Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идея «Всеединства» в контексте проблемы «Восток-Запад»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремление доказать евразийское начало Российского государства неслучайно, многие мыслители видели основу для расцвета культуры России именно в географическом положении. Русская идея, из которой исходили русские мыслители, идея соборности и выросла^ философию Всеединства, вобрав в себя глубинные элементы философий древности, российскую историческую и географическую самобытность. Будучи истинными… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. Философия Всеединства — теоретическая основа синтеза Востока и Запада
  • Глава 1. Историческая традиция как основа нравственно-гуманистической мысли
  • Глава 2. Теоретическое обоснование философии Всеединства
  • Глава 3. Философия Всеединства — творческое начало гармонии мира
  • Глава 4. Философия Всеединства -философия Евразии
  • РАЗДЕЛ II. Социально-философское обоснование Развития Российского общества в конце XIX-начале XX вв
  • Глава 1. Формирование проблемы «Восток-Запад» в религиозно-идеалистической философии рубежа веков
  • Глава 2. Экономическая обстановка и развитие политической и философской мысли
  • Глава 3. Социально-духовные особенности развития культуры
  • РАЗДЕЛ III. Россия как Востоко-Запад
  • Глава 1. Проблема России в философско-историческом аспекте
  • Глава 2. Восток-Запад в учении религиозных философов рубежа XIX — XX веков
  • Глава 3. Восток-Запад в понимании евразийцев, религиозных философов 20 гг. XX века

Идея «Всеединства» в контексте проблемы «Восток-Запад» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Мы вступили в III тысячелетие, в XXI век, который должен разрешить проблемы, оставленные прошлым, XX векомвеком катастроф, кризисов, резких и явных перемен в экономической, политической и социальнокультурной жизни человечества. XX век принес колоссальные новшества: научно-технический прогресс, переход в постмодернистское, информационное общество, сочетание традиционной культуры с ультрасовременными технологиями и закономерный переход биосферы в ноосферу — которые в корне изменили представление о человечестве в целом: но он принес и небывалый перекрой мировой карты в результате двух мировых войн, повсеместные локальные войны, терроризм, свидетельствующие о неудовлетворенности людей их существованием.

XX век отчетливо продемонстрировал двойственность человеческого восприятия мира порожденного уникальными технологическими достижениями и, одновременно, сохраняющего приверженность традиционной культуре.

XXI в. поставил перед человечеством три основные проблемы: во-первых, глобализация, к которой неуклонно движется Запад, во-вторых, терроризм, исходящий прежде всего из мусульманского мира, хотя это явление не религиозное, который уже принес и еще может принести миру неисчислимые страданияв-третьих, Россия, которая, являясь мостом между Востоком и Западом, закономерно влияет на мировое сообщество.

Российское государство испытывает сейчас огромные трудности роста, и в зависимости от внутренних потребностей страны определяет внешнюю политику. Географическое положение России обусловливает геополитическую обстановку, которая в настоящее время формирует совершенно новую геоэкономическую ситуацию: «Геоэкономика властно диктует миру свои правила, геоэкономическое пространство выходит на господствующие позиции. стратегической иерархии» 1. Наличие в Российском государстве 89 субъектов заставляет осознавать потребность взаимодействия на уровне договора, т. е. согласия и сотрудничества, что, однако, не всегда удается, поскольку, получив свободу, каждый стремится воспользоваться ею по-своему, пытается обеспечить свое благополучие без учета общегосударственных интересов. Это приводит к расхождениям между субъектами и центром.

После распада Советского Союза Россию охватил экономический, политический и социально-культурный хаос, в котором явственно прослеживались две противоположных тенденции: с одной стороны, обособление, особенно восточных народов (например, возникновение «горячей точки» в Чечне, разговоры о присоединении к Монголии Бурятии, замена кириллицы латиницей в алфавите татар) и, с другой, — установка на диалог на всех уровнях общения — от политического до психологического, даже на образование единого экономического пространства, включая единство политического, социального и культурного аспектов, ибо каждый из населяющих Россию народов, осознав собственное «Я», почувствовал свою неразрывность с всеобщим российским существованием. Таким образом, дуализм России, ее.

1 Кочетов Э. Г. Стратегия развития: геоэкономическая модель //Безопасность Евразии. 2000 .№ 1.-С.113. двухкорневая основа помогает ее самопознанию и, объясняя историческую разобщенность ее народов, раскрывает и их потребность к объединению. При этом нельзя забывать, что Российское государство расположилось на двух континентахЕвропе и Азии, и это определяет особую направленность его геоэкономики и геополитики. Совместное проживание различных народов определяет ее внутреннюю сущность Новой России как «евразийского экономического пространства», способного соединить е мирном диалоге противоположности, сделать их ее собственной сутью, ибо «слияние дробных этнокультурных субстратов в суперэтносе могло произойти только в едином духовно-культурном пространстве» 1. Это и есть Россия, которая уже стоит на пороге образования евразийской общности в результате ее востоко-западного историко-географического развития.

Значит, идея П. Я. Чаадаева о всеединстве, которую затем развил В. С. Соловьев принимает новый оборот и приобретает наибольшую актуальность, поскольку раскрывает традиционное восприятие России как Евразии.

Исследование проблемы «Восток-Запад» позволяет увидеть отличие русской философии и от западной, и от восточной, поскольку культурно-исторические особенности Российского государства накладывают отпечаток на менталитет российского народа и, в первую очередь, философов, мыслителей, вообще интеллигенции. Русская философия интравертна — она направлена во внутрь духовной жизни человека, исследует национально-региональные черты через призму.

1 Абаев Н., Балданов Б-М. Республика Бурятия: стратегия развития в контексте геополитической ситуации в Центральной и Северо-Восточной Азии // Вестник Евразии. 1999. № 1−2.-С. 144. многонациональности и региональности страны, что выводит ее на Всеединство, ибо Всеединство в новых условиях может приблизить российское общество к гармоничному союзу, в интересах не только сегодняшнего выживания, но и будущего развития. Русская идея Всеединства раскрывает характер взаимодействия двух ее миров-сторон, обладающих единой духовной сущностью. В этом особенность российского общества, и в этом нуждается весь цивилизованный мир Востока и Запада.

Философия русских мыслителей характеризуется двуединством восприятия мира, что определяет иной — ни восточной, ни западной — взгляд на культуру. В современных условиях Всеединство открывает путь не только к эффективному взаимодействию регионов Российской Федерации, но и к диалогу со странами «ближнего зарубежья», поскольку новое объединение возможно лишь при условии взаимопонимания и обоюдного согласия. Для реинтеграции «нужна четкая самоидентификация народов и этносов, образующих евразийскую (российскую) цивилизацию, понимание ее целостности, общих интересов и единой судьбы взаимосвязанных народов» 1. Таким образом, в диалоге противоположные стороны взаимно дополняются и формируют всеединое начало целой культуры.

Исследуемая тема по-новому заставляет взглянуть на творчество русских религиозных мыслителей, которые по-своему, в рамках христианской традиции, создавали модели человека и общества. Сегодня очевидно, что в основном эти социальные модели утопичны, но в любой из них есть моменты, Яковец Ю. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: осевая проблема XXI века //Безопасность Евразии. 2001. № 1. — С.43. подходы, направления, которые будут способствовать развитию социально-философской мысли, помогут лучше узнать человека, его качественные характеристики, связи с обществом, связи с другими культурами. Взаимодействие людей зиждется на «способе сохранения социальной преемственности — передаче от поколения к поколению накопленного предшественниками и закрепленного в социальных институтах опыта совместной жизни, разделения труда, обмена, познания, обогащения социальных структур и трудовых навыков новым знанием» 1.

В контексте изучения русскими философами проблемы «Восток-Запад» актуальность нашего исследования видится также в том, что назрела необходимость объективной оценки и работ по проблемам историографии. Историографический анализ показывает, что исследование истории философско-ис-торической мысли конца XIX — начала XX в. велось не по проблемно-тематическому принципу, а главным образом по персоналиям. Дальнейшее ее изучение требует дополнительных изысканий, сопоставлений, выделения крупных узловых проблем и идей, локально-персональных наблюдений и их комплексного осмысления через призму общественно-политической, философско-исторической и культурологической мысли того времени. Это будет способствовать становлению проблематики и методологии российской философии нашего времени. Потому выделение в русской религиозно-идеалистической философии проблемы «Восток-Запад» актуально и закономерно. Тем более, что положение Российского государства требует и нового подхода к решению данной.

1 Петров М. К. Язык, символ, культура. — М., 1991. — С.22. проблемы.

Таким образом, именно начало XIX в. следует считать временем формирования национального российского сознания, отражающего" единство в многообразии", ибо Россияевразийская и, следовательно, многонациональная страна.

Исследование Российского государства через призму «Восток-Запад» можно считать одной из главных задач отечественной философии. По мнению Н. А. Бердяева, «Россия может сознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре восточного и западного миров и может быть определена как Востоко-За-пад» 1. Эта великая страна, явление необычайного масштаба, всегда интересовала мыслителей. Ее специфика заставляла ученых, политических деятелей искать собственные, исконно российские, пути развития. Естественно, что такое направление мысли русских философов давало пищу для нетрадиционного понимания роли России на мировой арене. Географический фактор и общественно-политическая обстановка играли ведущую роль в становлении новой культуры в России и в мире.

Историософия в XX в. выделилась в самостоятельную науку и стала играть ведущую роль в связи с тем, что у человечества накопилось множество социально-исторических и культурологических проблем. В новейшее время требуется новый взгляд на социально-культурные и политико-экономические проблемы государств и стран. Обращение к социально-философским проблемам российской действительности имеет своей целью объективно проанализировать, происходящие в Россия общественные процессы.

1 Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990. — С. 127.

Отечественная философия, основываясь на классической русской традиции, исследует Россию как самобытное государство ввиду ее непохожести ни на страны Востока, ни на страны Запада. В ней сочетаются остатки патриархальности и тоталитаризм, неоднородность национального состава и, как следствие, многообразие религиозных конфессий. Поэтому интерес к России ее собственных мыслителей закономерен, а их наследие требует исследования. Ведь и в новейшее время Россия не потеряла своеобразия и обладает уникальными возможностями, которые она сама еще полностью не раскрыла.

Огромный материал накопила отечественная религиозно-идеалистическая мысль конца XIX — начала XX в., где одно из центральных мест занимает проблема места России в мировой истории. Поэтому проблема «Восток-Запад» получила у русских философов наибольшую актуализацию в контексте историко-географического развития общества и культуры России.

Евразийское положение России обусловливает единство народов, которые входят в эту страну и их культур, и объясняет появление именно в России новых идей и философских тем, которые отечественные мыслители пытались раскрыть с социально-философских, философско-исторических и философско-культурологических позиций, чтобы показать самобытность Российского государства.

Степень разработанности проблемы. До настоящего времени исследований русской религиозно-идеалистической мысли в контексте проблемы «Восток-Запад» не было, как не было и аналогичных исследований философии Всеединства, которую затрагивали религиозные философы. Понимание.

России в свете данной проблемы косвенно нашло отражение в философии Н. Ф. Федорова и В. С. Соловьева. Этому посвящены труды ведущих представителей русской религиозно-философской мысли XX века — Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, Л. Карсавина, Л. Лопатина, Н. Лосского, В. Розанова, братьев Е. Н. и С. Н. Трубецких, П. Флоренского, С. Франка, Л. Шестова, евразийцев и др., которые пытались разрешить данную проблему, аппелируя к философской идее Всеединства. Хотя работ, посвященных конкретно теме «Восток-Запад», в русской религиозно-идеалистической философии нет.

Только сейчас эта тема начала интенсивно разрабатываться. В качестве отправного пункта исследования служит сама русская философия, которая брала за основу философско-историческое начало русской идеи.

В то же время проблема «Восток-Запад» явилась основной в решении вопросов социальной философии и философии культуры России, поскольку принадлежность к двум континентам налагает на нее особый отпечаток и особую ответственность за собственное историческое развитие. «Восток» и «Запад» в русской философии определяют две стороны Российского государства и обладают богатейшим смысловым наполнением — и географическим, и историческим, и культурологическим.

В современной отечественной литературе изучение проблемы «Восток-Запад» происходит через Россию, поскольку она — связующее звено между ними.

В нашей стране в советское время исследованием проблем русской религиозно-идеалистической мысли практически не занимались. Весьма редкие работы на эту тему характеризовались крайним критицизмом и заиде-ологизированностью, поскольку монополия диалектико-мате-риалистической философии исключала сколько-нибудь объективное и конструктивное изучение философии религиозной.

В постсоветский период, особенно в последнее десятилетие, проблемы России стали изучать весьма широко и с иных методологических позиций. Это является свидетельством закономерного роста научного интереса к стране, соединяющей Восток и Запад, и обладающей огромным и пока еще неизведанным потенциалом возможностей дальнейшего исторического развития.

Внимание к русской религиозной философии более всего проявилось в современной отечественной науке в 80-е, и особенно в 90-е годы1. Исследования идеалистической мысли советскими, российскими философами можно подразделить на несколько направлений: история русской религиозной философии cep. XIX — I пол. XX в.2- русская идея и философия Всеединства3- история России как Богочеловеческий процесс4;

1 Аверинцев С. С., Асмус А. Ф., Ахутин А. В., Барабанов Е. В., Борн П. Ч., Бочкарев Н. И., Вадамов А., Викторович В., Голубев А. Н., Гулыга А. В., Емельянов, Ермичев А. А., Замалеев А. Ф., Ивонин Ю. П., Исупов К. Г., Кормин Н. А., Корольков А. А., Кувакин В. А., Лопухов Б., Лосев А. Ф., Лукьянов С. М., Лящева Р. П., Маслин М. Н., Михайлов В. В., Пермякова Н. А., Приленский В. И., Пул Р., Рашковский Е. Б., Семечкин М. Б., Сербиненко В. В., Уткина Н. Ф., Хоружий С. С., Шапошников Л. Е. и др.

2 Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. — М., 1991; Кувакин В. И. Религиозная философия в России — начало XX в. — М., 1980; Русские философы. — М., 1994;1995, в 4-х тХоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. — Спб., 1994 и т. д.

3 Акулинин В. Н. Философия Всеединства. — Новосибирск, 1989; Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии. — М., 1994; Гулыга А. В. Русская идея и её творцы. — М., 1993; Кобылянский В. А. Русская идея и Возрождение России. — Иркутск, 1997; Маслин М. Н., Андреева А. О. О русской идеи мыслители русского зарубежья, о России и её философской культуре. — М., 1990; Сагатовский В. Н. Русская идея: Продолжим ли прерванный путь? Спб., 1994; Холодный В. И. Идея соборности и славянофильства. Проблемы соборной феноменологии. М., 1994;

4 Евлампиев И. И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина — Спб., 1998, История русской метафизики в XIX—XX вв.еках. Русская философия в поисках абсолюта. -Спб., 2000; Нагорная Л. К. Богочеловечество в русской религиозной философии (cep.XIX-нач.ХХв.) — Барнаул, 1994; Савельев С. Н. Идейное бм<�ротство богоискательства в России в начале XX века. — Л. 1987; Семенкин Н. С. Философия богоискательства: Критика нравственно-гуманистические основания русской философии и политико-правовые особенности религиозной философии1- русский космизм2. В советской социально-философской и философско-культурологической мысли работ, исследующих проблему «Восток-Запад», нет. А изучение в целом религиозно-идеалистической философии и ее трактовки данной проблемы ограничивалось по идеологическим соображениям. И все же ряд советских востоковедов исследовали проблему «Восток-Запад», правда, безотносительно к русской идеалистической философии. В первую очередь необходимо назвать С.Ф.Ольден-бурга, Н. И. Конрада, Е. В. Завадскую, Т. П. Григорьеву, Б.С. Ера-сова, А. В. Сагадеева, В. В. Сербиненко, Е. Б. Рашковского, Л. И. Ремпеля, В. К. Чалояна. Безусловно, существуют разночтения, неясности, в философско-исторических и культурологических исканиях русских мыслителей, но все они солидарны в понимании сущностной связи человека с окружающим его миром и культурой, которая едина в своей основе.

Большинство представителей современной отечественной философии решает проблему России в контексте Всеединства и национальной русской идеи, лишь косвенно касаясь проблемы «Восток-Запад», хотя становление Российского государства предполагает, по мнению ряда ученых, формирование на его основе Евразийского культурно-исторического региона. Но это весьма спорный вопрос. И только лишь в Институте Восрелигиозно-философских идей софиологов. — М., 1986; Семаева И. И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века. — М., 1993; Шапошников JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX—XX вв. — Нижний Новгород, 1999 и т. д.

1 Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русский мыслителей. М., 1992; Дуденков В. И. Философия веховства и модернизм. Критика антигуманизма и эстетизма в России XX века. — Л., 1984; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX-начало XX века). — М., 1991 и т. д.

2 Русский космизм. Антология русской мысли. М., 1993; Семенова С. Г. Николай Федоров М., 1990; Философия русского космизма. М., 1996 и др. токоведения Российской Академии наук группа под руководством Б. С. Ерасова рассматривает проблему под углом зрения «Россия — Восток — Запад» 1.

Целью диссертационного исследования — рассмотрение социально-философского и культурологического подходов русской религиозно-идеалистической философии конца XIXначала XX в. к проблеме «Восток-Запад» и её взаимосвязи с философией Всеединства.

Отсюда вытекают следующие задачи:

— изучить общую социально-духовную атмосферу российского общества в период становления русской религиозно-идеалистической мысли;

— выявить взаимосвязь и преемственность российских философско-культурных традиций;

— определить основополагающие факторы развития общества, на которые исследуемые философы основывались в разработке проблемы «Восток-Запад» ;

— проанализировать содержательные характеристики таких понятий, как «Восток», «Запад», «Всеединство», «соборность», «русская идея», и показать их взаимосвязь в русской религиозно-идеалистической философии;

— продемонстрировать взаимосвязь проблемы «Восток-Запад» и философии Всеединства русских философов;

— обнаружить закономерности естественноисторического процесса, обусловившие разработку философско-исторических и социально-культурных проблем и определившие направление дальнейшего развития русской философии;

1 Эта группа выпускает научный альманах «Цивилизации и культуры». В 1991;1997 гг. опубликовано 5 выпусков.

— показать роль географического детерминизма в решении проблемы «Восток-Запад» .

Методологические основы и источники исследования. Сложность, многоплановость и недостаточная изученность темы определили применение в работе диалектического метода. В диссертации предпринята попытка рассмотрения во взаимной связи парадигмы исторического процесса и социальной теории, которая непосредственным образом преломляется в философско-историческом аспекте исследования. Поэтому здесь использованы системный подход, исторический метод, некоторые положения синергетики, ибо они входят в диалектический метод как универсальный способ изучения объективной реальности, при котором идея развития является центральной. Кроме того, тема исследования требует компаративистского подхода к проблеме «Восток-Запад», ведь ее сравнительно-историческое анализу всемирноизучение закономерно приводит к исторического социально-культурного процесса.

Особое внимание обращено на аксиологический подход. Дело в том, что вне ценностного измерения история общества становится аморальной, теряет устойчивые ориентиры, поскольку ценностный подход раскрывает общечеловеческое как единое, не только в культуре, но прежде всего в самом человеке. Человек выступает в рамках «субъективно-всеобщего», т. е. благодаря историческому развитию несет в самом себе нравственные нормы поведения, которые закрепляют за ним социально значимые функции. Сочетание нормативного и аксиологического методов позволило определить и сформулировать название проблемы и модели научных подходов культурно-исторического развития.

С помощью аксиологического подхода раскрывается не только поступательность, закономерность, преемственность исторического развития, но и творческий характер становления общества. Аксиология помогает познать внутреннюю силу истории, поскольку движущей силой делает именно человека, который определяет свои жизненные потребности, а значит творит и саму жизнь. В результате можно прийти к определенному единству аксиологии, истории и морали. Тем более, что русская религиозно-идеалистическая философия, по сути своей нравственно-аксиологическая, ориентируется на духовную основу российского общества.

Основными источниками для диссертационного исследования явились оригинальные труды П. Я. Чаадаева, славянофилов, в частности А. С. Хомякова и Н. Я. Данилевского, философии К. Н. Леонтьева и других мыслителей XIX — нач. XX в., кроме того, труды западных и российских философов, историков, востоковедов, исследующих проблему «Восток-Запад», материалы американского журнала «Philosophy East and West», а также труды классиков мировой науки и философииВ.М. Алексеева, В. В. Бартольда, В. И. Вернадского, Г. В. Ф. Гегеля, Н. И. Конрада, В. И. Ленина, Ф. Ницше, С.Ф.Оль-денбурга, П. А. Сорокина, Д. Т. Судзуки, А.Дж.Тойнби, А. Швейцера, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера и др. Изучены работы советских философов по данной проблематике.

Научная новизна исследования вытекает из того, что поставленная в диссертации проблема не получила пока всестороннего освещения в отечественном обществознании. Данная работа является одним из первых опытов диссертационно-монографического исследования темы философии.

Всеединства русских мыслителей, рассмотренной в контексте проблемы «Восток-Запад», что раскрывает ее социально-философский и философско-культурологический аспекты. До настоящего времени такой подход к философии Всеединства отсутствовал. В результате проведенной работы: расширено общефилософское понимание проблемы «Восток-Запад» благодаря выявлению закономерностей развития мировой историивовлечены в научный оборот малоизученные в отечественной историко-философской науке материалы и идеи социальной философии, философии истории и философии культурыуточнено содержание понятий «творчество», «София», «душа», «евразийство», выявлены их философско-исторические основанияпоказана разработка проблемы «Восток-Запад» религиозно-идеалистической философией рубежа вековпрослежена взаимосвязь философии Всеединства с концепцией устойчивого развития в силу духовно-нравственных начал деятельности человечестваобоснован вывод о том, что проблема «Восток-Запад» раскрывает коммуникативный характер мировой традиции взаимопроникновения и взаимопонимания, т. е. диалога культур, который обнаруживает дополнительность и вскрывает «коммуникацию срединного сообщения», тем самым определяя два принципа существованияв связи с философско-историческим характером проблемы.

Восток-Запад" философия Всеединства определена как социальная философия и философия культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы определяется тем, что она может заполнить «белые пятна», существующие в изучении философии истории и культуры России. Анализ социальных и фило-софско-исторических воззрений прогрессивных мыслителей на проблему «Восток-Запад» и философию Всеединства как Русскую идею, изучение первоисточников позволяет объективно оценить уровень социально-философской, философско-исто-рической и культурологической мысли того периода, выявить ее общие и специфические аспекты, увидеть ее место в системе духовных ценностей, а также ее значение для дальнейшего развития социальной философии в духовной культуре России и для понимания роли России в мировой культуре.

Осмысление проблемы «Восток-Запад» в истории социальной философии способствует формированию современной философской науки.

Важность такого исследования возрастает, если учесть общий подъем интереса современной философско-исторической и культурологической мысли России к предшествующему и малоизученному философскому наследию. Автором рассмотрены работы русских религиозных мыслителей, представляющие собой материал для дальнейших исследований по истории философии, социальной философии, философии истории, философии культуры и истории культуры России.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов истории философии, философии культуры, культурологии в университетах, а также спецкурсов по истории философии, социальной философии, истории культуры России на гуманитарных факультетах. Материалы, содержащиеся в работе, можно использовать в теоретических и методологических семинарах.

Результаты и выводы диссертационного исследования могут помочь в определении роли России в мировой культуре, в решении национальных и этнических вопросов в многонациональном Российском государстве.

В целом данная работа призвана способствовать дальнейшему исследованию русской социально-философской и культурологической мысли.

Апробация исследования:

С изложением отдельных результатов — исследования диссертант выступала на Международных конференциях: 1) «Банзаровские чтения» — г. Улан-Удэ, 1992; 2) «Барадинские чтения» — г. Улан-Удэ, 1993; 3) «Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа и власти — г. Улан-Удэ, 1994; 4) Антропологического общества — г. Иркутск, 1994; 5) «Взаимодействие культур Востока и Запада» — г. Улан-Удэ, 1995; 6) «Преемственность поколений: диалог культур» — С-Пб., 1996; 7) также принимала участие в региональных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях, семинарах, годичных собраниях- 8) на международном симпозиуме: «Бурят-монголы накануне III тысячелетия: опыт кочевой цивилизации. Россия-Восток-Запад в судьбе народов» — г. Улан-Удэ, 1997; 9) Человек-философия-гуманизм. — Первый Российский философский конгресс. — С-Пб., 1997; 10) выступила на заседании Ученого Совета ИМБИТ БНЦ СО РАН — 2000; 11) обсуждение работы прошло на заседании отдела философии и культурологии ИМБИТ СО РАН- 12) выступила на международном симпозиуме: «XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» — г. Улан-Удэ, 3−5 июля 2001 г.

Структура диссертации состоит из введения, трех разделов, десяти глав, заключения и списка использованной литературы.

В заключение приведем выводы рассмотрения поставленных в диссертации проблем.

Главная задача сводилась к тому, чтобы целостно осветить одну из основных тем русской религиозной-идеалистической философиипроблему «Восток-Запад» .

Конечно, в полной мере данная тема не может быть осве^ щена в одном исследовании в силу ее неисчерпаемости. В контексте темы России, Российского государства, и в контексте фи-лосо^шир Всеединства она является основной в русской религиозной философии, хотя специально в исследованиях не выделялась Вся философия истории русских мыслителей связана с проблемой России как синкретичного евразийского явления, главной в ряду других ее проблем, и исходит из специфичности страны, присущей ей с момента образования, а именно, из особого географического положения России — между Востоком и Западом, что. сформировало своеобразную культуру ее народа. Своеобразие это во многом связано с особенностями исторических путей развития России.

Для ряда русских мыслителей взгляд на Россию как Новую модель мира был закономерен, поскольку именно в конце XIX — начале XX века были заложены основы нового восприятия мира. На рубеже столетий многие философы видели духовно-нравственную деградацию российского народа, который, как они полагали, будет порабощен духовной силой Востока, подавлен социально-политическими изменениями, происходившими в то время. Конечно, нельзя полностью с ними согласиться, поскольку Россияодна из множества стран, которые непосредственно влияют на мировую культуру. Тем не менее, надо помнить, что Россия обладает рядом уникальных черт: 1) географическое положение, 2) Россия — рубеж между Востоком и Западом, 3) дуалистическое восприятие мира. В этом проявляется диалектика общего, особенного и единичного, а так же единства противоположностей. Потому индивидуальность России наиболее ярко обнаруживается в сравнении с другими странами.

Российское государство, расположенное на двух континентах, есть регион-мир, Евразийская страна со своим собственным миропониманием и, одновременно, середина, где сходятся все пути и ветви культуры. Такой дуализм заключает в себе естественные двойственность и противоречивость, которые наблюдаются на протяжении всего существования России: антитеза Россия — Восток закладывалась с освоением азиатских земель, антитеза Россия — Запад возникла с восстановлением Российской империи.

Таким образом, Россия — Востоко-Запад и, вместе с тем, Срединное государство, где происходит становление «коммуникации срединного сообщения», потому что она обладает тем потенциалом возможностей, который определяется совокупностью законов, выраженных теоретически (закон географического детерминизма), и практически (естест-венноисторический ход развития государства), а также духовно-нравственным климатом, в котором происходило формирование национального самосознания. Потенциал возможностей России предполагает не только рождение новой российской культуры, но прежде всего становление единой мировой культуры. Ведь главное условие реализации возможностей — наличие души, преобладание духовного начала, т. е. культурно-цивилизационный подход к жизни. Ибо душаоснова жизни, она несет в себе чувственную осторожность. Эта черта роднит Россию с Востоком, тогда как между Россией и Западом «есть глубокая и не снятая религиозная грань., но она не устраняет мистико-метафизической их сопряженности и круговой христианской поруки, — полагал Г. В. Флоровский, -Россия как живая преемница Византии останется православным Востоком для неправославного, но христианского Запада внутри единого исторического цикла» 1. Россия выступает одновременно как православный Восток, и как нехристианский мир, в силу наличия в ней восточно-азиатских феноменов — ислама, буддизма, иудейства и шаманизма.

В результате, история России предстает совокупностью ярких индивидуальностей, которые помогают движению общества и, тем самым, утверждают нравственно-эстетический идеал государства, заложенный генетически в этом обществе. Формирование этого великого государства могло обеспечить только единство. Его теоретическим обоснованием и стала философия Всеединства. Эта философия аккумулировала весь предыдущий философско-исторический опыт мировой мысли, начиная с древних культур Индии, Китая и Греции. «Историческое обобщение представляет собой своеобразный синтез теоретического и эстетического освоения мира, — пишет А. Гулыга, — оно двояко по своей природе: абстрактно и чувственно-конкретно, понятия сосуществуют здесь с наглядной картиной прошлого» 2. Иными словами, без познания прошлого невозможно познать настоящее. Для России прошлое — это и.

1 Флоровский Г. В. Евразийский соблазн. — С. 256.

2 Гулыга А. Эстетика истории. — М., 1974. — С. 65.

Восток, и Запад, поскольку и там, и там русские философы традиционно видят корни своей Родины. Ее «симфоническое» j1 начало, произрастающее из ее двойного корня, формирует/ новое явление, близкое духу российского общества, — Всеединство, обусловившее становление России как «Культуро-Личности», которая осознает свой нравственный долг перед другими народами.

Россия как Культуро-Личность «должна существовать, т. е. вполне индивидуировать и выразить себя, и ради них Такое понимание долга заложено в России генетически, в силу ее дуалистического евразийского мироощущения — долга, который она несет, как крест, во имя Новой Культуры, имеющей всеобъемлющий характер и предстающей как новое планетарное явление.

Россия как страна Всеединства построена на гуманистическом принципе дополнения и объединения, выражается в ее стремлении к утверждению своего «Я» как Симфонической Культуро-Личности.

Главная черта России как Культуро-Личности — соединить разорванные во времени нити одного явления. Ведь личность проявляется тогда, когда возникает необходимость, выразить свою индивидуальность, а рубеж XIX — XX вв. был периодом закономерной потребности мировой цивилизации в культуре, соединяющей в себе два мира, две противоположности, дополняющие друг друга и в результате создающие единое целое. Такой культуре и суждено было родиться в России.

Необходимо отметить, что русские философы, исповедовавшие Всеединство, были приверженцами разных направле-" /.

Карсавин А. П. Основы политики. — С. 208. ний русской научной мысли, и их трактовки и решения проблемы «Восток-Запад» в российской истории не всегда совпадали.

Стремление доказать евразийское начало Российского государства неслучайно, многие мыслители видели основу для расцвета культуры России именно в географическом положении. Русская идея, из которой исходили русские мыслители, идея соборности и выросла^ философию Всеединства, вобрав в себя глубинные элементы философий древности, российскую историческую и географическую самобытность. Будучи истинными россиянами, они хотели видеть свою страну единой, могущественной, великой и свободной, где преобладало бы духовное начало, которое воздействовало бы на окружающий мир и на материально-практическую деятельность россиянина таким образом, чтобы он жил в свободном и богатом обществе. Вместе с тем, свобода и благополучие, полагали они, достигается только благодаря Духу и воле, дающим России силу соединением ее географических, климатических, психических особенностей, специфики исторического развития и духа с Космосом. Духом России можно считать Восток, а волейЗапад. Такое соединение формирует неизмеримую мощь души, которая питает общество. Благодаря взаимному дополнению и обогащению двух противоположных сторон России — Востока и Запада, российский дух не иссякает, а, наоборот, становится сильнее и крепче, что дает стране возможность развиваться и совершенствоваться.

Значит, русская философия Всеединства приобретает социально-философский характер и гуманистический духовно-нравственный смысл, который воплощает идею синтеза культур в России. Россия — страна с высоким духовным потенциалом, которая ищет свой собственный путь в мировом историческом развитии, государство, крепкое своими корнями — Востоком и Западом.

Таким образом, исследуя отражение проблемы «Восток-Запад» в русской религиозно-идеалистической философии, можно сделать следующие главные выводы.

1. Проблема «Восток-Запад» должна рассматриваться во взаимосвязи с философией Всеединства, которая и явилась ее теоретическим обоснованиемтак возникает диалектическое взаимодействие проблемы с принципом ее исследования, что приводит к определению философии Всеединства не только как христианско-православной, но и как всеобщей, всемирно-исторической социально-культурологической основы познания мира;

2. Историческое место России в мировой культуре определяется ее географическим положением, т. е. нельзя отрицать наличия географического детерминизма в исследовании данной проблемы;

3. Это обусловливает Срединность Российского государства и формирование особого типа диалога-общения: «коммуникации срединного сообщения» русско-российской культуры, — так что проблема «Восток-Запад» есть проблема не только Китая, традиционно Срединной страны, но и России. Это раскрывает ее особую роль в мировой цивилизации, поскольку на Россию смотрят и с Востока, и с Запада.

4. В данной работе показано противоположное марксистско-материалистическому направление русской философии — религиозно-идеалистическое, которое, как показала история, глубже проникает в исследование проблемы и оказывается в известном смысле пророческим в предвидении судеб России и отношений «Восток-Запад» .

5. Подтвердилась противоположность взглядов марксистской и религиозно-идеалистической философии на понятия «человек» и «культура»: религиозные философы, обращавшие внимание прежде всего на духовно-интеллектуальную и нравственную сторону данной проблемы, глубже раскрывают человека, нежели марксистско-ленинская философии, в которой личность «пропадает» в пучине идеологии.

6. В диссертации четко показано базовое определение религиозными философами понятий «Восток» и «Запад». Эти понятия разграничиваются ими как регионально, так и географически. В то же время они носят не только историко-культурологический характер (поскольку выявляют, как считают философы, суть философского анализа мирового процесса), но и социально-философский.

Таким образом, проблема «Восток-Запад» во взаимосвязи с философией Всеединства и, наоборот, философия Всеединства в контексте проблемы «Восток-Запад» раскрывает образ Российского государства, где самобытность наиболее ярко проявляется в ее культурно-историческом развитии. Это свидетельствует о диалектической взаимосвязи восточных и западных народов, населяющих эту страну.

Исследование проблемы «Восток-Запад» русскими философами говорит о закономерности естественноисторического культурного процесса, в котором Восток и Запад предстают как две стороны этого процесса. Многие современные философы и культурологи пока еще не обратили должного внимания на этот аспект русской философии. Поэтому, данная работа может внести свой вклад в научную разработку темы «Восток-Запад» в русской философии Всеединства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Чань-будцизм и культура психической деятельности. -Новосибирск, 1983.
  2. Н., Балданов Б-М. Республика Бурятия: стратегия развития в контексте геополитической ситуации в Центральной и Северо-Восточной Азии // Вестник Евразии. Независимый научный журнал. М., 1999. № 1−2.
  3. Т.А. Интеллигенции и политические партии в начале XX века. //Интеллигенция и российское общество в начале XX века. Санкт-Петербург, 1996.
  4. И.И. Эволюция как творческий, созидательный процесс. // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990.
  5. В.Н. Философия Всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.
  6. Н.Н. Г.В.Вернадский и П. Н. Савицкий: истоки евразийской концепции. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Тезисы докладов. Часть 1. Челябинск, 1995. -С. 121−124.
  7. Н.Н. Евразийцы и государство. // Мир России -Евразия. Антология. М., 1995.
  8. А.И. О феномене русского космизма // Философия русского космизма. М., 1996.
  9. Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.
  10. Е.М. Общественный идеал в философии Всеединства (от Вл. Соловьева к С.Л.Франку) М., 2000.
  11. Т.А. Место и роль интеллигенции в евразийской концепции. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. С. 124 127.
  12. Е.Н., Семушкин А. В. Диалог цивилизаций: Восток -Запад. //Вопросы философии. 1998. № 2.
  13. Антология русской философии. В 3 т. Спб, 2000.
  14. А.И., Михеев В. М. Прошлое. Настоящее. Будущее (Историко-философская мысль России XIX—XX вв.). Рос. акад. гос. служба при президенте Рос. Федерации. М., ТОО «ИНТЕМЕХ», 1995.
  15. С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.
  16. С.А. Религиозный смысл русской революции. // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  17. А.С. Россия как большое общество. // Вопросы философии, 1993, № 1.
  18. А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т., т. 2, т. З, М., 1991.
  19. А.С. Россия: критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. Т.1. От прошлого к будущему. 2-е изд. Новосибирск, 1997.
  20. В.В. История изучения Востока в Европе и в России. -М., 1925.
  21. В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. // Собрание сочинений в 11 т., ч.1. М., 1963.
  22. JI.M. Тип культуры как историческая целостность. // Вопросы философиич М., 1969. № 9.
  23. А. На рубеже двух столетий. М., 1989.
  24. А. Начало века. М., 1990.
  25. А. Между двух революций. М., 1990.
  26. .Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1992.
  27. Н.А. Воля к жизни и воля к культуре. М., 1990.
  28. Н.А. Душа России. М., 1993.
  29. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  30. Н.А. О национальной традиции в русской культуре // Московский ежедневник, 1909, № 49.
  31. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931.
  32. Бердяев Н.А.: pro et contra. Кн. 1. /Сост. Вступ. Ст. и прим. А. А. Ермичева./ СПб.: РХГИ, 1994.
  33. Н.А. Смысл истории. М., 1990.
  34. Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
  35. Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. -С-Пб., 1901.
  36. Н.А. Судьба России. М., 1990.
  37. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре. М., 1990.
  38. Н.А. Философия свободы. М., 1989.
  39. Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952.
  40. B.C. Диалог. Сознание. Культура. // Одиссей. М., 1989.
  41. П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  42. П.М. Два лика евразийства. // Россия между Европой и Азией: Европейский соблазн. Антология. М., 1993.
  43. М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.
  44. А.О., Смирнов И. И. Россия и русские. Характернарода и судьба страны. Спб., 2001.
  45. В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории. //Общественные науки и современность. 1999, № 6.
  46. В.П. Теоретические основания социальной синергетики. //Вопросы философии. 2000, № 4.
  47. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  48. Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.
  49. Буддийский взгляд на мир. С-Пб., 1994.
  50. С.Н. Апокалиптика, социология, философия истории, социализм. -М., 1910.
  51. С.Н. Война и русское самосознание. М., 1915.
  52. С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.
  53. С.Н. Два града. (Исследования о природе общественных идеалов). М., 1911.- Т.2.
  54. С.Н. Две встречи. // Сочинения в 2-х т. М., 1993. -Т.2.
  55. С.Н. Догматическое обоснование культуры. Там же.
  56. С.Н. История социальных учений в XIX веке. М., 1913.
  57. С.Н. Свет невечерний. М., 1917.
  58. С.Н. Философия хозяйства. // Сочинения в 2-х т. М., 1993. Т.1.
  59. А.П. Правда и ложь о революциях 1917 года. // Социологические исследования. СОЦИС, 1997, № 2.
  60. В поисках пути: Русская интеллигенция и судьба России. М., 1992.
  61. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия. -М., 1994.
  62. С.И., Калюжный Д. В. Явление Руси. (Хронотроп версии Мировой истории.) М., 1998.
  63. Л.И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции //Философия русского космизма. М., 1996.
  64. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб. 1999.
  65. Введение христианства на Руси. М., 1987.
  66. Г. В. Начертания русской истории. Прага, 1927. -Т. 1.
  67. Г. В. Опыт истории Евразии. Берлин, 1934.
  68. Вестник Евразии. Независимый научный журнал. М., 19 952 000 г.
  69. Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей 1909−1910. М., 1991.
  70. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987.
  71. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества. -Л., 1986.
  72. П. К вопросу о закономерности Октябрьской революции. // Коммунист, 1990. № 10.
  73. А.Г. Парадигмы современного общественно-политического развития: Запад и Россия (Автореф. дисс. д-ра филос. наук) М., МГУ, 1996.
  74. Ю.Д. Как жить: по закону, по совести? (Нравственные искания русской религиозной философии). //Вестник
  75. Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. № 2.
  76. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М., 1982.
  77. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М., 1985.
  78. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М., 1988.
  79. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М., 1990.
  80. И. Солидаризм. Рождение идеи. Франкфурт-на-Майне, 1969.
  81. Х.Г. Истина и метод. М., 1988.
  82. Гаджиев К.С.О конце евроцентристского мира и новой конфигурации геополитических сил. //Социологические исследования, 1993, № 4.
  83. П.П. «Диалектика» теокосмического всеединства. // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.
  84. Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1985.
  85. К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. М., 1993.
  86. Г. Национальные образы мира. М., 1985.
  87. А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве //Философия русского космизма. М., 1996.
  88. Г. В. Философия истории.- М. JI., 1935. — Т. VIII.
  89. Г. В. Эстетика. М., 1968. — Т.2,3.
  90. М.О. Творческое сознание. //Вехи. Из глубины. М., 1991.
  91. Гиппиус 3. Чертова кукла. Роман. Рассказы. Кемерово, 1991.
  92. Ф.И. Русский космизм: взаимосвязь философских и естественнонаучных проблем. // Философские методологические семинары. Проблемы развития. М., 1983.
  93. Гобозов. Введение в философию истории. М., 1997.
  94. В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994.
  95. A.M. Несвоевременные мысли. М., 1990.
  96. М.Н., Маслин М. А., Титов В. М. Ленин. //Русская философия. Словарь. М., 1995.
  97. Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.
  98. А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1993.
  99. А.В. Эстетика истории. М., 1974.
  100. Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
  101. Л.Н. Из истории Евразии М., 1993.
  102. А.В. Концепция русской самобытности евразийцев: Крит. Анализ. Л., 1986. Рукопись деп. В ИНИОН АН СССР № 24 707, от 1.04.86.
  103. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  104. Ф.М. Бесы. М., 1991.
  105. В.Ц. Философия веховства и модернизм. Критика антигуманизма и эстетизма в России рубежа XX века. Л., 1984.
  106. В. Между лесом и степью (еще одна тайна русской истории). // Родина. М., 1991, № 4.
  107. И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. Спб., 1998.
  108. И.И. История русской меафизики в XIX—XX вв.еках. Русская философия в поисках абсолюта. В двух частях. Спб., 2000.110. Евразийство. Париж, 1926.
  109. Евразийство и коммунизм. Берлин, 1926.
  110. Европа и Россия диалог культур: Сб. обзоров. — М., ИНИОН, 1994.
  111. Евразийский искус // Философские науки. 1991. — № 12.
  112. Евразийство, (опыт систематического изложения). // Мир России Евразия. Антология — М., 1995.
  113. .С. Выбор России в евразийском пространстве. // Цивилизации и культуры. Вып.1. М., 1994.
  114. .С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии. //Евразия, 1996. № 5.
  115. .С. Образ Востока в русской культуре. // Цивилизации и культуры. Вып. 3. М., 1996.
  116. .С. Социальная культурология. М., 1996.
  117. .С. Цивилизационная теория и евразийские исследования. //Цивилизации и культуры. Вып. 3. М., 1996.
  118. Еременко JL, Карпова Г. Неугасим огонь души. // Гиппиус 3. Чертова кукла. Роман. Рассказы. Кемерово, 1991.
  119. А.А. Три свободы Николая Бердяева. // Из цикла «Страницы истории отечественной мысли. М., Знание, 1990. № 1.
  120. А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.
  121. А.Ф. Лекции по истории русской философии: XI -начало XX в. в 2 ч. Спб., 1994.
  122. А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. -Спб., 1996.
  123. В.Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX начало XX веков. Автореф. диссерт. на соискание уч.ст. к.филос.н. — Санкт-Петербург. 2000.
  124. В.В. История русской философии. JL, 1991. — В 2-хт.
  125. К.И. Россия и Восток: генезисы политического евразийства. // Россия и Восток проблемы взаимодействия: часть 1. — Челябинск, 1995. — С. 115−118.
  126. В.Д. Категория „евразийство“ географические и исторические аспекты // Россия и Восток. Проблемы взаимодействия. Тезисы докладов. Часть 1, — Челябинск, 1995. -С. 112−114.
  127. А.В. Запад-Россия-Восток: (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций). М., Изд-во МГУ, 1993.
  128. А. „Евразия“ и поиски новой русской культурной самобытности. Возрождение „Евразийского мира“. // Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции Хрестоматии. М., 1994.
  129. Идейное наследие русской философии. Спб, 2000.
  130. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.
  131. Из истории русской эстетической мысли. Межвузовский сборник научных трудов. Спб., 1993.
  132. Из истории русской эстетической мысли: Межвузовский сборник научных трудов. Спб., 1993.
  133. История отечественного востоковедения. До середины XIX века.-М» 1990.
  134. И.А. Для русских. Избранное. Смоленск. Посох, 1995.
  135. И.А. О грядущей России. Избр. Статьи. Под ред. Н. П. Полторацкого Н.Й. США, 1991.
  136. И.А. Религиозная философия. // Сочинения в 2-х т. М., 1993.-Т. 2.
  137. И.А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск, 1991.
  138. И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX -начало XX века). М., 1991.
  139. История философии: Запад Россия — Восток. Книга третья: Философия XIX — XX в. — М., 1999.
  140. К.Ц. Москва Петербург. Pro et contra: диалог культур в истории национального самосознания. Антология. — Спб., 2000.
  141. К.Ц. Русская эстетика истории. Спб., 1992.
  142. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Кн. 1. София, 1921.
  143. К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.
  144. М.С. Введение в историю мировой культуры. Спб., 2000.
  145. М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса //Вопросы философии, 2001, № 6.
  146. М.С. Синергетика и культурология. // Синергетика и методы науки. Спб., 1998.
  147. М.С. Философская теория ценностей. Спб., 1997.
  148. М.С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии. — М., 1994.
  149. А.С. Генезис и становление культуры мира //Безопасность Евразии. 2000. № 1.
  150. Н.М. История государства Российского. Кн. 3. Т.7−9.-Ростов-на-Дону, 1990.
  151. Н.М. Предания веков. М., 1988.
  152. Л.П. Введение в историю. (Теория истории). Пг., 1920.
  153. Л.П. Восток, Запад и русская идея. Пг, 1922.
  154. Л.П. Государство и кризис демократии. //Полюса евразийства. Новый мир. М., 1991. № 1.
  155. Л.П. О свободе. // Малые сочинения. С-Пб., 1994.
  156. Л.П. Основы политики. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  157. Л.П. Пути православия. // Малые сочинения. С-Пб., 1994.
  158. Л.П. Религиозно-философские произведения.-М., 1992.Т. 1.
  159. Л.П. Феноменология революции. //Евразийский временник, кн.5. Париж, 1927.
  160. Л.П. Философия истории. С-Пб., 1993.
  161. А.В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959.
  162. А. Евразийство. // Философские науки. 1991. — № 12.
  163. И.В. О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России. // Критика и эстетика. М., 1974.
  164. Е.А. Очерки радикализма в России XIX века. -Новосибирск, 1991.
  165. В.О. Сочинения. В 9-ти т. М., 1989. — Т.VII.
  166. В.А. Русская идея и возрождение России. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 1997.
  167. A.M. Целостность и многообразие мира. Т.1. М., 1996.
  168. В. Русская идея. // Диалог. М., 1991. № 7−8.
  169. Т.П. В поисках новой рациональности. Религиозная философия в России конца XIX начала XX в. — Минск, 1994.
  170. И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994.
  171. В.И. Национальные истории в советском и постсоветском государствах // Отечественная история, 2001, № 5.
  172. Э.Г. Стратегия развития: геоэкономическая модель // Безопасность Евразии. 2000, № 1.
  173. И. Критические замечания о европейской культуре. (О философии культуры Н.С.Трубецкого). //Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1993.
  174. В.А. Религиозная философия в России начало XX в. -М., 1980.
  175. С.П., Князева Е. Н. Синергетическое видение мира: режимы с обострением. М., 1994.
  176. В.И. Всеединство. // Русская философия. Словарь. М., 1995
  177. О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. -М., 1993.
  178. В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития. //Социологические исследования. СОЦИС. 1997, № 4.
  179. С.А. Очерки по истории русской философии. Т. II. Сочинения. -М., 1995.
  180. В.И. К вопросу о диалектике. М., 1968. Полное собрание сочинений. Т.29.
  181. Ленин В. И Политические партии в России. М., 1968. Там же. Т. 21
  182. В.И. Политические партии за 5 лет Третьей думы. М., 1968. Там же. Т.21.
  183. К. Восток, Россия и славянство. С-Пб., 1881. — Т. 1
  184. К. Записки отшельника. М., 1992.
  185. В. Русский народ и государство. История русского общественного права до 18 века. С-Пб., 1858.
  186. Локальные цивилизации в XXI веке: столкновение или партнерство? Материалы к X Междисциплинарной дискуссии. М., 1998.
  187. А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
  188. Н.О. Русская философия. // Век XX и мир. М., 1988. — № 2.
  189. Н.О. История русской философии. М., 1991.
  190. Н.О. Мир как органическое целое. М., 1917.
  191. Н.О. Материя в системе органического мировоззрения. 3-е изд. Петроград, Учитель, 1922.
  192. Н.О. Свобода воли. М., 1991.
  193. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  194. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  195. Л. Евразийство. // Вопросы философии, 1993. № 6.
  196. Л. Интеллигенция и революция. Летопись триумфального поражения. //Вопросы философии, 1991. № 11.
  197. Л. Россия между Западом и Востоком. М., 1993.
  198. М.К. Как я понимаю философию. М., Прогресс, 1990.
  199. М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М., 1991.
  200. О.Э. Слово и культура. М., 1987.
  201. М.Н., Андреев A.JI. О русской идее: мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. М., 1990.
  202. Материалы из третьего тома «Философия общего дела». // Вопросы философии, 1993 № 1.
  203. В.И. Философия истории и историческая наука. // Вопросы философии, 1994. -№ 4.
  204. Д.С. Больная Россия. JL, 1991.
  205. Д.С. В тихом омуте. С-Пб, 1908.
  206. Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. -М., 1924.
  207. П.Н. Воспоминания. М., 1990.
  208. П.Н. Интеллигенция и историческая традиция. // Вопросы философии. 1991. — № 1.
  209. П.Н. Очерки истории русской культуры. М., 1993. В 3-х т.
  210. В.И. Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства (На материале работ В.с.Соловьева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Л.П.Карсавина). Автореф. дис. на соискание уч. ст. д.ф.н. М.
  211. А. Восток и Запад в евразийской концепции. // Восток-Запад: взаимодействие цивилизаций = Orient Occident: culture, economy, history, politics. — M., 1992, № 1.
  212. Н.И. Проблема Всеединства в русской православной философии. // Вестник. Белорус. Гос. ун-та им. В. И. Ленина, сер. 3, Минск, 1992. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 46 664 от 19.06.92. 158 д.
  213. А.С. Основы исторической типологии культуры. -Л., 1979.
  214. На перепутье. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
  215. Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (сер. XIX нач. XX вв.). — Барнаул, 1994.
  216. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического прогресса). -М., 1996.
  217. В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М., 2000.
  218. В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
  219. Н. Борьба за поствизантийское пространство. //Наш современник. 1997. № 4.
  220. А.И. Проект «Глобализация»: глобальные стратегии в предверии новой эры // Безопасность Евразии. 2000, № 1.
  221. С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического. //Вопросы философии. М., 1991, № 3.
  222. Л., Сиземская И. Политическая программа евразийцев реальность или утопия? // Общественные науки и современность. 1992. № 1.
  223. Опытное знание и философия. // Русская мысль. Кн. VIII. — М., 1881.
  224. Очерки истории русской философии: Введенский А. Н., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Свердловск, 1991.
  225. Т. Геополитическая концепция евразийства. //Общественные науки и современность. 1994, № 1.
  226. А.С. Россия в цивилизационном процессе: (Между атлантизмом и евразийством). М., 1995.
  227. Параллели (Россия Восток — Запад). Альманах философской компаративистики. Выпуск 1−2. — М., 1991.
  228. Ю.В. Историчность и историческая реальность. М., 2000.
  229. М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
  230. А. Человеческие качества. М., 1985.
  231. Г. В. Искусство и общественная жизнь. М., 1956.
  232. И.А. Перуново заклятие. // Вехи. Из глубины. -М., 1991.
  233. В.М. Двадцатый век. М., 1989.
  234. Полюса евразийства // Новый мир. М., 1991. № 1.
  235. Г. С. Опыт философии солидарности. //Вопросы философии, 1991, № 3.
  236. Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX нач. XX вв. Автореф. дис. д-ра филос. Н. МГПУ им. Ленина, — М., 1996.
  237. Л. Евразийство: его место в русской и западноевропейской историко-философской традиции. //Европейский альманах. История. Традиции. Культура. 1993.
  238. Проблемы идеализма. Сб. статей: С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого и др. Под ред. П. И. Новгородцева. М., Москов. Псих. Об-во, 1902.
  239. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  240. Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. -М., 1976.
  241. Принцип историзма в познании социальных явлений. М., 1972.
  242. Пространство жизни. К 85-летию академика Б. В. Раушенбаха. -М., 1999.
  243. В.И. «Не-Я» в буддийской теории и практике. // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991. Изд. 2-е.
  244. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
  245. Э.Л. Очерк истории русской философии. С-Пб., 1912.
  246. Радхакришнан. Индийская философия. М., 1956. — В 2-х т.
  247. Ю. Планетаризация сознания. М., 1991.
  248. О.М. Русская церковь в IX первой четверти XII вв. Принятие христианства. — М., 1988.
  249. Е.Б. Запад, Россия, Восток. Востоковедные проблемы в трудах русских религиозных философов. Н. А. Бердяев. //Азия и Африка сегодня. М., 1990, № 9.
  250. Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции. М., 1994.
  251. Н.К. Восток-Запад. М., 1994.
  252. О.О. Проблемы буддийской философии. -Петроград, 1918.
  253. Россия и Восток: проблемы взаимодействия: III Межд. научн. конф. 29 мая 4 июля. — Челябинск, 1995. — Ч. I — III.
  254. Россия и Восток: Взгляд из Сибири: Материалы и тезисы докладов к XI Международной научно-практической конференции. Иркутск. 16−18 мая 1996,1998.
  255. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии, 1992. № 6.
  256. Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции. Хрестоматия. М., ИНИОН, 1994.
  257. Россия на пороге XXI века: закономерности и проблемы развития: Тезисы международной научно-практичской конференции. Архангельск, 1998.
  258. Т.П. Концепция традиции как диалога культур в русской религиозной философии. М., МГУ, 1991. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН СССР № 45 840 от 29.12.91.262. Русская идея. М., 1992.
  259. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья в 2-х т. М., Искусство, 1994.
  260. Русская идея и современность. М., 1992
  261. Русская философия. М., 1995.
  262. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., Наука, 1995.
  263. Русская философия собственности. С-Пб., 1993.
  264. Русская цивилизация. М., 2000.
  265. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.
  266. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сб. трудов евразийцев. М., Беловодье. 1997
  267. Русские философы. Антология. М., в 4-х т., 1993−1997.
  268. Сабуро Иэнага. История японской культуры. М., 1972.
  269. С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. JL, 1987.
  270. П. Географические и геополитические основы евразийства. // Элементы. М., 1993. — № 3.
  271. П.Н. Географический обзор России Евразии. // Мир России — Евразия. — М., 1995.
  272. П.Н. Задание евразийства. // Евразийский сборник-Прага, 1929. Кн. 6.
  273. П.Н. Геополитические заметки по Русской истории. //
  274. Г. В. Начертания русской истории. Прага, 1927. -Т. 1.
  275. П.Н. Евразийство //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.
  276. П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
  277. П.Н. Поворот к Востоку. // Элементы. М., 1993. -№ 3.
  278. П.Н. Подданство идеи. // Евразийский временник-Берлин, 1923. Кн. 3.
  279. П.Н. Степь и оседлость. // На путях. Утверждение евразийцев. М., Берлин, 1922. — Кн. 2.
  280. П.Н. Хозяин и хозяйство. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.
  281. В.Н. Есть ли выход у человечества. Спб., 2000.
  282. В.Н. Русская идея: Продолжим ли прерванный путь? Спб., 1994.
  283. Р.Е. Социальный идеал и утопия: опыт русской философии. Автореф.дис.на соиск.уч.ст.к.ф.н. Владивосток, 2000.
  284. И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX в. М., 1993.
  285. Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.
  286. С.Г. Николай Федоров, М., 1989.
  287. С.Г. Преодоление трагедии (История и культура в мысли Н.Ф. Федорова). // Российский ежегодник. 1989. — Вып. 1.
  288. Синергетика и методы науки. Санкт-Петербург, 1998.
  289. И.П. «От марксизма к идеализму». М.И.Туган
  290. Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев. М., Рус. книгоизд-во, 1995.
  291. Смысл жизни в русской философии: Конец XIX XX в. — С-Пб., 1995.
  292. Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Антология. Вып.П. М., 1994.
  293. А.В. Полюса евразийства. // Новый мир. 1991. № 1.
  294. Современное искусство. // Русская мысль. М., 1905. — Кн. I.
  295. Э.В. Введение в психоанализ: Социокультурный аспект: Учеб. пособие для студентов вузов. Спб., 1998.
  296. B.C. Великий спор и христианская политика. // Сочинения в 2-х т. М., 1989. — Т.1.
  297. B.C. Оправдание добра. // Сочинения в 2-т. М., 1988.-Т.1.
  298. B.C. Собрание сочинений в 10-т. М., 1923−1924.
  299. B.C. Русская идея. // Сочинения в 2-т. М., 1990. — Т. 2.
  300. С.М. История России. М., 1989. В 12 т.
  301. С.М. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992.
  302. Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
  303. И. Народная монархия. М., 1991.
  304. П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
  305. П.А. Культура. Общество. Цивилизация. М., 1990.
  306. П.А. Основные черты русской нации в XX веке. // О России и русской философской культуре. М., 1990.
  307. А.Г. Основы философии. М., 1988.
  308. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия.
  309. Составитель Б. С. Ерасов. М., 1999.
  310. П. Инобытие русской религиозности // Евразийский временник. Кн. 3. Берлин, 1923.
  311. П.П. Сила слабых // Мир России Евразия. — М., 1995.
  312. Д. Дзэн-буддизм. М., 1993.
  313. С.Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-на-Дону, 1994.
  314. П.Н. Что такое партия прогресса? // Кладези мудрости российских философов. М., 1990.
  315. А.Д. Постижение истории. М., 1990.
  316. Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 22-х т. М., 1983. -Т. 15.
  317. С.Л. Очерки былого. Тула. 1966.
  318. О. Раса, власть и культура. // Третья технократическая волна на Западе. М., 1986.
  319. Е.Н. Миросозерцание В.С.Соловьева. В 2 т., М., 1913.
  320. Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума. Переписка Е. Н. Трубецкого и П. А. Флоренского. //Вопросы философии, М., 1989, № 12.
  321. Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.
  322. Н.С. Вавилонская башня и смешение языков. // Евразийский временник. Берлин, 1923. — Кн. 3.
  323. Н.С. Мы и другие. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  324. Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.
  325. Н.С. Об истинном и ложном национализме. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  326. Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  327. С.Н. Сочинения. М., 1994.
  328. Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом (исторические миниатюры). М., 1995.
  329. Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения наций.-М., 1994.
  330. Е.С. Соборная сила многонациональной России. -М., 1995.
  331. А.Б. Русская философия социальной жизни: (Конец XIX нач. XX вв.) — Пенз. Гос. ун-т им. В. Г. Белинского. — Пенза, 1995. Рукопись деп. В ИНИОН РАН. № 50 933 от 23.11.95.
  332. Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева. // Вопросы философии, 1989. № 6.
  333. Г. П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской культуре. М., 1990.
  334. Г. П. Национальное и вселенское // Там же.
  335. Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории культуры. В 2-х т. С-Пб., София, 1992.
  336. Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.
  337. Н.Ф. Сочинения. М., Раритеты, 1994.
  338. Т.Н. Русское национальное самосознание как объект экстремизма // Вестник Санкт-Петербургского университета.
  339. Серия 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право Международные отношения. Вып.2. № 14.
  340. Философия реализма. Из истории русской мысли. Спб., 1997.
  341. П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. -2. Т.
  342. П.А. Автореферат. // Вопросы философии, 1988. -№ 12. V
  343. П.А. Общечеловеческиекорни идеализма. -Сергиев Посад, 1909.
  344. П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия. // Российский ежегодник. 1989. — Вып. J.
  345. Г. В. Евразийский соблазн. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  346. Г. О патриотизме праведном и греховном. // Параллели (Россия Восток — Запад). — М., 1992. Вып. 2.
  347. Г. В. Пути русского богословия. VI. Философское пробуждение // О России и русской философской культуре. М., 1990.
  348. С.Л. Духовные силы общества. М., 1992.
  349. С.Л. Крушение кумиров. // Сочинения. Серия «Из истории отечественой философии. М., 1990.
  350. С.Л. Непостижимое. // Сочинения .
  351. С.Л. Реальность и человек. (Метафизика человеческого бытия). Париж, 1956.
  352. С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. С-Пб., Жуковский, 1910.
  353. Г. Синергетика. М., 1985.
  354. Хара-Даван Э. Программа евразийства. //Евразийский временник. Париж. 1927. Выпуск 5.
  355. В. Революция и русская культура в концепциях евразийства. //Европейский альманах. История. Традиции. Культура. — М., 1993.
  356. Е.Г. Байкальский регион: пути взаимодействия православия и ламаизма. // Россия и Восток: пути взаимодействия. Ч. 3, III Межд. научн. конф. Тезисы докладов. Челябинск, 1995.
  357. Е.Г. «Восток-Запад» или философия Всеединства русских мыслителей. М., 1997.
  358. Е.Г. Россия: Востоко-Запад //Россия и Восток: филология и философия. Материалы IV международной научной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск. 1997.
  359. В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М., 1994.
  360. А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.
  361. А.С. Работы по богословию. // Сочинения, в 2-х т. -М., 1994.-Т.2.
  362. А.С. Работы по историософии. // Сочинения в 2-х т. -М., 1994.-Т.1.
  363. С.С. Вехи философского творчества о. Сергия Булгакова. // С. Н. Булгаков. Сочинения в 2-х т. М., 1993.
  364. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  365. С.С. Русь новая Александрия: страница из предистории евразийской идеи. //Начала. 1992. № 4.
  366. С.С. София Космос — Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова. // Вопросы философии. — М., 1989.-№ 12.
  367. С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки. // Историко-философский ежегодник. М., 1988.
  368. В.Г. В поисках ключа к прошлому и будущему (Размышления в связи с книгой А.С.Ахиезера). // Вопросы философии, 1993. № 5.
  369. П.Я. Апология сумасшедшего. // Сочинения. М., 1990.
  370. П.Я. Афоризмы и разные заметки. // Вопросы философии. 1986, № 1.
  371. П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991
  372. П.Я. Сочинения и письма в 2-х томах. T.l. М., 1913- Т.2. М., 1914.
  373. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. -Спб., 1996.
  374. Человек и общество в русской философии: Сб. научн. трудов (Кузбасс. Гос. ун-т). Кемерово, 1995.
  375. А.Б. Православная философия и современность: Критический анализ «Метафизики Всеединства» и ее роли в идеологии современного православия. Рига, Авото, 1989.
  376. Э.И. Символизм. //Русская философия.
  377. Цивилизации и культуры. Научный альманах. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994.
  378. Цивилизации и культуры. Научный альманах. Вып. 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995.
  379. Цивилизации и культуры. Научный альманах. Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизованные отношения. М., 1996.
  380. JI.B. Духовно-экологические основы устойчивого развития общества. Автореферат на соискание уч.ст. к. филос.н. Улан-Удэ, 1998.
  381. Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. Спб., 1996.
  382. К.Ф. Русский либерализм накануне революции 19 051 907 гг.-М., 1985.
  383. В.В. Феномен многопартийности в России. //История национальных политических партий России. М., 1997.
  384. Л.Е. Царизм и буржуазия в 1904—1914 гг.. Ленинград, 1987.
  385. Л.И. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.
  386. Л.И. Сочинения в 2-х т. М., 1993.
  387. Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
  388. П.С. П.Я.Чаадаев. М., 1978.
  389. О. Закат Европы. М., 1993.
  390. Г. Г. Сочинения. М., 1989.
  391. П. Философия «мы» у С.Л.Франка. // Вопросы философии. 2000. № 2.
  392. Ф. К истории первоначального христианства. М., 1976.
  393. Эрн В. Ф. Борьба за Логос: Опыты философские и критические. -М., 1911.
  394. . Очерки русской философии. Берлин, 1922.
  395. . Ю.В. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: осевая проблема XXI в. // Безопасность Евразии. 2001, № 1.
  396. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1999.
  397. Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.
  398. Л.Е. Психологические аспекты учения о «спасении» в китайском буддизме. //Психологические аспекты буддизма. 2-еизд., Новосибирск, 1991.
  399. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  400. Badby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilization. Berkley. 1963.
  401. The East and West Must Meet L. 1956.
  402. Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, 1973.
  403. Geerz C. Social Change and Economic Modernization in Two Indonesian Towns //On the Theory of Social Change. Homewood, 1962.
  404. Khodarkovsky M. Where Two Worlds Met. The Russian State and the Kalmyk Nomads/ 1600−1771. London, 1992.
  405. Kornblatt J.D. Solov’ev’s androgynous Sophia and the Jewish Kabbalah. //Slavic rev. Stanford, 1991,50, № 3.
  406. Malinovski B. Theory of Cultural Change //Wellerstein J. (ed.). Social Change. The Colonial Situation. New York, 1966.
  407. Needham J. Science and Society in East and West /Grand Titration. L. Allan and Unwin. 1969.
  408. Needham J., Ronan C.A. A Shorter Science and Civilization in China. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1978.
  409. Panikkar K. Asia and Western Dominance. L., 1954.
  410. Riasanovsky N.V. The Emergence of Eurasianism //California Slavic Studies. 1967. № 4.
  411. Riasanovsky N. Russia and Asia. Two Ninetenth Century Russian Views // California Slavic Studies. California. Vol. 7. 1960.
  412. Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. 2th ed. Vol. 1−4. N.Y. 1962.
  413. Toynbee A.D. The Study of History of 12 vol. N.Y.-L. Vol. 9, 12. 1951' 1961.
  414. Toynbee A.D. The World and the West. N.Y.-L. 1953.
Заполнить форму текущей работой