Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

СМИ как важный фактор формирования общественного сознания: Философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аспирант предпринял попытку выявить, какое информационное поле создано и каковы тенденции его формирования и влияния на общественное сознание. С одной стороны, в процессе эволюции СМИ привнесено немало положительного. С другой стороны, коренная их модернизация как техническая, так и содержательная привела к качественному изменению назначения средств массовой информации, к ее коммерциализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ * ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Объективность общественного сознания как результат деятельности СМИ
    • 1. 2. Специфика формирования общественного сознания средствами массовой информации
  • ГЛАВА 2. СМИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТРАНЫ
    • 2. 1. Деятельность СМИ в системе политических институтов как важный фактор формирования общественного сознания
    • 2. 2. Социальные аномалии и чрезвычайные ситуации: внедрение агрессивных моделей в общественное сознание
  • ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СМИ В. ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
    • 3. 1. Массовая коммуникация: ее философсктй аспект в процессе формирования общественного сознания
    • 3. 2. Российское информационное пространство как отражение сформированного общественного сознания в современных условиях
      • 3. 2. 1. Типологическая структура СМИ и характер ее влияния на общественное сознание
      • 3. 2. 2. Некоторые особенности деятельности СМИ в процессе создания информационного пространства в современной России

СМИ как важный фактор формирования общественного сознания: Философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью анализа еще недостаточно изученного нового направления философской науки-особенностей воздействия средств массовой информации на процесс формирования общественного сознания. Информативно-системные связи занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина — все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе.

Функционирование и восприятие различных СМИ обусловливается прежде всего их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информациирадио — слуховоетелевидениеи на зрительное, и на слуховоеа всемирная сеть Интернет, объединяющая самый широкий круг пользователей, претендует на создание новой, своей виртуальной реальности. Средства массовой информации в том числе и виртуальная среда начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе. В этом смысле, Интернет приносит с собой многочисленные культурно-мировоззренческие проблемы, суть которых необходимо осмыслить в ближайшее будущее, с тем, чтобы вовремя увидеть в этом феномене конструктивные и деструктивные стороныгде компьютер приходит на помощь человеку, экономя его время и освобождая от рутинной работы, а где оказывает разрушительное влияние на его психику и мировоззрение.

Аспирант предпринял попытку выявить, какое информационное поле создано и каковы тенденции его формирования и влияния на общественное сознание. С одной стороны, в процессе эволюции СМИ привнесено немало положительного. С другой стороны, коренная их модернизация как техническая, так и содержательная привела к качественному изменению назначения средств массовой информации, к ее коммерциализации, монополизации политических и идеологических взглядов с навязыванием новых догм взамен старых, служению групповым интересам, к искажению фактов и сведению личных счетов. Четко выявилась общая тенденция: средства массовой информации манипулируют общественным сознанием, привнося с собой новую, неизвестную доселе психологию и культуру, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, самосознание человека и его отношение к окружающему миру.

Таким образом, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор формирования общественного сознания.

Воздействие средств массовой информации на массовое сознание граждан особенно велико во время чрезвычайных ситуаций и аномальных явлений, избирательных кампаний, переломных политико-исторических событий. Чрезвычайные ситуации и аномальные явления, случившиеся в России в начале века, подтвердили ведущую роль СМИ в формировании общественного сознания.

Весьма существенным представляется анализ содержательной деятельности СМИ: имеет значение не только общая направленность деятельности средств массовой информации, но и ее духовно-нравственные основы, степень их свободы и демократизма.

Представляется актуальным исследование особенностей процессов взаимодействия российской власти и СМИ в современный период, методов воздействия на аудиторию государственных и формально независимых средств массовой информации, изучение моральных доминант и общих тенденций <> развития массовой коммуникации на примере современных средств массовой информации.

Представляется важным исследовать причины появления в деятельности СМИ тенденций манипулирования общественным сознанием россиян, рассмотреть феномен средств массовой информации как такого действующего элемента массовой коммуникации, который лишает ее своей главной функциипостижения истины, эстетической и нравственной сущности.

Теоретический анализ проблем массовой коммуникации в современной России дает основания выдвинуть положение о повышении роли СМИ в формировании общественного сознания. Характер и направленность средств массовой информации стали важными факторами общественного развития, политических и электоральных процессов.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемам, связанным с развитием и функционированием средств массовой коммуникации в современном обществе посвящен целый ряд фундаментальных и прикладных трудов, большое количество научных статей по различным дисциплинам гуманитарного, а также и технического профиля. По проблемам коммуникации опубликован ряд работ общего и междисциплинарного характера.

Теоретические аспекты массовой коммуникации в контексте других наук и ее воздействие на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей, как Т. А. Алексина, В. Ю. Борев, Ю. П. Буданцев, Л. М. Землянова, М. С. Каган, И. С. Мелюхин, М. М. Назаров, А. А. Нуруллаев, В. Петров, А. Поздняков, В. Почепцов, Ю. В. Рождественский, Б. М. Сапунов, И. А. Федякин и.

За рубежом изучению и анализу деятельности СМК, их месту в социокультурных и политических процессах исторически уделялось значительное внимание. Теорию массовой коммуникации и ее средств в общем аспекте разрабатывали такие исследователи как Т. Адорно, Р. Барт, С. Бир, Н. Винер, Г. Гербнер, Г. Лассауэлл, Д. Макквейл, А. Моль, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер, Г. Шиллер, В. Шрамм и др.2.

Исследования массовой коммуникации позволили глубже раскрыть взаимосвязь между СМИ и обществом, властью и человеком, показали необходимость следующего этапа развития научной мысли в современных условиях становления.

Современное понятие массовой коммуникации возникло в конце 40-хначале 50-х годов, когда с развитием технических средств массовой информации стало все больше ощущаться явление медиатизации общества.

В наше время проблемы массовых информационных процессов и медиатизации общества, являющиеся сущностными для теории массовой коммуникации, нашли свое отражение в трудах, посвященных проблемам влияния средств массовой информации на общественное сознание.

Среди теоретических работ российских исследователей необходимо выделить монографии, учебные пособия и статьи П. П. Гайденко, К. С. Гаджиева.

1 Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986; Буданцев Ю. П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. — М., 1979; Землянова Л. М. Американская коммуникативистика. — М., 1995; Мельник Г. С. Масс-медиа:психологические процессы и эффекты. — С.-Пб, 1996; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999; Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. — M., 1998; Поздняков Э. А. Философия культуры. — С.-Пб, 1999; Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998; Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1997; Сапунов Б. М. Философские проблемы массовой информации и телерадио коммуникации. — М., 1998; Федякин И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. — М., 1987 г.

2 Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. — М. — С.-Пб., 1997; Барт Р. Мифологии. -M., 1996; Бир С. Мозг фирмы. — М., 1993; Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. — М., 1983; Хоркхаймер M. Диалектика просвещения. — M. -С.-Пб, 1997; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. M., 1980; Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelus. — Frankfiirt/Main. 1973; Gerbner G, Schramm W. Commukations // International Encyclopaedia of Communications. Vol.l. — N.Y. — Oxford, 1989; Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communications of Ideas.- N.Y., 1948.

И др .3.

Проблема деятельности СМИ как фактора формирования общественного сознания становится все более актуальной по мере демократизации российского общества. Прикладные исследования, затрагивающие роль СМИ как важнейшего фактора формирования общественного сознания, стали появляться в России совсем недавно.

Наличие системы СМИ, отвечающей всем требованиям независимости и плюрализма, представляет собой основной критерий демократии и правового государства. Применительно к СМИ имеются основополагающие принципы, на которых основывается любое демократическое общество. Это, прежде всего, разделение властей, уважение прав человека и основных свобод.

На наш взгляд, не существует единой модели в области системы средств массовой информации. Специфика России в том, что это огромный континент с серьезными и порой трудно разрешимыми проблемами. Многие из них ^ связаны с правовыми сторонами производства и получения объективной информации. Эти вопросы освещаются в материалах Международных и Российских научно-практических конференций4, а также в различных работах по проблемам СМИ5.

Цель и задачи исследования

.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей влияния средств массовой информации на формирование общественного сознания. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: рассмотреть генезис и особенности развития понятий «коммуникация», «массовая коммуникация», их современного содержанияпроследить взаимосвязи демократических реформ в России с I.

Гайденко П.П., Давыдов Ю. П. История и рациональность. — М., 1991; Цуладзе A.M. Политические манипуляции или покорение толпы. — М., 1999 и др.

4Роль прессы в формировании гражданского общества. — М., 1999; Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. — М., 1999 и др. возможностями получения личностью объективной информации и роль СМИ в подготовке и передаче такой информациипроанализировать основные направления воздействия средств массовой информации на взгляды читательской и зрительской аудиториивыявить актуальные проблемы в процессе отражения средствами массовой информации социальных аномалий и чрезвычайных ситуаций. провести анализ взаимодействия власти и СМИ на современном этапесравнить методы воздействия на аудиторию государственных и формально независимых средств массовой информации;

Объектом исследования являются отношения «власть-СМИ-общество-личность», в которых массовая коммуникация занимает центральное место, формируя общественное сознание.

Предмет исследования составляют особенности влияния средств массовой информации на формирование общественного сознания.

Методологическая база диссертационного исследования.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили принципы диалектики, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический, системный и культурологический методы политологии, труды российских и зарубежных ученых, исследующих роль средств массовой информации в формировании общественного сознания.

Исследовательскую базу диссертации составили законы Российской Федерации о выборах и средствах массовой информации, документы Центральной Избирательной комиссии, статистические данные о выборах и деятельности российских средств массовой информации, социологические опросы общественного мнения, данные печати.

5 Средства массовой информации постсоветской России. — М., 1996; Егоров В.В.

В ходе диссертационного исследования применялись общенаучные методы познания, а также методы конкретно-социологических исследований СМИвключенное наблюдение и контент-анализ, и метод системного анализа, позволивший восстановить историческую ретроспективу событий. Среди методологических принципов следует особо выделить методы исследования взаимоотношений между обществом и СМИ в философском и конкретноисторическом плане. В диссертационном исследовании проблемы использовались также методы: философский, филологический, исторический, аналитический.

Анализ практических аспектов проблемы показал, что изучение средств массовой информации как важного фактора формирования общественного сознания возможно лишь на стыке нескольких научных дисциплин: философии, отечественной истории, социологии, психологии, политологии, прогнозирования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами взаимодействия общества со средствами массовой информации. Были предприняты шаги по изучению и научно-критическому осмыслению западных информационных концепций.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых комплексных работ, в которой с привлечением большого количества теоретических источников и конкретных фактов современной ситуации проанализирован процесс формирования общественного сознания посредством СМИ.

Конкретные аспекты научной новизны исследования состоят в следующем:

• определены действующие элементы массовой коммуникации, осуществляемой средствами массовой информации;

• выявлены ситуации, в которых коммуникация может терять свои нравственные, эстетические, правосознательные функции, исследованы возможные причины таких тенденций;

• проведен сравнительный анализ потери коммуникацией своих гуманистических функций;

• определены функции и направления коммуникации, усиливающие влияние на формирование общественного сознания;

• установлены зависимости отношений «власть-общество-человек» ;

• исследованы формы взаимодействия общества и СМИ в информационном поле массовой коммуникации;

Проведен анализ сущности, содержания и функций средств массовой информации как одного из важнейших факторов формирования общественного сознания;

Раскрыты противоречия, возникшие в информационной политике государства на современном этапе, особенно в области проблем, связанных с тенденциями субъективного отражения социальных аномалий и чрезвычайных ситуаций, с этическими и правовыми аспектами информационной безопасности общества.

Выявлены особенности российского информационного поля, его целевых установок, интерпретации идеи «свободы печати» и роли СМИ в формировании общественного сознания в современных условиях.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Любой объект окружающего мира, который определенным образом и зависит от других объектов и воздействует на них, является действующим элементом коммуникации. В коммуникации действующими элементами выступают как публичные субъекты (представители различных ветвей власти, выполняющие свои должностные и общественные функции, актеры и т. д.), так и представители средств массовой информации, обеспечивающие массовую коммуникацию с социально-политическими группами, общностями, институтами, отдельными индивидами, с обществом в целом. Осуществляются тенденции сотрудничества действующих элементов между собой с целью лоббирования определенных интересов. За открытой, публичной коммуникацией стоят и такие ее действующие элементы, как властные структуры, руководство средств массовой информации, журналисты и менеджеры ТВ и печати, финансовые олигархи с их подконтрольными СМИ, центры опросов общественного мнения, аудитория (мини-социум, контент-группы).

2. Правовые государственные и общественные институты не располагают достаточной этико-правовой базой для эффективного мониторинга и принятия действенных мер для придания общественной коммуникации цивилизованной, не ущемляющей достоинство и права личности формы и устранения причин экспансии ряда средств массовой информации.

3. Во время чрезвычайных ситуаций и аномальных явлений в Российской Федерации на отдельных каналах российских СМИ использовались чисто «медийные» знаковые приемы «черного пиара». В этой связи необходимо принятие определенных мер по формированию соответствующего общественного сознания, направленных на повышение уровня ответственности телевидения и совершенствование законодательной базы СМИ.

4. Подлежит всяческой поддержке и стимулированию использование просветительских и нравственно-убеждающих функций и направлений общественной коммуникации с целью формирования демократических, подлинно гуманистических ориентаций в обществе.

5. Общественная коммуникация в Российской Федерации на рубеже XXI века воплощает в себе социальные отношения типа: Человек — Власть.

Общество. Они характерны для переходной стадии развития. Желательна реализация политико-коммуникационного алгоритма: Человек — ОбществоВласть.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней обобщены теоретические взгляды на проблемы массовой коммуникации, имеющей свою специфическую систему действующих элементоввыявлены связи этих элементов в современной российской действительности, формы и методы их коммуникативных направлений в процессе формирования общественного сознания.

Результаты работы могут быть использованы для анализа российской электоральной коммуникации и организации деятельности средств массовой информации в направлении дальнейшей демократизации, расширения прав и свобод, усиления социальной ответственности граждан Российской Федерации.

Материалы диссертационного исследования предлагается использовать в в научно-исследовательской и образовательной практике. В программе научных исследований диссертация может быть использована в дальнейшем освоении наследия русской философии, политологии и культуры. В образовательной практике положения, сформулированные в данной диссертации, могут быть использованы как в курсах философии в разделе «теория познания», так и на факультетах журналистики. Положения, сформулированные в данной диссертации, открывают новые возможности в сфере познания и философского осмысления взаимодействия средств массовой информации и культуры, СМИ и психологии, СМИ и политологии.

Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по политическим наукам, социальной философии, социологии, теории и практики.

Апробация результатов исследования и публикации по теме. Теоретико-методологические положения, аналитический материал и результаты исследования были апробированы автором на практике. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Московского государственного университета сервиса и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликованы:

Российская пресса на стыке 20 и 21 веков: от советской коммунистической к либертарианской?" (Сборник научных трудов «Россия: идеи и люди», вып.8, М. — изд. МГОУ, 2003, 1 п/л).

Духовность и роль СМИ в современных условиях" (Журнал «Духовность», № 4, СПГИ 2003 г., 0,5 п/л).

Деятельность СМИ в системе политических институтов как важный фактор формирования общественного сознания" (Журнал «Духовность», № 6, СПГИ, 2004, 0,5п/л, в печати).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Исходя из проведенного в диссертации исследования, можно сделать следующие выводы. .

1.Любой объект окружающего мира, который определенным образом зависит от других объектов и воздействует на них, является действующим элементом коммуникации. В массовой коммуникации действующими элементами выступают как публичные субъекты (представители различных ветвей власти, выполняющие свои должностные и общественные функции, актеры и т. д.), представители СМИ, обеспечивающие массовую коммуникацию публичным субъектам с социально-политическими группами, общностями, институтами, отдельными индивидами, с обществом в целом. Осуществляются тенденции сотрудничества действующих элементов между собой с целью лоббирования определенных интересов.

За открытой, публичной коммуникацией отдельных лидеров, следовательно, стоят и такие ее действующие элементы, как властные структуры, руководство СМИ, телеканалов, ведущие программ, журналисты и менеджеры ТВ и печати, финансовые олигархи с их подконтрольными СМИ, центры опросов общественного мнения, аудитория (мини-социум, контент-группы).

2.Правовые государственные и общественные институты не располагают достаточной этико-правовой базой для эффективного мониторинга и принятия действенных мер в целях придания политической коммуникации цивилизованной, не ущемляющей достоинство и права личности формы и устранения причин политической экспансии ряда СМИ.

3.В результате безнравственного использования средствами массовой информации тем чрезвычайных ситуаций и аномальных явлений отмечены резкие негативные последствия в обществе. Необходимо принятие мер по формированию общественного сознания и совершенствованию законодательной базы СМИ, направленных против использования подобных тем.

4.Подлежит всяческой поддержке и стимулированию использование просветительских и нравственно-убеждающих функций и направлений массовой коммуникации с целью формирования разумных, а не деформированных ею взглядов.

5. Массовая коммуникация в Российской Федерации на рубеже XXI века воплощает в себе социальные отношения типа: Власть — СМИЧеловекОбщество. Они характерны для переходной стадии развития. Желательна реализация нравственно—коммуникационного алгоритма: СМИ — ЧеловекОбщество — Власть. Тем самым осуществляется переход от сознательного использования средств массовой информации в целях осуществления открытости общества к положению, когда властные отношения сведутся к защитным, организационно-хозяйственным и экономическим функциям.

6. В диссертации впервые поставлена проблема формирования общественного сознания средствами массовой коммуникации в условиях становления плюрализма, что сопровождено созданием нового информационного поля.

8. В основе идеальной, подлинно демократической и «толерантной» модели массовой коммуникации лежит диалог между «управляющими» и «управляемыми», предполагающий равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о социальных явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам. Эти принципы особенно актуальны в современных российских условиях.

9. Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного общественного мнения, демократическая политическая культура, свобода средств массовой информации от властных структур — важные предпосылки оптимального развития массовой коммуникации, устойчивого социального процесса. В этом смысле теория массовой коммуникации должна все в большей степени выступать, как наука и искусство достижения гармонии, толерантности, координации интересов общества, его групп и индивидов посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, уважении коренных интересов человека.

10. В информационном обществе качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и ее использования. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания. Вместе с тем, отмечая позитивное влияние новых информационных технологий, необходимо обратить внимание на то, что они в принципе содержат и немалые возможности для нарушения принципов демократического устройства общества, прав и свобод человека. Это может выразиться, например, в создании «электронной картотеки» на каждого жителя страны, в отсутствии свободного доступа к информации простых граждан, нередко вынужденных довольствоваться сведениями, которые носят отрывочный или субъективный характер.

11. Принципиальное значение имеет ценностное измерение общественного сознания, его основных потоков, их направленности. Культурная политика в области массовой коммуникации может основываться на таких принципах, как приоритетность гуманистических качеств и ценностей данной культурыравные права и широкие возможности для приобщения к информации вследствие утверждения справедливости, демократии и широких прав гражданблизость к культуре нации, этнической общности или религиозного большинствастрогий учет моральных норм и требований общества.

12.Ценностные качества массовой коммуникации ранжируются и политически переосмысливаются правящими элитами и бюрократией в собственных интересах, однако они во многом определяются состоянием и уровнем развития общей и политической культуры данного общества. Массовая коммуникация, выступая важнейшим фактором, формирующим общественное сознание, во многом опосредуется правовыми нормами, субъективными взглядами, культурными традициями и социокультурными ценностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. — М. — С.-Пб" 1997.
  2. Г. М., Социальная психология, 1-е изд., М., 1980., 2-е изд., 1997.
  3. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М., Наука. 1970.
  4. Л.П. «Утраты доверия к СМИ. Опасный рубеж.» Журналистика. 1993.
  5. Е.И., Асеев П. В., Организация рекламной компании., М., 1997.
  6. Р. Мифологии. М., 1996.
  7. Вир С. Мозг фирмы. М., 1993, с. 407−408.
  8. Е.А., Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных общественных отношений. Учебное пособие. Социально-психологические проблемы, М., ИМА-пресс, 1994.
  9. М.М. Мы не можем друг без друга или Брак по расчету. М. 1995. С.134−148.
  10. H.H., Социальная психология печати, радио и телевидения., М., 1990.
  11. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
  12. Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. М. 1979, с.36−42.
  13. Ю.П. Очерки ноокоммуникологии. М., 1995.
  14. Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 1995.
  15. С.И. Солнце и глаз. М., Изд. АН СССР, 1972. -С.79.
  16. М. Избранные произведения. М. 1990.
  17. Н. Творец и робот. М., 1966, с. 41.
  18. Н. Кибернетика. М., 1968, с. 160.19
Заполнить форму текущей работой