Метафизика Я: Самоидентичность, самопознание, духовность
Диссертация
Западноевропейский дискурс самопознания, воплощенный в его философии, скорее несет ответственность за кризис самоидентичности современного человека, нежели гармонизирует его бытие. Это, в свою очередь, актуализирует задачу исследования феномена самопознания. В результате исследования был обнаружен первоначальный дискурс западноевропейского самопознания, воплощенный в концепции epimeleia, который… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема самоидентичности: Запад-Восток
- 1. 1. Постмодерн и самоидентичность
- 1. 2. Самоидентичность и самопознание: традиция рефлексии Востока
- Глава 2. Метафизика Я: самопознание и духовность
- 2. 1. Метафизика Я: самопознание и метод
- 2. 2. Метафизика Я: опыт критической реконструкции (Восток-Запад)
- 2. 3. Самопознание и духовность
- Заключение
- Библиография
Список литературы
- Августин Аврелий. Исповедь: перевод с латинского. М., 1914,441с.
- Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира. М., 1980, т.1.
- Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // В.Ф., 1989, № 3, с.3−14.
- Агацци Э. Человек как предмет философии // В.Ф., 1989, № 2, с.24−34.
- Акулин В.Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.
- Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т., М., 1975, т. 1.
- Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.
- Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению человека: бессознательное, установка, деятельность // Бессознательное. Природа. Функции: Методы исследования. Тбилиси, 1985.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976, 543с.
- Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.
- П.Батищев Г. С. Диалектика и смысл творчества: к критике антропоцентризма. Ростов-на-Дону, 1983.
- Батищев Г. С. Особенность культуры глубинного общения // Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987.
- Баткин JI.M. К спорам о логико историческом определении индивидуальности//Одиссей. М., 1990.
- Бахтин М.М. К философии поступка. М., 1992.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963,423с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
- Беме Я. Аврора, или Утренняя заря восхождения. М., 1990, 115с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1990.
- Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990.
- Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1956.
- Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
- Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мыслительного диалога). М., 1975.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI в. М., 1991, 413с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М., 1988, 57с.
- Библия толковая, под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1904−1913.
- Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1980, 333с.
- Брихадараньяка Упанишада. М., 1964.
- Бубер М. Два образа веры. М., 1995,464с.
- Васильев Л.С. Религиозно-культурные традиции на современном Востоке // Культурные процессы в развивающихся странах. М., 1981, т.1, ч.1.
- Васильев Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общество. М., 1983, 368с.
- Васубандху. Абхидхармакоша. М., 1990.
- Восток-Запад. Исследования. Вып.4, М., 1989.
- Вундт В. Миф и религия. Спб., 1910, 416с.
- Выготский Л.С. Собр.соч., М., 1983, т.З.
- Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // В.Ф., 1990, № 4. с.62−88.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988, 709с.
- Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979,288с.
- Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990,129с.
- Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западной европейской философии. М., 1987.
- Гартман Эдуард, фон. Сущность мирового прогресса или философия бессознательного. В 2-х т., М., 1873−1875, 322,432сс.
- Гачев Г. Д. О национальных картинах мира // Народы Азии и Африки. 1967, № 1.
- Гачев Г. Д. Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина. М., 1987, с.198−227.
- Гачев Г. Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М., 1993, 390с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии // Соч. в 14 т., М., 1931−35, т.9−11, 452,526сс.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Соч. в 14 т., М., 1959−68, т.4,440с.
- Генон Р. Традиция и бессознательное // В.Ф., 1991, № 4, с.51−53.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
- Говинда Анагарика, Лама. Творческая медитация и многомерное сознание. М., 1993,270с.
- Государев H.A. Треугольный человек. М., 1991,270с.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
- Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки // В.Ф., 1991, № 4, с.90−107.
- Губин В.Д., Фаликов Б. З. Тема созерцания в буддизме и экзистенциализме (сопоставительно-критический анализ) // Из истории философии освободившихся стран. М., 1983, с.88−144.
- Губин В.Д. Проблема «творческой личности» в восточной философской традиции «духовного наставничества» // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986, с.135−156.
- Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. М., 1990.
- Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М., 1987.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // В.Ф., 1986, № 3, с.101−112.
- Григорьев В.И. Человек-Культура-Творчество-Природа: гармония и конфликт? // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, с.180−197.
- Дандарон Б.Д. 99 писем о буддизме и любви. СПб., 1995, с. 348.
- Дандарон Б.Д. Буддийская теория индивидуального «Я» // Материалы по истории и философии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1968, Вып. З, с.34−52.
- Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
- Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910, 518с.
- Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ. Улан-Удэ, 1998,160с.
- Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // В.Ф., 1988, № 4, с.135−153.
- Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общ. мысль: исследования и публикации. М., 1990, Вып.2, с.156−228.
- Дойч Элиот. По поводу сравнительного анализа «самости». Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.21−29.
- Достоевский Ф.М. ПСС в 30 т. Л., 1972−1990.
- Друскин Я.С. Я и Ты. Ноуменальное отношение // В.Ф., 1994, № 9.69. Дхамапада. М., 1960.
- Дю-Прель К. Философия мистики или двойственности человеческого существа // СПб., 1895, 612с.
- Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск, 1986, 196с.
- Зинченко В.П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // В.Ф., 1991, № 10, с.34−40.
- Ильин Ив. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего // Вопросы философии и психологии. М., 1912., Книга 112 (2), с.290−344.
- Инайят-Хан. Суфийское послание о свободе духа. М., 1914, 89с.
- Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси, 1970.
- Камю А. Бунтующий человек. М., 1990, 415с.
- Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика. СПб., 1911, 115с.
- Кант И. Единственно возможные основания для доказательства бытия бога // Изб. пр-я в 2 т. М., 1940, т.1.
- Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6 т. М., 1964, т. З, 799с.
- Кафка Ф. Америка. Процесс. Из дневников. М., 1991.
- Кафка Ф. Замок. Новеллы и притчи. Письмо к отцу. М., 1991.
- Кассирер Э. Теория относительности Эйнштейна. Петроград, 1912.
- Кастанеда К. Учение дона Хуана. В 8 т. Киев, 1992.
- Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах: проблема организмических моделей // Народы Азии и Африки. М., 1970, № 5, с.43−57.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978, 367с.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984, 334с.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
- Концепции человека в современной западной философии. М., 1988,158с.
- Кришнамурти Дж. Жизнь и примечания к ней (из записных книжек). СПб., 1992.
- Кришнамурти Дж. Немедленно измениться. М., 1993, 170с.
- Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // В.Ф., 1992, № 12, с.21−29.
- Культура-человек-философия: К проблеме интеграции и развития // В.Ф., 1982, № 1.
- Кун-фу-цзы. Лунь юй // Древнекитайская философия. М., 1972, т.1.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993, 383с.
- Лабдон Мачиг. Отсекая надежду и свет. СПб., 1998, 368с.
- Ланц Г. Бытие и знание в философии Фихте // Вопросы философии и психологии. М., 1914, кн. 122 (2)
- Лапшин И.И. Проблема «чужого Я» в индийской философии. СПб., 1910.
- Лапшин И.И. Проблема «чужого Я» в новейшей философии. Спб., 1910.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930−31, 339с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985, 535с.
- Лейбниц Г. В. Монадология // Соч. в 4 т. М., 1982, т.1, с.413−430.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М., 1975.
- Лодыженский М.В. Сверхсознание и пути к его достижению. Индийская Раджа-Йога и христианское подвижничество. СПб., 1912, 355с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
- Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973, Вып.308.
- Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978, Вып.473.
- Лукьянов A.B. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. Уфа, 1993,190с.
- Лукьянов A.B. Фихте и конец XX века: «Я» и «Не-Я». Уфа, 1992,198с.
- Лэнг Р. Расколотое «Я». СПб., 1995, 352с.
- Малахов B.C. Неудобства с самоидентичностью. В.Ф., № 2, 1998, с.43−53.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990, 368с.
- Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991, с.8−22.
- Мамардашвили M.K. О философии // В.Ф., 1991, № 5, с.3−10.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // В.Ф., 1990, № 10, с.3−19.
- Мамлеев Ю.В. Судьба бытия // В.Ф., 1993, № 10−11,169−183с., 71−101с.
- Манегетти Антонио. Система и личность. М., 1996, 128с.
- Мантатов В.В., Доржигушаева О. В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1997,160с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
- Марсель Г. Быть или иметь. Новочеркасск, 1994,160с.
- Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архитипов сюжетов // В.Ф., 1991, № 10, с.41−47.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
- Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1979, 288с.
- Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск, 1994, 200с.
- Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «Я». Общества. Обмен. Личность. М., 1996, 360с.
- Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М., 1994,126с.
- Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990, 829, 829сс.
- Ортега-и-Гассет X. Углубленность в себя и обращенность во вне // Ф.Н., 1991, № 5, с.158−173.
- Паскаль Б. Мысли. М., 1902.
- Платон. Диалоги. М., 1986, 605с.
- Плотин. Эннеады 1.8.(51) // Историко-философский ежегодник. М., 1989, с.161−179.
- Поппер K.P. Логика и рост научного знания. М., 1983, 605с.
- Проблема человека в западной философии. М., 1988, 552с.
- Проблема сознания в современной западной философии. М., 1991.
- Проблемы теоретической социологии. Вып.1. СПб., 1994,248с.
- Проблемы теоретической социологии. Вып.2. СПб., 1996, 314с.
- Психологические аспекты буддизма. 2-е издание. Новосибирск, 1991, 184с.
- Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. СПб., 1994, 644,734сс.
- Рерих E.H. Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991, 80с.
- Ригведа. Избранные гимны. М., 1972, 418с.
- Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1986,295с.
- Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. СПб., 1919.
- Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. 4.1−2. Токио, 1916−1918.
- Руткевич A.M. К.Г .Юнг об архетипах коллективного бессознательного // В.Ф., 1988, № 1, с.124−133.
- Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991, 366с.
- Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык. Мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988, с.207−228.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // В.Ф., 1989, № 3.
- Сартр Ж.-П. Стена. М., 1992,480с.
- Свасьян К.А. Проблема символа в западной философии XX в. Дис. д.ф.н. Ереван, 1980.
- Семичев Б.В. Элементы сознания // Материалы по истории и философии Центральной Азии. Вып.З. Улан-Удэ, 1968, с.22−33.
- Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989, 319с.
- Смирнов Б.Л. Нирвана, Кайвалья, Мокша в философских текстах «Махабхараты» // Материалы по истории и философии Центральной Азии. Вып.З. Улан-Удэ, 1968, с.14−22.
- Соколов B.C. Гегель // Соч. в 2 т. М, 1990, т.2, с.419−441.
- Соколов B.C. Кант // Соч. в 2 т. М., т.2, с.441−480.
- Соколов B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Соч. в 2 т. М., т.2, с.339−351.
- Соловьев Вл. Сочинения в 2 т. М., 1989.
- Социология и социальная антропология. СПб, 1997, 432с.
- Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье // Изб. произ. в 2 т. М., т.1, 1957, с.67−173.
- Спиноза. Этика // Изб. произ. в 2 т. М., т.1, с.359−619.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, 303с.
- Степун Д.А. Жизнь и творчество // Логос, 1913, кн.3−4, с.69−126.
- Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987,192с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983, 284с.
- Стрелков В.И. Духовность и творчество // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, с. 197−209.
- Султанов Р.И. К истории становления теологического рационализма. Сравнительный анализ мыслительных схем калама и патристики // Рационалистическая традиция и современность: ближний и средний Восток. М., 1980, с.23−63.
- Сумерки богов. М., 1989, 398с.
- Тендрякова М.В. Еще раз о социальной исторической «прародине» личности//Одиссей, 1995,125с.
- Трунгпа Чогьям. Преодоление духовного материализма. Миф свободы и пути медитации. Шамбала или священный путь воина. Киев, 1993, 512с.169. Упанишады. М., 1967.
- Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990, с.383−448.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1981, 543с.
- Фейербах JI. Лекции о сущности религии // Изб. произ. в.2 т. М., 1958, т.2, с.490−811
- Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965,414с.
- Философия человека: традиция и современность. Вып.2. М., 1991,222с.
- Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984,124с.
- Фихте И.Г. Соч. в 2 т. СПб., 1993, 687,798сс.
- Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. Париж, 1965, 416с.
- Франк С.Л. Смысл жизни // В.Ф., 1990, № 6, с.68−132.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. М., 1990, 368с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991,456с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990, 289с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986, 238с.
- Фромм Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1988, с.493−482.
- Фромм Э. Хироу Р. Предисловие к антологии «Природа человека» // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990, с. 146 168.
- Фуко Мишель. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки // СОЦИО-ЛОГОС. Социология. Антропология. Метафизика. М., 1991, с.284−315.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.). М., 1992,176с.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // В.Ф., М., 1989, № 2, 35−40с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993,447с.
- Хайдеггер М. О сущности истины //Ф.Н., М., 1989, № 4, с.88−105.
- Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // В.Ф., 1989, № 9, с.90−110.
- Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // В.Ф., 1990, № 7, с. 143−174.
- Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // В.Ф., 1994, № 10, с.112−123.
- Хэлд Д. Интересы, знание и действие (К критической методологии Юргена Хабермаса) // Современная социальная теория. Новосибирск, 1996, с.81−114.
- Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988, с.31−95.
- Шеллинг Ф.В.Й. К истории Новой философии // Соч. в 2 т. М., 1989, т.2, с.387−561.о
- Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма // Соч. в 2-т. М., 1987, т.1, с.227−490.
- Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии. М., 1911, 390с.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1968.
- Штейнер Е.С. Феномен человека в японской традиции: «личность и квазиличность?» //Человеки культура: индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с.164−191.
- Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988,425с.
- ЭкхардМ. Изб.проповеди. М., 1917, 59с.
- Экхард М. Проповеди и рассуждения. М., 1912,184с.
- Элиаде М. Космос и история // Изб.работы. М., 1987, 311с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (1969). М., 1996.
- Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995, 327с.
- Юм Д. Естественная история религии. Юрьев, 1909,178с.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе // Соч. в 2 т. М., 1965, т.1, 847с.
- Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного // В.Ф., 1988, № 1, с.133−152.
- Юнг К.-Г. Различия восточного и западного мышления // Ф.Н., 1988, № 10, с.92−104.
- Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994, 254с.
- Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991
- Яковлев А.А. Модель мистического познания и рефлексии // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990, с.82−97.
- Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990.
- Ясперс К. Смысл и предназначение истории. М., 1991.
- Cooley Ch. Н. Human Nature and and Social Order (1922). N.Y., 1964.
- Giddens A. The consequences of modernity. Stanford, 1990,186 P.
- Giddens A. Modernity and self-identity. Stanford, 1991,256 P.
- Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N.Y., 1959.
- Gurdjieff. Views from the Real World. London, 1976,
- Krishnamurti J. The impossible question. Harmondsworth, 1978,
- Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
- Tseelon E. Is the presented self sincere? Goffman, impression menagment and the postmodern self // Theory, culture and society. Cleveland, 1992, Vol.9, № 2, P.113−128.
- Held D. «Interest, knowledge and action» in Introduction to Critical Theory. Cambridge, 1980.
- Habermas J. Knowledge and Human Interests. London, 1971.
- Habermas J. The philosophical Discourse of Modernity. Cambridge, 1988.
- Shoemaker S. Self-Knowledge and Self-Identity. Ithaca, 1963.