Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому мы и говорим о важности образования для устойчивого развития, так как через него внедряются ценности, поведение и стиль жизни, необходимые для устойчивого развития мира. Образование и исследовательская деятельность являются предпосылками устойчивого развития. Именно благодаря образованию происходит наследование, накопление, воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и этических… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 09.00.11. — Социальная философия
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
  • Научный руководитель доктор философских наук профессор Кудряшова Е. В
  • Архангельск
  • Глава 1. Социально-философский анализ концепции устойчивого развития: от общего к частному
    • 1. 1. Концепция устойчивого развития общества: проблемы определения
    • 1. 2. Общество устойчивого и неустойчивого типа: общее и особенное
    • 1. 3. Генезис понятия «устойчивое развитие»
    • 1. 4. Основные характеристики устойчивого развития
    • 1. 5. Национальные стратегии устойчивого развития: опыт Швеции
  • Глава 2. Изменение общественного сознания через систему образования для устойчивого развития
    • 2. 1. Сущностные характеристики образования для устойчивого развития
    • 2. 2. Экологическое образование и образование для устойчивого развития: сравнительный анализ"
    • 2. 3. Генезис понятия «образование для устойчивого развития»
    • 2. 4. Образовательные институты: внедрение устойчивого развития
    • 2. 5. Сущность и содержание образования для устойчивого развития на примере Швеции

Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция устойчивого развития общества широко обсуждается во всем мире. Проблематика устойчивого развития прочно занимает центральное место в мировой экономике, экологистике и сопредельных сферах. Никакая другая научная идея ни в естественных, ни в социальных дисциплинах не имела ранее столь широкого общественного резонанса.1.

Мы приходим к выводу о том, что это одновременно и новый, и давно разрабатываемый аспект в жизни общества. К данному вопросу актуально обратиться именно в настоящий момент, потому что человечество XXI века столкнулось с рядом проблем окружающей среды, оказывающих влияние, как на жизнь современного общества, так и будущих поколений. Среди таких проблем можно назвать загрязнение атмосферы, воды, почвывыбросы вредных веществ, голод, бедность, болезни, безграмотность, неустойчивые образцы потребления, изменение климата, техногенное воздействий на окружающую среду и прочие. Поэтому устойчивое развитие воспринимается международным сообществом как выход на новый этап развития и провозглашается ориентиром и целью на XXI век.

Тема диссертационного исследования «Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике (на примере Швеции)» находится на стыке многих дисциплин, таких как социальная философия, социология, философия образования, педагогика, политология и других. Философия же образования является частью социальной философии. В нашей работе мы рассматриваем сущностные характеристики концепции устойчивого развития, как альтернативы развития общества в XXI веке, и ее роли в формировании и изменении общественного сознания.

Садовничий, В.А., Касимов, Н. С. Становление образования для устойчивого развития в России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2006. — № 4 (29). — С. 3−9. — URL: http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/development/material05.php. Дата обращения: 10.06.2009.

Поскольку устойчивое развитие — это комплексная естественнонаучная, социальная и экономическая задача, междисциплинарность в контексте образования для устойчивого развития понимается в самом широком смысле как взаимодействие социальных, экономических и естественнонаучных знаний. В последние десятилетия, по мнению А. Д. Урсул, «появились комплексные области исследований — социальная экология, социальная информатика, глобалистика, ноосферология и другие, в которых социально-гуманитарная и философская составляющие являются органической частью этих направлений научного поиска».1 Таким же образом обстоит дело и с концепцией устойчивого развития общества.

В своей работе мы достаточно много говорим о теории ноосферы, так как «теория становления ноосферы представляется наиболее адекватной теоретико-методологической системой, объединяющей в одно целое различные концептуальные подходы к связи постиндустриального общества и устойчивого развития. Среди лидирующих направлений научного поиска (в концептуально-методологическом плане) лидерство уже сейчас принадлежит теории становления ноосферы». Термин «устойчивое развитие» можно считать идентичным термину «коэволюция человека и биосферы», берущий свое начало в трудах В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского. Акцент здесь переноситься с человека на окружающую среду и одновременно с этим потребностям человека в данном окружении.

Достижение устойчивости будет зависеть от изменений в поведении и образе жизни людей, которые явятся следствием изменений в ценностях и будут определены культурными и моральными устоями, как основой поведения.

Урсул А. Д. Философия науки и концепция устойчивого развития. — URL: http://vww.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/800/01URSUL.htm. Дата обращения: 04.07.2009.

2Ващекин Н. П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы. Глава 3.

URL: http://www.nasledie.ru/global/17l/postobsh/article.php?art=3. Дата обращения: 20.08.2009.

Таким образом, здесь и возникает вопрос об общественном сознании и его изменении через образование для устойчивого развития.

Общественное сознание — это многогранный динамический процесс. В нем содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Общественное сознание — это достаточно консервативный элемент, но он подвержен развитию и изменениям через специальную систему образования для устойчивого развития.

JI. В. Мантатова говорит об устойчивом развитии как «о духовной эволюции. Требование устойчивого развития в общественном сознании, как правило, связывается с охраной природы. Мы развиваем новый подход к проблеме устойчивого развития, связанный с осмыслением духовных основ общества. Мы исходим из того, что в глубинных своих истоках устойчивое человеческое развитие совпадает с духовной эволюцией общества. Непрерывная изменчивость, продолжение прошлого в настоящем, действенность и необратимость — вот характеристики устойчивого развития, общие со свойствами длительности».1.

Образование во имя устойчивого будущего подразумевает обучение в течение всей жизни, что ведет к формированию населения с высоким уровнем гражданской позиции и информированности, обладающего навыками креативного подхода в решении проблем, научной и социальной грамотностью, и готовностью предпринимать ответственные индивидуальные и коллективные действия.2.

Мы обращаемся к анализу понятий «концепция устойчивого развития общества», «экологическое образование» и «образование для устойчивого развития». До сих пор исследователи и ученые спорят о возможности дать одно.

Мантатова Л. В. Духовный имеператив устойчивого развития // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 2003. № 2. — С. 90.

Образование, ориентированное на обеспечение устойчивого будущего. URL: http://www.unesco.kz/education/cdrom/ssdkz/topicl/orinetaciyaobrazovaniya.htm. Дата обращения: 26.08.2009 исчерпывающее определение, которое бы полностью отражало суть и содержание концепции, и, как следствие этого, единое определение понятия «образования для устойчивого развития».

Многообразие определений объясняется постоянным пополнением составляющих понятия «устойчивое развитие». Классическими являются экономическая, экологическая и социальная составляющие. Многие ученые расширяют этот перечень и включают такие аспекты, как социомедицинский и социогуманитарный, культурный, культурно-эстетический, этический, человеческий, религиозно-духовный, политико-институциональный, моральный, демократический, политический и прочие.

Человечество стремительно развивается в индустриальном плане. Важно найти такую парадигму сосуществования человечества и окружающей среды, которая поможет им существовать в гармонии, и следование которой поможет решить сложившиеся на данный момент проблемы окружающей среды и коэволюции окружающей среды и человека.

Моментальный переход к устойчивому развитию невозможен. Развитие всегда связывается с темпами роста, и необходимо понять, какой рост не несет вреда развитию, а способствует устойчивому развитию и росту. Именно поэтому разработка различных моделей перехода и построение общества устойчивого типа является одним из вопросов, которому ученые уделяют большое внимание.

Образование и исследовательская деятельность являются предпосылками устойчивого развития. Современному миру нужен гражданин нового типа, человек с новыми знаниями о мире и окружающей среде. Образование для устойчивого развития является ключевым на всех уровнях образования, так как через образование внедряются ценности, поведение и стиль жизни, необходимые для устойчивого развития мира, и устойчивое развитие связано с непрерывным обучением в течение всей жизни. Такие вопросы как построение демократии, соблюдение прав человека, забота о здоровье и другие являются частью устойчивого развития.

Образование для устойчивого развития вносит свой вклад в демократию и мир. Образование является основным правом человека и является ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности, социально-экономическому росту и построению нации.

Для успехов в построении устойчивого мира с точки зрения области образования необходимо улучшить базовое образованиепереориентировать образование на достижение устойчивого развитияповысить осознание общественностью состояния окружающей среды, обеспечить понимание вопросов устойчивого развитияповысить подготовку населения в области устойчивого управления территориями и ресурсами.

Образование для устойчивого развития отражает стремление к образованию высокого качества и характеризуется межпредметностью и научностью, формированием критического мышления обучающихся, активным участие обучающихся в процессе обучения, проблемным обучением, включением аспектов устойчивого развития в изучение конкретного предмета и другими чертами.

Устойчивое развитие объявлено ориентиром деятельности на 21 век. Годы 2005;2014 объявлены ООН Декадой образования для устойчивого развития, основная задача которой содействовать созданию мира, в котором каждый имеет возможность внести свой вклад посредством образования и научения оценкам, поведению, стилю жизни, требуемых для устойчивого будущего и позитивной социальной трансформации. Образование, ведущее, в первую очередь, к приобретению знаний и навыков, способствует также формированию взглядов, позиций, ценностей, воспитания человека и гражданина.

Поэтому вопросы экологически безопасного развития цивилизации вышли на передний план научного поиска, общественного сознания в целом.

Человечество находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно регулировать экологические изменения на основе консолидации усилий различных стран, всесторонних исследований создавшейся ситуации, принятия должных практических мер. Приходит понимание, что лишь сознание, соразвитие, сотворчество, иными словамикоэволюция с биосферой, позволят человечеству разумно вписаться в биосферные циклы, возвыситься до понимания универсальных законов, правящих миром.1.

Таким образом, образование непосредственно влияет на достижение долгосрочных целей, выбор сценария развития общества. Переориентация образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережного отношения к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности, а также целого ряда других задач, должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития.

Мы уделяем внимание опыту стран Северной Европы, в частности, Швеции. Общим же для стран Северной Европы является то, что особое внимание уделяются образованию детей и юношества, на первый план выдвигаются мероприятия, направленные на изменение общественного сознания через образования для устойчивого развития.

Степень научной разработанности темы.

Обращаясь к вопросу о степени научной разработанности «концепции устойчивого развития общества», мы отмечаем важность вопроса для современного мира. Инициатива в обращении к данному вопросу, несомненно, принадлежит В. И. Вернадскому и К. Э. Циолковскому, которые в свое время.

Экологический императив в культуре информационного общества. — URL: http://planetadisser.com/see/dis180921.html. Дата обращения: 04.07.2009 начали говорить о связи «человек — природа», отмечая, необходимость их рассмотрения как единого целого, введя понятие «ноосфера» в качестве нового измерения. Эти два столпа отечественной науки не использовали термин «устойчивое развитие», но их идеи нашли свое продолжение и воплощение в концепции устойчивого развития общества через много лет.

Мы обращаемся к опыту и исследованиям таких современных отечественных ученых, как В. К. Левашов, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул, А. Л. Романович, В. М. Платонов, Ю. С. Юсфин, Б. М. Маклярский, В. И. ДаниловДанильян, А. М. Тарко и многих других. Мы подробно рассматриваем исследования и точку зрения современных зарубежных специалистов, по большей части из Швеции, о концепции устойчивого развития общества и разных ее аспектах, чей опыт и авторитет признан во всем мире, хотя в Российской федерации их труды малоизвестны. Это такие ученые и исследователи, как Гюннар Сюндквист (Gunnar Sundqvist), Элизабет Корелл (Elisabeth Corell), Дженифер А. Элиот (Jennifer A. Elliot), Беате Литтинг (Beate bitting), Эрик Гриблер (Erich GrieBler), Улоф Вернерюд (Olof Warneryd), Джейкоб Мари Л. (Jacob Merie L.), Ян Моффатт (Ian Moffatt), Давид Кронлид (David Kronlid), Ян Ульссон (Jan Olsson), Ричард Т. Райт (Richard Т. Wright), Эва Грюнделиус (Eva Grundelius), Эндрю К. Дрэган (Andrew К. Dragun), Уно Сведин (Uno Svedin), Джеймс Коннелли (James Connelly), Грэхэм Смит (Graham Smith) и многие другие. Мы приводим их основные значимые работы при рассмотрении различных вопросов концепции устойчивого развития общества. Мы считаем, что мнение этих исследователей очень важно. Приводимые нами сведения не публиковались в Российской федерации, и потому представляют интерес для исследователей данного вопроса.

Необходимо отметить, что недостаточно освещенными моментами исследований как отечественных, так и зарубежных ученых является неоднозначность в определении понятия «устойчивое развитие» и как следствие этого, неоднозначность понятия «образование для устойчивого развития». Мы приводим анализ широко употребляемых в литературе и практике определений и анализ самой концепции, истории ее возникновения и развития, а также пути ее использования в современном обществе.

Объект исследования — концепция устойчивого развития общества.

Предметом исследования является образование для устойчивого развития и формирование на этой основе стратегий образования для устойчивого развития, способствующих формированию общественного сознания через систему образования на основе концепции устойчивого развития в Североевропейских странах на примере Швеции.

Цель исследования заключается в рассмотрении концепции устойчивого развития общества и изменения общественного сознания через образование для устойчивого развития.

Задачи исследования.

В соответствии с указанной целью диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

1. Показать генезис понятия «устойчивое развитие» и проблему его определения, выделить основные характеристики устойчивого развития, критерии обществ устойчивого и неустойчивого типа.

2. Проанализировать опыт Швеции, как ведущей страны в реализации концепции устойчивого развития и образования для устойчивого развития, на основе национальной стратегии устойчивого развития страны.

3. Рассмотреть, как изменяется общественное сознание через систему образования для устойчивого развития посредством выделения сущностных характеристик образования для устойчивого развития, генезиса понятия «образование для устойчивого развития» и его отличий от понятия «экологическое образование».

4. Рассмотреть опыт образовательных институтов, занимающихся внедрением устойчивого развития, и подробно проанализировать сущность и содержание образования для устойчивого развития на примере Швеции.

Методы исследования.

Методологической основой исследования является совокупность принципов системности, диалектического подхода, сочетания общего, особенного и единичного, исторический и сравнительный методы анализа, структурно-функциональный метод. Анализ, обобщение, систематизация применялись при исследовании литературы, авторских статей и монографий, выступлений на практических конференциях по вопросам о концепции устойчивого развития общества и образования для устойчивого развития, документов национального и международного уровня, а также электронных источников.

По своему содержанию работа носит междисциплинарный характер. Поэтому междисциплинарный системный подход необходим в нашем исследовании, так как необходим комплексный охват действия всех многообразных сил, складывающихся взаимозависимостей и аспектов взаимодействия человека и окружающей среды. Мы используем и интегрируем положения философии, социальной философии, философии образования, педагогики, политологии, социологии и других дисциплин. Философско-исторический анализ, позволяет проследить динамику развития концепта «устойчивое развитие».

Научная новизна исследования.

Научная новизна определяется целью и задачами и может быть сформулирована следующим образом:

— осуществлена попытка реконструкции цельной логической и хронологической картины возникновения и генезиса понятий «устойчивое развитие» и «образование для устойчивого развития».

— приведен подробный анализ сущностных характеристик устойчивого развития и образования для устойчивого развития.

— предпринята попытка представить воедино различные модели построения общества устойчивого типа с учетом трех классических составляющих концепции устойчивого развития — экологической, экономической и социальной, отношений между ними, как модели общества будущего.

— показана взаимосвязь компетентности и образованности населения в вопросе окружающей среды и концепции устойчивого развития общества, его активное участие в принятии решений и внедрении концепции на практике через экологизацию и изменение общественного сознания в построении общества устойчивого типа через различные стратегии образования для устойчивого развития и изменение в его рамках общественного.

— дана характеристика обществ устойчивого и неустойчивого типа, проанализированы преимущества и недостатки каждого из них.

— проведен анализ «Национальной стратегии устойчивого развития Швеции» с точки зрения значимых моментов при переходе страны к устойчивому развитию в соответствии с рекомендациями ООН и ЮНЕСКО.

В научные оборот введены источники по теме, непереводимые раннее на русский язык.

Теоретическая значимость и прикладная ценность результатов исследования.

Теоретическая значимость и прикладная ценность результатов работы состоит в том, что проанализированные материалы являются редкими источниками в Российской федерации и знакомят, таким образом, с новыми взглядами на концепцию устойчивого развития общества и образования для устойчивого развития, а также изменение общественного сознания путем образования для устойчивого развития. Эти материалы дают начало дальнейшим, более глубоким исследованиям вопросов концепции устойчивого развития общества.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в для учебно-методической работы, в качестве материала для чтения лекций по курсу социальной философии, философии образования, педагогике и смежным дисциплинам, для разработки спецкурсов, в частности, по социальной философии. Результаты исследования создают основу для более глубокого понимания основных особенностей и тенденций в динамике становления, развития и трансформации концепции «устойчивое развитие общества», понятие «устойчивое развитие» и «образования для устойчивого развития» Содержание диссертации дает возможность выявить новые аспекты концепции устойчивого развития общества.

Апробация работы.

Апробация работы проведена в форме выступлений на конференциях российского (Ломоносовские чтения 2006 г.) и международного уровня (слушатель семинара «Living in an Uncertain World», Королевская Академия Наук Швеции, докладчик Dr. J. Marty Anderies, Институт проблем устойчивости, Аризона, США, октябрь 2006 годасерия семинаров и дебатов, посвященных вопросам устойчивого развития, организация Varldens Eko, университет г. Стокгольма. Выступление с докладом на тему «The Youth of the.

21st Century and Sustainable Future" в рамках шведско-российской конференции «Key competence in the education of the specialists of the 21st century», 2006 г., Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск), написания научных публикаций по проблемным вопросам устойчивого развития и образования для устойчивого развития, обсуждения особенностей направлений и программ работы по образованию для устойчивого развития на встрече рабочей группы по данному вопросу в г. Упсала, Швеция в октябре 2006 года.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова. По теме диссертации опубликовано 6 работ.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существует проблема определения понятий «устойчивое развитие» и «образование для устойчивого развития». Эти понятия проходят в своем развитии ряд стадий, в ходе которых происходит их расширение за счет новых составляющих.

2. Переход к устойчивому развитию рассматривается нами как выход из создавшейся критической ситуации во взаимоотношениях человека, общества и природы. Главное содержание будущей эпохи обусловлено становлением социально-экономических основ цивилизации устойчивого типа и формированием новой личности. Это исходная точка для преодоления цивилизационного кризиса. Сориентированное на устойчивое развитие образование является координальным фактором преобразований в обществе, способствующим через экологизацию сознания формированию нового типа гражданина.

3. Теоретическое естествознание, философию марксизма и теорию ноосферы можно считать предшественниками концепции устойчивого развития общества. В концепции органически сочетаются мировоззренческий и философский характер.

4. Модели трех и более составляющих (с включением культурного, культурно-эстетического, этического, социомедицинского, человеческого, религиозно-духовного, морального, демократического, политико-институционального, социогуманитарного и других аспектов) понятия «устойчивое развитие» наилучшим образом отражают концепцию устойчивого развития в ее многоаспектности, целью которых является одновременное обеспечение экономической эффективности и безопасности, социальной справедливости и безопасности, экологической безопасности и коэволюционного развития, что наглядно демонстрирует «Национальная стратегия по устойчивому развитию Швеции».

5. Соединение воедино научного и междисциплинарного подходов, рост научного знания как формы отражения общественного сознания, а также непрерывное обучение в течение всех жизни обеспечит эффективность образования для устойчивого развития. Функции опережающего образовательного процесса приводят к ноосферным трансформациям традиционных функций образования, выводя его на новый качественный уровень. Мы говорим о формировании единого государственного и глобального информационно-образовательного пространства.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 136 источников на английском, русском и шведском языках. Каждая глава состоит из пяти параграфов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании мы показали актуальность изучаемого вопроса, связанной с разработкой моделей перехода к обществу нового типа, в котором человек и окружающая природа будут мирно сосуществовать друг с другом, и у человечества появится шанс на желаемое развитие нынешнего поколения без причинения вреда окружающему миру во всех его аспектах и последующих поколений. Такая концепция на сегодняшний момент существует и называется «концепция устойчивого развития общества». Она же предусматривает образование для устойчивого развития, чтобы с детства воспитывать гражданина нового общества, который будет иметь необходимые знания о деятельности человека и его существовании в окружающей среде, свое влияние на окружающую среду и который будет четко видеть связующие звенья этого совместного существования.

Мы пришли к выводу, что вопросы концепции устойчивого развития общества широко освещаются в научной литературе, диссертационных исследованиях, нормативных документах на местном и национальном уровнях, документах органов власти, принимающих решения на международном уровне по построению общества устойчивого типа и прочих источниках. Мы в своей работе обратились к мало известным исследованиям и публикациям зарубежных ученых и исследователей, в большинстве своем, из Швеции и скандинавских стран, так как считаем их опыт и знания достойными внимания и рассмотрения для исследователей и широкой аудитории.

Мы проанализировали самые встречаемые в литературе и обиходе определения понятия «устойчивое развитие» и «образование для устойчивого развития» и пришли к выводу, что самое распространенное определение устойчивого развития — это определение, данное комиссией Брунтланд в 1987 году в отчете «Наше общее будущее». Оно звучит следующим образом: «устойчивое развитие — это прогресс, который удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».1.

Все другие, рассматриваемые нами определения, объединяет то, что они затрагивают вопросы защиты экологических систем и биологического многообразие, изменение экономической системы таким образом, чтобы она отражала нужды людей и естественные потребности, необходимость найти баланс между экономическими, экологическими и социальными нуждами и включение качества жизни в качестве важного аспекта концепции, междисциплинарность и прочее. Все это находит отражение в составляющих компонента устойчивого развития как феномена. Несомненно, и это подтверждается многими исследователями, классическими составляющими устойчивого развития являются экологическая, экономическая и социальная. На сегодняшний момент мы видим включение таких составляющих как социомедицинская и социогуманитарная, культурная, культурно-эстетическая, этическая, человеческая, религиозно-духовная, политико-институциональная, моральная, демократическая, политическая и прочих. Как мы отметили выше, необходимо найти баланс между экономическими, экологическими и социальными нуждами. Говоря о социальной составляющей, мы, в принципе, можем сказать, что все новые аспекты устойчивого развития тем или иным образом относятся к социальной сфере общества, и могут быть включены в социальную составляющую. То есть устойчивое развитие имеет три достаточно обширные составляющие — экологическую, экономическую и социальную.

Ключом к устойчивому развитию является экономический рост и экономическая жизнь играет центральную роль в устойчивом развитии. Темпы развития общества задаются экономической составляющей, но, чтобы рост и развитие было устойчивым, необходимо создать новую парадигму взаимоотношения человека и окружающей среды, чтобы развитие и рост в.

VSr gemensamma framtid. Rapport Mn varldskommissionen fbr miljo och utveckling under ordfbrandeskap av statsminister Gro Harlem Brundtland. — Red. Bertil Hagcrhiill. — Stockholm: PRISMAYTIDEN, 1988. — S. 54 желаемых темпах не нанесли непоправимого вреда окружающей среде, самому человечеству в лице нынешнего и последующих поколений. Об этом следует задумываться уже сейчас и предпринимать соответствующие программы и меры.

Таким образом, мы должны думать об одновременном обеспечении экономической эффективности и экономической безопасности, социальной справедливости и социальной безопасности, экологической безопасности и коэволюционного развития.

По исследованиям Беате Литтинг и Эрик Гриблер (Beate bitting and Erich GrieBler) «отношения и связи между социальной, экономической и экологической устойчивостью достаточно неясные во многих случаях. Этим трем измерениям зачастую дается различный приоритет, и они помещены рядом друг с другом, а не интегрированы в одно целое».1 Социальный аспект стратегии устойчивого развития, согласно Ю. С. Юсфину, «должен основываться на принципах единства и взаимосвязи социальной сферы, экономики и окружающей среды».2 По замечанию же Шведского национального комитета по «Повестке дня XXI века» (Nationalkommitten for Agenda XXI) «эти три измерения устойчивого развития могут в короткой перспективе функционировать вместе или в некоторых случаях конфликтовать друг с другом, в зависимости от того, какие решения найдены. В долгой перспективе они являются предпосылками друг друга. Таким образом, политика в области устойчивого развития должна стимулировать решения и мероприятия, благоприятствующие нескольким аспектам устойчивого развития одновременно».3.

На настоящий момент нет единого понимания того, что такое «концепция устойчивого развития общества», что ведет к тому, что также нет единого bitting, Beate, GrieBler Erich Social sustainability: a catchword between political pragmatism and social theory / International Journal of Sustainable Development, 2005. Volume 8, Nos. 1/ 2. — P. 69.

2Юсфин Ю. С. Наше общее будущее: две системы взглядов //OHC. — 2000. № 2. — С. 135.

3 Agenda 21 i Sverige. Fem Sr efter Rio-resultat och framtidSlutbetankande frSn Nationalkommitten fdr Agenda 21. -Stockholm: Miljodepertamentet, SOU 1997:105. — S. 15 определения понятия «образование для устойчивого развития» и его содержания, что вызывает трудности, когда мы пытаемся определить, чему мы должны научить людей — детей, взрослых, какими компетенциями они должны обладать для того, чтобы они могли быть активными членами общества и строить общество устойчивого типа для себя и будущих поколений.

Мы хорошо представляем себе, каким должно быть общество устойчивого типа. Характеристики такого общества разработаны и известны. Донелла Медоуз (Donella Medadows) приводит их в своей книге: «это общество, которое устоит через поколения, дальновидное, гибкое, мудрое, чтобы не разрушать ни свои физические, ни свои социальные системы поддержки. Это общество, обладающее информационными, социальными и индустриальными механизмами поддержки контроля позитивных ответных реакций, являющихся причиной быстрого роста населения и капитала. В устойчивом обществе комбинация населения, капитала и технологий представлена так, чтобы материальный стандарт жизни был адекватен и безопасен для каждого и справедливо разделен. Это общество с устойчивыми экологическими отпечатками, заинтересовано в качественном развитии, а не физической экспансии, использующее материальный рост в качестве обдуманного инструмента, а не как постоянный стимул. Прежде чем принять решение о каком-либо специфическом предложении роста, устойчивое общество поставит перед собой вопрос, что есть рост, кто будет за него платить, сколько это будет стоить, как долго он будет продолжаться, и будет ли рост согласован с ресурсными потерями Земли. Устойчивое государство не будет обществом подавленности и стагнации, безработицы и банкротства, которое испытывает имеющаяся экономическая система, не будет оно также и недемократичным».1.

Таким образом, мы можем сказать, что общество устойчивого типа — это модель общества будущего, в котором гармонично сосуществуют человек и.

Meadows, Donella, Randers Jorgen, Meadows Denius Limits to Growth the 30-year update. — London: Earthscan, London sterling, Va 2005. — P. 254 — 261 окружающая среда. Для построения такого общества необходимо провести большие изменения, как в самом обществе, так и в регулирующих деятельность общества документах. Концепции устойчивого развития, несомненно, необходимо придерживаться и пересматривать взгляды общества на его общества и образцы потребления. Следить за тем, как функционирует эта концепция, нам помогают разработанные измерения устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития общества имеет длинную историю. Свое начало она берет в работах В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского в учении о ноосфере в 20−30 -е годы XX века. В. И. Вернадский по существу вводит в анализ связей системы «человек — природа» новое критериальное измерение «человечество как единое целое», а человечество с конкретной системой насущных материально практических потребностей и интересов выживания настоящего и будущих поколений. Таким образом, мы говорим о том, что учение о ноосфере и концепция устойчивого развития взаимосвязаны.

Обращение к теме окружающей среды происходит в 70-е годы XX века и толчком к этому служат накопившиеся проблемы, которые касаются не только какой-то отдельной страны, а являются общими для стран всего мира. Человечество начинает осознавать причиняемый окружающей среде вред и предпринимает попытки сделать анализ состояния окружающей среды и перспектив своего развития и роста. Весомая роль на том этапе принадлежала отчету «Наше общее будущее», сделанному комиссией Брунтланд (1987 год). После такого детального анализа состояния окружающей среды и перспектив развития вопрос концепции устойчивого развития общества становится актуальным, и набирает свою актуальность с каждым годом по мере возникновения все новых проблем и отчетов по решению проблем существующих. Ведущая роль в разработке вопросов устойчивого развития, несомненно, признается за Швецией. Она явилась инициатором проведения «Первой конференции ООН по окружающей среде и развитию» в 1972 году в г. Стокгольм.

Если прослеживать появление самого термина «устойчивое развитие общества» (с англ. sustainable development), то можно отметить, что в западной литературе термин появился в 60-е годы XX века, но широкое применение получил в конце 1980;х годов после опубликования доклада комиссии Брунтланд «Наше общее будущее». Первоначально акцент делался на окружающей среде человека и внимание к потребностям человека. В 1992 году была проведена необходимая связь между вопросами окружающей среды и возможностью сохранить развитие. В 2002 году говорили уже об устойчивом развитии.

Необходимо также отметить, что отчет Брунтланд «Наше общее будущее» был подвергнут критике как неясный и открытый к различным интерпретациям, многие из которых совершенно противоположны. Причина непонимания кроится в том, что термины «устойчивое развитие», «устойчивый рост» и «устойчивое потребление» использовались как синонимы, но они являются разными понятиями.

Несомненен тот факт, что любое развитие должно быть устойчивым и нам необходимо к этому стремиться для охранения окружающей среды и потенциалов роста и развития нынешнего и будущих поколений. В этом вопросе важно участие как развитых, так и развивающихся стран.

Учеными разработаны различные модели соотнесения составляющих устойчивого развития и сценарии перехода к устойчивому развитию. Нами упомянуты сценарии Б. М. Миркина и Л. Г. Наумовой: сциентистский, консервационный и центристский.

Сциентизм выражает такие взгляды как гегемонический статус человека, снимающий ограничения с его экспериментов над природой, возможность быстрого переустройства общества и необходимость коренного улучшения природы в глобальном масштабе.

Консервационизм уходит своими корнями в алармизм (от англ. alarmтревога, страх) и находится на полюсе, противоположном сциентизму.

Алармисты считали, что экологический кризис с трагическими последствиями для человечества (вплоть до полного вымирания) неизбежен. Таких взглядов в современной российской социальной экологии придерживаются большинство российских экологов и социологов, например, Т. А. Акимова, В.И. Бестужев-Лада, В. Г. Горшков, В.И. Данилов-Данильян, А. В. Яблоков, К. Я. Кондратьев, К. С. Лосев, В. А. Лось, А. Д. Урсул, В. В. Хаскин и другие.

Центральной идеей сценария консервационистов является необходимость депопуляции, т. е. сокращения населения планеты до 0,5−1,5 миллиардов человек. После решения этой задачи человечество сможет уменьшить потребление биологической продукции биосферы в 10 раз.

Центристский сценарий построения устойчивого развития основывается на принципе экологического развития и сочетает элементы двух первых сценариев. Появлению этого сценария способствовал позитивный опыт Японии и ФРГ, где смогли доказать, что развитие промышленности и сельского хозяйства — не альтернатива сохранению условий среды. Этим странам удалось достичь выдающихся успехов в контроле уровня загрязнения и внедрении ресурсои энергосберегающих технологий. Все эти экономические по своей природе меры должны сочетаться с экологическим образованием и воспитанием, формированием у каждого жителя планеты экологического мировоззрения и социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды.

С 1990 годов, по мнению ученых, человечество вступило в новую «энвайронментальную эру», эру, которая сменила эру экономического роста.

Мы можем сделать вывод о том, что самым верным путем / сценарием построения общества устойчивого типа является центристский сценарий, где умело сочетается забота об окружающей среде и воспитание нового типа гражданина, обладающего новым типом мировоззрения, что касается развития общества и сохранения окружающей среды.

А.Д. Урсул и A.JI. Романович определяют устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.

Давид Кронлид: «Развитие только тогда является устойчивым, когда его социальные, экономические и экологические процессы не угрожают друг другу».1.

Устойчивое развитие, как записано в «Повестке дня XXI век» (Agenda XXI), — это взгляд на балансирование экологического вместе с экономическим и социальным развитием".2.

Джейкоб Мари JI. (Jacob Merie L.) делает вывод, что «концепция устойчивого развития — одна из множества возможных перспектив по проблеме окружающей среды и развития. Он отличается от других перспектив по окружающей среде фокусированием на проблемах окружающей среды как части проблемы развития, и ее фокус на определении кризиса окружающей среды как решающей в границах пределов доминирующей техноэкономической парадигмы. Устойчивое развитие не является монолитной перспективой».3.

Важным толчком к работе по устойчивому развитию во многих странах стала Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на которой была принята «Повестки дня XXI века» (Agenda XXI), которая послужила основой для разработок национальных стратегий или программ устойчивого развития в каждой стране.

Обращаясь к опыту Швеции, мы можем сказать следующее: правительство строит национальную стратегию, основанную на трех ключевых моментах: 1. Устойчивое развитие в Швеции может быть достигнуто только на.

Kronlid, David MiljOetik i praktiken. Atta fall ur svensk miljO-och utvecklingshistoria. — Lund: Studentlitteratur, 2005. -S. 23.

2Forsberg, Bjom Lokal Agenda 21 for ЬйНЬаг utveckling En studie av miljofrfigan i tillviixtsamhiille. — UrneS: Univ., 2002. — S. 2.

3Merie L, Jacob Sustainable Development: a Reconstructive Critique of the United Nations Debate. — Akademisk avhandling. — Goteborgs Universitet, Department of Theoiy and Science and Research. — GOteborg, 1996. — P. 16 взаимодействии глобального и регионального сотрудничества- 2. Политика устойчивого развития и средства его достижения должны быть интегрированы во все существующие системы- 3. Дальнейшее развитие на национальном уровне должно гарантировать долговременную защиту использования ресурсов, находящихся в критическом состоянии, и которые в свою очередь составляют базу для устойчивого развития. Сюда включаются природные ресурсы, здоровье людей, инфраструктура и состояние окружающей среды на настоящий момент.

Основополагающими пунктами «Национальной стратегии устойчивого развития Швеции» являются: охват социального, культурного, экономического и экологического развитияохват важных политических сфер и опора на действующую политику Швециисовместная деятельность и учет важных международных стратегийповышение уровня осознанности этой проблемы в обществеинициация обширной дискуссии и в-шестых, стратегия должна быть «живым» документом, внимание к которому проявляется регулярно и выполнение которого проверяется постоянно. Возможности соединить социальное благополучие и экономическое развитие с сохранением окружающей среды являются центральной целью, ядром шведской политики в области устойчивого развития. Мы считаем, что эта задача должна быть заимствована и другими странами в работе по построению общества устойчивого типа.

Для того, чтобы построить обществ устойчивого типа, нужно в первую очередь работать с людьми, обучать их устойчивому развитию, чтобы они понимали, что есть устойчивое развитие, почему именно от них зависит, насколько эффективна будет осуществляться переход к устойчивому развитию на разных уровнях и в разных сферах деятельности общества, почему их активное участие является неотъемлемым успехом построения общества устойчивого типа.

Образование является ключевым вопросом в работе по окружающей среде для понимания значения устойчивого развития в будущем. Человечество не сможет решить проблемы окружающей среды в мире, не осуществляя образовательных программ по вопросам окружающей среды.

Поэтому мы и говорим о важности образования для устойчивого развития, так как через него внедряются ценности, поведение и стиль жизни, необходимые для устойчивого развития мира. Образование и исследовательская деятельность являются предпосылками устойчивого развития. Именно благодаря образованию происходит наследование, накопление, воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и этических норм. Для того, чтобы образование для устойчивого развития было более эффективным, необходимо соединение воедино научного и междисциплинарного подходов и осуществления непрерывного обучения, то есть обучения в течение всей жизни. Необходимо осознавать, что устойчивое развитие должно рассматриваться как непрерывный процесс, длиною в жизнь, и должно относиться к людям всех этнических групп, возрастов и обоих полов. Оно должно включать все уровни образования, а также негосударственные организации, семьи и СМИ.

Образование для общества имеет преимущества, выражающиеся в росте предпосылок для экономического роста и развития общей базовой системы оценок, которые в свою очередь поддерживают систему хорошей социальной сплоченности. Мы должны стремиться соединить в образовании демократическое, социальное и экологическое измерение устойчивого развития и не забывать, что само образование является одним из аспектов устойчивого развития.

Все виды формы образования, направленные на изучение окружающей среды и вопросов развития, должны указывать на конструктивные пути решения и давать уверенность в том, что всем важно быть вместе и изменить общество в направлении устойчивого развития. «Образование — это инвестиции в будущее, как в развитие отдельного индивида, так и в развитие общества"1, как отмечается в документах правительства Швеции.

Понятия «экологическое» и «образование» были использованы вместе в первый раз еще в 1948 году на встрече Международного союза по сохранению природы и природных ресурсов в Париже (IUCN). С конца 1960;х годов экологическое образование стало активно обсуждаться и продвигаться на мировой арене. В 1970 году в США в Неваде была проведена встреча, организованная ЮНЕСКО, посвященная экологическому образованию в школьной программе. Тогда было дано определение экологическому образованию, признанное в дальнейшем повсеместно. Оно звучит следующим образом: «Экологическое образование — это процесс осознания ценностей и прояснения концепций с целью развития навыков и отношений, необходимых для понимания и уважения взаимоотношений между человеком, его культурой и его биологическим окружением».2.

Образование об окружающей среде стало развиваться и стало важным в 1970;годах. В дальнейшем содержание, которое рассматривалось при изучении вопросов окружающей среды, было расширено и стало включать социальные, культурные, экономические и политические вопросы.

Таким образом, на конференции в Рио-де-Жанейро (1992) начали говорить об образовании для устойчивого развития. В течение 1990;х годов понятие образование об окружающей среде было постепенно расширено и заменено на термин «образование для устойчивого развития», «образование для устойчивого будущего» или «образование для устойчивости"3. В течение последних десятилетий проходят бурные обсуждения о ясности понятий «устойчивое», «развитие» и «образование о /для устойчивого развития».

H&llbara Sverige — uppfoljning av Stgarder for en ekologiskt hillbar utveckling. Regeringens skrivelse 1999 2000:13. — Stockholm: Regeringskansliet, 1999. — S. 27.

Environmental Education for the 21st Century International and Interdisciplinary Perspectives. — Edited by Patricia J. Thompson. — New York: The City University of New York, Peter Lang, 1997. — P. 3−4.

3Нй11Ьаг utveckling i skolan. Miljoundervisning och utbildning for hdllbar utveckling i svensk skola. — Sundbyberg: Skolverket, Tryck S-M Ewert AB, 2002. — S. 10.

Главные цели обучения для устойчивого развития могут быть сформулированы следующим образом: 1. Обучающимся предоставляется возможность ориентироваться в различных точках зрения. 2. Предоставляется возможность получения знаний и этических характеристик для критической оценки различных альтернатив. 3. Обучающиеся развивают возможность действовать, выходя за пределы представленных и сформированных точек зрения. 4. Обучающиеся имеют возможность принимать участие в деятельности, которая показывает, как важно быть задействованным в вопросах, относящихся к устойчивому развитию".1.

В настоящее время общество переходит от преподавания об окружающей среде к преподаванию об устойчивом развитии. В преподавании об окружающей среде это означало, что изменилось основное внимание к предмету изучения. В настоящее время сюда помимо экологии стали включать экономику, политику, активное участие людей, а также вопросы об организации группы и общества, существующих конфликтах в обществах и их роли в отрицательном воздействии на природу.

В «Повестке дня XXI век» (Agenda XXI), в главе 36, посвященной образованию, записано: «образование является важным моментом для продвижения устойчивого развития и улучшения возможности людей решать проблемы окружающей среды и развития. Как неформальное, так и формальное образование необходимы для изменения отношения людей и их возможности решать проблемы, имеющие отношение к устойчивому развитию. Для того, чтобы быть более эффективным необходимо, чтобы образование об окружающей среде и развитии включало динамику как в физическом/биологическом, так и в социальном и экономическом окружении, так и развитии человека и должно включаться в определенные дисциплины и отрасли науки.

Sandell, Klas, Ohman Johan, Ostman Leif Education for Sustainable Development. Nature, School and Democracy. -Stockholm: The Authors and Studentlitteratur, 2005. — P. 197.

В содержание преподавания включаются отношения между локальными и глобальными проблемами, а также между прошлым, настоящим и будущим. Внимание уделяется устойчивому развитию и смежным темам — экономике, обществу и экологии. Обучение для устойчивого развития расширяет экологическое обучение, так как оно включает экологическое, экономическое и социальное развитие и, таким образом, создает баланс между устойчивым развитием человечества и защитой окружающей среды.

Для эффективного образования устойчивому развитию необходимо интегрировать три следующих компонента: 1. знания о проблемах окружающей среды и устойчивого развития- 2. теоретические знания о преподавании и учении- 3. практические знания и навыки преподавания (опыт преподавателя)".1.

Основными компонентами образования для устойчивого развития, по определению ЮНЕСКО, являются следующие: образование, подготовка и переподготовка кадров, выработка навыков, определение системы ценностей, информирование и просвещение населения в понимании устойчивости, улучшение качества жизни, снижение рисков.

Обратимся к «Повестке дня XXI век» (Агенда XXI), глава 36, которая посвящена образованию. Здесь записано, что «включение окружающей среды и развития в качестве центрального вопроса в рамках учебной деятельности на всех уровнях. Эта деятельность должна осуществляться в сотрудничестве со всеми секторами общества. В этих стратегиях должны быть изложены политика и мероприятия, определены потребности, расходы, средства и графики их осуществления, оценки и обзора. Необходимо провести тщательный анализ учебных программ в целях обеспечения многодисциплинарного подхода с учетом вопросов окружающей среды и развития, их социально-культурных и демографических аспектов и связей. Должное внимание необходимо уделить.

Sandell, Klas, Ohman Johan, Ostman Leif Education for Sustainable Development. Nature, School and Democracy. -Stockholm: The Authors and Studentlitteratur, 2005. — P. 223 определенным на уровне общин потребностям и различным системам получения знаний, включая научный, культурный и социальный аспекты".1.

Образование для устойчивого развития должно основываться на интегрировании экономического, экологического, социального развития и включать большую часть вопросов, таких как демократия, равенство полов и права человека.

Джон Хакли (John Huckle) пишет: «Образование для устойчивого развития имеет более четкое и критичное направление, чем просто экологическое образование. Образование для устойчивого развития, также как развитие демократии и мира, является сложным демократическим процессом, как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Сесилия Карлстрём (Cecilia Karlstrom) рассматривает цели экологического образования и образования для устойчивого развития. Она пишет: «Цель экологического образования — создать гражданина, который обладаем знаниями о биофизическом окружении и его проблемах, осознает то, как люди решают эти проблемы и имеет мотивацию к их решению».2.

Целью образования для устойчивого развития является создание условий для становления поколения, способного реализовать концепцию устойчивого развития на основе: улучшения базового образованияпереориентации образования на достижение устойчивого развитияповышение осознания общественности состоянием окружающей среды, обеспечения понимания вопросов устойчивого развитияповышения подготовки населения в области устойчивого управления территориями и ресурсами.

Образование для устойчивого развития отражает стремление к образованию высокого качества, проявляя следующие характеристики: межпредметность и научность: обучение устойчивому развитию включено во всю учебную программу, а не является отдельным предметомуправляется.

Повестка дня XXI век, статья 36.5. — С. 521. — URL: http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/. Дата обращения: 10.10.2006.

2Ostman, Leif (red) Nationell och internationell miljOdidaktisk forskning: En forskningsOversikt. — Uppsala universitet: Pedagogiska insitutionen, Uppsala, 2003. — S. 18 оценками: разделяет оценки и принципы устойчивого развитиякритическое мышление и решение проблемиспользование многих методов: словесный, искусство, театр, дебаты, а также собственный опытактивное участие в принятии решений: учащиеся принимают участие в принятии решений о том, как им учитьсяадаптирован к местным условиям: затрагивает как местные, так и глобальные вопросы и использует языки, которые используются обучающимися в данной местности".1.

Приводя в пример опыт Швеции в сфере образования для устойчивого развития, мы можем отметить, что образование всегда было одной из приоритетных сфер в Швеции, в которой страна ставит следующие цели: 1. Интегрировать как экономическое, социальное и экологическое развитие в работу по устойчивому развитию. 2. Принимать участие и организовывать работу по устойчивому развитию, как на международном, так и на региональном уровне. 3. Повысить уровень осознанности в обществе вообще и инициировать обширные дебаты. 4. Внести свой вклад в то, что все индивиды будут обладать знаниями, которые будут вносить свой вклад в развитие, которое необходимо нынешнему поколению без нанесения вреда возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Со времени встречи в Рио-де-Жанейро вопросы образования в рамках устойчивого развития стали приоритетными. Знания об обучении людей — главная предпосылка для развития вопроса устойчивого развития.

Образование для устойчивого развития — это многостороннее понятие3. Современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически.

United Nations Decade of Education for Sustainable Development 2005;2014. Draft International Scheme. — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, October 2004. — P. 4.

2Mustel, Kerstin Folkbildningens insatser for hSllbar utveckling. En redovisning av hur studieforbund och folkhogskolor breddat verksamheten i riktning mot hSllbar utveckling. — Stockholm: Folkbildningsridet, 2003. — S. 8.

3Att liira for hSllbar utveckling. — Stockholm: FRITZERS Offentliga Publikationer, XBS Grafisk Service. — 2004. S. 911 грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.

На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного развития. К основным морально-этическим принципам следует отнести принцип гармонии, принцип любви, принцип золотой середины, принцип оптимизма. Принцип гармонии проявляется на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Принцип гармонии — это примирение индивидуальных, общественных и природоохранных интересов, что и составляет задачу экологического образования.

В общеобразовательную школу все активнее внедряются такие модели обучения, в основе которых лежит гуманитарно-эстетическая и естественнонаучная предметная интеграция. При этом все предметы должны быть экологически ориентированы и направлены на развитие интеллектуальной и духовной сфер личности. Такая интеграция позволяет не только подготовить учащихся к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности.1 Немаловажным всегда остается вопрос о качестве образования.

Образование, ведущее к приобретению знаний и навыков, способствует также формированию взглядов, позиций, ценностей, воспитания человека и гражданина. Таким образом, образование непосредственно влияет на достижение долгосрочных целей, выбор сценария развития общества. Переориентация образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережного отношения к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности, а также целого ряда.

Назаренко В. М. Будущее экологического образования: некоторые предполож02.05.2009 ения. -URL: http://www.ecolife.ru/jornal/ecob/1997;2-l.shtml (2−3, 1997). Дата обращения: других задач, должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития.

Важными в работе в сфере образования представляется создание инновационных научнообразовательных центров, представляющих собой связующее звено, между образовательными, научно-исследовательскими, производственными и управленческими учреждениями.

Швеция является одним из инициаторов по работе в области образования для устойчивого развития в странах Балтийского региона, и, в частности, по разработке и внедрению образовательной программы по образованию для устойчивого развития в странах Балтийского моря — Baltic XXI Е. Говоря о странах Северной Европы, нельзя не обратится к документу «Устойчивое развитие — новый курс для Северных стран 2005;2008». В нем записано, что «в сотрудничестве в странах Северной Европы особые силы прикладываются к образованию детей и подростков и разработке единых для стран Северной.

Европы учебных материалов на родных языках и электронных порталов, которые отчасти могут интегрировать устойчивое развитие в образование на уровне различных классов школы, а отчасти выдвинуть на первый план принимаемые мероприятия в этой области в странах Северной Европы.

Целью, которая была определена на 2005;2008 годы, являлась дальнейшее развитие той системы благосостояния, которая существует в странах Северной t.

Европы, посредством выдвижения на первый план образования для устойчивого развития, посредством интеграции этой перспективы в системы образования стран Северной Европы в качестве обучения на протяжении всей жизни.1.

Устойчивое развитие входит в насущные потребности человечества и поэтому содержит все измерения, которые важны для нашей жизни. Декларация, принятая в Рио-де-Жанейро, подчеркивает целостный взгляд и.

Hailbarutveckling — En ny kurs for Norden. Reviderad utgSva med тй1 och insatser 2005 — 2008. — S. 165. — URL: www.norden.org. Дата обращения: 20.09.2006 необходимую взаимозависимость между социальной, культурной, экономической и экологической устойчивостью.

Окружающая среда по сегодняшний день остается актуальным и приоритетным направлением исследований и работы образовательных учреждений. 2005 — 2014 годы объявлены ООН Декадой образования для устойчивого развития и это станет стимулом для разработки вопросов устойчивого развития и образования для устойчивого развития.

Через образование для устойчивого развития мы придем к устойчивому гражданскому обществу настоящего и будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Л. Устойчивое развитие и высшее образование // Устойчивое развитие. Наука и Практика. — 2003. — № 3. С. 99−102
  2. Данилов Данильян В. И. Устойчивое развитие — проблема выживания человека // Человек. — 2003. № 5. — С. 52−57
  3. С.В., Щеулин А. С. К вопросу о функциональных подходах к устойчивому развитию // Устойчивое развитие. Наука и Практика. — 2004. -№ 2.-С. 18−35
  4. О. В. XVII Ломоносовские международные научные чтения // Сборник научных трудов. 2006. — Выпуск 3. — С. 423
  5. О.Л., Большаков Б. Е. Определение предмета и метода проектирования устойчивого развития в системе Природа-Общество-Человек // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2002. — № 1. — С. 39−48
  6. В.К. О социальной сущности устойчивого развития // СОЦИС. 1997. -№ 4.-С. 3−14
  7. В.К. Глобализация и устойчивое развитие // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2002. — № 1. — С. 19−38
  8. Линь Я (Пекинский университет) Человек и окружающая среда: динамика взаимных изменений // Вестник Московского университета.- Серия 7. 1996. -№ 5. с. 13−23
  9. . М. Устойчивое развитие и экологические потребности // СОЦИС. 1995. -№ 4. — С. 52
  10. Г. Г. Устойчивое развитие и реформы образования // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2003. — № 1. — С. 33−46
  11. Л.В. Духовный имеператив устойчивого развития // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 2003. № 2. — С. 87−95.
  12. Д. Ж. Глобальные проблемы и качество жизни // СОЦИС. 1998. -№ 4. с. 129−132
  13. JI. Балтийский университет в Карелии // Эконорд. 1998. — № 12. — Эконорд: Доггеренн Хансен АЮ Киркинес. — С. 30- 31
  14. В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2001. -№ 3.- С. 5−9
  15. А. И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность. 1997. № 4. — С. 5−11
  16. М. Н. Философское значение концепции устойчивого развития // Вопросы философии. 2002. № 11. с. 24−35
  17. Состояние мира 2002. Доклад института Worldwatch о развитии по пути к устойчивому обществу / Кристофер Флейвин, Хилари Ф. Френч, Гэри Гарднер и другие. М.: Весь мир, 2003. — С. 304
  18. Социальные проблемы устойчивого развития. По материалам круглого стола // СОЦИС. 1997. — № 12. — С. 78−83
  19. B.C. Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2002. — № 1. — С. 143−152
  20. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в 21 веке. П р А. Г. Гранберга, В. И. Данилова — Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М.: Экономика. 2002. — С. 414
  21. A.M. Два пути устойчивого развития России // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2004. — № 2. — С. 4−6
  22. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни. Доклад о мировом развитии 2003. — М.: Весь Мир, 2003.1. С. 255
  23. С.С. Аксиологические основы гуманизации образования в контексте устойчивого развития. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — С. 12 http://planetadisser.com/see/dis135136.html
  24. Ю.С. Наше общее будущее: две системы взглядов //ОНС. 2000. -№ 2.-С. 131- 139
  25. Agenda 21 Forenta Nationernas konferens om miljo och utveckling. Miljo och naturresursdepartamentet. Stockholm: Norstedts tryckeri AB, 1993. — S. 566
  26. Agenda 21 i Sverige. Fern ar efter Rio-resultat och framtid- Slutbetankande fran Nationalkommitten for Agenda 21. Stockholm: Miljodepertamentet, SOU 1997:105.-S. 295
  27. Andersson, Ann-Sofie, Karlstrom Cecilia, Lind Herta, Solid Eva Undervisning for hallbar utveckling. Ostra skolan. Nykoping. — 2003. — S. 39
  28. Att lara for hallbar utveckling. Stockholm: FRITZERS Offentliga Publikationer, XBS Grafisk Service. — 2004. — S. 186
  29. Connelly, James, Smith Graham Politics and the Environment from Theory to Practice. Routledge, London and New York. — 1999. — P. 340
  30. Corell, Elisabeth, Soderberg Henriette, Henriette Soderberg Fran miljopolitik till hallbar utveckling: en introduction.- Stockholm: Liber AB, 2005. S. 192
  31. Dalai-Clayton, Barry and Stephen Bass Sustainable Development Strategies.
  32. A Resource Book. The International Institute for Environment and Development. -London: Earthscan Publications Ltd, London Sterling, VA., 2002. P. 358
  33. Dragun, Andrew K. and Jakobsson Kristin M. Sustainability and Global Environmental Policy. New perspectives. Swedish University of Agricultural Science. Edward Elgar, Cheltenham, UK. Lyme, US, 1997. P. 319
  34. Earth Summit Agenda 21. The UN: s programme of action from Rio. United Nations, 1992.-P. 294
  35. Elliot, Jennifer A. An Introduction to sustainable Development. Second Edition. — London: Routledge, 1994, 1999, reprinted 2000. — P. 215
  36. En helhetssyn vad utbildning for hallbar utvecklling kraver: rapport fran ett seminarium i Stockholm den 15: e april 2005. — Stockholm: Utbildnings — och kulturdepartamentet. — S. 77
  37. Environmental Educational Research. — 2005. Volume 1, № 2 (April). -London: Routiedge, Taylor and Francis Group. — P. 185
  38. Environmental Education for the 21st Century International and Interdisciplinary Perspectives. — Edited by Patricia J. Thompson. New York: The City University of New York, Peter Lang, 1997. — P. 356
  39. Environmental Education Research. 2005. — Volume 11, № 4 (September). Special Issue: Transitions in through and practice: links divergences and contradictions in postcritical inquiry. — Guest editor Paul Hart. — P. 466 — 472
  40. Forsberg, Bjorn Lokal Agenda 21 for hallbar utveckling. En studie av miljofragan i tillvaxtsamhallet. Umea universitet: Statsvetenskapliga institutionen, Statsvetenskapliga institutionens skriftelse. — 2002:2. — S. 301
  41. Forskning och utveckling for battre miljo 1998. Regeringensuppdrag. Forskning till stod for hallbar utveckling. Bilaga 2. Stockholm: Naturvardsverket, Rapport 1998:13.-S. 131
  42. Grundelius, Eva Conditions for sustainable development. Stockholm: Miljo-och naturresursdepartamentet, 1994. — S. 51
  43. Helmfrid, Hilleri Vad menas med uthallig utvekling? Sveriges Lantbruksuniversitet Rapport № 49. Stockholm. — S.103
  44. Hallbarhetshandboken: goda exempel pa hallbar utveckling i hogre utbildning. -Redaktor Per Willin, Anna Lundh och Per Ekman. Stockholm: Radet for hogre utbildning, 2004. — S. 58
  45. Hallbara Sverige uppfoljning av atgarder for en ekologiskt hallbar utveckling. Regeringens skrivelse 1999 2000:13. — Stockholm: Regeringskansliet, 1999.1. S. 117
  46. Hallbara Sverige utveckling pa stadig frammarsch. Faktablad. — Stockholm: Miljodepartamentet, november 2001. — S. 1
  47. Hallbar utveckling. En ratttsteoretisk begreppsanalys. Redaktor Ellen Margrethe Basse. — Stockholm: Nerenius and Santerius Forlag AB, 1995. — S.178
  48. Hallbar utveckling i skolan. Miljoundervisning och utbildning for hallbar utveckling i svensk skola. Sundbyberg: Skolverket, Tryck S-M Ewert AB, 2002. -S. 173
  49. Hallbar utveckling Miljopolitiken i relation till andra politiska omraden. -Proportion 2004/05:150. — Stockholm. — S. 374
  50. Karlsson, Mikael Hallbar utveckling en utmaning av gamla sanningar. Miljoguiden 2003. Miljorapportens arsbok. — Redaktor Johan Fock. — Stockholm: Faith & Hassler, 2003. — S. 239
  51. Kronlid, David Miljoetik i praktiken. Atta fall ur svensk miljo-och utvecklingshistoria. Lund: Studentlitteratur, 2005. — S. 288
  52. Learning for a New World. Report 2. Theme: Sustainable Development. Editor Pernilla Lorentzon. — Goteborgs stad, Stadskansliet, Skolutvecklingsenheten, 2004. -P. 85
  53. Learning to change our world. Informational Consultation on education for Sustainable Development. Goteborg, Sweden, 4−7 May 2004. Stockholm: Utrikesdepartamentet, 2004. — S. 113
  54. Lindgren, Lennart Barn och miljo. Hallbar utveckling. Art. Nr. 9124 -Smedjebacken: RaddaBarnen, Faith & Hassler, 1999. S. 166
  55. Lindstrom, Marianne Attitudes towards Sustainable Development, Priorities, Responsibility, Empowerment. Akademisk avhandling. — Lund University: Studentlitteratur, 2003. P. 66
  56. Litting, Beate, GrieBler Erich Social sustainability: a catchword between political pragmatism and social theory / International Journal of Sustainable Development, 2005. Volume 8, Nos. 1/ 2. P. 65−79
  57. Forsberg, Bjorn Lokal Agenda 21 for hallbar utveckling En studie av miljofragan i tillvaxtsamhalle. Umea: Univ., 2002. — S. 301
  58. Meadows, Donella, Randers Jorgen, Meadows Denius Limits to Growth the 30-year update. London: Earthscan, London sterling, Va 2005. — P. 338
  59. Merie L, Jacob Sustainable Development: a Reconstructive Critique of the United Nations Debate. — Akademisk avhandling. Goteborgs Universitet, Department of Theory and Science and Research. — Goteborg, 1996. — P. 87
  60. Miljokunskap for hallbar utveckling. Artikelnummer SIDA2816sv. -Miljopolicyenheten, Sida Edita Communication, juni 2003. — S.34
  61. Miljo och hallbar utveckling samhallvetenskapliga perspektiv fran en lundahorisont. — Redaktorer Per Wickenberg, Annika Nilsson, Marianne Steneroth Sillen. — Lund: Studentlitteratur, 2004. — S. 446
  62. Moffatt, Ian, Hanley Nick, Wilson Mike D. Measuring and Modelling Sustainable Development. PARTHENON PUBLISHING GROUP, 2001. — P. 305
  63. Mustel, Kerstin Folkbildningens insatser for hallbar utveckling. En redovisning av hur studieforbund och folkhogskolor breddat verksamheten i riktning mot hallbar utveckling. Stockholm: Folkbildningsradet, 2003. — S. 42
  64. Mojligheter och hinder pa vag mot faktor 10 i Sverige. Regeringsuppdrag forskning till stod for hallbar utveckling. Rapport 1998:17. Stockholm: Forskningsradnamnden, 1998, Bilaga 4a. — S. 128
  65. Nationell strategi for hallbar utveckling. Sammanfattning av regeringens skrivelse 2001/02:172. Stockholm: Regeringskansliet, Miljodepartamentet. — S. 36
  66. Olsson, Jan (red) Hallbar utveckling underifran? Lokala politiska processer och etiska vagval. NYA DOXA, 2005. — S. 212
  67. Perspektiv pa hallbar utveckling: erfarenheter fran hogskola och naringsliv. — Hogskoleverket. Hogskoleverkets rapportserie ISSN 1400−948X1 Nr. 2005: 47 R.1. S. 70
  68. Samarbete for hallbar utveckling. Sveriges uppfoljning av varldstoppmotet i Johannesburg. Dokumentation fran Envisions 2002 i Vasteras. — Producerats av Journalistgruppen Media 21 Arkpressen. Vasteras, mars 2003
  69. Sandell, Klas, Ohman Johan, Ostman Leif Education for Sustainable Development. Nature, School and Democracy. — Stockholm: The Authors and Studentlitteratur, 2005. P. 241
  70. SIIESTA An International Institute for the Assessment of Environmentally Sound Technologies. Report of the Environmental Institute. — Committe Allmanna Forlaget, 1988. — S. 469
  71. Strategi for forskning for hallbar utveckling. Miljovardsberedningens promemoria, 2004:1. Statens offentliga utredningar Jo 1968: A. Stockholm: Edita Norstedtstryckeri, 2005. S. 46
  72. Strom, Jacob, Siv Sellin, Kerstin Lantz Persson The Baltic Sea Project. Learners' Guide № 3. From words to action: environmental education for Sustainable Development.-UNESCO, 1 ed, 1998.-P. 134
  73. Sundqvist, Gunnar Uthallig utveckling mansklighetens framtid. — Lund: Studentlitteratur, 2003. — S. 351
  74. Sustainability, Local Democracy and the Future. The Swedish Model / Edited by Uno Svedin and Britt Hagerhall Aniansson Kluwer. Academic Publishers Dordrecht, 2002.-P. 231
  75. Sustainable management of renewable national resources — Action plan for SIDA. -SIDA, 1992.-P. 45
  76. Sverige ar 2021 vagen till ett hallbart samhalle. Rapport 4858. Naturvardsverkets framtidsstudie. — Stockholm: Naturvardsverket, Norstedts S., 1998.-S. 128
  77. United Nations Decade of Education for Sustainable Development 2005−2014. Draft International Scheme. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, October 2004. — P. 50
  78. Uppdraget q 2000. Handbok for hallbar utveckling. Stockholm: Naturskyddsforening och NY, 1994. — S. 180
  79. Var gemensamma framtid. Rapport fran varldskommissionen for miljo och utveckling under ordforandeskap av statsminister Gro Harlem Brundtland. Red. Bertil Hagerhall. — Stockholm: PRISMAYTIDEN, 1988. — S. 408
  80. Wright, Richard Т., Nebel Bernard J. Environmental Science Towards a Sustainable Future. Pearson Education, 2002. — P. 681
  81. Warneryd, Olof, Per-Olof Hallin, Johan Hultman Hallbar utvecklimg. Om kris och omstallning i stad och samhalle. Lund: Studentlitteratur, 2002. — S. 158
  82. В. М. Методика развития экологического мышления. URL: http://www.ecoethics.mrsu.ru/books/10/. Дата обращения: 25.08.2009
  83. . Е. Мировой кризис и стратегия устойчивого развития (часть 1). URL: http://www.uni-dubna.rU///images/data/gallery/l 13419Part 1−80 209.doc. Дата обращения: 25.08.2009
  84. Н.В. Проблема перехода к устойчивому развитию и стратегия политического развития России. — URL: http://rapn.ru/partner/files/Butusova.doc. Дата обращения: 25.08.2009
  85. Н. П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Вместо заключения. URL: http://www.nasledie.ru/global/17l/postobsh/07.html. Дата обращения: 20.08.2009
  86. Н. П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие и открытое общество: путь к сфере разума. URL: http://www.abc-globe.com/razv-noosfera.htm. Дата обращения: 20.08.2009
  87. Н. П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы. Глава 3. URL: http://www.nasledie.ni/global/l 7l/postobsh/article.php?art=3. Дата обращения: 20.08.2009
  88. Данилов-Данильян В. И. К вопросу о коэволюции природы и общества. — URL: http://www.ecolife.ru/jornal/ecap/1998−2-l.shtml (2, 1998). Дата обращения: 20.08.2009
  89. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. Глава 4 Устойчивое развитие Между самообольщением и реальностью.
  90. URL: http ://lit.lib .ru/r/rej fie/peredglawnymwyzowomciwilizacii. shtml. Дата обращения: 20.08.2009
  91. Декларации тысячелетия ООН, 2000.
  92. URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/summitdecl.htm. Дата обращения: 16.09.2006
  93. Н. В. Экологическое просвещение и «устойчивое развитие». -URL: http://www.gpntb.ru/win/inter- ents/crimea2003/trud/tom2/ll l/Doc45.HTML. Дата обращения: 10.06.2009
  94. Л. Особенности концепции устойчивого развития // Медвежий угол. Ежеквартальное издание ИСАР Сибирь. — URL: http://ecoclub.nsu.ru/isar/mul3/13.htm. Дата обращения: 20.09.2006
  95. Императивы устойчивого развития и манипулирование общественным сознанием. -URL: http://www.polittech.ru/121 682. Дата обращения: 10.06.2009
  96. К истории термина «устойчивое развитие». Научно- образовательный портал «Образование для устойчивого развития». —
  97. URL: http://www.nature.uz/edu/sd/index.html. Дата обращения: 10.06.2009
  98. С. JI. Концепция общества устойчивого развития: синергетическая интерпретация. — URL: http://student.km.ru/refshowframe.asp?id=22A58E80F93144628C80A01B5CB74 DD3. Дата обращения: 10.06.2009
  99. JI.C. Экологическое образование — компонент устойчивого развития цивилизации. —
  100. URL: http://www.chem.msu.ru/rus/journals/xr/ekolobr.html. Дата обращения: 10.06.2009
  101. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-26 508.html. Дата обращения: 10.06.2009
  102. Н.П., Исаев А. С., Павлов Д. С., Осипов В. И., Израэль Ю. А. Проект Экологическая доктрина Российской Федерации (концепция). — URL: http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/courO 167/1800.html. Дата обращения: 10.06.2009
  103. Р. И. Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ. — URL: http://works.tarefer.ru/98/100 107/index.html. Дата обращения: 02.05.2009
  104. В. В., Мантатова Л. В. Ценностные основания грядущей цивилизации: устойчивое развитие и экологическая этика. —
  105. URL: http://www.dialog21.ru/congress2008/Doklady/12 910.htm. Дата обращения: 02.05.2009
  106. .М., Наумова Л. Г. Сценарии перехода к устойчивому развитию. 2002. -№ 5. — URL: http://www.ecolife.ru/jornal/ecob/2002−5-l.shtml. Дата обращения: 10.10.2006
  107. Н. Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза URL: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1997−2-l.shtml (2−3, 1997). Дата обращения: 02.05.2009
  108. Н. Н. Думая о будущем, или Напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить (1, 2002). URL: http://www.ecolife.rujournalecho2002-l-l.shtml. Дата обращения: 20.01.2008
  109. Необходимость перехода к устойчивому развитию. — URL: http://www.unidubna.ru/departments/sustainabledevelopment/Portal/sustainabledevelopmentwha tisit/necessityofpassagetosustainable%20development/. Дата обращения: 02.05.2009
  110. На пути к образованию для устойчивого развития. URL: http://www.oseko.spb.ru/?type=publ&pid=281 &-SESSID=b40c818c34a3f7c5148с83 aabd9242ad. Дата обращения: 02.05.2009
  111. В. М. Будущее экологического образования: некоторые предположения. URL: http://www.ecolife.rii/jornal/ecob/1997−2-l.shtml (2−3, 1997). Дата обращения: 02.05.2009
  112. Образование, ориентированное на обеспечение устойчивого будущего. URL: http://wvAv.mesco.k^education/cdrom/ssdkz/topicl/orinetaciyaobrazovaniya.htm. Дата обращения: 26.08.2009
  113. Общественное сознание. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата обращения: 04.07.2009
  114. Общественное сознание и его преобразовательная сила. URL: http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn40.html. Дата обращения: 04.07.2009
  115. Повестка дня XXI век, статья 36.5. — С. 521. URL: http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/. Дата обращения: 10.10.2006
  116. Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ. Доклад. URL: http://works.tarefer.ru/98/100 107/index.html. Дата обращения: 04.07.2009
  117. С. П. «Устойчивое развитие»: Спасение человечества или «троянский конь»? URL: http://nash-sovremermik.ru/p.php?y=2003&n=6&id=5. Дата обращения: 04.07.2009
  118. А. Д. Философия науки и концепция устойчивого развития. URL: http://www.philosophy.nsc.m/journals/philscience/800/01URSUL.htm. Дата обращения: 04.07.2009
  119. А. Д., Урсул Т. А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы. — URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/4cba733f76360798c32575ba0041d744. Дата обращения: 04.07.2009
  120. Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы. URL: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/42 339/. Дата обращения: 04.07.2009
  121. Хафизова Устойчивое развитие: противоречивость основных подходов. -URL: http://www.ecoethics.mrsu.ru/arts/195/. Дата обращения: 04.07.2009
  122. А. Научно-образовательные центры устойчивого развития: идея, практика, рефлексия. Медвежий угол, Экологическое образование. -Ежеквартальное издание ИСАР Сибирь. — URL: http://ecoclub.nsu.ru/isar/mul3/13.htm. Дата обращения: 15.10.2006
  123. А. Ещё раз об устойчивом развитии. Медвежий угол. — № 12. -Ежеквартальное издание ИСАР Сибирь. — URL: http://ecoclub.nsu.ru/isar/mul3/13.htm. Дата обращения: 15.10.2006
  124. Н. Экологическое образование для устойчивого развития. -Медвежий угол. — № 9. — URL: http://ecoclub.nsu.ru/isar/mu9/02.htm. Дата обращения: 15.10.2006
  125. Л. В. Устойчивое развитие сквозь призму русского идеализма. -Электронный журнал «Полемика». Выпуск 15. — URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/15/sha/. Дата обращения: 02.05.2009
  126. О. Как охранять природу, не выходя из дома. URL: http://ecoclub.nsu.ru/isar/mu5/6.htm. Дата обращения: 10.10.2006
  127. А. Феноменальная картина предмета «общественное сознание». — URL: http://nounivers.narod.ru/ofir/scons.htm. Дата обращения: 04.07.2009
  128. Экологический императив в культуре информационного общества. URL: http://planetadisser.com/see/dis180921.html. Дата обращения: 04.07.2009
  129. В. Навстречу Десятилетию ООН по образованию в интересах устойчивого развития. Европейский ЭКО-Форум, Центр «ЭКО-Согласие», Москва, Россия. URL: http://accord.cis.lead.org/edu/esdgeneralweb.htm. Дата обращения: 20.07.2008
  130. Ю. В. Об устойчивом развитии и экологических циклах. URL: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1999−4-3.shtml (4, 1999). Дата обращения: 04.07.2009
  131. Hallbarutveckling — En ny kurs for Norden. Reviderad utgava med mal och insatser 2005 2008. — S. 165. — URL: www.norden.org. Дата обращения: 20.09.2006
  132. Larande om hallbar utveckling. Temaskrift Myndigheten for skolutveckling. S. 21. — URL: www.skolutveckling.se. Дата обращения: 20.04.2005
  133. Svensson Smith Karin (v) Begrepper hallbar utveckling. Motion 2004/05 :MJ3 93. Motion till riksdagen 2004/05 :MJ393. URL: www.rik. ./index.aspx?Media=Print&&nid=410&dokid=GS02MJ393&rm=2004%2 f05&bet=MJ39. Дата обращения: 26.07.2006
  134. Asa Domeij m fl (mp, s, fp, kd, c) Hallbar utveckling inom utbildningsomradet. Motion 2005/06:Ub509. URL: http://www.rik./index.aspx?Media=Print&&nid=410&dokid=GT02UB509&rm=2 005%2f06&bet=Ub50. Дата обращения: 26.07.2006
Заполнить форму текущей работой