Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Познание как предмет философского анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность и смысл познания. Философские концепции истины. Список литературы. Проблема познаваемости мира в различных философских традициях. Субъект и объект познания. Введение. Заключение. Виды познания. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Сущность и смысл познания
  • 2. Проблема познаваемости мира в различных философских традициях
  • 3. Виды познания
  • 4. Субъект и объект познания
  • 5. Философские концепции истины
  • Заключение
  • Список литературы

Познание как предмет философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Сущность и смысл познания Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология — это знание о знании. Поэтому часть специалистов предпочитает говорить именно о теории знания, а не «познания», так как в последнем слове оттенок познавательного процесса выражен сильнее. (В западных языках этой проблемы не существует; там в научный оборот введен термин «теория знания», например, по-английски theory of knowledge.) Но в последние десятилетия ученых все больше интересует сам процесс получения знания, его приращения, развития, а это уже предполагает изучение достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учета личностного фактора в познавательной деятельности .

Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. При ее рассматрении, философы выражают свое отношение к истине, отвечают на вопрос о том, существует ли принципиально непознаваемое. Позиция философа в отношении познаваемости мира зависит, прежде всего, от его понимания познания: является ли познание отражением объективного мира. Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и ее гносеологических функциях.

Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Представляя знание как результат процесса познания, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем, что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось самостоятельные отрасли философии — философию науки и эпистемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного познания .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Философия: учебник для вузов /А. Спиркин. — М.: Гардарики, 2007. — 735 с.
  2. А. Философия в вопросах и ответах /А. Алексеев. — М.: Проспект, 2007. — 336 с.
  3. , А. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. Барковская. — Минск: Тетра-Системс, 2009. — 160 с.
  4. И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений / И. Смирнов, В. Титов. — М., 1998. — 288 с.
  5. В. Философия. Учебное пособие / В. Канке. — М.: Логос, 2007. — 376 с.
Заполнить форму текущей работой