Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философские проблемы институционализации информационного сектора современного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конечно, перечисленные особенности интернета присутствуют в нем лишь потенциально и не появятся без сознательного участия человека. Однако без подобного осмысления всемирной сети невозможно ее полноценное использование. Рассматривая пространство интернета как знаково-символическую среду, можно согласиться с В. Розиным в том, что именно «формирование знаково-символических систем, то есть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Теоретико-методологические основы анализа институционализации информационного сектора общества
    • 1. 1. Институциональность и институционализации как характеристики социального бытия
    • 1. 2. Возрастание роли информации в регулировании социальных процессов
    • 1. 3. Роль информационных и интернет-технологий в конституировании социальных систем
  • Глава вторая. Основные тенденции институционализации информационной сферы в постиндустриальную эпоху
    • 2. 1. Политические институты в эпоху массовой компьютеризации
    • 2. 2. Место информационных технологий в динамике экономических институтов
    • 2. 3. Интернет в контексте становления его как социального института

Социально-философские проблемы институционализации информационного сектора современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена радикальными переменами в политической, экономической и социальной жизни нашего общества. Современные государства вступили в эпоху возрастания роли информации как главного двигателя прогресса человеческой цивилизации, что существенно изменяет как самого человека, так и его взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие информационных и коммуникационных технологий сделали возможным появление такого явления, как всемирная компьютерная сеть «интернет», стремительная эволюция которой превратила ее в повседневную реальность нашего общества и которая повлекла за собой изменения в структуре и формах деятельности социальных институтов, на отдельные функции которых информационные технологии способны влиять уже сегодня.

Назрела необходимость теоретического обоснования инновационных подходов к построению социально-философских основ процесса институционализации информационного сектора современного общества. Информационная среда на основе интернет-технологий может стать принципиально новым фактором воздействия на основные компоненты социального бытия.

Социально-философское рассмотрение специфики российского сектора интернет, его неравномерное распространение в обществе может способствовать уточнению многих прикладных исследований в условиях сегодняшнего дня.

Таким образом, актуальность темы исследования вызвана коренными изменениями в мировоззрении, политической, социальной и экономической жизни общества, порожденными трансформациями в его информационном пространстве.

Степень разработанности проблемы. Комплексное социально-философское исследование воздействия интернет-технологий как на существующие социальные институты, так и на вновь формирующиеся является сравнительно новой сферой философского знания, несмотря на значительные научные изыскания в этой области философов, социологов, экономистов и психологов.

Базовыми для разработки современной концепции постиндустриального и информационного общества стали работы Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, М. Голдмана, П. Дракера, М. Маклюэна, Т. Стоуньера, А. Тоффлера, JI. Туроу, Ф. Фукуямы, Ж. Фурастье и др. Существенные результаты принесла теория «сетевого общества» М. Кастельса, предпринявшего попытку очертить контуры глобальной информационной эпохи. Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Среди российских ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В. М. Глушкова, H.H. Моисеева,.

A.И. Ракитова, A.B. Соколова, А. Д. Урсула.

Солидную базу составляют работы, касающиеся исследований социальных явлений, процессов и социальной организации. В этом аспекте можно выделить труды известных философов: П. Бергера, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Д. Норта, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Сорокина, Ю. Хабермаса. В отечественной литературе следует выделить работы О. Н. Антипиной, О. Э. Бессоновой, В. А. Горшкова, Т. И. Заславской,.

B.JI. Иноземцева, С. Г. Кирдиной, Г. В. Осипова, С. С. Фролова, В. А. Ядова.

Гуманитарное направление в исследовании социальных проблем информатизации нашло отражение в системном подходе К. Хессига к исследованию развития информационных технологий в контексте отношений человека и общества, взаимозависимости гармонического развития человека и процессов информатизации. Проблематике социологических аспектов информатизации общества посвящены работы отечественных авторов В. А. Васильева, В. Г. Гречихина, Ю. А. Крючкова, Г. И. Осадчей, М. Б. Синельникова, Ю. Н. Соколова и др.

Различные аспекты этико-правового характера информационно-компьютерных технологий отражены в работах Д. Джонсон, Дж. ван Дюн, Дж. Мура, Дж. Снэппера, Р. Спинеллы, Л. Флориди, а также И. Л. Галинской, И. А. Кононова, А. И. Панченко и ряда других авторов.

Основательным является исследование проблем психологического воздействия интернет-технологий на общество. Особенности взаимодействия человека с компьютером, феномен «интернет-зависимости», психология пользователей и межличностные отношения в глобальной сети отражены в работах А. Купера, Дж. Маркофа, Дж. Сулера, К. Хефнера, О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, Е. П. Белинской, А. Е. Войскунского, А. Е. Жичкиной, O.K. Тихомирова и др.

Несмотря на наличие большого количества источников, остаются недостаточно исследованными аспекты взаимодействия информационных технологий с процессами институционализации. Среди причин можно отметить тот факт, что в России информационная революция началась с определенным опозданием, и переход от всеобщего контроля государства за средствами электронной коммуникации к их свободному функционированию влечет за собой дополнительные сложности. При этом процесс информатизации идет в России крайне неравномерно, что выражается в одновременном сосуществовании слоев населения, активно использующих новые компьютерные технологии, и слоев, сталкивающихся с ними эпизодически. Отмеченные обстоятельства в значительной степени обусловили выбор темы исследования.

Состояние разработанности темы диктует цель исследованияосуществить социально-философский анализ специфики конституирования информационного сектора общества, выявить возможности создания новых теоретических представлений о сущности и закономерных тенденциях развития действующих институтов и создания новых.

Достижение этой цели предопределяет ряд исследовательских задач:

— выявить социальную обусловленность и сущность процесса информатизации в условиях современного общества;

— обосновать значение информации в функционировании социальных систем и их влиянии на процессы институционализации;

— провести анализ специфики воздействия интернет-технологий на основные социальные институты, уделив особое внимание политическим и экономическим институтам;

— дать характеристику условиям и специфике формирования интернет-технологий в контексте их институционализации;

— рассмотреть особенности влияния информационно-компьютерных механизмов на социальные институты современной России.

Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические разработки социальной философии, методологические принципы познания социальных явлений и, прежде всего, институционального и структурно-функционального анализа, диагностики и прогнозирования социальных процессов. Общетеоретической основой диссертации послужили социально-философские принципы о природе информационных процессов в обществе, и теория информационного общества.

Диссертационное исследование опирается на широкий спектр источников. При исследовании сущности и специфики социального действия автор диссертации обращается к классическим трудам М. Вебера,.

Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, а также к идеям современных отечественных и зарубежных авторов в сфере социальной философии, экономики и социологии рассматривающих различные аспекты проблемы институционализации современного общества П. Бергера, А. Гелена, Э. Гидденса, Д. Гэлбрейта, Дж. Доси, М. Кастельса, Т. Лукмана, Д. Мидоуза, П. Монсона, К. Перес, А. Тоффлера, А. Турена, К. Фримена, Ф. Фукуямы, А. Этони.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Институциональность есть такая характеристика социального бытия, которая фиксирует наличие исторически сложившихся структур, определяющих социальные отношения и взаимодействия социальных групп. Результатом институционализации определенных секторов социальной жизни являются социальные институты, которые представляют собой совокупность ресурсов (включая информационные потоки) и правил их использования.

2. Главным фактором изменений правил, образующих костяк социальных институтов, становится субъект, а поскольку интегральной частью всякой человеческой деятельности является информация, то процессы изменений правил непосредственно формируются информационными технологиями. Институционализация представляет собой такую характеристику социального бытия, которая состоит в процессе правового, организационного и информационного закрепления сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т. д., выражающемся в формировании специфических структурных образований.

3. Появление современных информационных и коммуникационных технологий сделало возможным превращение информации как таковой в механизм институционального процесса. Продуктами новой индустрии являются как устройства для обработки информации, так и сам процесс анализа и обработки информации. Трансформируя данный процесс, новые технологии оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности и делают возможным установление многочисленных связей между различными компонентами социальных институтов.

4. Институционализация информационного сектора есть такой социальный процесс, в результате которого на базе информационных и телекоммуникационных технологий формируются правила и предписания, регулирующие деятельность нового социального института, стержневым принципом которых является провозглашение свободы личности от тоталитарной властиорганизационным костяком социального института становятся новые структурные образования, такие, как интернет-сообщества и неформальная идеология. Новый социальный институт «вписывается» в систему политических, экономических и идеологических отношений, одновременно оказывая на них влияние. Власть отождествляется с доступом к информации, с манипулированием кодами культуры, экономическое производство, становясь зависимым от информации перемещается в область культуры, неся с собой преобразование, трансформацию социального опытаи, наконец, создается собственная знаковая система (язык сети).

5. Информационные и телекоммуникационные технологии оказывают существенное влияние на политическую систему. С одной стороны, они делают функционирование власти более прозрачным, органы власти более доступными населению, а отдельные политические процессы (например, выборы) более технологичными. С другой стороны, усиливается возможность манипулирования сознанием масс, возрастает степень угроз процессам управления за счет несанкционированного проникновения в их сети.

6. Наиболее заметным является воздействие информационного сектора на экономику. Достижение определенного уровня производительности и конкурентоспособность факторов или агентов зависят главным образом от их способности своевременно концентрировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию. Интернет-технологии позволяют экономическим отношениям, а также процессу создания материальных благ принять электронную форму существования, особенность которой состоит в сетевом характере ее структуры, низкой себестоимости и в том, что события в ней происходят мгновенно. Эти обстоятельства открывают новые экономические перспективы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что социально-философское рассмотрение специфики всемирной компьютерной сети «интернет», ее неравномерное распространение в обществе может способствовать уточнению многих прикладных исследований в условиях сегодняшнего дня.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на конференциях: международной научной конференции «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000 г.), на ежегодных научных конференциях Волгоградского государственного технического университета в период с 2000 по 2002 годы, а также применялись в научно-исследовательской работе по теме «Информационное наполнение компьютерных сетей системы образования» в рамках проекта «Разработка типовой системы управления распределенными студенческими информационными ресурсами», программы Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования на 2001;2002 г.».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых объединяет по три параграфа, заключения, приложения и списка литературы.

Заключение

.

Оформившаяся в конце 60-х — середине 70-х годов прошлого столетия тесная связь науки и технических разработок повлекла за собой резкий рост динамики производства и появление наукоемких технологий. Ядро этих трансформаций тесно связано с технологиями обработки информации и коммуникацией. Этот процесс способствовал формированию инновационной среды, где открытия и практические применения взаимодействовали и испытывались в повторяющемся процессе проб, ошибок и обучения на практике. Эта среда требовала и требует по сей день пространственной концентрации научных центров и исследовательских институтов, передовых технологических компаний, сети вспомогательных поставщиков товаров и услуг и предпринимательских сетей. Как только среда консолидируется, она начинает генерировать свою собственную динамику и привлекать знания, инвестиции и таланты со всего мира.

Сегодня стало очевидным первостепенное значение или, точнее, ведущая роль информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Информационные технологии, в основе которых лежат информационные процессы и использование компьютеров и электронных средств связи, являются мощных фактором, оказывающим постоянное влияние на функционирование социальных институтов, наличие которых и их структурирующая роль в социальном бытии создает фактор институциональности.

Признание многовариантности социально-экономического развития и соответственно альтернативности будущего, из чего вытекают возможность разработки не единых, универсалий для всех, а признание множественности цивилизаций и путей их эволюции, необязательность линейного прогресса и вероятность циклического развития, вообще множественность возможных его траекторий. Признание того, что существует не «одномерный человек», а полнокровный живой человек, руководствующийся в своем поведении многими и не всегда одними и теми же критериями и располагающий всегда неполной, ограниченной информацией. Поэтому современные информационные и интернет-технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники минувшего XX века.

Главным условием, которому должны соответствовать сегодняшние технологии, является возможность универсального использования с одновременной оптимизацией конкретного использования. Это условие уже реализуется в мультимедийных системах. Отличительной чертой таких систем является их простая адаптация к индивидуальным нуждам пользователя.

Информационно-компьютерные технологии, проникая в различные сферы общественной жизни, необратимо влияя на само общество, охватывают и такую важную область, как деятельность политических и экономических институтов, делая их более открытыми и доступными. В свою очередь публичность институциональных правил гарантирует, что участники взаимоотношений знают, какие ограничения, принятые в поведении данного сообщества, признаются субъектами этого поведения и какие действия являются допустимыми.

В рамках политических институтов одни правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие — в качестве запрещенных. В пределах одного политического института может удовлетворяться целый комплекс разнообразных индивидуальных и коллективных потребностей и интересов. Тем самым политические институты осуществляют интеграцию и синтез разнообразных интересов, задач и целей и служат укреплению и развитию публичной свободы в обществе: в правовом государстве свобода всегда институционализирована.

Информационные и интернет-технологии позволяют экономическим отношениям, а также процессу создания нематериальных благ принять электронную форму существования, особенность которой состоит в сетевом характере ее структуры, низкой себестоимости и в том, что события в ней происходят мгновенно. Эти обстоятельства открывают новые экономические перспективы. Так, становится возможным «бизнес со скоростью мысли», а также производство, предельно рассредоточенное по внешним соисполнителям и потому гораздо более дешевое и гибкое, чем-то, что есть сейчас.

Такой способ ведения дел позволяет действовать без оглядки на социальный статус и обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее, чем при опоре на систему опосредованных отношений, т. е. интернет-технологии снимают с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности.

Здесь есть историческая взаимосвязь между лежащими в основе экономики знанием и информацией, их глобальной распространенностью и революцией в сфере информационных технологий, которая породила новую, отличную от ранее существовавшей экономическую систему.

В силу специфики существования всемирная сеть интернет разрывает пространственно-временные координаты и места действия личности. В современной жизни человек вследствие активного взаимодействия разных культур идентифицирует себя не только с общностями «здесь» и «теперь», но также и «там» — и в прошлом, и в обозримом будущем. Личность, таким образом, включается в глобальную систему социального пространства.

Здесь интернет-технологии могут выступать в качестве одного из основных социальных институтов, в качестве доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности, гражданина.

В современном обществе Сеть может реализовывать ряд функций, и в первую очередь информационную, состоящую в получении и распространении потоков информации, их анализ и оценку. Продолжением этой функции выступает образовательная, проявляющаяся в сообщении, оценивании и упорядочивании, полученных посредством всемирной паутины, знаний. Информационные, образовательные потоки транслируют социальные нормы, поведенческие установки, образцы социальных ролей, тем самым, реализуя социализирующую функцию. В тесной связи с этой функцией стоит функция социальной интеграции и объединении людей вокруг общих интересов. Найдя свою группу, получив подтверждение правильности своей позиции, человек решает проблему личностного самоутверждения и проблему сопричастности к значимой группе людей.

Таким образом, можно говорить об интернете, как институте, которому в ближайшее время может принадлежать главенствующее место в системах формирования и обеспечения жизнедеятельности современного человеческого сообщества.

Конечно, перечисленные особенности интернета присутствуют в нем лишь потенциально и не появятся без сознательного участия человека. Однако без подобного осмысления всемирной сети невозможно ее полноценное использование. Рассматривая пространство интернета как знаково-символическую среду, можно согласиться с В. Розиным в том, что именно «формирование знаково-символических систем, то есть семиозисаосновное условие и движущая причина развития человека, его психики, деятельности и поведения» [131]. Значимость современной ситуации в том, что перед нами открывается перспектива создания новой знаковосимволической среды, живя в которой человек смог бы измениться, преобразить себя и свой мир и преодолеть кризисные явления существующей культуры.

Таким образом, информационно-компьютерные технологии служат усилению и расширению человеческой мысли. То, что мы думаем и как думаем, находит выражение в товарах, услугах, материальной и интеллектуальной продукции. Разумеется, институциональные контексты и целенаправленные социальные действия решающим образом взаимодействуют с новой технологической системой, но эта система имеет свою собственную встроенную логику, характеризуемую способностью переводить всю вложенную в нее информацию в общую информационную систему и обрабатывать такую информацию с растущей скоростью, с растущей мощностью, с убывающими затратами, в потенциально всеобъемлющей поисковой и распределительной сети.

При этом необходимо понимать, что главная цель построения информационного общества — улучшение жизни людей, их максимальная самореализация — может быть достигнута лишь при соблюдении ключевого принципа: любое развитие должно опираться не на объекты, а на людей.

Любой компонент, любая функция информационно-компьютерных технологий несет в себе и позитивную и деструктивную составляющую, может способствовать как интеграции мирового сообщества, так и дезинтеграции. Несомненным является лишь то, что в глобальном информационном обществе именно интернет будет во многом определять характер социальных отношений, оказывать большое влияние на формирование и функционирование социальных институтов, а также на становление личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. — 1999. — Вып.1.
  2. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М.: Наука, 1992.
  3. Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  4. О.Н., Бабанин JI.H, Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. Ун-та. 1996. — Серия 14. Психология. № 4.
  5. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976−1984.
  6. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 1.
  7. Д. Грядущее постиндустриальное общество. // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.
  8. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
  9. A.B., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 2.
  10. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  11. О.Э., Кирдина С. Г., О’Салливан Р. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1996.
  12. E.H. Ценность информации в информационном обществе // Бытие и познание. Саратов, 1999.
  13. В.В. Социально-психологическое изучение некоторых проблем информационного телевидения. Автореф. канд. дис. Л., 1969.
  14. А. В медиа-холдинг войдут все // Сегодня. 1998. — 11 июн.
  15. К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Мир человека. -1993.-Т.1. Вып. 3.
  16. П. Большой толковый социологический словарь. М.: Вечеаст, 1999. Т. 2.
  17. Ф. Соч.: В 2 т. М., 1972. Т.2.
  18. И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998.
  19. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  20. М. Избранное. М., 1994.
  21. В.И. Автотрофность человечества // Вернадский В. И. Жизнеописание. Избранные труды. М., 1993.
  22. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.
  23. Н.В. Интегративная функция социального времени: фрагментация или сохранение целостности? // Межрегиональный семинар «Интегративные процессы в современной России: механизмы, субъекты, региональные модели», Екатеринбург, 25−28 июня 2000 г.
  24. Н. Кибернетика, или управление и связь в живом и машине. -М.: Советское радио, 1968.
  25. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -СПб., 1996.
  26. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.
  27. А.Е. Речевая деятельность входе компьютерных конференций // Вопросы психологии. 1991. — № 6.
  28. А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете. Психологический журнал. 1999. — Т.20. № 1
  29. В.В. О концепции социальных практик в современных науках // Социологические чтения. 1997. — Вып.2.
  30. Вопросы кибернетики. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. 1995. — № 181.
  31. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12−14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС.
  32. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  33. Гавэйн Шакти. Созидающая визуализация. М., 1994.
  34. В. Компьютер на паровом ходу // Модус. -1999. № 2 (81).
  35. С.Е. Бизнес и Интернет. М.: Центр, 1998.
  36. Д. Русская политика и русская философия // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. -Т.З.
  37. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М.: Интеллект, 1998.
  38. ГанжинВ.Т. Паблик Рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую коммуникацию. М., 1998.
  39. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1974.
  40. Э. Последствия модерна // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 1995.
  41. Э. Девять тезисов о будущем социологии // Thesis. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. -Т. 1. Вып. 1.
  42. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  43. Е. Общественный договор как основа оптимальной социальной модели // Общество и экономика. 1999. — № 10−11.
  44. Город образ жизни — функции массовой коммуникации / Отв. ред В. А. Мансуров. — М., 1986.
  45. ГрищенкоН. Выбор социальное государство // Общество и экономика. — 1999. № 10−11.
  46. .А. Массовое сознание. М., 1987.
  47. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.
  48. Л.Н. Этносфера, история людей и история природы. М., 1993.
  49. П.С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. М., 1978.
  50. П.С. Философия культуры. М., 1994.
  51. Эд. Феноменология внутреннего сознания времени. Соч. -М., 1994. Т.1.
  52. Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  53. ДайзардУ. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
  54. А. М. Социально-политические учения нового времени. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  55. Докторов Б.3. Эффективность массовой коммуникации и теория социологических методов // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: Советско-венгерские исследования массовой коммуникации. Т. 4. Будапешт-JL, 1983.
  56. Т.М. Диалог как механизм организации социокультурного пространства-времени // Культурный диалог города во времени и пространстве исторического развития. М., 1996.
  57. Т.М. На пороге экоантропоцентрической социологии // Общественные науки и современность. 1994, № 4.
  58. A.C. Человечество: информационный идеал // Человек. М., 2000. — Вып. 1.
  59. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1990.
  60. В.В. Телевидение и власть. М., 1997.
  61. Т.В., Хохлов Ю. Е. Информационное общество и будущее библиотеки // Педагогическая информатика, 1997, № 4.
  62. ЗалесскийП., Спектор М. (1999). Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, № 7−8.
  63. Т.И. Трансформационный процесс в России: социоструктурный аспект // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука РАН, 1999.
  64. JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. М., 1999. -№ 2.
  65. JI.M. Современная американская коммуникативистика. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  66. A.A. Формирование нравственности в сети Интернет // Динамика состояний социума. Саранск. — 1999. — 4.1.
  67. Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  68. О.В., Лебедева H.H. Институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития. Волгоград, 2001.
  69. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Высшая школа, 2000.
  70. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.
  71. С.Г. Институциональная модель политической системы России // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год. М.: Логос, 1999.
  72. С.Г. Институциональный подход к изучению социально-региональной структуры российского общества // Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука РАН, 1999.
  73. С.Г. Политические институты регионального взаимодействия: пределы трансформации // Общественные науки и современность. 1998. — № 5.
  74. С.Г. Экономические институты России: материально-технологические предпосылки развития // Общественные науки и современность. 1999. — № 6.
  75. С., Уразметов В. Интернет: Среда обитания информационного общества // ИФВЭ, МФТИ. Протвино: РЦФТИ, 1995.
  76. О. Курс положительной философии. СПб., 1899.
  77. С.Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.
  78. В.И., Корогодина B.JI. Информация как основа жизни. -Дубна: Феникс, 2000.
  79. И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М., 1998.
  80. М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М., 1998.
  81. Коэнен-Хуттер Ж. Социология и проблемы современного общества // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований.-М.: Интеллект, 1998.
  82. В. Ориентиры грядущего в постиндустриальном обществе. // Общественные науки и современность. 1993. — № 2.
  83. В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
  84. H.H. Цивилизационная форма хозяйствования: институциональные основы // Экономическая теория на пороге XXI века. М.: Юристъ, 2000.
  85. В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980
  86. К. Теория поля в социальных науках, СПб: Речь. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М.Коула. — М.: Наука, 1988.
  87. Л.В. Кризис футурологии и МБК-концепция // Вестник Московского университета. 1996. — Серия 7. Философия. № 2.
  88. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики, 1997, № 11.
  89. В.В. Онтологическая природа общества // Социально-философские проблемы современности. Волгоград, 1998.
  90. В.В. Социальная реальность и социальное бытие // Проблемы социально-гуманитарного знания: Сборник научных трудов под редакцией Н. И. Першина. Волгоград, 2001.
  91. Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. -М., 1994.
  92. Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. М., 1980.
  93. Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции / Под. ред. Б. М. Фирсова. Л., 1981.
  94. Мельник Г. С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. -С.-Пб., 1996.
  95. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
  96. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  97. С. Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-. М., 1995.
  98. JI.A. Экономикиа постмодерна и отношения собственности // Вопросы философии. 2002. № 7
  99. И.А., Колоскова Н. И. Информационное общество как этап развития техногенной цивилизации // Изд. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. Ростов н/Д. — 1999. — № 1.
  100. В. Универсумная парадигма: российский социокультурный контекст // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998.
  101. Ф. Полн. собр. соч. Т.2. М., 1909.
  102. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. -М.:Прогресс, 1986.
  103. НортД.С. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
  104. НортД.С. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов. 2000. — Вып.4.
  105. H.A. Виртуальный человек. М., 1997
  106. С.Г. Гражданское общество: «Интернет», лингвистика и современная социально-психологическая теория массовой коммуникации // Вестник Института цивилизации. Владикавказ. -1998.-Вып. 1.
  107. Основы прикладной социологии / Ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшков. -М., 1996.
  108. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.
  109. Т. Современная западная теоретическая социология. М.: Инион РАН, 1994.
  110. Платон. Соч.: В 3-х т. М., 1971.
  111. ПокровскийH.E. Неизбежность странного мира: включение России в глобальное сообщество // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. — № 3.
  112. К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
  113. Проблемы эффективности средств массовой коммуникации и пропаганды / Под ред. B.C. Коробейникова. Ч. 1. — Минск., 1981.
  114. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М., 1974.
  115. Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности) / Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин, О. Н. Вершинская и др. М.: Институт системного анализа РАН, 1997.
  116. Разов О.С. Internet как информационое самоубийство ноосферы // Ноосферная идея и будущее России. Иваново, 1998.
  117. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1990.
  118. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 г.). В 3 т., Ростов н/Д. СКНЦ ВШ. 2002.
  119. В.М. Существование и реальность: смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии. 1994. — № 3−4.
  120. И.В. О феномене информатизации современного общества // Социал. политика и социол. М. — 1999. — № 1.
  121. П.А. Социологические теории современности. М.: Инион АН СССР, 1992.
  122. Р.К.- Стерледева Т.Д. XXI век: актуальные проблемы информатизации общества // Новые идеи в философии. Пермь. -1999.- Вып.8.
  123. Социологический энциклопедический словарь / Отв. ред. Г. В. Осипов.- М.: Норма, 2000.
  124. Г. М. Изменение представлений о социальных функциях техники // Новые тенденции в западной социальной философии. М., 1988.
  125. Г. М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX в. / Отв.ред. Ю.Н. Семенов- АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1986.
  126. Г. М. Человек в техническом мире : Критика современных буржуазных концепций // Философские вопросы технического знания. М., 1984.
  127. B.JI. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. -1999. № 4.
  128. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Мир, 1987.
  129. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1996.
  130. O.K. Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психолоческий журнал. 1993. — № 1.
  131. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Московск. ун-та. 1986. -Серия 14. Психология. № 3.
  132. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.
  133. А. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.
  134. А. Третья волна. М.: Фирма Издательство ACT. 1999.
  135. А.Д. Информатизация общества. М., 1990
  136. Е.А. Виртуальная реальность: компьютер и человек // Труды лаборатории виртуалистики. Виртуальные реальности. М., — 1998. -Вып.4.
  137. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
  138. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  139. Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий: Труды международной научной конференции. В 3 т., Волгоград, 2000.
  140. М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: Московский научный фонд. — 2000. Серия «Монография». — № 8.
  141. ШерковинЮ.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. -М., 1973.
  142. О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.
  143. ШтомпкаП. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
  144. Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.
  145. Н. Социология как относительно автономная наука // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. — № 3.
  146. Эрхард JL Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991.
  147. В.А. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетних дискуссий социологов) // Общество и экономика. 1999.-№ 10−11.
  148. В.А. О различных подходах к концепции личности и связанных с ними различных задачах массовой коммуникации // Материалы встречи социологов. Личность и массовая коммуникация. Тарту, 1969.
  149. В.А. Перестройка требует научного знания о социальном субъекте общественных процессов (вместо заключения) // Социология перестройки. М.: Наука, 1990.
  150. ЯмпольскийМ. Интернет или постархивное сознание // Новое лит. обозрение. М., — 1998. — № 32.
  151. А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории государства. Юрьев, 1912.
  152. Bell D. Sociological Journeys. Essays I960 1980. L., 1980.
  153. Dahrendorf R. The New Liberty: Survival and Justice in a Changing World. L., 1975.
  154. Dizard W. The Coming of Information Age. N.Y., 1982.
  155. Drucker P.F. The Educational Revolution. // Etzioni-Halevy E., Etzioni A. (Eds.) Social Change: Sources, Patterns, and Consequences. N.Y., 1973.
  156. Etzioni A. A Responsive Society: Collected Essays on Guilding Deliberate Social Change. San Francisco, 1991.
  157. Freeman Ch. The Economics of Industrial Innovation, London: Pinter, 1982.
  158. Fromm E. The Sane Society. L., 1991.
  159. Monk P. Technological Change in the Information Economy, London: Pinter, 1989.
  160. Rifkin J. The End of Work. N.Y., 1996.
  161. Stonier T. The Wealth of Information. A Profile of the Post-Industrial Economy. L., 1983.
  162. Toffler A. Previews and Premises: An Interview with the Author of «Future Shock» and «The Third Wave». N.Y., 1983. l/OCCtfi--'"'/^ Г0СУД41г ¦-.¦у:} ВЛНЛИ’АВД .- Ob
Заполнить форму текущей работой