Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Природа правовой государственности: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация права, связанная с юридической практикой, связана с необходимостью отстаивания свободы перед государством, всемерном содействии подобной институционализации. Реальное существование в качестве права естественно-правовые начала обретают только в позитивном праве. Образцом институционального закрепления конкретно сформулированных требований естественного права следует считать повсеместное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление правовой государственности
    • 1. 1. Оформление государственности
    • 1. 2. Институционализация правовых начал
  • Глава 2. Характер правового государства
    • 2. 1. Конституты правового государства
    • 2. 2. Правовое государство в России
  • Глава 3. Гражданское общество и права человека
    • 3. 1. Ценностные основания гражданского общества
    • 3. 2. Защита прав человека 108 ф
  • Заключение

Природа правовой государственности: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Правовое государство — одна из центральных тем философской науки, которой в последние годы уделяется значительное внимание. Причин тому несколько: развал советского пространства, крушение советской идеологии, необходимость нахождения оптимальных путей выхода из кризиса, потребность усиления России как нового субъекта международной жизни.

Традиционным для отечественной науки, политики являлся классовый подход,' используемый в трактовке природы демократии, государства. В настоящее время формируется взгляд на проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов, ценностей. Удостоверение подобных принципов затрудняется трансформационными процессами в российском социальном пространстве.

В общественном сознании все больше утверждается мысль, что основанное на демократических принципах правовое государство может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности, правопорядка. Основа утверждения государственности видится в следующем.

Естественная эволюция государства строится на основании усиления политической упорядоченности, граждански-представительного начала. Эволюция государственного состояния эволюционирует по пути смягчения, нейтрализации политарных — силовых регулятивов государственности. В итоге развитие власти и социальности постепенно демократизируется. Вектор оформления властной организации: деспотия (тирания) — абсолютизм — полицеизм — конституционность — правовой строй — социальное государство — культурное государствосоциальности: лицо — корпорация сословие — этнос — нация. Это идеальные модели, позволяющим наблюдать трансформацию важнейших институтов общества.

Разворачивание ситуации в современном мире свидетельствует о необходимости усиления роли государства в настоящее время. Перспективы развития глобального сообщества таковы: глубокие геополитические разломы, обострение борьбы дифференцированных по национально-государственному признаку сегментов человечества за жизненные пространства. Государственная организация — то, что позволит народам выжить в условиях усиливающейся конкуренции. В современном мире роль государства будет только возрастать. Главные функции национального государства — контроль природных богатств, обеспечение гарантий выживания.

Для России в связи с вышеназванными ужесточающими обстоятельствами необходимо строить государственную политику на основаниях национальных интересов. Исторически Россия предстает уникальным национально-государственным образованием, в том числе и по натуральному богатству, которое остается неосвоенным, колоссальности (1/8 суши). Необходимо использовать свою исключительность природного монополиста с пользой для себя, тогда как интеграция в мировое сообщество на настоящий момент предстает как «сдача» сырьевых богатств. Россия не должна стать сырьевым донором. Ее предназначение — исполнение стратегии национального могущества, выполнение роли богатейшего, великого государства.

В контексте отечественных реалий многие проблемы правовой государственности еще ждут своего решения. Теоретического уточнения требуют вопросы институционализации правовой государственности, успешность оформления ценностей демократической культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос правовой государственности начинает активно обсуждаться с эпохи Нового времени. Социально-философская мысль отражает политические, правовые механизмы функционирования правового государства, определяет его основные признаки, принципы. Существенное влияние на формирование положений о правовой государственности оказала естественно-правовая традиция, представленная выдающимися умами еще со времен античности.

Современное изучение проблемы касается интерпретации существенных принципов правовой государственности в контексте наличных реалий. Из зарубежных исследователей следует отметить К.-О.Апеля, Э. Арато, З. Баумана, У. Бека, И. Валлерстайн, Р. А. Даля, М. Кастельса, Дж.Л.Коэн, А. Круассана, С. М. Липсета, В. Меркеля, Д. Норта, М. Уотерса, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, К. Шварцмана, А. Этциони и др. Зарубежная мысль представлена концепциями юридического позитивизма, естественного права, социологическим направлением, среди представителей которогоР. Дворкин, Г. Кельзен, Г. Кленнер, Ж. Колеман, Н. Луман, А. Ольеро, В. Отт, Р. Мур, М. Стоукс, Ю. Хабермас, О. Хеффе, Г. Эрлих и др.

В отечественной науке следует выделить работы С. С. Алексеева,.

A.С.Ахиезера, Г. И. Вайнштейна, Л. С. Васильева, Г. Г. Дилигенского,.

B.В.Ильина, В. В. Кизяковского, И. И. Кравченко, В. В. Лапкина,.

A.В.Назарчука, А. И. Неклессы, Ю. С. Пивоварова, Ю. А. Сухарева,.

B.А.Четвернина и др.

Объект исследования — правовое государство как социально-философское явление.

Предмет исследования — становление правовой государственности, ее специфика в современных реалиях.

Цель исследования — определить природу правовой государственности в контексте современных реалий.

Задачи исследования:

— охарактеризовать становление правовой государственности;

— определить характер правовой государственности;

— выявить сущность механизмов гражданского общества, обеспечивающих реализацию прав человека.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе диссертационной работы лежат принципы сравнительного анализа, историзма, системного подхода, структурно-функциональный метод, принципы научной классификации, экспертных оценок, систематизации, анализа, прогнозирования. Использован институциональный подход, позволяющий выделять, рассматривать устойчивые социальные процессы, отношения, в которых участвуют организации, выполняющие социально значимые функции. Используются общенаучные методы индукции, дедукции, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна работы:

— Охарактеризовано становление правовой государственности. В эпоху развитой государственности право становится законом, фиксированной нормой, устанавливаемой верховной властью, подчиняющей людей на основании исполнения требований закона. С возникновением государственности форма правового общения развивается по пути индивидуализации прав и привилегий на основе сословного или профессионального деления. В Новое время появляется политическое и правовое общение в условиях провозглашенного всесословного равенства и верховенства власти народа. Граждане становятся равны перед законом, за каждым индивидом признается определенный набор прирожденных и неотчуждаемых прав, которые задают новый исторический контур пониманию и обеспечению правовой (законной) справедливости и свободы.

— Определен характер правовой государственности. Первый признак правового государства — верховенство закона во всех сферах жизни. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах обязательно учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества. В этом смысле закон имеет социальный характер, не являясь результатом произвола государства. Второй признак правового государствагарантии прав личности, реальные возможности ее свободного развития. Реализация гарантий в идеале обеспечивается в процессе осуществления принципов невмешательства государства в дела гражданского общества. Государство обязано создавать условия для реализации прав личности: право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, собственность. Третий признак — взаимная ответственность государства и личности. Государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности обусловлен тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписания, несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей. Четвертый признак — принцип реального разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.

В России правовое государство находится в стадии формирования, что обусловлено исторически сильной централизованной властью, подавлением демократических, либеральных, гражданских ценностей в общественном развитии, отягчающими обстоятельствами тоталитарной системы в советское время. Современный этап институционализации правового порядка связан с сочетанием сильной государственности с ценностями гражданственности, гуманитарности.

— Выявлена сущность механизмов гражданского общества, обеспечивающих реализацию прав человека. Гражданское общество предстает общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами. Гражданское общество предстает демократической формой самоорганизации, удостоверяющей основополагающие права человека и гражданина. Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, поскольку строится на правовом и законодательном обеспечении. Политические предпосылки гражданского общества — правовое и законодательное обеспечение (ограничение) индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности. Гражданское общество генерирует развитое самосознание.

Система гарантий прав человека в правовом государстве представляет совокупность ценностей, норм, организационно-властных ресурсов, подчиняющихся целевой детерминации. Особенностью гарантий является то, что их реализация неотрывна от исполнения обязанностей физическими и юридическими, должностными лицами, полномочий органов местного самоуправления и государственной власти, политического режима. Гарантии тесно связывают субъективные права с обязанностями лиц и органов.

Теоретическая значимость исследования заключается в концептуализации сюжетов правовой государственности, факторов становления, развития действенной правовой государственности, разработке теоретических подходов к возможностям оптимизации состояния правовой государственности в обществе, определении ключевых механизмов социально-правовой регуляции, оказывающих воздействие на уровень и качественное состояние правовой государственности.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты позволяют сформулировать рекомендации по оптимизации состояния правовой государственности. Материалы диссертации можно использовать при чтении общих и специальных учебных курсов по социальной философии, философии права, социологии, политологии.

Выводы, рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при подготовке социальных философов, специалистов.

Апробация работы. Основные идеи исследования излагались автором на «Рождественских чтениях» (2003г., Нижний Новгород), «Ломоносовских чтениях» (2004г., МГУ им. М.В.Ломоносова). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им. Н. Э. Баумана и рекомендована к защите.

Заключение

.

Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием необходимых для того условий. Среди них важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного потенциала общества.

Реализация права, связанная с юридической практикой, связана с необходимостью отстаивания свободы перед государством, всемерном содействии подобной институционализации. Реальное существование в качестве права естественно-правовые начала обретают только в позитивном праве. Образцом институционального закрепления конкретно сформулированных требований естественного права следует считать повсеместное позитивно-правовое признание прав человека. Но история не стоит на месте, в естественном праве нужно видеть постоянно действующий — источник усилий, направленных на преобразование общества. Естественное право корнями уходит в природу человека, но расцветает оно в реальном бытии.

Политико-практическое значение естественного права не означает, что последнее есть функция политики. Естественное право не является инструментом политики, но политика как творческое, исторически определенное действие получает от естественного права директивы. Функции естественного права — направлять, ограничивать, легитимировать правовой порядок.

Правовое государство — политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива, активность граждан, их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и обществаправо приоритетно по отношению к государствупризнается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам, интересам. Гражданское общество представляет общество равноправных людей, свободно проявляющих индивидуальность, творческую инициативу.

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей.

— Советская юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме государственной власти как «работающей корпорации» — и законодательствующей, и исполняющей законы одновременно. Власть рассматривалась в плане разделения труда по ее осуществлению, характеризовалась в структурно-функциональном «ключе». Отрицалась целесообразность исследования законодательной, исполнительной и судебной властей по отдельности.

Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов позволяет обществу защищать себя от узурпации власти, злоупотреблений.

Господство правовых законов — лейтмотив правовой государственности. Они принимаются государственными органами, призванными выражать совокупную волю народа, а потому обладают приоритетом по сравнению с иными нормативными правовыми актами. Верховенство закона обеспечивается осуществлением принципа разделения властей, высоким авторитетом законодательной власти, доступностью судебной защиты. Немаловажное значение имеет и исполнимость закона, обеспеченность его механизмами реализации. Данная стадия правового регулирования находится сейчас в кризисном состоянии.

Критерием измерения уровня демократичности, эффективности правового государства является установление такого порядка, когда государство существует для человека и главное свое назначение видит в том, чтобы реализовывать его права, интересы. Высокая степень государственно-и общественно-правовой защищенности интересов личности — одна из неотъемлемых составных частей общего развития гражданского общества.

Фундамент правовой государственности — права и свободы человека. Принцип их приоритета составляет ядро принципов правового государства. В 48 статьях Конституции Российской Федерации закреплены личные, политические, социально-экономические права и свободы человека. Решение стоящих перед страной острых проблем в соответствующих сферах общественной жизни все больше будет продвигать общество по избранному пути.

Правовое государство предполагает последовательное воплощение в жизнь взаимной ответственности государства и личности.

Это означает, что не только человек соблюдает то, что предусмотрено нормами права, но и государство ограничивает себя в собственных решениях, действиях для обеспечения в законах меры свободы личности.

В государствах с авторитарными политическими режимами господствует ответственность гражданина перед государством. В правовомгосударственные органы и должностные лица ответственны перед гражданами в случае нарушения их прав и свобод. Правовое государство в его взаимодействии с человеком обеспечивает, защищает его жизнь, здоровье, честь и достоинство, свободывыступает средством борьбы с такими отрицательными явлениями, как бюрократизм, местничество, ведомственность.

Несмотря на то, что в Российской Федерации существуют юридические средства защиты от произвола государства, своевременно реализовать соответствующие нормы, восстановить нарушенные права и интересы граждан удается не всегда, что объясняется во многом объективными сложностями современного этапа развития общества.

Национальная специфика, исторические, культурные, религиозные традиции каждого народа, конечно, должны учитываться. Запад и Россия должны взять на себя взаимные обязательства соблюдать определенные нормы морали и права не только в текущей политике, но в формулировке программных, стратегических целей, национальных (государственных) интересов страны.

Жизнь в цивилизованном обществе предполагает элементарную правовую защищенность граждан, предсказуемость общественных отношений. Сюда относятся все те средства и возможности, которые стали нормой в цивилизованном мире.

Развитие результативных рыночных элементов или структур будет зависеть от той решающей предпосылки, удастся ли обеспечить в возрождающейся России равенство всех перед правом. Должны быть введены элементы порядка, основанного на гражданском праве, имеющего предметом интересы личности, гражданина. Гражданин обретает качество субъекта права, возможность действовать в правовом отношении суверенно в сфере личной жизни и в отношениях с обществом. Но это подразумевает наличие приватного права. Подразумевается, что создание элементов рыночных отношений невозможно без введения приватного права на владение средствами производства.

Как отмечал Й. Риттер, либеральное общество живет в условиях, которые не оно само создало и сохранение которых оно не может гарантировать. Отсюда вывод, — устойчивым и жизнеспособным сделает общество только такая общественная и культурная система, при которой либеральное и консервативное начала находятся в сбалансированных отношениях.

В соблюдении законности, в этом исходном правовом порядке нуждается общество в целом. Для современной эпохи характерна тенденция к «отдифференцированию» самостоятельных политических образований, которые выделяются в автономии.

Однако понятие демократии как условия легитимности власти становится весьма неопределенным. Распад демократии, перерождение ее в анархию предотвратим при условии определенного правового порядка. Как и всякая форма правления демократия должна включать определенные моменты «авторитарности» в смысле внешнего принуждения. Легитимность демократической власти обеспечивается тем, что когда народ принимает законы, он берет на себя тем самым и обязательства следовать им. Государство употребляет тогда свою власть, ссылаясь на то, что оно выражает волю народа.

Идеология современной России должна строиться на основании принципов национального величия. Отправной пункт развития страныследование началам сильной державы, согласующей действия народа государственности. В силу стратегических целей политика вновь ориентируется на возрастание роли государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авакьяи CJL Практика российской государственности // Вестник Моск. ун-та, 1997 — Сер. 18. — № 1. — С. 15−24
  2. В.П. Становление человечества. М.: Наука, 1984. — 289с.
  3. Т.А., Кравченко И. И. Политическая философия: к формированию концепции // Вопросы философии, 1994. № 3. — С.17−25с
  4. Аристотель. Афинская полития. М.: Наука, 1936. — 168с.
  5. Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983. — Т.4. — 340с.
  6. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 302с.
  7. Асимметричность Федерации // Регионология, 1997. № 1. — 2345с.
  8. М.Н. Динамика конфликтов в правящих региональных группах // Власть, 1997. № 9. — С. 15−27
  9. А.Б. Будущее российской государственности // Вестник Моск. ун-та, 1997. Сер. 18. 1.-С.23−31
  10. Д.В. Трансформация политической элиты в России: от «организации революционеров» к «партии власти» // Политические исследования, 1994. № 6. — С. 13−27
  11. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность//Государство и право, 1996. -№ 11.-С. 3−19
  12. Г. В. Местное самоуправление. М.: МГУ, 1996.350с.
  13. Э. Гражданское общество // Народный депутат, 1992. -№ 13.-С.12−29
  14. Н. Евразийцы. Россия между Европой и Азией. Евразийство: за и против вчера и сегодня (материалы круглого стола)
  15. Вопросы философии, 1995. № 5. — С.22−34
  16. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования, 1997. № 9. — С.7−19
  17. А.П. Власть народа посредством самого народа: о социалистическом самоуправлении. -М: Мысль, 1998. 188с.
  18. С.Д. Российский федерализм: иллюзии и реальность // Независимая газета. 1998. — 26 марта. — С. З
  19. В. А. Гражданское общество // Социально-политический журнал, 1992. № 8. — С.22−45
  20. Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 1983. — 356с.
  21. Васильев Л. С. Что такое азиатский способ производства?
  22. Народы Азии и Африки. 1988. — № 3. — С. 15−25
  23. Е. Научно-техническая революция и производительные силы // Мировая экономика и международные отношения, 1970. № 9. — С. 15−25
  24. Ю.А. Переход ко второму этапу НТР (новый механизм торможения и новая расстановка классовых сил) // Рабочий класс и современный мир, 1988. № 3. — С. 15−23
  25. М. Избранные произведения. М.: Наука, 1990. — 346с.
  26. Бестужев-Лада И. В. Власть, демократия, привилегии // Вопросы философии, 1991. № 7. — С. 15−24
  27. В поисках пути. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. -381с.
  28. К.С. Гражданское общество и государство // Мировая экономика и международные отношения, 1991. № 9. — С.15−25
  29. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии, 1991. -№ 7.-С. 15−24
  30. Р. Конец нового времени // Вопросы философии, 1990. -№ 4. С.14−25
  31. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524с.
  32. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы, практики // Политические исследования, 1998. № 1. -С.13−31
  33. В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть, 1997. № 9. — С.15−25
  34. Л. Новый этап реформы местного самоуправления // Власть, 1997. № 3. — С.25−45
  35. Т. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1989. — Т.2. — 154с.
  36. Государство и общество. М.: Наука, 1985. — 272с.
  37. Глобализация: контуры XXI века. М.: Наука, 2004. — 234с.
  38. О., Малютин М. Региональная ситуация в России после декабрьских выборов: анализ новых тенденций. М.: Слово, 1995. -234с.
  39. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. — 237с.
  40. Ю.Н. Укрощение Левиафана или социальные потенции обычного согласия // Полис, 1994. № 2. — С.15−25
  41. Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально-типическом истолковании // Полис, 1993. № 6. — С. 15−26
  42. А., Михайлов В. Государственное устройство России: контуры третьего тысячелетия // Alma mater, 1993. № 5. — С.34−41
  43. Диалектика производительных сил // Вопросы философии, 1977. -№ 9. С.36−45
  44. Ф.М. Полное собрание сочинений. Л.: Наука, 1982.-Т.5.-544с.
  45. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982. -280с.
  46. .С. Теоретические аспекты цивилизационного подхода к «третьему миру» // Восток, 1991. № 4. — С.16−54
  47. Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. -М.: Политиздат, 1966. -254с.
  48. М.З. Оптимизация взаимоотношений между Центром и регионами // Политические исследования, 1998. № 3. — С.15−26
  49. А.С. Интеллигенция и «Вехи» // Русское общество и революция. М.: Политиздат, 1981. — 214с.
  50. В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: МГУ, 1997. — 384с.
  51. В.В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. М.: МГУ, 1996. — 400с.
  52. В.В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антропология. М.: МГУ, 1995. — 256с.
  53. В.В., Панарин А. С. Философия политики. М.: МГУ, 1994.-282с.
  54. М.В. Слова и смыслы: Деспотия. Империя. Держава /Полис, 1994. № 2. — С.15−21
  55. М.В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полис, 1992. № 2. — С.25−31
  56. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 278с.
  57. Кара-Мурза А. А. Непродуктивная индивидность и продуктивная корпоративность? // Народы Азии и Африки, 1990. № 4. — С. 14−25
  58. В.М. Власть, демократия, перестройка. М.: Мысль, 1990.-156с.
  59. А.Д. Региональные особенности становления новой российской государственности // Политические исследования, 1998 № 2. -С. 15−24
  60. .А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. — 704с.
  61. К новому облику социализма // Коммунист, 1989. № 13. — С.1524
  62. А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М.: Наука, 1990. — 254с.
  63. А.П. О формировании гражданского общества // Социально-политические науки, 1992. № 1. — С. 15−29
  64. И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Тематические исследования, 1991. № 5. — С.15−34
  65. М.Я. Конституционалист // Власть, 1997. № 10. -С.3546
  66. А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1995. — 95с.
  67. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Прогресс, 1951.-364с.
  68. О.Э., Мачин И. Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Московского университета, 1995. Cep. l 1. — N 4. -С.21−32
  69. В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1970.-Т.44−125с.
  70. В.Л. Демократия: исторические корни, содержание и тенденции развития. М.: Знание, 1992. — 62с.
  71. JIokk Д. Сочинения в 30-х т. М.: Мысль, 1988. — Т. З — 354с.
  72. X. Понятия историчной и надысторичной антипрризвольности в естественно-правовой мысли современности. М.: Наука, 2001.-322с.
  73. В.О. «Указное право» в России. М.: Прогресс, 1996. — 346с.
  74. Н. Самовоспроизводство парава и его пределы. М.: ИНИОН, 2002. — 134с.
  75. А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М.: Наука, 2000. — 324с.
  76. Д.С. Государство полюсы представлений // Общественные науки и современность, 1996. — № 5. — С. 15−24
  77. М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии, 1992. № 5. — С.23−39
  78. . Басня о пчелах, или Пороки частных лиц блага для общества — М.: Наука, 2000. — 289с.
  79. К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1984. -Т.17. — 549с.
  80. О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. — N 5. — С.23−31
  81. Материалы XXVIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1990. — 254с.
  82. Н.И., Малько А. В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право, 1995. N 4. -С.23−31
  83. Ю. Техника и закономерности ее развития. Л.: Лениздат, 1970. -246с.
  84. С. Мина замедленного действия // Муниципальная власть, 1998. № 3. — С.24−35
  85. Р. Наука полиции по началам юридического государства. СПб.: Книжный дом, 1871. — 186с.
  86. Нгуен Тхе Нгия. Модернизация общества. (Современный опыт России и Вьетнама). — М.: Межвед. науч.-учеб. центр комплекс, пробл. нац. политики, 1993. 113с.
  87. Неоконсерватизм в странах Запада. Часть 2. М.: ИНИОН, 1982.- -294с.
  88. Дж. Общество и наука на Востоке и Западе // Наука о науке. -М.: Прогресс, 1996. С. 15−24
  89. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономик. М.: Наука, 1997. — 346с.
  90. Одинцова А. В- Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее // Социально-политические науки, 1991. -№ 12. С.34−49
  91. А.С. Между атлантизмом и евразийством // Свободная мысль, 1993. -№ 11. -С.15−29
  92. М. Демократия для немногих. М.: Прогресс, 1990. — 234с.
  93. С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Полис, 1998. № 1. — С.23−37
  94. С. Гражданское общество как политический феномен // Свободная мысль. 1992. -№ 9. — С. 13−25
  95. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. СПб.: Гардарики, 1999. — 472с.
  96. Н.В. Местное самоуправление. История, теория, практика. -М.: Федоров, 1995. 188с.
  97. К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. -Т.2. — 528с.
  98. Право XX века: идеи и ценности. М.: ИНИОН, 2001. — 234с.
  99. Правовая мысль XX века. М.: Наука, 2002. — 184с.
  100. Проблемы развития Российского федерализма. Обзор материалов «круглого стола» в Совете Федерации // Регионология, 1996. -№ 4. С.23−33
  101. Е.Б. Научное знание, институты науки и интеллигенции в странах Востока XIX—XX вв.ека. М.: Наука, 1990. — 200с.
  102. Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М.: Наука, 1995.-322с.
  103. Г., Френкин А. А. Новый консерватизм: вызов для России. М.: Наука, 1996. -237с.
  104. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С. А. Кислицын. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 324с.
  105. О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Наука, 1994. — 346с.
  106. .Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703с.
  107. A.M. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты: опыт Франции в сравнительной ретроспективе. -М., Наука. 1992.-330с.
  108. И.П. Демократия в теории, тоталитаризм на практике // Социально-политический журнал. 1992. — № 10. — С. 15−23
  109. В.Г. Проблема формирования гражданского общества // Социально-политические науки. 1991. — № 4. — С. 13−25
  110. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии / Под ред. Г. Х. Шахназарова. М., Наука. 1982. -335с.
  111. И. Народная монархия. М.: Феникс, 1992. — 511с.
  112. П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль: Книжный дом, 1919. — С.131
  113. М.М. Проекты и записки. M.-JL: Прогресс, 1961.- 125с.
  114. . Избранные произведения. М.: Мысль, 1957. — Т.2.- 125с.
  115. Социальная революция. Вопросы теории. Д., Наука. 1989.147с.
  116. А. Старый порядок и революция, г М.: Московский философский фонд, 1991. 251с.
  117. Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989. — 395с.
  118. М.Х. Федерализм и демократия: сложный баланс // Политические исследования, 1997. № 6. — С.25−39
  119. Философия и политика в современном мире. М.: Наука, 1989.-206с.
  120. Философия ранних буржуазных революций. М.: Политиздат, 1983.-254с.
  121. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. — 559с.
  122. Г. В. Пути русского богословия, М.: Мысль, 1998.-574с.
  123. Формирование гражданского общества: тенденции и перспективы развития. М.: ИСПИ, 1991. — 82с.
  124. Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990. -№ 3. С.25−36
  125. Ю. Право как средство и право как институт. М.: ИНИОН, 2002.-234с.
  126. А.Т. Трансформация социальной структуры российского общества // Социально-политический журнал, 1995. № 3. — С.24−36
  127. Человек и общество. Основы современной цивилизации. -Минск: Нар. асвета, 1992. 335с.
  128. М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: новые конфигурации мирового порядка. М.: Наука, 1994. — 171с.
  129. Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства // Вестник Моск. ун-та, 1997. Политические науки. — 1997. -№ 2. — С.33−41
  130. В.Ф. Российские реформы и федерализм. М.: Славянский диалог, 1995. — 206с.
  131. Н.В., Егорова Е. С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль: Текст, 1996. — 166с.
  132. Э.К. Моралисты / Эстетические опыты. М.: Прогресс, 1975. — 286с.
  133. А. Единый мир единые экономические законы //Мировая экономика и международные отношения, 1989. — № 11. — С.25−36
  134. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. -М.: Мысль, 1965. Т.1. — 244с.
  135. Aron R. Introduction a la philosophi de l’histoire. P.: Paris-press, 1967−312p.
  136. Chariot I. Le Phenomene parti politikul. P.: Paris-press, 1972.234р.
  137. Denquin I. Science politique. P.: Paris-press, 1991. — 344p.
  138. Die Modernisierung moderner Gesellschaften. Verhandlungen des 25. Deutschen Soziologentages in Frankfurt am Main 1990. New-York: Academia, 1991. — 154p.
  139. Ellule J. Trahison de l’Ociifent. P.: Paris-press, 1976. — 146p.
  140. Marchelli P. Les aventures de l’an 2000. P.: Paris-press, 1986.234.
  141. Fonrasee I. Ifies majeure. P. Paris-press, 1966. — 324p.
  142. Peterson M. Democraty, Liberty and Property // The State Constitutional Conventions of the 1820-s. Indianapolis, 1966. — 344p.
  143. Schmitt С. Verfassungslehre. Berlin, 1983.-144p.
  144. Stahl F. Philosopuie des Rechts. Heifelbery, 1856. — Bd. 2.234p.
  145. The International! Encyclopedia of Sociology. N.Y., 1984.136p.
Заполнить форму текущей работой