Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельностно-феноменологическая программа развития научного познания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Незавершенность, недостаточность, неполнота характерны и для имеющихся методологических подходов к исследованию процесса развития научного познания. Как известно, в настоящее время имеются три основных подобных подходакумулятивный, антикумулятивный и «кейс-стадис» (ситуационные исследования). Кумулятивный подход основан на таком представлении о научном познании… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные методологические подходы и глобальные исследовательские программы развития научного познания
    • 1. 1. Краткий анализ основных методологических подходов к исследованию развития научного познания
    • 1. 2. Основные глобальные исследовательские программы развития научного познания
    • 1. 3. Краткий обзор последних результатов исследований проблем развития научного познания
    • 1. 4. О новой глобальной исследовательской программе развития научного познания: теоретико-методологический анализ проблемы
  • Глава II. Познавательные традиции как инвариант развития науки, философии, философии науки
    • 2. 1. Познавательные традиции как инвариант развития науки, философии, философии науки (эссенциальный аспект)
    • 2. 2. Познавательная традиция как инвариант развития науки, философии, философии науки (аксиологический аспект)
    • 2. 3. Познавательная традиция как инвариант развития науки, философии, философии науки (классический подход)
  • Глава III. Экстраполяция как инвариант развития науки, философии, философии науки
    • 3. 1. Экстраполяция как инвариант развития науки, философии, философии науки
    • 3. 2. Экстраполяция, познавательная традиция, физическая картина мира (ФКМ)
    • 3. 3. Экстраполяция и методы научного познания
  • Глава IV. Познание как управление: неклассический теоретикопознавательный целостно-деятельностный подход
    • 4. 1. Познание как управление
    • 4. 2. Динамика развития познавательной традиции и синергетика
    • 4. 3. Научное сообщество как управляющая организация
    • 4. 4. Научное открытие как управленческая директива
  • Глава V. Неклассическая деятельностно-феноменологическая глобальная исследовательская программа развития научного познания
    • 5. 1. Неклассическая деятельностно-феноменологическая программа и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля
    • 5. 2. Две глобальные исследовательские подпрограммы развития научного познания и их основные содержательные элементы

Деятельностно-феноменологическая программа развития научного познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В центре внимания философии науки находятся общие закономерности и тенденции научного познания как специфической деятельности по производству и развитию знаний, взятой в своём движении на фоне изменяющегося социокультурного контекста. Среди основных её проблем — проблемы философских оснований, идеалов и норм научного познания, исторических типов рациональности, соотношения логики и интуиции, критериев научности и достоверности полученного знания, поиск внутренних закономерностей развития самой науки, принципиальных особенностей современного, постнеклассического этапа её развития, вопросы разработки глобальных исследовательских программ развития научного познания, теоретико-методологические, мировоззренческие, социальные, этические и др. вопросы, сопровождающие рост научного знания. Различным проблемам философии науки посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученыхВ.И.Вернадского, Н. Н. Моисеева, А. Ф. Лосева, Т. И. Ойзермана, Э. М. Чудинова, З. М. Мамардашвили, Д. Н. Узнадзе, В. С. Библера, Л. Б. Баженова, В. С. Степина, П. П. Гайденко, В. А. Лекторского, Э. В. Ильенкова, Л. Н. Косаревой, П. В. Копнина, Г. С. Батищева, В. А. Бажанова, Н. С. Нарского, А. А. Гусейнова, А. И. Ракитова, В. А. Штоффа, Г. И. Рузавина, Б. Г. Юдина, Б. Г. Кузнецова, И. И. Лапшина, А. Н. Чанышева, Б. Г. Ананьева, В. В. Ильина, И. Т. Фролова, В. П. Бранского, В. И. Кузнецова, Р. Нугаева,.

A.П.Огурцова, Е. П. Никитина, Л. А. Марковой, А. П. Панина П.В.Алексеева, И. Л. Акчурина, В. С. Швырева, В. П. Эфромсона, В. М. Розина, С. А. Лебедева, Н. В. Мотрошиловой, М. Д. Ахундова, Г. П. Щедровицкого, В. Л. Храмовой, Ю. А. Петрова, Е. З. Мирской, А. Л. Никифорова, Н. А. Носова, Л. А. Микешиной, А. В. Брушлинского, А. В. Иванова, М. С. Бургина,.

B.П.Визгина, Я. Э. Голосовпера, В. Д. Губина, Т. Г. Лешкевич, А. Т. Калинкина, И. Т. Касавина, В. А. Канке, Е. Н. Князевой, В. Н. Поруса, М. И. Мееровича,.

Г. А.Мамчура, М. Б. Опенкова, В. В. Миронова, В. М. Найдыша, В. И. Аршинова, В. А. Щербинина, Н. Злобина, И. П. Меркулова, Е. Л. Фейнберга, И. П. Элентуха, А. Л. Симанова, М. А. Чешкова, Р. Ф. Абдеева, В. В. Налимова, Ю. М. Сердюкова, В. И. Бодякина, В. Д. Губина, В. Н. Топорова, В. А. Яковлева, А. И. Яблонского, Г. Д. Гачева, В. М. Купцова, Б. С. Грязнова, Б. С. Дынина, В. А. Смирнова, В. П. Алексеева, М. А. Розова, Н. М. Смирновой, И. А. Бутенко, В. П. Кохановского, В. П. Золотухиной, В. П. Казначеева, Е. А. Спирина, Б. Н. Майзеля и др.- среди зарубежных ученых следует отметить исследования А. Энштейна, Н. Бора, В. Гейзенберга, Г. Вейля, Дж. Бернала, М. Вебера, Дж. Дьюи, А. Пуанкаре, Г. Башляра, Ф. Клейна, Р. Рорти, М. Хайдеггера, К. Хюбнера, Е. Вигнера, К. Поппера, Р. Карнапа, Т. Куна, Б. Барбера, Ж.-П.Сартра, Г. Рейхенбаха, И. Пригожина, Э. Агацци, И. Стенгерса, К. Мангейма, Ю. Хабермаса, Л. Лаудана, Дж. Реале, Д. Антисери, М. Клайна, Я. Хакинга, Э. Дюркейма, М. Малкея, Р. К. Мертона, М. Томсона, Г. Фоллмера, Я. Хинтикка, Г. Хакена, М. Фуко, П. Суппеса, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, М. Полани, Дж. Холтона, С. Тулмина, Ч. Куайна, А. Осборна, Э. Гуссерля, Э. Маха, О. Нейтрата, Э. Нагеля, К. Гёде-ля, С. Клини, М. Шелера, Х. Плеснера и др.

Следует отметить, что в исследовании своих проблем современная философия науки отличается междисциплинарным характером и совмещением разнообразных исследовательских подходов — общефилософских, синергетических, естественнонаучных, культурологических, этических, герменевтических, логико-семантических и т. п. В настоящей работе учитывается и актуальная проблематика, и междисциплинарная направленность современной философии науки.

Формой целостного решения проблем философии науки выступают, по нашему мнению, глобальные исследовательские программы развития научного познания — совокупность теоретических принципов и положений, направленных на объяснение основных закономерностей процесса развития научного знания в его историческом, логическом и теоретико-методологическом аспектах, способных предсказывать ранее неизвестные научные факты и явления, предвосхищать появление новых теоретических представлений и их систем, быть способными решать системно-обоснованным образом весь спектр проблем философии науки. Среди основных глобальных исследовательских программ развития научного познания — позитивистская, конвенциональная, аналитическая, феноменологическая программы, программы критического и посткритического рационализма. В диссертационном исследовании осуществлен методологический анализ основного содержания, принципиальных идей и подходов, изложенных в трудах основателей и разработчиков данных программпозитивистской (О.Конт, Г. Спенсер, Дж.С.Милль, Э. Мах), конвенциональной (А.Пуанкаре, П. Дюгем), аналитической (М.Шлик, Р. Карнап, О. Нейтрат, К. Гемпель, К. Гёдель, С. Клини, Э. Нагель, П. Суппес), критического рационализма (К.Поппер), посткритического рационализма (Т.Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Фуко, М. Полани, Дж. Холтон, С. Тулмин, Г. Фоллмер, Ч. Куйан, А. Осборн, Г. Я.Буш), феноменологической (Э.Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, М. Шелер, Х. Плеснер).

Анализ данных исследовательских программ показал, что наряду с несомненными достижениями и успехами в постижении закономерностей развития самой науки и научного познания, имеющиеся глобальные исследовательские программы не дают целостной аналитической картины, панорамного представления феномена науки, особенностей её развития и функционирования. Прежде всего для них характерен так называемый «внешний» методологизм, когда рациональные рекомендации этих программ, их реальный вклад в научные исследования ограничивается описанием, более того — оправдательной констатацией сложившейся в науке ситуации и защитой существующих научных методов, в то время как их рабочая, конструктивно-созидательная по отношению к научному познанию задача, производящая (генерирующая) новые научные знания, практически не решается. Имеющиеся глобальные исследовательские программы реально не направляют исследовательский процесс, не канализируют научный поиск, не ведут ученого от одного этапа познания к другому. Практика проведения научных исследований и на сегодняшний деньэто чаще всего работа «вслепую», без осознанного использования учёными методологических требований и норм научного познания, без опоры на учет и целенаправленное использование внутренних закономерностей развития самой науки — без опоры на принципы внутреннего методологиз-ма. Среди глубинных причин, порождающих внешний методологизм имеющихся глобальных программ развития науки, следует, прежде всего, отметить принципиально-ограничительные горизонты сугубо рационалистического её моделирования, утрату философией науки многих связей и отношений, в том числе, как это не парадоксально звучит, — с самой философией, недостаточность исследовательских средств и инструментов, прежде всего, принципиально необходимого, на наш взгляд, потенциала деятельности ого и феноменологического подходов в их единстве и взаимосвязи.

Основной негативной чертой имеющихся глобальных исследовательских программ является их отрыв от философии (в частности, от теории Познани я). Это явление берет свое начало в позитивизме О. Конта, провозгласившего освобождение философии науки от метафизики со всей её проблематикой, методами и понятиями. Намеренный уход от поиска глубинных метафизических оснований науки, всевозможные спекуляции без опоры на устойчивую философскую и историческую традицию приводят к предвзятому отрицанию важных сторон научного познания, искажают целостную картину развития науки, связи новации и традиции в процессе научного познания, «метафизических» субъект-объектных отношений, соотношения сущности и ценности, взаимосвязи деятельности, познания, управления, мифологии и науки.

Слёдует отметить и ещё одно принципиально важное ограничение сложившегося положения дел — господствующая до сих пор познавательная традиция наукоцентризма в философии науки не позволяет преодолеть диахронический подход к связи мифологии и науки. В этом состоит принципиальный барьер на пути решения многих проблем философии науки, прежде всего проблемы производства (генерации) нового научного знания. Между тем за пределами философии науки уже достаточно продолжительно и исследовательски-эффективно развивается иная, синхроническая модель взаимосвязи мифологии и науки (отметим, что здесь особенно значим вклад отечественных философов — работы А. Ф. Лосева, А. Н. Афанасьева, С. А. Токарева, М. М. Бахтина, А. М. Золотарева, А. А. Потебня, М. И. Шахновича, В. В. Иванова, В. Н. Топорова, А. Ф. Анисимова, М.И.Стеб-лина-Каменского, В. М. Найдыша, Я. Э. Голосовпера, О. М. Фрейденберга, В. В. Ильина, Е. М. Мелетинского, Л. Н. Косаревой, С. А. Лебедева и др.).

Более целостную и панорамную аналитическую картину развития научного познания может дать новая глобальная исследовательская программа, в которой должны быть преодолены отмеченные выше внешний методологизм, отрыв философии науки от философии, диахронизм связи науки и мифологии, присущие имеющимся исследовательским программам — позитивистской, аналитической, феноменологической, конвенци-альной, критического и посткритического рационализма. Такая новая программа должна по другому решать и весь спектр важнейших проблем философии науки — проблему роста (производства, генерации) нового научного знания, соотношения интернализма и экстернализма в исследовании научного познания, диалектически переосмыслить критицизм, субъектоцентризм, наукоцентризм, фундаментализм и нормативизм классической науки, взаимосвязь феноменологического и деятельностного подходов к развитию научного познаниянеобходим поиск новых целостных отношений между наукой и мифологией в когнитивном, нормативном, праксеологическом аспектах, дальнейшее исследование закономерностей строения и развития различных теоретико-методологических систем в научном познании, взаимосвязи логико-лингвистического, модельно-ре-презентативного, прагматико-процедурного и проблемно-эвристического элементов в процессе научного познания, полиморфизма и «человекораз-мерности» научного знания, включающего в себя ценностные (аксиологические), гуманистические, этические и другие аспекты содержания.

Степень разработанности проблемы. Незавершенность, недостаточность, неполнота характерны и для имеющихся методологических подходов к исследованию процесса развития научного познания. Как известно, в настоящее время имеются три основных подобных подходакумулятивный, антикумулятивный и «кейс-стадис» (ситуационные исследования). Кумулятивный подход основан на таком представлении о научном познании, когда оно выступает в качестве поступательного движения, процесса постепенного пополнения знаний приближающегося к идеалу абсолютной истины. Утверждается, что каждый последующий шаг науки делается в опоре на предыдущие достижения. Однако данная модель имеет и уязвимый момент: ведь несостоятельность хотя бы одного элемента научного знания в силу системности последнего неизбежно должна была бы повлечь за собой разрушение всей его конструкции и, таким образом, поставить под сомнение саму идею научного прогресса. Но что же представляет собой процесс развития научного знания как не исправление прежних ошибок, избавление от иллюзий и заблуждений, доставшихся в наследство от предыдущих поколений учёных? Антикумулятивная модель развития науки, пытаясь преодолеть отмеченный выше недостаток, предлагает рассматривать развитие научного познания как революционную смену норм, канонов, стандартов, полную смену систем знаний, как прерывный процесс. В рамках данной модели вводится принцип несоизмеримости теорий (принцип научных революций) и, таким образом, преодолевается недостаток кумулятивизма. Но описание научного развития сводится теперь только к противопоставлению т.н. нормальной науки (когда идет постепенное накопление знаний в рамках существующей парадигмы) и научных революций (периодов коренной ломки господствующих парадигм, замены их на новые). Надо отметить, что при всей своей новизне и эффективности антикумулятивный подход к развитию науки, тем не менее, неразрывно связан с предыдущей, кумулятивной, моделью, поскольку и здесь развитие науки видится поступательным, а его непрерывность нарушается только в периоды научных революций. Антикумулятивная модель оказывается всего лишь неким фрагментом, отличным от кумулятивной модели как целого в той её части, которая относится к научным революциям. Ситуационный методологический подход к исследованию развития науки — это использование ситуационных исследований («кейс-стадис»), т. е. сочетания всевозможных научных подходов с целью обрисовать, реконструировать одно событие из истории науки в его целостности, уникальности, невоспроизводимости. Новое научное знание, открытие берется не изолированно, а рассматривается в контексте имеющихся научных гипотез, теорий, социокультурных, исторических, психологических обстоятельств, при которых данный новый научный результат был получен. Следует отметить, что относительно полное рассмотрение развития научного знания осуществляется при использовании этого подхода только в локальных узлах и такое точечное моделирование не дает общей процессуальной картины описания. В числе прочих возражений против этого подхода можно указать и на то, что здесь с помощью общих и универсальных понятий стараются описать индивидуальное и уникальное, что «кейс-стадис» — больше историческое, чем содержательно-научное исследование (к тому же в нем смешиваются предшествующие, настоящие и последующие события и отделить одно от другого представляется весьма затруднительным).

Перечисленные выше методологические подходы нашли своё конкретное выражение в нескольких глобальных исследовательских программах развития науки — позитивистской, конвенциональной, аналитической, феноменологической, в программе критического и посткритического рационализма. Их основное содержание состоит в следующем.

Позитивистская исследовательская программа развития науки исходит из того, что новая философия (позитивизм) противопоставляется метафизикефилософия рассматривается как строгая система, обобщающая результаты различных наук и только в этом позитивном значении имеющая право на существование. Общими направлениями научного познания объявляются эмпиризм и индуктивизм, единым для которых является вера в единообразие природы. Осуществляется введение некоторого психологизма в познавательные процессы. Утверждается строгий детерминизм, возможность примирения науки и религииподчеркивается антикаузализм, антиметафизичность как основа всех основных идей позитивизма.

Конвенциональная исследовательская программа развития науки утверждает в качестве основных научных теорий соглашения (конвенции) между учеными, которые обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критерием истинности. Понятие объективности сводится к общезначимости, из которой выводится требование интерсубъективности соглашений (конвенций). Методологическая направленность конвенциапизма проявляется прежде всего в антропологизме. Утверждается, что конвенциальные элементы неустранимы из корпуса науки. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс, а научное сообщество как совокупность различных группировок, не вникающих в доводы опппонентов. Обосновывается, что процесс познания есть процесс прогрессивной адаптации к среде, а всякое познание есть психологическое переживание, биологически полезное для человека. Утверждается принцип экономии мышления. В качестве критерия научности теории выдвигается принцип её фальсифицируемости, опровержимости. В противоположность индуктивизму выдвигается гипотетико-дедуктивная программа научного исследования. Обосновывается принцип фаллибилизма. Рост научного знания рассматривается как частный случай общего мирового эволюционного процесса. Отвергается кумулятивисткий принцип линейности науки, утверждается, что критицизм в общем смысле является собой умение рефлектировать в режиме отрицательной обратной связи, оборачиваясь на исходные предпосылки.

Аналитическая глобальная исследовательская программа развития науки предлагает осуществить переход от анализа содержательных основоположений науки и конвенциализма к анализу языка науки, к его унификации при помощи символической логики с опорой на язык физики, к его очищению от «псевдонаучных утверждений» и двусмысленности обыденного языка. Законы науки предлагается рассматривать не как законы природы, а как законы языка. Обосновывается модель роста научного знания, в основе которой протокольные предложениянаучная деятельность сводится к установлению новых протокольных предложений и изобретениям способов их объединения и обобщения. Утверждается, что любое непротиворечивое суждение может быть выбрано в качестве исходного, протокольного предложения по соглашению с другими учеными и подобный выбор есть личное дело самих ученых (объединение конвенциализма и логического позитивизма). Показано, что теоретические термины не могут быть сведены к терминам наблюдения. Предложена теория дедуктивно — номологического объяснения. Утверждается структурное равенство объяснения и предсказания. Сформулирована теорема о неполноте достаточно богатых непротиворечивых формальных системпоказана принципиальная невозможность полной формализации научного знания. Обосновывается соединение в языке в единое целое объект — языка (знание объективного) и субъект — языка (знание субъективного) — объект — язык и субъект — язык актуализируют себя в речевой деятельности, в результате чего возникает трехчленная формула «объект — язык — речевая деятельность — субъект — язык» .

Критический рационализм как глобальная исследовательская программа развития научного познания исходит из того, что рационализм выступает как характеристика научного знания и как способ поведения ученых в исследовательском процессе. Подвергается критике аналитическая программа исследования науки. В качестве центральной проблемы исследовательской программы выдвигается проблема роста научного знания.

Посткритический рационализм как глобальная исследовательская программа развития научного познания представляет целую палитру различных подходов. Делается попытка преодоления идеала деперсонифи-цированного научного знания, отождествляемого с объективностью, для чего вводится личностное знание как интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего. Познавательный аппарат человека интерпретируется как механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Само существование человека и общества представляется как когнитивный процесс, основанный на присущем человеку любознательном или исследовательском поведении. Предложена теория генетической эпистемологии. Констатируется гипотетический характер знания, его индетерминистические элементы, непредсказуемость, открытость будущему, подчеркивается особая роль креативности. Научное сообщество представляет собой не единую структуру, а «гранулированную среду» консолидированных научных групп, коллективно создающих новый элемент знания и утверждающих его в борьбе и в компромиссах с другими аналогичными группами. Показывается, что развитие науки представляет собой чередование периодов господства принятой парадигмы (этапа «нормальной науки») и распада парадигмы (этапа «научной революции») с последующим выходом развития науки на новый этап нормальной науки и т. д.- научные революции — это не только смена парадигм, но и замещение элементов дисциплинарной матрицы, исследовательской техники, методов и теоретических допущений, трансформация всего набора эпистемологических ценностей, научной картины мира. Доказывается, что эмпирически-нейтральный язык наблюдения невозможенученые данной эпохи видят сквозь призму господствующий парадигмы и не факты определяют теорию, а теория выбирает те или иные факты, которые могут войти в ее осмысленный опыт. Обосновывается идея конкуренции научно-исследовательских программ. Структура исследовательских программ включает в себя жесткое ядро, фундаментальные допущения, «правила положительной и отрицательной эвристики». Выдвигается принцип пролиферации (размножения) теорий и концепция методологического бихевиоризма (необихевиоризма). Активно разрабатывается тезис об онтологической относительности. Утверждается, что разработка безотказно работающих правил творчества (эвристики как раздела методологии) принципиально неосуществима.

Феноменологическая исследовательская программа исходит из отчетливого понимания недостаточности познавательных моделей для постижения сути вещей, необходимости возврата к самим целостным (первозданным, естественным) предметностям. Вводится требование не учета познавательных установок в созерцании (требование приема эпохэ). Обосновывается феноменологическое понимание познания, при котором сознание представляется неким потоком переживаний, каждое из которых интенционально и наделено «имманентной временностью» — единством актуальных переживаний, воспоминаний, воображений, в которых прошлое, настоящее, будущее перемешено сложным образом. Вводится понятие феноменологической редукции как актов выделения инвариантного в различных вариантах феноменологических переживаний на фоне имманентной временности.

Таково краткое содержание основных глобальных исследовательских программ (их методологическому анализу посвящена первая глава диссертационного исследования).

Отечественные учёные, в свою очередь, осуществляют исследования, представляющие немалый интерес для настоящей работы. Таковы исследования философских оснований науки (В.С.Степин, П. П. Гайденко, В. В. Ильин, С. А. Лебедев, Б. Т. Алексеев, В.Л.Храмова), проблемы эмпирического и теоретического (И.В.Кузнецов, В. С. Степин, О. П. Бранский, А. А. Ракитов, М. С. Бургин, Е. Е. Ледников, М. Н. Подгорецкий, Я.А.Сморо-динский, В.И.Купцов), роста научного знания и научных революций (В.С.Степин, П. П. Гайденко, Е. А. Мамчур, И. А. Акчурин, В. А. Лекторский, Н. Н. Родный, М. А. Розов, Б. С. Грязнов, Р. Ф. Абдеев, И. П. Элентух, В.А.Бажа-нов, В. В. Ильин, А. Н. Чанышев, Т. Г. Лешкевич, В.С.Швырев) и ряда других важных проблем (подробному анализу основных результатов современных исследований посвящен отдельный параграф в первой главе диссертации).

Объектом диссертационного исследования является глобальная исследовательская программа развития научного познания, способная стать практически — значимым, конструктивным руководством, «внутренним» методом для осуществления научных исследований.

Предметом диссертационного исследования являются теоретико-философские аспекты процесса производства и развития научного знания в совокупной человеческой практике взаимодействия с окружающим миром.

Целью диссертационного исследования является разработка новой исследовательской программы развития научного познания, опирающейся на основные результаты уже осуществленных исследований, а также содержащая ряд новых теоретико-методологических предложений, в совокупности составляющих новую неклассическую деятельностно-феноменологическую глобальную исследовательскую программу развития науки.

Целью определен круг задач диссертационного исследования: анализ основных методологических подходов и глобальных исследовательских программ развития научного познаниятеоретическое моделирование процесса развития научного познанияразработка модели роста (генерации) нового научного знанияметодологический анализ особенностей мифологического мышления и его связи с наукойизучение возможностей интеграции деятельностного и феноменологического подходов для решения основных проблем философии наукиобоснование и поэлементное описание авторских деятельностно-феноменологических подпрограмм развития науки (для выводимого и творимого знания).

Методология исследования. Доминирующая методологическая ориентация работы — единство деятельностного и феноменологического подходовпервый определяет содержательно-структурную интерпретацию процесса научного познания как процесса субъект-объектного взаимодействия, опосредованного человеческой деятельностьювторой предметом своего внимания делает не столько фактичность содержания, а само событие в его полноте и целостности, событие как универсум осуществимых возможностей восприятия предметности в трансцендентальной (Э.Гуссерль), онтологической (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр) и антропологической (М.Шелер, Х. Плеснер) версиях феноменологической познавательной традиции. Широко используется системный методологический подход, возможности синергетической парадигмы, общность и различие мифологических и научных способов описания взаимодействия человека с окружающим миром, дихотомичность деятельностно-познавательного как единство эссенциапьного и аксиологического, целостность содержания научного познания как совокупности всех познавательных традиций и их отрицаний в конкретную историческую эпоху, относительный и динамичный характер границы между традицией и не-традицией, универсальность (инвариантность) познавательной традиции и экстраполяционного процесса в развитии научного познания как в содержательном, так и в методологическом отношениях.

На защиту выносится новая деятельностно-феноменологическая программа развития научного познания:

• различающая два основных типа научных знаний — выводимых и творимых;

• утверждающая принципиальное отличие внутренних закономерностей развития научного познания для этих типов знания;

• обосновывающая синхроничность взаимосвязи мифологии как целого и науки как её когнитивно-обособившейся части при решении основных проблем философии науки;

• состоящая из двух исследовательских подпрограмм — первой — для знания выводимого и второй — для знания творимого;

Для первой исследовательской подпрограммы развития научного по-зпания, предназначенной для выводимого знания, характерны: диадическая схема субъект-объектных отношенийсубъектоцентризм, наукоцентризм, внешний методологизм, кумулятивизм, интернализм, эссенциализм содержания научного знаниядиахронизм связи науки и мифологиикогнитивная самоизоляция научного познания от аксиологического, метафизического и мифологического.

Для второй исследовательской подпрограммы развития научного познания, предназначенной для творимого знания, характерны: триадная схема субъект-объектных отношений вида «объект — познавательная традиция — субъект» — принципиальная человекоразмерность субъекта и объекта познанияпреодоление научного шовинизма и конструктивнодейственный учет синхронической взаимосвязи науки и мифологииединство и взаимосвязь процессов познания и управления, эссенциального и аксиологического, деятельностного и феноменологического подходов к научному познаниюинвариантность познавательной традиции и экстраполяциипонимание сути научного открытия как управленческой директивы, научного сообщества как управляющей организацииединство и взаимосвязь интернализма и экстернапизма, линейности (кумулятивизма) и нелинейности (научных революций) в развитии научного познаниянеобходимость определенной «ремифологизации» — возврата на новом уровне развития цивилизации к «неомифологии» (постнауке) — к ответственному, управляемому и взвешенному подходу к каждому проявлению человеческой активности, к интегрированному, целостному, синкретическому отношению к действительности.

Теоретическая новизна исследования состоит в следующем:

• показано единство и взаимосвязь деятельностного и феноменологического подходов к исследованию процесса научного познания;

• обоснована познавательно-управленческая дихотомичность любой человеческой деятельности, принципиальная востребованность всех типов рациональности при описании познавательного процесса;

• введена новая типология научного знания — выводимое и творимое знание;

• вскрыта инвариантность познавательной традиции как единства эссенциального и аксиологическго и инвариантность экстраполяции познавательной традиции как одного из механизмов роста (производства) нового научного знания (для выводимого знания);

• построена теоретико-методологическая модель роста (производства) нового научного (творимого) знания, в основе которой лежит учет единства управленчески-познавательной директивы, возникающей на базе уже имеющегося массива знаний и нового научного содержания, добываемого через исследовательские возможности мифологического мышленияфантазию, образность, синкретизм, нечувствительность к противоречиям, телеологичность, эвристическую и оборотническую логику и т. д.;

• показана взаимосвязь мифологии как целого и науки как когнитивно-обособившейся её части, обоснована необходимость определенной «ремифологизации» познавательной практики;

• предложена деятельностно-феноменологическая интерпретация си-нергетического понятия «хаос» как некоего первозданного, естественного Целого;

• обоснована новая деятельностно-феноменологическая программа развития научного познания, состоящая из двух подпрограмм — для знания выводимого и для знания творимого, каждая из которых есть результат учета принципиальных особенностей развития этих двух типов научного знания.

Методологическая и практическая значимость работы определяется тем, что примененные автором исследовательские подходы и теоретические модели позволяют разрешить многие основные проблемы философии науки (в том числе проблему теоретического осмысления роста (производства) научного знания) — вооружают ученых практически-значимой глобальной исследовательской программой развития научного познания, состоящей из двух подпрограмм и выполняющей роль инструментария научного поискапозволяют точнее определить место и роль науки и мифологии, а также место и роль процессов познания и управления в совокупной человеческой деятельности.

Практическая значимость задается возможностями организации философских и научных исследований на новых методологических основаниях, с использованием полученных и обоснованных в данной работе новаций. Результаты исследования могут быть использованы в теоретических учебных курсах по таким дисциплинам, как философия, синергетика, философия науки, естественные науки, психология, глобалистика, прогностика, геополитика, теория управления, а также в практике поиска междисциплинарных связей.

Апробация результатов. Основные идеи исследования отражены в четырех монографиях:

• «Общая физика и мировоззрение» (Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 1985);

• «Деятельностно-феноменологическая программа развития науки» (Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004);

• «Неклассическая теоретико-познавательная целостно-деятельност-ная глобальная исследовательская программа развития науки». Том I. «Познавательная традиция как инвариант развития науки, философии, философии науки» (Владивосток: Изд-во Дальн. гос. академии экономики и управления, 2004);

• «Неклассическая теоретико-познавательная целостно-деятельност-ная глобальная исследовательская программа развития науки» Том II. «Познание, управление и философия науки. (Владивосток: Изд-во Дальн. гос. академии экономики и управления, 2004) — в 26 научных статьях (в том числе в 7 научных статьях, опубликованных в ведущих научных журналах, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук (2001;2004)).

Результаты диссертации апробированы в деятельности Института управления Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ). Основные идеи работы отражены в докладах, выступлениях и сообщениях на конференциях по проблемам развития науки, философским проблемам естествознания, методологии науки, проблемам модернизации образования, проблемам управления, в том числе на Всесоюзных (1978,.

1983, 1985, 1989 гг.), Всероссийских (1984, 1988), региональных (1996, 1998, 2002, 2003 гг.).

Материалы исследования легли в основу курсов «Теория управления», «Методологические проблемы современной физики», «Философия образования», «Философия управления», «Введение в специальность (государственное и муниципальное управление)», «Геополитика», «Разработка управленческих решений» и ряда спецкурсов, читаемых автором в Тихоокеанском государственном экономическом университете, Приморском институте повышения квалификации и переподготовки кадров для государственной службы, в других вузах г. Владивостока.

Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры государственного и муниципального управления Института управления ТГЭУ, кафедры философии ДВГТУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая своё исследование, ещё раз напомним, что нашей целью было построение новой глобальной исследовательской программы развития научного познания, опирающейся на достижения отечественных и зарубежных учёных, и способной стать руководством к действию, ориентиром в повседневной научной работе. Созданная нами программа позволяет не только всесторонне исследовать центральную проблему философии науки — проблему роста научного знания, но и практически использовать полученные результаты, конструктивно и творчески применять их в самых различных направлениях научного поиска.

При построении нашей программы мы предприняли историко-критический анализ как основных подходов к проблемам научного познания, так и глобальных исследовательских программ развития науки. Нами были обобщены и критически переосмыслены наиболее значимые результаты последних работ отечественных и зарубежных ученых в области философии науки. При этом мы должны были констатировать, что имеющегося на сегодняшний день арсенала идей и методов недостаточно для решения ряда важнейших проблем философии науки и, прежде всего, проблемы создания конструктивной глобальной исследовательской программы, с помощью которой можно было бы целенаправленно решать научные задачи любого уровня сложности. Поиск решения данной проблемы и привёл нас к построению неклассической модели подобной программы. По ходу исследования мы стремились как можно тщательнее проработать все основные этапы и элементы новой программы, используя как наличные, так и специально созданные нами для этой цели исследовательские ресурсы. Перечислим лишь некоторые из них. В частности, мы предложили новое понимание таких важнейших составляющих научного знания, как познавательная традиция, экстраполяция, познание и управление, показав их теснейшую взаимосвязь и взаимозависимость. Кроме того, нами раскрыты механизмы динамики научного познания (в т.ч. с синергетических позиций), даны новые интерпретации научного открытия и научного сообщества (как управленческой директивы и как управляющей организации соответственно). Нам принадлежит и новая типология научного знания, его разделение на выводимое и творимое, в соответствии с чем единая глобальная исследовательская программа развития науки также разделена нами на две достаточно автономные и самостоятельные программы. Мы полагаем, что поставленные нами в начале нашего исследования задачи нашли своё удовлетворительное решение, открыв новые перспективы дальнейшего научного поиска в обозначенной нами области. Достигнута и главная цель нашей работы — построена новая неклассическая деятельностно-феноменологическая программа исследования научного знания, которая, по нашему убеждению, имеет все основания найти своё применение в широкой научной практике. Помимо этого, в диссертации представлено немало новых подходов и решений, имеющих универсальный, мировоззренческий характер, и способных послужить своего рода ориентирами в осмыслении глобальных проблем, с которыми столкнулся современный человек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Методология устойчивого развития и пути его реализации в условиях России // Анализ систем на пороге XX1. века: теория и практика.-М., 1996.
  2. Р.Ф. Новое видение философии на основе синтеза информатики, кибернетики, синергетики с теорией развития. К гуманной общечеловеческой философии XXI в. // Доклады Первого российского философского конгресса. СПб., 1997. Т.5.
  3. П. Этика, или познай самого себя // Человек. — 1995. -№ 3. С. 54−69.
  4. Э. Моральное измерение науки и техники. — М., 1998.
  5. . Исследование психологии изобретения в области математики. -М., 1970.
  6. И.А. Телеономичность больших динамических систем -характерная черта постнеклассической науки // Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
  7. .Т. Понятие традиции в герменевтике и философии науки // Вестник СПбГУ. Сер.6. 1996. Вып. 2. (№ 13).
  8. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991.
  9. П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 1999.
  10. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник. -М., 2003.
  11. Античные философы: свидетельства, фрагменты и тексты. — Киев, 1955.
  12. Антология мировой философии. Т. 3. -М., 1971.
  13. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры.-СПб., 1977.
  14. Аристотель. Соч.: в 4 т. -М., 1976. Т. 1.
  15. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 т. — М., 1989. Т. 4.
  16. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М., 1999.
  17. В.А. Синергетика и проблема редукции биологии к физике // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1996. Вып. 2. (№ 13).
  18. А.С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. — 1999. № 8.
  19. М.Д. Научные революции в постнеклассической науке // Проблемы методологии постнеклассической науки. — М., 1992.
  20. В.В., Дышлевый П. С., Лукьянец B.C. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Киев, 1974.
  21. В.А. Прерванный полет. История университетской философии и логики в России. — М., 1995.
  22. Г. С. Введение в диалектику творчества. М., 1997.
  23. В.К., Ефименко В. Ф. Методологические вопросы соотношения научного и обыденного в процессе формирования понятий // Советская педагогика. 1977. № 12.
  24. В.К. Методика перевода обыденных представлений учащихся в научные (на примере курса физики) // Тез. Всесоюз. научно-практич. конф. Ч. IV. М., 1977.
  25. В.К. О взаимосвязи понятий «содержание» и «метод» (на примере физики)//Тез. Всесоюз. научно-практич. конф. Л., 1978.
  26. В. К. Ефименко В.Ф. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе (рецензия на монографию В. В. Мултановского «Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе») // Физика в школе. 1979. № 1.
  27. В.К. Основные результаты методологических и психолого-педагогических исследований проблемы формирования научного мировоззрения школьников в процессе обучения основам наук // М.: Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР. № 33−81.
  28. В.К., Ефименко В. Ф. О взаимосвязи научных и обыденных представлений при формировании физических понятий // Физика в школе. 1981. № 6.
  29. Батурин В. К, Ефименко В. Ф. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе изучения естественных наук. — М.: НИИВШ, 1983. Вып. 6.
  30. В.К. Методологические и психолого-педагогические проблемы совершенствования методики формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике в школе. Дис. канд. пед. наук. — М., 1983.
  31. В.К. Проблемы методики формирования научного мировоззрения при обучении физике // Методологические проблемы преподавания физики. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984.
  32. В.К. Экстраполяция, методы научного познания и некоторые закономерности развития физической науки // Диалектика взаимодействия природы общества, и техники — Владивосток: Изд-во Дальневост. унта, 1984.
  33. В.К. Философские вопросы естествознания в курсе общей физики // Методология, мировоззрение, физика. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984.
  34. В.К. Математизация процесса формирования научного мировоззрения // Методология, мировоззрение, физика. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984.
  35. В.К. Формирование понятия «фундаментальные взаимодействия» // Тез. XIV межвузовского научного семинара. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ин-та, 1985.
  36. В.К. Глобальные исследовательские программы развития научного познания: теоретико-философский анализ и некоторые возможности их эпигенеза. // Философия науки. 2004. № 4.
  37. В.К. О возможностях деятельностно-феноменологического подхода решения некоторых проблем философии науки // Сибирь Восток. 2004 № 11,12.
  38. В.К. За профессионализм в педагогической деятельности // Программа совершенствования народного образования Приморского края. Владивосток, 1989.
  39. В.К. Текст выступления на Всесоюзном съезде работников народного образования // Стенографический отчет. — М.: Высш. шк. 1990.
  40. В.К. Познание, управление, деятельность: опыт целостного теоретико-философского исследования // Проблемы современной экономики. 2004. № 4.
  41. В.К. Взаимосвязь физики как науки и физики как учебного предмета // Актуальные проблемы преподавания физики. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991.
  42. В.К. Экстраполяция в развитии физического знания // Диалектика взаимодействия природы, общества и техники. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985.
  43. В.К. Общая физика и мировоззрение. Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985
  44. В.К. Познание как управление: опыт целостного теоретико-философского исследования человеческой деятельности // Вестник ДВГАЭУ. 2003. № 4 (28). С. 17−39
  45. В.К. Модернизация образования, национальная безопасность, государственное развитие // Вестник ДВГАЭУ. 2004. № 1.
  46. В.К. Проблема роста (генерации) нового знания: деятельностно-феноменологический подход // Вестник Тюменского гос. ун та. 2004. № 4.
  47. B.C. Проблемы субатомного пространства и времени. -М.: Атомиздат, 1979.
  48. B.C. Законы общей теории относительности и явления микромира. В кн.: Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. М.: Наука, 1979.
  49. М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. — М.: Мысль, 1987.
  50. Басин E. JL Семантическая философия искусства. — М., 1973.
  51. Ф.В. Проблемы «бессознательного». -М.: Медицина, 1968.
  52. Бауман 3. Индивидуализированное общество: Пер. с анг. М.: Логос, 2002.
  53. С.В. Научные труды. Т. 1−2. М., 1952−1954.
  54. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972.
  55. М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
  56. Г. Новый рационализм. М., 1987.
  57. Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1999.
  58. Н.А. Философия свободы // Смысл творчества. — М., Т. 1. 1989.
  59. Н.А. Философия свободы // Смысл творчества. М., Т. 2. 1989.
  60. О.М. Численный эксперимент в турбулентности. От порядка к хаоса. М.: Наука, 1997.
  61. Дж. Трактат о принципах человеческого знания: Соч. — М., 1978.
  62. Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
  63. B.C. На гранях логики культуры. М., 1997.
  64. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: Кн. 1,2.-М., 1988.
  65. В.И. Куда идешь, человек? —М., 1998.
  66. JI. Статьи и речи. М.: Наука, 1970.
  67. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
  68. В.П. Проблема выбора в фундаментальном теоретическом исследовании и принцип отражения // Роль философии в научном исследовании. — М., 1990.
  69. М.С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. -М., 1994.
  70. Буш Г. Я. Диалектика и творчество. — Рига, 1985.
  71. Ф. Сочинения Т. 1.-М.: Наука, 1977.
  72. Ф. Сочинения Т. 2. М.: Наука, 1978.
  73. К. Теория языка. -М.: Прогресс, 1993.
  74. С.И. Собр. соч. Т. 3. М., 1956.
  75. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика. М., 1999.
  76. М. Избранные произведения. -М., 1990.
  77. М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  78. А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.
  79. В.П. Культура — знания наука // Наука и культура. — М., 1984.
  80. В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. — М., 1996.
  81. Витгенштейн JL Философские работы. — М., 1994. Ч. I, 2 (кн. 1).
  82. В. Избранное. Дух истории. М., 1995.
  83. В. История философии. — К.: Ника-Центр, 1997.
  84. Вригт Г. Ф Логико-философские исследования. М., 1986.
  85. Л.С. Собр. соч. в 6 томах Т. 1. М., 1982.
  86. Гадамер Х Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.
  87. П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
  88. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. — М., 1991.
  89. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6.
  90. К.Г. Логика объяснения. М., 1998.
  91. Герметизм и формирование науки. М., 1993.
  92. Г. В. Ф. Сочинения в 14 томах. М.-Л., 1929−1959.
  93. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия наук // Философия духа. М., 1956.
  94. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990
  95. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. -М., 1971.
  96. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1996.
  97. А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993.
  98. Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
  99. Т. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1991.
  100. Б. Н. Кобрин Р.Ю. Лингвистические основы учения о терминах. -М.: Высш. шк., 1987.
  101. А.А. Философия: Учеб. пособие. — М.: Юрайт, 2003. — 384 с.
  102. Грани научного творчества. М., 1999.
  103. .С. Логика. Рациональность. Творчество. М., 1982.
  104. Губин В. Д Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
  105. А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  106. А.А. Этика // Вопр. философии. 1999. № 8.
  107. Э. Кризис европейских наук // Вопр. философии. 1992.7.
  108. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопр. философии. 1993. № 7.
  109. Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск, 1994.
  110. Данилов-Данильян В. И. Возможна ли «коэволюция» природы и общества // Вопр. философии. 1998. № 8.
  111. П. Пространство и время в современной картине Вселенной. -М.: Мир, 1979.
  112. Р. Избр. произв. в 2 т. М.: Наука, 1960.
  113. К.Х. Философия и метатенденции современной цивилизации.-М., 1998.
  114. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
  115. Диалектика познания и современная наука / Под. ред. М.М.Ро-зенталя и А. И. Корнеевой. -М.: Мысль, 1973.
  116. Ф.М. Дневник писателя. М.: Современник, 1989.
  117. Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.
  118. А.Ф. Структура научного мышления: Над чем работают, о чем спорят философы. -М: Политиздат, 1973.
  119. В.В. Чёт и нечёт. Асимметрия мозга и знаковых систем. — М., 1978.
  120. А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
  121. Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991.
  122. В.В., Калинкин А. Т. Природа науки. М., 1985.
  123. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М., 1994.
  124. В.В. Теория познания. Эпистемология. — М., 1994.
  125. Исторические типы рациональности Т. I. / Под ред. В. А. Лекторского. М., 1995.
  126. История античной диалектики. М.: Мысль, 1972.
  127. История диалектики XIV—XVIII вв. в. // Под. ред. Т. И. Ойзермана. — М., 1979.
  128. История диалектики. Немецкая классическая философия / Автор, коллект. Т. И. Ойзерман. -М., 1978.
  129. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.
  130. В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М., 2000.
  131. И. Сочинения в 6 т. М., 1963- 1966.
  132. И. Основания к метафизике нравов // Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4(1).
  133. И.Т. Проблемы неклассической тории познания. Миграция. Креативность. Текст. СПб., 1998.
  134. Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.
  135. Г. С. Постмодерн и христианство // Вопр. философии. 2001. № 12.
  136. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. — СПб., 1997.
  137. М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1984.
  138. С. Математическая логика. — М., 1973.
  139. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  140. Н.И. Логический словарь справочник / Отв. ред. Д. П. Горский. — 2-е, испр и доп. издание. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
  141. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М., 1994.
  142. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. — М., 1994.
  143. П.В. Логика научного познания // Вопр. философии. 1996. № 10.
  144. П.В. Гносеологические и логические основы науки. — М.: Мысль, 1974.
  145. Л.М. Предмет науки. М., 1977.
  146. Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (философский аспект проблемы). М., 1989.
  147. В.П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фахти Т. Б. Философия для аспирантов. М., 2003.
  148. A.M. Структура оснований физической теории // Философские проблемы оснований физико-математического знания. — Киев, 1989.
  149. Н.И., Розов М. А. О разнообразии научных революций // Традиции и революции в истории науки. — М., 1991.
  150. И.В. Избранные труды по методологии физики. — М., 1975.
  151. В.Г. Герменевтика и гуманитарное знание. М., 1991.
  152. В.Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века. -М., 1988.
  153. Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории. Современная философия науки. — М., 1996.
  154. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1978.
  155. В.И. Структура научного знания // На пути к единству науки.-М., 1983.
  156. С. Страх и трепет. М., 1993.
  157. И. История науки и её рациональная реконструкция // Структура и развитие науки. — М., 1978.
  158. И. Методология научных исследовательских программ // Вопр. философии. 1995. № 4.
  159. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. — М., 1995.
  160. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии. М.: Республика, 1999.
  161. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  162. Е.Е. Проблема конструктов в анализе научных теорий. Киев, 1969.
  163. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.
  164. В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопр. философии. 1999. № 8.
  165. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М., 2001.
  166. Г. В. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1989.
  167. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 18.
  168. Л.В. Космическое будущее человечества. — М., 1966.
  169. Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
  170. Д. Соч. в Эт.-М., 1985.
  171. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  172. .Н. Проблемы познания в философских работах К.Поп-пера 60-х гг. // Вопр. философия. 1975. № 6.
  173. Е.А. Процессы самоорганизации в развитии научного знания // Филос. науки. 1989. № 7.
  174. Е.А. Проблема социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
  175. Г. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. — М., 1997.
  176. С.Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учеб. пособие. — М.: Академический проект, 2003.
  177. Л.А. Конец века конец науки? — М., 1992.
  178. Л.А. Наука. История и историография XIX—XX вв. М., 1987.
  179. К., Энгельс Ф. Соч. 2- е изд. Т. 21.
  180. К., Энгельс Ф. Соч. 2- е изд. Т. 29.
  181. Материалистическая диалектика в 5 т. Т. 1. Объективная диалектика / Под общей ред. Ф. В. Константинова и В. Г. Марахова. — М., 1981.
  182. М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления. Минск.: Харвест, 2003.
  183. Меррел Вольф Ф. Пути в иные измерения. К.: София, 1993.
  184. Р. Амбивалентность ученого. М., 1965.
  185. JI.A., Опенков М. Б. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
  186. Микешина JLA. Философия познания. М., 2002.
  187. В.В. Образы науки в современной культуре и философии.-М., 1997.
  188. Е.З. Социология науки в 80-е годы // Социальная динамика науки. — М., 1996.
  189. Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
  190. Н.Н. Современный рационализм. — М., 1995.
  191. С. Век толп. М., 1989.
  192. В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов — М.: Экзамен, 2003.
  193. В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. — М.: Гардарики, 2002.
  194. В.В. В поисках иных смыслов. — М., 1993.
  195. Наука в зеркале философии XX века. — М., 1992.
  196. Наука в социальных, гносеологических аспектах. — М., 1980.
  197. Е.П. Объяснение — функция науки. М., 1970
  198. Е.П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. 1993. № 3.
  199. A.JI. Философия науки: История и методология. М., 1998.
  200. Ф. К генеалогии морали // Соч. В 2 т. М., 1992. Т. 2.
  201. Н.А. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. -М., 1998.
  202. Р. Реконструкция процесса смены фундаментальных научных теорий. Казань, 1989.
  203. И. Математические начала натуральной философии: Пер. А. Н. Крылова И Изв. Николаевской морской академии. Вып. IV и V. Ч. II. 1913−1916.
  204. А.П. История естествознания, идеалы научности и целостности культуры // Наука и культура. М., 1984.
  205. А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.
  206. Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопр. философии. 2000. № 1.
  207. Ю.В., Окосов А. А. Ноосферный проект социоприрод-ной эволюции. — М., 1999.
  208. Основания цивилизации: философский анализ. — М., 2001.
  209. М.К. Язык, знак, культура. -М., 1991.
  210. Ю.А. Предмет теории //Вестник МГУ. Сер. 7. 1999. № 1.
  211. Ю.А. Что такое философия науки? // Вестник Моск. ун. Сер. 5. 1995. № 3.
  212. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998.
  213. . Избранные психологический труды. — М., 1994.
  214. П. Физическая космология. -М.: Мир, 1975.
  215. Платон Собр. соч. в 4 т. М., 1994.
  216. М. И. Смородинский Я.А. Об аксиоматической структуре физических теорий (философско-методологический анализ). — М., 1989.
  217. М. Личностное знание. М., 1985.
  218. К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
  219. К. Открытое общество и его враги. Т. 2. — М., 1992.
  220. К. Реализм и цель науки // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. — М., 1996.
  221. В.Н. Наука — культура цивилизация // Культура: теория и проблемы. — М., 1995.
  222. В.П. Эпистемология: некоторые тенденции// Вопр. философии. 1997. № 2.
  223. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  224. Причинность и телеологизм в современной естественнонаучной парадигме. М., 2002.
  225. Принципы историографии естествознания. Теория и история. -М, 1993.
  226. Проблема знания в истории науки и культуры. — М., 2001.
  227. А. Математическое творчество // О науке. М., 1983.
  228. А. О науке. М., 1990.
  229. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления // Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. — М.: Дело, 2003.
  230. А.И. Философские проблемы науки. Системный подход.-М., 1997.
  231. . История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994.
  232. Рациональность на перепутье: В 2 кн. М., 1999.
  233. Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней: В 4 т. Спб., 1996, 1997.
  234. Я.К. Некоторые проблемы комплексного изучения социальной детерминации познания // Социальная природа познания. М., 1979.
  235. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М., 1995.
  236. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М., 1996.
  237. В.М. Методология и философия в современной интеллектуальной культуре. Вопросы методологии, 1991. — № 2.
  238. В.М. Культурология: Учебник. М., 2001.
  239. Р. Философия и зеркало природы. М., 1996.
  240. СЛ. Основы общей психологии. Т. 1,2.- М., 1989.
  241. Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  242. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов: Трактаты. М., 1969.
  243. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
  244. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. -М., 2000.
  245. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия, изд. 2-е, перераб. — М.: Логос, 1996.
  246. Современные теории познания. М., 1992.
  247. Современная западная философия: Словарь. — М., 1991.
  248. Сознание и физическая реальность. — М., 1998.
  249. В.В. Европейская философия XV—XVIII вв.еков: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003.
  250. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в. 2 т. М., 1998. Т. 1.
  251. В. С. Вера, разум и опыт // Вопр. философии. 1994. № 1.
  252. Социокультурный контекст науки. — М., 1998.
  253. .И. История физики Ч. I. — М.: Высш. шк., 1977.
  254. . Этика // Соч. В 2 т. М., 1957. Т. 1.
  255. B.C. Становление идеалов и норм постнеклассической науки // Проблема методологии постнеклассической науки. — М., 1992.
  256. B.C. Динамика научного познания как прогресс самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. — Минск, 1984.
  257. B.C., Кузнецов Л. Ф. НКМ в культуре техногенной цивилизации.-М., 1994.
  258. B.C. Культура // Вопр. философии. 1999. № 8.
  259. B.C. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания // Научные революции в динамике культуры. — Минск, 1985.
  260. B.C. Структура и эволюция теоретических знаний. — Минск, 1979.
  261. B.C. Культурологический и методологический аспекты анализа научных революций (проблемы синтеза) // Научные революции в динамике культуры. М., 1980.
  262. B.C. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.
  263. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М., 1996.
  264. B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
  265. О.Н. Философия: Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2002.
  266. Теория познания // Под. ред. В. А. Лекторского и Т. И. Ойзермана. — М., 1991−1995. Т. 1−4.
  267. А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
  268. М. Философия науки: Пер. с англ. А.Гарькавого. — М.: ФАИР-ПЛЕСС, 2003.
  269. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифотворчества. -М., 1995.
  270. Традиции и революции в истории науки. — М.: Наука, 1991.
  271. С. Человеческое понимание. М., 1884.
  272. С.Н. Сочинения. М., 1994.
  273. А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
  274. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.-Тбилиси, 1961.
  275. У истоков классической науки. — М., 1975.
  276. Ученые о науке и её развитии. — М., 1971.
  277. Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
  278. П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.
  279. Е.Л. Эволюция методологии XX века // Вопр. философии. 1995. № 7.
  280. Фесенкова JLB. Методологические аспекты исследований жизни в космосе. М.: Наука, 1981.
  281. Философия науки. Вып. 1−6. -М., 1995−2000.
  282. Философия: Университетский курс / Под. общ. ред. проф. С. А. Лебедева М. 2003.
  283. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003.
  284. Философия и методология науки. — М., 1996.
  285. Философские проблемы классической и неклассической физики. -М., 1998.
  286. Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.
  287. Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. Ч. I. М., 1989.
  288. Ф. Философия науки. -М., 1960.
  289. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1998.
  290. М. Воля к истине. -М., 1996.
  291. М. Слова и вещи. М., 1997.
  292. М. Время и бытие. М., 1993.
  293. М. Работы и размышления разных лет. — М., 1993.
  294. Г. Синергетика. М., 1980.
  295. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. — М., 1991.
  296. Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М., 1997.
  297. Я., Ниинилуото И. Теоретические термины и их Рам-сей элиминация: Очерк по логике науки // Филос. науки. 1973. № 1.
  298. Я. Проблема истины в современной философии // Вопр. философии. 1996. № 11.
  299. Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.
  300. В.Л. Целостность духовной культуры. — Киев, 1995.
  301. Хрестоматия по философии. М., 1997.
  302. К. Критика научного разума. М., 1994.
  303. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.-М., 1978.
  304. B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.
  305. О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1- 1998. Т. 2.
  306. А.Н. Введение в любомудрие. — М., 2000.
  307. Д.С. О методологических аспектах синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. — М., Прогресс-Традиция, 2002.
  308. Г. П. Избр. труды. М., 1995.
  309. В. А. Философия, круг её проблем и роль в обществе. — М., 1995.
  310. Эволюция. Эпистемология: проблемы и перспективы. — М., 1996.
  311. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы // Под. ред. И. П. Меркулова. М., 1997.
  312. И.П. Методологические концепции и школы в СССР (1952−1991).-Новосибирск, 1992.
  313. Эпистемология и постнеклассическая наука. -М, 1998.
  314. В.П. Загадки гениальности. М., 1998.
  315. .Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1997.
  316. Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.
  317. А.И. Модели и методы исследования науки. М., 2001.
  318. .В. История русской философии: Республика. — М., 2003.
  319. И.Г. Свежий взгляд на историю // Обществ, науки и современность. 1999. № 1.
  320. В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопр. философии. 2001. № 12.
  321. В.А. Инновация в науке. М., 1997.
  322. К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.
  323. К. Будущий мировой порядок // Век и мир. 1990. № 9.
  324. Gadamer H.-G. Hermeneutics, tradition and reason. Cambridge, 1987.
  325. K. Jaspers. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, 1949.
  326. Merton R.K. The Sociology of Science. Chicago, 1973.
Заполнить форму текущей работой