Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Персональные центры» религиозно-философской традиции в отечественной культурно-исторической среде XI — начала XIX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XVIII веке русское Просвещение вступает в полную силу. Русская религиозная философия постепенно становится одним из горизонтов общеевропейского философского дела, получает мощный стимул развития и выходит на новый уровень коммуникации и осмысления идей. Среди многочисленных деятелей русской культурно-исторической среды этого времени наибольшее значение для судьбы русской… Читать ещё >

«Персональные центры» религиозно-философской традиции в отечественной культурно-исторической среде XI — начала XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже говорилось выше, ведущие «персональные центры», то есть авторские произведения отечественной богословско-философской традиции, возникают в XI—XVI вв. на основе «греческой учености», в основном святоотеческой богословской традиции, а в XV—XVI вв. — и под влиянием многообразной западно и центральноевропейской «латинской» традиции во взаимодействии с ведущими «книжными сообществами» русской культурно-исторической среды. «Персональный центр» может быть инициирован «книжным сообществом» или инициировать его возникновение, когда, к примеру, тот или иной деятель выступит идейным вдохновителем перевода какого-либо текста, который окажется центром интеллектуального притяжения и влияния.

Первым русским писателем чаще всего называют Луку Жидяту, знатного новгородца, назначенного Ярославом Мудрым в 1036 г. новгородским епископом. Ему принадлежит небольшое нравственно-догматическое «Поучение к братии», составленное на основании книг, в основном, Ветхого и Нового Заветов со ссылками на авторитет Кирилла Иерусалимского. Этот текст представлял собой опытный образец богословского сочинения, посвященного декларированию догмата единого Бога и православной Троицы и формулированию базовых норм христианской этики: умеренного аскетизма и нестяжательства, нищелюбия, отчуждения от мира, любви к ближнему.

В конце 40-х — начале 50-х годов XI века киевский митрополит Иларион создает «Слово о Законе и Благодати», представляющее собой краткий богословско-философский трактат, в центре внимания которого находится вопрос об основаниях христианской веры и христианского устроения мироистории. Это было великолепное произведение греческой образованности, созданное на Руси, с которого традиционно ведут отсчет авторской богословско-философской мысли в отечественной культурно-философской традиции.

Период расцвета богословско-философской литературы на Руси относится к XII в. и возобновится с полной силой только в XV в. В XII в. на Руси появляется плеяда знаменитых писателей, оставивших после себя образцы оригинального литературного богословского и богословско-философского творчества: великий князь киевский Владимир Мономах (1117—1125), автор назидательно-философского «Поучения», один из самых талантливых и успешных правителей на Руси за все время ее существования; Кирик Новгородец (1110—1156/58), один из первых русских математиков, талантливый богослов, ученый и философ; митрополит Климент Смолятич (ум. после 1164), человек высокой греческой образованности, хорошо знакомый с какими-то разделами античной философии и культуры; блестящий полемист и богослов, автор более 40 дошедших до нас (26 считаются подлинными) поучений и посланий епископ Кирилл Туровский (ум. после 1182).

В XIII—XIV вв., в период цивилизационного кризиса, связанного с нашествием монголо-татар, русская богословско-философская традиция приходит в упадок. Из известных имен следует отметить только двоих: Серапион (епископ Владимирский, 1274—1275), автор пяти поучений, в которых нашла концентрированное выражение так называемая «теория казней Божьих»; Василий Калика (архиепископ Новгородский, 1331 —1352), автор оригинального «Послания о рае».

В XV—XVI вв. русская культурно-историческая среда переживает бурный подъем. Из тогда уже многочисленных «персональных центров» особое внимание привлекают: интеллектуальный лидер «идейного сообщества» новгородско-московских еретиков посольский дьяк Федор Курицин (ум. до 1500), автор мистико-грамматического «Лаодикийского послания»; лидеры «идейных сообществ» архиепископ Геннадий, игумен Иосиф Волоцкий, Нил Сорский — деятельность и труды каждого из них внесли весомый вклад в историю русской богословско-философской мысли; знаменитый деятель русского Просвещения, сочувственник «нестяжателей», гуманист и афонский послушник, человек энциклопедической образованности Максим Грек (1470—1556), оставивший после себя огромное литературное наследство и погибший в русском церковном заточении; выдающийся деятель западнорусского Просвещения, ученик Максима Грека, государственный деятель, переводчик, публицист и философ князь А. М. Курбский (1528—1588).

В истории России XVII в., с его уникальной по своим принципам, но оказавшейся нежизнеспособной сословно-представительской монархией, связан с двумя противоположными тенденциями: расколом в Русской православной церкви и активным становлением «латинского» просвещения. Это время породило противоречивый ряд оригинальных личностей и мыслителей, в том числе: выдающегося деятеля русского раскола, самобытного богослова-философа протопопа Аввакума (1621 —1682); философа и политолога, сторонника панславизма, хорвата по национальности Юрия Крижанича (1617—1683), пятнадцать лет проведшего в ссылке в Тамбове, где и написал свои самые известные произведения («Политика», «Толкование исторических пророчеств», «О промысле Божьем»); главу русской «латинской партии», философа, врача, талантливого педагога, томиста и иезуита, астролога и алхимика Симеона Полоцкого (1629—1680), автора «Рифмологиона», «Жезла правления», «Катехизиса», «Вертограда многоцветного»; плеяды деятелей «академического сообщества», профессоров Киево-Могилянской академии — Иннокентия Гизеля, Ионникия Голятовского, Лазаря Барановича, Стефана Яворского; братьев Иннокентия (1633—1717) и Софрония Лихудров (1652—1730), с чьей деятельностью связан первый этап работы Славяно-греко-латинской академии, автора многочисленных полемически-философских произведений.

В XVIII веке русское Просвещение вступает в полную силу. Русская религиозная философия постепенно становится одним из горизонтов общеевропейского философского дела, получает мощный стимул развития и выходит на новый уровень коммуникации и осмысления идей. Среди многочисленных деятелей русской культурно-исторической среды этого времени наибольшее значение для судьбы русской философско-теологической культуры имеют: идеолог петровского Просвещения, религиозный философ Феофан Прокопович (1681 —1736); самобытный и оригинальный украинский философ-мистик Г. С. Сковорода (1722—1794); лидер «идейного сообщества» «ученых монахов» и ведущий деятель «академического сообщества», мистик-философ митрополит Московский Платон.

(Левшин, 1737—1812); интеллектуальные лидеры философскомистического сообщества русских масонов «новиковского круга» Н. И. Новиков (1744—1818), А. М. Кутузов (1749—1797), И. В. Лопухин (1756—1816), просветители, переводчики, организаторы типографий и печатных изданий, авторы оригинальных философских, богословских и философско-мистических сочинений; граф М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся государственный деятель, автор политических и философско-мистических сочинений, оригинальный аксиолог и создатель концепции коммуникации; князь В. Ф. Одоевский (1803/04 — 1869), русский шеллингианец, автор философско-мистической антропологии, писатель и оригинальный человек.

Далее в 3, 4, 5 и 6 главах будут рассмотрены некоторые из наиболее значительных и оригинальных персональных центров традиции отечественной религиозной философии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой