Онтология взрослости: Опыт философской реконструкции
Диссертация
В современной картине мира противоположность детства и взрослости обнаруживается и в этимологии самих понятий. В толковых словарях современных европейских языков связь детства и взрослости, с одной стороны, и взрослости и созревания, с другой всегда отчетливо прослеживается, причем взрослость определяется как не — детство, а детство — как не — взрослость. Замкнутый круг затрудняет поиски смысла… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Методологическая реконструкция онтологии взрослости
- 1. Универсальная и полимодальная онтологии взрослости
- 2. Рационально — деятельностная и культурно — антропологическая онтологии взрослости
- 3. Онтология взрослости в ракурсе постмодернизма
- Глава II. Полимодальность современного культурного мира как основание взрослости
- 1. Взрослость: темпоральность и топос
- 2. Взрослость как диалогическое бытие
- 3. Взрослость: школа и игра
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977, — 224 с.
- Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
- Аверинцев С. Михаил Бахтин: ретроспектива и перспектива //Дружба народов. 1988. № 3.
- Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии. 1989. N3.
- Агацци Э. Человек как предмет философии //Вопросы философии. 1989. N2.
- Аксенов Г. П. О причине времени //Вопросы философии. 1996. N1.
- Акчурин И. Топология и идентификация личности //Вопросы философии. 1994. № 5.
- Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. -496 с.
- Ананьев В.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Высшая школа, 1973. 180 с.
- Андрюхина Л.М. Стиль науки: культурно-историческая природа. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1992. 152 с.
- Андрюхина Л.М. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург, ИРРО, 1993.- 188 с.
- Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24 26 главы У //Вопросы философии. 1998. № п.
- Арендт X. Хайдеггеру 80 лет //Вопросы философии. 1998. № 1.
- Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. М.: Биб-лос, 1992. 168 с.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992, — 650 с.
- Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. — 475 с.
- Барт Р. Нулевая степень письма //Семиотика. М., 1983. 360 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. 616 с.
- Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
- Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
- Баткин JI.M. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994. -200 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1974.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
- Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. 140 с.
- Бахтинология: Исследования, переводы, публикации/Сост., ред. К.Г. Ису-пов. СП б.: Изд-во Алетейя, 1995. 370 с.
- Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
- Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопросы философии. 1990. № 1.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СП б.: Братство, 1994. -224 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. СП б.: Лениздат, 1992. 400 с.
- Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. СП б.: Талисман, 1995. 432 с.
- Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995. 144 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс. Гнозис, 1991. 176 с.
- Богатырева Е. А. М.М.Бахтин: этическая онтология и философия языка//Вопросы философии. 1993. № 1.
- Бодрийар Ж. Войны в заливе не было //Художественный журнал. 1994. № 3.
- Бонецкая Н. К. Жизнь и философские идеи М. Бахтина//Вопросы философии. 1996. № 10.
- Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1992. Т. 1,2,3.
- Борхес X.JI. Письмена Бога. М.: Республика, 1992, — 510 с.
- Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты/Пер. с англ. М.: Рефл-бук. Ваклер, 1997. 304 с.
- Бубер М. Я и ТЫ/Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. 175 с.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Высшая школа, 1995.
- Булгаков С. Философский смысл троичности //Вопросы философии. 1982. № 12.
- Бытие человека в культуре / Опыт онтологического подхода. / Быстрицкий Е. К., Козловский В. П., Малахов А. Н. Киев: Наукова Думка, 1991. — 176 с.
- Вайнштейн О.Б. Постмодернизм и культура //Вопросы философии. 1993. № 3.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Вежбицкая А. Концептуальные основы психологии культуры // Вежбицкая А. Язык. Культуры. Познание. М., 1996.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987. 250 с.
- Витгенштейн Л, Лекции о религиозной вере //Вопросы философии. 1998. № 5.
- Возрастная психология взрослых/Под ред. В. Г. Ананьева. Л., 1971, Вып. 1, 2,3,4.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс., 1988. 699 с.
- Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Космо-Психо-Логос. Прогресс. Культура, 1995. 480 с.
- Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. М., 1990. 500 с.
- Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СП б., 1993. Кн. 1.
- Гелен А.О. О систематике антропологии //Проблема человека в западной философии. М., 1988.
- Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.: Изд-во МИК, 1994. 400 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Школа пресс, 1995. — 450 с.
- Грибакин А.В. Апология индивидуализма //Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. Екатеринбург: Из-во УрЮА, 1999. — 284 с.
- Гриндер Д. Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО МОДЭК, 1993.- 208 с.
- Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. 246 с.
- Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры/Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985. -451с.
- Гумилев JI.H. От Руси к России. М.: Наука, 1994. 265 с.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
- Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII в.). М.: Искусство, 1989. 350 с.
- Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии//Логос, М., 1991. Вып. 1.
- Давыдов В. Теория деятельности и социальная практикаУ/Вопросы философии. 1996. № 5.
- Даль В.И. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1997. Т. 1. 420 с.
- Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 110с.
- Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. Изд-во ЮНЕСКО, 1997. 700 с.
- Деррида Ж. Письмо японскому другу //Вопросы философии. 1992. № 4.
- Деррида Ж. Московские лекции. Екатеринбург, 1990. 82 с.
- Диалог в философии: традиции и современность //под ред. М. В. Корнеева. СПб., 1995. 192 с.
- Дильтей В. Описательная психология. СП б., 1996. 600 с.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. 118 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии в 4х тт. Л.: Эго, 1991.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. 370 с.
- Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 2.
- Касавин И.Т. «Человек мигрирующий»: Онтология пути и местности //Вопросы философии. 1997. № 7.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во институт психологии, 1996. 224 с.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 250 с.
- Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Когнитивное обучение: современное состояние с перспективы/Пер. с фр. М.: Институт психологии РАН, 1997. 296 с.
- Коул М. Культурно историческая психология/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 261 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер-2000, 1999. 920 с.
- Красиков В. И. Человек на пути встречи с самим собой. Кемерово, 1994. -174 с.
- Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки): Ижевск.: Изд-во Удм. у-та, 1993. 172 с.
- Кузьмин М.В. Экстатическое время //Вопросы философии. 1996. № 2.
- Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -370 с.
- Культурология XX века. Антология. Перевод/Сост. С. Я. Левит. М.: Юристъ, 1995.- 703 с.
- Купарашвили М.Д. Бессознательные основы человеческого мышления Омск, 1996.- 107 с.
- Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Логос, 1997.- 184 с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 360 с.
- Леви Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
- Левинас Э. Философское определение идеи культуры //Общество и культура. Философское осмысление культуры. М., 1988.
- Лефевр В.А. Космический субъект. М.: Инкварто, 1996. 124 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 650 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодернизм? //Ad marginem-93. М., 1994.
- Лобок А. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 688 с.
- Лойфман И.Я., Руткевич М. Н. Основы гносеологии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996. 130с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1996. 700 с.
- Лосев А. Ф. Античная мифология. М.: Учпедгиз, 1957, — 322 с.
- Любутин К. Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. 134 с.
- Любутин К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика объекта и субъекта. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. 416с.
- Магун А.В. Понятие суждения в философии Ханны Арендт //Вопросы философии. 1998. № 11.
- Майнцер К. Сложность и самоорганизация //Вопросы философии. 1997. № 3.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992.-416 с.
- Мамардашвили М. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1997. № 3.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3, Т. 42.
- Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Хорион Лимитед, 1995. -400с.
- Методы воспитывающего обучения взрослых. М.: Педагогика, 1986. -100с.
- Мид М. Мир и культура детства. М.: Прогресс, 1988. 360 с.
- Московский синергетический форум. Январская встреча (1996): Устойчивое развитие в меняющемся мире. Тезисы Под ред. Аршинова В. М., Князевой Е. Н., М., 1996.116. «Мысль изреченная."/Сб. ст., отв. ред. Кругликов В. А. М.: Росс. Откр. Ун-т, 1991.- 196 с.
- Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. 120 с.
- Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995. 236 с.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Феникс. 1995. 254 с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Сирин, 1990, в 2-х кн.
- Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. 515 с.
- Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. 192 с.
- Одиссей. Человек в истории//под ред. Гуревича А. Я., М.: Кругъ, 1992. -224 с.
- Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь методологии. СПб., Воронеж, 1995. 220с.
- О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. 384 с.
- Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодернизму //Вопросы философии. 1998. № 7.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихоло-гии). М., 1974.
- Подорога В.В. Выражение и смысл. М.: Ad marginem, 1995. 432 с.
- Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 280 с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. М.: Феникс. Культурная инициатива, 1992.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1984. 320 с.
- Прикот О.Г. Лекции по философии педагогики. СПб., 1998. 168с.
- Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.//под ред. Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 1997, — 335 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 320 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. -412 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. -М.: Прогресс. Универс, 1994. 480 с.
- Розеншток Хюсси О. Прощание с Декартом //Вопросы философии. 1997. № 7,8.
- Розеншток Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994. — 240 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т. 1.
- Серль Дж. Р. Перевернутое слово //Вопросы философии. 1992. № 9.
- Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995, — 272 с.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 688 с.
- Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л., 1981.
- Степанова Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. СП б., 1995. -200 с.
- Степин В. С. Деятельностная концепция знания/УВопросы философии. 1991. № 8.
- Токарев С.А., Мелетинский Е. М. Мифология //Мифы народов мира. М., 1987.
- Трубина Е. Рассказанное Я. Проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995. 150 с.
- Трубина Е. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Арендт//Вопросы философии. 1998. № 11.
- Теория метафоры: сб./под ред. Н. Д. Арутюновой. М.- Прогресс, 1990. -511с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1986. 573 с.
- Февр Л. Бои за историю. М., 1991. 400 с.
- Флоренский П.А. Органопроекция //Русский космизм. М., 1993.
- Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Тбилиси, Мерани, 1991, Т. 1, 2.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: Пер. с англ. и нем.- М.: Прогресс, 1990, — 268 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
- Фуко М. История сексуальности. М.: Космо-Психо-Логос, 1998, — 420 с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. СП б.: A-cad, 1994. 404 с.
- Хабермас Ю. Модерное сознание времени и его потребность в самоудостоверении //Философские науки. 1997. № 2, 3, 4.
- Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект //Вопросы философии.1992. № 4.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АО Ками. Academia, 1995, 245 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993, — 450 с.
- Хайдеггер М. Что значит мыслить? //Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге. М., 1991. 420 с.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993, — 294 с.
- Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. 1993. № 8.
- Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) //Вопросы философии. 1995. № 11.
- Хайдеггер М. Бытие и время/Пер. с нем. М.: Рефл-бук, 1997. 742 с.
- Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.
- Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М.: Прогресс. Академия, 1992. 464 с.
- Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М.: Доб-росвет, 1997. 219 с.
- Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое безмолвие о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991. 400 с.
- Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности //Вопросы философии. 1997. № 6.
- Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихистской традиции //Вопросы философии. 1998. № 3.
- Хорни К. Женская психология. СП б.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1993. 222 с.
- Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики //Вопросы философии. 1993. № 3.
- Хюбнер К. Критика научного разума/Пер. с нем. М.: Институт философии РАН, 1994.- 325 с.
- Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX в. М., 1994. 350 с.
- Черняков А.Г. Онтологическая дифференция и темпоральность //Вопросы философии. 1997. № 6.
- Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры//Вопросы филосо-фии.1992. № 6.
- Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996. 326 с.
- Это человек: Антология/Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1995.- 320 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ТОО ТК «Петрополис», 1998, — 331 с.
- Юнг К. Психологические типы. СП б.: Ювента, 1995. 716 с.
- Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы. Истоки и перспективы//Вопросы философии. 1997. № 1.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 400 с.
- Taylor С. Orercoming epistemology. In: After Philosophy? End or Transformation. Ed. K. Baynes. Cambridge (Mass):MIT Press, 1957, p. 471−472
- Taylor C. Modernity and the Rise of the Rublic Sphere. In the Tanner Lectures on Human Values. Univ. of Utah Press, 1993, p. 205−220.
- DeMause L. The History of Childhood //Varieties of Psychohistory. N.Y., 1976.
- DeMause L. The fetal origins of history //Journal of Psychoanalytical Antropology. 1981. Vol. 4 (1). Winter.
- Eliade M. Myths, Dreams & Mysteries. London- Glasgow, 1976.
- Goody J. The Logic of Writing and the Organization of Society. Cambridge, 1986.
- Havelock E.A. Prefase to Plato. Cambridge, 1963.
- Jaynes G. The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston, 1982.
- Ong W.I. Oralily and Literacy. The Technologizing of the Word. London- N.Y., 1982.
- Ricouer P. Lectures on ideology and Utopia. NY., Columbia Univ. Press, 1986, p. 258.
- Просекова M. H. Культурная антропология в философском измерении: концептуальный смысл и основные тенденции. Автореф. дисс.д. философ, наук, Екатеринбург, 1998. — 51 с.
- Петров Н. И. Герменевтические игровые феномены. Автореф. дисс.д. философ, наук, Екатеринбург, 1996. — 45 с.
- Старостова JI. Э. Проблема смыслотворчества в искусстве и культуре: индивидуальные человеческие основания. Автореф. дисс. к. философ, наук, Екатеринбург, 1997, — 23 с.