш ГУ, 1998.- 164 с.
  92. Культура и экология: время встречи (беседа с академиком Д. Лихачевым) // Человек и общие проблемы природопользования. Нар. ун-т, фак. «Человек и природа» М.: Знание, № 10, 1987. — 96с.
  93. Кун Т. Структура научных революций М.: Прогресс, 1975.
  94. Курманова Г., Багдасарева H. JL Экологический миф вчера и сегодня // Общественные науки и современность, № 5, 1998. С. 131 -136.
  95. ЮЗ.Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: «Нижний Новгород», 1994. 199 с.
  96. В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс.-Традиция, 2001. 240 с.
  97. В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура //Вопросы философии, № 5, 1989. С. 3−19.
  98. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития. //Вопросы философии, № 1, 1982, С. 33−51.
  99. Л.Я. Учебно-политический комплекс как эффективное средство экологического воспитания // Социально-политический журнал, № 6,1998. С. 207−212.
  100. И.Д. Социально-философские аспекты взаимодействия общества и природы. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  101. И.И. Продолжение дневных записок путешествия академика и доктора медицины Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. СПб, 1802. — 338 с.
  102. B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд. Моск. ун-та, 1977. — 56 с.
  103. Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. — Л.: Наука.
  104. Ленингр. отд-ние, 1985. 575 с.
  105. В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема.//Вопросы философии, № 5, 1982. С. 128−135.
  106. В.А. Человек и природа (Социально-философские аспекты экологических проблем) М.: Политиздат, 1978. — 224 с.
  107. П. Клиническая иммунология.— М., 2000. 128 с.
  108. Р. Медико-биологическая статистика.— М., 1997 2001. — 372с.
  109. К. Акцентуированные личности.— М., 1981. 217с.
  110. Н.М. Ценностные установки и техническое освоение природы // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Наука, 1981. -С.170−216.
  111. Н.М. Теоретические основы экологического образования //Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995. — 219с.
  112. Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. М., 1996. — С. 1−12.
  113. Н. Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1998. 260 с.
  114. А. Судьбе вдогонку. М., 2000. — 118 с.
  115. В.Ф. Морфологические изменения в головном мозге при экспериментальной лизергиновой интоксикации. М.: Медицина, 1976.-290 с.
  116. Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья.— Новосибирск: Наука, 1999. 158 с.
  117. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. — 219 с.
  118. Методологические и социальные проблемы медицины: Сб. научных трудов / Ред. Михайлова Е. П.- Моск. мед. стоматологический ин-т им. Семашко Н. А. М., 1999. — 145 с.
  119. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999. 129с.
  120. JI. Г. Социальные аспекты проблемы здоровья.— Новосибирск: Наука, 1992. 158 с.
  121. Медицина и средства массовой информации / Ред. Покровский В. И., Саркисов Д.С.- АМН СССР.—М.: Медицина, 1991. 271 с.
  122. Методологические и социальные проблемы медицины: Сб. научных трудов / Ред. Киселев А. А.- ВНИИ социальной гигиены и орг. здравоохранения им. Н. А. Семашко. М., 1988. — 319с.
  123. В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 194 с. 133.0шмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник -Ярославль, 1998. 240 с.
  124. Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия / Ред. М. Ким. М.: Наука, 1981. 156 с.
  125. Особенности социального поведения населения региона, пострадавшего от чернобыльской катастрофы / Ред. А. Мозговая, М.: ИС РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 233с.
  126. Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. — 364с.
  127. С.Г. Общественные болезни.— Тюмень, 1996. 330 с.
  128. К. М. Общая экология. М., 1998. С. 317−326.
  129. . F. Экология человека: эволюционный аспект/ Эволюционная и историческая антропоэкологня. М., 1994. — С.47−65.
  130. Первая медицинская ассамблея «Здоровье человека». Н. Новгород, 15−18 мая 1991. Стенограмма.— М.: Рос. фонд «Здоровье человека», 1992.- 512 с.
  131. И. В. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебник для вузов.— М.: Владос, 2000. 196с.
  132. Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы игипотезы) М., 1994. — 364с.
  133. С. В., Муратова Е. П. Организационное поведение. М., 1997. -67с.
  134. В., Яницкий О. Об актуальных направлениях социально-экологических исследований // Социологические исследования., № 2, 1982.
  135. В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997. — 167с.
  136. С. Н. Взаимодействие общества и природы. М., 1982.-256с.
  137. И. П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. канд. философ, наук. М., 1992. — 213с.
  138. А. В. Избранные труды.— М., 1986. 162с.
  139. Социальная гигиена.— М., 2000. 217с.
  140. Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни, М., 2001.- 187 с.
  141. Социальные проблемы здравоохранения / Ред. Коф-ман Ф. Я.— М., 2000. 208 с. 152.4-ый Соловецкий общественно-политический форум «Человек и общество, психическое здоровье и экология культуры»: Тезисы докладов научн. конф. Архангельск, 1992. — 159 с.
  142. Социальные проблемы в медицине.— Л.: Медицина, 1969. 169с.
  143. Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 176с.
  144. Я., Новы Л. История естествознания в датах. М., 1987. — 494 с.
  145. И. А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре //Социологические исследования, № 12, 1992.
  146. И. А. Экологические проблемы в предвыборных программах кандидатов в народные депутаты СССР (выборы 1989 г.). М., 1990.-С. 40−47.
  147. И.А. Экологическое движение в условиях крупного индустриального центра России. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1994. 27с.
  148. Г. И., Полис А. Ф. Социальные проблемы медицины.— М.: Медицина, 1968. 114с.
  149. Е.В. От эпидемиологии здоровья к институту социальной медицины (к постановке актуальной проблемы) // Психология зрелости и старения. № 3. — С. 115−122.
  150. Е.В. Социология глобального старения. Социально-медицинские аспекты // Черносвитов Е. В. Социальная медицина.— Владивосток, 2000. С. 215 — 300.
  151. Человек, предприятие, город / Ред. Р. Нооркыйв, X. Аасмае, Д. Тамм. Таллин, 1986. 247с.
  152. Человек, среда, общество. Таллин, 1989. 220с.
  153. Человек, среда, пространство. Тарту, 1979. 194с.
  154. О. Взаимодействие человека и биосферы как предмет социологического исследования // Социологические исследования. № 3, 1978.
  155. О. Н. Двенадцать гипотез об альтернативной экополитике // Социологический журнал, № 4, 1994.
  156. О. Н. Индустриализм, и инвайронментализм: Россия на рубеже культур // Социологические исследования, № 3, 1994.
  157. О. Н. Экологические движения: методологические вопросы международных сопоставлений // Социологические исследования. № 10, 1991.
  158. Agavelov V., Brudny A., Bozhukova Н., Kavtaradze D., Orlova E., Yanitsky 0. Ecopolis programme. Moscow, 1985. 114p.
  159. Barbash N. Technics of the socio-geographic study of population urban environment protection // In- W. Michelson and 0. Yanitsky, eds. Cities and
  160. Ecology. Vol. I. P. 64−67.
  161. Beck U. Risk society. Towards a new modernity. London: Sage Publications, 1992. 347p.
  162. Bozhukova H., Kavtaradze D. Main works on the programme «Ecopolis» (Synopses of publications. 1979−1982). Pushcino, 1983. 202p.
  163. Cotton W., Dunlap R. Environmental sociology: a new paradigm // American sociologist., vol. 13, № 2, 1978. P. 41−48.
  164. Downs A. Up and down with ecology: the issue attention cycle // Public Interest. № 28, 1972. P. 38−50.
  165. European integration and environmental policy / J. D. Liefferink, P. D. Lowe and A. P. J. Mol, eds. London, N.-Y.: Belhaven Press, 1993. 119p.
  166. Fomichov S. A short history of the Party (of Greens) // The Third Way. № 4, 1994. P. 7−9.
  167. Fomichov S. Again to the crisis question // The Third Way, № 4, 1994. P. 3−6.
  168. Glazychev V. The research project «Naberezhnye Chelny» in the Soviet Union // T. Deelstra, 0. Yanitsky, eds. Cities of Europe. The Public’s Role in Shaping the Urban Environment. M.: Mezhdunarodnye Otnoshenia, 1991. -P. 195−211.
  169. D. «Ecopolis» — an interdisciplinary program // Commission of the USSR for UNESCO (bulletin), № 1, 1984. P. 26−29.
  170. Khalyi I. Environmental and national movements in Russia: Allies or adversaries? Paper presented at 13th World Congress of Sociology, 18−23 July, Bielefeld, Germany, 1994. 16 p.
  171. Khalyi I. Local ecological conflicts in the USSR // In: Nikula J., Melin H., eds. Fragmentary visions on social change. Working papers. Sarja В 34: Univ. of Tampere, 1992. P. 67−68.
  172. Khalyi I. The environmental movement in Russia: contemporary trends // On the Other Hand. Vol. 1. № 3.1993. P. 5−13.
  173. Kogan L. Urbanisation et culture urbaine // Recherches Internationales. № 83−2, 1975. P. 29−42.
  174. Lauristin M. Public participation as an educational process. An East European view // T. Deelstra and 0. Yanitsky, eds. Cities of Europe: The Public’s Role in Shaping the Urban Environment. Moscow, 1991. 147p.
  175. Listengurt F. Ecological aspects of urbanization // In: S. Manzoor Alam, W. Pokshishevsky, eds. Urbanization in development contdes. Haydarabad: Osmania University A. P., 1976. P.261−278.
  176. Luhmann N. Risk: a sociological theory. N.-Y.: Aldin de Gruyter, 1993. -267p.
  177. Chernosvitov E.Y. Age, health, and employment.—Englewood Cliffs- N. Y.: Prentice Hall, 1996. — 182 p.
  178. Chernosvitov E.V. Assessing the contributions of the social sciences to health: Publ. for the Amer. assoc. for the advancement of science / Ed. by Brenner M. N. et al.—Boulder: Westview press, 1999. 216 p.
  179. Armstrong D. Political Anatomy of the Body: Medical Knowledge in Britain in the Twentieth Century.—Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 114p.
  180. Brooks-Cunn J. Weight concerns as chronic stressors in women/BarnettR., BienerL., BaruchG.K. (eds.) Gender and Stress. New York: The Free Press, 1997.-P. 218−254.
  181. Auer F., Burri S. Lebensplannung und Gesundheit: Modelle einerLebensphilosophie.— Basei: Recom, 1998. 169 p.
  182. Bakal D. A. Psychology and Medicine.-New York: Springer, 1999. 217p.
  183. Health and Work Under Capitalism: An International Perspective / Berman D. M. (eds.).-Farmingdale, N. Y.: Bavwood. 1998. 196p.
  184. Kagan A., Levi L. Health and environment: Psychosocial stimuli, a revier// Social Sience and Medicine. 2001. P. 225−241.
  185. Kahn R.L. Work and health: Some psychosocial effects of advanced technology / Gardell В., Johansson C. (eds.) Working Life.- N.Y.: Wiley 2001.-P. 17−37.
  186. Kaplan H., Johson R., Bailey C., Simon W. The sociological study of AIDS: A critical review of the literature and suggested research agenda // J. of Health and Social Behavior, 28, 2001. P. 140−157.
  187. Kaplan J., Manuck St., Clarkson Th., Lusso F., Taub D., Miller E. Social stress and atherosclerosis in normocholesterolemic monkeys // Science.-220 (4,598).-P.733−735.
  188. Karliner J.N., Faber D. The other revolution: Nicaragua’s environmental crisis// Utne Reader.-2000.-January-February. P.54−65.
  189. Brazier M. Medicine, patients and the law.- Harmondsworth etc.: Penguin books, 2000. XXIII. -375 p.
  190. Bryant J. Health and the developing world.-Ithaca-London: Cornell univ. Press, 2000. XXVI. — 345 p.
  191. Burger E.J. Protecting the nations health: The problems of regulation.-Lexington books (Health), 2000. XVII. -245 p.
  192. Byrne D.S., Harrisson S.P., Keithley I., McCartny P. Housing and health: The relationship between housing conditions a. the health et council tenants.- Aldershot: Gower, 2000. X. — 149 p.
  193. Cartwright F.F. A social history of medicine.-L- N. Y.: Londman, 2001.209 p.
  194. Charriere H. Papillon. Panter Books Ltd Frogmore, St Albans, Herts AL2 2NF. 1970. 98 p.
  195. ChemosvitovE.V. The deviation & delinquention behaviour teenager in Russia. Social medicine problems // Measuring Health-related QL in social & clinical Trials.-Paris-Chantilly. 2001. P. 215−354.
  196. Chemosvitov E.V. Quality of Life Assessment & Mental Disorders of the Chernobyl disaster aftermath Liquidators // Mental Health: Epidemology & Social medicine needs. Malaysia, 2001. — P. 31−51.
  197. Chemosvitov E.V. The escapism of the infants in Russia. Social medicine problems // Global Health Equity. UNESCO-2001. P. 178−231.
  198. Class and health: Research and longitudinal data. Ed. by Wirkinson R. G. for the Econ. a. Social research council.-L- N. Y.: Tavistock publ., 2000. -136p.
  199. Colloque enseignement de l’economoile de la sante et de la sociologie medicale, Paris, 18 et 19 janv // Economie et santel.-№ 3, 2001. 81p.
  200. Contemporary health services: Social science perspectives. Ed. by Johnson A. W. of al.-Boston: Auburn house, 1999.-XV.- 272 p.
  201. Crisi della medicina: Propste de iniziativa polit. di massa // Berlinger G., Cappeli V., Cecchini M. et al- A cura del Circho «Gioanni Castello» e delle Arciusp haz.- Roma: Ed. riuniti, 2000. 227 p.
  202. The cultural crisis of modern medicine / Ed. by Ehrenreich J.-/N. Y.- L: Month. Rev. Press, 2000. -VIII.-300 p.
  203. Doherty W.J., Campell Th.L. Families and health.-Beverly Hills- L: Sage, 2001.-159 p.
  204. Dubos R.I. Mirage of health, Utopias, progress, and biological change // World perspectives.-Vol. 22. -N. Y.: Harpei, 2001. 236 p.
Заполнить форму текущей работой