Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модернизация управления субмуниципальной образовательной системой как фактор обеспечения современного качества образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что разработка государственных стратегических документов в период 2000;2006 гг. осуществлялась в условиях обострения проблемы качества образования, которая заключалась в снижении уровня образовательной подготовки выпускников школы. Данные отрицательные тенденции были отмечены и в образовательной системе Советского района г. Челябинска. Среди факторов, обусловивших возникновение… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы модернизации управления субмуниципальной образовательной системой
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы модернизации управления субмуниципальной образовательной системой
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы модернизации субмуниципальной образовательной системы
    • 1. 3. Технология модернизации субмуниципальной образовательной системы
  • Выводы по первой главе 8
  • ГЛАВА II. Экспериментальная работа по реализации модернизированной субмуниципальной системы управления образованием
    • 2. 1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация модернизированной субмуниципальной системы управления образованием
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности модернизированной субмуниципальной системы управления образованием
  • Выводы по второй главе 1

Модернизация управления субмуниципальной образовательной системой как фактор обеспечения современного качества образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, ориентация экономики на инновационное развитие определили необходимость модернизации всей системы образования на основе положений и принципов, закрепленных в законе РФ «Об образовании» (1992/96г.), получивших развитие в комплексе документов, задающих стратегию развития отрасли: «Национальной доктрине развития образования Российской Федерации до 2025 года» (2000г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002г.), конкретизированных в приоритетном национальном проекте «Образование» (2006г.), проекте «Российское образование — 2020» (2008г.), Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2009г.). Указанные документы определяют главную задачу российской политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности в соответствии с потребностями личности, общества, государства. В качестве стержневых задач модернизации определены следующие: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образованияобеспечение государственных гарантий повышения доступности образованияповышение эффективности образовательной системы.

Следует отметить, что разработка государственных стратегических документов в период 2000;2006 гг. осуществлялась в условиях обострения проблемы качества образования, которая заключалась в снижении уровня образовательной подготовки выпускников школы. Данные отрицательные тенденции были отмечены и в образовательной системе Советского района г. Челябинска. Среди факторов, обусловивших возникновение проблемы, исследователи отмечали неэффективное управление на всех уровнях отрасли, предназначением которого являлось создание содержательных, организационных, кадровых, учебно-методических, информационных и др. условий и ресурсов. В Концепции модернизации образования подчеркнута необходимость формирования оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики: образовательных учреждений и органов управления. Именно от управления, от его способности генерировать, побуждать, стимулировать, организовывать и воплощать в практику плодотворные научные идеи и концепции во многом зависит реализация поставленных перед системой образования целей и задач. В этой связи актуальность проблемы модернизации субмуниципального управления образованием как составляющей целостной образовательной системы, имеющей свои отличительные особенности в структуре отраслевого управления, является очевидной.

Проведенный анализ научной литературы показал различную степень отражения в научных публикациях вопросов, относящихся к управлению образованием в целом и его отдельных компонентов. Изучению особенностей управления образовательными системами посвящены труды Б.С. Гершун-ского, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, A.M. Новикова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Г. Н. Серикова и др. Проблемы управления развитием образовательных учреждений исследованы А. Г. Гостевым, А. Е. Капто, A.M. Моисеевым, В. С. Лазаревым, А. В. Лоренсовым, М. М. Поташником, П. И. Третьяковым, О. Г. Хомерики и др. Вопросы качества образования рассмотрены в работах В. А. Кальней, А. Н. Майорова, Д. Ш. Матроса, Н. Н. Мельниковой, Д. М. Полева, С. Е. Шишова и др. Специфика управления региональными и муниципальными системами образования представлена в диссертационных исследованиях М. В. Артюхова, В. Я. Барсуковой, А. П. Беляева, А. Т. Глазунова, Л. П. Кезиной, Л. А. Крохалевой, В. Н. Живикина, В. А. Некрасова, В. В. Нестерова, А. Н. Стрижова и др.

Исследования вышеуказанных авторов способствовали систематизации научной информации относительно сущности управления образованием, его отличительных особенностей и качественных характеристик. Вместе с тем проведенный анализ научной литературы показал, что проблема модернизации управления образованием субмуниципального уровня, имеющего свою специфику в условиях децентрализации и разграничения полномочий, изучена недостаточно.

Тем самым обнаруживается обострение противоречий: социально-педагогического уровня — между потребностью субмуниципальной образовательной системы в управлении ее модернизацией в целях обеспечения современного качества образования и невозможностью его осуществления традиционными подходами, методами и средстваминаучно-теоретического уровня — между необходимостью модернизации управления субмуниципальной образовательной системой и недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований для ее реализациинаучно-методического уровня — между насущной потребностью в современных методах и средствах осуществления модернизации субмуниципального управления и недостаточным уровнем их разработанности.

Вышеизложенные противоречия определили актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске научных подходов и обоснований модернизации управления системой образования субмуниципального уровня, предназначением которой является обеспечение современного качества образования в соответствии с потребностями личности, общества и государства.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Модернизация управления субмуниципальной образовательной системой как фактор обеспечения современного качества образования».

Цель исследования — теоретически обосновать, модернизировать и экспериментально проверить субмуниципальную систему управления образованием, обеспечивающую достижение современного качества образования в соответствии с потребностями личности, общества и государства.

Объект исследования — субмуниципальная образовательная система.

Предмет исследования — процесс модернизациии управления субмуниципальной образовательной системой.

Гипотеза исследования — процесс модернизации субмуниципального управления будет эффективным, то есть обеспечит достижение современного качества образования, если:

• сущность модернизации субмуниципального управления рассматривается как комплексное, всестороннее обновление компонентов управления в соответствии с требованиями современной науки на основе системного, си-нергетического, процессного и ситуационного подходов, направленное на обеспечение достижения современного качества образования;

• результатом процесса модернизации является система субмуниципального управления образованием, в состав которой включены компоненты, каждый из которых выполняет определенные функции в обеспечении достижения современного качества образования: содерэюательно-целевая подсистема, определяющая цели и направления деятельностифункционально-структурная, включающая базовые функции (планирование, организация, мотивация, контроль), управление развитием (проектами) и управление функционированием, а также организационную структуру управления матричного типатехнологическая, содержащая технологии разработки управленческих решенийинформационно-коммуникативная, интегрирующая информационное обеспечение, коммуникации и документооборот на основе локальной информационной сети. Системообразуюгцим фактороль является цель модернизированной системы — обеспечение достижения современного качества образования;

• модернизация управления осуществлена на основе разработанной технологии проектирования компонентов, интегрированных в целостную систему субмуниципального управления образованием.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы модернизации субмуниципального управления образованием в теории и практике педагогики.

2. Определить теоретико-методологические основания модернизации субмуниципального управления образованием.

3. Выявить и спроектировать компоненты управления субмуниципальной образовательной системой, определить их функции в обеспечении достижения современного качества образования и интегрировать в целостную модернизированную систему субмуниципального управления на основе системного, синергетического, процессного и ситуационного подходов.

4. Экспериментально проверить модернизированную субмуниципальную систему управления образованием как фактор обеспечения современного качества образования.

5. Разработать технологию и научно-методические рекомендации модернизации субмуниципального управления.

Теоретике — методологическими основаниями исследования послужили: базовые положения диалектики познания, диалектической теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийметодологические подходы общенаучного уровня: системный (А.И. Аверьянов, И. В. Блауберг, В. Г. Афанасьев, В. Н. Садовский, Э.Г. Юдин) — сынергетический (В.П. Кохановский, С. П. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) — междис-г{иплинарный и комплексный (Э.Н. Гусинский, В. М. Полонский, Б.С. Гершун-ский) — теория управления (В.Г. Афанасьев, М. Альберт, Е. М. Бабосов, О’Донелл, Г. Кунц, М. Мескон, Г. Х. Попов, А. А. Радугин, О. М. Рой, Ф. Хе-доури и др.) — теория управления образовательными системами (B.C. Лазарев, Ю. А. Конаржевский, В. И. Зверева, М. М. Поташник, A.M. Моисеев, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков и др.), теория управления качеством образования (В.А. Кальней, Д. Ш. Матрос, Н. Н. Мельникова, Д. М. Полев, Дж. Равен, С. Е. Шишов и др.), методология педагогических исследований (А.Г. Гостев, К. Ингекамп, Н. В. Кузьмина, В. В. Краевский, А. Н. Майоров, A.M. Новиков, А .Я. Найн, Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева и др.).

База исследования. Исследование осуществлялось в образовательной системе Советского района г. Челябинска, состоящей из 1 7 общеобразовательных учреждений, 40 учреждений дошкольного образования, 3 учреждений дополнительного образования, а также районного органа управления, в состав которого входит аппарат управления и службы обеспечения: медико-психолого-педагогический центр, служба информационно-аналитического и методического обеспечения. Отдельные положения исследования проверялись на базе управлений образования Ленинского и Калининского районов г. Челябинска. Всего исследованием было охвачено 120 представителей различных уровней управления (районного управления образования, служб обеспечения, образовательных учреждений).

Исследование осуществлялось в период с 2005 по 2009 гг. и состояло из трех этапов. На первом этапе (2005;2006 гг.) — констатирующем — изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике управления образованиемна основании анализа существующих концепций были сформулированы исходные позиции исследования: объект, предмет, рабочие формулировки цели, задач, гипотезы исследования, предполагаемая научная новизна и практическая значимость, а также база исследования. Разрабатывался понятийный аппарат, обосновывался выбор методологических подходов к решению поставленной проблемы. Осуществлен первичный сбор, анализ и оценка данных о состоянии компонентов управления, педагогических условий и результатов образования. На втором этапе (2006;2008 гг.) — формирующем — на основе разработанной технологии модернизировалась, апробировалась и корректировалась субмуниципальная система управления образованием: определялись цели, морфологический состав, структура, функции и технологии управления. На третьем этапе (2008;2009 гг.) — обобщающемосуществлялись обработка, анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы: формулировались окончательные выводы, уточнялись научно-методические рекомендации, оформлялось диссертационное исследование.

Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ философской и педагогической литературы, литературы по управлению социальными системамиконтент-анализ стратегических и нормативно-правовых документов, каузально-функциональный анализ, конкретизация теоретического знания. Эмпирические методы: социологические, психологические и педагогические методы исследований объектов управлениякомпонентов субмуниципальной образовательной системы и результатов образования (психологическая диагностикаанкетированиеэкспертная оценка состояния выделенных компонентов субмуниципальной образовательной системы и результатов образования) — анализ, синтез, сравнение результатов исследования. Проблемно-ориентированный анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении проблемы научного обоснования модернизации субмуниципального управления образовательной системой для обеспечения современного качества образования и получении следующих результатов:

1. Определена совокупность теоретико-методологических оснований модернизации субмуниципального управления образованием, включающая всеобщие законы и принципы управлениясистемный, синергетический, процессный и ситуационный подходы.

2. В соответствии с научными достижениями и выделенными теоретико-методологическими основаниями выявлены, обновлены и интегрированы в целостную систему субмуниципального управления следующие компоненты: содержательно-целевая, функционально-организационная, технологическая и информационно-коммуникативная подсистемыопределен их состав и функции в обеспечении достижения современного качества образования.

3. Разработана технология модернизации субмуниципальной системы управления образованием, представленная упорядоченной в логической последовательности совокупностью процедур и операций, направленных на проектирование каждой подсистемы с последующей интеграцией их в целостную систему.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

1) развитии научных представлений о модернизации субмуниципального управления образованием, расширении теоретико-методологического пространства исследуемой проблемы, заключающегося в использовании законов и принципов социального управления, системного, синергетического, процессного и ситуационного подходов;

2) расширении терминологического поля проблемы исследования через уточнение понятий «система управления субмуниципальным образованием" — «модернизация субмуниципального управления образованием», «современное качество образования»;

3) теоретическом обосновании технологии модернизации субмуниципальной образовательной системы.

Практическая значимость иссле дования заключается в разработке технологии модернизации субмуниципального управления образованиемсоздании комплекса проектов модернизации субмуниципальной образовательной системы по основным направлениям модернизации российского образования и национального проекта «Образование" — в создании учебного пособия «Методологические и технологические аспекты модернизации субмуниципальной системы управления образованием» и монографии «Управление модернизацией образовательного процесса на основе современных педагогических технологий».

Результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора, посвященных различным аспектам управления субмуниципальной образовательной системой, а также управления образовательным учреждением.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивались применением в ходе исследования теоретических и эмпирических методов научного познанияопорой на современные исследования проблем развития образовательной системы и качества образованияанализом научных и практических публикаций по проблеме управления социальными системамикомплексной методикой исследований эффективности модернизированной системысравнительным анализом полученных данных, объективность которых обеспечивалась независимостью процедуры проведения и оценки отдельных направлений исследованиявоспроизводимостью результатов исследованийрепрезентативностью полученных данных, их качественным и количественным анализом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

• в процессе управления образовательными системами Советского, Ленинского и Калининского районов г. Челябинска;

• в выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Коменский Я. А. и современное образование: проблемы, поиски, решения» (Челябинск, 1997 г.), «Модернизация образования в условиях глобализации» (Тюмень, 2005 г.), V международная научно-практическая конференция «Управление качеством образования: проблемы непрерывного развития» (Екатеринбург, 2006 г.), «Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования» (Уфа, 2007 г.), «Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века» (Челябинск, 2005 г.) — на всероссийской научно-практической конференции работников образования «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2005 г.), научно-практических конференциях работников образования Советского района г. Челябинскавыступлениях на коллегии Министерства образования и науки Челябинской области (2008г.) — в публикациях по теме исследования в научных журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модернизация субмуниципального управления образованием включает:

• комплексное всестороннее обновление компонентов управления в соответствии с требованиями современной науки на основе системного, си-нергетического, процессного, ситуационного подходов;

• интеграцию компонентов в целостную систему с целью обеспечения современного качества образования.

2. Модернизированная система субмуниципального управления образованием как фактор обеспечения достижения современного качества образования представлена совокупностью четырех подсистем: содержательно-целевой — определяющей цели, задачи и направления деятельности по обеспечению современного качества образованияфункционально-структурной — объединяющей базовые функции, функции управления развитием (проектами) и функционированием образования, матричную организационную структуру управлениятехнологической — представляющей технологии принятия управленческих решенийинформационно-коммуникативной, интегрирующей информационное обеспечение, коммуникации и документооборот на основе локальной информационной сети.

3. Технология модернизации субмуниципальной системы управления представляет собой упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций, направленных на формирование каждой подсистемы с последующей интеграцией их в целостную систему.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Выводы по второй главе.

1. В соответствии с теоретическими основами научной организации педагогических исследований, положениями, определяющими сущность и задачи эксперимента как особого исследовательского метода, нами была осуществлена экспериментальная работа, направленная на осуществление замысла модернизации субмуниципальной системы управления образованием и определение достоверности выдвинутой гипотезы.

2. Экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с поставленными задачами и планом их реализации. Были проведены констатирующий, формирующий и обобщающий эксперименты.

3. На этапе констатирующего эксперимента на основе методологии системного, комплексного и междисциплинарного подходов, в соответствии с теоретическими положениями науки социального управления, педагогики и психологии мы определили исходное состояние субмуниципальной образовательной системы по показателям качества ее компонентов и результатов, а также состояние действующей субмуниципальной системы управления. Результаты исследования свидетельствовали о наличии фактов, имевших достаточно низкую оценку.

4. В ходе формирующего эксперимента в соответствии со спецификой его особенностей и определенными нами задачами относительно данной части исследования, с учетом выявленных в ходе констатирующего эксперимента проблем была реализована модернизированная субмуниципальная система управления с одновременной корректировкой ее компонентовсоздано семь проектов модернизации субмуниципальной образовательной системыв ходе эксперимента были уточнены и откорректированы следующие элементы системы: базовые и специальные функции (управление процессами и управление проектами), организационная структура управления, элементы технологии управления, информационное обеспечение и коммуникации.

5. Нами была осуществлена теоретическая и практическая подготовка педагогов и членов управленческого звена по вопросам модернизации образования, написана монография «Управление модернизацией образовательного процесса на основе современных педагогических технологий», создано учебно-методическое пособие «Методологические и технологические аспекты модернизации субмуниципальной системы управления образованием».

6. Изучение качественных характеристик реализованной модернизированной системы управления свидетельствовали о положительной оценке субъектами управления ее компонентов и системы в целом. В результате подготовки управленческого и педагогического персонала выросла компетентность в вопросах модернизации управления и современных образовательных технологий.

7. Методологической базой проведения обобщающего эксперимента являлись соответствующие положения теоретических основ научной организации педагогических исследований, исходные концептуальные положения об эффективности управления, теоретические положения менеджмента, педагогики, психологии, а также государственные образовательные стандарты. В соответствии с предназначением эксперимента и поставленными нами задачами мы осуществили изучение состояния образовательной системы и ее результатов по показателям, выделенным на этапе констатирующего эксперимента. На основе полученных данных был проведен сравнительный анализ состояния субмуниципальной образовательной системы до и после реализации модернизированной системы управления. Результаты анализа констатировали наличие позитивных изменений по выделенным показателям, что позволило сделать вывод об эффективности управления субмуниципальной образовательной системой. Принимая во внимание, что состояние компонентов образовательной системы и результаты функционирования были определены нами как зависимые переменные, а модернизированная система управления выступала в качестве независимой переменной, мы сделали вывод о наличии причинно-следственных связей между ними. Поскольку полученные результаты явились итогом управленческих воздействий на субмуниципальную образовательную систему, можно утверждать, что модернизированная система управления явилась фактором обеспечения современного качества образования, то есть выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Определенные государством стратегия и тактика приведения качества образования целям инновационного развития государства, представленные в документах первого десятилетия XXI века, диктуют модернизации всех компонентов образовательной системы. Особая роль в данном процессе принадлежит управлению образованием субмуниципального уровня, которому в соответствии с законодательством делегированы ответственность за создание условий выполнения государственных образовательных стандартов в локальной образовательной системе и полномочия по определению и реализации целей ее функционирования и развития в соответствии с целями модернизации образования. Необходимость осуществления преобразований, предусмотренных государственными документами, инициировала исследования феномена «управление», его качественных характеристик, предопределяющих достижение в управляемой системе современного качества образования. В результате изучения теории управления социальными системами и научных публикаций по вопросам управления образованием мы определили основные концептуальные положения исследования:

• субмуниципальная система управления является составляющей субмуниципальной образовательной системы;

• модернизация субмуниципальной образовательной системы в соответствии с поставленными в стратегических документах целями требует модернизации всех ее компонентов, в том числе системы управления;

• результаты модернизации субмуниципальной образовательной системы, заключающиеся в достижении современного качества образования, определяются ее управлением;

• качество управления зависит от ряда факторов, из которых необходимо выделить наличие целей управления, качество реализации управленческих функций, распределение полномочий ответственности, используемых методов и средств управления, информационного обеспечения и коммуникаций.

Перечисленные тезисы явились основанием для зарождения идеи модернизации субмуниципальной образовательной системы и воплощения ее в замысел, заключающийся в выявлении и интеграции в систему всех компонентов, составляющих управленческую деятельность.

В первой главе проведенного исследования осуществлен историко-педагогический анализ состояния проблемы исследования, который показал, что в соответствии с законами управления каждый выделенный социально-экономический период развития государства характеризуется адекватными особенностями управления образованием. Однако мы выяснили, что вопросы модернизации управления образованием субмуниицпального уровня как фактор обеспечения современного качества образования в теории и практике педагогики не изучены в полной мере.

Рассматривая модернизацию субмуниципального управления образованием как сложный и многоаспектный процесс, исследование которого не может быть осуществлено с единой точки зрения, мы опирались на сочетание системного, синергетического, процессного и ситуационного подходов, привлечение положений теории систем, теории социального управления, педагогики. В результате был сформирован базовый понятийный аппарат исследования, а именно: уточнены понятия «система управления субмуниципальным образованием" — «модернизация субмуниципального управления образованием», «современное качество образования».

Ключевое понятие «модернизация субмуниципального управления» рассматривается нами как комплексное всестороннее обновление компонентов управления в соответствии с требованиями современной науки на основе системного, синергетического, процессного, ситуационного подходов и интеграция их в целостную систему с целью обеспечения современного качества образования.

Исходя из исследований теории и практики управления социальными системами и управления системой образования, на основе выделенных методологических подходов с учетом целей и задач образования, поставленных в стратегических документах, мы рассматриваем модернизированную субмуниципальную систему управления образованием как взаимосвязанное единство четырех подсистем: содержателъно-г{елевой, функционально-структурной, технологической и информационно-коммуникативной. Системообразующим фактором модернизированной системы является цель управления субмуниципальным образованием, заключающаяся в обеспечении современного качества образования.

Уточнение понятия «современное качество образования» осуществлено на основе трактовки, представленной в государственных документах, и рассматривается нами как характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов современным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу, в том числе к педагогическим условиям, в которых процесс протекает.

В основу обобщенной технологии модернизации системы положены морфологический, структурный и функциональный аспекты системного подхода, а также информационный, коммуникативный, технологический, процессный и ситуационный подходы при проектировании или обновлении отдельных компонентов системы. Нами выделены основные этапы модернизации системы в целом и логическая последовательность действий при проектировании каждого компонента. Разработанная технология отражает практический аспект исследования и дает ответ на вопрос «Как модернизировать субмуниципальную систему управления, способную обеспечить современное качество образования?».

Во второй главе исследования определены цели, задачи и этапы педагогического эксперимента, описана реализация модернизированной системы субмуниципального управления образованием, определены критерии и показатели ее качества и эффективности, проанализированы полученные результаты и проведена их обработка. Целью экспериментальной работы явилась верификация выдвинутой гипотезы о том, что модернизированная субмуниципальная система управления является фактором достижения современного качества образования. Работа осуществлена на первом, втором и третьем этапах исследования и была представлена констатирующим, формирующим и обобщающим экспериментами.

Констатирующий эксперимент был направлен на изучение исходного состояния компонентов субмуниципального управления, объектов управления: обеспечивающих процессов и их результатов — педагогических условийа также результатов образования. В соответствии с методологией проведения формирующего эксперимента нами осуществлена реализация модернизированной субмуниципальной системы управления образованием и проверка компонентов по выделенным критериям и показателям. В ходе обобщающего эксперимента были проведены повторные измерения состояния компонентов образовательной системы по показателям, определенным в качестве зависимых переменныхосуществлена интерпретация полученных результатов и проверка гипотезы.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена комплексом государственных стратегических документов, определяющих цели и задачи модернизации образования, в том числе управления как составляющей целостной образовательной системы, а также необходимостью решения проблемы качества образования в субмуниципальной образовательной системе.

2. Модернизация субмуниципальной системы управления рассматривается как комплексное, всестороннее обновление и интеграция в целостную систему всех компонентов управления в соответствии с требованиями современной науки на основе системного, синергетического, процессного и ситуационного подходов.

3. Субмуниципальная система управления образованием — это взаимосвязанное единство четырех подсистем: содержательно-целевой, представляющей направления, цели и задачи деятельности по обеспечению достижения современного качества образованияфункционально-структурной, объединяющей базовые функции управления (планирование, организацию, мотивацию и контроль) и специальные — управление развитием (проектами) и управление функционированием образовательной системы, а таюке организационную структуру управления матричного типатехнологической, содержащей технологии принятия управленческого решенияинформационно-коммуникативной, интегрирующей информационное обеспечение, коммуникации и документооборот на основе развития локальной информационной системы.

4. Модернизированная субмуниципальная система управления отвечает всем признакам системы: ее внутренние свойства определяются морфологическим, структурным, функциональным и интегративным аспектами, которые в сжатом виде могут быть представлены: составом системысвязями между подсистемами и элементами, относящимися к связям управления, функционирования и развитияосновной функцией системы, заключающейся в целенаправленном воздействии на образовательную систему для обеспечения ее модернизациисистемообразующим фактором, которым является цель управления — обеспечение достижения современного качества образования.

5. Технология модернизации представляет собой упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций, методов и средств всестороннего и комплексного обновления или проектирования компонентов субмуниципальной системы управления.

6. Проведенный анализ результатов экспериментальной работы по выделенным критериям реализации стержневых задач модернизации показал наличие позитивных изменений в педагогических условиях — а) компонентах образовательной системы: в ассортименте образовательных услуг, соответствующих запросам населения районаб) в качестве образовательных услуг, выраженных показателями профессиональной квалификации педагогов и уровнем владения ими современными образовательными технологиямив) уровне и направленности образовательных программг) организации образовательного процессад) документально-содержательном обеспечении образовательной деятельности.

7. Изменения в компонентах образовательной системы обусловили рост образованности выпускников школы в соответствии с современными требованиями к качеству образования, выраженный показателями достижений учащихся на итоговой государственной аттестации и интеллектуальных конкурсных состязаниях.

Поскольку полученные результаты явились итогом управленческих воздействий на субмуниципальную образовательную систему, можно утверждать, что модернизированная система управления явилась фактором обеспечения современного качества образования, то есть выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи исследования решены, а его результаты имеют научную новизну, теоретическую и практическую значимость. В то же время выполненная работа не решила всех проблем, связанных с модернизацией субмуниципального управления образованием. Вне поля исследования остались вопросы общественно-государственного управления субмуниципальной образовательной системой, вопросы социального партнерства в управлении системой, вопросы управления качеством дополнительного образования и воспитания, что создает предпосылки для продолжения научной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. , А.Ф. Полвека в образовании Текст. / А. Ф. Аменд / сост. Н. А. Вахрушева, Т. П. Скребцова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. — 432с.
  3. , А. Психологическое тестирование: В 2 т. Текст. / Ана-стази А. -М.: Педагогика, 1982.-Т.1 318 е.- Т.2.-295 с.
  4. , И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. Текст. / И. Ансофф / науч. ред. и предисловие Л. И. Евенко. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  5. , С.И., Михеев, В.И., Перелъцвайг, Ю. М. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований Текст. / С. И. Архангельский, В. И. Михеев, Ю. М. Перельцвайг. М.: Знание, 1975.-43 с.
  6. , С.И., Михеев, В.И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований Текст. / С. И. Архангельский, В. И. Михеев. М.: Знание, 1976. — 27с.
  7. , В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  8. , В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. /В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. —432 с.
  9. , В.Г. Социальная информация и управление обществом Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  10. , Э.В., Ярошенко, В.И. Эффективность информационного обеспечения управления Текст. / Э. В. Афанасьев, В. И. Ярошенко. М.: Экономика, 1987. — 109 с.
  11. , В.Г., Баглай, М.В., Беляев, А. А. Социальный менеджмент Текст. / В. Г. Афанасьев, М. В. Баглай, А. А. Беляев. М.: Бизнес-шк. «Интел-Сиютез», 2000. — 384 с.
  12. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  13. , Е.М. Социология управления Текст. / Е. М. Бабосов. — Минск: ТетраСистемс, 2001. 170 с.
  14. , А.В. Управленческое обеспечение учебного процесса Текст. / А. В. Балакин. — Киев: Киев, ун-т, 1989. — 72 с.
  15. , Р.П. Управленческая деятельность в сфере образования: системный подход Текст. / Р. П. Бакушник —М.: АО «Рифма», 1992. — 48 с.
  16. , Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Я. Барсукова. Челябинск, 1999. — 186 с.
  17. , Г. Л., Байер, У.К. Цели и критерии эффективности обучения Текст. / Г. Л. Батурина, У. К. Байер // Сов. педагогика. 1975. — № 4. -С.41−49.
  18. , В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: моногр. Текст. / В. А. Беликов. М.: ВЛАДОС, 2005. — 357 с.
  19. , А.И. Информация и управление Текст. / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. М.: Экономика, 1966. — 275 с.
  20. , Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании Текст. / Е. В. Бережнова // Педагогика. — 2001. — № 9. — С. 33−39.
  21. , К. Измерения: понятия, теории, проблемы: пер. с чешек. К. Н. Иванова Текст. / Берка К.: под ред.Б. В. Бирюкова. М.: Прогресс, 1987.
  22. , В.П. Опыт разработки и исследования критериев качества освоения знаний Текст. / В. П. Беспалько // Сов. педагогика. — 1968. -№ 5. С.52−55.
  23. , В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия Текст. // Педагогика. 1993. — № 5. — С.16−24.
  24. , В.П. О возможностях системного подхода в педагогике Текст. / В. П. Беспалько // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−60.
  25. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  26. , И.В. Проблемы методологии системного исследования Текст. / И. В. Блауберг. М., 1970. — 195 с.
  27. , И.В., Садовский, В.Н., Юдин, Э. Г Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  28. , И.В., Юдин, Э.Г Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 270 с.
  29. , Д. Основы менеджмента Текст. / Д. Бодди, Р.Пэйтон. — СПб.: Питер. 2003. 816 с.
  30. , И. М, Очерки по статистике всеобщего школьного обучения Текст. / И. М. Богданов. М. — Д., 1948. — 85 с.
  31. , АД. Об организации и методах деятельности исследователя Текст. / А. Д. Ботвинников // Сов. педагогика. 1981. — № 4. — С. 85−93.
  32. , ЕД. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы Текст. / Е. Д. Божович // Педагогика. 1997. — № 2. -С. 14−20.
  33. , М.К. Наука управления: новый подход: (Точка зрения ученого) Текст. / М. К. Бочаров. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  34. , C.JI. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения Текст. / C.JT. Братченко // Школьные технологии. 2001. — № 2-С.179−195- №> 3. — С.204−226- № 4. — С.137−148.
  35. , В.Г. Синергетические стратегии в образовании Текст. / В. Г. Буданов // Образование и интеграция. М.: Просвещение. — 1986. — 85 с.
  36. , Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования Текст. / Г. Х. Валеев // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−31.
  37. , Г. Х. Гипотеза педагогического исследования Текст. / Г. Х. Валеев // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 22−26.
  38. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ. Текст. / М. Вартофский: общ. ред. и послесл. И. Б. Новика,
  39. В.Н.Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
  40. , В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой Текст. / В. В. Васильев. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.- 139 с.
  41. , Ю.В. Управление целостным учебно-воспитательным процессом Текст. / Ю. В. Васильев // Сов. педагогика. 1986. — № 8. — С. 5154.
  42. , Ю.В. Методологические основы управления школьным делом Текст. / Ю. В. Васильев // Сов. педагогика. 1985. — № 4. — С.68−73.
  43. , Ю.В. Новые подходы в теории управления школой Текст. / Ю. В. Васильев // Сов. педагогика. 1989. — № 8. — С. 57−63.
  44. , Ю.В. Педагогическое управление в школе: методика, теория, практика Текст. / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
  45. , О.С. Менеджмент: учебник Текст. / О. С. Виханский,
  46. A.И.Наумов. -М.: Экономистъ, 2008.-288 с.
  47. , О. С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 2-е изд. — М.: Фирма Гардарика, 1996. — 416 с.
  48. Вопросы теории и практики внутришкольного управления Текст.: под ред. П. В. Худоминского. М.: АПН СССР, 1984. — 91 с.
  49. , Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика Текст. / Б. С. Гершунский. — Киев: Вища шк., 1986. — 197 с.
  50. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. — 606 с.
  51. , А.Г., Иванов, В.Н., Патрушев, В. И. Основы социального управления: учеб. пособие для вузов Текст. / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов,
  52. B.И. Патрушев. М.: Высш. шк., 2003. — 272 с.
  53. , Г. Р. Очерки информационной технологии Текст. / Г. Р. Громов,-М.: Инфоарт, 1993. 130 с.
  54. , Ю.В., Давыдов, В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования Текст. / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов // Педагогика. 1994. -№ 6. — С. 31−37.
  55. , М.В. Классификация моделей анализа и синтеза организационных структур Электронный ресурс. / М. В. Губко, Н. А. Коргин / Институт проблем управления РАН Москва (http://grebennikon.ru/cat-236−2-3.html
  56. ЪЪ.Гулиев, Н.А. Информационно-коммуникативный подход и управление качеством Электронный ресурс. (http://elLbrary.ru/Ltem.aspid)
  57. , С.В. Подходы к формированию системы управления качеством образования Электронный ресурс. / Институт проблем управления РАН г. Москва.
  58. , А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике Текст. / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 42−46.
  59. , Р., Каст, Ф., Розенцвейг, Д. Системы и руководство (теория систем и руководство системами: Пер. с англ. И. М. Михайлова и др. Текст. / Р. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг. М.: Сов. радио, 1971. — 648 с.
  60. Диалектика познания сложных систем Текст.: под ред. B.C. Тюх-тина. -М.: Мысль, 1988.-316 с.
  61. , Э., Мизла, М. Управленческие информационные системы Текст. / Э. Дудинская, М. Мизла // Проблемы теории и практики управления. 1996. -№ 2. — С. 114−120.
  62. , В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  63. , В.И., Закирова, А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. 1997. -№ 2. — С. 9−14.i
  64. , С.В. Краткий курс по менеджменту: учебное пособие Текст. / С. В. Загородников. 2-е изд.стер. — М.: Окей-книга, 2008. — 160 с.
  65. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изм. и доп. Текст.. 1996 г. М.: Новая шк, 1996 — 63 с.
  66. , М.В., Ильясов, P.M. Концептуальные основы экспертизы качества образования Текст. / М. В. Занин, P.M. Ильясов: департамент образования адм. Свердл. обл. — Екатеринбург, 1992.— 34 с.
  67. , В.И. Самоаттестация школы Текст. / В. И. Зверева. — М.: Образоват. центр «Пед. поиск», 1999. 160 с.
  68. , В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы Текст. / В. И. Зверева. — М.: Новая шк., 1997. — 319 с.
  69. , Г. Педагогическая диагностика Текст. / Г. Ингекамп. -М.: Педагогика, 1991. 238 с.
  70. Информатизация и технологизация социального пространства Текст.: материалы к 1 междунар. симпоз. по соц. технологиям, 24−25 нояб. 1994 г. -М.- Н. Новгород, 1994. 143 с.
  71. Информационные технологии в управлении развитием образовательной системы: сб. метод., аналит. и технолог, материалов Текст.: под ред. Чернецова П. И., Сиволапова А. В. Челябинск, 2000. — 180 с.
  72. Информатизация системы образования Челябинской области: официальное справочное издание Главного управления образования и науки Челябинской области Текст.: под редакцией В. В. Садырина. Челябинск, 2004. 52 с.
  73. Информация в научных исследованиях Текст. / С. Е Злочевский, А. В. Козенко, В. В. Косолапов, А. Н. Половинчик. — Киев: Наук, думка, 1969. — 289 с.
  74. Информация и управление: философско-методологические аспекты Текст.: отв. ред. Л. Г. Антипенко, В. И. Кремянский. М.: Наука, 1985. -285 с.
  75. , Н. Н. Школоведение Текст. / Н. Н. Иорданский. — М., 1927.- 120 с.
  76. , Н.И. Основы менеджмента : учебник Текст. / Н.И. Ка-бушкин. Минск: ЗАО Экономпресс, НПЖ ФУА, 1998. — 284 с.
  77. , Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты Текст. / Ю. М. Каныгин. Киев, 1991. — 328 с.
  78. , П.М. Принципы организации Текст. / П. М. Керженцев.- М.: Экономика, 1968. 464 с.
  79. , Ю.Н. Новые информационные технологии в управлении: курс лекций Текст. / Ю. Н. Кисляков. Новосибирск: Изд-во Сибир. кадр. Центра, 1994.-180 с.
  80. , В.И. Искусство управления. Учебник Текст. / В. И. Кнорринг. М.: Издательство БЕК, 1997. — 228 с.
  81. , Е.Н. Синергетика: начало нелинейного мышления Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов / Общественные науки и современность. 1993.- № 2. С. 12−25.
  82. , Л.Ф. Эффективность образования Текст. / Л. Ф. Колесников. М.: Педагогика, 1991. — 269 с.
  83. , Ю.А. Исследование вопросов совершенствования школьного инспектирования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. А. Конаржевский. — Новосибирск, 1972. 31 с.
  84. , Ю.А. Педагогический анализ и управление школой Текст. / Ю. А. Конаржевский. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  85. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Образоват. центр «Пед. поиск», 1999. -223 с.
  86. , М.И. Теоретические основы школоведения Текст. / М. И. Кондаков. М., 1982. — 192 с.
  87. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ М-ва образования Российской Федерации от 11 февр. 2002 г., № 393 Текст. // Вестн. образования. 2002. — № 6. — С. 10−40.
  88. , М.Ф. Романьковская, Н.В. Образовательные стандарты и контрольно-диагностическая деятельность Текст. / М. Ф. Королев, Н. В. Романьковская. -М., 1996. 185 с.
  89. , М. Ф. Органайзер комплект материалов для стандартизированной контрольно-оценочной деятельности Текст. / М. Ф. Королев. — М.: НМЦЮВОУМКО, 1996.-51 с.
  90. , H.JI. Социопрактические аспекты инновационной педагогической идеи Текст. / H. J1. Коршунова // Педагогика. — 2000. — № 9. С. 12−17.
  91. Критерии оценки деятельности общеобразовательной школы: инстр. письмо М-ва просвещ. СССР от 11 мая 1982 г., № 30-М Текст. // Бюл. норматив, актов М-ва просвещ. СССР. 1982. — № 8. — С. 43−45.
  92. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  93. , В. С. Управление образованием на пороге новой эпохи Текст. / B.C. Лазарев // Сов. педагогика. 1995. — № 5. — С. 12−18.
  94. , Н.Ф., Некрасов, С.Д. Контроль качества образования: понятие Текст. / Н. Ф. Лапшина, С. Д. Некрасов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 6. — С. 29−31.
  95. , О.Т. Основы менеджмента Текст. / О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. СПб.: МиМ, 1998. — 252 с.
  96. , Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа Текст. / Б. Г. Литвак. М.: Радио и связь, 1982. — 184 с.
  97. , Л.В. Профессиональное образование: компетентностно-контекстный подход: учеб. пособие Текст. / Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАУ, 2007. — 120 с.
  98. , А.Н. Мониторинг в образовании: в 2 кн. Текст. / А. Н. Майоров. СПб., 1998. — Кн. 1. — 342 с. — Кн.2. — 439 с.
  99. , Г. П. Курдин, В.Д. Информационные технологии: Социальный прогресс и культура Текст. / Г. П. Маньшин, В. Д. Курдин // Проблемы создания информационных технологий: Сб. науч. тр. — М., 1998. — Т.1, вып. 2.
  100. , А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса Текст. / А. К. Маркова // Вопр. психологии. 1977. — № 4. — С. 14−19.
  101. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных Текст. / В. Г. Андреенко, К. Д. Аргунов, В. И. Паннотто и др.- АН СССР, Ин-т социологии. М.: Наука, 1989. — 175 с.
  102. , Д.Ш., Полев, Д.М., Мельникова, Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст. / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. М.: Пед. о-во России, 1999. — 96 с.
  103. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник Текст.: под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. — 50 с.
  104. , М.Х. Основы менеджмента Текст. / М. Х. Мескон, Аль-бертХедоури -М.: Дело, 1993.-702 с.
  105. Методические разработки по выявлению информационных потребностей различных категорий потребителей в области педагогики и народного образования Текст. / АПН СССР- НИИ теории и истории педагогики.-М., 1991.-130 с.
  106. Методы педагогических исследований Текст.: под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  107. Методы системного педагогического исследования Текст.: под ред. Н. В. Кузьминой. — JL, 1980. 172 с.
  108. Мехти-Заде, М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения Текст. / М.М. Мехти-Заде // Сов. педагогика. 1976. — № 10. -С. 8−17.
  109. , Б.З., Евенко, Л.И., Рапопорт, B.C. Системный подход к организации управления Текст. / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорт.- М.: Экономика, 1983. 360 с.
  110. , В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987. — 198 с.
  111. , A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть Текст. / А. М. Моисеев. М.: Сентябрь, 2001. — 159 с.
  112. , Э.И. Основы педагогических знаний Текст. / Э.И. Мо-нозсон. М.: Педагогика 1986. — 200 с.
  113. Наш, А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарнымнаукам Текст. / А. Я. Найн. Челябинск, 2000. — 185 с.
  114. , А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований Текст. / А. Я. Найн // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−50.
  115. Национальная доктрина развития образования Российской Федерации до 2025 года. 2002. — 20 с.
  116. Национальный проект «Образование». — 2006. 18 с.
  117. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». -2009.- 16 с.
  118. , Э.К. Применение теории систем к проблемам управления Текст. / Э. К. Негойце. М.: Мир, 1981. — 173 с.
  119. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: психол.-пед. аспект: сб. науч. тр. Текст.: под ред. Е. Д. Божович. М.: Новая шк., 1995.-95 с.
  120. , A.M. Как модернизировать управление образованием? Текст. / А. М. Новиков, Д. А. Новиков // Народное образование. 2007. — № 9. С. 24−35
  121. , A.M. Качество образования: система внутренних и внешних оценок Текст. // Народное образование. 2005. — № 5. — С. 147−156.
  122. , Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами Текст. / Д. А. Новиков. — М: Эгвес, 2009. 156 с.
  123. , Д.А. Управление проектами: организационные механизмы Текст. / Д. А. Новиков. М.: ПМСОФТ, 2007. — 211 с.
  124. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для рук. и сотрудников муниципальных органов упр. Текст.: под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа. — 1997. — 97 с.
  125. Общий менеджмент Текст.: под ред. А. К. Казанцева. — М.: Ин-фра-М, 2001.-251 с.
  126. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1986.-795 с.
  127. Орлов, А. А. Управление средней общеобразовательной школой
  128. Текст. / А. А. Орлов. М.: Просвещение, 1979. — 64 с.
  129. , А.А. Опыт разработки системы внутришкольной информации Текст. / А. А. Орлов // Сов. педагогика. 1984. — № 12. — С. 61−67.
  130. , А.И. Теория принятия решений Текст. / А. И. Орлов. — М.: Экзамен, 2005.- 168 с.
  131. Основы социального управления Текст.: под ред В. Н. Иванова — М.: Высш. шк., 2001.-270 с.
  132. Основы менеджмента Текст.: под ред А. А. Радугина. — М.: Центр, 1998.-432 с.
  133. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Текст. М.: Сов. энцикл., 1964−1968.-Т. 1−4.
  134. , Ф.Г. Управление просвещением в СССР: организацион-но-пед. аспекты руководства и управления системой нар. образования Текст. / Ф. Г. Панагин. М.: Просвещение, 1997. — 208 с.
  135. , Л. Выработка и принятие управленческих решений: Пер. с англ. Текст. / JI. Планкетт. -М.: Экономика, 2004. 170 с.
  136. , Д.М., Рузаков, А.А. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество образовательного процесса Текст. / Д. М. Полев, А. А. Рузаков // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 22−26.
  137. , В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики Текст. / В. М. Полонский // Педагогика. 1997. —№ 1. — С.14−19.
  138. , С.Д. В поисках педагогической инноватики Текст. / С. Д. Поляков. -М.: МГПИ, 1993. 130 с.
  139. , Г. Х. Эффективное управление Текст. / Г. Х. Попов. 2-еизд. М.: Экономика, 1985. — 335 с.
  140. , M.JI. Директор школы и учительский коллектив Текст. / M.JI. Портнов // Нар. образование. 1982. — № 11. — С. 70−73.
  141. , А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики Текст. / А. И. Пригожин. — М.: Политиздат, 1989. -271 с.
  142. , М.М. Управление развитием образовательного учреждения Текст. / М. М. Поташник // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 20−26.
  143. , М.М. Диссертации по управлению образованием: Состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования Текст. / М. М. Поташник, A.M. Моисеев. -М.: Новая школа, 1998. 176 с.
  144. , Н.А. Управление информатизацией образовательного процесса в школе Текст.: автореферат дисс. кандид. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Попова. Ектеринбург: УГУ, 2007. — 22 с.
  145. , Е. Синергетический подход к системе высшего образования Е. Пугачева Текст. / Е. Пугачева // Высшее образование в России, 1998.-№ 2.-С. 41−45.
  146. , Ю.П. Методы анализа и интерпретации эксперимента Текст. / Ю. П. Пытьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 45 с.
  147. , M.JI. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. Текст. / М. Л. Разу, В. И. Воропаев, Ю. В. Якутии. М.: ИНфРА-М, 2000. -320 с.
  148. , М. Оптимальная сложность управленческих структур Текст. / М. Райсс. — М.: Менеджмент и маркетинг, 1994. № 5. — С. 74−79.
  149. , В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации Текст. / В. Ш. Рапопорт. М.: Экономика, 1988. — 160 с.
  150. Рой, О. М. Теория управления: учебное пособие Текст. / О. М. Рой. СПб: Питер, 2008. — 256 с.
  151. Российское образование — 2020. Текст. // Официальные документы в образовании, 2008 № 12. — С. 3−25.
  152. , Г. И. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем Текст. / Г. И. Рузавин // Вопросы экономики, 1996. № 3. — С. 103−114.
  153. Румянцева, 3. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 3. Текст. /3. Румянцева, Н. Филлипов, Т.Шрамченко. -М.: ИНФРА-М, 2000. 288 с.
  154. , Г. С. Управление и регулирование: сравнительный анализ понятий Текст. / Г. С. Рыжков // О системе категорий диалектической логики. Свердловск, 1967.-С. 140−154.
  155. , В.Г. Синергетический подход к образованию. Теоретико-методологический аспект Текст. / В. Г. Рындак // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия. Оренбург, 2000. 325 с.
  156. , В.Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский, — М., 1974. 279 с.
  157. Самоорганизация в природе и обществе: философско-методологические очерки Текст.: под. ред. Гусева С. С. и др. Спб.: Наука, 1994.- 128 с.
  158. Сборник материалов по проблеме управленческой деятельности руководителя образования Текст. — М.: СП «Интерэкспорт», 1992. 78 с.
  159. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  160. , В.Д. Новая парадигма и подходы к практике Текст. /
  161. B.Д. Семенов // Образование и наука: Известия Урал.науч.образов.центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1999. — № 1(1).1. C.98−112.
  162. , Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998 — 664 с.
  163. , Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Информационное обеспечение Текст. / Г. Н. Сериков. — Челябинск, 1996.-412 с.
  164. , Г. Н. Элементы теории системного управления. 4.2. Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск, 1996. — 430 с.
  165. , Г. Н. Элементы теории системного управления. Ч. З. Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск, 1996. — 240 с.
  166. Сван, ДжВ., Уайт, Дж.Д. Оценка перспектив использования информационных технологий в целях повышения производительности Текст. / Дж.В. Свайн, Дж.Д.Уайт. М., 1999. — 420 с.
  167. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. — 350 с.
  168. , И.М., Аверин, Ю.П. Основы теории социального управления Текст. / И. М. Слепенков, Ю. П. Аверин. М.: Высш. шк., 1990. -301 с.
  169. Словарь иностранных слов Текст. М.: Рус. яз., 1986. — 620 с.
  170. , Н.П. Теория социальных организаций проблема создания Электронный ресурс.: http://certicom.kiev.ua/spp.html.theory
  171. , В.П. Руководство учебным процессом в школе Текст.. М.: Просвещение, 1972. — 270 с.
  172. , А.П. Информация в жизни человека Текст. / А. П. Суханов. -М.: МГПУ, 1983. 98 с.
  173. , В.Ф. Человек в мире информатики Текст. / В. Ф. Сухина. М.: Радио и связь, 1992. — 112 с.
  174. , Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе Текст. / Н. Ф. Талызина // Сов. педагогика. 1989. — № 4. — С. 11−16.
  175. , B.C. Методические указания по формированию управленческих информационных систем в условиях общеобразовательной школы Текст. / B.C. Татьянченко. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 39 с.
  176. , B.C. Информационный банк руководителя общеобразовательной школы Текст. / B.C. Татьянченко. Челябинск, 1992. — 111 с.
  177. , Н.Н. Развитие субрегиональной системы образования Текст. / Н. Н. Терехина // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 1216.
  178. , П.И. Управле ние школой по результатам: Практика пед. менеджмента Текст. / П. И. Третьяков. — М.: Новая шк., 1997. 283 с.
  179. , П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. Текст. / П. И. Третьяков. — М.: Изд-во: Скрипторий, 2003. 21 с.
  180. Третьяков, 77.И. Технология модульного обучения в школе: прак-тикоориентированная монография Текст. / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский: под ред. П. И. Третьякова.М.: Новая школа, 1995. — С. 19.
  181. , П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Текст. / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева: под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003. — С. 85.
  182. , Н.Н. Диагностика уровня достижений учащихся: Методологический и дидактический аспекты Текст. / Н. Н. Тулькибаева. — Челябинск: Факел, 1997. 76 с.
  183. , Н.Н., Яковлева, Н.М., Большакова, З.М. Теоретико-методологическая концепция экспертизы образования на основе стандартизации Текст. / Н. Н. Тулькибаева. Челябинск: Факел, 1998. — 161 с.
  184. , А.А. Информационное обеспечение внутришкольного управления Текст. / А. А. Тютин // Теория и практика внутришкольного руководства: сб. науч. тр. АПН СССР. М., 1982. — С. 31−40.
  185. Управление качеством образования Текст.: под ред М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2000. — 441 с.
  186. Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай (гор)оно Текст.: под ред. М. И. Кондакова, M.JT. Портно-ва, П. В. Худоминского. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  187. Управление организацией: учебник Текст.: под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 1998. 669 с.
  188. Управление современной школой Текст.: под ред. М. М. Поташника. М.: Новая шк., 1992. — 168 с.
  189. Управление развитием школы: пособие для рук. образовательных учреждений Текст.: под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. — М.: Новая шк., 1995.-462 с.
  190. Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие Текст.: под ред. B.C. Лазарева. — М.: Центр соц. и экон. исслед., 1997. -332 с.
  191. , АД. Информация: методологические аспекты Текст. / А. Д. Урсул.-М.: Наука, 1971.-294 с.
  192. , В.В. Управление модернизацией образовательного процесса на основе современных педагогических технологий: монография Текст. / В. В. Усынин. — Челябинск: Цицеро, 2008. — 232 с.
  193. , В.В. Коммуникации как фактор эффективного управления субмуниципальной образовательной системой Текст. / В. В. Усынин // Сибирский педагогический журнал. 2009. — № 7. — С. 46−59.
  194. , В.В. Функции управления и информация в условиях модернизации образования Текст. /В.В. Усынин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2009. — № 9. — С.23−31.
  195. , В.В. Инновационные образовательные учреждения: как им развиваться? Текст. / В. В. Усынин / Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи: под.ред. А. Я. Найна. Челябинск: УралГУФК, 2004. — С. 126−128
  196. , В.В. Развитие субмуниципальной образовательной системы в условиях модернизации российского образования Текст. / В. В. Усынин. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. — 40 с.
  197. , В.В. Национальный проект «Образование» как фактор интенсивного развития субмуниципальной образовательной системы Текст. / В. В. Усынин. Челябинск: ЗАО Челябинская межрайонная типография, 2007.-35 с.
  198. , В.В. Тенденции развития и управления инновационными процессами в образовательной системе района Текст. / В. Н. Бурова, В. В. Усынин. Челябинск: Изд-во ЧПО Книга, 2008. — 130 с.
  199. , В.В. Развитие районной образовательной системы в условиях формирования новой модели российского образования Текст. / В. В. Усынин. Челябинск: ООО Челябинский Дом печати, 2008. — 62 с.
  200. , В.В. Методологические и технологические аспекты модернизации субмуниципальной системы управления образованием: учебно-методическое пособие Текст. / В. В. Усынин. Челябинск: Цицеро, 2009. — 118 с.
  201. , В.В. Модернизация субмуниципальной образовательной системы в условиях перехода на современную модель российского образования: методическое пособие Текст. / В. В. Усынин. Челябинск: Изд-во ЧПО Книга, 2009. — 94 с.
  202. , В.В. Развитие дошкольного образования в субмуниципальной образовательной системе: методическое пособие Текст. / В. В. Усынин. Челябинск: ООО Челябинский Дом печати, 2009. — 31 с.
  203. , В.В. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в образовательном учреждении: методические рекомендации Текст. / О. Н. Гавриченко, В. В. Усынин, В. В. Шарамова. Челябинск: Цицеро, 2008. — 55 с.
  204. , О.Г. Внутришкольный контроль: каким он должен быть? Текст. / О. Г. Хомерики // Управление школой. Прил. к газ. «Первое сентября». 1999. — № 6. — С. 6- № 7. — С. 6.
  205. , П.В. Некоторые теоретические вопросы управления учреждениями просвещения Текст. / П. В. Худоминский // Материалы конференции по вопросам совершенствования форм и методов работы органов народного образования. -М., 1978. С. 34−51.
  206. , П.В. Теория и практика внутришкольного руководства Текст. / П. В. Худоминский. М.: АПН СССР, 1982. — 80 с.
  207. , П.В., Плохова, М.Г., Лихацкая, Э. В. Управление народным образованием в районе (городе) Текст. / П. В. Худоминский. М.: Просвещение, 1981.— 192 с.
  208. , П.В. Вопросы теории и практики внутришкольного управления Текст. / П. В. Худоминский. М.: НИИОП, 1984. — 91 с.
  209. , P.M. Энциклопедия современного управления: В 5 т. Т.4: Контроль как функция управления Текст. / P.M. Фалмер. М.: ВИПК Энерго, 1992.-147 с.
  210. , Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов Текст. / Р. А. Фатхутдинов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -447 с.
  211. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» Текст. // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 апреля 2000 г. — № 16. — С. 163.
  212. Федеральная программа развития образования: прил. к Федеральному закону от 10 апр. 2000 г., № 51-ФЗ Текст. // Вестн. образования. 2000. -№ 12.-С. 3−70.
  213. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. эн-цикл., 1989.-815 с.
  214. , В.И. Современные основы социального управления Текст. / В. И. Франчук. М., 1997. — 95 с.
  215. Философский словарь Текст.: под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1987. 590 с.
  216. , Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента Текст. / Д. Фуллер. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992. — 285 с.
  217. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст. / В. С. Черепанов. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.
  218. , Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой Текст. / Ю. И. Черняк. М.: Экономика, 1975. — 191 с.
  219. , А.В. Демократизация внутришкольного контроля Текст. / А. В. Чоботарь. М.: Знание, 1991. — 62 с.
  220. , Н.С. Ленинские принципы управления и стиль работы советской школы Текст. / Н. С. Чунцов // Сов. педагогика. 1980. — № 9. — С. 21−26.
  221. , Т.И. Исследовательский подход в управлении школой Текст. / Т. И. Шамова // Сов. педагогика. 1984. — № 9. — С. 42−47.
  222. , Т.И. Внутришкольное управление : Вопр. теории и практики / Т. И. Шамова. М. Педагогика, 1991. — 191 с.
  223. , Т.И., Чекмарева, Т.К. Осуществление системы внутри-школьного контроля в условиях реализации школьной реформы: Пособие для слушателей ФППК организаторов нар. образования Текст. / Т. И. Шамова, Т. К. Чекмарева. М.: МГПИ, 1989. — 120 с.
  224. , Т.И., Нефедова, К.А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления Текст. / Т. И. Шамова, К. А. Нефедова // Сов. педагогика. 1988. — № 2. — С. 41−45.
  225. , С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: пед. о-во России, 1999. -317 с.
  226. Школоведение Текст.: под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева, М.- 1955.-80 с.
  227. , В.В. Средства социологической диагностики в системе управления Текст. / В. В. Щербина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 462 с.
  228. , Г. И. Проблема информативности в научном познании (методологический аспект) Текст. / Г. И. Щербицкий // Методологические проблемы научного знания. Минск, 1983. — 95 с.
  229. Экспертные методы в педагогических исследованиях Текст. / Обзоры по информ. обеспечению общесоюз. науч.-пед. программ / НИИ общей педагогики- Вып.24. М., 1987. — 170 с.
  230. , И. С. Проблемы контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования Текст. / И. С. Якиманская // Психологические критерии качества знаний школьников: сб. науч. тр. — М., 1990.-С. 3−12.
  231. , Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Владос, 2006. -239 с.
  232. , В. Обучение как процесс управления: психологические аспекты Текст. / В.Якунин. JL: ЛГУ, 1988. — 160 с.
  233. Янг, С. Системное управление организацией: пер. с англ. Текст. / С. Янг. М.: Сов. радио, 1972. — 455 с.
  234. , А.А. Интегративное управление средой образования в школе Текст. / А. А. Ярулов. -М.: Народное образование, 2008. 368 с.
  235. DeFillippi, R. Educating Managers Through Real World Projects / Robert DeFillippi. New York: Suffolk University, 2007. — 216 p.
  236. George K. Cunningham. Educational and Psychological measurement. -New York: Macmillan publishing company, 1986. — 407 p.
  237. Kennet Boulding, «General Systems Theory: The Skeleton of Science», Management Science. April, 1956.
  238. Knight K. Matrix organization: a view. Jornal of Managment Studies, 1976, May.
  239. McKelvy B. Toward more comprehensive organization design objectives. -In: The Management of organization design. Research and Methodology, Amsterdam, 1976, Vol. 2.
  240. Mott P. The Characteristics of effective organizations. N.Y., 1972.
  241. Steers Т., Problems in the management of organizational effectiveness. — Administrative Science Quarterly, 1975, Dec.
  242. Wankel, Ch. Being and Becoming a Management Education Scholar / Charles Wankel. New York: St. John’s University, 2008. — 165 p.
  243. Wankel, Ch. Educating Managers with Tomorrow’s Technologies / Charles Wankel. New York: St. John’s University, 2008. — 160 p.
  244. Weber M. The theory of social and economic organizations (1910) / Trans, by A. Henderson, T. Parsons. Glencoe (III.).
  245. Woodward J. Industrial Organization: Theory and Practice. Oxford University, 1985.
Заполнить форму текущей работой