Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Есть ли связь между формами познания и видами знания?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Знания выступают результатом познавательного процесса, который осуществляет субъект по отношению к реальности. Это значит, что всякое знание не существует вне субъекта и, являясь представлением, становится причиной того или иного отношения к действительности. Знание может быть истинным, если оно адекватно отражает закономерно изменяющуюся реальность, или ложным, если оно неадекватно. Абсолютного… Читать ещё >

Есть ли связь между формами познания и видами знания? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Знания выступают результатом познавательного процесса, который осуществляет субъект по отношению к реальности. Это значит, что всякое знание не существует вне субъекта и, являясь представлением, становится причиной того или иного отношения к действительности. Знание может быть истинным, если оно адекватно отражает закономерно изменяющуюся реальность, или ложным, если оно неадекватно. Абсолютного знания не бывает, ибо, принадлежа разным областям, одно и тоже знание обретает свою специфику. Какие же области человеческой деятельности делят знания на виды?

Отталкиваясь от природы человека, мы обнаружили четыре наиважнейших свойства сознания, которые дробят реальность на иерархически упорядоченные сферы. Так, интуитивной способности сознания, иррационально познающей реальность, соответствует духовная сфера, где высшим видом знания становится религия. Рассудочной способности сознания, рационально познающей реальность, принадлежит интеллектуальная сфера, высшим видом знания о которой выступает философия. Инстинктивной способности сознания, эмпирически познающей реальность, отвечает физическая сфера, высшим видом знания о которой становится искусство. Телесночувственным способностям сознания, сенсуалистически познающим реальность, соответствует общественная сфера, высшим видом знания о которой является мораль.

Вместе с тем мы помним, что каждому виду знания, озвучивающему свою сферу, принадлежит своя высшая ценность, во имя которой и существует это вид знания. Следовательно, религиозное знание является средством для обнаружения во всем, что окружает человека, высшей ценности — Блага, выступающего абсолютным источником вечной жизни. Философское знание выступает средством для обнаружения во всем, что окружает человека, высшей ценности — истины, открывающей законы превращения всех временных форм. Художественное знание выступает средством для обнаружения во всем, что окружает человека, высшей эстетической ценности — красоты, которая выявляет эмоциональное отношение субъекта к реальности. И моральное знание становится средством для достижения людьми, живущими в обществе, высшей цели — добра, проявляющегося в виде гармоничного их сосуществования. Таким образом, высшие ценности: благо, истина, красота и добро — становятся субстратом, концентрирующим в себе те виды знания, к которым стремится человек во имя собственного совершенства.

Вместе с тем, все фундаментальные виды знания: религия, философия, искусство и мораль, комбинируясь между собой, рождают вторичные виды знания, обязанные своему существованию союзу познавательных способностей человека. Так союз рассудка и инстинктов и соответствующих им философии и искусства рождает научный вид знания, в котором органично переплетается стремление как к истине, так и к красоте. И действительно, наука, выступая частной формой искусства, признает истинным только объективный опыт — эксперимент, в отличие от искусства, где уникальный опыт субъективного переживания кладется в основу художественно-образной реальности, которая столь же искусственна, сколь и научна. Кроме того, красота научной теории является серьезным аргументом, подтверждающим ее истинность.

Обыденное знание выступает примером союза примитивных форм сосуществования морали и философии, где субъект, ориентируясь на повседневный опыт и практическую пользу, вырабатывает совокупность нормативных суждений и оценок, позволяющих ему выжить, обеспечив свое существование как среди людей, так и в определенных природно-климатических условиях. Здесь предфилософские формы наделяют человека здравым смыслом, а мораль — ценностными ориентирами.

В мифологическом знании осуществляется взаимодействие между телесно-чувственными способностями сознания человека и его интуицией, то есть между зарождающейся моралью и религией. Это приводит к тому, что открытые для телесных чувств образы природного мира обретают мистические свойства духовной сферы. Все явное становится проявлением таинственных сил потусторонней реальности.

Подводя общий итог, можно сказать, что все фундаментальные и вторичные виды знания становятся логическим продолжением тех форм познания (направлений в гносеологии), благодаря которым человек реализует познавательный потенциал своего сознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой