Информатизация системы народного образования: Социально-философский анализ
Диссертация
Создание системы народного образования, способной готовить новые поколения людей к жизни в условиях информационного общества. — одна из наиболее принципиальных и актуальных проблем. Происходящие в настоящее время изменения в системах народного образования в данном отношении выступают в своей мере как переломные, не укладывающиеся в ставшие традиционными формы организации учебного процесса… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕХНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- 1. 1. Социальная роль техники
- 1. 2. Актуальные проблемы информатизации современного общества
- ГЛАВА II. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Система народного образования в эпоху становления информационного общества
- 2. 2. Повышение, качества образования и современные информационные технологии
Список литературы
- Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопр. филос., 1992, № 8. С. 146 157.
- Абрамова Н. Т. Природа и статус перцептивного строя сознания // Философия науки. М., 1996- Вып. 2.
- Абрамова Н. Т. Невербальные мыслительные акты в зеркале рационального сознания // Вопр. филос., 1997, № 7.v4. Абрамова Н. Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопр. филос., 1998, № 6. С. 58 65.
- Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ. М.: Прогресс, 1989. — С. 364 — 371.
- Алексеев Г1.В., Панин A.B. Философия. М.: Проспект, 1997. — 568 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973. и9. Артемов В. М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования // Философия и общество, 1998, № 5. С. 118 136.
- Аткинсон Р. Память и процесс обучения. — М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
- V1 1. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопр. филос., 2000, № 7. С. 37−42.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984—1985. М&bdquo- 1986. С. 80—160.
- Бекренев А., Михелькевич В. Интегрированная система многоуровнего высшего технического образования // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 111 -121.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
- Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М.: Институт философии РАН, 1997.
- Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. 250 с.
- Бердяев I I. А. Природа и свобода. Космическое приобщение и рабство у природы // Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Бердяев 11. А. Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи) // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — С. 317 — 362.
- Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк, 1989.
- Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970.
- Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы // Социальное прогнозирование. N4., 1975.
- Бестужев-Лада И. В. Образование: традиции и перспективы // Вопр. филос. 1999. №З.С. 4−7.
- Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. — М., 1991.
- Библер B.C. Самостоянье человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида. Кемерово, 1993.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Исаев Ю. В., Морозов В. В. Информатика в понятиях и терминах. М., 1991.
- Бростюк В.В. Специфика дистанционного образования в техническом университете//Дистанционное образование, 1998, № 5. С. 31 -32.
- Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.
- Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопр. филос. 1999. № 3. С. 12- 19.
- Булин-Соколова F. И. Институт новых технологий образования.
- Философия и практика // Информатика и образование, 1998, № 2. С. 19 -23.
- Варламова Е. П. Методика «Контрасты вашей судьбы» // Воспитание и развитие личности. Международная научно-практическая конференция. -М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 38—40.
- Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 144 с.
- Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -808 с.
- Вернадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. М.: Наука, 1965.
- Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.
- Воронин A.A. Техника как коммуникационная стратегия // Вопр. филос., 1997, № 5. с. 96 105.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. — 480 с.
- Высшее образование в Европе. Том XXI, № 3, 1997.
- Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. М.: Политиздат, 1991.
- Гегель Г. Наука логики. М., 1974.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1975.
- Гендин А. М. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970.-436 с. v46. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-пресс», 1995.-448 с.
- Горбатов С. В., Лысков Б. Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. — 1992. Сер. 6. Вып. 1, № 6. С. 70 — 77.
- Гордон Л. Времена и сроки демократических перемен: тяжкая медлительность исторического движения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999, № 5.
- Грибов Л. Вузы и высшее образование? // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 93 -96.v50. Гусейнов A.A. Выражение кризиса и симптомы обновления // Borip. филос. 1999. № 3. С. 7- 12.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Дернер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997.
- Динамика ценностей населения реформируемой России // Под.ред. H.H. Лапина и Л. А. Беляевой. М.: УРСС, 1996.
- Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, — 192 с.
- Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. М., 1996. -108 с.
- Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, 1994, № 3. С. 10−12.
- Домрачев В.Г., Багдасарян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 79 -87.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.
- Зандер В.В. Информационные технологии качественно изменяютучебно-воспитательный процесс // Информатика и образование. 1997. № 3. С. 25 — 26.
- Заславская Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики. Куда идет Россия? (Трансформация социальной сферы и социальной политики). — М.: Дело, 1998.
- Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999.
- Зенько A.A. Общество и оформление его социальности. Автореф. канд. дисс. на соиск. уч. степени канд. философских наук. Красноярск, 1999.
- Иванников А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 87 93.
- Иванов В.И. Легион и соборность // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.1/69. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. 2-е изд.-М., 1984.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
- Ильин Г. О пользе заблуждений // Вестник высшей школы. 1999. № 5. С. 18−22.
- Кампиц Г1. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики критика техники — этика // Вопр. филос. — 1998. № 5. С. 49 — 55.
- Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. (Т. 4. Ч. 2. М., 1997. 364 с. Т. 3. — М., 1997. 340 с.)v74. Карлов И. В. Оценка затрат на высшее образование // Alma Mater. 1996. Вып. 1.
- Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопр. филос. 1998. № 11. С. 3−19.
- Каширин В.П. Философские вопросы технологии: социологические. методологические и техноведческие аспекты. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1988.-286 с.
- Каширин В.П. Науковедение. Актуальные проблемы научного знания. -Новосибирск, 1998.- 101 с.
- Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2000. № 5. С. 2 — 7.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 221 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
- Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Научи, тр. ВНИИ профтехобразования. Вып. 32. Л., 1976. С. 5—25.
- Ковалевич В.Т. Научно-технический прогресс и проблемы активности личности // Прогнозирование социальных последствий научно-технического прогресса. Красноярск, 1989.
- Ковалевич В.Т. Успешная социализация личности в инновационных образовательных системах // Инновационные технологии развивающего обучения. Красноярск, 1996.
- Ковалевич В.Т. Формирование человеческих ресурсов производства на стадии образования // Вестник Красноярского Государственного Технического Университета. Вып. 17. Психология и управление. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 6 —16.
- Косолапов В.В. Горизонты XX века. М., 1973.
- Кривошеев А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ//Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 12−20.
- Кулутаева М.Д. Философско-педагогические тенденции в современном идеализме. Харьков: Выща шк., 1988. — 150 с.
- Кумбс Ф. Кризис образования. Системный анализ. М., 1970.
- Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
- Лекторский В.А. О философском взгляде на образование // Вопр. филос. 1999. № 3. С. 3 -4.
- Леонтьев А.II. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
- Лосев А.Ф. Я считаю себя человеком культуры // Лит. газета. 11.11.1998. и 95. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.:1. Наука, 1974, — 172 с.
- Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. докт. дис. СПб., 1992.
- Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996.
- Мамардашвили М. К. Философия и личность. Человек. — 1994. — Вып. 5. С. 5 — 19.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
- Марков Н. В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. -М.: Политиздат, 1973.
- Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1951.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. 1956.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857 1861 гг. — М., 1980.
- Михайлов Ф. Т. Аксиомы педагогики // Философские исследования. 1998. № 4. С. 5−39.
- Науковедение. Фундаментальные и прикладные аспекты / Под ред. Каширина В. П. Красноярск, 1998. — 122 с.
- Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития / Под ред. Каширина В. П. Красноярск, 1999. — 194 с.
- Наумова Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? М.: УРСС, 1999.
- Научно-техническая революция и общество / Под ред. Дряхлова Н. И. и др. М.: Мысль, 1973.
- Научно-техническая революция и социальный прогресс / Материалы международного симпозиума. М., 1974.
- Научно-технический прогресс и воспроизводство / Под ред. Тюльпанова С. И. -М.: Наука, 1969.
- Огурцов А. П. Отчуждение // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 189 194.
- Поддьяков А. Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопр. филос. 1999. — № 8. С. 119 — 128.
- Полетаев И. А. «Трудный период» кибернетики и американские роботы // Вступ. статья к сб. «Человеческие способности машин». М.: Советское радио, 1971.
- Престон К. Информатизация: взгляд из Великобритании // Информатика и образование, 1999, № 4. С. 85 89.
- Проблема сознания в современной западной философии / Отв. ред. Кузьмина Т. А. М.: Наука, 1989.-252 с.
- Радищев А. Н. Избранные философские и общественные произведения. М., 1952.
- Ракитов Л.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
- Рац М.В. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании // Вопр. филос. 1996.-№ 9. С. 169 — 177.
- Роберт 11.В. Учебный курс «Современные информационные и коммуникационные' технологии в образовании» // Информатика и образование, 1998, № 8. С. 77 80.
- Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопр. филос. 1996. — № 3. С. 19 — 28.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 263 с.
- Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопр. филос., 2000, № 7. С. 53 -61.
- Серафимов Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 36−45.
- Симаков В.С. Онтологические и гносеологические аспекты оценки производственных кадров и кадровых процессов. Автореф. канд. дисс. на соиск. уч. степени кандидата философских наук. Красноярск, 1999.
- Современная научно-техническая революция. Историческое исследование. М., 1970.
- Соловов А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 31 -36.
- Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М&bdquo- 1988.
- Соловьев В. С. Смысл любви // Русский космизм: Антологияфилософской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М: Педагогика — Пресс, 1993. С. 97−103.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992.
- Спенсер Г. Основания социологии // Западно-Европейская социология XIX века: Тексты. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 279 321.
- Степин В. С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 744 с.
- Степнин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.
- Сухово-Кобылин А. В. Философия духа или социология (учение Всемира)
- Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М: Педагогика — Пресс, 1993. С. 52 — 63.
- Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России //Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 3 10.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123 132.
- Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
- Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. -М: Педагогика Пресс, 1993. С. 69- 78.
- Федько О.С., Соболева H.H. Управление системой дистанционного образования в ВУЗе // Дистанционное образование, 1998, № 5. С. 27 31.
- Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопр. филос., 1999, № 3. С. 3 54.
- Фролов И.Т. Генетика и диалектика. М., 1968.
- Фролов И.Т. Жизнь и познание. М., 1981.
- Хайдеггер M. Разговор на проселочной дороге. Сборник: Пер. с нем. / Под ред. A.JI. Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. — 192 с.
- Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
- Хантингтон С.П. Запад уникален, но не универсален. МэиМО. 1997. № 8.-С. 84 — 93.
- Хоружий С.С. Род или недород? // Вопр. филос. 1997. № 6. С. 53 -68.
- Христочевский С.А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? // Информатика и образование. 1997. № 3. С. 75 -79.
- Хуторский А. Плавающий колобок. Как одновременно обучать всех по-разному // Учительская газета. 1996. № 48.
- Циолковский К.Э. Космическая философия // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. -М: Педагогика Пресс. 1993. С. 278 — 281.
- Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. -М: Педагогика Пресс, 1993. С. 264 — 278.
- Чуринов H. М. Реальность физическая и информационная. -Красноярск: CAA, 1995. 233 с.
- Чуринов H. М. Два проекта науки и их модели мира // Информационная реальность и цивилизация. Сборник научных трудов. Вып. 2, Красноярск, 1998. С. 10 38.
- Чуринов H. М. Две концепции информатизации и компьютеризации общества // Информатизация в образовании. Красноярск, 2001. С. 58 -59.v159. Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: ЯрГУ, 1981. — 72 с.
- Шарден, Пьер Тейяр де. Феномен человека. М., 1987.
- Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. № 2. С. 5 13.
- Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: «Наука», 1993.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
- Щенников С. Опыт ЛИНК по развитию открытого дистанционного образования в регионах России // Вестник высшей школы, 1999, № 5. С. 9 15.
- Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 424 с. ^ 166. Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество // Обществои экономика. 1999. — № 10−11.
- Яковец 10.В. Теория предвидения Н. Д. Кондратьева и формирование новой парадигмы прогнозирования // Теория предвидения п будущее России / Под ред. Яковца 10.В. М., 1997. С. 13−19.
- Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопр. филос. 1996. — № 3. — С. 29 — 34.
- Benson J. Who is the autonomous man. Philosophy, 1983, v. 58, p. 223.
- Bo Goranson & Magnus Florin (eds.). Artificial Intelligence, Culture and Language: Education and Work. Springer Verlag. London, 1991.
- Demetriou A., Efklides A., Papadaki M., Papantoniou G., Economou A. Structure and development of causal-experimental thought: From early adolescence to youth // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29. № 3. P. 480 -497.
- Taba H. Curriculum development: Theory and practice / Under the general editorship of B. Spaulding. N.Y. — Burlingame, 1962.
- Welford A.T. On the human demands of automation: Mental work conceptual model, satisfaction and training // Industrial and business psychology. Copenhagen. — 1961. — Vol. 5. — P. 182 — 193.