Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение о развитии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Видным представителем градуализма был Лейбниц, разрабатывавший дифференциальное исчисление и учение о бесконечно малых. Лейбниц писал: «Ничто не происходит сразу, и одно из моих основных и достоверных положений — это то, что природа никогда не делает скачков… Значение этого закона в физике очень велико: в силу этого закона всякий переход от малого к большому и наоборот совершается через… Читать ещё >

Учение о развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие — это направленное движение в пространственно-временном континууме по узловой линии мер.

Развитие осуществляется через скачки — переходом от меры к мере. Развитие осуществляется в виде прогресса, регресса и круговорота. Прогресс — это восходящее развитие от низшего к высшему, движение по направлению к новому, не встречавшемуся в прошлом. Регресс (от лат. regressus — «обратное движение») — это нисходящее развитие от высшего к низшему, возвращение к старому, встречавшемуся в прошлом. Круговорот — это обратимое развитие, выражающееся в повторяемой смене мер.

В движении абсолютной обратимости не существует, вследствие чего развитие поступательно. Образно развитие изображается раскручивающейся спиралью. Прообразом спирали развития являются вихри, спиральные галактики, бутоны цветов, сосновая шишка, раковины моллюсков и т. п. Преимущества спиралевидной формы развития объясняются наибольшей устойчивостью при равном объеме.

В образе спирали присутствует круг, символизирующий круговорот, и центральная ось, символизирующая направление развития. Каждый виток спирали, надстраивающийся над предыдущим витком, выражает скачкообразность развития. Однако движение по спиральной линии непрерывно, т. е. развитие постепенное. Восходящее движение по спирали символизирует прогресс, нисходящее — регресс.

Направление развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого характеризует сформулированный Гегелем закон отрицания отрицания: каждая последующая ступень развития отрицает предшествующую ступень, но отрицанием самого этого отрицания на новой ступени и в новом качестве воспроизводит в изменившемся предмете некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее.

Таким образом, моменты разрушения и моменты преемственности сочетаются. Снятие — сохранение свойств старого в рамках вновь возникшего при обогащении новым качеством. Любое тело в своем нынешнем и развитом состоянии несет в себе черты своего прошлого (в том числе в виде атавизмов и рудиментов). Они модифицируются в рамках новой целостности, но при этом могут сохранять и определенную автономность в виде соответствующих подсистем, элементов и свойств новой системы.

В учении о развитии конкурирующими объяснениями выступают градуализм и сальтационизм.

Градуализм (лат. gradatio — «постепенное изменение») — принцип, согласно которому развитие происходит через равномерный, постепенные изменения. Например, в экономической политике градуализм как медленный переход через малозаметные изменения от одной экономической системы к другой противопоставляется «шоковой терапии».

Последователь Лейбница юрист и натурфилософ Шарль Бонне (1720— 1793) в «Созерцании природы» (1764) утверждал, что между простейшими и совершеннейшими проявлениями природы существуют постепенные переходы так, что все тела составляют всеобщую непрерывную цепь.

Видным представителем градуализма был Лейбниц, разрабатывавший дифференциальное исчисление и учение о бесконечно малых. Лейбниц писал: «Ничто не происходит сразу, и одно из моих основных и достоверных положений — это то, что природа никогда не делает скачков… Значение этого закона в физике очень велико: в силу этого закона всякий переход от малого к большому и наоборот совершается через промежуточные величины»[1].

Учение о развитии.

Лестница существ Шарля Бонне Британский философ Герберт Спенсер (1820—1903) рассматривал развитие как эволюцию — последовательность постепенных, малых изменений. Согласно эволюционизму Спенсера, эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения; переход материи от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности.

В эволюции Спенсер выделял закон движения по направлению наименьшего сопротивления, а также закон ритмичности — волнообразного, поступательно-возвратного характера эволюции.

Сальтационйзм (от лат. salto — «скачу», «прыгаю») — представление о развитии как прерывистом движении с этапами быстрых прогрессивных изменений, чередующихся с периодами медленных, незначительных изменений. Сальтационизм акцентирует факты отсутствия переходных форм между крупными этапами развития, а также факты, создающие впечатление внезапного исчезновения прежних форм и столь же внезапного появления новых форм.

С учетом разрывности мира, Анри Бергсон (1858—1941) предложил доктрину эмерджентизма (от англ, to emerge — «внезапно возникать»), указывающую на непредсказуемость высшего и его несводимость к низшему.

В философии в отношении развития формулируется еще ряд законов.

По закону ускорения прогресса каждая последующая стадия развития длится меньше, чем предыдущая. Так, палеозойская эра длилась 340 млн лет, мезозойская эра — 170 млн лет, кайнозойская эра — 60 млн лет. В человеческой истории стадия первобытности длилась несколько сотен тысяч лет, стадия традиционного общества — около десятка тысяч лет, а стадия индустриального общества — несколько сотен лет.

Закон неравномерности развития утверждает, что развитие отдельных групп тел протекает с разной скоростью. Поэтому сохраняются персистентные (от лат. persistentis — «упорствующий», «остающийся»), консервативные и реликтовые группы, практически не изменившиеся в ходе развития. Наряду с этим менее успешные, отстающие и периферийные формы могут стать началом скачка на альтернативных направлениях развития.

  • [1] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. Т. 1. С. 56.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой