Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Текст как социокультурный код общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход к информационно детерминируемой социальной организации выявил также высокую степень неопределенности в понимании основ, принципов и структурных форм, на которых она может быть основана. Заданность этих форм в социальной теории и технологии по-разному интерпретируется философским, научным и экспертно-политическим сообществом, что порождает различные, порой противоречивые и неадекватные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕКСТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗНАК И ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • 1. 1. ЗНАКОВЫЙ АСПЕКТ БЫТИЯ ТЕКСТА
    • 1. 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ БЫТИЯ ТЕКСТА
    • 1. 3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 2. ТЕМПОРАЛЫЮЕ БЫТИЕ ТЕКСТА
    • 2. 1. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
    • 2. 2. ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВ: ТЕКСТЫ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ
    • 2. 3. ТЕМПОРАЛЬНОЕ БЫТИЕ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 3. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ БЫТИЕ ТЕКСТА
    • 3. 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И КОММУНИКАЦИЯ
    • 3. 2. ТЕКСТ В ЛОКАЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    • 3. 3. ТЕКСТ В ПРОСТРАНСТВЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  • ГЛАВА 4. ТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
    • 4. 1. ОПТИМИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕКСТА
    • 4. 2. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
    • 4. 3. ТЕМПОРАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Текст как социокультурный код общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность социально-философского исследования текста обусловлена возрастанием роли знаково-символических структур в условиях перехода к информационному этапу развития цивилизации. Становление информационного общества сопровождается увеличением многообразия форм знаково-символических структур, в хаотическом смешении которых субъект рискует утратить свою социокультурную идентичность. Поиск инварианта в этом многообразии делает необходимым обращение к тексту как особому способу упорядочения «мира означающих», выходящему за рамки сугубо лингвистического функционирования. Текст, таким образом, превращается в объект социально-философского анализа.

Переход к информационно детерминируемой социальной организации выявил также высокую степень неопределенности в понимании основ, принципов и структурных форм, на которых она может быть основана. Заданность этих форм в социальной теории и технологии по-разному интерпретируется философским, научным и экспертно-политическим сообществом, что порождает различные, порой противоречивые и неадекватные социальные практики. Текст как системная организация знаково-символического пространства выступает при этом не просто как способ репрезентации социальных проектов, но и как технологический инструмент упорядочения «мира означаемых». Это определяет возможность постановки вопроса о свойствах текста как способа социальной организации в пространственной и темпоральной оптимизации общества.

До недавнего времени исследование текста как начала, связующего миры «означаемого» и «означающего», декларировалось преимущественно лингвистикой, реже — социологией (в рамках постмодернистского дискурса). Технологии, создаваемые в рамках подобных исследований, позволяли решать лишь задачи интерпретации текстов. Социально-философский анализ текста как кода общества предполагает обобщение накопленного эмпирического материала, интеграцию частнонаучных подходов и создание новой программы исследования социальной реальности как органической целостности.

Постановка подобной задачи тем более своевременна, что философия постмодерна возвестила о конце социальности и разрушении социального целого, объявив все человеческое и социокультурное бытие гетерогенным текстом, отрицающим какую бы то ни было определенность. Рассматривая бытие текста в обществе, мы ставим вопрос о его способности конституировать социальную онтологию определенного типа. При этом обнаруживается способность текста не рассеивать социальность, а интегрировать социальное пространство действующих в нем субъектов.

Исследование текстовой деятельности по социокультурному кодированию и декодированию открывает новые возможности установления взаимодополнительности объективистских в своей основе социологических подходов и субъективно центрированных герменевтико-феноменологических методов исследования общества и культуры. Эти возможности обусловлены новым видением свойств текста, отражающего в себе энергетику культуры, социальных движений и продуцирующего, тем самым, новые состояния сознания, креативные импульсы, инновационные установки и ориентации. Подобная логика мышления вплетает текстовую деятельность в процессы социального управления, в принятие решений разной степени общности, разработку социальных технологий.

Социально-философский анализ текста создает предпосылки для формирования нового подхода к рассмотрению проблемы взаимоотношений личности и общества, человека и культурной целостности. Встреча индивидуального и социального, происходящая в процессе текстового кодирования и декодирования, позволяет обнаружить новые стороны механизма их взаимодействия.

В отличие от жестких рационализированных стимулов и ограничений институциональных программ, программы взаимодействия, носителями которых выступают и текст, и человек, реализуются в результате достижения эмоционально-психологического резонанса. Так обнаруживается необходимость постановки вопроса о мере укорененности социальной (текстовой) программы в человеке, что эвристично в плане конструирования прикладными социальными науками и практикой антропологически ориентированных социальных технологий.

Степень разработанности проблемы Основы данного диссертационного исследования заложены общефилософскими и социологическими теориями, рассматривающими социальную коммуникацию как фундаментальную процедуру, организующую бытие общества. К. Апель, Г. Зиммель, Н. Луман, П. Сорокин, Г. Тард, Ю. Хабермас трактовали коммуникативную деятельность как объективную предпосылку становления социальности. М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, С. Франк, Э. Фромм, К. Ясперс исследовали роль субъективного индивидуального начала в организации коммуникативного процесса. П. Бурдьё, Э. Гидденс, П. Бергер, Т. Лукман сделали акцент на изучении знаково-символических структур.

В отечественной философии данный подход представлен в работах Г. П. Бакулева, Т. М. Дридзе, В. Е. Кемерова, М. Н. Назарова, М. К. Петрова, В. И. Пржиленского, В. П. Терина, Ф. И. Шаркова.

Существенное влияние на развитие предлагаемой в диссертационной работе концепции оказали культурологические работы А. Кребера, связанные с исследованием знаково-символической сущности культуры, ее ценностных аспектов и влияния на социальную жизнедеятельность, а также труды С. С. Аверинцева, А. С. Ахиезера, М. М. Бахтина, А. В. Гулыги, А. Я. Гуревича, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, А. А. Пелипенко, Б. А. Успенского, Л. Уайта, И. Г. Яковенко, посвященные изучению креативного потенциала культуры.

Осмысление проблемы текста как социокультурного кода общества является важным этапом эволюции самой теории текста, которая во второй половине XX века стала одной из ведущих отраслей социально-гуманитарного знания. Этот статус исследования знаково-символических структур обрели, главным образом, благодаря онтологической герменевтике, в русле которой текст представляет собой результат фундаментального для человека свойства — понимать становящийся мир. В работах Г. Г. Гадамера, М. Хайдеггера, П. Рикёра текст трактуется как ведущее звено человеческой истории, гарант ее продолжения и развития.

Непреходящую значимость для развития философской теории текста имеют достижения классической филологии, связанные с особенно глубоким проникновением в тайну внутренней организации знаково-символических структур. В данном диссертационном исследовании использованы идеи К. Бюлера, Л. Витгенштейна, И. Р. Гальперина, В. Гумбольдта, П. Зюмтора, Ю. Н. Караулова, Н. С. Ковалева, Л. А. Новикова, А. А. Потебни, ВЛ. Проппа, Э. Сепира, Ф. де Соссюра, Б. Уорфа, И. Я. Чернухиной.

Как реакция на несостоявшийся западноевропейский онтологический проект и стратегия поиска форм сохранения субъектности в стремительно меняющихся социальных условиях философия постмодерна выступила с программой выхода из-под власти фундаментальных классических идеологем — больших нарраций через демистификацию форм принуждения, скрытого в артикулированных практиках, обретения свободы в маргинальных, не подвергнутых структурации сферах человеческого опыта. Программный отказ от конструирования какой-либо модели мира в силу равновероятности и равноценности всех конститутивных элементов определил приоритет концептов «игра», «случай», «спонтанность» над «причиной», «целью», «законом», «сущностью» для описания реальности, эстетических форм над этическими нормами для генерации форм поведения. Философия постмодерна создала терминологический аппарат, в котором отразился интеллектуальный стиль культуры переходного периода, сделав текст, трактуемый как синхронное единство структурно-противоречивых или гетерогенных элементов с принципиально открытой смысловой структурой и неисчерпаемыми возможностями интерпретации ключевым философским концептом. Тем самым были заданы предпосылки для осмысления текста как трансформационного механизма реальности.

Многомерность текста как ризомы задала объективную предпосылку поливариантности интерпретации, снимая постановку вопроса о правильности или неправильности, смысле, возможности существования истины, бытия и вообще чего-либо помимо видоизменяющихся знаковых форм. Однако, как и сотни лет назад, общество нуждается в надежных ориентирах, обеспечивающих его стабильность, человек стремится обрести устойчивость в меняющемся мире. Поэтому значительно большую стратегическую силу имеют исследовательские позиции, которые не отторгают традиционное знание, а задают новое понимание использования его ресурсов. Для концептуального оформления данного диссертационного проекта большое значение имеют работы современных отечественных философов Г. В. Гриненко, И. Т. Касавина, В. П. Кохановского, С. Э. Крапивенского, В. Г. Кузнецова, Л. А. Микешиной, М. Н. Эпштейна, в которых освещены отдельные аспекты социокультурной роли коммуникации и знаково-символической деятельности в организации социальной реальности.

Реализация идеи целостного исследования социальной жизнедеятельности стала возможной благодаря достижениям в области психологии и нейрофизиологии. В работах Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. А. Ухтомского, А. Н. Леонтьева показана обусловленность предметной и мыслительной активности человека знаково-символической деятельностью. В трудах основоположников психоаналитического направления философии З. Фрейда, К. Юнга, а также Ж. Лакана, С. Грофа раскрыт эвристический потенциал бессознательного начала в человеке, его роль в мыслительных процессах.

Значительное влияние на формирование авторской концепции оказали развиваемые русской классической философией идеи всеединства (В.Соловьев, Н. Трубецкой, С. Франк, В. Лосский) и медиативной роли знаково-символических структур (А.Ф.Лосев, П. Флоренский, С. Булгаков).

Объект диссертационного исследования — социальное бытие текста как способа знаково-символической организации человеческой деятельности.

Предмет — специфика представления в текстах информационно-коммуникативных связей общества.

Цель диссертационной работы — социально-философское исследование текста как социокультурного кода общества.

Данная цель реализуется при постановке и решении следующих исследовательских задач:

1. Рассмотреть социально-философские аспекты бытия текста.

2. Показать сущность социального кода общества и специфику его выраженности в тексте.

3. Исследовать темпоральные особенности текстового кодирования социального бытия.

4. Выявить специфику конституирования социального пространства в текстовом кодировании социального бытия.

5. Показать возможности текстовой деятельности в оптимизации социальной коммуникации современного общества.

Методологической основой исследования является социокультурный подход, в рамках которого человек, культура, общество рассматриваются в их устойчивой взаимосвязи и динамике взаимовлияний, текст анализируется как результат смыслополагающей деятельности, организующей социальное взаимодействие. Исследование роли текста в процессе становления социального бытия осуществляется в рамках синергетической парадигмы, позволяющей анализировать состояния сложных неравновесных систем, какими являются человек, общество, цивилизация в критических точках развития, в аспекте их самоорганизации, эволюции в процессе взаимодействия. Это делает возможным выявление принципов управления самоорганизацией, позволяет устанавливать роль в нем человека, изучать способность сознания противостоять хаосу, случайности, бифуркации путем надлежащего выбора. В диссертационной работе использованы также деятельностный и системный подходы, методики феноменологического и герменевтического анализа.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— дано определение текста как социокультурного кода общества;

— эксплицированы особенности текста как социокультурного кода общества;

— представлена интерпретация феномена энергетики текста;

— исследована проблема соотношения текста и времени, установлена зависимость событийного плана человеческой жизни от характера знаково-символической деятельности;

— обоснована темпоральная классификация знаково-символических структур;

— показан процесс конституирования социального пространства в текстовой деятельности;

— выявлены возможности оптимизации социального бытия путем гармонизирующего воздействия знаково-символических структур. Научная новизна работы раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Знаковый аспект бытия текста представляет собой единство информационно-программирующей и коммуникативно-инновационой деятельности. Таким образом поддерживается баланс воспроизводства и инновационного обновления социального порядка. Как смысловая программа, обеспечивающая организацию социального бытия и непрерывное его развитие, текст выступает в качестве социокультурного кода общества.

2. Социокультурный код имеет два функциональных уровня: базисный первичный неосознаваемый слой, связанный с изначально заложенными в человеке способностями восприятия, систематизации, упорядочивания и матричный слой сознательно формируемого пространства значений. В матричном слое кода выделяются семантический, синтаксический и прагматический аспекты, соответствующие сферам бытия знака. Фиксируя соответственно связь текста с реальностью, логику организации и управления, а также возможность самостоятельного полагания целеориентирующих программ в своей совокупности эти аспекты сообщают коду собственную логику развития, связанную с расширением значения его смыслового пространства.

3. Анализ деятельностного аспекта бытия текста позволяет выявить его коммуникативные возможности, обусловленные системным эффектом функционирования кода. Этот эффект состоит в создании ментального состояния субъектов текстовой деятельности. Его важнейшим проявлением является энергетика текста. Энергия текста — его жизнетворческая сила, способность влиять на организацию бытия людей. Она реализуется в идее или теме жизни, взятой в ее глобальном качестве противостояния смерти и разрушению, нашедшей выражение в определенной организации знаковых средств, специфическом способе актуализации значений.

4. Многообразие текстов, функционирующих в обществе, репрезентирует многообразие социальных позиций и связанных с ними событийных планов человеческой жизни, определяя постановку вопроса о выборе человеком определенной жизненной стратегии, итогом которой становится индивидуальная судьба.

5. Текст представляет собой способ создания времени как событийного плана человеческой жизни, обладающей качественными характеристиками и преисполненной смысла. Являясь принадлежностью объективного времени, он создает собственную длительность, которая формируется в сознании, укорененном в трансцендентном начале, допускающем инверсию времени. Как результат смыслополагающей деятельности текст формирует собственную ритмику, которая, воздействуя на мотивы, цели, желания людей определяет специфику темпорального бытия социума.

6. В темпоральном отношении тексты можно разделить на Осевыезадающие базовые специфические черты социальной организации и тексты актуальной повседневности, поддерживающие социальную тотальность, адаптирующие человека к развивающимся условиям жизнедеятельности. Смысловым центром человеческой истории являются тексты Осевого времени, обеспечивающие жизнеспособность общества за счет актуализации духовности как онтологической осведомленностиумения находить жизнетворческие смыслы, включаясь в сложную систему бытия, открываясь действующим в ней законам.

7. Констититуирование социального пространства осуществляется на глобальном уровне посредством текстов цивилизации и на локальном уровне через тексты религии, науки, мифа, политики, права. Текст организует социальное пространство, связывая его уровни, обеспечивая с одной стороны, универсальность и непрерывность социальной коммуникации в обществе, с другой — возможность эволюции, которая реализуется в диалектике отношений Я-Ты и Я-Оно. Осознание возможности и необходимости взаимоперехода из системы Я-Ты в Я-Оно и обратно позволяет снять «заклятие изолированности» (термин М. Бубера), обеспечив свободное и гармоничное взаимодействие субъективного и объективного начал.

8. Современная социальная реальность сформирована многоуровневым пересечением разнонаправленных текстов. Отсутствие четких критертев интерпретации создает пространство разделенных рисков. Действия субъектов, не связанные едиными принципами социальной организации, независимо от целей и форм могут носить деструктивный характер, угрожающий существованию социальной целостности. В такой ситуации важно установление социального баланса, синхронизация коммуникативных практик. Это достигается сознательно организованной текстовой деятельностью, приобретающей новые характеристики благодаря синтезу знаний Западной и Восточной культур. Направленные на расширение содержания сознания через эмоционально-чувственную открытость миру коммуникативные техники Востока, получающие научное обоснование и высокую степень рационализации в современной Западной культуре, должны обрести форму социальных технологий, определяяя принципы и устанавливая механизмы жизнеутверждающей коммуникации.

9. Пространственный аспект оптимизации социальной коммуникации состоит в согласовании знаково-символической деятельности разных масштабов. Это согласование достигается утончением форм этического отношения. Темпоральный аспект оптимизации социальной коммуникации состоит в согласовании коммуникации разных ритмов, что достигается гармоничным сочетанием настоящего, прошлого и будущего времен в смысловой структуре текста.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты дают новую концептуальную основу для дальнейших разработок по проблеме социальной коммуникации, позволяя решить ряд вопросов, связанных с формированием коммуникационного пространства и оптимизацией социальной жизнедеятельности. Выводы и основные положения.

13 диссертации могут быть использованы в преподавании базового курса философии, социологии, культурологии и ряда других гуманитарных дисциплин, а также при подготовке спецкурсов.

Апробация. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в монографии «Текст как социокультурный код общества» Волгорад, 2006 (14,4 п.л.) и ряде научных статей (из них 7 — в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК РФ). Материалы диссертации обсуждались на международных конгрессах (Волгоград 2000, Ростов-на-Дону 2002) — международных научных конференциях (Москва 2001, 2006; Санкт-Петербург 2002, 2006; Волгоград 2000, 2004; Оренбург 2006) — всероссийских конференциях (Санкт-Петербург 2004, 2006; Волгорад 2001; Таганрог 2005; Камышин 2002).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих 12 параграфов и заключения.

Список литературы

содержит 400 наименований. Общий объем 306 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях перехода к информационному обществу, когда утрачивают свою роль традиционные социокультурные регулятивы, не имеют организующей силы познавательные стратегии, направленные на изучение отдельных граней бытия человека и общества, перед научным сообществом встает задача выработки и обоснования новой исследовательской программы, снимающей противоречия существующих методов и позволяющей изучать бытие человека и общества комплексно, в единстве и взаимозависимости объективного и субъективного моментов.

Начальным этапом создания такой программы может стать социально-философское исследование текста, организующего социальную реальность и сообщающего ей возможности развития.

В данной диссертационной работе мы предложили социально-философскую трактовку текста как социокультурного кода, рассмотрев специфику организации знаково-символических структур, их роль в жизнедеятельности человека и функции в структуре социального бытия. Главный акцент в нашем исследовании сделан на проблеме оптимизации социальной коммуникации, с чем связывается представление о перспективах развития информационного общества.

Использование постмодернистской терминологии и теоретических положений синергетики в процессе социально-философского исследования позволили нам выйти на уровень более тонкого восприятия действительности, раскрыть видение, при котором оказалось возможным совмещение традиций объяснения (причинно обусловленного знания), понимания (историко-герменевтического знания) и общения (действенно-практического знания), а значит, установления условий возможности реализации экзистенциальной потребности человека обрести единство с миром, самореализоваться во взаимодействии с ним.

Социально-философское исследование текста как ключевой категории философии информационного общества, несет с собой радикальное переосмысление получивших распространение в современном социальном пространстве жизненных стратегий постмодерна. Установка на деструкцию заменяется реконструкцией значений. Отказ от больших нарраций замещается формированием образа наблюдателя, задающего способ видения и способного самоорганизовываться во взаимодействии с окружающей его средой. Резомная трактовка реальности заменяется трактовкой ее как сети, возможности расширения которой зависят от соблюдения этических норм. Отношение к жизни как к игре дополняется умением читать знаки и распоряжаться собственной судьбой. Культ витальной силы ниспровергается идеей достижения жизненной энергии, освещенной творческим разумом. Эстетизированная иллюзорность рассеивается в искусстве взаимодействия с миром, социальном творчестве.

Обращение к социально-философскому исследованию феномена текста является важным шагом на пути исследования социальной реальности в переходный период, в момент со-бытия, позволяет установить онтологические предпосылки тенденций социального развития.

Полученное таким образом знание соответствует выходу на структуру-атрактор и состоит в установлении кода как метафизического основания бытия, сообщающего определенность знаковым практикам.

Перспективы дальнейшей работы мы связываем с разработкой социальных технологий, направленных на оптимизацию жизнедеятельности человека и общества в принципиально новых условиях становления информационной цивилизации. Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит политическому тексту, в котором должно реализоваться искусство управления информационными ресурсами и тексту образовательному, направленному на обучение умению работать с информационными потоками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.
  2. Августин Аврелий, Абеляр Пьер Исповедь- История моих бедствий /Сост. и аналит. ст. В. Л. Рабиновича, ред. Д.М.Носов- пер. с лат. М.: Республика, 1992.-335с.
  3. Н.С. Понимание и язык / Познание и язык: Критический анализ герменевтических концепций. М.: Изд-во Ин-та философии АН СССР, 1984.-С. 5−22.
  4. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. 2005.-303с.
  5. С.С. Информационность критерий содержательности духовных ценностей // Социально политический журнал. — 1998. — № 3. — С.58−72.
  6. И.Л. Осторожно с часами истории (Методологические проблемы цивилизационного процесса) // Вопросы философии. — 1998. -№ 9. С. 38 -53.
  7. Аристотель. Об истолковании // Собр. соч.: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1978.-Т.2.- С.91−117.
  8. Аристотель. Поэтика // Собр. соч.: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1983. -Т.4. — С. 645−681.
  9. Аристотель // Собр. соч.: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1976. — Т.1. -550с.
  10. А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости // Вопросы философии. 1998. -№ 6. — С.133−167.13
Заполнить форму текущей работой