Творческий потенциал российского студенчества: социально — философский анализ
Диссертация
В эпоху перехода к информационному обществу образование во всем мире становится важнейшей и определяющей сферой общественной жизни, решающим фактором общественного прогресса. В современных условиях высшее образование из обособленного сегмента образования, завершающего звена традиционной системы образования превращается в мощный инструмент решения проблем, с которыми столкнулось человечество… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСТВА
- 1. 1. Методологические аспекты исследования творческого потенциала студенчества
- 1. 2. Творческий потенциал российского студенчества в условиях глобализации
- ГЛАВА 2. ПУТР1 ФОРМИРОВАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
- 2. 1. Взаимосвязь гуманизации высшего образования и творческого потенциала студенчества
- 2. 2. Особенности формирования и актуализации творческого потенциала студенчества в процессе научно-исследовательской работы
Список литературы
- Автоматизированная система поиска новых технических решении. Интеллект. Астрахань, 1994. — 86 с.
- Азаматов, Д.М. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы / Д. М. Азаматов, Н. Ю. Мазов Уфа, 2004.- 116 с.
- Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Высшая школа, 1991. — 181с.
- Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Изд-во Наука, 1986.-209 с.
- Аристотель. Соч. в 4-х томах. Том 1 / Аристотель. М., 1975 — с. 402.
- Багаутдинов, A.M. Нравственная культура студенчества в условиях обновления российского общества / А. М. Багаутдинов.- Уфа: БГУ, 1998. 149с.
- Байгильдин, P.M. «Самопознание» Н.А.Бердяева и проблема творчества как потребности // Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева — Уфа: РИЦБашГУ.- 1998.-С. 106- 110.
- Балашов В.В., Лагунов Г. В. и др. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. В. З-х ч. Ч.2./В.В.Балашов, Г. В. Лагунов и др.- М.:ГУУю-2002.-344 с.
- Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. Спб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 1997. — 464 с.
- Беляев, А. Что мешает студенту учиться? / А. Беляев // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 54−57.
- Беляева, Jl.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования 2001 — № 6 — С. 44−53.
- Бердоносов, В.Д. Концепция применения ТРИЗ в высшей школе / В. Д. Бердоносов // Творческие технологии в реформировании образовательной системы Россиию Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. — С. 10−35.
- Бердяев, Н. О назначении человека / Н. Бердяев // Путь в философию: Антология. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — С. 285−302.
- Бердяев, Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. — Т. 1. / Н. А. Бердяев. — М.: Искусство, 1994. — 542 с.
- Библер, B.C. Культура. Диалог культур / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 28−32.
- Блох, М.В. Творчество в науке и технике / М. В. Блох.- Пг, 1920 .- 61 с.
- Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. Бутенко //Alma mater.- 2000. -№ 1. С. 21−25.
- Буш, Г. Я. Диалогическая теория творчества. В сб. Методологические проблемы научно-технического творчества / Г. Я. Буш. Рига, 1988.— С.11−13.
- Вдовиченко, В.Г. Методологическая культура студентов: постановка проблемы, анализ путей ее решения / В. Г. Вдовиченко // Вопросы общественных наук. Киев: Лыбедь, 1990. — С. 86−92.
- Веселов, В. Чтобы повысить эффективность НИРС / В. Веселов // Вестник высшей школы. — 1990. — № 2. — С. 12−14.
- Вильданов, Х.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ / Х. С. Вильданов, Ф. С. Файзуллин. Уфа: БГУ, 2002. — 178 с.
- Вишневский, Ю.Р. Студент 90-х — социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. № 12.-С. 56−63.
- Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б. С. Волков.— М., 2007.-333 с.
- Вопросы активизации мышления и творческой деятельности / Тезисы докладов на межвузовской конференции. М.: МГПИ, 1994. — 211 с.
- Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
- Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы. -Материалы круглого стола. // Социологические исследования — 2006. — № 8. — с. 104−105.
- Галаган, А.И. Университеты в региональных и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии / А.Галаган. М.: НИИВО, 1994.-280 с.
- Галимов, Б.С. Влияние различных типов духовности на становление духовной культуры // V Садыковские чтения: Сборник научных статей/ Б. С. Галимов, А. М. Багаутдинов. Уфа: РИО БашГУ. — 2009. — С.4 — 8.
- Галимов, Б.С. Философский анализ развития нового / Б. С. Галимов // Материалы научной конференции, посвященной 40-летию Башкирского государственного университета. — Уфа, БГУ, 1997. — С. 5−14.
- Гарькин, В.П. Учебно-познавательная активность и профессиональные планы студентов: динамика изменения за два десятилетия / В. П. Гарькин, И. Е. Столярова //Сборник научных трудов.- Самара, 2001.-С.40−48.
- Гегель, Г. В. «Энциклопедия философских наук» в 3-х томах / Г. В. Гегель -М., 1974.-Том 1.- 452 с.
- Гераклит//Фрагмент ранних греческих философов / Гераклит. — М., 1989. часть 1. — 575 с.
- Герасимов, О.В. Социальные ожидания и ценностные ориентации студентов в вузе (на примере ТГПУ) / О. В. Герасимов // Международный конгресс «Наука, образование, культура на рубеже тысячелетий». Томск, 2000. — Т. 6.- С. 90 -97.
- Гилязетдинов, Д.М. Обновление духовной деятельности в обновляющемся обществе/ Д. М. Гилязетдинов, Ф. А. Гайсин, А. К. Матисов.1. Уфа: Знание, 1992. 130 с.
- Глобализация: человеческое измерение. М: МГИМО (Университет), РОССМЭН, 2002. — 112 с.
- Глотова, Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования. / Г. А. Глотова. Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 128 с.
- Григорьев, В.И. Человек Культура — Творчество / В. И. Григорьев -Природа: гармония или конфликт?- М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1991.- 181 с.
- Грузенберг, С.О. Введение в психологию и теорию творчества/ С. О. Грузенберг. Минск, 1923, — 224с.
- Грузенберг, С. О. Гений и творчество/С.О.Грузенберг.—М., 1924.- 180с.
- Гузаиров, М.Б., Ильясов, Б.Г. и др. Проблемы построения виртуальных образовательных систем / М. Б. Гузаиров, Б. Г. Ильясов и др. —Уфа, 2001.- 139 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов .-М.:ИНТОР, 1996.- 234 с.
- Дмитриев, Е.В. Социальная природа творческого мышления / Е. В. Дмитриев. Минск: Наука и техника, 1989. — 96 с.
- Добрынина, В.И. Общество, высшая школа, молодежь / В. И. Добрынина. М.: НИИВО, 1995. — 184 с.
- Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. М.: Высшая школа, 1990.- 191 с.
- Дудченко, О.Н., Мытиль, А.В. Социальная идентификация и адаптация личности / О. Н. Дудченко, А. В. Мытиль // Социологические исследования -1995-№ 6-С. 110−120.
- Евменова, JT.H. Ценностная ориентация молодых специалистов / Л. Н. Евменова // Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики. Красноярск, 1994. — С. 79−81.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Запесоцкий, А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А. С. Запесоцкий .- С. Пб, 1996. 322с.
- Захаров, А.Н. О единстве инструментов ТРИЗ / А. Н. Захаров // Технологии творчества. 1999. — № 1. — С. 19−38.
- Зиновкина, М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): Монография / М. М. Зиновкина.- М.: МГИУ, 1996. -283 с.
- Зиновкина, М.М. Творчество и образовательные стандарты / М. М. Зиновкина // Творческие технологии в реформировании образовательной системы России. Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. — С. 36−38.
- Злотин, Б.Л. Первый семинар для разработчиков ТРИЗ Петрозаводск-80 / Б. Л. Злотин // Журнал ТРИЗ. — 1997. — № 1. — С. 19−25.
- Зобов, Р. Социальные доминанты формирования творческой личности студента / Р. Зобов, В. Келасьев, Б. Тихонов, Т. Трапезникова // Вестник высшее школы. Alma mater.- 2007. № 9. — С. 21−26.
- Зубок, Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Ю. А. Зубок. М., 1998. — С. 142.
- Иванов, Г. И. Миниалгоритм формулирования задач из производственно-технологической проблемной ситуации АВИЗ-2000 / Г. И. Иванов // Творчество во имя достойной жизни. — Петрозаводск: МАТРИЗ, 2000. — С. 6061.
- Иванова, О.М. Факторы здоровья человека. Социально-философский анализ / О. М. Иванова.- Уфа: РИО БашГУ, 2006. 292 с.
- Иконникова, С.Н. Эскиз к портрету современного студенчества // Образование и молодежная политика в современной России / С. И. Иконникова. СПб: Изд-во СПб. ун-та — 2002. — С. 195−197.
- Илловайский, И.В. ТРИЗ овеществленный усилитель умственных способностей / И. В. Илловайский // Творчество во имя достойной жизни: Тезисы докладов научно-практической конференции, 16−17 августа. -Петрозаводск: МАТРИЗ, 2000. — С. 61−63.
- Ильенков, Э.В. Учитесь мыслить смолоду / Э. В. Ильенков. — М.: Наука, 1977.-64 с.
- Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в вузе: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. Казань, 1996. — 116 с.
- Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки / Ред. кол.: А. Н. Тихонов и др. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 277 с.
- Иоффе, В.Г. Научное творчество / В. Г. Иоффе. М.: ИНИОН, 1989. -с.428.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи / М. С. Каган. Л., 1991. — 384 с.
- Каган, М.С. Что должно быть в основе?// Вестник высшей школы. -1990.-№ 5.-С.17−20.
- Калугина, Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования: Методологические проблемы разработки и внедрения / Т. А. Калугина. Саратов: Изд-во, Гос. УНЦ «Колледж», 2000. — 320 с.
- Кант, И. Сочинения. В 8-ми томах. Т. 5 / И.Кант. — М.: Чоро, 1994. -414 с.
- Карлов, Н. В. Вселенная образования: давно осознанная необходимость и склонность к учению // Вестник высшей школы. 2008. № 8. — С.7 — 8.
- Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М.Кастельс. М.: ГУВШЭ, 2000. — 371 с.
- Кедров, Б.М. О теории научного открытия. Научное творчество./ Б. М. Кедров. М., 1969.- 297 с.
- Кедров, Б.М. Некоторые черты творческой личности истинного ученого / Б. М. Кедров // Социальные и социально-психологические аспекты повышения эффективности науки. М., 1982. — С. 21−36.
- Кедров, Б.М. О процессах научного творчества / Б. М. Кедров // Художественное и научное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. Д.: Наука, 1972.-С. 37−53.
- Ковалев, А. Системный подход к подготовке студентов / А. Ковалев, В. Минеев // Alma mater. 1992. — № 1. — С. 19−24.
- Ковалева, Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода / Т. В. Ковалева // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 142−146.
- Коваленко, В.А. Организация творческого мышления / В. А. Коваленко // Вопросы философии. 2002. — № 8.- с. 78 — 88.
- Коган, JI.H. Социология культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1992.-237 с.
- Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. М., 1988. — 280 с.
- Комский, Д.М. Теория творчества / Д. М. Комский. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1993. — 78 с.
- Константиновский, Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе / Д. Л. Константиновский. М., 1999. — 344 с.
- Кравчук, П. Творчески развитая личность и высшее образование / П. Кравчук // Вестник высшей школы. 1992. — № 4−6. — С. 20−22.
- Краткая философская энциклопедия. М.: АО Издательская группа Прогресс, 1994. — 575 с.
- Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М., 1988.-364 с.
- Кремень, В. Готовить элиту технологического прорыва / В. Кремень, Ю. Таран, Г. Пигоров // Творчество во имя достойной жизни: Доклад на науч.-практ. конф., 11−12 июля 2001 г. Великий Новгород, 2001. — С. 17−20.
- Кто и куда стремится вести Россию? Авторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М., 2001. — 398 с.
- Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991.-80 с.
- Кудряшев, А.Ф. Единство наук: основания и перспективы / А. Ф. Кудряшев. Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1988. — 184 с.
- Кудряшев, А.Ф. О стратегических задачах университетского образования// Методика преподавания социально гуманитарных дисциплин в ВУЗах: Материалы научной конференции. -Уфа:РИЦ БашГУ-2006.- С. 195 200.
- Кузьмина, Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования НИИ РАО. -Бийск, 1994.-248 с.
- Курлов, А.Б. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. / А. Б. Курлов, Ф. С. Файзуллин, М. Н. Сулейманов. -Москва Уфа, 1990. -145 с.
- Курлов, А.Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования / А. Б. Курлов. Уфа: Изд-во УАИ, 1992. -132 с.
- Курлов, А.Б. Социальные перемещения молодежи и студенчество / А. Б. Курлов, Ю. А. Лязина. Уфа, 2000. — 179 с.
- Кутырев, В.А. Осторожно, творчество! / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 1994. — № 7−8. — С. 72−81.
- Ладенко, И.С. Интеллектуальная культура специалиста: Что это такое? / И. С. Ладенко // Наука в Сибири. 1985. — № 6. — С. 48−61.
- Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн.П.//Соч.: В 4 т. / Г. В. Лейбниц. М., 1983 Т.2. 460 с.
- Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. СПб, 2000. — 302 с.
- Лихолетов, В.В. Технологии творчества: теоретические основы, моделирование, практика реализации в профессиональном образовании/ В. В. Лихолетов. Челябинск: Изд-во ЮУУрГУ, 2001. — 288 с.
- Лопатин, В.В., Лопатина, Л.Е. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М., 2004 .- 775 с.
- Лощилин, А.Н. Философские основания теории творчества / А. Н. Лощилин. М., 1998, — 181 с.
- Лукьянов, А.В. Последнее основание гуманитаризации в высшей технической школе // Гуманитаризация высшей технической школы: сущность и основные направления: Материалы научной конференции. — Уфа: РИО УГНТУ. 1995, — С. 25 — 27.
- Лукьянов, А.В. Философия. Предвидение. Духовность / А. В. Лукьянов.-Уфа, 1993.-269 с.
- Ляудис, В.Я. Обучение творчеству новый этап развития современного образования / В. Я. Ляудис // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. — М.: НПО «Поиск», 1992. — С. 10−27.
- Магерамов, Г. Об общих принципах построения алгоритма творческого процесса / Г. Магерамов // Технологии творчества. 1998. — № 3. — С. 48−52.
- Мамардашвили, М.К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // О человеческом в человеке / Под ред. И. Г. Фролова. -М., 1991.-280 с.
- Маркс К. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф.Энгельс.-Соч. Т.3.-630 с.
- Маркс К. Экономические рукописи1857−1859 годов // К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. — Изд. 2-е Т. 46. — Ч. 1.- 559 с.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 46. — Ч. 2.- 618 с.
- Материалы «круглого стола»: образование как фактор социальной дифференциации и мобильности // Социологические исследования. — 2003. -№ 5.-С. 89−100.
- Материалы исследования Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ) «Современное состояние Интернета и тенденции развития1' hnp://\ w w.rambler.ru/db/rumetrica/othcrstat.html.
- Матушкин, H.H. и др. НИРС как составляющая системы формирования компетенции специалиста./ Н. Н. Матушкин и др.//Вестник высшей школы.-2007. № 5.- С. 5 7.
- Наумова, Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. 1995. — № 2. — С. 68−75.
- Научно-технический прогресс и творчество // Всесоюзная научно-практическая конференция. М., 1987. — 214 с.
- Научно-техническое творчество: проблемы эврилогии // Сб. докладов. -Рига 1987.-246 с.
- Наше главное преимущество фундаментальные знания // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 2 — С. 3 — 4.
- Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. — Казань, 1985. — 302 с.
- Нуриев, Д.А. Актуальные вопросы преподавания философских проблем конкретных дисциплин / Д.А.Нуриев// Методика преподавания социально — гуманитарных дисциплин в ВУЗах: Материалы научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. — 2006. — С.220 — 222.
- Общество Высшая школа — Молодежь / Под ред. В. И. Добрыниной.-М., 1995. — 184 с.
- Основные итоги Всесоюзного смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС. М., 1999-вып.З. — С.30.
- Печенкин, В.В. Неравенство в доступе к ресурсам образования и информационные технологии / В. В .Печенкин // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия: Материалы международного семинара. Саратов, 2001. — С. 102−106.
- Пигоров, Г. С. и др. Интенсификация инженерного образования / Г. С. Пигоров.-Петрозаводск, 2000. -141 с.
- Пигоров, Г. С. Интенсификация инженерного творчества: Потребности, методы, формы организации / Г. С. Пигоров. М.: Профиздат, 1989. — 192 с.
- Пигров, К.С. Философские аспекты научно-технического творчества / К. С. Пигров. М.: Знание, 1987. — 1987. — 64 с.
- Пиняев, A.M. Функциональный анализ изобретательских ситуаций / А. М. Пиняев // Журнал ТРИЗ. 1990. — № 11. — С. 30−35
- Пихтовников, Г. Л. Творческий потенциал молодого рабочего: состояние и пути реализации в производственном коллективе/ Г. Л. Пихтовников. — М., 1989.- 114 с.
- Платон. Избранные диалоги / Платон. М., 1965. — 442 с.
- Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Пер. с греческого / Платон. М.: Мысль, 1999. — 656 с.
- Поздяева, С.М. Активные формы обучения на семинарских занятиях по философии / С. М. Поздяева // Специфика философии и проблемы ее преподавания в техническом вузе: Материалы научной конференции — Уфа: РИО УГНТУ. 1994. — С.90 — 93.
- Поздяева, С.М. Социальная антропология / С. М. Поздяева. -Уфа, 2004.216 с.
- Поздяева, С.М. Союз философии и науки как фактор повышения качества высшего образования / С. М. Поздяева // Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗах: Материалы научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. — 2006. — С.227−229.
- Покровский, Н.Е. Что происходит с гуманитарным образованием? / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. 2006. № 12. — С.97- 99.
- Попов, J1. Студенческая аудитория в динамике жизни / Л. Попов // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 34−36.
- Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 2 / К.Поппер. — М., 1992. — 528 с.
- Программа развития ООН. Доклад о развитии человека за 1999 год. Глобализация с человеческим лицом. Нью-Йорк-Оксфорд, 1999. — 366 с.
- Пузанова, Ж.Б. Студенты в начале и конце XX века. Опыт сравнительной характеристики / Ж. Б. Пузанова. — Социс. 2001. — № 7. — С. 136−139.
- Пути повышения эффективности научно-технического творчества молодежи // Межвуз. сб. науч. тр. — Уфа, 1986 .- 204 с.
- Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / //Вопросы психологии.-1986.№ 4.- С. 101 -104.
- Руткевич, М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич. М., 1988. — 169 с.
- Сагатовский, В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества / В. Н. Сагатовский // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. — С. 65−83.
- Садовничий, В.А. Высшее образование в России. Доступность. Качество.
- Конкурентоспособность / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. -2006. № 6.-С. 9−11.
- Садовничий, В.А. Наше главное преимущество фундаментальные знания./ В. А. Садовничий //Высшее образование сегодня. — 2007.№ 2 — С.7−9.
- Салихов, Г. Г. Человек эпохи глобализации/ Г. Г. Салихов.- М.: Наука, 2008. 560с.
- Семенов, Н.А. Любить науку смолоду / Н.А.Семенов// Вестник высшей школы. (AM). 2005. № 9. — С. 8 — 10.
- Семенов, С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы) / С. Н. Семенов. — Уфа: Гилем, 1998.- 172 с.
- Семенов, С.Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации) / С. Н. Семенов. Уфа, 2005. — 142 с.
- Семенов, С.Н. Философско-методологическая концепция творческого мышления / С. Н. Семенов // Философская мысль. 2002. — № 1−2. — С. 3−12.
- Семь преимуществ российского образования // http: www.plekhanov.ru/rus/7adv.htm
- Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Монография / Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
- Скоморохов, Г. И. От «честных купцов» к. / Г. И. Скоморохов // Высшее образование в России//. 1994. № 1- С. 13−21.
- Словарь иностранных слов. М, 1984. — С. 395.
- Смирнов, С. Технологии в образовании / С. Смирнов // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 110−116.
- Современная западная социология: Словарь. М., Политиздат. — 1998. -322 с.
- Современные образовательные стратегии и духовое развитие личности // Материалы конференции 23 марта. 1996. — Томск. Ч. 1, 2. — 135 с.
- Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования / Науч. Ред. Е. В. Ткаченко. Свердловск: СИПИ, 1990. — 128 с.
- Соловьев, B.C. Сочинения в 2-х томах./ В. С. Соловьев. М.: ТТ. 1,2.1989. — 688 е., 735 с.
- Сорокин Г. Г. Педагогические особенности гуманитаризации технического образования в вузе.//Вестник высшей школы 2008. № 1.- С. 1417.
- Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике / Под ред. Дж.М.Гилязетдинова. Уфа, 1995. — С. 135.
- Степин, B.C. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Гардарика, 1996. — 400 с.
- Столетов А.И. Онтология творчества/ А. И. Столетов.- Уфа: Вагант, 2008. 208 с.
- Стриханов М.Н. Образование: ракурсы и грани. //Вестник высшей школы.2008. № 6. С. 13 — 14.
- Субетто, А.И. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования / А. И. Субетто. М.: Кострома, 1996. — 242 с.
- Султанова, Л.Б. Философия и методология науки / Л. Б. Султанова.- Уфа: РИЦ БашГУ, — 188с.
- Титма, М.Х. Молодое поколение / М. Х. Титма, Саар Э. А. М., 1986. -254 с.
- Турченко, В.Н. О методологии устойчивого развития / В. Н. Турченко // Гуманитарные науки в Сибири. 1998 — № 1. — С. 44−48.
- Ушакова, М.В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы / М. В. Ушакова. Социально-гуманитарное знание. —2003. — № 4. -С. 166−179.
- Файзуллин А. Ф. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества./ А. Ф. Файзуллин .-Уфа. 2000, — 139 с.
- Файзуллин, Ф.С. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки / Ф. С. Файзуллин, М. Н. Сулейманов, А. Б. Курлов. М., 1990. — 145 с.
- Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b0713/ iss WWW. exe/Stg/d02/07−44.htm
- Философия творчества. / Под общей редакцией А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой.-М.: РФО, 2002.- 144 с.
- Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого- Назначение человека / И. Г. Фихте .- Минск, 1998. 480 с.
- Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1990. — Кн. 1−2. — 490 с.
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. — М: 2003. Изд-во «Весь мир». — 192 с.
- Французова, Н.П. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания / Н. П. Французова. М.: Мысль, 1983. — 79 с.
- Фролова, И.В., Лукманова Р. Х. Классический текст в преподавании философии // Проблемы повышения качества учебно-методической работы в ВУЗе: опыт и инновации: Сборник научных трудов. Выпуск II Уфа: РИО РУНМУ МО РБ, 2009. — С.30 — 38.
- Харчев, А.Г. Социология воспитания // А. Г. Харчев. М.: Политиздат, 1990.-222 с.
- Хлопова, Т.В. Трудовой потенциал работников производственной сферы в условиях трансформации ценностей общества / Т. В .Хлопова // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3. — С. 314−323.
- Хуторской, А.В. Отечественные предпосылки философии виртуального образования / А. В. Хуторской. 1998. -http://www.eidos.teehno.ru/books/ virt edu ru.html.
- Цуриков, В.М. Проект «Изобретающая машина» Интеллектуальная среда поддержки инженерной деятельности / В. М. Цуриков // Журнал ТРИЗ. -1991.-№ 1.-С. 17−34.
- Чупров, В.Н. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К.Уильяме. М: Наука. — 2001. — 230 с.
- Чупров, В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, М&bdquo- 2000. — 115 с.
- Шабаев, И.Г. Воспроизведение и творчество, алгоритмизация и эвристика в обучении. /И.Г.Шабаев. Петрозаводск: КГПИ, 1996. -102 с.
- Шафранов-Куцев, Г. Ф. О тенденциях регионализации высшего образования / Г. Ф.Шафранов-Куцев // Образование в Сибири. 1998. № 1. — С. 52−54.
- Шевырев, А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. -Кн. 1. / А. В. Шевырев. — Белгород: Крестьянское дело, 1995. — 210 с.
- Ширяев, J1.A. Концепция образования исторически нового типа: Методологический аспект: Препринт /Л.А.Ширяев. Уфа: УГАТУ, 1997. — 50 с.
- Ширяев, Л.А. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества / Л. А. Ширяев .- Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1990.- 178 с.
- Шмаков, Б.В. Функциональный подход в моделировании мыслительного процесса: наработка и коррекция / Б. В. Шмаков // Опыт применения современных методов и средств обучения- в ЧГТУ. Челябинск: ЧГТУ, 1997. С. 18−27.
- Шмаков Б.В. и др. Вепольный анализ технических систем / Б. В. Шмаков и др. Челябинск, 1989. — 176 с.
- Шумилин, А.Т. О структуре теории творчества / попытка обзора основных тем теории творчества / А. Т. Шумилин // В сб.: Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987.- С. 7 14.
- Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. — М, 1989.- 198 с.
- Энгельмейер, П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений / П. К. Энгельмейер.- СПб, 1911.- 164 с .
- Эфендиев, А.Г. Московское студенчество в период реформирования российского общества / А. Г. Эфендиев, О. М. Дудина // Социс. — 1997. № 9. -С. 41−55.
- Ядов, В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен / В. А. Ядов // Социальная идентификация личности. Кн. 2.-М., 1994.-456 с.
- Ярская, В.Н. Образование как встреча культур / В. Н. Ярская // Культура, власть, идентичность. Саратов, 1999. — С. 265−276.
- Яценко JI.B. Философские основания теории и методологии творчества: Тез. докл.Межд.конф.'Теория и методологи творчества: итоги и перспективы"-М., 2001.- с.7- П.
- Celeste, М. Brody and James Wallace. Ethnical and social issues in professional education / M.Celeste. NY. — 278 p.
- Ethnics in Practice // Edited by Kenneth R. Andrews, 1989. — Boston. — 294 P
- M.C.D.Naughton, Moral vision an introduction to ethnics / M.C.D.Naughton. Oxford: NY Blackwell, 1988. — 214 p.
- Merton, R.K. Social Theory and Social Structure / R.K.Merton. NY, 1957. -360 p.
- Moral philosophy. Second Enlarged Edition / D.D.Ralhnel. Oxford, 1994. -230 p.
- Power, J.E. Philosophy of Education. Studies in Philosophies, Schooling and Educational Policies / J.E.Power. New Jersey, 1982.
- Soviet youth culture / Ed. By Riordan J. London: Macmillan, 1989. — 280 p.
- Stuhr, J. John. Classical American philosophy / J. John Stuhr. 1987. — New York — 475 p.