Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Бублик JI.A. Воспитание советских воинов на революционных и боевых традициях. — М., 1968; Гидиринский В. И. Русская идея и армия. — М., 1997; Горячев А. И. Духовные основы правоохранительной деятельности. — М., 2000. — С.37−47. Каверин Б. И., Чижик П. И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. — М., 2000; Клягин С. В. Пути к духовности //Актуальные… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. Сущность, классификация и функции духовных традиций военнослужащих Российской армии
  • РАЗДЕЛ И. Содержание духовных традиций военнослужащих Российской армии и особенности их проявления в современных условиях
  • РАЗДЕЛ III. Основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии

Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие изменения во всех областях жизнедеятельности российского общества сегодня с особой остротой проявляются в духовной сфере, самым непосредственным образом влияют на духовность военнослужащих, качество выполнения ими воинского долга. Ибо «военное искусство во все времена и у всех народов органически связано с государственно-социальными особенностями данной страны и точно отражает национальных характер народа, его духовные идеалы и культуру. Но ни одно искусство не реагирует так остро на колебания народного духа и не воспринимает так чутко моральное направление цивилизации данной эпохи, как военное искусство"1.

Сложный комплекс социокультурных проблем, связанный с деформацией духовной жизни общества и негативным влиянием на деятельность Вооруженных Сил, настоятельно требует поиска позитивных составляющих воздействия на духовность воинов, среди которых существенная роль отводится воинским духовным традициям. Они выступают детерминантами воинской деятельности с самых ее начал. Кроме того, духовные традиции военнослужащих Российской армии служат той основой, на базе которой формируется готовность военнослужащих к защите своего Отечества. «Создавая собственные Вооруженные.

Силы, Российская Федерация сохраняет и подтверждает преемственность луч. 2 ших боевых и героических традиций Российской армии." .

Актуальность темы

объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, объективно-субъективный процесс общественного обновления всегда ведет к изменению в традициях, видя в них только элемент консерватизма. Разрушение традиций — опасное явление для духовных ценностей, идеалов, жизненно важных ориентиров, т. е. того, что составляет духовный потенциал не только общества и людей, но и является основой существования духовных традиции в сознании вооруженных защитников.

1 Цит. по: Штейфон Б. Душа армии //Российский военный сборник. — М., 1997. — Вып. 13.-С. 320.

2 Ельцин Б. О создании Вооруженных Сил РФ //Армия. — 1992. -№ 11−12. — С. 1.

Во-вторых, Российская армия является одним из традиционалистских институтов государства и общества, и в ней наиболее ярко аккумулируются, развиваются и подтверждаются на прочность духовные традиции, жизненно-необходимые для Вооруженных Сил. Вследствие этого возникает насущная потребность объективного анализа реального состояния духовных традиций военнослужащих Российской армии как сложного, исторически складывающегося и постоянно развивающегося социального феномена, исследования их содержания и специфики проявления в современный противоречивый период существования российского общества.

В-третьих, необходимостью теоретического осмысления процесса функционирования духовных традиций воинов в новых условиях, что связано, прежде всего, с отказом от прежнего идеологического содержания духовных традиций и отсутствием новых духовных ориентиров. Девальвация привычной системы ценностей военнослужащих отразилась на качественном изменении содержания понятий, являющихся основой духовных традиций военнослужащих. Речь идет о таких понятиях, как Родина, патриотизм, Отечество, долг, честь, достоинство, профессионализм, ответственность и других, которые претерпевают существенную трансформацию.

В-четвертых, продолжающимися радикальными изменениями качества Вооруженных Сил, приводящими к переосмыслению духовной стороны деятельности военнослужащих, в связи с чем увеличивается число сторонников идеи возвращения к духовным традициям Российской и передовым традициям Советской Армии1. Данное обстоятельство указывает на необходимость развития духовных традиций военнослужащих на основе преемственности прошлого опыта нашей армии и применения его в воспитательной деятельности.

1 Армия, Вооруженные Силы, армия и флот — понятия, которые в диссертации употребляются как синонимы. Они отражают особый объект — институт государства, предназначенный для решения проблем обеспечения обороны и национальной безопасности страны с применением вооруженного насилия или угрозы ее применения. По субъектной характеристике — это военнослужащие, объединенные в специальные формирования (рота, батальон, полк, дивизия и т. д.). Поэтому в работе под армией будут пониматься военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.

В-пятых, необходимостью социально-философского осмысления и исследования сущности, особенностей функционирования духовных традиций военнослужащих Российской армии как позитивных основ духовной жизни воинов, которые формируют социальные качества, необходимые для успешного выполнения задач в мирное и военное время.

Таким образом, актуальность исследования духовных традиций военнослужащих Российской армии обусловлена потребностями развития общества и его военной организации на современном этапе, а также необходимостью выработки направлений дальнейшего совершенствования духовного потенциала в боевой мощи Вооруженных Сил и, в целом, укрепления обороноспособности России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовных традиций привлекала и привлекает пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей — философов, педагогов, психологов, культурологов, социологов и др. Наиболее активно проблема традиций исследовалась отечественными учеными в советский период. В работах данного периода основное внимание уделялось социальному функционированию традиций, что весьма основательно представлено в трудах таких ученых, как В. Б. Власова, О. Г. Дробницкий, Н. С. Злобин, Ю. А. Левада, Э. С. Маркарян, В. Д. Плахов, А.Г.Спиркин1. В этом периоде следует выделить работы, в которых традиция рассматривается не только как социальный механизм передачи общественных ценностей от поколения к поколению, но осмысливается роль традиции в формировании социально-психологических качеств, необходимых для жизнедеятельности субъектов конкретного общества. Такой подход просматривается в работах А. Х. Байматова, Л. П. Буевой, А. И. Лучанкина, И. В. Суханова и др .

1 См.: Власова В. Б. Традиция в мире духовных ценностей. — М., 1983; Дробницкий О. Г. Понятие морали. — М., 1974; Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М, 1980; Левада Ю. А. Традиция //Философская энциклопедия. — М., 1970; Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Советская этнография. — 1981. — № 2- Плохое В. Д. Традиции и общество. — М., 1982; Спиркин А. Г. Человек, культура, традиции //Традиции в истории культуры. — М., 1979.

2 См.: Байматов А. Х. Традиция как механизм духовного развития субъекта исторического процесса: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1987; Буева JI.Il. Человеческий фак.

Вместе с тем в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых последних лет отмечается повышенный интерес к стабилизирующим факторам общественного развития, в частности, к проблеме традиции. Анализ имеющейся социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе рассматривали и разрабатывали проблему духовных традиций военнослужащих Российской армии.

Первую группу составляют работы отечественных ученых, в которых исследуются социально-философские проблемы духовной жизни общества и духовно-практического освоения действительности. Так, в работах М. А. Акопова, А. И. Арнольдова, В. С. Библера, В. Э. Бойкова, В. В. Журавлева, А. Б. Лебедева, А. К. Уледова, С. Л. Франка, А. И. Яковлева и многих других обстоятельно проанализированы вопросы сущности и структуры духовной жизни общества, закономерности ее функционирования и развития, а также духовные образования, характеризующие общество как целостную, относительно самостоятельную систему1.

Анализ изложенных в указанных работах идей и положений показывает, что они заметно обогащают современные представления о духовной жизни тор: новое мышление и новое действие (философские заметки). — М., 1988; Лучанкин А. К Методологические проблемы исследования традиций народной культуры //Философские науки. — 1986. — № 6- Суханов КВ. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М., 1976 и др.

1 См., например: Акопов М. А. Духовный мир советского человека. — Киев, 1985; Арнольдов А. К Человек и мир культуры. — М., 1992; Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. — М., 1990; Бойков В. Э., Иванов В. Н., Тощенко Ж. Т. Общественное сознание и перестройка. — М., 1990; Духовные аспекты бытия: Сб. науч. тр. /Под ред. П. Е. Матвеева. — Владимир, 2000; Духовная жизнь общества и структура общественного сознания: Сб. науч. тр. /Сост. и отв. ред. Е. В. Шевцов. — М., 1988; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления /Редкол.: В. М. Утенков (отв. ред.) и др. — М., 1992; Духовное обустройство России: Сб. ст. /Науч. ред. Б. Н. Королев. — Курск, 1996; Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. — М., 1980; Земляной С. Н. Духовный прогресс советского общества и формирование нового человека. — М., 1986; Кондакова Н. И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941;1945 гг. — М., 1995; Лебедев А. Б. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский аспект. — Казань, 1991; Уледов А. К. Духовное обновление общества. — М., 1990; Франк С. Л. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. — М., 1992; Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г. П. Выжлецова и др. — СПб., 1996; Яковлев А. К, Кириллов Н. П. Сознание народа. — Томск, 2000; Яковлев А. К. Государственная идеология. — Калуга, 2001 и др. личности и общества, ее смысле и предназначении и были использованы в диссертации в качестве методологических основ социально-философского анализа.

Вторую группу составили работы, посвященные изучению общетеоретических проблем формирования и функционирования традиций, их влиянию на развитие личности и социальных групп. Такие подходы обозначены в работах В. Ю. Быстрова, М. И. Долгушина, М. Г. Завьялова, М. В. Захарченко, В. А. Кутырева, В. Е. Морихина, Н. Ю. Никольской, Ж. К. Хайрушина, Л. Р. Хасанова, Р. Н. Юсупова и др., в которых обстоятельно исследуются и раскрываются сущность, структура, содержание и значение традиций в социокультурной динамике общества1.

Положительно оценивая научные результаты предшествующих исследований по проблеме традиций, необходимо отметить, что в плане раскрытия темы диссертационного исследования они имеют, прежде всего, общетеоретическое и методологическое значение. Существенное приращение научного знания по данной проблеме во многом связано с тем, что после распада Советского Союза достаточно острой становится проблема социально-философского осмысления современного содержания духовных традиций личности, путей их совершенствования.

Третью группу составляют работы военных ученых, содержащие фило-софско-методологические подходы к исследованию различных аспектов функ.

1 См.: Быстрое В. Ю. Традиция как социокультурный феномен: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. — Великий Новгород, 2001. Долгушин М. И. Традиция как феномен социокультурного наследия (философское обоснование): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Пермь, 2000; Завьялов М. Г. Традиция как способ самоидентификации общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1997; Захарченко М. В. Типологическая интерпретация понятия традиции: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. — СПб, 1998; Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. — М., 2001; Морихин В. Е. Традиции офицерского корпуса. Научно-историческое исследование. — М., 2003; Никольская Н. Ю. Традиция и современное значение учения о перевоплощении: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 1995; Традиции Российской армии /под ред. Золотарева В. А. — М., 2002; Хайругиин Ж. К. Традиция в социокультурной динамике: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1993; Ха-санова JI.P. Социальная память нации (социально-философский анализ традиций башкирского народа): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Барнаул, 2000; Шахов М. Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая //Армия и общество, 1999. — № 2- Юсупов Р. Н. Православные духовные традиции как социокультурный феномен: истоки, философские интерпретации и место в диалоге культур: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Екатеринбург, 2000 и др. ционирования духовных традиций военнослужащих в тех или иных сферах жизнедеятельности общества и армии, а также связи духовных традиций армии и флота с вооруженной защитой государства. Общеметодологические подходы в исследовании данных проблем наиболее полно определены в работах Л. А. Бублика, В. И. Гидиринского, А. И. Горячева, А. И. Дырина, Б. И. Каверина, С. В. Клягина, В. Н. Ксенофонтова, Ю. Г. Носкова, П. В. Петрия, Л. В. Рощина, Н. В. Солнцева, А. Г. Цветкова, М. Н. Шахова, Ю. А. Чернавина, П. И. Чижика, В. М. Чугунова и др1. Содержащийся в них анализ законов войны и вооруженной борьбы, оборонной мощи государства и военного строительства имеет важное методологическое значение для более детального изучения в дальнейшем проблемы духовных традиций воинов и их взаимосвязи с духовностью российского общества.

Определенный вклад в разработку проблем духовных традиций военнослужащих российской армии внесли военные ученые, исследующие вопросы патриотизма и военно-патриотического воспитания2, ценностных ори.

1 См.: Бублик JI.A. Воспитание советских воинов на революционных и боевых традициях. — М., 1968; Гидиринский В. И. Русская идея и армия. — М., 1997; Горячев А. И. Духовные основы правоохранительной деятельности. — М., 2000. — С.37−47. Каверин Б. И., Чижик П. И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. — М., 2000; Клягин С. В. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. — М., 2000; Ксенофонтов В. Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего: Матер, межд. науч. конф. — М., 1995; Носков Ю. Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. — М., 2000; Петрий П. В. Духовные ценности российского общества и армия. — М., 2001; Рощин JI.B. Методологические вопросы формирования и развития традиций Советских Вооруженных Сил: Автореф. дис .канд. филос. наук. — М., 1970; Солнцев Н. В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. — Новосибирск, 1977; Цветков А. Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1992; Чернавин Ю. А. Социальный статус военнослужащего. -М., 1997; Чижик П. И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. — М., 2000; Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства. — Монино, 1998 и др.

2 См.: Гидиринский В. И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. — 1999. — № 1- Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд). — М., 1999; Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1995; Лутовинов В. И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). — М., 1997; Мельниченко И. И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философскоентаций военнослужащих1, а также места и роли нравственных сил и морального духа армии, морально-психологической подготовки личного состава армии и флота в обеспечении обороноспособности страны .

Вместе с тем необходимо отметить, что в последнее десятилетие специальных исследований, посвященных изучению духовных традиций военнослужащих современной Российской армии, практически нет, несмотря на актуальность и важность данного феномена в жизнедеятельности воинского коллектива.

Анализ литературы по проблеме духовных традиций позволяет отметить, что, с одной стороны, в процессе исследования духовной жизни личности и общества все более осознается необходимость разработки направлений развития духовных традиций военнослужащих Российской армии, условий и тенденций процесса их формирования в современных условиях, а, с другой, — позволяет очертить круг менее исследованных, либо не исследованных вопросов, определить те из них, которые требуют своего решения. политологический анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1996; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии /Под ред. С. Л. Рыкова. — М., 1997; Плонин В. И. Этика как практическая философия. — М., 2003. — С. 63−81- Погорелый А. И Патриотизм как ценность российского общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 2004; Рунаев Ю. В. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1994 и др.

1 См., например: Петрий П. В. Духовные ценности Великой Победы и их роль в формировании духовности российских воинов /Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. — М., 2002; Протасов А. А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1995; Ткаченко А. Г. Ценностные ориентиры в деятельности сотрудников силовых органов государства в современных условиях // Ценностно-нормативные основания деятельности силовых органов правового государства: Матер, межвузовской науч. конф. — Голицыно, 1999; Усынин Ю. К. Социодинамика ценностных ориентаций офицеров Российской армии: Автореф. дис. .д-ра социол. наук. — Саратов, 1999 и др.

2 См., например: Кульгачев И. П. Морально-психологический потенциал военной мощи государства: сущность, содержание и формирование (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 2000; Логинов И. П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности. — М., 1997; Медведев В. Н. Роль общественной психологии в формировании морального духа советских воинов: Автореф. дис .канд. филос. наук. — М., 1988, Рахимов О. Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Автореф. дис. .д-ра филос. наук. — М., 1995; Щеголев И. М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1999 и др.

Во-первых, в обстоятельном социально-философском анализе нуждается современная духовная ситуация в армии в условиях противоречивых процессов развития общества и Вооруженных Сил.

Во-вторых, назрела необходимость осмысления и обоснования применения в воспитательном работе с военнослужащими армии и флота ценного в духовном наследии прошлого нашей страны и ее военной организации.

Таким образом, выбор настоящей темы в качестве предмета исследования обусловлен ее теоретической и практической значимостью для жизнедеятельности военнослужащих Российской армии в современных условиях.

Объектом исследования являются духовные традиции военнослужащих Российской армии как феномен социокультурной жизни.

Предметом — сущность, содержание и основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии в современных условиях.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа духовных традиций военнослужащих Российской армии и рассмотрении специфики их проявления в духовной жизни российских воинов.

Для достижения этой цели, исходя из степени разработки проблемы в философской литературе, предлагается решение следующих доминирующих задач:

— уточнить сущность категории «духовные традиции военнослужащих Российской армии» в современных условиях развития Вооруженных сил;

— представить развернутую классификацию духовных традиций военнослужащих армии и флота;

— выявить условия проявления духовных традиций военнослужащих на современном этапе их функционирования;

— обосновать основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих современной Российской армии.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения философского наследия по вопросам сущности и социальной роли духовных традиций, особенностей их функционирования в духовной жизни общества и личностиметоды социальной философии (восхождение от абстрактного к конкретному, метод социальных аналогий, метод единства исторического и логического и др.), функционально-деятельностный метод, а также общие и частные научные методы исследований, используемые при анализе духовных явлений.

В работе широко представлены итоги осмысления материалов ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа положений основных руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению духовной безопасности Российской Федерациирезультаты и выводы опросов и социологических исследований, проведенных Социологическим центром Вооруженных Сил РоссииВсероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Ассоциацией военных социологов по рассматриваемой проблемеконтент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности и духовной безопасности личности, общества и государстварезультаты и выводы КНИР «Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития» (шифр «Душа»), в которых соискатель является соисполнителем, а также конкретных социологических и военно-социологических исследований, выполненных по специальным программам в целом ряде диссертационных исследований.

Диссертант опирался на личный опыт практической работы в войсках Министерства обороны России.

Научная новизна исследования заключается в постановке и социально-философском анализе актуальной научной задачи, которая на данном этапе развития общества оставалась недостаточно исследованной.

Более конкретно новизна исследования выражается в достижении теоретических результатов, выработке рекомендаций и предложений по развитию духовных традиций военнослужащих Российской армии. К этим результатам можно отнести следующие:

— уточнена сущность категории «духовные традиции военнослужащих Российской армии» в современных условиях развития Вооруженных Сил;

— представлена развернутая классификация духовных традиций военнослужащих армии и флота;

— выявлены условия проявления духовных традиций военнослужащих на современном этапе их функционирования;

— обоснованы основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих современной Российской армии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовные традиции военнослужащих Российской армии есть исторически сложившиеся, повторяемые и передаваемые из поколения в поколение общественно признанные, государственно-значимые и жизненно необходимые для воинов ценности, идеалы, ориентиры, установки, этические нормы и правила, регулирующие их жизнедеятельность в мирное и военное время.

2. Классификация духовных традиции военнослужащих Российской армии отражает сложность и многогранность их проявления, а также рельефно представляет взаимосвязь и взаимообусловленность духовных традиций в зависимости от исторического времени, степени общности, направленности и формы общественного сознания.

3. Духовные традиции современной Российской армии проявляются в следующих условиях: отсутствия понятной и надежной системы идеологических ориентиров формирования защитника Отечествазатяжного характера реформирования Вооруженных Сил и устойчивого падения престижа военной службыусугубляющегося духовно-нравственного кризиса в общественепоследовательной политики, проводимой государством в области военного строительства и др.

4. Основными тенденциями процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии в современных условиях выступают: функционирование духовных традиций военнослужащих в условиях отсутствия общезначимых и признанных духовных ориентиров развития личности и обществачастично сохранившаяся преемственность духовных традиций воинов в процессе исполнения воинского долгасовершенствование духовных традиций военнослужащих в условиях отсутствия государственных идейных и моральных стимулов и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании, механизме формирования и основных тенденций развития духовных традиций военнослужащих в процессе функционирования Вооруженных Сил в современных условиях. Результаты, полученные в результате исследования, обобщенные в социально-философскую концепцию, могут рассматриваться как основания социально-философского анализа духовной жизни военнослужащих армии и флота. Выводы работы могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики социального познания в конкретных социально-философских, психологических, педагогических и социологических исследований проблем, связанных с функционированием духовных традиций в жизни военнослужащих.

Практическая значимость исследования заключается в формулировке и обосновании ряда рекомендаций, которые касаются дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы, и рекомендациями непосредственно организационно-практического характера.

Содержание диссертации, сделанные в ней выводы, создают определенную теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности духовных традиций военнослужащих Российской армии и путей их дальнейшего культивирования. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании философии, психологии, политологии, социологии и др. дисциплин в вузах, при проведении занятий по общественно-государственной подготовке в войсках, а также в работе по обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил и других силовых структур РФ.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации апробированы в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии и религиоведения Военного университета, на заседаниях Философского клуба Ассоциации офицеров запаса Сухопутных войск «Мегапир», в тезисах выступления на Международной научно-практической конференции «Глобализация: плюсы и минусы для стран СНГ, региональных и муниципальных образований» (п. Голицино, 25−26 мая 2004 года), методических семинарах «Философия Великой Победы» (2004 г.), «Личность, общество и государство в современной России» (2004 г.) а также в ходе проведения занятий по философии с курсантами Военного университета.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Духовные традиции военнослужащих Российской армии: сущность и содержание //Сборник научных статей. — М.: ВУ, 2004. — № 12. — Ч. 2. — 1,0 п.л.

2. Духовные традиции как основа жизнедеятельности военнослужащих Российской армии //Личность, общество и государство в современной России: Материалы заседания философского клуба (коллективная монография). — М.: «Мегапир», 2004. — 1,0 п.л.

3. Актуальные вопросы формирования у воинов Вооруженных Сил РФ патриотизма и высоких моральных качеств: Учебное пособие. — М.: ВУ, 2003 (в соавторстве). -1,0 п.л.

4. О проблеме преемственности и развития духовных традиций военнослужащих Российской армии //Политическая стабильность общества: состояние и особенности: Материалы научной конференции МЧС России //Сборник научных трудов академии. — Новогорск, 2002. — Вып. 9. — 0,3 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследования составил 3,3 печатных листа.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. Объем диссертации 163 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного исследования духовных традиций военнослужащих Российской армии в современных условиях позволяют заключить следующее:

Социально-философский анализ познания традиций представляет собой непрерывно развивающийся процесс, выраженный в накоплении научно-теоретических знаний, которые основаны на раскрытии объективных законов функционирования и развития духовных традиций в жизни воинского коллектива.

По своему содержанию традиции представляют собой совокупность ценностей и идеалов общественно признанного и государственно-значимого характера, исторически складывающиеся под влиянием общественной психологии и развивающиеся под действием идеологии, господствующей в общественном сознании, а по форме — механизм передачи накопленного социально-значимого и духовно-необходимого опыта последующим поколениям.

Духовные традиции — определенная устойчивость, повторяемость и преемственность норм, ценностей, мыслительных образцов, действий, которые непосредственно закреплены и передаются от одного поколения к другому на основе потребностей, выработки ценным типом общественного уклада, самого общества, армии и личности. Духовные традиции военнослужащих Российской армии основываются на общественно-признанных, государственно-значимых и жизненно-необходимых для Вооруженных Сил ценностей, идеалов, ориентиров, установок, этических нормы и правил, регулирующих их жизнедеятельность в мирное и военное время.

Существенными признаками духовных традиций военнослужащих являются: преемственность, повторяемость, устойчивость, массовость распространения, социальная обусловленность, ценностный характер.

Представленная классификация духовных традиций позволил классифицировать данный феномен по следующим основаниям: в зависимости от времени проявления и формирования, по степени общности, по категориям военнослужащих, по сферам воинской деятельности, по степени устойчивости, по направленности, по формам общественного сознания дает возможность выделить многогранность данного социального феномена. Данная классификация духовных традиций военнослужащих Российской армии имеет элемент условности, что связано с определенными обстоятельствами: во-первых, они проявляются в материальной и духовной культуре жизни обществаво-вторых, имеют различные уровни ценностного выражения — общественно-признанные, государственно-значимые и жизненно-необходимые для Вооруженных Силв-третьих, не всегда подчиняются главному закону классификации, который требует, чтобы члены деления находились только в одной группе.

Основными функциями духовных традиций военнослужащих являются: аккумулятивно-транслирующая, нормативно-регулятивная, интегрирующая или синтезирующая функция, консолидирующая и коммуникативная функция. Перейдем к анализу содержания и особенностей духовных традиций военнослужащих Российской армии.

Основой возникновения и условием существования духовных традиции военнослужащих Российской армии является воинская деятельность, в процессе которой складываются определенные общественные отношения между военнослужащими. Данные отношения с течением времени приобретают устойчивость, всеобщность и передаются последующим поколениям воинов посредством сформировавшихся духовных традиций, регулирующих воинскую деятельность и взаимоотношения между воинами.

Содержание духовных традиций военнослужащих определяется совокупностью ценностных норм, устойчивых идейных установок и героического наследия прошлых побед. В содержании таких духовных традиций как чувство патриотизма, воля к победе, героизм в бою, воинская честь и другие, которые имеют огромное социально-воспитательное значение и формируют духовный облик воина, наиболее ярко представлен деятельностный аспект. Его сущность состоит в том, что духовные традиции являются морально-психологическими установками для воина. Изначально они отражаются в его сознании и формируют психологическую готовность к воспроизводству духовных традиций, а затем в процессе их многократного повторения у военнослужащего формируются социально духовные качества, которые впоследствии объективируются в его профессиональной деятельности.

Особенностями проявления духовных традиций военнослужащих в современных условиях является их функционирование в условиях: отсутствия понятной и надежной системы идеологических ориентиров формирования защитника Отечествазатяжного характера реформирования Вооруженных Сил и устойчивого падения престижа военной службыусугубляющегося духовнонравственного кризиса в общественепоследовательной политики, проводимой государством в области военного строительства.

Функционирование духовных традиций военнослужащих в современных условиях осложнено противоречиями негативного и позитивного характера, которые имеют объективный уровень, связанный с трудностями развития основных сфер жизни общества и субъективный — с личностью военнослужащего, его внутренними духовными противоречиями. Осуществление преодоления противоречий, как негативных, так и позитивных будет способствовать дальнейшему развитию духовных традиций.

Генезис духовных традиций военнослужащих Российской армии в одном случае обусловлен целенаправленной, волевой деятельностью субъекта, а в другом — их возникновение является косвенным продуктом деятельности субъекта. Источниками процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии выступают: духовные традиции регулярной русской армии, революционные и боевые традиции народа и духовные традиции советских воинов, которые выступают в исторической преемственности.

Процесс формирования духовных традиций военнослужащих обусловлен субъективной и объективной стороной, которые отражают его диалектический характер. Носителем духовных традиций выступает военнослужащий, поэтому процесс формирования духовных традиций связан с уровнем развития духовности самого воина, то есть состоянием и содержанием его морально-психологических, волевых и социальных качеств, а также целями и жизненными идеалами. С другой стороны духовные традиции являются результатом осознанного мира военнослужащего и отражают все стороны его реальной жизни, в том числе и духовную, социальную, экономическую и политическую, которые закрепляются в духовном мире воина.

Развитию духовных традиций военнослужащих должна способствовать взаимосвязанная и целенаправленная деятельность субъекта (верховного главнокомандующего, военных органов управления и др.) по преодолению негативных явлений, влияющих на процесс формирования духовных традиций.

Исходя из анализа современной общественной ситуации в России, можно определить некоторые основные тенденции в процессе формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии: функционирование духовных традиций военнослужащих в условиях отсутствия общезначимых и признанных духовных ориентиров развития личности и обществачастично сохранившаяся преемственность духовных традиций воинов в процессе исполнения воинского долгасовершенствование духовных традиций военнослужащих в условиях отсутствия государственных идейных и моральных стимулов.

Наряду с рассмотренными тенденциями процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии имеют место и ряд других, в том числе и негативных, которые находятся в стадии становления и формирования. К ним, в частности, можно отнести тенденцию разрыва в условиях воинской службы в моральном и материальном поощрении, в присвоении званий и государственных наград офицерского состава центрального аппарата и офицеров воинских частей и подразделений, что, естественно, сказывается на негативном восприятии аппаратных работников Министерства Обороны и ведет к нарушению целостности армии, как единого института, создавая непреодолимые противоречия между управляющими структурами центра и на местах.

Рассматриваемые тенденции развития духовных традиций военнослужащих находятся в постоянном движении. Качественные их изменения будут определяться разумным и конструктивным проведением военной реформы, возрождением процесса военно-патриотического воспитания, обеспечением механизма социально-правовой защиты военнослужащих.

Обозначенные тенденции определяют основное содержание деятельности субъектов по формированию духовных традиций общества и армии. И главным содержательным элементом этой деятельности, в первую очередь, должны быть: а) принятие и реализация государственно-патриотической идеологии и б) восстановление системы военно-патриотической работы.

Анализ направлений формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии, которые определяются совокупностью факторов функционирования основных сфер жизни общества, вскрывают негативные моменты их сегодняшнего состояния, что обуславливает негативные тенденции в развитии духовных традиций воинов.

Проведенное социально-философское исследование духовных традиций военнослужащих Российской армии позволяет предложить ряд рекомендаций, использование которых будет способствовать совершенствованию воспитательной работы, проводимой и с личным составом Вооруженных Сил. Всю совокупность рекомендаций можно разделить на следующие две группы: положениями и рекомендациями, касающимися дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы, и рекомендациями непосредственного организационно-практического характера.

Основные теоретические рекомендации можно свести к следующему. Опираясь на разработанные в диссертации положения, раскрывающие сущность и содержание духовных традиций военнослужащих Российской армии, представляется целесообразным более полно и последовательно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной теме:

— методологические аспекты концепции формирования духовных традиций военнослужащих в современный период;

— значение духовных традиций военнослужащих в формировании социальной ответственности и активности личности воина;

— выработка методики формирования и развития духовных традиций военнослужащих Российской армии с учетом основных тенденций функционирования духовных традиций воинов в настоящее время;

— выявление роли и механизма влияния духовных традиций на духовную культуру военнослужащих;

— анализ и прогнозирование условий и факторов формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии.

К рекомендациям организационно-практического характера относятся:

1. Военным ученым и педагогам высших военно-учебных заведений материал диссертации можно использовать в следующих целях:

— для подготовки рекомендаций по формированию духовных традиций военнослужащих Российской армии в соединениях и подразделениях армии и флота;

— для проведения занятий по социальной философии, социальной психологии, социологии, культурологии;

— для разработки и включения в тематический план по философии темы: «Духовные традиции военнослужащих: содержание и процесс формирования»;

— для подготовки на базе эмпирического и теоретического материала данного исследования учебно-методических пособий, в частности: «Духовные традиции военнослужащих: генезис, содержание, особенности проявления», «Духовные традиции военнослужащих: процесс формирования и направления развития»;

— для разработки и внедрения в вузах курса «Этические основы воинской профессии и духовные традиции офицеров» с целью усиления духовно-нравственного воспитания курсантов вузов;

— для проведения научно-теоретических и научно-практических конференций и семинаров по проблемам духовных основ жизнедеятельности военнослужащих в ходе проведения военной реформы;

— предусмотреть в планах научно-исследовательских работ кафедр гуманитарного профиля направление: «Духовные традиции военнослужащих Российской армии: история и современность».

2. Военным кадрам, осуществляющим обучение, воспитание и руководство личным составом:

— включить в систему командирской подготовки офицерских кадров Вооруженных Сил России темы: «Духовные традиции офицеров Российской армии», «Основные направления развития духовных традиций офицеров в современных условиях»;

— включить в систему общественно-государственной подготовки с солдатами и сержантами темы: «Духовные традиции военнослужащих Российской армии», «Преемственность духовных традиций военнослужащих Российской армии»;

— в содержании учебно-воспитательной работы в войсках основное внимание сосредоточить на преемственности духовных традиций военнослужащих: показывать на конкретных примерах роль и значение духовных традиций в укреплении воинской дисциплины, поддержании уставного порядка и повышении боевой готовности;

— ввести в практику проведение конкретных военно-социологических исследований на базе Социологического центра МО РФ о состоянии и тенденциях развития духовных традиций с различными категориями военнослужащих на уровне части, соединения, вуза с их последующим обобщением.

В заключении необходимо отметить, что духовные традиции военнослужащих являются основой жизнедеятельности воинского коллектива и настоятельно требуют научного осмысления. Теоретические и практические выводы и рекомендации не являются окончательными, а служат источником дальнейших исследований духовных традиций военнослужащих. Но их учет в деятельности войсковых частей, соединений и военно-учебных заведений позволит сплотить воинские коллективы, повысить эффективность воздействия духовных традиций на формирование духовно-нравственных качеств у военнослужащих, поднять престиж воинской службы и, в конечном счете, отразится на боеготовности Вооруженных Сил России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Духовный мир советского человека. — Киев, 1985. — 127 с.
  2. Актуальные вопросы формирования у воинов Вооруженных Сил Российской Федерации патриотизма и высоких моральных качеств /Отв. ред. B.C. Пусько. М.: ВУ, 2003. — 83 с.
  3. Актуальные проблемы воинской этики /Отв. ред. А. И. Анцышкин. — М.: ГА ВС, 1992.-126 с.
  4. А.И. Человек и мир культуры. — М., 1992. 237 с.
  5. А.Н., Селиванов А. Н. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. -320 с.
  6. Г. А. Воинские ритуалы. — М.: ВПА, 1977. — 128 с.
  7. А.В. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации. — М.: ВПА, 1988. — 160 с.
  8. А.Х. Традиция как механизм духовного развития субъекта исторического процесса: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1987. 19 с.
  9. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 448 е.
  10. Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М., 1969. 294 с.
  11. Н.А. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2003. — 272 с.
  12. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Наука, 1990.-62 с.
  13. В.Э., Иванов В. Н., Тощенко Ж. Т. Общественное сознание и перестройка. М.: Политиздат, 1990. — 286 с.
  14. JT.A. Воспитание советских воинов на революционных и боевых традициях. «Труды Академии», 1968. — Т. 60. — С. 46 — 64.
  15. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. З -7.
  16. JI.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (философские заметки). М., 1988. — 63 с.
  17. С., Климченко В. Звезды и терни офицерской карьеры //Ракурс. М.: МО, 2000. — Вып. 1. — С. 3 — 5
  18. В.Ю. Традиция как социокультурный феномен: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Великий Новгород, 2001. — 37 с.
  19. П.Дж. Смерть запада: Пер. с англ. А. Башкирова /П.ДЖ. Бьюке-нен. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 444 с.
  20. С.В. Русский офицерский корпус. — М.: Воениздат, 1993. — 368 с.
  21. Д.А. Воинская этика. М.: Воениздат, 1976. — 320 с.
  22. Д.А. Советский солдат. — М.: Воениздат, 1987. 367 с.
  23. М. Новый путь современного офицера. М., 1906. — С. 20−21.
  24. В.И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. 1999. -№ 1. — С.61−67.
  25. В.И. Русская идея и армия (философско — исторический анализ). М.: ВУ., 1997. — 324 с.
  26. Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности //Вопросы философии. 1986. -№ 4. — С.21−36.
  27. Г. П. Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России (1893 — 1917 гг.). Историческое исследование: Автореф. дис. .канд. истор. наук. М., 2001. — 26 с.
  28. А.И. Духовные основы правоохранительной деятельности /Отечество превыше всего!: Материалы научно-практической конференции 20 апреля 2000 г. М., Московская Академия МВД РФ, 2000. — С.37 — 47.
  29. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота: Научно-теоретический труд /Отв. ред. Д. Н. Филипповых, О.Х.-А.Рахимов. М.: ВУ, 1999. — 163 с.
  30. А.В. Русская идея и её творцы. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 448 с.
  31. М.Ш. Крепок ли моральный дух армии //Армия. 1992. — № 2. -С.28−32.
  32. П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -317с.
  33. М.И. Традиция как феномен социокультурного наследия (философское обоснование): Автореф. дис. канд.. филос. наук. Пермь, 2000. -20 с.
  34. Г. В., Ерыгин А. Н., Заковоротная М. В., Королев В. К., Штомпель JI.A., Штомпель О. М. Культурология. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 160 с.
  35. А.В. Артикул воинский Петра I об этикете Российского офицера в XVIII в. М.: ВУ, 2000. — 35 с.
  36. С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. — М.: Алетейа, 2002. 672 с.
  37. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  38. О.Г. Понятие морали. М., 1974. — 388 с.
  39. А. Философия традиционализма. — М.: Арктогея — Центр, 2002.- 624 с.
  40. Духовная жизнь общества и структура общественного сознания: Сб. науч. ст. /Сост. и отв. ред. Е. В. Шевцов. М.: Гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1988.-117 с.
  41. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления / Редкол.: В. М. Утенков (отв. ред.) и др. М.: Рос. акад. упр., 1992. — 173 с.
  42. Духовное обустройство России: Сборник статей /Науч. ред. Б. Н. Королев.- Курск: ГУИПП «Курск», 1996. 217 с.
  43. Духовное производство и его специфика: Сб. науч. ст. /Науч. ред. В. И. Нехаев. Хабаровск: Хабар, гос. пед. ун-т, 2000. — 58 с.
  44. Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития /Военно-теоретический труд. М.: ВУ., 2002. — 96 с.
  45. Духовное наследие российской армии: история и современность: Материалы научно-практической конференции. М.: Воен. ун-т, 2001. — 189 с.
  46. Духовные аспекты бытия: Сб. науч. тр. /Под ред. П. Е. Матвеева. Владимир: Владим. гос. ун-т, 2000. — 137 с.
  47. Душа армии //Российский военный сборник. М.: ВУ, 1997. — Вып. 13. — 620 с.
  48. .С. Социальная культурология. Ч. 1. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994.-384 с.
  49. В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. — М.: Высш. школа, 1980. 176 с.
  50. М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997. — 18 с.
  51. Загадки российской цивилизации. — М.: Изд-во «Вече», 2002. — 477 с.
  52. М.В. Типологическая интерпретация понятия традиции: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. СПб, 1998. — 47 с.
  53. Звезды мужества //Сборник документальных очерков. М.: «Витязь-братишка», 2002. — 320 с.
  54. С.Н. Духовно-нравственный потенциал общественного прогресса. М.: Знание, 1987. — 63 с.
  55. Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. — 303 с.
  56. С. Военную безопасность гарантируем //Вестник военной информации. 2003. — № 3. — С.7 — 8.
  57. З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции. Курск: Изд-во Кур. пед. ун-та, 1999. — 211 с.
  58. Истины и ценности на рубеже XX—XXI вв.еков (материалы симпозиума). М.: Российская академия управления, 1992. 248 с.
  59. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. — 688 с.
  60. И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. — 208 с.
  61. С.В. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. — С.9−18.
  62. В.В. О русском национальном сознании. (Серия: История России. Современный взгляд.) М.: Алгоритм, 2002. — 384 с.
  63. Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941−1945 гг. М.: Фонд 900-летия Рязани, 1995. — 202 с.
  64. В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: характер и тенденции развития /Профессиональная этика военнослужащего. -М.: Воен. ун-т, 1995. С. 10−16.
  65. А.Ю. Традиции русского офицерства. — М: Воениздат, 1945.- 140 с.
  66. В.Н. Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов. М.: ВПА, 1989. — 187 с.
  67. В.Н. Этика: генезис, содержание, особенности (монография) — М.: АГЗ МЧС России, 2000. 190 с.
  68. И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воинов российской армии: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1997.-21 с.
  69. А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1995.-22 с.
  70. И.П. Морально-психологический потенциал военной мощи государства: сущность, содержание и формирование (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2000. — 21 с.
  71. В.А. Культура и технология: борьба миров. — М.: Прогресс.- Традиция, 2001. 240 с.
  72. А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование (социально-философский аспект). Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1991. — 97 с.
  73. И.П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности. М.: Воен. ун-т, 1997. — 58 с.
  74. В.И. Патриотизм: проблемы формирования в современных условиях (социально-философский анализ). -М.: ВУ, 1997. 121 с.
  75. В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1998.-48 с.
  76. А.Б. Безопасность духовного мира офицерского состава Российской армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 2004. 24 с.
  77. ЮЛ. Культурология. Изд. 2-е, доп. и испр. М., 1998. — 333 с.
  78. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). — М.: мысль, 1983. — 284 с.
  79. И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1996. — 20 с.
  80. Г. П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ): Казань: «Грандан», 1999. — 407 с.
  81. Р.В. Духовность крестьянства России XX века: Монография. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. — 220 с.
  82. В.Е. Традиции офицерского корпуса России. Научно историческое исследование. — М.: Граница, 2003. — 464 с.
  83. Морфология культуры. Структура и динамика /Г.А. Аванесова, Э. В. Быкова и др. -М.: Наука, 1994.-415 с.
  84. И.С. О традициях в истории философии //Вопросы философии, 1961.-№ 6.-С. 54−63.
  85. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях и морально-правовых основах военной службы/ О. В. Дайнес, В. А. Авдеев, Н. И. Бородин и др.- Под. ред. В. А. Золотарева, А. В. Черкасова и А. С. Дудкина. М., 1998. — 254 с.
  86. Н.Ю. Традиция и современное значение учения о перевоплощении. Автореф. дис. .канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1995. — 18с.
  87. Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М.: Воен. ун-т, 2000. — 187с.
  88. В.П. Воспитание на традициях. М.: Воениздат, 1979. — 189 с.
  89. А.С. Православная цивилизация в современном мире. М.: Алгоритм, 2002. — 496 с.
  90. А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003.-560 с.
  91. Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно практической конференции. — М.: Триада — фарм, 2003.-208 с.
  92. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое, или будущее России: Материалы межрегион, науч. практ. конф. г. Волгоград, 19−20 нояб. 1998 г.- Волгоград: Перемена, 1999. 300 с.
  93. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии /Под. ред. Рыкова C.JI. М.: ВУ, 1998. — 223 с.
  94. JI.B. Особенности перехода к профессиональной форме организации Вооруженных Сил //Социологические исследования. 2003. — № 12. — С. 63 -64.
  95. А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1998. -376 с.
  96. П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии: содержание и специфика формирования. М.: Воен. ун-т, 1998. — 64 с.
  97. П.В. Духовные ценности Российского общества и армии: Авто-реф. дис.. .д-ра филос. наук. М, 2002. — 50 с.
  98. П.В., Озеров А. А. Духовная жизнь российского общества как фактор развития личности воина. М.: Воен. ун-т, 2000. — 48 с.
  99. Г. В., Косичев А. Д. Духовность и наша жизнь. М.: Московский общественный научный фонд, 1999. — 160 с.
  100. В.Д. Традиции и общество: Опыт филос.- социол. исследования.- М.: Мысль. 1982. 220 с.
  101. В.И. Этика как практическая философия. М., 2003. — С. 63−81.
  102. Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1993. 24 с.
  103. А.П. Патриотизм как ценность российского общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 2004. 17 с.
  104. А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1995. 21 с.
  105. Рахимов О. Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. — С. 18−24.
  106. Рахимов О. Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ). М.: Воен. ун-т, 1995.-183 с.
  107. Раш К. Б. Во славу Отечества. М.: Патриот, 1990. — 136 с.
  108. А.И. Духовность основа российского менталитета. К вопросу о социокультурных предпосылках модернизации российского общества. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. — 178 с.
  109. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь /Ред. кол.: Мчедлов М. П. и др.- Авт. кол.: Андреев А. Я. и др. М.: Республика. 2001.-544 с.
  110. Рощин J1.B. Методологические вопросы формирования и развития традиций Советских Вооруженных Сил: Автореф. дис .канд. филос наук. М., 1970.-22 с.
  111. Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1994.-21 с.
  112. Русская идея /Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496 с.
  113. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе //Социс. 1998. -№ 6. -С.3−12.
  114. C.JI. Реализация воспитательного потенциала средств массовой информации в военно-педагогической деятельности. — М.: ВУ, 1995. 56 с.
  115. А.Е. Духовное наследие русской армии //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. — М.: Воен. ун-т, 2000. -С.34−38.
  116. В.Н. Во славу Отечества (история, традиции отечественного офицерства). г. Кстово, 1992. — 276 с.
  117. З.К. Смысложизненные ориентации подростков //Социологические исследования. М., 2001. — № 2. — С. 87−92.
  118. В.В., Дерюгин Ю. И. Армия России: состояние и перспективы выхода из кризиса: Социал.-полит. срез соврем, воен. социума: М.: РИЦ ИСПИРАН, 1998.-111 с.
  119. Словарь по этике /Под. ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  120. Н.В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. Новосибирск.: Наука, 1977. — 124 с.
  121. Социальная философия: Словарь /Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. М.: Академический Проект, 2003. — 560 с.
  122. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  123. Г. А. Традиции и патриотическое воспитание //Вопросы философии. 1985. — № 4. — С 52 — 72.
  124. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976. — 216 с.
  125. Г. А. Социокультурные проблемы преемственности поколений в отечественном военном строительстве: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. -М., 1994.-46 с.
  126. Традиции Российской армии. М.- Жуковский: Кучково поле, 2002. -464 с.
  127. В.В. Воспитание курсантов Вузов на традициях Вооруженных Сил: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-СПб., 1998.
  128. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. — 334 с.
  129. Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицеров Российской армии: Автореф. дис. .д-ра социол. наук. Саратов, 1999. — 34 с.
  130. Э.П. Традиции воинского коллектива (социально-психологические аспекты). М.: ВУ, 1990. — 38 с.
  131. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-416 с.
  132. Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. В. И. Кириллов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 300 с.
  133. .К. Традиция в социокультурной динамике: Автореф. дис.. .канд. филос. наук. — М., 1993.
  134. С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.-603 с.
  135. JI.P. Социальная память нации (социально-философский анализ традиций башкирского народа): Автореф. дис.. канд. филос. наук. Барнаул, 2000.-18 с.
  136. С.В. Социально-философский анализ духовных традиций в вариативном образовании: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Барнаул, 2000. -20 с.
  137. Христолюбивое воинство //Российский военный сборник. М.: ВУ, 1997. -Вып. 12.-494 с.
  138. А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992. — 22 с.
  139. Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г. П. Выжлецова и др. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. — 288 с.
  140. Ю.А. Социальный статус военнослужащего. М.: Воен. ун-т, 1997.-132 с.
  141. П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. М.: Воен. ун-т, 2000. — 203 с.
  142. В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 1998. — 248 с.
  143. И.М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1999. — 21 с.
  144. В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. — М.: Флинта Наука, 1998. — С. 221 — 222.
  145. М.Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая //Армия и общество. 1999. -№ 2 (3). — С.78−84.
  146. Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. /Общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1990. -456 с.
  147. Р.Н. Православные духовные традиции как социокультурный феномен: истоки, философские интерпретации и место в диалоге культур: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Екатеринбург, 2000. — 17 с.
  148. А.И. Государственная идеология. Калуга: «Облиздат», 2001. -300 с.
  149. А.И., Кириллов Н. П. Сознание народа. Томск: Изд-во Том. унта, 1999.-373 с.
Заполнить форму текущей работой