Эстетические направления.
Философские проблемы науки и техники
Разумеется, специальное исследование по упорядочению эстетических направлений, а каждое из них состоит из многих теорий, является трудным делом. К тому же следует учесть, что каждое эстетическое направление интерпретируется с различных философских позиций, в частности, феноменологических, герменевтических, аналитических, постструктуралистских. Тем не менее многообразие как эстетических… Читать ещё >
Эстетические направления. Философские проблемы науки и техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этические направления находятся в тесной интердисциплинарной связи с 11 отраслями наук, а эстетические — всего лишь с одной, а именно искусствоведением. Это обстоятельство стало поводом для краткого рассмотрения эстетических направлений (табл. 4.13).
Таблица 4.13
Основные эстетические направления2
Направления и их представители. | |
Классицизм (с XVII в.): Ф. Малерб, И. Гете, Г. Р. Державин. | Наиболее актуальны принципы красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Следует высоко ценить ясность, глубину и доказательность замысла. Художественное произведение должно строиться на основании четко установленных канонов. Необходимо ориентироваться на высокие нравственные идеалы. |
- 1 Капке В. Л. Философия для юристов. М.: Омега-Л, 2007. С. 369.
- 2 В табл. 4.12 внесены лишь направления, ставшие актуальными начиная с Нового времени. Об эстетических направлениях Античности, Средних веков и эпохи Возрождения см.: Гилберт К., Куп Г. История эстетики: в 2 кн. М.: Прогресс, 2000.
- 1
Окончание табл. 4.13
Направления и их представители. | |
Романтизм (с конца XVIII в.): Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, М. Ю. Лермонтов, П. И. Чайковский. | Опора на христианские идеи. Интерес к абсолютному и бесконечному. Символизм. Критика классицизма. Возвеличивание сильных и ярких чувств, человеческих страстей и аффектов. Внимание к мифам, сказкам, балладам, фантазии. Использование приемов иронии, гротеска, сарказма. Высокая оценка интуиций творчества и игры. |
Авангардизм (с начала XX в.; включает абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм): К. Малевич, М. Шагал. | Полемически-боевое противостояние общепринятым традициям творчества, различного рода стереотипам. Стремление к обостренной художественности, чистому эстетизму. Абсолютизация игрового принципа. |
Модернизм (с 1940;х гг.; включает поп-арт, концептуализм, абстрактный экспрессионизм): П. Пикассо, Дж. Джойс, А. Шиитке. | Продолжение линии авангардизма, но в более умеренной форме. Особое внимание обращается на экснериментальность искусства, своеобразие авторской позиции, вовлечение в искусство новейших достижений современной культуры, в том числе технического плана. Приветствуется перекличка различных видов искусства. Широкое использование приемов диалога и иронии. |
Постмодернизм (с 1970;х гг.): Ж.-Ф. Лиотар, Ч. Дженкс, У. Эко, П. Гринуэй. | Отказ от представимого, всяких форм реализма в пользу непредставимого, виртуального, антагонизма различных позиций, их пересеченности, множественности, парадоксальности и отказ от какой-либо центрированности. |
Разумеется, специальное исследование по упорядочению эстетических направлений, а каждое из них состоит из многих теорий, является трудным делом. К тому же следует учесть, что каждое эстетическое направление интерпретируется с различных философских позиций, в частности, феноменологических, герменевтических, аналитических, постструктуралистских. Тем не менее многообразие как эстетических направлений, так и их интерпретаций не исключает возможности их упорядочения. В рамках данной книги оно не может быть реализовано. Достаточно того, что задана определенная перспектива. В порядке гипотезы выскажем наше мнение. Оно состоит в том, что прогресс искусствоведческого знания выражает следующий интерпретационный ряд актуальных эстетических направлений:
В случае обращения к какой-либо искусствоведческой теории всегда полезно оценить ее состояние с позиций либо ряда, либо приемлемой его альтернативы.
Выводы
ской и других формах научных этик, равно как, например, о театрологической и фильмологической эстетике.
- 2. Что касается философской этики и эстетики, то они развивались в лоне философии. Их развитие представляют интерпретационные ряды соответственно этических и эстетических философских направлений.
- 3. Учет достижений философской этики и эстетики совершается посредством особого вида интердисциплинарной трансдукции. При этом философские этики и эстетики выполняют роль донорных концепций.
- [1] Все аксиологические метадисциплины за исключением мстаискусстовведениядостигают своей вершины в этике. Мстаискусствоведние кульминирует в эстетике. Правомерно ввести представление о техникологической, экономической, педагогиче-