Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
При подготовке к уроку с использованием компьютерных технологий мы продумали, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, разрабатывали подробный план учебного занятия… Читать ещё >
Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы:
- 1. Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами,
- 2. Пополнили школьную медиатеку.
- 3. Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса.
- 4. Подключили школу к сети.
- 5. Провели анкетирование учащихся, родителей, учителей на предмет использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
- 6. Эпизодически включали информационные технологии в преподавание ряда учебных дисциплин.
- 7. Провели первичный (вводный) контроль качества знаний и общеучебных компетентностей учащихся.
Ожидаемые результаты формирующего этапа эксперимента:
- 1. Достижение новых образовательных результатов.
- 2. Снижение затрат (времени, сил) на достижение существующих образовательных результатов.
- 3. Развитие новых и совершенствование существующих форм и методов организации образовательного процесса.
Для решения поставленных задач было организовано 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа составляла 10 учеников и занималась по традиционной методике и экспериментальная группа, в которой занималось 10 учеников с использованием разработанной компьютерной ИДС. В начале эксперимента уровень подготовленности у учеников обеих групп по результатам тестирования существенно не отличались.
Исследованию были подвержены показатели и тесты, входящие в общую оценку знаний учащихся.
Внедрение и пропаганда результатов:
- — Обобщение опыта работы по данной проблеме.
- — Проведение семинаров для учителей.
Ожидаемые результаты:
- — повысить качество образовательного процесса;
- — повысить мотивацию к изучению предмета;
- — развить исследовательские и творческие навыки;
- — развить навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде.
Направления работы с использованием современных информационных технологий:
— введение нового материала с помощью мультимедийных презентаций; (Применение компьютерных презентаций позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала).
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы. Компьютерные презентации позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся).
— отработка лексических и грамматических структур с помощью компьютерных программ;
Существуют разнообразные программы для тренировки лексических и грамматических навыков, которые позволяют учащимся выбрать приемлемый уровень заданий.
Применение компьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения, формирует и далее развивает мотивацию обучения. Данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
При подготовке к уроку с использованием компьютерных технологий мы продумали, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, разрабатывали подробный план учебного занятия. Особое внимание уделяли формулировке вопросов и заданий, которые использовались на данном уроке.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств компьютерных технологий.
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.
На формирующем этапе нами проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.
В приложении 3 представлен конспект занятия по развитию познавательного интереса учащихся через использование графического редактора. Тема занятия: Создание движущихся изображений. Анимация рисунков. Цели занятия:
- 1. Закрепление понятий графический редактор, инструменты графического редактора.
- 2. Закрепление и проверка навыков работы в графическом редакторе Paint.
- 3. Развитие познавательного интереса и творческой активности.
Мы применили несколько основных принципов организации урока для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.
- 1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 9 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.
- 2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
- 3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером — основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.
- 4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
- 5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
- 6. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Перечисленные принципы организации уроков в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом, а с использованием современных информационных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.
Для проверки эффективности реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий нами был проведен контрольный этап эксперимента, о котором пойдет речь в следующем параграфе.