Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Когнитивный потенциал метафоры в системе научного дискурса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Материалы и основные положения диссертации обсуждались на шести научно-практических конференциях: «Амурские рассветы» (АмГПГУ, 2003), «Дальний Восток: наука, образование. XX век» (КнАГТУ, 2004), «Человек, общество и культура: проблемы исторического развития» (КнАГТУ, 2005), «Дальний Восток: наука, экономика, образование, культура в XXI веке» (КнАГТУ, 2005… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДО ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТАФОРЫ
    • 1. 1. Рефлексивные возможности метафоры: история философского осмысления
    • 1. 2. Метафора и научный дискурс: понимание, методология соотнесения и их детерминационный смысл
    • 1. 3. Метафоричность как атрибут постнеклассического этапа развития науки
  • ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ МЕТАФОРА И ЕЕ РОЛЬ В СТРУКТУРЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
    • 2. 1. Метафора как источник и средство научно-исследовательской деятельности
    • 2. 2. Метафора как детерминационный фактор научно-исследовательской деятельности
    • 2. 3. Социально-гуманитарные метафоры и их роль в постнеклассической науке

Когнитивный потенциал метафоры в системе научного дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рефлексия современной науки сопровождается поиском средств совершенствования ее концептуального аппарата, и поэтому метафорологическая проблематика прочно вошла в структуру исследований основ научного языка. Ныне становится общим местом признание того, что метафора является не только способом выражения идеального значения, но имеет более глубокие связи с процессами человеческого познания и бытия. Отсюда особую актуальность приобрел вопрос об онтологическом и логико-гносеологическом статусе научной метафоры, ее когнитивных возможностях и роли в процессах приращения, накопления и передачи научного знания.

Динамично развиваясь, современная — постнеклассическая — наука выявляет случаи методологического угасания некогда эффективных метафор. Нередки также случаи, когда метафора, зарекомендовавшая себя на предыдущих этапах познания как эффективное средство научной рефлексии, впоследствии исчерпывает свой когнитивный потенциал. Таким образом, все более актуальной становится проблема нахождения метафор, эффективных в условиях постнеклассической рациональности. Возникает потребность в разработке концептуальных основ метафоры, выявляющих ее когнитивную роль в научном дискурсе, сопоставляющих методологическую эффективность различных научных метафор.

Еще одно обстоятельство, актуализирующее логико-методологический интерес к метафоре как средству научного познания, связано с тем, что современная наука, постоянно взаимодействуя с другими «жизненными практиками» человеческой культуры, расширяет и углубляет междисциплинарные и трансдисциплинарные связи. В таких условиях метафоры выступают в качестве интеграционных узлов этого взаимодействия. Поэтому от того, насколько удачно подобрана метафора, от того, насколько она эффективно функционирует, зависит успешность углубления содержания науки, постановка новых проблем.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии гносеологической и методологической потребности в философском исследовании феномена метафоры как формы и способа научного познания.

Степень разработанности проблемы. Начало ХХ~го века характеризуется «лингвистическим поворотом» в научной культуре, вследствие которого проблемы языка стали восприниматься как одни из самых актуальных для изучения. Было обнаружено, что язык составляет специфически человеческий способ бытия в мире, поэтому внеязыковое познание было бы невозможным для человека. А значит, язык имеет значение не только для «плана выражения» мысли, — если пользоваться этими терминами Ф. де Соссюра, — но и (что более существенно) для «плана содержания» мысли.

Метафора является единицей языка, и поэтому неслучайным оказалось переосмысление многих устоявшихся постулатов метафорологии, восходящей к традиции аристотелевской поэтики. Постепенно метафора начала рассматриваться не только как декоративная фигура текста или педагогический прием, но по праву обрела свое заметное место в научной картине мира и стала неотчуждаемым компонентом научных теорий. Отсюда, помимо функции убеждения и демонстрации, метафорическим фигурам все чаще стали приписывать гносеологическую функцию, придавая им значение когнитивного источника для процессов научного мышления.

Однако для того, чтобы метафора смогла считаться признанным средством научной рефлексии, она должна была получить систематическую теоретическую разработку в различных аспектах своего функционирования.

Такой разработкой занимались многие ученые, причем занимались с различных философско-методологических позиций. Концепцию интеракционизма отстаивали М. Блэк и А. Ричарде [См. 24, 159]. С точки зрения интеракционистов, метафорическое значение порождается при взаимодействии двух буквальных понятий.

Напротив, Ф. Уилрайт [См. 188], являясь сторонником субституционального метафорологического подхода, утверждает, что метафора есть модифицированная разновидность сравнения.

Прагматическая концепция метафоры представлена в трудах Дж. Серля, Дж. Остина, Д. Девидсона [См. 167, 136, 72]. Данные исследователи акцентировали внимание на коммуникативном аспекте метафоризации.

Ж. Деррида [См. 243] и его последователи по йельской школе С. Кофман, Ж.-М. Рей и Г. Кейл разработали постмодернистскую версию, в которой отстаивается принцип первичности метафоры по отношению к предметно-буквальным ресурсам естественного языка.

Г.-Х. Гадамер и П. Рикер [См. 55, 176] к проблеме метафоры подошли с герменевтических позиций. Центральной метафорологической проблемой для герменевтов становится проблема понимания и интерпретации.

На связь метафоры и культуры обратили внимание Э. Кассирер, X. Ортега-и-Гассет, В. Волжский [См. 82, 134, 39]. Образный (метафорический) язык предшествует понятийному, поэтому метафора аккумулирует в себе квинтэссенцию человеческой культуры, и, скорее, понятия являются сигнификатами, производными от метафоры, а не наоборот. Культурные смыслы концентрируются вокруг значимой для исторической эпохи метафоры, и тогда смена эпохи неизменно сопровождается трансформацией базисной для культуры метафоры.

С культурологическим аспектом в метафорологии сближаются исследования отношений, возникающих между метафорой и философским дискурсом. Данной проблематикой отмечены труды К. И. Алексеева, М. М. Прохорова, Р. Рорти [См. 2, 153, 161]. Философские идеи столь абстрактны, что нередко не могут быть сформулированы в терминах предметно-буквального языка, подходящих более для обозначения конкретных вещей и их признаков. Поэтому философский дискурс, компенсируя нехватку адекватных своему содержанию понятий, конструируется в терминах метафорического языка.

Эмоционально-ценностный аспект метафоризации был раскрыт в исследованиях, осуществленных Е. М. Вольфом, П. Рикером, И. И. Череповым [См. 43, 158, 204]. Метафоры способны сосредотачивать различные эмоциональные оттенки и оценочные нюансы, которые стремится передать автор, и за счет этого формировать отношение к предмету у самого реципиента метафоры. Буквальные ресурсы языка, по сравнению с метафорическим языком, значительно беднее экспрессивными средствами выражения авторского отношения к объекту речи.

Гносеологические аспекты метафоризации рассматриваются в работах Н. Д. Арутюновой, О. М. Бессоновой, Т. С. Воропай, И. А. Дмитриевой, М. В. Лебедева, JI.A. Микешиной, М. Ю. Опенкова, Н. В. Полозовой, Ю. В. Чайковского [См. 11, 20, 46, 69, 101, 117, 118, 145, 203]. Объединяет перечисленных авторов безусловное признание за метафорой гноселогического статуса, который традиционной метафорологией прежде ставился под вопрос.

Как когнитивная форма и как способ познания метафора принимает участие в разнообразных познавательных практиках: религиозных, эзотерических, художественных. Однако в науке долгое время была сильна традиция недооценки когнитивного потенциала метафоры. Следуя аристотелевской традиции, ученые и философы Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк выводили метафору за границы научного знания. Заметим, однако, что это не мешало им самим прибегать к активному использованию метафор в своих произведениях. Таким образом, признание целесообразности использования к научным метафорам пришло не сразу. В настоящее время сохраняют приверженность метафорологической традиции теории Д. Дэвидсона, А. Ф. Лосева, Дж. Серля, Л. Сьюзен, Ф. Уилрайта [См. 72, 106, 176, 183, 188].

Признание эпистемологического статуса метафор проводится в исследованиях, которые проблематизируют роль метафоры применительно к науке и свойственным ей познавательным приемам. Большая заслуга в этой связи принадлежит Е. Д. Бляхеру и J1.M. Волынской, С. Ю. Деменскому, Т. Я. Дубнищевой, Т. А. Дубовой, Т. Куну, В. В. Петрову, Й. Стаховой, В. А. Суровцеву, В. Н. Сырову [25, 67, 70, 71, 227, 138, 176,].

Ю.Б. Вертгейм и В. Вжозек [См. 35, 36], рассматривая значение метафор для методологии истории и историографии, выявляют место и роль метафор в социально-гуманитарном знании. Л. Д. Гудков [См. 58] поднимает метафорологическую проблематику в контексте культурологии. М. В. Рассохиной [См. 155] принадлежит осмысление места метафор в концептуальном аппарате социологической теории, а А. Н. Фатенкову [См. 192] - в концептуальном аппарате социальной философии. Л. И. Шрагина [См. 208] обращается к проблемам психологических метафор. В целом, исследователями признается, что в социально-гуманитарных науках метафоры выполняют методологическую роль, схожую с той, которую в естественнонаучных дисциплинах играют гипотезы.

Метафорологические проблемы в контексте естественнонаучных дисциплин также не остаются без рассмотрения. Т. А. Алексеенко [См. 6] уделяет должное внимание метафорической семантике в физике. М. Арбир [См. 9] анализирует метафоры современной кибернетики. Заслуживают интереса исследования метафоры в сфере естествознания, принадлежащие С. С. Гусеву, Г. Г. Кулиеву, B.C. Степину [См. 62, 63, 93, 179]. Материал из биологии использовали Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов [См. 80]. Заслуживает внимания также проводимая В. В. Налимовым аналогия между принципом метафоризации естественного языка и принципом дополнительности современной физики [См. 124].

Итак, необходимо признать, что по проблеме научной метафоры накоплен весьма объемный массив разносторонней исследовательской литературы. Тем не менее, на наш взгляд, детерминационная составляющая процессов метафоризации не получила еще достаточной разработанности. А ведь найти закономерности функционирования научной метафоры, дать прогноз относительно характеристик дальнейшего развития ею своих модельных качеств, определить, насколько методологически эффективна та или иная метафора для конкретной теории можно только тогда, когда удастся раскрыть сущность метафоры как условия, источника и фактора научного исследования.

Данное направление, разумеется, нуждается в методологической оснащенности, поэтому в диссертационной работе нами на материале, главным образом, взятом из естествознания, развивается и апробируется концепция детерминационного анализа как инструмента выявления когнитивной источниковости и методологической эффективности научных метафор.

Объектом диссертационного исследования являются процессы роста научного знания.

Предметом диссертационного исследования выступает деятельность ученых, связанная с введением и использованием метафор в научных теориях и научно-познавательных практиках.

Цель исследования заключается в установлении детерминационного значения метафоры в системе научного дискурса.

Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:

— проанализировать с системных позиций философско-методологические концепции, раскрывающие смысл метафоризации в процессах познаниясформулировать методологические принципы когнитивного детерминизма применительно к научным метафорам и обосновать необходимость его введения в практику логико-гносеологического и методологического анализа языка науки, исследовательский инструментарий диссертационной работы;

— раскрыть содержание функциональной взаимосвязи между метафорой и современным научным дискурсом;

— охарактеризовать «когнитивную источниковость» и «когнитивную функциональность» метафор современной науки.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретическую основу диссертации составили:

— идеи и принципы классиков философской мысли — Аристотеля, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ф. Ницше, А. Бергсона, М. Хайдеггера, Г.-Х. Гадамера, П. Рикера, Ж. Дерридылогико-методологические и гносеологические идеи ученых-естествоиспытателей — Г. Галилея, И. Ньютона, Ч. Дарвина, И. Павлова, Н. Бора, В. Гейзенберга, JI. де Бройля, М. Гелл-Манна, Г. Хакена, И. Пригожина, С. Хокинга;

— теория дискурсивных формаций, выдвинутая М. Фукологико-методологические идеи представителей философии и методологии науки — К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Л. М. Андрюхиной, М. Д. Ахундова, Н. С. Злобина, В. В. Ильина, И. Т. Касавина, Е. Н. Князевой, Л. М. Косаревой, А. С. Кравца, А. Д. Суханова, B.C. Швырева, Б. Г. Юдина.

Методологической основой диссертации послужил когнитивный детерминизм, представленный в работах П. П. Гайденко, Л. А. Микешиной, B.C. Степина, А. П. Огурцова, Ю. В. Сачкова, М. Ю. Опенкова, А. Г. Никитина и заключающийся в философской рефлексии над различными формами предпосылочного знания. В русле когнитивного детерминизма автор использует понятие «когнитивный потенциал», под которым понимаются познавательные возможности научных метафор.

В диссертации также применяется системный подход, реализованный в рассмотрении функционального единства научных метафор и их дискурсивного окружения, исторические реконструкции моделей развития естествознания.

Научная новизна исследования состоит:

— в обнаружении зависимости процессов научного познания от того, какие метафорические структуры принимаются и используются в определенной системе научного дискурса, что было названо «когнитивной источниковостью» метафоры;

— в выделении дискурсивного, дисциплинарного и локального уровня обусловливания метафорами научного знания;

— в разработке методологии когнитивного детерминизма применительно к метафорам научного дискурса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разнообразные метафорологические теории могут быть разделены на редукционистские и синергийные. Теории редукционистского типа сводят значение метафоры к ее буквальному источнику. Теории синергийного типа опираются на представление о том, что значение высказывания порождается в самом акте метафоризации и, следовательно, не может быть редуцировано к своему буквальному сигнификативному источнику. В редукционистском подходе, метафора не обладает «когнитивной источниковостью», то есть она не способна быть источником познания. В синергийном подходе, напротив, утверждается, что метафоры играют важную роль в научном познании именно благодаря своей когнитивной источниковости. Таким образом, в рамках синергийного подхода метафоры осмысляются как неотчуждаемые компоненты научного дискурса.

2. Когнитивной источниковости метафоры соответствует уровень ее когнитивной функциональности. По степени когнитивной источниковости и функциональности научные метафоры могут быть подразделены на дискурсивные, дисциплинарные и локальные. Необходимо отметить, что границы когнитивной функциональности научных метафор исторически подвижны и контекстуально вариативны.

3. Использование метафор в сфере науки небеспочвенно. Существуют условия, которые являются универсальными характеристиками метафоризации, и поэтому могут быть названы традиционными. К традиционным условиям научной метафоризации относятся интегративный характер познавательной деятельности, интенсификация роста научно-технического знания. Нетрадиционные условия метафоризации свойственны постнеклассическому состоянию науки. Важнейшими из них являются кризис традиционной концепции наглядности, связанный со спецификой бытия и познания постнеклассических объектов научного дискурса, антропометричность получения и интерпретации результатов познавательной деятельности, рост влияния на современное научное знание установок эпистемологического конструктивизма, а также расширение воздействия на познавательную практику науки форм коммуникативной рациональности.

4. Когнитивный потенциал метафоры раскрывается посредством проведения процедур детерминационного анализа. Детерминационный анализ научных метафор таких дискурсивно разнородных направлений, какими выступают политэкономия, биологический эволюционизм, квантовая хромодинамика, герменевтика позволил нам сделать вывод о том, что методологическая эффективность научной метафоры возрастает благодаря конструированию новых «семейных сходств» (JI. Витгенштейн) в области ее первоначальной референции.

5. В условиях постнеклассической рациональности методологической эффективностью отмечены гуманитарные по своему происхождению метафоры. Например, моделирование исследуемых явлений и процессов в терминах герменевтических метафор может привести к целостному видению предмета, не размывая сфокусированность исследования на его отдельных частях.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные при ее написании выводы углубляют представления о механизме, истоках и путях научного познания, конкретизируют содержание обусловленности науки социокультурным контекстом, закладывают методологические основы аналитики процессов роста научного знания.

Практическое значение диссертационной работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы учеными при формировании категориального аппарата научной теории. Материал диссертационной работы может быть использован в преподавании аспирантских курсов по «Истории и философии науки», учебных студенческих курсов по «Истории философии», «Философии науки», «Концепциям современного естествознания», «Философии языка», а также при организации и проведении научных дискуссий.

Апробация результатов исследования. Материалы и основные положения диссертации обсуждались на шести научно-практических конференциях: «Амурские рассветы» (АмГПГУ, 2003), «Дальний Восток: наука, образование. XX век» (КнАГТУ, 2004), «Человек, общество и культура: проблемы исторического развития» (КнАГТУ, 2005), «Дальний Восток: наука, экономика, образование, культура в XXI веке» (КнАГТУ, 2005), «Дальний Восток: проблема межкультурной коммуникации» (КнАГТУ, 2006), «Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы» (КнАГТУ, 2007), «Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций» (КнАГТУ, 2008). Результаты диссертационного исследования были отражены в одиннадцати статьях и тезисах автора и докладывались на заседаниях кафедры философии и социологии КнАГТУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 168 страницах машинописного текста. Библиография включает 247 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенного исследования, мы приходим к следующим выводам:

1. Несмотря на разнообразие существующих теорий метафоры они по своим философским основаниям могут быть разделены на редукционистский и синергийный подходы. Представители редукционизма (Аристотель, Ф. Уилрайт) видят в метафоре стабильно-замкнутую семантическую структуру, сводимую к своему буквальному источнику. В редукционистском подходе не проблематизируется «когнитивная источниковость» метафор — зависимость процессов познания от того, какие метафорические структуры принимаются и используются в определенной системе научного дискурса. Сторонники синергизма (Э. Кассирер, X. Ортега-и-Гассет), напротив, считают, что в акте метафоризации порождается смысл, не сводимый к отдельно взятым компонентам метафоры и обнаруживающий ее динамически-открытый характер. В концепциях синергизма вскрывается укорененность метафоры в. глубинных пластах человеческого бытия и мышления, утверждается, что научные метафоры обладают когнитивной источниковостью.

2. Когнитивной источниковости метафор соответствует уровень ее когнитивной функциональности, под которым понимается способность метафоры к взаимодействию с дискурсивным, дисциплинарным и локальным уровнем способов организации и содержания научного знания. По типу когнитивной функциональности научные метафоры в диссертационной работе также подразделяются на дискурсивные, дисциплинарные и локальные.

3. В осмыслении детерминационного значения научных метафор важное местно занимает исследование условий метафоризации научного дискурса. К традиционным условиям относятся интегративный характер познавательной деятельности и интенсификация роста научно-технического знания. Таким образом, наука как сфера познавательной деятельности содержит в себе постоянные условия для использования метафор. Нетрадиционные условия метафоризации свойственны постнеклассическому состоянию науки. Важнейшими из них являются кризис традиционной концепции наглядности, антропометричность получения и интерпретации научных данных, усиление конструктивистских эпистемологических установок, включение в современную науку форм коммуникативной рациональности.

4. Детерминационный анализ выступает методом, раскрывающим характер когнитивной источниковости и когнитивной функциональности научных метафор. Так, проведенный в диссертации детерминационный анализ метафор политэкономии, биологического эволюционизма, квантовой хромодинамики и герменевтики позволяет сделать вывод о том, что значение метафоры для научного дискурса возрастает благодаря конструированию новых «семейных сходств» (JI. Витгенштейн) в области ее первоначальной референции. Когнитивный потенциал научной метафоры оказывается тесно связанным с тем, насколько полно метафоре удалось реализовать свои способности к моделированию предмета исследования.

5. В условиях постнеклассической рациональности методологической эффективностью отмечены социально-гуманитарные по своему происхождению метафоры. На роль дискурсивных для современной науки претендуют метафоры философской герменевтики «горизонт», «игра» и «текст». Выбранные в работе для проведения детерминационного анализа, они, однако, могут быть дополнены, например, метафорами экологии, биологического эволюционима и эзотерики. Методологически эффективные метафоры современного научного дискурса объединяет способность к целостному моделированию исследуемых предметов, не размывающему при этом сфокусированность исследования на отдельных предметных частях.

Постнеклассический этап развития современной науки обусловливает переосмысление традиционных представлений о роли метафоры в развитии научного познания. В соответствие с условиями протекания современного научного дискурса в гносеологических и логико-методологических исследованиях поддерживается и получает дальнейшее развитие подход, согласно которому метафора является не только способом выражения идеального значения, но имеет более фундаментальные связи с уровнем содержания мышления. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается, таким образом, в углублении представлений о метафоре как рефлексивном средстве научного познания, глубоко укорененным в человеческих «жизненных практиках».

Разработанная концепция детерминационного значения метафор позволяет дать оценку конкретным научным метафорам по степени их когнитивной источниковости и уровню когнитивной функциональности. Это приводит к пониманию логики функционирования метафорической рефлексии, дает ключ к объяснению причин актуализации научных метафор и, с другой стороны, причин их исчезновения из языка научных теорий.

Эмоционально-оценочная сторона познавательного отношения к предмету исследования концентрируется в ее риторических компонентах, в недисциплинарной части научного дискурса. Проведение детерминационного анализа научных метафор делает возможным осмысление имплицитно присутствующих в теории познавательных смыслов, диспозиций, а, значит, решает задачу рационализации научной теории. Благодаря этому открывается новый взгляд на первичную проблематику научной теории, на ее исторически исходные дискурсивные границы.

Выявление когнитивного потенциала научных метафор позволяет делать прогноз относительно их дальнейшего функционирование в глоссариях научных теорий, относительно их концептуальной роли с точки зрения методологической эффективности метафор как способности (предрасположенности) к экстраполяции когнитивных структур из одной сферы человеческого познания в другую. Методологическая эффективность научных метафор тем выше, чем большее количество референциальных связей им удается актуализировать.

Заканчивается диссертационная работа определением метафор, демонстрирующих методологическую эффективность в рамках динамического контекста постнеклассического дискурса. Такими метафорами, обеспечивающими интеграционные процессы приращения научного знания, являются, среди прочих, дисциплинарные метафоры герменевтики.

Практическое значение проведенного исследования заключается в возможности применении его основных положений в качестве рекомендаций ученым. В первую очередь это касается концептуальных сложностей, возникающих при создании научной теории, при решении проблем адаптации устоявшейся терминологии научной теории к динамизму познавательной практики.

Материалы диссертационной работы могут быть также использованы при организации и проведении научных дискуссий, в преподавании вузовских курсов по «Истории и философии науки», «Истории философии», «Философии науки», «Концепциям современного естествознания», «Философии языка».

Результаты, полученные в ходе исследования, не означают, что все проблемы, связанные с осмыслением когнитивных возможностей метафоры в научном дискурсе, получили свое полное разрешение. Напротив, итоги проведенной диссертационной работы ставят новые вопросы. В их числе вопрос о том, существуют ли внеконтекстуальные, то есть имманентно присущие метафорам, критерии их научности? Если есть, то какое направление должен принять поиск таких критериев? Или же демаркация подобная метафор осуществима только лишь в контексте конкретного материала научных теорий? Эти и некоторые другие вопросы мы надеемся разобрать на дальнейших этапах нашего исследования когнитивного потенциала научных метафор.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Язык науки: Популярный справочник / А. Азимов. -СПб.: Амфора, 2002. — 357 с.
  2. , К.И. Метафора в научном дискурсе / К. Н. Алексеев // Психологические исследования дискурса. — М., 2002. — С. 40−50.
  3. , К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии / К. И. Алексеев // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 73−85.
  4. , И.Ю. Человеческое познание и его компьютерный образ / И. Ю. Алексеева. М.: Наука. — 1992. — 209 с.
  5. , JT.M. Метафоризация как средство диалогичности научного текста / JI.M. Алексеева // Антропоцентрический подход к языку. — Пермь, 1998.-Ч. 1.-С. 89−102.
  6. , Т.А. Модели метафорической связи в семантике английского физического термина / Т. А. Алексеенко // Вторичная номинация в современном английском языке. Пятигорск, 1987. — С. 166−174.
  7. , A.M. Время и компьютер. Негеометрический образ времени / А. М. Анисимов. М.: Наука, 1991. — 152 с.
  8. , Ф. Введение. Трансцендентализм и возвышение и падение метафоры / Ф. Анкермист // Философские науки. — 2001. № 4. — С. 125−131.
  9. , М. Метафорический мозг / М. Арбир. М.: Мир, 1976. — С.296.
  10. Аристотель. Поэтика. Риторика. / Аристотель. СПб.: Издательство «Азбука», 2000. — 348 с.
  11. , Н.Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры М., 1990. — С. 5−20.
  12. , Г. С. Метафоры в языках религии и науки / Г. С. Баранов // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1998. — С. 4548.
  13. , Г. С. Модели и метафоры в социологии К. Маркса / Г. С. Баранов // Социологические исследования. — 1992. № 6. — С. 128−142.
  14. , Г. С. Парадоксы метафорической референции: проблема онтологии языка в аналитической философии / Г. С. Баранов // Вторые Копнинские чтения. — Томск, 1997. С. 18−22.
  15. , B.C. Кварки, протоны, Вселенная. / B.C. Барашенков. — М.: Знание, 1987.-192 с.
  16. , М.Б., Чернавцева, JI.B. Построение движения и метафора интеллекта / М. Б, Беркенблит, JI.B. Чернавцева // Компьютеры и познание: очерки по когитологии. М., 1990. — С. 22−41.
  17. , И.А. Язык символов как эпистемологический феномен / И. А. Бескова // Эволюция. Язык. Познание. — М., 2000. С. 134−161.
  18. , О.М. Референция, метафора и критерий метафоричности / О. М. Бессонова // Логико-семантический анализ структур знания: основания и применение. Новосибирск, 1989. — С. 31−63.
  19. , В.В. Язык философии / В. В. Бибихин. 3-е изд., стер. -СПб.: Наука, 2007. — 389 с.
  20. Бир, С. Мозг фирмы / С. Бир. Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1993.-С. 60−61.
  21. Бир дели, М. Метафорическое сплетение / М. Бирдсли // Теория метафоры. М., 1990. — С. 201−218.
  22. , М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. М., 1990. — С. 153−172.
  23. Бом, Д. Квантовая теория / Д. Бом. М.: Издательство «Наука», 1965. — 727 с.
  24. , С.Ю. Живая метафора истины / С. Ю. Бояринов // Культура. Образования. Духовность. Бийск, 1999. — Ч. 1. — С. 61−64.
  25. Бройль, де Л. Революция в физике (Новая физика и кванты) / Л. де Бройль. М., 1963. — 231 с.
  26. , М. Философия физики / М. Бунге. М., 1975. — 349 с.
  27. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартовский. М., 1988. — 507 с.
  28. , В.А. Метафора в прагматических матрицах / В. А. Васюков // Труды научно-исследовательского семинара логического центра Института философии РАН. М., 1997. — С. 64−70.
  29. , В.А. Ситуации и смысл: не-не-фрегевская (метафорическая) логика / В. А. Васюков // Логические исследования. М., 2002.-Вып. 9.-С. 64−89.
  30. , А. Сравнение градация — метафора / А. Вежбицкая // Теория метафоры. — М., 1990. — С. 133−152.
  31. , Ю.Б. Метафора в историческом исследовании / Ю. Б. Вертгейм // Труды всероссийского философского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина. Томск, 2002. — Сессия 1. — С. 67−70.
  32. , В. Метаморфозы метафор. Неклассическая историография в кругу эпистемологии истории / В. Вжозек // Вопросы методологии. 1995. -№ 1,2.-С. 84−101.
  33. , Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико.-Л., 1940.-619 с.
  34. , А.Е. Метафоры Интернета / А. Е. Войскуновский // Вопросы философии. 2001. — № 11. — С. 64−79.
  35. , В. Метафоры культуры / В. Волжский // Ступени: Философский журнал. 1992. — № 3 (6). — С. 17−26.
  36. , А.А. Риторика как персоналистическая философия слова / А. А. Волков // Гуманитарные исследования. Астрахань, 2003. — № 6. — С. 8593.
  37. , Р.Ю. Кварки и мир / Р. Ю. Волковский. Л.: Знание, 1986.-32 с.
  38. , Ю.А. Особенности метафоры в информатике / Ю. А. Волоснова // Лесной вестник. Мытищи, 2002. — № 3. — С. 27−33.
  39. , Е.М. Метафора и оценка / Е. М. Вольф // Метафора в языке и тексте. -М.: Наука, 1988. С. 52−65.
  40. , А.А. Тоталитарный дискурс советского периода: Опыт лингво-риторической интерпретации / А. А. Ворожбитова // Текст: Узоры ковра: научно-методологический семинар «TEXTUS». — СПб.- Ставрополь, 1999. Вып. 4., Т. 2. — С. 126−132.
  41. , Н. Концепты «вечного возвращения» и «воспоминания иного» / Н. Воронина // Mixtura verbum: онтология, эстетика, культура. -Самара, 2000.-С. 5−14.
  42. , Т.С. Метафора и истина / Т. С. Воропай // Философский век: Альманах. СПб., 1998. — Вып. 7.: Между физикой и метафизикой: наука и философия. — С. 406−414.
  43. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  44. Гак, В. Г. Метафора: универсальное и специфическое / В. Г. Гак // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 1988. С. 11−26.
  45. Гак, В.Г., Баранов, А.И., Караулов, Ю. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) / В. Г. Гак, А. И. Баранов, Ю. Н. Караулов // Вопросы языкознания. — 1993. № 3. — С. 21−25.
  46. , Г. Избранные труды / Г. Галилео- В 2 т. М.: Наука, 1964, Т. 1.-639 с.
  47. , В. Физика и философия / В. Гейзенберг. М.: Иностр. лит., 1963.-427 с.
  48. , В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. М., 1987. — 368 с.
  49. Гелл-Ман, М. Вопросы на будущее / М. Гелл-Ман // Фундаментальная структура материи. М., 1984. — С. 265−290.
  50. , О.И. Логика метафорических преобразований / О. И. Глазунова. СПб., 2000. — 190 с.
  51. , Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс- пер. с англ. и лат. А. Гутермана // Гоббс Т. Соч.: В 2 т. Т.2. сост., ред., изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. — 503 с.
  52. , Э. Креативность в паблик рилейшнз / Э. Грин. под ред. А. Н. Андреевой. — 2-е изд. — СПб.: Нева, 2004. — 256 с.
  53. , Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе / Л. Р. Грэхэм. — Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991.-480 с.
  54. , Л.Д. Метафора / Л. Д. Гудков // Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 274−277.
  55. , Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии / Л. Д. Гудков. М.: Русина, 1994. — 430 с.
  56. , Н. Метафора — работа по совместительству / Н. Гудмен // Теория метафоры. М., 1990. — С. 194−201.
  57. , С .С. Метафора — средство связи различных компонентов языка науки / С. С. Гусев // Философские науки. — 1978. № 2. — С. 70−75.
  58. , С.С. Наука и метафора / С. С. Гусев. М., 1984. — 152 с.
  59. , С.С. Упорядоченность научной теории и языковой метафоры / С. С. Гусев // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — С. 119−134.
  60. , С .С., Тульчинский, Г.Л. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. — М, 1985.- 192 с.
  61. , Д.Ю., Розин, В.М. От разоблачения метафор к созданию новых / Д. Ю. Давыдов, В. М. Розин // Мир психологии и психология в мире. — 1994.-№ 10.-С. 102−113.
  62. , Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Дарвин. -М.: Просвещение, 1986. 383 с.
  63. , С.Ю. Научность метафоры и метафоричность науки / С. Ю. Деменский. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. — 115 с.
  64. , М. Эволюция понятий квантовой механики. — Пер. с англ. / Под ред. Л. И. Пономарева. М.: Наука, 1985. — 384 с.
  65. , И.А. Метафора как способ познания: логико-гносеологический статус / И. А. Дмитриева. — Автореферат дис. канд. наук: Филос. науки. Якутский гос. ун-т. им. М. К. Амосова. — Якутск, 2000. — 21 с.
  66. , Т.Я. Метафора как средство становления научных понятий / Т. Я. Дубнищева // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Новосибирск, 1995.-С. 169−178.
  67. , Т.А. Метафора как модель смыслопорождения в науке / Т. А. Дубовая // Лингвистические явления в системе языка и тексте. — Волгоград, 1997.-Вып. 1. С. 33−45.
  68. , Д. Что означают метафоры / Д. Дэвидсон //Теория метафоры. -М., 1990. С. 173−193.
  69. , П. Суперсила / П. Девис. — Пер. с англ. Под ред. И с предисл. Е. М. Лейкина. — М.: Мир, 1989. — 272 с.
  70. , К.К. Мысль, слово, метафора / К. К. Жоль. Киев, 1984. — 287с.
  71. , А. Строение атома и спектры / А. Зоммерфельд. Т. 1. -М.: Гостехиздат, 1956. — 541 с.
  72. , Б. «Метафизика» метафоры / Б. Иванюк // Философская и социологическая мысль. Киев, 1998. — № 3. — С. 3−15.
  73. , С.В. Мир и текст в философии «лингвистического поворота» / С. В. Капныкин // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Воронеж, 2002. — С. 482−494.
  74. , Ф. Дао физики / Ф. Капра. СПб.: Орис- Яна-принт, 1994.304 с.
  75. , Р.С., Лисеев, И.К., Огурцов, А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. — М.: Интерпракс, 1995. 352 с.
  76. , И.И., Лисневский, Ю.Н. Кварки / И. И. Карпов, Ю. Н. Лисневский. — М.: Наука, 1976. 111 с.
  77. , Э. Сила метафоры / Э. Кассирер // Теория метафоры. М., 1990.-С. 33−43.
  78. Ким, В.В., Блажевич, Н. В. Язык науки: Философско-методологические аспекты / В. В. Ким, Н. В. Блажевич. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. 214 с.
  79. Ким, В. В. Семиотические аспекты системы научного познания. Философско-методологический анализ / В. В. Ким. — Красноярск: Изд-во / Красноярского ун-та., 1987. 224 с.
  80. , Л.П. Мифопоэзис научного дискурса / Л. П. Киященко // Философия науки. 2000. — Вып. 8. — С. 335−376.
  81. , Л.П. Язык когнитивно-коммуникативных стратегий: (синергетический аспект)/ Л. П. Киященко — Автореферат дис. доктора наук: Филос. науки. Ин-т философии РАН. — ML, 2001. — 43 с.
  82. , М.В. Метафоры и ценностные ориентации в педагогическом сознании / М. В. Кларин // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 34−39.
  83. , Н.И. Мифологизация речевых средств в языке современной газеты / Н. И. Клушина // Русская речь. — 1996. № 5. — С. 28.
  84. , Е.Н. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход / Е. Н. Князева // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 221−244.
  85. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994. — 207 с.
  86. , С.Н. Конвенции и метафоры в языке науки / С. Н. Коськов // Вестник Московского университета. Сер. 7. — Философия. — 1991. — № 6. -С. 20−31.
  87. , И.В. Дискурс онтологического говорения / И. В. Кузнецова // Дискурс. Новосибирск, 1998. — № 7. — С. 16−18.
  88. , Г. Г. Метафора и научное познание / Г. Г. Кулиев. Баку, 1987.- 157 с.
  89. , О.И. Метафорология: теоретические аспекты / О. И. Лагута. Новосиб. гос. ун-т. — Гуманит. фак. — Новосибирск, 2003. — 329 с.
  90. , О.Т. Феномен социальной памяти / О. Т. Лайко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 256 с.
  91. Лакофф, Дж, Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры. М., 1990. — С. 387−415.
  92. , Дж. Лингвистические гештальты / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1981. С. 350−368.
  93. , В.Я. Роль метафоры в ницшеанском пророчестве / В. Я Лалуев // Вест. Оме. отд-ния Акад. Гуманит. наук. Омск, 2000. — № 4. — С. 174−176.
  94. , Э.А. Метафора в терминологии микроэлектроники (на материале английского языка) / Э. А. Лапиня // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 1988.-С. 134−145.
  95. Ла-Роза, де. Эфир. История одной гипотезы / де Ла-Роза. М., 1914.-91 с.
  96. , С.А., Полозова, И.В. Метафора как средство познания: традиционная и нетрадиционная модели / С. А. Лебедев, И. В. Полозова // Вестник Московского университета. — Сер. 7. — Философия. — 1993. № 4. — С. 16−25.
  97. , В.Л. Онтология метафоры (Отношение к вещи в событии художественного) / В. Л. Лехциер // Философия: в поисках онтологии. -Самара, 1998. С. 222−225.
  98. , Л.Ю. Метафора и мимесис: жизнь и традиции, в художественном сознании XX века / Л. Ю. Лиманская // Искусство XX века. Итоги столетия. СПб., 1999. — С. 105−107.
  99. , Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. — Москва, 1960. — 699 с.
  100. , Г. А. Теория электронов и ее применение к явлениям света и теплового излучения / Г. А. Лорентц. Пер. с англ. — М.: ГТТИ, 1956. -471 с.
  101. , А.Ф. Знак. Символ. Миф. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1982.-С. 434−443.
  102. , А.С. Миф как источник знания / А. С. Майданов // Вопросы философии. 2004. — № 9. — С. 91−105.
  103. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры / Э. МакКормак // Теория метафоры. М., 1990. — С. 358−368.
  104. , Т. Опыт о законе народонаселения / Т. Мальтус. СПб.: Петроком, 1993.-139 с.
  105. , Д.К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля / Д. К. Максвелл. — М., 1954. — 688 с.
  106. , Д.К. Статьи и речи / Д. К. Максвелл. М., 1968. — 423 с.
  107. , Н.Б. Лидер «Парижской школы» / Н. Б. Маньковская // Философские науки. 1998. — № 2. — С. 89−93.
  108. , М.А. О трех интерпретациях квантовой механики: Об образовании понятий объективной реальности в человеческой практике / М. А. Марков. М.: Наука, 1991. — 112 с.
  109. , У., Варела, Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела. Пер. с англ. Ю. А. Данилова. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 223 с.
  110. , М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами / М. Б. Менский // Вопросы философии. — 2004. № 6. — С. 64−74.
  111. , Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. — М.: Пресс-Традиция, 2000. 642 с.
  112. , Л.А., Опенков М. Ю. Метафора оптическая / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков // Культурология. XX век: Энциклопедия. Т. 2. — СПб.: Университетская книга, 1998. — С. 230.
  113. , Л.А., Опенков М. Ю. Метафора сновидения / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков // Культурология. XX век: Энциклопедия. — Т. 2. — СПб.: Университетская книга, 1998. С. 232.
  114. , Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры / Дж. Миллер // Теория метафоры. М., 1990. — С. 236−283.
  115. , Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с.
  116. , И.Е. Концепция автопоэзиса в современном научном познании / И. Е. Москалев. Автореферат дис. канд. наук: Филос. науки. — Инт. философии РАН. — М., 2001. — 32 с.
  117. , JI.M. Взаимодействие языка и политики в символических измерениях / JI.M. Мухарямова // Вестник Московского университета. — Сер 18. Политология и социология. — 2002. — № 2. — С. 28−48.
  118. , В.В. О некоторой параллели между принципом дополнительности и метафорической структурой обыденного языка / В. В. Налимов // Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. — М., 1976.-С. 121−123.
  119. , В.В. Теория смыслов: Конструктивистские аспекты математической модели сознания /В.В. Налимов // Нелинейный мир науки, образования, культуры. М.- Астрахань, 2003. — С. 109−122.
  120. , С.С. Тропы и концепты / С. С. Неретина. М., 1999. — С.64.66.
  121. , А.Г. Познание и заблуждение / А. Г. Никитин. — М.: Прометей, 1998. 220 с.
  122. , Г., Пригожин, И. Познание сложного / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1990. — 344 с.
  123. , Г., Пригожин, И. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1979. — 512 с.
  124. , Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле / Ф. Ницше. Пер. с нем. — Науч. изд.- Минск: Харвест, 2003.- 384 с.
  125. , И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. Серия: Классики науки. — М.: Наука, 1989. — 687с.
  126. , Е.О. Концептуальная метафора / Е. О. Опарина // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — С. 65−78.
  127. Ортега-и-Гассет, X. Две великие метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры. М., 1990. — С. 68−81.
  128. , Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре / О. Ортони // Теория метафоры. М., 1990. — С. 219−235.
  129. , Дж. Слово как действие / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. — М.: Прогресс, 1986. — С. 22−129.
  130. , В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу /В.В. Петров // Вопросы языкознания. — 1990. № 3. — С. 135−146.
  131. , В.В. Научные метафоры: природа и механизм функционирования / В. В. Петров // Философские основания научной теории. — Новосибирск, 1985.-С. 176−220.
  132. , В.В. Понимание метафор: на пути к общей модели / В. В. Петров // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — С. 165−170.
  133. , В.Ю., Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка / В. Ю. Петров, Г. Н. Скляревская // Вопросы языкознания. — 1995. № 5. — С. 17.
  134. , Н.В. Знать или называть: метафора как когнитивный ресурс социального знания / Н. В. Печерская // Политические исследования. -2004.-№ 2.-С. 93−105.
  135. , М. Единство физической картины мира / М. Планк. М., 1966. — 288 с.
  136. , Н.В. Пространство метафор в научно-популярном тексте / Н. В. Позднякова // Источники гуманитарного поиска: новое в традиционном (Лингвистика. История). Сб. статей. — Под. Ред. В. К. Харченко. Белгород: БГУ, 2002. — С. 70−75.
  137. , М. Личностное знание / М. Полани. М.: Прогресс, 1985.344 с.
  138. , И.В. Метафоры в философии постмодернизма / И. В. Полозова // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 2003. -№ 2.-С. 13−29.
  139. , И.В. Онтологические основы метафоры / И. В. Полозова // Философские науки. 2003. — № 4. — С. 51−63.
  140. , И.В. Глубинные основания метафоры / Н. В. Полозова // Вестник Московского университета. Сер. 7. — Философия. — 2004. — № 3. — С. 70−85.
  141. , Л.И. Под знаком кванта / Л. И. Пономарев. М.: Наука, 1989.-368 с.
  142. , Н.С. Когнитивная метафора в концептосфере языка / Н. С. Попова // Связи языковых единиц в системе и реализации: Когнитивный аспект. Тамбов, 1999. — Вып. 2. — С. 128−134.
  143. , В.Н. Стиль научного мышления в когнитивно-методологическом, социологическом и психологическом аспектах / В. Н. Порус // Познание в социальном контексте.- М., 1994. — с.
  144. , И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. — Пер. с англ. Под. ред. Ю. А. Климантовича. — М.: Наука, 1985. — 327 с.
  145. , И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. Общ. Ред. В. Н. Аршинова и др. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  146. , М.М. Философская метафора экологической эпохи: Материалы спецкурса / М. М. Прохоров. Изд-во Нижегор. ун-та, 1995. — 242 с.
  147. , Н.С. Ларчик можно не открывать: Квантовый туннельный эффект. Полвека загадок и открытий / Н. С. Работников. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 166 с.
  148. , М.В. Метафора в языке социологической теории / М. В. Рассохина. М., 2001. — 79 с.
  149. , Д. Сочинения / Д. Риккардо. — В 2 т. Т. 1: Начала политической экономии и налогового обложения. — М.: Политиздат, 1955. — 360 с.
  150. , П. Живая метафора / П. Рикер // Теория метафоры. М., 1990.-С. 435−455.
  151. , П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / П. Рикер // Теория метафоры. М., 1990. — С. 416−434.
  152. , А. Философия риторики / А. Ричарде // Теория метафоры. -М., 1990.-С. 44−67.
  153. , Ю.М., Чулков, О.А. Метафора и символ в культурном общении / Ю. М. Романенко, О. А. Чулков // Метафизические исследования. — СПб, 1998. Вып. 5. — С. 46−59.
  154. , Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти. Новосибирск: Новосибирский университет, 1997. — 320 с.
  155. , Д.И. Имя в теории культуры: от метафор движения к оптическим метафорам / Д. И. Руденко // Язык и культура. Киев, 1993. — С. 29−32.
  156. , Р., Кофмен, Т. Эмбрионы, гены и эволюция / Пер. с англ. — М.: Мир, 1986.-404 с.
  157. , Н.Ф. От исследования метафоры к проблеме диалога / Н. Ф. Саркисян // Искусство, образование, наука в преддверии 3-го тысячелетия. Волгоград, 1999. — С. 56−59.
  158. Саркисян, Н. Ф. Метафора как свойство языка / Н. Ф. Саркисян. — Автореферат дис. канд. наук: Филол. науки. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1997.- 17 с.
  159. , В.Н. Этюды об экстраполяции / В. Н. Селиванова. — М, 1992.-С. 67.
  160. , Дж. Метафора / Дж. Серль // Теория метафоры. М, 1990. -С. 307−341.
  161. , Дж. Перевернутое слово / Дж. Серль // Вопросы философии. -1992.-№ 4.-С.58−69.
  162. , Н.В. Цвет как фундаментальная метафора науки о реальном человеке в реальном мире / Н. В. Серов // Философский век: Альманах. СПб, 1998. № 7.: Между физикой и метафизикой: наука и философия. — С. 383 389.
  163. Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская. — СПб., 1993.-С. 48−50.
  164. Г. Н. Языковая метафора в словаре. Опыт системного описания / Г. Н. Скляревская // Вопросы языкознания. — 1987. № 2. — С. 22.
  165. , А.В. Метафоры и экономика (на материале французского экономического подъязыка) / А. В. Смирнова // Метафизические исследования. СПб., 1998. — Вып. 5. — С. 360−365.
  166. , Е.Д. Роль «логических сеток» в построении теоретических картин мира / Е. Д. Смирнова // Наука: возможность и границы. -М., 2003.-С. 63−75.
  167. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М.: Эксмо, 2007. — 960 с.
  168. , С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С. Н. Ставцев. -СПб: Лань, 2000.-192 с. к*
  169. , И. Значение метафоры в способе мышления и выражение в науке / И. Стахова // Познание в социальном контексте. М., 1994. — С. 4862.
  170. , Т. Вещь и язык метафоры / Т. Степанова. М., 1992. — С. 41−42.
  171. , М.Т. Метафора «золотая середина» как ключ к пониманию общего и частного в философии морали / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. 2003. — № 3. — С. 42−48.
  172. , B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М.: Прогресс- Традиция, 2000. — 744 с.
  173. , О.Е. Социальный конструктивизм: онтологический поворот. (Послесловие к статье Б. Латура) / О. Е. Столярова // Вестник Московского университета. Сер. 7. — Философия. — 2003. — № 3. — С. 39−52.
  174. , В.А., Сыров, В.Н. Метафора, нарратив, языковая игра / В. А. Суровцев, В. Н. Сыров // Методология науки. 1998. — Вып. 3. — С. 186 195.
  175. , В.А., Сыров, В.Н. Языковая игра и роль метафоры в научном познании / В. А. Суровцев, В. Н. Сыров // Философия науки. — Новосибирск, 1999. № 1. — С. 20−30.
  176. , JI. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / JL Сьюзен. Пер. с англ. С. П. Евтушенко. -Общ. Ред. В. П. Шестакова. -М.: Республика, 2000. — 287 с.
  177. , В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте. -М.: Наука, 1988. С. 26−52.
  178. , Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. Пер. с фр. Б. Нарумова. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 384 с.
  179. , О.Р. Метафора и понимание: Образ как средство интеграции текста / О. Р. Тучина. Кубанский гос. ун-т. — Краснодар, 2000. -234 с.
  180. , С.Л. О понятии «поэтическая онтология» / С. Л. Тюкина // Вестник Московского университета. — Сер. 7. — Философия. — 2002. № 6. — С. 85−98.
  181. , Ф. Метафора и реальность / Ф. Уилрайт // Теория метафоры. М., 1990. — С. 82−109.
  182. , Б.А. Европа как метафора и метонимия (применительно к истории России) / Б. А. Успенский // Вопросы философии. -2004.-№ 6.-С. 13−21.
  183. , И.В. Метафорические образы в психологической теории виджнянавады / И. В. Утехин // Вторая науч. конф. «Дальневосточный буддизм. История. Философия. Психология». СПб., 1993. — С. 16−64.
  184. , А.И. Органическая модель-метафора общества / А. И. Фатенков. Автореферат дис. канд. наук: Филос. науки. — Нижегор. гос. ун-т. им. Н. И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 1999. — 26 с.
  185. , А.Н. Модель-метафора как универсально-конкретная форма философского дискурса / А. Н. Фатенков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Экономика и финансы. — Вып. 1.- Нижний Новгород, 2002. С. 328−332.
  186. , Н.И. Миры метафоры / Н. И. Фатиева // тенденции развития современной зарубежной философии и философской компаративистики XX века: Материалы межвузовской конференции. СПб., 1995.-С. 38−41.
  187. , Г. По разные стороны мезокосма / Г. Фолмер // Человек.- 1993.-№ 2.-С. 3−17.
  188. , С.В. Роль метафоры в познании / С. В. Франц // Эпистемы: Альманах. Екатернбург, 1998. — С. 86−97.
  189. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук (для научных библиотек) / М. Фуко. Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой, Вступительная статья Н. С. Автономовой. — СПб.: A-cad, 1994. — 482 с.
  190. , М. Археология знания / М. Фуко. Киев, 1996. — 207 с.
  191. Фукс-Киттовский, К. Проблемы детерминизма и кибернетики в молекулярной биологии / К. Фукс-Киттовский. М.: Прогресс, 1980. — 375 с.
  192. , Г. Синергетика / Г. Хакен. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  193. , Г. Синергетика: иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. -423 с.
  194. , С. От большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени / С. Хокинг. Пер. с англ. — М.: Мир, 1990. — 168 с.
  195. , Е.В. Языки науки как система / Е. В. Цветникова // Науковедение: фундаментальные и прикладные проблемы. — Красноярск, 2003.-Вып. 2.-С. 167−180.
  196. , Ю.В. О природе случайности / Ю. В. Чайковский. -Монография. Вып. 18. «Ценологические исследования». М.: Центр системных исследований. — Институт истории естествознания и техники РАН., 2001.-272 с.
  197. , И. И. Метафоры Р. Рорти и стратегии идеал-ценностного диалога / И. И. Черепов // Текст как объект многоаспектного исследования. -СПб., 1998.-Вып. 3.-С. 140−149.
  198. , JI.B. К теории поэтических тропов / JI.B. Чернец // Вестник Московского университета. — Сер. 9. Филология. — 2001. — № 2. — С. 18.
  199. , И.Н. Символическая функция сознания / И. Н. Чудновская // Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований. -Казань, 1997.-С. 149−152.
  200. , A.M., Юрьева, Н.М. К проблеме понимания метафоры / A.M. Шахнорович, Н. М. Юрьева // Метафора в языке и тексте. -М.: Наука, 1988.-С. 108−119.
  201. , Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования / Л. И. Шрагина // Психологический журнал. — 1997. Т. 18. — № 6. — С. 121−128.
  202. Эта неуловимая метафора. Обзор М. И. Панова // Общественные науки в СССР. Серия 3. — Философия. — 1991. — № 5. — С. 7−22.
  203. , Н.С. Д. Денет: самость как «центр нарративной гравитации», или почему возможны самостные компьютеры / Н. С. Юлина // Вопросы философии. 2003. — № 2. — С. 104−120.
  204. , В.А. Инновации в науке / В. А. Яковлев. М.: ИНИОН РАН, 1997.-161 с.
  205. Berggren, D. The Use and Abuse of Metaphor / D. Berggren // The Review ofMetaphorysics, 1963. Vol. 16. -N. 3. — P. 450−472.
  206. Black, M. Models and Metaphors (Studies in language and philosophy) / M. Black. Ithaca- New York, 1962. — 267 p.
  207. Boyd, R. Metaphor and Theory Channe / R. Boyd // Metaphor and Thought. Cambridge. — 1979. — P. 356−408.
  208. Carney, J.D. The Meaning of Metaphor / J.D. Carney // Philosophical Studies. 1983. — Vol. 44. -N. 2. — P. 257−259.
  209. Cooper, D. Metaphor / D. Cooper II Aristotelian Society. Vol. 5. -Oxford- Basil Blackwell, 1986. — 282 p.
  210. Davies, S. Truth-Values and Metaphors / S. Davies // Journal of Aestheties and Art Criticism. Baltimore. — 1983. — Vol. 42. — N. 3. — P. 276−314.
  211. Fiumara, G.C. The Metaphoric Process (connection between language and life) / G.C. Fiumara. London- New York: Routledge, 1995. — 196 p.
  212. Foster, M. Symbolism: The foundation of culture / M. Foster // Companion encyclopedia of anthropology / Ed. T. Ingold. New York: Routledge, 1995.-P. 336−393.
  213. Genter, D. Are Scientific Analogies Metaphors? // Metaphor: Problems and Perspectives. Sussex- New Jersey, 1982.—P. 106−132.
  214. Harre, R. Metaphor, Model and Mechanism / R. Harre // Proceedings of the Aristotelian society. London, 1960. — Vol. 60. — P. 101−122.
  215. Hausman, C.R. Metaphor, Referents and Individuality / C.R. Hausman // Journal of Aestheties and Art Criticism. Baltimore. — 1983. — Vol. 42. — N. 2. -P. 181−195.
  216. Hesse, M. The explanatory function of metaphor / M. Hesse // Revolutions and reconstructions in the philosophy of science. Bloomington -1980.-P. 111−124.
  217. Hoffman, R.R. Metaphor in Science / R.R. Hoffman // Cognition and Figurative Language. New Jersey, 1980. — P. 89−127.
  218. Johnson, M. Introduction Metaphor in the Philosophical Tradition / M. Johnson // Philosophical Perspectives on Metaphor. Minn. — 1981. — P. 9−38.
  219. Kittay, E.F. Metaphor: Its Cognitive Force and Linguistic Structure / E.F. Kittay. Oxford: Clarendon Press, 1987. — 358 p.
  220. Kuhn, Т. Metaphor of Science / T. Kulin // Metaphor and Thought. -Cambridge. 1979. — P. 411−419.
  221. Lakoff, G., Johnson, M. Conceptual Metaphor in Everyday Language / G. Lakoff, M. Johnson // Journal of Philosophy. 1980. — Vol. 77. — N. 8. — P. 460 472.
  222. Lowenberg, J. Identifyng Metaphors / J. Lowenberg // Foundations of language. 1975. -N. 2. -P, 312−341.
  223. MacCormac, E.R. Meaning Variance and Metaphor / E.R. MacCormac // The Britisn Journal for the Philosophy of Science. 1971. — Vol. 22. — N 2. — P. 142−151.
  224. MacCormac, E.R. Metaphor and Myth in Science and Religion / E.R. MacCormac. -Durham, 1976. 167 p.
  225. Man, P. The Epistemology of Metaphor / P. Man // Metaphor. -Chicago: The Univ. of Chicago Press- London, 1978. P. 1 — 28.
  226. Marcus, S. The Metaphors of the Mathematical Language / S. Marcus // Revue roumaine des sciences sociales. New York. — 1970. — Vol. 14. — N. 2. — P. 139−145.
  227. Martin, J., Harre, R. Metaphor in Science / J. Martin, R. Harre // Metaphor: Problems and Perspectives. Sussex- New Jersey, 1982. — P. 89−105.
  228. Pylyskyn, Z. Imprecisions and the «Top Down» Research Strategy // Metaphor and Thought. Cambridge. — 1979. — P. 420−437.
  229. Rotbart, D. The Semantics of Metaphor and The Structure of Science / D. Rotbart//the Philosophy of Science. 1984. -Vol. 51.-N4.-P. 595−615.
  230. Stern, J. Metaphor as Demonstrative / J. Stern // Journal of Philosophy. -1985.-Vol. 82.-N. 12.-P. 640−696.
  231. Thagard, P., Beam, C. Epistemological Metaphors and the Nature of Philosophy / P. Thagard, C. Beam // Metaphilosophy. Oxford- Cambridge, 2004. -Vol. 35.-N. 4.-P. 504−516.
  232. Turbayne, C. The Muth of Metaphor / C. Turbayne. New Haven, 1962.-117 p.
  233. White, H. Tropics of discourse. Essays in cultural criticism / H. White.-Baltimore- London.: Johns Hopkins University Press, 1978. 287 p.
  234. , JI. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // http://www.philosophy.ru/lib/philyaz/philyaz325.litmI
  235. , Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // http ://www.philosophy.ru/lib/philyaz/philyaz 326. html
  236. , Ж. О грамматологии / Ж. Деррида // http://www.philosophy.ru/library/derrida/grammatologie.html
  237. Лайтман, М. С, Свирский, Я. И. Постнеклассическая наука и каббала (на пути к возможному диалогу) / М. С. Лайтман, Я. И. Свирский // http://www.philosophy.ru/lib/philyaz/philyaz2178.html
  238. , А.Г. Язык и метафизика / А. Г. Маскапетян // http://www.philosophy.rU/libraiy/maksapetian/i. 1−41 .html
  239. , М.А. О специфике методологического мышления / М. А. Розов // http://www.auditorium.ru/books/695/8.htm
  240. , М. Бытие и время / М. Хайдеггер // http://yanko.lib.ru/books/philosoph/haydegger-butieivremya-a.html
Заполнить форму текущей работой