Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Истина, красота и благо в философии Платона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хайдеггера' и Платона-, несмотря* на разделяющие• их тысячелетия-, объединяет фундаментальный вопрос о месте хмысли в структуре мироздания. В древнегреческом понимании бытия-как-пр ироды космос, будучи единым • и гармоничным целым, насквозь пронизан мышлением. Еще Парменид сказал, что одно и то же — мыслить и быть. Платон говорит об идеях как образцах вещей и. всего сущего, причемс высшей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение '
  • Глава I. Миф о «пещере» и учение об истине в философии Платона
    • 1. 1. Миф о «пещере» Платона и древнегреческие представления об ataGeia («несокрытом»)
    • 1. 2. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона
    • 1. 3. Учение об идеях и сущность истины
  • Глава II. Греческий полис и учение Платона о благе,
    • 2. 1. Идея блага и принцип организации полиса
    • 2. 2. Учение о душе и Пайдейя
    • 2. 3. Различие «истинного» и «неистинного» в философии Платона
    • 2. 4. «Теория» как образ жизни
    • 2. 5. Принцип единства красоты и истины. ¦
  • Глава III. Метафизика Платона
    • 3. 1. Демоническое, божественное и человеческое
    • 3. 2. Экспликация метафизического опыта (миф о реке Амелет)
    • 3. 3. Учение Платона об Эросе как первая форма древнегреческой метафизики
    • 3. 4. Космология Платона

Истина, красота и благо в философии Платона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования '.

Одной из необходимых предпосылок развития культуры является изучение истории философии, освоение интеллектуального наследия мыслителей прошлого. Без знания истории философии практически невозможно быть образованным и развитым человеком, и если в наши дни это знание часто остается невостребованным, то это одно из самых ярких свидетельств глубочайшего кризиса, в котором оказался современный мир. Тем более что очень многое из классического историко-философского наследия не утратило своей актуальности и сейчас.

Личность Платона, равно как и его произведения, представляют собой несомненный интерес для истории философии. Прежде всего, его считают одним из родоначальников древнегреческой философии, в том смысле, что именно он фактически определил ее характерные черты. Не допуская большого преувеличения, то же самое можно сказать и о западноевропейской философии вообще, которая, согласно выражению А. Н. Уайтхеда, является лишь «комментарием к Платону». Новое, основанное на современных методах и исследовательских техниках, прочтение произведений Платона позволило бы облегчить задачу определения специфического характера как греческой культуры в целом, так и особенностей древнегреческой философии, в частности. Считается общепринятым мнение, что для характеристики греческой культуры и философии, оценки их роли в человеческой истории, недостаточно. выявить то оригинальное, что создали греки в своей философии. Следует по возможности точно установить, как это оригинальное сочеталось с унаследованным от мифа и традиции, как это наследие перерабатывалось и, в результате, создавалось некое единство. Одним из творцов такого единства, не только синтетического, но и органического, был Платон, который на протяжении веков оставался символом и воплощением греческой цивилизации. Благодаря Платону духовные ценности Древней Греции перестали принадлежать одной конкретной эпохе и стали достоянием человеческого духа в целом. Но Платон — это не только одно из самых ярких имен греческой культуры классической эпохи. Согласно утвердившемуся после Ф. Ницше и М. Хайдеггера мнению он также сумел обнаружить, раскрыть и описать принципы и методы мышления и деятельности, которые позже легли в основу западной цивилизации.

Следует отдавать себе отчет, что философия Платона еще не нашла свою окончательную оценку у историков философии. В современном мире значимость, «философской личности» Платона заключается, прежде всего, в том, что ему удалось показать, как противоречия между различными аспектами философского знания можно не доводить до конфликтов, а объединять в некую гармоническую систему. Отсюда возникает возможность по-новому оценить «идеализм» Платона. Его основную философскую интенцию можно определить как стремление к конструированию сложной философской системы из противоречащих друг другу положений различных философских школ. В этом отношении диалоги Платона могут рассматриваться не только с теоретической точки зрения, но и как образцы логически и методологически значимой практики. Правильная оценка идеализма Платона как попытки пересмотреть учения предшествующих философских школ, разместить их в новой перспективе и создать тем самым оригинальную философскую традицию платонизма позволяет заполнить определенные пробелы в исследованиях его творчества. Сложный, органически целостный, синкретичный характер миросозерцания Платона предопределил такой же сложный, систематический, но в то же время в какой-то мере неизбежно механистичный проход к его исследованию в историко-философской — науке. Такой подход предполагал как нечто само собой разумеющееся, что теория идей Платона — одна из наиболее подробно разработанных теорий,: дошедших до нас 'от античности — должна расположиться в том регионесовременного философского знания, который прочно занят теорией познания. Соответственно, учение Платона о полисе, об идеальном государстве должно, казалось бы, быть отнесено к области политической теории, .т этики. Однако, внимательное прочтение Платона противится, такогорода: делению. Теория идет обладает отчетливой этической и даже социально-педагогическойнаправленностью: а учение о полисе вряд ли может быть вернопонятовне связис теорией) созерцания, («теориейтеории») и метафизикой Платона. Единствоистины: красоты и блага" должно рассматриваться не как результат, или даже как некий недосягаемый-идеал философии^Платона^а как-ее исходныйшринцип. Задача реконструкции: аутентичного философского? учения Платонаможет быть, решена только на основе этого принципа.

Состояние проблемы исследования:

К началу XX века стала ¦ общепризнанной интерпретация философии Платона, в основе которой лежала вера в наличие у этого философа непротиворечивой и. последовательной философской системы, .котораямогла. быть, по мнению многих исследователейобнаружена при тщательном анализе его диалогов. Еще в первой половине XIX века возникли два подхода к анализу его произведений, получившие, названия «системного» .

1 л.

Ф.Шлейермахер) и «генетического» (К.Германн) анализа. Несмотря на. принципиальные: различия, оба'' этиподходапредполагали органическую целостность всего написанногоПлатономи систематический характер его философииЕсли первый подход принципиальноне допускал эволюции.

1 См: Platons Werke von Schleiermacher Fr.3 Aufl. Berlin, 1855. Bd. 1.

2 Hermann K.F. Geschichte und System der Platonischen Philosophic. Heidelberg, 1839. взглядов Платона и, в конечном счете, интерпретировал все диалоги как части единой. системы, то второй предполагал попытку, рассматривать совокупность диалогов не столько как раскрытие законченного учения-, сколько как процесс ее постепенного формирования. Однако, по мнению многих современных исследователей, задача соединить при изучении Платона концепцию единства, его философии с концепцией ее развития так и — осталась нерешенной.3 '• :-• ¦ '•.". • ' •'. :. «.

Следует учитывать, что на историко-философскую оценку Платона самым непосредственным образом может влиять интерпретация^ аристотелевского наследия^ а также его связи с учением Платона. Разумеется,.

I ' ¦ при существующей в отечественных. исследованиях тенденции противопоставлять Платона и Аристотеля (обусловленной причинами чуть ли не идеологического характера, необходимостью соблюдать разрывшежду «линиями» Платона и Аристотеля, квалификациейПлатона как «рационалиста», а Аристотеля как «эмпирика» и т. д.) говорить о таком влияний? не, приходится-. Однако: — по мнению .А.ФЛосева^ «-.вопрос о—взаимном отношении системПлатона и Аристотеля' - большойи- трудный: вопрос, на который все еще не дано-ответа.», а квалификацияАристотеля как «эмпирика» «.чрезвычайно упрощенная и почти грубая оценка."4 Если вопрос о связи аристотелевского наследия с философией Платона остается нерешенным, то заслуживает внимания и другая точка зрения, выражающаяся в утверждении, что «.сколь ни была бы велика разница, реально существующая между концепциями Платона и Аристотеля, все же эта разница значительно преувеличена их учениками и комментаторами."5 Появившиеся в начале: XX века работы В. Йегера существенно изменили традиционные представления., Во-первых, ему удалось убедительно показать, главным: образом на основе анализа «Метафизики» и этических сочинений,.

3 См. напр.: Миллер Т. А. Об изучении художественной формьгплатоновских диалогов. — В кн.: Новое в современной классической филологии. М., 1979. С. 82 — 88:

4 Лосев А. Ф. Критика платонизма у АристотеляД Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994., С. 533. ' ': ' '.

5 Генон Р. Царство количества и знамения времени. М., 1994, С. 15. что трактаты Аристотеля’не’были созданы в том виде, в каком они до нас дошли, и их единство следует считать делом рук позднейших редакторов аристотелевского наследия.6 Во-вторых, его работы стали исходным пунктом для новых интерпретаций платоновского наследия. Сам Йегер склонялся к Мнению о существовании, у Платона. вполне самостоятельного устного, эзотерического (тайного) учения, предназначенного только ближайшим ученикам философа, и настаивал на необходимости изучения «неписаной» философии Платона. Такой подход, реализованный Ю. Штензелем7 предполагал, что исследователь должен отдавать предпочтение не диалогам, а деятельности: Платона, в Акадёмииего лекциям и т. д. Проблема, реконструкции подлинного (эзотерического или же просто аутентично восстановленного) учения Платона и сегодня является предметом острых дискуссий. Существует. довольно влиятельнаяв' антиковедении тюбингенская. школа «эзотеристов», представители которой (F.-Й: Кремер,. К. Гайзер и др:9) настаивают, что у Платона существовала философская- «система», но искать ее следует не в диалогах, а в."Метафизике" Аристотеля. Критикуя. Платона, Аристотель довольно подробно, излагает его учение, однако основные моменты, этого изложения мы, либо* вообще не обнаруживаем у Платона (например,-учение, о чи’слах-эйдосах), либо находим их в совершенно ином, даже противоположном виде. Согласно тюбингенцам, у Аристотеля мы и находим «неписаное» учение Платона, тогда как его диалоги играют «протрептическую» (риторически-убеждающую) и пропедевтическую роль. Из этой школы, между прочим, вышел и Г.-Г.Гадамер, предложивший «синтетическую» интерпретацию философии.

6 Jaeger W. Studien zur Entwicklungsgeschichte der Metaphysik des Aristoteles. Berlin, 1912; его же: Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung. Berlin, 1923.

7 Stenzel J. Zahl und Gestalt bei Platon und Aristoteles. LeipzigBerlin, 1924.

8 См.: Das Problem der ungeschriebenen Lehre Platons. Einleitung. Darmstadt, 1972; Васильева T.B. Неписаная, философия Цлатона // Вопросы философии. 1977. N 11. С. 127−132.

9 Kramer H.J. Arete bei’Platori und Aristoteles. Heidelberg, 1959; Kramer H.J. Der Ursprung der.

Geitmetaphysik. Amsterdam, 1964; Gaiser K. Protreptik und Paranese bei Platon. Stuttgart, 1959; Gaiser K. Platons Ungeschriebene Lehre. Stuttgart, 1963. Анализ основных идей «тюбингенской» школы см.: Геворкян А. Т. Анализ философских реконструкций устных учений Платона.- В сб.: Зарубежное философское антиковедение. М., 1990. С. 179 — 194.

Платона.10 Служивший опорой этой интерпретации герменевтический метод привел к представлению о философии Платона как о незавершенном, нескончаемо длящемся диалоге, для понимания смысла, которого в равной мере необходимы и диалоги и все иные свидетельства и факты.

В отечественной историко-философской литературе образцовыми (прежде всего по глубокому, знанию источников и использованию достижений мирового антиковедения) остаются работы А. Ф: Лосева и А.А.

Тахо'-Роди.11 Особо следует отметить появление сборника «Платон и его.

12 1. эпоха1.', в котором рассмотрены самые различные аспекты, платоновского наследия. Принципиально важную роль предназначено сыграть исследованиюТ. ВЛВасильевой, посвященному проблеме формирования языка философиина материале: классического периода. Началом. нового направления— в изучении философии Платона может стать критическое переиздание диалога «Федр» 14, предпринятое Ю. А. Шичалиным, который во" вступительнойстатье и в комментариях попытался5 восстановить исторический и культурный контекст, в которомсоздавался диалог. На реконструкцию логики мышления Платона и Аристотеля направлены работы.

П.П.Гайденко-5 и К. А. Сергеева, Я-А.Слинина.16 ,.

0GadamerH.- G. Platons ungeschrieben Dialektic. Tubingen, 1972; ГадамерХ.-F. Истина и метод. M., 1988., глава «Образец Платоновой диалектики», С. 426 — 435. См. также: • Челидзе М. И. «Неписаная» философия Платона с позиции «неписаной» диалектики // Вопросы философии. 1981. N 7. С. 127 — 132. Лосев А.Ф.* История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969 (переиздана в 1994) — Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. Лосев А. Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. Лосев А. Ф-, Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993; Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. .

12 Платон и его эпоха.'.М., 19.79.-. •.: , •' • '' •.

13 ВасильеваТ.В. Афинская школа в философии. Философский язьпс Платона и Аристотеля. М., 1985.

14 Платон. Федр^^(пер.А.Н.Егунова). Редакция, вступительная статья, комментарии, хронология Ю. А. Шичалина. М., 1989. •.

15 Гайденко П. П. Эволюция понятия наукиМ., 1980.

16 Сергеев К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания. Космос Аристотеля и наука Нового времени. Л., 1987; Сергеев К. А., Слинин Я. А. Природа и разум: античная парадигма:'Л.','199Г. / '.

Весьма заметное место4 в современном антиковедении занимает.

1П интерпретацияфилософии Платона, предложенная М.Хайдеггером. Оцениваемая ранее исключительно негативно18, как несовместимая с принципами диалектики и материализма манифестация иррационализма и интуитивизма, эта интерпретация, и в первую очередь ее методологическое значение, и сегодня окружена молчанием, по крайней мере, в отечественной-историко-философской науке.19 В то же время, по убеждению автора диссертации, многие описанные выше проблемы, закономерно возникающие при изучении платоновского наследия, могут эффективно решаться в рамках концепции М.Хайдеггера.

Цела и основные задачи исследования.

Цель исследования заключается в том, чтобы, отталкиваясь от принципа единства истины, красоты и блага, представить целостную картину философии Платона. В* рамках этой картины следует выявить органическую связь между такимиважнейшими разделами философии Платона, как учение об истине, теория идей, учение об идеальном государстве, учение об Эросе и космология. Эта цель исследования, предполагает решение следующих основных задач: раскрытия сущности учения Платона об истине на основе предложенной М. Хайдеггером интерпретации «мифа о пещере" — выявления внутренних взаимосвязей между учением Платона об идеальном государстве и его теорией идей;

17 См. напр.: Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. .Heidegger М. Parmenides // Gesamtausgabe. Bd. 54. Frankfurt am Main: V. Klostermann. 1982. Heidegger M. Platon: Sophistes. Frankfurt am Main // Gesamtausgabe. Bd. 19.1992.

18 См. напр.: Габитова P.M. М. Хайдеггер и античная философия.\ Вопросы философии, 1973, № 5, С. 144−149- Ойзерман Т. И. К критике хайдеггеровской концепции философии.\ Философские науки, 1969, № 4, С. 115−123.

19 Единственная известная нам попытка оценить методологический потенциал историко-философской концепции М. Хайдеггера содержится в статье К. А. Сергеева и Ю. В. Перова «Гегель и современное историческое сознание», в книге Г. В. Ф. Гегель. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб, 2001, С. 5−82. анализа эротософии и космологии Платона как первых в древнегреческой философии форм метафизики;

Методология и источники исследования.

Методологической основой диссертации является идея единства историко-философского процесса, принцип связилогического и исторического в историко-философском исследовании. Используются методы контекстуальногофеноменологического и: герменевтического > анализа-, разработанные М. Хайдеггером, F.-Г.Гадамером, А. Ф. Лосевым, С. С. Аверинцевым и др. Источниками служат научные издания текстов Платона и критические комментарии к ним, как на: русском, так и: на иностранных языках:

Научно-теоретическая новизна и основные результаты исследования: дана экспликация основных принципов предложенной М. Хайдеггером интерпретации «мифао * пещере» и определено его место среди философских и мифологических представлений греков об истине как йЛебЕюпоказано, что сущность учения Платона об идеях выражена прежде всего в их «визуальной» семантике, согласно которой. «идея» — это «вид», который позволяет «увидеть» все сущее;

—. обоснован вывод,. чтов у.чении. Платона об. идеях происходит переход от понимания истины как «несокрытого» к ее пониманию как «правильного» взгляда на вещи;

— учение Платона о восхождении, человекак идее блага определено: в качестве этического и социально-педагогическрго принципа организации жизни в идеальном государствераскрыто содержание принципа единства истины и красоты, совмещающихся друг с другом в идее блага;

— показано, что переход к метафизике в философии Платона связан не только с новым пониманием истины, но и с экспликацией особого опыта, в котором раскрывается и является демоническое, имеющее смысл божественногоучение Платона об Эросе рассмотрено как первая форма древнегреческой метафизики, предполагающая приобщение к божественному.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют существенным образом дополнить понимание как философии Платона, так и специфики всего западноевропейского мышления. Содержание диссертационного исследования может быть использовано при чтении лекционных курсов по истории философии, по истории этики и политических учений, а также в религиоведении. Материалы работы могут быть использованы в спецкурсах по историко-философским, историко-этическим разделам, включая лекции и семинары по истории религии и по сравнительному анализу метафизических систем. /.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы по теме исследования на русском и иностранных языках.

200 Заключение.

Гельдерлин говорил, что поэзия есть начало и конец философии. Мысль немецкого поэта заключается в том, что поэзия, есть такойопыт языка, в котором сущее обретает не только свое наименование, но и в не: меньшей степени своесобственное слово. Говорим не только^ мы, люди, всесущее вокруг нас предстает вразного1 рода красках, звуках и словах, поскольку оно всегда уже так или: иначе оговорено. Человек становится. поэтом, когда нечто еще никем не сказанное вовлекается в стихию? глубокомысленного словаГреческое слово жнестсесть одно из основныхизмерений: человеческого бытия в мире: Вещи и события' определяются-: словесным изображением. Изначально не-существовало никаких метафор: все говорилосамо за себя. Поэт нестолько определяет что-либо, сколько «позволяет самим событиям себя сказывать И: тем самым раскрываться.

Именно — в, такого рода «позволении» ивозникает философская"" мысль, которая? впоследствии открывает такие ключевые: слова-, как Хоуос, и sivai, iSeia w фиск-. Иё только в поэзии, нов- не меньшей! степениит философиипроговаривается все: что входит в сферу внимающей мыслиГераклит говорит, что следует внимать не его изречениюа логосу, который: присущ как каждому человеческому существу, так и вещам самим по себе. Этот логос собирает все сущее воедино в единственный, единыйш необходимый космос. В сфере эпоса формируетсяязык ранней греческой мысли. Вспомним, что ранняя философия греков очень часто, если не всегда, запечатлевается в поэмах: поэмы Парменида и Эмпедокла — это далеко не единственный случай. Платон, изгоняющий поэзию из своего «идеального полиса», проясняет и раскрываёт тем самым драматическое начало человеческой мысли. Его диалог о совершенном полисе как раз и есть-драматическая форма1 подлинношмысли. Он говорит, что поэзия всегда подражательна, как живопись и скульптура: Однако в «Филебе» Сократ разъясняет, что не только в трагедиях и комедиях разыгрываются^ страдания, и удовольствия, которые всегда смешаны друг с другомэто происходит вообще во всякой трагедии и комедии человеческой.

— 201 жизни. Сама человеческая? жизнь есть сценарийосвещаемыйболее, или менееярким солнечным светом. Когда в «Кратиле» речь заходит о боге Пане, сыне Гермеса, то Сократ называет его «словом или братом слова». Греческое слово-7гаv (все) есть истинное и ложное. В «Кратиле» мы читаем: «Так. вот, истиннаячасть егогладкаябожественная, ивитает в горних-, высях, средибогова ложная находитсясреди людской толпы — косматая, козлиная (тра%и каг TpayiKOv). Отсюда и большинство преданий и вся трагическая ложь"276. Как „козлиная“ песнь», трагедия соотносится с темчто в самойприроде Панасоответствует символической фигуре козла и что имеет отношение: к сферечеловеческогов: отличие от присущего: ему такжебожественного аспекта. Конфликт трагического и философского мировосприятия Платон раскрывает в «Законах" — Здесь на встрече законодателей и трагических актеров Афинянин говорит: «. мыи сами — творцы трагедии, наипрекраснейшей-, сколь. возможно, и наилучшей. Ведь весь наш государственныйстрой* представляет собой подражание самойпрекрасной и наилучшей-жизни: Мьгутверждаемчто;

7*7' это и есть наиболее истинная" — трагедия" —. Суть, дела не только в. противостоянии поэзии и философии. Философия в лице Платона как раз ипризвана, занять, местотрагическойпоэзии и тем самым преодолеть, трагическое: мировосприятие.-.Философияможно сказать, есть самая истинная-трагедияВ «Федоне» Сократ говорит, что философ обнаруживает себя прежде всего Втом, что «освобождает душу от общения с телом». Сократ есть воплощение драмы философской мысли в отличие от трагического героя сугубо поэтической драмы. Поскольку трагическаяпоэзия подражает призракам, он далека от истины. Поэты воспроизводят заблуждения, поскольку они лишены сущностного знания вещей как, таковых. В книге IV «Государства» Платон отмечает, что мудрость есть «искусство быть всегда на страже"279. Подлинная мудрость есть знание прежде всего природы, полиса. В.

276 Платон. Кратил. 408.

277 Платон. Законы. VII, 817 b \ Платон. Сочинения. Т. 4. 1995:

278 Платон. Федон. 65 а.

279 Платон. Государство 428 d.

202 ' «'' ¦» ' трагедии хоровое начало является основным:. Рассказ Эра" в. X книге «Государства» раскрывает, причину, .изначального' трагического, события человека, который оказался в пещере: Полис есть такой" порядок, вкоторый человек должен быть ."встроен" от. рождения: Вот почему Платонговорит об идеальном полисе, а не об утопии.

Все эти интенции философии Платона и раскрываются в нашей работе. Мы намерено использовали различные: интерпретацииплатоновскойфилософии, предложенные Ж Хайдеггером, и вместе с тем, не’ставили перед собой задачи во всем строго следовать Хайдеггеру. Скорее, мы стремились развернуть, эксплицировать то, что в этих интерпретациях присутствует в свернутом, имплицитном состоянии. Для этого что-то пришлось добавлять, но некоторые моменты неизбежно были упущены, из вида, и, может быть, даже искажены. Для нас быловажно*следовать не: столькон<�букве", сколько «духу» хайдеггеровских интерпретаций — для тогочтобы: приблизиться: не столько к «букве», сколько к «духу» философии Платона.

Хайдеггера' и Платона-, несмотря* на разделяющие• их тысячелетия-, объединяет фундаментальный вопрос о месте хмысли в структуре мироздания. В древнегреческом понимании бытия-как-пр ироды космос, будучи единым • и гармоничным целым, насквозь пронизан мышлением. Еще Парменид сказал, что одно и то же — мыслить и быть. Платон говорит об идеях как образцах вещей и. всего сущего, причемс высшей является идея Блага. Космос Аристотеля завершает vuq, Форма форм, Перводвигатель. Средневековый универсум есть Божественное творение, мир имеет Слово и все сущее в мире стремится быть отзывчивым творящему Слову. Новоевропейская «Книга Природы» написана языком математики, мир осмыслен в силу его исчислимости. Еще у Лейбница каждая монадаесть духовная единица, наделенная1 стремлением представлять собой все мироздание в целом: Но уже-Шопенгауэр* в основу мира полагает слепую> волю, которая противоположна мышлению. А после Ницше воля: к могуществу определяет и само мышление. В силу этого обстоятельства для мышления в-мире уже почти не остается места. Теперь человек призван сам вносить смысл, поскольку иначе все оказывается бессмысленным. Бегство от мысли, провозглашенный М. Хайдеггером диагноз «забвения бытия» — это ведущая тенденция ХХ-го и начала XXI-го столетия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Сб.: Античность и современность. М., 1972.
  2. . С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17−64.
  3. С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России// Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996 с. 319−329
  4. Анонимные пролегомены к платоновской философии. // Платон. Диалоги. М., 1986.
  5. Адо П. Плотин или Простота взгляда. М., 1991
  6. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999
  7. Античность и современность. М., 1972.
  8. Арендт X. Vita activa или О деятельной жизни. СПб. «Алетейя». 2000.
  9. Ю.Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Сочинения. Т. 1., М&bdquo- 1975 П.Аристотель. Метафизика\ Аристотель. Сочинения. Т. 1 М., 1975.
  10. Аристотель. Никомахова этика. \ Аристотель. Сочинения. Т. 4 М., 1983
  11. Аристотель. Поэтика. \ Аристотель. Сочинения Т.4 М., 1983
  12. Аристотель. О возникновении и уничтожении \ Аристотель. Сочинения. М, 1983.
  13. Аристотель. О душе \ Сочинения. Т. 1 М., 1975
  14. Е. В., Сергеев К. А. Греческая философия в контексте трагического мировосприятия (в печати).
  15. В.Ф. Античная философия. М., 1976.
  16. Э. Мимесис. М., 1970
  17. Ахутии, А В. Античные начала философии. СПб., 2007
  18. А.В. История принципов физического эксперимента. От античности до 17 в. М., 1976
  19. А.В. Поворотные времена. СПб., 2005
  20. А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»), М., 1988
  21. А.В. Чтение «Теэтета». Архэ. Труды культурологического семинара. М., 1998. Вып. З с.113−197
  22. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  23. В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2004
  24. В.В. Внутренняя форма слова. СПб., 2008
  25. В.В. Другое начало. СПб., 2003
  26. В.В. К переводу «Метафизики» Аристотеля //Аристотель. Метафизика. М., 2006
  27. В.В. Мир. СПб., 2007
  28. В.В. «Политик» Платона и проблема правды.// Историко-философский ежегодник, 99. М., 2001
  29. В.В. Слово и событие. М., 2001
  30. В.В. Узнай себя. СПб., 1998
  31. В.В. Чтение философии. Парменид. Лекция 6 //Историко-философский ежегодник, 2005. М., 2005
  32. В.В. Чтение философского текста // Точки. М., 2004
  33. В.В. Язык философии. Спб., 2007
  34. Т.Ю. О двух трактовках материи в античном платонизме //Античность как тип культуры. М., 1988
  35. . Диалог с Хайдеггером. Греческая философия. СПб., 2007
  36. Ф.О. О многозначности сущего по Аристотелю //Богословие. Философия. Культурология. Труды высшей религиозно-философской школы. СПб., 1997, с.48−60
  37. М. Я и Ты // Два образа веры. М. «Республика». 1995. С. 15—84.
  38. В. А. Платон о благе и добродетели //Социально-гуманитарные знания. М., 2004, № 3
  39. Т.В. Афинская школа в философии. Философский язык Платона и Аристотеля. М., 1985.
  40. Т.В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида //Культура и искусство античного мира. М., 1980
  41. Т.В. Елена Прекрасная (Истина и призрак)// Историко-философский ежегодник, 87. М., 1987
  42. Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. М., 2002
  43. Т.В. Неписаная философия Платона // Вопросы философии. 1977. N 11. С. 127−132.
  44. Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра //Вопросы философии. 1993, № 9
  45. Т.В. Путь к Платону. М., 1999.
  46. Т.В. Семь встреч с М. Хайдеггером. М., 2004
  47. Т.В. Символы человека у Платона // Античная культура и современная наука. Сб. К 90-летию А. Ф. Лосева. М., 1985
  48. . П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988
  49. В. История древней философии. Киев., 1995
  50. И. История искусства древности (малые сочинения). СПб, 2000
  51. P.M. М.Хайдеггер и античная философия.\ Вопросы философии, 1973, Ж 5, С. 144−149
  52. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988., глава «Образец Платоновой диалектики», С.426 435
  53. П.П. Обоснование научного знания в философии Платона. \ Платон и его эпоха. М., 1979.
  54. П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
  55. А.Т. Анализ философских реконструкций устных учений Платона,\ Зарубежное философское антиковедение. М., 1990. С. 179 — 194.
  56. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб, 2001
  57. Гегель Г. В-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М&bdquo- 1974.
  58. Р. Царство количества и знамения времени. М., 1994.
  59. А.Н. Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии. М., 1887
  60. Гомер. Илиада. Одиссея. Перевод В. В. Вересаева. М., 1987.
  61. Гомер. Илиада. Одиссея. Перевод В. Жуковского и Н.Гнедича. М., 1998
  62. Греческая философия, т.1 Под редакцией М. Канто-Спербер. М., 2006
  63. Греческая философия, т.2 Под редакцией М. Канто-Спербер. М., 2008
  64. Н.Я. Очерк философии Платона. М., 1896
  65. В.А. Античная социальная утопия. ЛГУ. 1989.
  66. . Платон в христианском среднем платонизме //Богословский сборник № 11, 2003
  67. . О грамматологии. М., 2000.
  68. . Фармация Платона // Ж. Деррида. Диссеминация. Екатеринбург., 2007
  69. Д. Наследники Платона. СПб., 2005
  70. Ди л л он Д. Средние платоники 80 г. до н.э. 220 г. н.э. СПб., 2002
  71. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979
  72. Доброхотов А. Л «Беспредпосылочное начало» в философии Платона и Канта//Историко-философский ежегодник, 87. М., 1987
  73. Е.Р. Греки и иррациональное. М., 2000
  74. И. История эллинизма. Т. 1. Ростов-на-Дону., 2003.
  75. С.А. Сократ. Берлин., 1923
  76. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII V вв. до н.э. Л., 1985
  77. Зарубежное философское антиковедение. М., 1990.
  78. Из истории культуры средних веков и^Возрождения. М., 1976.
  79. Историки античности, Т. I. Древняя Греция. М., 1989
  80. В. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Тт.1−2. М., 1997, 2001
  81. В. Пайдейа. М., 1997
  82. И. Критика чистого разума. М. 1994.
  83. . Эффект софистики. М., 2000
  84. Ф.Х. Вечный спутник человечества: трактовка учения и деятельности Сократа в советский период: к 2400-летию со времен и смерти Сократа//Вопросы философии. М., 2001. № 9. с. 98−109
  85. Ф.Х. К истокам греческой мысли. СПб., 2001
  86. Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. М., 2003
  87. А.Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975
  88. А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974
  89. А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992
  90. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969
  91. А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля.\ Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С. 527−712.
  92. А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
  93. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993
  94. А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993
  95. И.Н. Проблемы генезиса науки. Ростов-на-Дону, 1979.
  96. Р.А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. СПб., 2007
  97. А.О. Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в" свете новейших исследований. 4.1−2. Казань., 1914−1915
  98. А.О. Софисты. Вып. 1 -2. Баку, 1940−1941
  99. М.К. Лекции по античной философии. М., 1997
  100. М. К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996
  101. А.И. История воспитания в античности. М., 1998
  102. С.В. Абсолют в античной философии //Историко-философский ежегодник, 2003. М., 2004
  103. Т.А. Об изучении художественной формы платоновских диалогов \ Новое в современной классической филологии. М., 1979. С. 82- 88.
  104. Ю.П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории. М., 2003
  105. Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. М., 1991
  106. Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч. в двух томах. T.l. М., 1990.
  107. Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994
  108. Новое в современной классической филологии. М., 1979.
  109. Т.И. К критике хайдеггеровской концепции философии. \ Философские науки, 1969, № 4, С. 115−123.
  110. Платон. Апология Сократа. \ Платон. Сочинения. Т. 1 М., 1990.
  111. Платон. Государство \ Платон. Сочинения. Т.З. М., 1994.
  112. Платон. Евтидем. \ Платон. Сочинения. T.l. М., 1990
  113. Платон. Евтифрон. \ Платон. Сочинения. T.l. М., 1990.
  114. Платон. Законы. \ Платон. Сочинения. Т. 4. М., 1995.
  115. Платон. Кратил. //Платон. Сочинения. Т. 1. М., 1990.
  116. Платон. Критон. \ Платон. Сочинения. T.l. М., 1990.
  117. Платон. Парменид. \ Платон, Сочинения, Т. 2 М., 1993
  118. Платон. Пир. \ Платон, Сочинения, Т. 2 М., 1993
  119. Платон. Письма.// Платон Сочинения. Т. 4 М., 1995
  120. Платон. Соперники. //Платон. Сочинения. Т. 1. М., 1990
  121. Платон. Софист. \ Платон. Сочинения. Т. 2 М., 1993.
  122. Платон. Филеб. \ Платон. Сочинения. Т. 3 М., 1994
  123. Платон. Теэтет. \ Платон. Сочинения. Т. 2 М., 1993
  124. Платон. Федон. \Платон. Сочинения. T.l. М., 1990
  125. Платон. Федр. \ Платон. Сочинения. Т. 2. М., 1993.
  126. Платон. Федр. (пер.А.Н.Егунова). Редакция, вступительная статья, комментарии, хронология Ю. А. Шичалина. М., 1989.
  127. Платон и его эпоха. М., 1979.
  128. Плотин. Эннеады. СПб., 1995
  129. Путь в философию. Антология. М., 2001.
  130. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. М., 1994
  131. Д.JI. Связь мудреца с античными образами судьбы. М., 2000
  132. Секст Эмпирик. Сочинения. Т. 1−2 М., 1975−1976
  133. К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007
  134. К.А. Перов. Ю. В. Гегель и современное историческое сознание. // Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб, 2001, С. 5−82.
  135. К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания. Космос Аристотеля и наука Нового времени. Л., 1987.
  136. К.А., Слинин Я. А. Природа и разум: античная парадигма. Л., 1991.
  137. К. А., Толстенко A.M. Философия и становление метафизического мышления // Логико-философские штудии-2. СПб. 2003
  138. К.А., Толстенко A.M., Торубарова Т. В. История античной философии. СПб. 1998.
  139. Я.А. От Платона к Хайдеггеру: иррационализм против рационализма // Наука и ценности. Л., 1990.
  140. Я.А. Учение Платона о диалектическом знании // Логика и теория познания. Л., 1990. с. 165−177
  141. Л.Ф. Жизнь и смерть Сократа. М., 1903
  142. B.C. Жизненная драма Платона // Сочинения, в 2 тт. Т.2. М., 1998
  143. Софокл. Эдип-царь. Эдип в Колоне. М., 2001
  144. А.Г. Платон и платонизм в русской религиозной философии второй половины XIX начала XX веков. Киев.2003
  145. И.И. Аэды: Античные творцы и носители древнего эпоса. М., 1958
  146. С.Н. Учение о Логосе в его истории. М., 2000
  147. С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003
  148. А.Н. Истоки современной науки //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1988−1989. М., 1989
  149. Учебники платоновской философии. М., 1995
  150. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989
  151. Фукидид. История. \ В кн.: Историки античности, Том I. Древняя Греция. М., 1989
  152. М. Бытие и время. М. 1997.
  153. М. Введение в метафизику. СПб., 1998.
  154. М. Время картины мира. \ М. Хайдеггер. Время и Бытие. М. 1993, С. 41−62.
  155. М. Время и бытие. М., 1993
  156. М. Наука и осмысление// Хайдеггер М. Время и бытие. М&bdquo- 1993. С. 238−252.
  157. М. О существе и понятии сристк-- Аристотель, «Физика», В-1. М, 1995.
  158. М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989, № 9. С. 116−163.
  159. М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 345−360.
  160. М. Что это такое философия? // Путь в философию. Антология. М., 2001.
  161. Г. В. Античная философская теология. М., 2007
  162. Ю. В. Античная философия как общеобразовательный предмет //Вопросы философии. М., 2002. № 9 с.157−171
  163. М.И. «Неписаная» философия Платона с позиции «неписаной» диалектики //Вопросы философии. 1981. N 7. С.127 132.
  164. Ю.А. Возникновение комментаторской традиции //Историко- философский ежегодник, 86. М., 1987
  165. Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000
  166. Ю.А. Поздний Платон и Аристотель (постановка вопроса).\ Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991. С. 81−85.
  167. Ю.А. «Третий вид» у Платона и материя-зеркало у Плотина // Вестник древней истории. 1978. № 1 с. 148−161
  168. О. Закат Европы. Новосибирск, 1993
  169. Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» СПб., 2005
  170. М. Аспекты мифа М., 1996
  171. Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В. Ф. Сочинения. М., 1991, С. 463−522
  172. Эсхил. Агамемнон. // Эсхил. Трагедии. М&bdquo- 2001
  173. И.И. Софист. Казань., 1906
  174. R. Е. Plato’s «Parmenides». Translation and Analysis. Oxford, 1983
  175. Burnet J. Greek philosophy. Thales to Plato. London- Macmillan and Co. LTD, 1950
  176. Campbell L. The Sophistes and Politicus of Plato. Oxford- Clarendon Press, 1867
  177. Cornford F.M. Plato and the Parmenides. London, 1939.
  178. Das Problem der ungeschriebenen Lehre Platons. Einleitung. Darmstadt, 1972
  179. Derrida J. Dissemination. Chicago: University Press, 1981.
  180. Doyle J. The Fundamental Conflict in Plato’s Gorgias. \ Oxford Studies in Ancient Philosophy. Editor David Sedley. Vol. XXX, summer 2006, New York- Oxford University Press Inc.,
  181. Findlay J.N. Plato the Written and Unwritten Doctrines. London- Routledge and Kegan Paul. 1974.
  182. Gadamer H.- G. Platons ungeschrieben Dialektic. Tubingen, 1972
  183. Gadamer H.- G. Platon als Portratist //Gesammelte Werke, vol. 7. Tubingen: J.C.B. Mohr, 1991, pp. 228−257
  184. Gaiser K. Platons Ungeschriebene Lehre. Stuttgart, 1963.
  185. Gaiser K. Protreptik und Paranese bei Platon. Stuttgart, 1959
  186. Goethe. Naturwissenschaftliche Schriflten: Mit Einleitungen und Erlauterungen im Text/ HRSG. von Rudolf Steiner. Dornah, 1982.
  187. Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy, vol.IV. Plato: the man and his dialogues of earlier period. Cambridge- Cambridge University Press. 1975, (p.418−442)
  188. Heidegger M. Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt-Endlichkeit-Einsamkeit / Gesamtausgabe. Bd. 29/30. V. Klostermann. 1992
  189. Heidegger M. Grundfragen der Philosophie: Ausgewahlte «Probleme» der «logic». Frankfurt am Main. Vittorio Klostermann // Gesamtausgabe. Bd 45.1984
  190. Heidegger M. Parmenides // Gesamtausgabe. Bd. 54. Frankfurt am Main: V. Klostermann. 1982
  191. Heidegger M. Platon: Sophistes. Frankfurt am Main // Gesamtausgabe. Bd. 19. 1992.200: Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit: zu Platons Hohlengleichnis und Theatet:// Gesamtausgabe. Bd.34. Vittorio Klostermann. Frankfurt* am Main. 1984
  192. Hermann K.F. Geschichte und System der Platonischen Philosophic. Heidelberg, 1839.
  193. Howland J. Re-reading Plato: The Problem of Platonic Chronology. Phoenix. 45. 1991
  194. Irwin T. Plato’s Ethics. Oxford, New York- Oxford University Press. 1995.
  195. Jaeger W. Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung. Berlin, 1923.
  196. Jaeger W. Studien zur Entwicklungsgeschichte der Metaphysik des Aristotelbs. Berlin, 1912- его же: Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung- Berlin, 1923.
  197. Klagge J. C. Methods of Interpreting Plato and his Dialogues. Oxford Studies in Ancient Philosophy, suppl. vol., 1992.
  198. Kramer H.J. Arete bei Platon und Aristoteles. Heidelberg, 1959.
  199. Kramer H.J. Der Ursprung der Geitmetaphysik. Amsterdam, 1964.
  200. Kramer H.J. Plato and the Foundations of Metaphysics: a work on the Theory of the Principles and Unwritten Doctrines of Plato with a Collection of Fundamental Documents. Albany- State University of New York Press. 1990.
  201. Ledger G. R. Recounting Plato: A Computer Analysis of Plato’s Style. Oxford- Oxford University Press. 1989
  202. Lutoslawski W. The Origin and Growth of Plato’s Logic, with an Account of Plato’s Style and of the Chronology of his Writings. London- Longmans, Green- 1897.
  203. Lynch J. P. Aristotle’s School: A Study of a Greek Educational Institution. Berkeley, 1972
  204. Novotny F. The Posthumous Life of Plato. The Hague- Nijhof, 1977
  205. Otto W. F. Die Gotter Griechenlands. Frankfurt. 1970.
  206. Plato. Ер. VIII I Platonis opera. Recognovit J. Burnet. Oxford, 1956 -1962. Vol. 1 6
  207. Platons Werke von Schleiermacher Fr.3 Aufl. Berlin, 1855. Bd.l.
  208. Plato’s Dialogues: New Studies and Interpretations. Edited by Gerald A. Press. Lanham- Rowman & Littlefield Publishers Inc., 1993.
  209. Rowe Ch. Plato and the Art of Philosophical Writing. New York- Cambridge University Press., 2007.
  210. Scott G. A. Plato’s Socrates as Educator. Albany- State University of New York Press, 2000
  211. Stenzel J. Zahl und Gestalt bei Platon und Aristoteles. Leipzig- Berlin, 1924.
  212. Thesleff H. Studies in Platonic Chronology. In Commentationes Humanarum Litterarum 70 (1982). Helsinki: Societas Scientarum Fennica, 1982.
  213. Tigerstedt E.N. The Decline and Fall of the Neoplatonic Interpretation of Plato. Uppsala, 1974.
  214. Vogel C.J. De. Rethinking Plato and Platonism. Leiden. New York. Kobenhavn. Koln- E.J.Brill. 1988
  215. Warnek P. Reading Plato before Platonism (after Heidegger)//Research in Phenomenology- 1997- 27, pp.61−89
  216. Weingartner, Rudolf H. The Unity of the Platonic Dialogue. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1973.
Заполнить форму текущей работой