Этнокультурная идентичность как социально-философская проблема
Диссертация
Что касается языка, то, во-первых, он представляет собой один из :-ювных объективных факторов образования этноса. Во-вторых, являясь юрением и общим достоянием представителей конкретной этнической 5 цпости, он наделен свойством сплачивать их в единое образование и цновременно выделяет это образование среди других. Кроме того, в качестве мволической компоненты культуры язык обеспечивает, с одной… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- С
- Глава 1. Этнокультурная идентичность как теоретико-методологическая и социально-философская проблема
- 1. 1. Проблема этнокультурной идентичности в социальной философииС
- 1. 2. Этническое самосознание и культурная идентичность: общее и особенное
- С
- Глава 2. Основные факторы этнокультурной идентичности
- 2. 1. Социально-исторические и эколого-хозяйственные факторы этнокультурной идентичности
- 2. 2. Язык как фактор этнокультурной идентичности
- С.62−79 С
- 2. 3. Религия и ее роль в формиройаийЙ^Я^ультурной идентичности
- С
- Глава 3. Особенности этнокультурной идентичности в регионе (на примере Бурятии)
- 3. 1. Буряты как этнокультурная идентичность: проблемы и противоречия на путях самоидентификации
- С
- 3. 2. Семейские в Забайкалье: этнокультурные особенности самоидентификации русского старообрядчества
- С
- 3. 3. Эвенки в Бурятии как представители малочисленных народов Севера: проблемы социокультурной адаптации и этническая самоидентификация
Список литературы
- Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991 г. — 270с. Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991 г.- 169с.
- Агаев А. Г. К вопросу о теории народности. Махачкала: Дагкнигоиздат. 1965. 151с.
- Агаев А. Г. Язык и общество. М., 1968, 135с.
- Акчурин Ч. А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. — № 5.
- Александренков Э. Г. Этническое самосознание или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996 г. — № 3. Антонов В. И. Символика в познавательном и идеологическом процессе. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. — 128 с.
- Антонов В. И. Символ в обществе и культуре Востока. М., 1993 г. 52с. Антонов В. И. Символизация как социокультурный феномен // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2. Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. С. 233−251.
- Антонов В. И. Символизация в контексте социокультурных процессов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.1997. № 4. С. 96−113.
- Антонов В. И. Язык в зеркале этносоциологии и культурологии // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3: Сб. статей / Под ред. А. О. Бороноева -СПб., 2000-С. 261−272
- Антонов В.И., Очирова O.A. Интерпретативная социология в представлении современного немецкого социолога Х.Абельса.//Вестник
- Московского университета. Серия «Социология и политология», 2000, № 4, с. 146−163.
- З.Антонов В. И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации // Вестник Московского университета. Серия 7.Философия. 2001. № 2. С. 50−60.
- Арутюнов С. А. Исследования по общей этнографии. М., 1979. — 189с.
- Арутюнов С. А. К проблемам этничности и интерэтничности культуры. -//Советская этнография. 1980.- № 3.-с. 65
- Арутюнов С. А. Народы и культуры: (развитие и взаимодействие). М.: Наука, 1989.-243с.
- Арутюнов С. А. Мкртумян Ю. И. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобеспечения в этнической культуре // Типология основных элементов традиционной культуры. М.:Наука, 1984. — С. 19−34
- З.Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990. — № 7
- Э.Арутюнян Ю. В., Дробижева JL М., Сусоколов A.A. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998.-235с.
- З.Арутюнян Ю. В., Дробижева JL М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. -Этносоциология. М., 1999. 260с.
- Бабаков В. Г. Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура: (Методологические проблемы). М.: РАН. Институт философии. -1996.-70с.
- Бнзиев А. Г. Исаев М. И. Язык и нация. М. 1973 г.
- Бадмаев В. Н. Национальная идентификация как философская проблема (по материалам наследия российского зарубежья).// Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. фил. наук. М., 1996
- Балданова С. Д. Традиционное хозяйствование природопользования бурят в конце 19 начале 20 веков: Диссер. на соиск. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1997
- Балдано М. Н. Современные процессы этнической консолидации у бурят и народные традиции // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Улан-Удэ, 1999. — С. 26−28
- Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур.- М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999. 241 с.
- В.Беликов В. В. Эвенки Бурятии: история и современность. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994.- 175 с.
- Белобородова И.Н. Этнокультурный фактор в управлении природопользованием сельских территорий.//Социс. 1999. — № 6
- З.Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. -115с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986 г.
- Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в ХУШ-ХХ вв. Новосибирск, 1994, — 145с.
- Большая Советская энциклопедия. -М., 1970. Т. 1.
- Бороноев А. О. Этническая психология. СПб., 1994 г. — 201с.
- Бромлей Ю. В Этнос и этнография. М., 1973. — 297с.
- Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М., 1981. — 390с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. — 412с.
- Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. — М.: Мысль, 1990.-391с.
- Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. С. 90.
- Будаева Ц. Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. Науч. Центра СО РАН, 1999 г.
- Бураева О. В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в ХУ11 середине XIX вв. — Улан-Удэ:Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. -206 с.
- Бурятский костюм 19−20 веков. Каталог выставки. Составители: Р. Д. Бадмаева, И. А. Бутуханова. Кяхта. — 1979 г.
- Буряты. Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКиИ. 1995.- 148с.
- Бутинов H.A. Проблема «природа и культура» в этнографической науке//Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ (по этнографическим данным). JL, 1984. — С.95−112.
- З.Василевич Г. М. Эвенки: историко-этнографические очерки. J1., 1969. З. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Советскаяэтнография. 1998. — № 4. ЛВундт В. Психология народов и масс. — М., 1912 г.
- Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Тезисы и материалы научного совещания. Улан-Удэ, 1992 г.
- Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. JL: Наука, 1969 г.).Гайсанов К. Р. Сурина И. А. Этнические ценности в структуре национального самосознания // Информатика, социология, экономика. — М. -1997. Вып. З.-с. 97−99
- Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995г
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории и философии. СПб.: Наука. СПб. Изд. Фирма, 1993. Кн.1.-349 с.
- Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917−1930гг.). Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 1964. — 179с.
- Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М.: Наука, 1966. — 367 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -528 с
- Елаева И. Э. Этничность бурят в постсоветский период. Традициии инновации в этнической культуре бурят. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999. — 152с. (Сибирь: этносы и культуры. Выпуск 5)
- Елаева И. Э. Бурятская интеллигенция: доминанты этнического самоопределения // Этнографическое обозрение. 1998. — № 2 — с. 130−136 .Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. Новое., изд-во"Наука". 2000. С.9-
- Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. — № 2. — С. 24−38.
- Козлов В. И. Этнос и культура //Советская этнография. 1979. — № 3. — С. 7478
- Козлов В. И. О понятии этнической общности. // Советская этнография, 1967, № 2, с. 105
- З.Козлов В. И. Этнос и территория. // Советская этнография, 1971, № 6, с. 89 100
- З.Козлов В. И. О некоторых методологических проблемах изученияэтнической психологии // Советская этнография. 1983. — № 2. 7. Козлов В. И. Предисловие // Русские старожилы Азербайджана. — М., 1990. -Ч. 1.-С. 3−6
- Козлов В. И. Главный национальный вопрос в России вчера и сегодня //
- Этнополитический вестник России. 1992. — № 2. — С. 97−110,.Козлов В. И. Русские в Российской федерации // Вестник РАН. — 1995. — № 3. -С. 195−199,
- Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М.:
- Наука, 1983.-248с. И. Кузеев Р. Г., Бабенко В. Я. Этнографические и этнические группы (к проблеме гетерогенности этноса) // Этнос и его подразделения. М., 1992. -Ч. 1.-С. 17−37
- Кузнецов C.B. Источники для изучений земледельческих традиций русского крестьянства (конец XIX начало XX) // Экономическое обозрение.- 1995.- № 2.- С.104−112.)3. Культура и быт народов Бурятии./ Отв. Ред. П. Т. Хаптаев, Улан-Удэ, 1965.
- Кушнер П. И. Национальное самосознание как этнический определитель. -М., 1947.
- Кушнер П. И. Этнические территории и границы. М., 1951 'б. Лебедева H. М. Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. — М.: Наука, 1991. — С. 100−125 7. Лебон Г. Психология народов и масс. -М., 1896
- Леонтьев А. А. Личность как историко-этническая категорияэтнокультурной // Советская этнография. 1981. — № 3. — С. 43−44)9. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1989. с. 378−384
- Лурье С. В. Историческия этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 448с.
- Лурье С. В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999. -№ 4
- Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М., 1996 4. Мамедов Э. С. Глобальные аспекты экологического взаимодействия // Вопросы философии. — 1981. — № 11.
- Мангатаева Д. Д. Коренные народы Севера Бурятии. Улан-Удэ, 1997
- Манзанов Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 115с.
- Мантатов В. В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х т. Улан-Удэ, Т.1: 1998, Т.2: 2000.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3
- Мечковская Н. Б. Язык и религия. Учеб.пособие. М., изд-во «Гранд», 1998. С.302−303.
- Мнацканян М. О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социс. 1999. — № 9. — С. 60−67.
- Мыльников А. С. Народная культура и генезис национального самосознания // СЭ. 1981. — № 6. — С. 13
- Никитина С. Е. О понятии этноконфессиональной группы применительно к старообрядцам // Алтарь России, альманах, вып. № 1. Большой Камень, 1997.- 115с
- Парсонс Т. Социальная система. М., 1951.
- Петрова Е. В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. Этносоциологический анализ. Улан-Удэб изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -129с.
- Поздняков Э. А. Национальные интересы: теория и практика. М, 1991 г. -213с.
- Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994 г.-205с.
- Попов Н. Пища тунгусов. «Сибирская живая старина», вып. 1 (5). Иркутск, 1926. Стр. 79. ?1. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. — С. 81−115
- Постников А. Н. Социально-философские аспекты национальной политики и управления национальными отношениями в Российской Федерации // Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. Улан-Удэ, 2000 г.
- Постников А. Н. Национальные отношения.
- Редклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М., 1996
- Родинов Т. П. Экологическое сознание: состояние проблемы // Философия и общество. 1998. — № 2
- Россия: Опыт национально-государственной идеологии / под ред. В. В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 231с.
- Румянцев Г. Н. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа // Записки научно-исследовательского института культуры (НИИК). Улан-Удэ, 1953, вып. ХУ11, с. 60−61
- Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб. 1995. С. 3.
- Рыбаков С. Е. К вопросу о понятии «этнос». Философско-актропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. — № 6). Савельев В. В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика. Ч.З. М. 1993. С. 18.
- Савоскул С. С. Социально-этнические проблемы русского народов // Эгнополитический вестник. 1992. — № 1. — С. 94−107. I. Самнер У. «Народные обычаи». — М., 1906
- Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2000.-304 с.
- Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С. 68−69. >. Семенов Ю. И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. 2000 г. — № 2.
- Серебрякова Ю. А. Философские проблемы национального самосознания и национальная культура. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. -1996г.
- Серебрякова Ю. А. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие (социально-философский аспект): Автореферат диссертации на соискание научной степени доктора философских наук. ИГУ. — 1997.
- Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 203с.
- Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996, — 183с.
- J. Скрынникова Т. Д. Традиционная потестарно-политическая культура и современная самоидентификация бурят. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999. — 152с. (Сибирь: этносы и культуры. Выпуск 5)
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.-389с.
- Стефаненко Т. Этнопсихология. М.:Институт психологии РАН, «Акдемический проект», 1999. -320с.
- Тадевосян Э. В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Социс. -1998. № 6.-С. 61−68
- Тард Г., де. Социальная логика. М. 1901
- Тишков В. А. Советская этнография: преодоление кризиса // ЭО. 1992. -№ 1. — С. 7
- Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)// Вопросы философии. 1964. -Nel 1. — С. 53
- Уорд JI. Ф. «Психические факторы цивилизации». М., 1897 5. Файзуллии Ф. С., Зарипов А. Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. — 1997. — № 8. — С. 40−47
- Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ, 1992 г.
- Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. -М. Пг., 1923−170с.
- Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995, с. 234 235.
- Хабибуллин К. Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. Пермь: ПГПИ, 1974. — С. 51
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 347.
- Хамфри К. Буряты: поиск национальной идентичности // Восток: Африко-азиатские общества: история и современность. 1991. — № 5. — С. 3237
- Цыденжапов Г. Ц., Бадуева Е. Б. Бурятская кухня. Улан-Удэ. :Бурят.кн.изд-во, 1984.- 96с.
- Чебоксаров Н. Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. М., 1964. — С. 5
- Чебоксаров Н. Н., Чебоксорова И. А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1971.-С. 32
- Чешко С. В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. — № 6. — с. 45
- Чистов К. В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. — № 3. — С. 73. Штейнталь X. Грамматика, логика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. М., 1960.
- ТТТпет Г. Г. Введение в этническую психологию.- СПб.: Изд. Дом «П. Э. Т.» при участии изд-ва «Алатейя»: Кренов. 1996. 193с. 5. Шелепов Г. В. Общность происхождения — признак этнической общности // Советская этнография. — 1968. — № 4. — С. 72−73
- Юнг К. Психология бессознательного. М., 1998. — 176с. 5. Этническая экология: теория и практика / Отв ред.: В. И. Козлов. М.: Наука, 1991.-374с.
- Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1971. — 366с.
- Abels Н. Interaktion, identitat, Prasentation. Wiesbaden, 1998, s. 9−203,
- Abels H. Abschied von der Identitat // Hagener Materialen zur Soziologie. Hagen. Heft 1/1997.
- Berger Р., Luckmann Th. The Social Construction of Reality. New York, 1966
- Blumer H. Der methodologische Standort des Symbolischen Interaktionismus. In: Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hg.) (1973). Bd. 1 969. S. 144.).
- Changing Perspectives in the Scientific Study of Religion. New York -London Sidney — Toronto, 1974, p. 15−35.
- Cooly C. H. The rools of social knowledge. «American Journal of Sociology «., 1926. V. 32).
- Davies J. Ch. Maslow and Theory of Political Development. Getting to Fundamentals // Political Psychology. 1991. Vol. 12. № 3. P. 417. /. De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accommodation // Ethnic Identity. Chicago- London, 19 821
- Ethnic groups and Boundaries // The Social Organization of Culture Differences. / F. Barth, ed. Bergen- London: Universitets, Forlaget / Allen & Unwin, 1969
- Yinger M. The Scientific Study of Religion, 1967. p. 5
- Mead G. Geist Identitat und Gesellsch. aft. Frankfurt Suhrkamp am Main.1934. S. 83. k Merton R. N. Social Theory and Social Structure. New York. 1968 !. Strauss A. Einleitung. In Mead. 1964. S. 30.
- Nierkerk M. Van., Vermeulen H. Ethnicity and Leisure Time: Surinamese Girls in Amsterdam // Dutch Dilemmas: Anthropologists Look at the Netherlands. P. 138
- Philosophy of Religion. A Book of Readings. New York, 1968. P. 50
- Changing Perspectives in the Scientific Study of Religion. New York -London Sidney — Toronto, 1974, p. 15−35
- Religionssoziologie, Soziologische Texte. Neuwied am Rhien Berlin, 1964, S. 49
- Tillich P. Dynamics of Faith. New York. 1957
- Zhukovskaya N. I. Buddism and Problems of National and Cultural Resurrection of the Buryat Nation. Central Asian Survey. — Vol. 11, No. 2, 1992, pp. 391. POCrvftfla"гоогд.и'стялА*1. БИБЛИОТЕКА- Р- О J*