Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отношение, связь, свойство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку соотносящиеся стороны взаиморастворены внутри отношения и образовали единую (нерасчлененную) форму, то логическое мышление человека вряд ли способно сразу выразить реальные отношения связью отдельных понятий и наглядных образов этих сторон. Можно предположить, что отношение есть стихия, которая первоначально постигается интуицией. Интуитивное мышление оперирует не образами или… Читать ещё >

Отношение, связь, свойство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отношение.

Абсолютное бытие самоопределяется как предельная субстанция не в самом себе, а в отношении к своему творению — физическому миру, обществу, нашему сознанию. Ф. Энгельс подчеркивает, что всякое отношение, как минимум, двустороннее: «Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 497−498). К. Маркс замечает: «Отношение одной вещи к другой есть отношение этих двух вещей между собой, и о нем нельзя сказать, что оно принадлежит той или другой из них» (Там же. Т. 26, ч. 3. С. 143).

Предлагаем следующую авторскую дефиницию онтологической категории отношения: отношение — способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств (см.: Пивоваров Д. В. Отношение, связь, свойство, вещь: категориальный анализ // Изв. Урал, федер. ун-та. Сер. 3: Общественные науки. 2013. № 1. С. 63−72).

Отношения возникают в таких процессах сопряжения предметов — во взаимоотнесении, сближении и приобщении их друг другу, — когда единение многих различных рождает кооперативный эффект. В этом эффекте, как в зеркале, преломляются и высвечиваются признаки сопрягаемых сторон. Поскольку отношение есть род условного бытия, т. е. способ осуществления внутренней возможности своего через среду иного, то релятивное (относительное, условное) следует противопоставлять абсолютному, безусловному бытию.

Отношение — не вещь и не свойство, но то, посредством чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость. Многие философы считают, что свойства и отношения логически вторичны, а их носитель — вещь (тело) — логически первичен, хотя из этого вовсе не следует, будто всякое познание должно начинаться с исследования вещей, а не их свойств и отношений. Каков же онтологический статус отношения? Аристотель, введший в философию термин «отношение», обозначал им род бытия. Но в чем же особенность такого бытия? Лейбниц указывал, что поскольку отношение не удается свести ни к субстанции, ни к акциденции, то оно имеет весьма специфическую — идеальную — форму своего существования. Гегель рассматривал отношение как форму положенное™, представленности одного через другое и признанное™, т. е. как идеальное (Ideelle). Реисты признают лишь бытие вещей и отрицают объективное существование отношений. Вслед за Платоном объективные идеалисты-реалисты отрывают отношения (и общие свойства) от вещей, поскольку относят первые к сфере общего, а вторые — исключительно к области единичного. Напротив, номиналисты не склонны признавать реальность отношения. Марксисты полагают, что понятие об отношении как таковом возникает в результате абстракции и сравнения любых двух предметов по выбранному или заданному основанию сравнения (признаку); однако в материальном мире отношения неразрывно сопряжены с вещами, а потому, доказывают марксисты, отношения между вещами не менее реальны и материальны, чем сами вещи.

Согласно классической диалектике, свойства проявляются в отношениях вещей. Отношение — это разновидность движения, действия, акта. Оно есть процесс и результат переноса (отнесения, отсылки) какого-либо внутреннего момента качественной определенности вещи во внешнюю инстанцию — в другую вещь либо в некоторую общую для разных агентов систему отсчета. Перенос завершается положением (вкладыванием, хранением) относимого содержания в найденное новое основание.

По мнению Гегеля, отношение имеет стороны, так как оно рефлексия в иное; таким образом, оно имеет свое собственное различие в самом себе; и стороны его — это самостоятельная устойчивость, так как они в своей безразличной разности друг относительно друга надломлены в самих себе. Устойчивость каждой из сторон отношения точно так же имеет свое значение лишь в отношении с другой или в их отрицательном единстве. Гегель понимает отношение как единство себя самого и своего иного, а потому видит его целым, имеющим самостоятельное существование.

Поскольку соотносящиеся стороны взаиморастворены внутри отношения и образовали единую (нерасчлененную) форму, то логическое мышление человека вряд ли способно сразу выразить реальные отношения связью отдельных понятий и наглядных образов этих сторон. Можно предположить, что отношение есть стихия, которая первоначально постигается интуицией. Интуитивное мышление оперирует не образами или понятиями, а особыми знаками единого и нерасчлененного — знаками-монадами. Интуитивное схватывание отношения как монады представляет собой поток переживаний в специфических формах неизобразительных модальностей. Интуитивные монады всегда очень трудно перевести на язык дискурсивного мышления, выразить в полной мере связью слов, суммой понятий и наглядных графических схем. Эти монады в значительной степени закрыты для концептуального анализа и в этом смысле существенно внелогичны.

Например, переживаемое нами эстетическое отношение почти не поддается логическому анализу. Редко кто способен «поверить алгеброй гармонию» и объяснить словами, почему именно такая пропорция частей целого прекрасна, а иная безобразна. Если логическому мышлению все же удастся частично расчленить интуитивно постигнутое отношение на соотносящиеся стороны и вербализовать эти стороны, тогда отношение будет реконструировано в виде искусственной связи понятий. Природой дискурсивного мышления являются системы из отдельных элементов, сопряжения вещей, связи разных одних, поэтому оно огрубленно выражает отношение (сущности, объективные законы, целостность и т. д.) концептуальной связью. Отсюда иллюзия сходства категорий отношения и связи, уравнивание интуитивно единого (субъективной монады) с единством понятий.

С этимологической точки зрения (и по-русски, и по-латински: talus, retains, relativus) слово «отношение» близко по смыслу, во-первых, словам, выражающим следующие действия: носить, класть, делать общим, сравнивать, соприкасать, сближать, отсылать, удалять, скрывать и т. д.; во-вторых, словам, обозначающим пространственные термины: место, основание, бока, стороны, члены соотношения. Если в грамматическом смысле прилагательное чаще всего указывает на свойство предмета, а существительное — на сам предмет, то отношение есть скорее причастие, т. е. окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета; причастие — глагольная форма, совмещающая форму глагола и прилагательного. В математике под отношением понимают частное от деления одной величины на другую.

Так или иначе и в грамматике, и в математике, и в философии отношение раскрывается, прежде всего, как форма участия, соучастия, значимости, роли в чем-либо. Когда имеют в виду какое-нибудь соотношение, то обычно ведут речь либо о взаимозависимости элементов системы, либо о взаимовыражении приобщаемых друг другу сторон, либо о рефлексии (взаимоотражении) сополагаемых противоположностей, либо о сравнении вещей сквозь призму опосредующего их пропорцию основания.

Отношения многообразны. Различные виды отношений выражены парными философскими категориями. Философы говорят об отношениях качества и количества, целого и части, необходимого и случайного, причины и следствия и т. д. Например, Гегель рассудил, что если сущность определена в явлении, а явление — в сущности, то, следовательно, явление становится отношением, а закон — это существенное отношение, и истина явления — это существенное отношение. Отношения делят на пространственные и временные, материальные и духовные, на отношения в природе и в обществе, индивидуальные и социальные и др. Выделяют бинарные, трехчленные и многочленные отношения. Важный вид отношения — самоотношение: соотношение с собой как со снятым или соотношение со своим иным.

Особый вид отношений — симметрия и асимметрия. Симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) — это: а) неизменность пропорции частей предмета относительно его преобразований и изменяющихся условий; б) свойство двучленных отношений типа равенства, родства, соседства, зеркальности. Симметрия — основа законов сохранения. Асимметрия — несоразмерность, непропорциональность, изменчивость соотношений частей объекта. В каждой вещи симметричное и асимметричное своеобразно соположены.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой