Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая теория в философии Аристотеля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образование необходимо также еще и потому, что любой человек, сам по себе, наедине с собой, склонен к крайностям. Человек же, чтобы жить достойно, должен избегать крайностей. Индивид только тогда будет жить счастливо, если он распознает крайности. А что означает распознать крайности? Согласно Стагириту, распознать крайности — это значит найти середину. В нахождении золотой середины всего и вся… Читать ещё >

Педагогическая теория в философии Аристотеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аристотель, так же как и Платон, уделял огромное внимание в своей философии образованию и прежде всего воспитанию и воспитателям.

Македонского. Аристотель, подчеркивая значение воспитания и воспитателя в жизни человека, всегда говорил о том, что воспитатели достойны даже большего уважения, чем родители, ибо если родители лишь дают жизнь, то воспитатели делают эту жизнь достойной. В Афинах он создал свою школу — Ликей (лицей) — которая получила название от храма Аполлона Л икейского. Кроме того, именно Аристотель ввел в наш словарь понятие гимнасии (гимназия) — место философских бесед.

Как и Платон, Стагирит подчеркивает, что обучение и воспитание — дело государства, а если это не так, то общественный строй терпит поражение. Ведь человек, согласно Аристотелю, это политическое (общественное) животное. Его тело — животное, а душа — божественная, и если убрать одну из важнейших составляющих его частей — душу (интеллект), то он будет полностью животным. Поскольку у человека есть грубые инстинкты животного и вместе с этим, возвышенные качества Бога, то он не может жить изолированно и должен постоянно балансировать между животным и божественным (человеческим). И только тогда, когда баланс (гармония) животного и божественного достигается, можно говорить об идеальном человеке.

Однако для того, чтобы достигнуть гармонии, человеку надо научиться правильно мыслить. Ведь власть человека, само человеческое содержание — в мышлении. Иначе говоря, необходимы ясные и четкие суждения о смысле гармонии человека с другими людьми и с самим собой. Вот для этого-то как раз и нужно образование. Именно поэтому Аристотель и рассматривает образование человека необходимостью его жизни в обществе. В этой связи он ставит вполне конкретную задачу образования: развить и завершить природу человека (создать то, чего нет в его природе). А это значит, что необходимо для всех людей единое и одинаковое образование. Ведь образование — это не частное дело, не как кому вздумается учить и воспитывать людей, но их общее дело для достижения блага государства и блага каждого гражданина, являющееся высшим и самым прекрасным благом, доставляющим величайшее удовольствие — счастье[1].

Образование необходимо также еще и потому, что любой человек, сам по себе, наедине с собой, склонен к крайностям. Человек же, чтобы жить достойно, должен избегать крайностей. Индивид только тогда будет жить счастливо, если он распознает крайности. А что означает распознать крайности? Согласно Стагириту, распознать крайности — это значит найти середину. В нахождении золотой середины всего и вся и заключается, по мнению Аристотеля, содержание образования. Собственно, образованный человек отличается от необразованного его собрата тем, что всегда способен находить середину между, например, трусостью и безрассудством или между скупостью и мотовством. Ведь нахождение середины, в данном случае следование поступкам мужества и щедрости, есть обладание добродетелями[2], а следовательно, и показатель образованности человека. Обретение середины — добродетелей мышления и поступков человека — очень непросто для человека, оно (умение) приходит с опытом, но это принципиально необходимо ему в его жизни, и, для того чтобы овладеть этим умением, необходимо образование, которое должно продолжаться всю жизнь, считает Аристотель. Ведь человек, сознательно стремящийся к середине и достигающий ее, становится моральным, а значит добрым, совестливым, порядочным, справедливым. Однако, конечно, стремление усреднить, подогнать все и вся под общий знаменатель, имеющее место в педагогической теории Аристотеля, само по себе является парадоксальным. В реальной жизни, во-первых, просто невозможно создать такое однообразие, подобие всех и каждого из людей друг другу. Во-вторых, все моральное (порядочное), что следует середине, однообразно, а дурное (порочное), не следующее середине, разнообразно. Парадоксальность как раз в том и состоит, что внутреннее, например красоту души человека, увидеть гораздо труднее, чем внешнее — красоту его тела.

Образование (воспитание) особенно необходимо тем, считает Аристотель, у кого нет самодисциплины. Такие люди, полагает он, не способны строить счастье. А что же такое счастье? Счастье — это и совершенная деятельность, и привычка ума, говорит Аристотель. Именно поэтому цель образования (воспитания) — счастье индивида. Достижение счастья каждым индивидом — это миссия государства. Только сильное государство может служить всем индивидам и создать такую систему образования, которая будет направлена на благо (счастье) каждого индивида.

Аристотель выдвинул множество самых разных практических педагогических идей и рекомендаций, многие из которых не потеряли своего актуального значения и в наше время. Перечислим самые основные и значимые из них.

Так, будучи отцом и основателем логики, Аристотель справедливо считал, что логика (ясность, четкость, последовательность, непротиворечивость) должна лежать в основании содержания преподавания всех учебных дисциплин. Он выступал против узкой специализации, но одновременно полагал, что надо изучать те предметы, которые необходимы для жизни, но не все подряд. К таким предметам он относил грамматику, гимнастику, музыку и рисование[3]. Кстати, Аристотель полагал, что выбор предметов для изучения должен соответствовать достоинству гражданина. Учебный процесс, по его мнению, не должен быть слишком напряженным, но вместе с тем, отмечал он, учение — это не забава, ибо когда учатся, то не играют. Весьма позитивна и его мысль о том, что развитие навыков должно предшествовать умственному воспитанию.

Педагогическое учение Аристотеля, как и Платона, является социоцентричным, поскольку в нем постоянно подчеркивается, что для сохранения государственного строя необходимо воспитание всех людей в духе соответствующего государства[4]. Вместе с тем Аристотель показывает, что счастье каждого отдельного человека тождественно счастью государства. Именно поэтому совершенная образовательная деятельность государства, согласно Аристотелю, возможна лишь при создании благоприятных условий устройства системы общественного образования для граждан, но одновременно образовательная деятельность не будет состоятельной без стремлений самих граждан к получению качественного образования. (Аристотель сам неоднократно утверждает, что в деятельности воспитания необходимо ограничить принуждение, насилие.) Все это показывает, что в этой его модели уже просматриваются элементы антропоцентризма в развитии образования. Другими словами, его теория, будучи ориентированной на общество, нацелена на формирование и развитие человека, который должен служить обществу, его благу, а вместе с этим и своему счастью.

  • [1] См.: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 67−69.
  • [2] См.: Там же. С. 86.
  • [3] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. С. 629−630.
  • [4] См.: Там же. С. 551.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой