Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информатизация системы народного образования: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание системы народного образования, способной готовить новые поколения людей к жизни в условиях информационного общества. — одна из наиболее принципиальных и актуальных проблем. Происходящие в настоящее время изменения в системах народного образования в данном отношении выступают в своей мере как переломные, не укладывающиеся в ставшие традиционными формы организации учебного процесса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕХНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
    • 1. 1. Социальная роль техники
    • 1. 2. Актуальные проблемы информатизации современного общества
  • ГЛАВА II. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Система народного образования в эпоху становления информационного общества
    • 2. 2. Повышение, качества образования и современные информационные технологии

Информатизация системы народного образования: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена объективными потребностями развития системы народного образования в современный период. Внедрение новых информационных технологий во все сферы общественной жизни, особенно в народное образование влечет за собой необходимость анализа соответствующих социальных последствий, а также дополнительных ¦ специальных философских исследований. Раскрываются перспективы повышения качества образования на основе новейших технологий. При этом выясняется, что внедрение информационных технологий является мощным средством повышения качества подготовки специалистов с учетом того очевидного обстоятельства, что социальные институты обладают высокой степенью неповторимости и уникальности и требуют разработки специфических технологий применительно к каждому из них.

Современные информационные технологии создают особые возможности в системе образования, влекут за собой расширение границ образовательного пространства (построение открытой образовательной системы), индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемое^ и динамической адаптации учебных программ, требуется коренное изменение традиционных технологий получения нового знания посредством эффективной организации познавательной деятельности, актуализации средств Интернета и телекоммуникационных технологий, на базе глобальных телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем. Эти и многие другие возможности пока что очень слабо используются в образовательных процессах, в том числе по причинам слабой изученности их достоинств в рамках реальной педагогической практики.

Процесс информатизации общества противоречив. С одной стороны, происходит становление информационного общества, с другой, выясняется явная недостаточность исследований, касающихся его последствий для личности, общества и общественных функциональных подсистем (например. системы образования), их способности адекватно реагировать на быстро меняющуюся действительность, на уязвимость Интернета и других информационных систем, информационный терроризм и т. д. При этом теоретико-философский анализ изменяющейся ситуации требует подходов, позволяющих реализовать возможности информационных технологий с учетом специфики каждого общества с тем, чтобы эти технологии служили не обезличиванию обществ, а усиливали их преимущества при решении образовательных задач. И в этих значениях возрастает актуальность учета быстро изменяющейся структуры деятельности, технологии прогнозирования этих изменений, эффективных обратных связей и т. д.

Возможности теоретического осмысления вопросов технических инноваций во многом определяют практическое их решение, их социальную значимость. Поэтому всестороннее исследование информатизации социальных систем является предпосылкой и необходимым условием развития общества. В этой связи особую актуальность обретает поиск более совершенных и эффективных форм организации и управления образовательными процессами с учетом происходящей информатизации всех сфер общественной жизни.

Создание системы народного образования, способной готовить новые поколения людей к жизни в условиях информационного общества. — одна из наиболее принципиальных и актуальных проблем. Происходящие в настоящее время изменения в системах народного образования в данном отношении выступают в своей мере как переломные, не укладывающиеся в ставшие традиционными формы организации учебного процесса. Возможности адекватного воздействия на данные процессы имеют существенное общественное значение. Установление зависимости системы народного образования от ее обеспеченности компьютерами, специалистами по информатике, обучающими программами, информационными технологиями и т. д. влечет за собой профанацию народного образования, вследствие нейтрализации воспитательной функции указанной системы, минимизации практики подготовки профессорско-преподавательских кадров, блокирования вузовской науки, научно-исследовательской работы студентов и т. д.

Установление указанной зависимости — это установление диктата центра над регионами. Активно развивающиеся способы обучения на базе современных информационных технологий актуализируют идею непрерывного образования, методологию дистанционного образования. Вопрос дистанционного образования вызывает широкий резонанс образовательного сообщества: горячие дискуссии, столкновение мнений, полное принятие и не менее решительное отторжение. Такое положение дел свидетельствует о том, что педагоги, ученые, общественные деятели, родительская общественность стремятся всесторонне изучить проблему, не допустить перегибов в работе системы народного образования, учесть возможные негативные социальные последствия от чрезмерно радикальных нововведений, безрассудного реформ ирования.

Характеристика степени разработанности проблемы. Необходимость социально-философского осмысления проблемы взаимодействия между человеком и техникой подчеркивали Н. Л. Бердяев. М. Хайдеггер, Т. Адорно, О. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, многие другие философы. В этой области работали и продолжают работать разные научные школы, творческие коллективы и т. д.

Вопросы трансформации образовательных институтов в условиях стремительной социальной динамики исследовались как отечественными, так и зарубежными социальными философами на разнообразном историко-культурном материале (П. Сорокин, Дж. Дыои, Ф. Кумбс, Т. Парсонс, Д. Белл, П. Штомпка, Т. И. Заславская, В. А. Ядов, Л. А. Беляева, В. Т. Ковалевич и др.).

В настоящее время информатизация образования является актуальным направлением его модернизации. Информатизация — не только средство, но, скорее, основное содержание преобразования сферы обучения. Как отмечают специалисты, информатизация общества, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации, особенно знанийисследуется становление новых социальных институтов вследствие компьютеризации общества, которая влечет преобразование всех общественных подсистем, в том числе, сферы образования (А. И. Ракптов, Ф. Т. Михайлов).

Информатизация общества, согласно А. И. Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации, особенно знаний. В ходе процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура — информационное общество, знаменующее преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений. Роль информационных технологий в образовании характеризуется как совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Однако, в целом специфика информационных технологий в подобном подходе раскрывается неполно, компьютеры здесь не изменяют, а только дополняют учебный процесс новыми техническими возможностями. В социально-философском аспекте проблема трансформации образовательного пространства в ходе его информатизации разработана недостаточно. Ф. Т. Михайлов показывает, что освоение теоретического мышления невозможно в опосредованном техникой общении «учительученик». Формы рефлексии, свойственные диалектическому сознанию, оформляются и транслируются из поколения в поколение только при условии создания реального общения людей и коллективного субъекта учебной деятельности.

Существует угроза того, что негативные последствия информатизации системы народного образования могут оказаться преобладающими. Именно поэтому так важно показать необходимость всестороннего анализа информатизации общественной жизни, развертывания информационной цивилизации и информационной культуры, с учетом основных типов общества и особенностей их общественной жизни.

Несмотря на то, что процессы информатизации общества весьма существенно изучены, однако процессы информатизации народного образования, с учетом основных типов общества и особенностей их общественной жизни, не нашли необходимого отражения.

Выделенные проблемы обусловили содержание данной работы.

Объект исследования — система народного образования.

Предмет исследования — структурно-функциональный анализ процесса информатизации системы народного образования.

Цель и задачи работы. Цель исследования — показать процессы информатизации и компьютеризации системы народного образования в функциональном и институциональном плане.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

1. Изучить основные тенденции исследования технического прогресса, влияния компьютерной техники на жизнь общества.

2. Выявить актуальные направления информатизации жизни общества и их потенциал для совершенствования системы народного образования. Дать анализ процесса информатизации и компьютеризации системы народного образования, эффективности компьютерных технологий в образовательных процессах.

3. Исследовать динамику развития системы народного образования в ходе ее информатизации.

4. Показать преимущества организационных форм образовательного процесса, базирующегося на современных информационных технологиях.

Методологические предпосылки исследования. Базовым методологическим основанием нашей работы является диалектический метод, принципы детерминизма, теории отражения и диалектической логики. Решение рассматриваемых в диссертационном исследовании теоретических проблем опирается также на достижения теории деятельности, согласно которой индивидуальное развитие субъекта происходит через развитие общественных форм его деятельности и реализацию принципов единства сознания и деятельности.

В работе широко использованы общенаучные подходы и методы: восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, мысленный эксперимент, анализ, синтез, деятельностный, системный подходы.

Научная новизна исследования.

1) показано, что в современном обществе информатизация системы народного образования является необходимым условием адекватной жизни общества социализации и профессионального самоутверждения человека;

2) установлена необходимость адаптации системы народного образования в условиях глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, внедрения информационных технологий в процесс обучения в зависимости от логики современных изменений в жизни общества;

3) показано, что информатизация и компьютеризация системы народного образования составляют диалектическое единство двух процессов, раскрывающих объективную диалектику структуры и функции, где компьютеризация раскрывается как проникновение компьютерной техники в организацию учебного процесса и корректировка его институционального оформления, а процесс информатизации корректирует состав функций этих институтов;

4) установлено, что процессы информатизации и компьютеризации системы народного образования в тех случаях, когда они реализуются без учета специфики общественной жизни и типа общества, реально содействуют усугублению образовательного кризиса;

5) доказано, что формирование стратегии информатизации и компьютеризации системы народного образования с учетом ее специфики является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития общества.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты намечают перспективы дальнейшего изучения информатизации образования в контексте широких трансформаций жизни общества, связанных с повсеместным внедрением информационных технологий.

Положения и выводы диссертации могут использоваться в ходе чтения специализированных курсов, посвященных логическим, культурологическим и социально-философским проблемам технического прогресса, личностного и профессионального образования, в практике обретения профессии в ходе учебного процесса, а также для формирования комплекса информационных технологий, позволяющих реализовывать обоснованную социальную политику в области образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и перечня цитируемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подведем краткие итоги работы и охарактеризуем некоторые перспективы исследований в сфере информатизации образования. Основное позитивное содержание работы связано с раскрытием значения современных информационных технологий для развития образовательных процессов. Резюмируя анализ значения информатизации общественной жизни, в том числе образовательных процессов, можно сделать следующие выводы:

1. современная система народного образования в России нуждается в серьезных изменениях в связи с активным внедрением во все сферы общественной жизни современных информационных технологий;

2. потенциал информационных технологий в образовании раскрывается многопланово, открывая возможности совершенствования методологии и стратегии определения содержания образования;

3. интенсивное развитие технических средств информационных технологий обучения предоставляет огромные образовательные потенциалы и хорошие дидактические возможности, эффективность реализации которых в значительной мере зависит от их методического обеспечения;

4. информационные технологии позволяют реализовать две современные образовательные идеи — организацию непрерывного образования и индивидуально-ориентированное обучение;

5. принцип моделирования профессиональной деятельности посредством информационных технологий позволяет управлять процессом обучения, облегчая объединение разрозненных представлений в целостные системы;

6. информатизация образования обеспечивает значительную дифференциацию системы обучения, в том числе, свободу выбора «траектории обучения»;

7. повышается эффективность обучения посредством его индивидуализации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и учащегося, а также за счет совершенствования управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, модернизации механизмов управления системой образования;

8. современные информационные технологии позволяют решать задачи эффективной интеграции различных образовательных институтов;

9. внедрение автоматизированных учебных курсов (например, компьютерных тренажеров) в образовательный процесс предполагает разработку и применение специальных учебных средств, подводящих учащихся к мотивированному и грамотному использованию таких систем автоматизации профессиональной деятельности.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития способностей учащегося и личности в целом, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

На основании изложенного, можно сформулировать следующие рекомендации к организации образовательных процессов.

Предложенное в данное работе понимание роли компьютерных средств в профессиональном образовании ориентировано на создание не отдельных фрагментов, а комплексов, обеспечивающих полноценную проработку учебного материала от теории до решения нетиповых задач. Именно целостное представление о классах явлений характеризует результат обучения на уровне субъекта учения. Концептуально трудно формировать интегральный образ явления на «отдельно стоящих» академических дисциплинах, что является наиболее распространенным способом организации учебного процесса в образовательной практике. Необходимо целостное предъявление учебного содержания (например, при помощи компьютерной версии), позволяющее моделировать исследуемое явление или деятельность, что является средством понимания закономерностей этих явлений.

Важно учитывать индивидуальный характер освоения учащимися учебного содержания. Учащимся свойственна индивидуальная динамика освоения способов деятельности, что необходимо учитывать в практике образования, обеспечивая условия для индивидуального хода обучения. Современные компьютерные технологии позволяют предъявлять учебный материал при помощи задач различного уровня сложности (в том числе, заданий проблемного характера), а также обеспечивают оперативную обратную связь о ходе и результатах обучения, что дает возможность разрабатывать индивидуальные траектории обучения.

Способ решения учебных задач учащимся позволяет оценить его наличный уровень обученности и определить необходимые формирующие воздействия. Оперативная обратная связь для организатора процесса обучения является важнейшим фактором, позволяющим разрабатывать индивидуальные траектории обучения. Данная идея может быть обеспечена определенной организацией учебного материала при помощи задач различного уровня сложности, которые могут быть «подстроены» под конкретного учащегося, в зависимости от его наличного уровня овладения учебным содержанием. Учебная информация предъявляется в различных режимах, что позволяет индивидуализировать ход обучения, учитывая «слабые» стороны отдельного учащегося. Важно проводить обучение не в зависимости от заранее подготовленного и обязательного для исполнения количества заданий, а в зависимости от успехов учащегося.

В данной работе рассмотрены возможные подходы к решению одной из захватывающих проблем современной науки и представлено наше понимание актуальных проблем, стоящих перед обществом на современном этапе развития человеческой цивилизации в целом. Мы полагаем, что образовательные технологии на основе современных средств работы с информацией соответствуют общей тенденции демократизации общественной жизни.

Результаты проведенной работы, в которой соединены теоретический (методологический) и прикладной аспекты, позволяют наметить некоторые перспективные направления дальнейших исследований в рамках поставленной проблемы. Предметом специальных разработок могут стать: изучение условий сознательного выбора учащимся стратегии организации собственного учебного процессавозможности осознанного применения различных способов деятельности, то есть развитие субъективной составляющей в деятельности учащегосяопределение оптимальной степени сложности задач (что позволит максимально стимулировать интерес к деятельности, но не вызвать ее распада).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Экзистенция как свобода // Вопр. филос., 1992, № 8. С. 146 157.
  2. Н. Т. Природа и статус перцептивного строя сознания // Философия науки. М., 1996- Вып. 2.
  3. Н. Т. Невербальные мыслительные акты в зеркале рационального сознания // Вопр. филос., 1997, № 7.v4. Абрамова Н. Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопр. филос., 1998, № 6. С. 58 65.
  4. Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ. М.: Прогресс, 1989. — С. 364 — 371.
  5. Алексеев Г1.В., Панин A.B. Философия. М.: Проспект, 1997. — 568 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  7. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973. и9. Артемов В. М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования // Философия и общество, 1998, № 5. С. 118 136.
  8. Р. Память и процесс обучения. — М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  9. V1 1. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопр. филос., 2000, № 7. С. 37−42.
  10. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  11. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984—1985. М&bdquo- 1986. С. 80—160.
  12. А., Михелькевич В. Интегрированная система многоуровнего высшего технического образования // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 111 -121.
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
  14. Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М.: Институт философии РАН, 1997.
  15. А. Два источника морали и религии. М., 1994. 250 с.
  16. Бердяев I I. А. Природа и свобода. Космическое приобщение и рабство у природы // Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  17. Бердяев 11. А. Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи) // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — С. 317 — 362.
  18. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк, 1989.
  19. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970.
  20. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы // Социальное прогнозирование. N4., 1975.
  21. Бестужев-Лада И. В. Образование: традиции и перспективы // Вопр. филос. 1999. №З.С. 4−7.
  22. В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.
  23. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. — М., 1991.
  24. B.C. Самостоянье человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида. Кемерово, 1993.
  25. Г. А., Извозчиков В. А., Исаев Ю. В., Морозов В. В. Информатика в понятиях и терминах. М., 1991.
  26. В.В. Специфика дистанционного образования в техническом университете//Дистанционное образование, 1998, № 5. С. 31 -32.
  27. М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.
  28. Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопр. филос. 1999. № 3. С. 12- 19.
  29. Булин-Соколова F. И. Институт новых технологий образования.
  30. Философия и практика // Информатика и образование, 1998, № 2. С. 19 -23.
  31. Е. П. Методика «Контрасты вашей судьбы» // Воспитание и развитие личности. Международная научно-практическая конференция. -М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 38—40.
  32. И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 144 с.
  33. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -808 с.
  34. В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. М.: Наука, 1965.
  35. Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.
  36. A.A. Техника как коммуникационная стратегия // Вопр. филос., 1997, № 5. с. 96 105.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. — 480 с.
  38. Высшее образование в Европе. Том XXI, № 3, 1997.
  39. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. М.: Политиздат, 1991.
  40. Г. Наука логики. М., 1974.
  41. Г. Энциклопедия философских наук. М., 1975.
  42. А. М. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970.-436 с. v46. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-пресс», 1995.-448 с.
  43. С. В., Лысков Б. Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. — 1992. Сер. 6. Вып. 1, № 6. С. 70 — 77.
  44. Л. Времена и сроки демократических перемен: тяжкая медлительность исторического движения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999, № 5.
  45. Л. Вузы и высшее образование? // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 93 -96.v50. Гусейнов A.A. Выражение кризиса и симптомы обновления // Borip. филос. 1999. № 3. С. 7- 12.
  46. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  47. Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997.
  48. Динамика ценностей населения реформируемой России // Под.ред. H.H. Лапина и Л. А. Беляевой. М.: УРСС, 1996.
  49. Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, — 192 с.
  50. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. М., 1996. -108 с.
  51. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, 1994, № 3. С. 10−12.
  52. В.Г., Багдасарян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 79 -87.
  53. Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
  54. Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.
  55. В.В. Информационные технологии качественно изменяютучебно-воспитательный процесс // Информатика и образование. 1997. № 3. С. 25 — 26.
  56. Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики. Куда идет Россия? (Трансформация социальной сферы и социальной политики). — М.: Дело, 1998.
  57. А.Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999.
  58. A.A. Общество и оформление его социальности. Автореф. канд. дисс. на соиск. уч. степени канд. философских наук. Красноярск, 1999.
  59. А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 87 93.
  60. В.И. Легион и соборность // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
  61. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.1/69. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. 2-е изд.-М., 1984.
  62. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
  63. Г. О пользе заблуждений // Вестник высшей школы. 1999. № 5. С. 18−22.
  64. Кампиц Г1. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики критика техники — этика // Вопр. филос. — 1998. № 5. С. 49 — 55.
  65. И. Сочинения на немецком и русском языках. (Т. 4. Ч. 2. М., 1997. 364 с. Т. 3. — М., 1997. 340 с.)v74. Карлов И. В. Оценка затрат на высшее образование // Alma Mater. 1996. Вып. 1.
  66. Н.В. Преобразование образования // Вопр. филос. 1998. № 11. С. 3−19.
  67. В.П. Философские вопросы технологии: социологические. методологические и техноведческие аспекты. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1988.-286 с.
  68. В.П. Науковедение. Актуальные проблемы научного знания. -Новосибирск, 1998.- 101 с.
  69. В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2000. № 5. С. 2 — 7.
  70. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 221 с.
  71. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
  72. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Научи, тр. ВНИИ профтехобразования. Вып. 32. Л., 1976. С. 5—25.
  73. В.Т. Научно-технический прогресс и проблемы активности личности // Прогнозирование социальных последствий научно-технического прогресса. Красноярск, 1989.
  74. В.Т. Успешная социализация личности в инновационных образовательных системах // Инновационные технологии развивающего обучения. Красноярск, 1996.
  75. В.Т. Формирование человеческих ресурсов производства на стадии образования // Вестник Красноярского Государственного Технического Университета. Вып. 17. Психология и управление. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 6 —16.
  76. В.В. Горизонты XX века. М., 1973.
  77. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ//Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 12−20.
  78. М.Д. Философско-педагогические тенденции в современном идеализме. Харьков: Выща шк., 1988. — 150 с.
  79. Ф. Кризис образования. Системный анализ. М., 1970.
  80. И. Доказательства и опровержения. М., 1967.
  81. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  82. В.А. О философском взгляде на образование // Вопр. филос. 1999. № 3. С. 3 -4.
  83. А.II. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  84. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  85. А.Ф. Я считаю себя человеком культуры // Лит. газета. 11.11.1998. и 95. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.:1. Наука, 1974, — 172 с.
  86. Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. докт. дис. СПб., 1992.
  87. М. К. Необходимость себя. М., 1996.
  88. М. К. Философия и личность. Человек. — 1994. — Вып. 5. С. 5 — 19.
  89. М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
  90. Н. В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. -М.: Политиздат, 1973.
  91. К. Капитал. Т. 1. М., 1951.
  92. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. 1956.
  93. К. Экономические рукописи 1857 1861 гг. — М., 1980.
  94. Ф. Т. Аксиомы педагогики // Философские исследования. 1998. № 4. С. 5−39.
  95. Науковедение. Фундаментальные и прикладные аспекты / Под ред. Каширина В. П. Красноярск, 1998. — 122 с.
  96. Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития / Под ред. Каширина В. П. Красноярск, 1999. — 194 с.
  97. Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? М.: УРСС, 1999.
  98. Научно-техническая революция и общество / Под ред. Дряхлова Н. И. и др. М.: Мысль, 1973.
  99. Научно-техническая революция и социальный прогресс / Материалы международного симпозиума. М., 1974.
  100. Научно-технический прогресс и воспроизводство / Под ред. Тюльпанова С. И. -М.: Наука, 1969.
  101. А. П. Отчуждение // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 189 194.
  102. А. Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопр. филос. 1999. — № 8. С. 119 — 128.
  103. И. А. «Трудный период» кибернетики и американские роботы // Вступ. статья к сб. «Человеческие способности машин». М.: Советское радио, 1971.
  104. К. Информатизация: взгляд из Великобритании // Информатика и образование, 1999, № 4. С. 85 89.
  105. Проблема сознания в современной западной философии / Отв. ред. Кузьмина Т. А. М.: Наука, 1989.-252 с.
  106. А. Н. Избранные философские и общественные произведения. М., 1952.
  107. Л.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  108. Рац М.В. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании // Вопр. филос. 1996.-№ 9. С. 169 — 177.
  109. Роберт 11.В. Учебный курс «Современные информационные и коммуникационные' технологии в образовании» // Информатика и образование, 1998, № 8. С. 77 80.
  110. В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопр. филос. 1996. — № 3. С. 19 — 28.
  111. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 263 с.
  112. А.Л. На пути к ноосфере // Вопр. филос., 2000, № 7. С. 53 -61.
  113. Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 36−45.
  114. В.С. Онтологические и гносеологические аспекты оценки производственных кадров и кадровых процессов. Автореф. канд. дисс. на соиск. уч. степени кандидата философских наук. Красноярск, 1999.
  115. Современная научно-техническая революция. Историческое исследование. М., 1970.
  116. А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 31 -36.
  117. В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М&bdquo- 1988.
  118. В. С. Смысл любви // Русский космизм: Антологияфилософской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М: Педагогика — Пресс, 1993. С. 97−103.
  119. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992.
  120. Г. Основания социологии // Западно-Европейская социология XIX века: Тексты. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 279 321.
  121. В. С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 744 с.
  122. В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.
  123. Сухово-Кобылин А. В. Философия духа или социология (учение Всемира)
  124. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М: Педагогика — Пресс, 1993. С. 52 — 63.
  125. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России //Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 3 10.
  126. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123 132.
  127. Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
  128. Н.Ф. Философия общего дела // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. -М: Педагогика Пресс, 1993. С. 69- 78.
  129. О.С., Соболева H.H. Управление системой дистанционного образования в ВУЗе // Дистанционное образование, 1998, № 5. С. 27 31.
  130. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопр. филос., 1999, № 3. С. 3 54.
  131. И.Т. Генетика и диалектика. М., 1968.
  132. И.Т. Жизнь и познание. М., 1981.
  133. M. Разговор на проселочной дороге. Сборник: Пер. с нем. / Под ред. A.JI. Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. — 192 с.
  134. М. Что такое метафизика? // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  135. С.П. Запад уникален, но не универсален. МэиМО. 1997. № 8.-С. 84 — 93.
  136. С.С. Род или недород? // Вопр. филос. 1997. № 6. С. 53 -68.
  137. С.А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? // Информатика и образование. 1997. № 3. С. 75 -79.
  138. А. Плавающий колобок. Как одновременно обучать всех по-разному // Учительская газета. 1996. № 48.
  139. К.Э. Космическая философия // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. -М: Педагогика Пресс. 1993. С. 278 — 281.
  140. К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. -М: Педагогика Пресс, 1993. С. 264 — 278.
  141. H. М. Реальность физическая и информационная. -Красноярск: CAA, 1995. 233 с.
  142. H. М. Два проекта науки и их модели мира // Информационная реальность и цивилизация. Сборник научных трудов. Вып. 2, Красноярск, 1998. С. 10 38.
  143. H. М. Две концепции информатизации и компьютеризации общества // Информатизация в образовании. Красноярск, 2001. С. 58 -59.v159. Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: ЯрГУ, 1981. — 72 с.
  144. Шарден, Пьер Тейяр де. Феномен человека. М., 1987.
  145. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. № 2. С. 5 13.
  146. О. Закат Европы. Новосибирск: «Наука», 1993.
  147. П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  148. С. Опыт ЛИНК по развитию открытого дистанционного образования в регионах России // Вестник высшей школы, 1999, № 5. С. 9 15.
  149. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 424 с. ^ 166. Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество // Обществои экономика. 1999. — № 10−11.
  150. Яковец 10.В. Теория предвидения Н. Д. Кондратьева и формирование новой парадигмы прогнозирования // Теория предвидения п будущее России / Под ред. Яковца 10.В. М., 1997. С. 13−19.
  151. П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопр. филос. 1996. — № 3. — С. 29 — 34.
  152. Benson J. Who is the autonomous man. Philosophy, 1983, v. 58, p. 223.
  153. Bo Goranson & Magnus Florin (eds.). Artificial Intelligence, Culture and Language: Education and Work. Springer Verlag. London, 1991.
  154. Demetriou A., Efklides A., Papadaki M., Papantoniou G., Economou A. Structure and development of causal-experimental thought: From early adolescence to youth // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29. № 3. P. 480 -497.
  155. Taba H. Curriculum development: Theory and practice / Under the general editorship of B. Spaulding. N.Y. — Burlingame, 1962.
  156. Welford A.T. On the human demands of automation: Mental work conceptual model, satisfaction and training // Industrial and business psychology. Copenhagen. — 1961. — Vol. 5. — P. 182 — 193.
Заполнить форму текущей работой