Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование речевых навыков учащихся-осетин старших классов на уроках русского языка при изучении сложноподчиненного предложения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный нами сравнительно-сопоставительный анализ сложноподчиненных предложений русского и осетинского языков показал: в русской и осетинской лингвистической науке представлены различные типы классификаций сложноподчиненных предложенийв осетинском языке нет сложноподчиненных предложений с придаточными следственнымив грамматике осетинского языка не рассматриваются структурные особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Лингвометодические основы изучения сложноподчиненног ния нгвистические основы изучения сложноподчиненног внительно-сопоставительный анализ сложноподчиненны ний русского и осетинского языков
  • Состояние обучения сложноподчиненному предложенш
  • 1. зыка учащихся старших классов осетинской школы из программ и учебников по русскому языку для 9 и точки зрения темы исследования

Совершенствование речевых навыков учащихся-осетин старших классов на уроках русского языка при изучении сложноподчиненного предложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества в условиях осетинско-русского билингвизма актуализируется проблема дальнейшего формирования паритетного национально-русского двуязычия, что предполагает создание равных условий для функционирования обоих языков, свободное пользование каждым из них в различных сферах деятельности.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку в национальной школе ориентирует на реализацию новых требований к содержанию и организации учебного материала, предусматривающих отбор и подачу языкового материала на основе системно-функционального подхода, обеспечивающего развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися навыками коммуникативной деятельности. Весь процесс обучения русскому языку необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся, приобретя нужные семантико-грамматические умения, могли создавать самостоятельные высказывания с использованием нужных языковых средств в различных ситуациях общения, исходя из текстообразующих возможностей и стилистических норм языка.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения синтаксических единиц, в частности сложноподчиненных предложений, с точки зрения их функциональных возможностей.

Выбор темы обусловлен тем, что изучение представленных конструкций в условиях национально-русского двуязычия учащимися-осетинами связано с определенными трудностями в силу ряда грамматических и семантико-стилистических расхождений данных единиц в обоих языках.

Результаты наблюдений за учебным процессом позволили установить: учащиеся старших классов национальной школы в недостаточной степени владеют умением определять грамматическую природу, структуру сложноподчиненного предложения, у них отсутствуют навыки конструирования, трансформации и активного использования в речи рассматриваемых синтаксических конструкций. В устных высказываниях и сочинениях школьников наблюдается употребление конструкций одной и той же модели с одинаковыми союзами, что подтверждает мысль о невыразительности и эмоциональной бедности языка старшеклассников, об отсутствии умения осознавать стилистическую целесообразность той или иной грамматической формы и использовать в полной мере при самостоятельном построении связных высказываний функционально-стилистические возможности сложноподчиненных предложений.

Анализ существующих программ и учебников по русскому языку для старших классов национальной школы показал: объем и содержание синтаксического материала, в том числе и по теме «Сложноподчиненное предложение», не в полной мере отвечает коммуникативной цели обучения. Функциональный аспект изучения сложноподчиненных предложений остается нераскрытым, внимание акцентируется в основном на формально-грамматической, а не на функционально-семантической стороне организации анализируемых синтаксических конструкций, что еще раз свидетельствует о необходимости создания обновленной теории и методики обучения в соответствии с коммуникативной направленностью обучения русскому языку.

Отдельным аспектам обучения синтаксису русского языка учащихся-осетин в условиях национально-русского двуязычия посвящены работы Р. Б. Сабаткоева, З. Х. Тедтоевой, J1.B. Газаевой, Р. П. Бибиловой, Б. Г. Мисиковой, М. А. Цаликовой и др. Тем не менее система работы при обучении сложноподчиненному предложению учащихся национальных школ в методической литературе не разработана, хотя анализируемые конструкции используются в различных функциональных стилях речи и имеют важное значение в речевой коммуникации.

Цели и условия обучения русскому языку учащихся национальных школ требуют не только формирования базовых знаний и умений по сложноподчиненному предложению, но и совершенствования связной речи и стилистических умений обучаемых.

Значимость усвоения сложноподчиненных предложений учащимися-осетинами старших классов национальной школы, характерные особенности функционирования предложенных для исследования синтаксических конструкций в различных условиях общения, неразработанность данной проблемы в методических трудах, посвященных преподаванию русского языка в осетинской школе, определили актуальность диссертационной работы.

Методологической и лингвистической основой исследования явились научно-теоретические труды ведущих ученых по различным аспектам лингвистики В. В. Бабайцевой, Н. К. Багаева, В. А. Белошапковой,.

A.В. Бондарко, Н. С. Валгиной, К. Е. Гагкаева, Г. А. Золотовой, Ю. Д. Каражаева, Р. З. Комаевой, Н. С. Поспелова и др. Кроме того, методическую основу исследования составили работы по методике преподавания русского языка как родного и в национальной аудитории Н. З. Бакеевой, Г. Г. Буржунова, Э. С. Дзуцева, А. Х. Загаштокова, З. М. Загирова, И. А. Зимней, А. Ю. Купаловой, А. А. Леонтьева, Е. И. Пассова, Р. Б. Сабаткоева, Б. А. Тахохова, М. Х. Шхапацевой и др.

Исследование базировалось на концептуальных положениях психологов и методистов о процессе усвоения языка как средства общения.

B.В. Беляева, А. С. Выготского, И. А. Зимней, В. Г. Костомарова, А. А. Леонтьева, О. Д. Митрофановой, М. М. Михайлова и др.

Объект исследования — процесс формирования речевых навыков учащихся-осетин 9−11 классов при изучении сложноподчиненных предложений русского языка.

Предмет исследования — методическая организация совершенствования речевых навыков учащихся 9−11 классов осетинской школы при изучении сложноподчиненных предложений.

Цель исследования — научное обоснование и разработка оптимальной системы работы над сложноподчиненным предложением в условиях русско-осетинского двуязычия, обеспечивающей эффективное развитие речевой деятельности учащихся.

На основе поставленной цели сформулирована следующая рабочая гипотеза: активизация в речи учащихся-осетин сложноподчиненных предложений может осуществляться значительно эффективнее, если при обучении указанным синтаксическим конструкциям:

— учитывать лингвистические основы обучения сложноподчиненному предложению;

— опираться на данные сравнительно-сопоставительного анализа сложноподчиненных предложений русского и родного языков;

— комплексно изучать структурные, грамматические, семантические, стилистические признаки сложноподчиненных предложений с учетом сравнительного анализа русского и родного (осетинского) языков учащихся и трудностей их усвоения;

— осуществлять процесс обучения на специально подобранных текстах, насыщенных изучаемыми синтаксическими конструкциями и отражающих их стилистические, семантические и структурные особенности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в диссертации необходимо было решить следующие основные задачи:

— выявить лингвистические, психолого-педагогические и методические основы организации работы по совершенствованию речевых навыков учащихся-осетин 9−11 классов;

— с целью прогнозирования возможных трудностей усвоения сложноподчиненных предложений провести их сравнительно-сопоставительный анализ в русском и осетинском языках;

— изучить состояние обучения сложноподчиненному предложению в осетинской школе и выявить типичные ошибки в использовании изучаемых синтаксических конструкций и причины их возникновения в русской речи учащихся-осетин;

— проанализировать современные программы и учебники по теме исследования;

— разработать систему упражнений по совершенствованию речевых навыков учащихся-осетин в процессе работы над сложноподчиненным предложением;

— определить эффективность разработанной системы упражнений в процессе экспериментального обучения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретический (изучение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы в аспекте исследуемой проблемы);

— сопоставительный (выявление общего и дифференциального в исследуемых конструкциях русского и осетинского языков, определение на основе этого в речи учащихся типичных ошибок, их причин, а также способов их преодоления);

— социолого-педагогический (анализ программ и учебников по русскому языку для национальных школ в аспекте исследуемой темы, наблюдение за ходом учебного процесса в школах республики, изучение состояния преподавания русского языка в национальной школе);

— статистический (количественный и качественный анализ результатов анкетирования, констатирующего среза, обучающего эксперимента);

— экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контролирующего экспериментов в ряде школ РСО-Алания).

Экспериментальная база исследования: средние общеобразовательные школы № 1 и № 2 с. Октябрьское, № 1 с. Камбилеевское, № 1 с. Гизель, с. Сунжа Пригородного района. В экспериментах, которые проводились с 2003 по 2006 гг. поэтапно, приняло участие 419 учащихся 9−11 классовуказанное количество участников экспериментов свидетельствует о достоверности результатов исследования.

I этап (2003 — 2004 гг.) — изучение и анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы. Определение и уточнение проблем, цели, гипотезы, предмета и задач исследования, анализ программ и учебников для национальных школ.

II этап (2004 — 2005 гг.) — исследование проблемы формирования речевых навыков учащихся-осетин с помощью констатирующих методикразработка и апробирование программы экспериментального обучения.

III этап (2005 — 2006 гг.) — проведение контрольного среза (диагностирование экспериментальных и контрольных группсбор данных и их анализ относительно поставленной цели), качественный и количественный анализ результатов обучающего эксперимента, их интерпретацияформулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются соответствующими методологическими подходами к решению проблемы, многоаспектным рассмотрением изучаемой проблемы, применением различных методов исследования и средств статистики, поэтапностью и продолжительностью эксперимента, положительными результатами экспериментальной работы с учащимися-осетинами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимым условием активизации в речи учащихся-осетин сложноподчиненных предложений является коммуникативно-функциональный подход к изучаемым синтаксическим конструкциям, что предполагает реализацию взаимосвязанных факторов: семантико-стилистическую дифференциацию изучаемых синтаксических единиц, ситуативную обусловленность речевого процесса.

2. В целях эффективной организации процесса совершенствования речевых навыков учащихся-осетин и успешного владения и употребления ими сложноподчиненных предложений следует производить тщательный отбор языкового материала с учетом данных сопоставительного анализа русского и осетинского языков и типичных ошибок, допускаемых школьниками.

3. Усвоение грамматических, семантических и стилистических особенностей сложноподчиненных предложений необходимо осуществлять на базе разработанной системы заданий и упражнений, обеспечивающих последовательность в усвоении изучаемых синтаксических конструкций и в то же время максимально способствующих речевому развитию учащихся, при этом постоянно привлекать внимание к синтаксической синонимии, работа над которой ускоряет процесс привития школьникам навыков точного и полного выражения своих мыслей в устной и письменной форме, а также умения концентрировать свое внимание не только на структурной, но и содержательной стороне изучаемых конструкций.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— в нем в учебных целях осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ сложноподчиненных предложений русского и осетинского языков, выявлены сходства и различия между ними, на основе чего определена типология ошибок употребления указанных синтаксических конструкций в русской речи учащихся-осетин;

— разработана научно обоснованная система обучения учащихся-осетин сложноподчиненному предложению на основе коммуникативно-функционального подхода, позволяющего рассматривать изучаемые синтаксические конструкции с точки зрения их семантико-стилистической дифференциации;

— экспериментально проверена эффективность разработанной системы заданий по совершенствованию речевых навыков в процессе изучения сложноподчиненного предложения.

Теоретическая значимость исследования. Данное исследование вносит определенный вклад в разработку сравнительно-сопоставительной типологии русского и осетинского языков, что позволяет учитывать в языковедческой науке особенности, сопровождающие восприятие и воспроизведение синтаксических единиц русского языка учащимися-осетинами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая экспериментально проверенная методическая система по совершенствованию речевых навыков учащихся-осетин при изучении сложноподчиненного предложения может быть рекомендована для национальных школ Республики Северная Осетия-Алания. Ряд теоретических положений диссертации и материалы исследования можно использовать в системе подготовки учителей не только русского, но и осетинского языков, при составлении программ, учебно-методических пособий по русскому языку для национальных школ РСО-Алания.

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения диссертации отражены в публикациях автора. Результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на ряде научных конференций (Владикавказ, 2004 — 2006 гг.), на заседаниях кафедры русского языка в национальной школе Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагуроваизложены в опубликованной монографии «Сравнительно-сопоставительный анализ сложноподчиненных предложений русского и осетинского языков».

Логика исследования, цель и задачи определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Заключение

.

Проблема грамматической сущности сложноподчиненных предложений, их разновидностей, значений продолжает оставаться актуальной как для теории языка, так и для школьной практики.

На всех этапах развития лингвистической науки, начиная с XVII века, она сводилась к классификации «придаточных предложений», т. е. придаточных частей СПП, что, прежде всего, связано с понятием придаточного «предложения» как структурной части сложноподчиненного предложения.

Анализ различных точек зрения ученых на проблему сложноподчиненного предложения позволил установить, что вопрос о сущности СПП, его грамматической природе, его функциональных возможностях не имеет в трудах ученых-лингвистов однозначного решения, а также выделить три разных классификационных подхода на грамматическую природу исследуемых синтаксических конструкций.

В основе традиционной классификации (Н.И. Греч, А. Х. Востоков, И. И. Давыдов, Ф.И. Буслаев) лежит принцип уподобления придаточной части членам простого предложения по семантическим признакам, тем самым в ней игнорируются грамматические свойства придаточных, в результате чего они рассматриваются как развернутые члены предложения.

Представители формально-грамматического подхода (Д.Н Овсянико-Куликовский, A.M. Пешковский, А. Б. Шапиро, JI.A. Булаховский) сводят классификацию сложноподчиненного предложения к дифференциации союзов и союзных слов, не учитывая при этом других его конструктивных признаков.

Последователи структурно-семантического направления.

В.А. Богородицкий, Н. С. Поспелов, В. А. Белошапкова, С. Е. Крючков и Л. Ю. Максимов, С. Г. Ильенко, П. А. Лекант, Е. И. Диброва и др.) исходят из всего комплекса структурных признаков, характерных для сложноподчиненного предложения как особой синтаксической единицы, при этом одновременно учитывают синтаксические значения, связанные с этими признаками.

Проведенное исследование позволило констатировать, что наиболее оптимальной является концепция сложноподчиненного предложения, выдвинутая В. А. Белошапковой, согласно которой при дифференциации вышеназванных синтаксических конструкций учитываются такие структурные признаки, как: 1) соотнесенность придаточной части с одним словом в главной или со всей главной частью (нерасчлененность / расчлененность) — 2) характер союзных средств связи- 3) характер и функции коррелятов (соотносительных слов) — 4) позиция придаточной части- 5) парадигма сложноподчиненного предложения.

Это позволяет выявить и последовательно описать разнообразие типов сложноподчиненных предложений с учетом их структуры и семантики, показать, с одной стороны, своеобразие сложноподчиненного предложения, с другой — его связи со словосочетанием и простым предложением.

На основе функционального соотношения придаточная часть четко распределяется по трем тесно взаимосвязанным типам:

1) придаточная часть — самостоятельная коммуникативная единица (в I синтаксической функции);

2) придаточная часть — конструктивная часть (компонент) коммуникативной единицы (во II синтаксической функции);

3) придаточная часть — зависимый компонент зависимого компонента (в III синтаксической функции) (Г.А. Золотова).

Таким образом, функциональный аспект является неотъемлемым компонентом структурно-семантического принципа изучения сложноподчиненных предложений, которые (как единство структурного и семантического) служат для реализации определенной коммуникативно-практической цели.

Функциональные возможности сложноподчиненного предложения определяются путем стилистической и семантической дифференциации грамматических средств связи (подчинительных союзов и союзных слов) и разноструктурных синонимических соответствий сложноподчиненному предложению (простые предложения с предложно-падежными конструкциями, деепричастными и причастными оборотами, сложносочиненные предложения, бессоюзные сложные предложения).

Проведенный нами сравнительно-сопоставительный анализ сложноподчиненных предложений русского и осетинского языков показал: в русской и осетинской лингвистической науке представлены различные типы классификаций сложноподчиненных предложенийв осетинском языке нет сложноподчиненных предложений с придаточными следственнымив грамматике осетинского языка не рассматриваются структурные особенности сложноподчиненного предложения, не описываются дифференцирующие признаки асемантических и семантических союзов в силу немногочисленности последнихотсутствует стилистическая дифференциация подчинительных союзов, которая зависит, как правило, от контекстуального окружения и соответствующего функционального стиля речиряд союзов русского языка может переводиться одним союзом осетинского и наоборот. Например: ксед / если, ежели, разксед — уседдсер / хотя, хоть, несмотря на то что, невзирая на то чтоуымсен семсе, уый тыххсей семсе / потому что, так как, из-за того что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, затем что, поскольку, благо, ибо и т. д. Кроме того, особым типом грамматического средства связи СПП осетинского языка, в отличие от русского, являются вводные слова зсегъгсе букв.: говоря и дам букв.: мол, наречие сермсесттолько бы, лишь бы, частица уадз семсе — пусть, пускай, местоимение с послелогом уый онг — до того места и т. д.- различен в обоих языках и порядок следования предикативных частей сложноподчиненного предложения.

Таким образом, использование в процессе обучения данных сопоставительного анализа сложноподчиненных предложений русского и осетинского языков остается одним из средств, позволяющих учителю быстрее преодолеть трудности, связанные с особенностями родного языка учащихсяявляется эффективным методом глубокого осмысления, закрепления фактов русского языкаповышает уровень сознательного усвоения учащимися структурно-семантических особенностей сложноподчиненных предложений русского языкадает возможность предупредить интерференцию родного языка учащихся на изучаемыйи, даже при отсутствии какой-либо аналогии в сравниваемых синтаксических единицах, способствует значительному повышению уровня сознательного усвоения новых аспектов, свойственных обоим языкам.

Результаты сранительно-сопоставительного лингвистического анализа сложноподчиненных предложений русского и осетинского языков позволяют на научной основе предвидеть возможность проявления ошибок и предусмотреть приоритетные направления в создании методических подходов, способных повысить эффективность формирования синтаксических грамматических навыков.

Проведенный анализ программ и учебников по теме «Сложноподчиненные предложения» установил, что объем и содержание синтаксического материала не отвечают коммуникативной цели обучения.

Анализ программы для старших классов национальной школы показал, что содержащийся в них грамматический минимум не всегда дается в органической связи с тематикой и языковыми ситуациями, в которых предполагается функционирование изучаемого учебного материала. Программа не ориентирует на развитие навыка экстраполяции приобретенных умений в новых речевых условиях. Перечень тем нередко дается без учета речевых ситуаций, характер которых предопределяется задачами обучения.

Анализ учебников позволил установить, что вопросы систематической и последовательной работы по совершенствованию речевых навыков учащихся старших классов не заняли в нем достойного места, а имеющиеся задания к текстам не носят системного характера, не в должной мере представлены сведения о функциях СПП в речи, нет упражнений, акцентирующих внимание учащихся на стилистической дифференциации сложноподчиненных предложений и их ситуативно-речевой обусловленности, вследствие чего объем и содержание материала по исследуемым синтаксическим конструкциям не отвечают коммуникативной цели обучения.

Констатирующий эксперимент показал: 1) учащиеся недостаточно владеют умением определять характер сложноподчиненных предложений, раскрывать их грамматическую природу- 2) у большинства школьников отсутствуют четкие представления о средствах связи в СПП, что является следствием слабо выработанных у них навыков и умений построения предложений с подчинительной связью- 3) старшеклассники не обладают навыками трансформации синтаксических конструкций в синонимические, при этом нередко наблюдается нарушение языковых норм- 4) учащиеся плохо ориентируются в семантико-стилистической дифференциации сложноподчиненных предложений и синонимичных им конструкций, что свидетельствует об отсутствии трансформационных навыков, умения выбрать нужную синтаксическую конструкцию при построении предложений и целых высказываний. Незнание школьниками стилистических особенностей изучаемых синтаксических единиц делает их речь довольно невыразительной и эмоционально бедной- 5) речь основной части испытуемых зачастую не соответствует целям и задачам высказывания, при составлении высказываний ими допускаются нарушения в логической последовательности изложения, недостаточно раскрывается заданная тема.

Таким образом, наблюдения, итоги экспериментальной проверки позволили установить целый ряд закономерностей в усвоении сложноподчиненных предложений учащимися-осетинами и использовании их в речи. Результаты констатирующего эксперимента показали, что содержание и система обучения СПП в школе не всегда соответствует достижениям языкознания, дидактики, психологии и методики обучения второму языку, не в должной мере реализуется принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку в национальной школе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что реализация системы работы по совершенствованию речи учащихся-осетин при изучении сложноподчиненного предложения возможна, если школьники:

— обладают определенными, достаточно автоматизированными навыками правильного использования синтаксических единиц с точки зрения их грамматической, семантической и стилистической специфики, что связано с выбором адекватных языковых средств, знанием семантического веса синтаксических конструкций и частичной или полной их взаимозаменяемости;

— умеют определять программу высказывания и реализовывать ее через соединение различных речевых моделей в определенной логической последовательности.

Вышеназванные этапы формирования навыков и умений характеризуются спецификой решаемых методических задач и принципов обучения, видов упражнений, направленных на повышение эффективности учебной деятельности.

Предлагаемая система работы синтезирует в своей основе такие ведущие принципы обучения, как научность, систематичность и последовательность, преемственность и перспективность, сознательное и активное усвоение знаний, доступность, связь теории с практикой, учет индивидуальных особенностей учащихся, учет особенностей родного языка.

Необходимым условием системы обучения СПП является и опора на принципы, в основе которых лежит коммуникативное обучение общению: это нормативно-стилистический, речемыслительной активности, функциональности, ситуативности, новизны.

Предлагаемая методика обучения сложноподчиненному предложению построена с учетом поэтапного формирования и развития умений и навыков.

Первый этап предполагал повышение уровня грамматически правильного построения предложений, что достигается при условии создания полной ориентировочной основы действий, усвоения всех структурных компонентов предложения в их взаимосвязи и взаимообусловленности, учет типичных ошибок учащихся-осетин национальных школ.

Второй этап эксперимента, нацеленный на обеспечение повышения речевой культуры учащихся, способствовал выработке у школьников умения соотносить языковую форму с коммуникативным заданием и стилем высказывания и находить наиболее целесообразный вариант языковой формы (в частности, синтаксической) из системы форм предложения и синонимических конструкций.

На третьем этапе создавались ситуации, требующие самостоятельного конструирования синтаксических структур и связных текстов и способствующие уяснению предмета сообщения, определению его темы, логических связей внутри предложений, абзацев, отдельных смысловых отрезков, а также выявлению лексических и синтаксических средств, служащих для их связи.

В целом разработанная система упражнений предусматривала последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся при решении коммуникативных задач.

В соответствии с этим все упражнения разделялись на три типа: языковые, условно-речевые (подготовительные, ситуативные), речевые (коммуникативные).

Упражнения как в 9, так и в 11 классе заключали в себе наличие речевой задачи (т.е. соотнесенность со стадиями формирования речевых навыков и умений), обладали ситуативностью, вследствие чего создавались основные условия, которые были адекватны речевым: а) констатирующие речевыеб) отрицающие речевые действияв) побудительные речевые действияг) вопросительные речевые действия.

Проведенный обучающий эксперимент подтвердил эффективность предлагаемой методики обучения сложноподчиненному предложению на основе коммуникативно-функционального подхода, который способствовал активизации в речи учащихся указанных синтаксических конструкций и использованию их адекватно ситуации общения, а также облегчил понимание грамматической семантики СПП.

Кроме того, обучение с использованием функционально-стилистического аспекта содействует формированию у учащихся-осетин навыков стилистически дифференцированной речи, овладению ими синтаксической синонимией русского языка, обогащению их языка, совершенствованию связной речи, большей самостоятельности при составлении собственного высказывания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаев В. И Грамматический очерк осетинского языка. -Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1959. С. 161−165.
  2. А.К., Везерова М. Н. Изучение синтаксической синонимии (трансформация изъяснительных придаточных предложений в дополнения) // Русский язык в национальной школе. 1983. — № 3. -С. 54−57.
  3. В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / Отв. ред. В. М. Павлов. Ин-т языкознания. J1.: Наука, 1988.-238 с.
  4. Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учеб. пособ. -М.: Высшая школа, 1990. 168 с.
  5. А.А. Основы овладения устной иностранной речью. -М., 1988.-С. 71.
  6. Н.А. Сложные предложения, выражающие обстоятельственные отношения в современном русском языке. Казань, 1977.- 176 с.
  7. Г. А. О функциональном подходе к грамматическим явлениям русского языка в нерусской аудитории // Проблема совершенствования процесса обучения в высшей школе. Чебоксары, 1975. -Вып. 2.-128 с.
  8. М.Ф. Выработка пунктуационных навыков в процессе изучения сложного предложения // Русский язык в национальной школе. -1985.-№ 5.-С. 33−38.
  9. В.В. Лингвистические основы преподавания синтаксиса в школе и вузе // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 200 — 214.
  10. В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. М.: Просвещение, 1979.-С. 190−235.
  11. В.В. Русский язык: Теория: Классы 5−11: Уч. для общеобразоват. учреждений. М., 2000. — С. 349 — 358.
  12. В. В. Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб. пособ.: В 3 ч. М.: Просвещение, 1981. — Ч. З: Синтаксис. Пунктуация-С. 196−238.
  13. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Уч. для 59 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995. — С. 217 — 224.
  14. Н.К. Современный осетинский язык: В 2 ч. -Орджоникидзе: Ир, 1982. 4.2: Синтаксис. — С. 388 — 440.
  15. .Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.
  16. Н.З. Структурно-типологическая характеристика языков в методическом освещении // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 19−28.
  17. В.Г. Сложное предложение (дидактический материал) // Русский язык в национальной школе. 1989. — № 9. — С. 49 — 52.
  18. И.В., Успенский М. Б. Повышать качество программ и учебников // Русский язык в национальной школе. 1981. — № 5. — С. 3 — 6.
  19. Е.А. и др. Методика русского языка: Учеб. пособ. для студ. / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. М.: Просвещение, 1974.-368 с.
  20. М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе // Русская словесность. 1994. — № 2. — С. 47 — 56.
  21. М.Т. Функциональный подход к изучению грамматических явлений русского языка в условиях национально-русского двуязычия: Сб. науч. трудов / Под ред. З. Х. Тедтоевой. Владикавказ: СОГУ, 2001.-Вып. VII.-С. 134- 137.
  22. В.А. Сложное предложение в современном русском языке (некоторые вопросы теории). М.: Просвещение, 1967. — С. 3 — 126.
  23. В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. пособ. для филол. спец. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. — 248 с.
  24. .В. Новое в психологии обучения иностранным языкам // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: МГУ, 1969. — С. 145.
  25. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. — С. 25.
  26. В.П. Введение в психолингвистику / Моск. гос. лингвист, ун-т. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Черо, 2001. — 128 с.
  27. Р.П., Газаева JI.B. Развитие связной речи учащихся национальной школы в процессе работы над синтаксическими синонимическими конструкциями: Учебно-методич. пособ. / Под ред. Б. А. Тахохова. Владикавказ: СОГУ, 2005. — 60 с.
  28. Р.П., Мисикова Б. Г. К вопросу об изучении связного текста на занятиях по русскому языку в национальной средней школе // Лингвистические этюды: Сб. научных трудов / Под ред З. Х. Тедтоевой. -Владикавказ: СОГУ, 2000. Вып. — VI. — С. 80 — 91.
  29. В.Г. и др. Дидактический материал по русскому языку для 9 класса национальных школ РСФСР: Пособ. для учителя / В. Г. Бирюков, А. И. Петрушенко, З. Г. Сахипова. 3-е изд., дораб. — Л.: Просвещение, 1990. -111с.
  30. Г. И. Тексты и задания по пунктуации: Пособ. для учителей. -М.: Просвещение, 1982. 159 с.
  31. Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя 5-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 159 с.
  32. В.А. Общий курс русской грамматики. 5-е изд. -М.- JI.: Соцэкгиз, 1935.-С. 229−237.
  33. А.В. Функциональная грамматика. JL: Наука, 1984.136 с.
  34. В.И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1965. — 555 с.
  35. М.П. Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе. Екатеринбург, 1993. — С. 3.
  36. В.М. Синтаксис и семантика инфинитива в современном русском языке. Киев: Наукова думка, 1990. — С. 283 — 300.
  37. М.С. О природе сложного предложения // Вопросы грамматического строя современного русского языка: Сб. статей / Под ред. Н. Н. Прокоповича. М., 1972. — С. 284 — 291.
  38. Г. Г. О соотношении грамматической теории и речевой практики // Русский язык в национальной школе. 1972. — № 6. — С. 38.
  39. Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М.: Учпедгиз, 1959. — С. 276 — 281.
  40. Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С. 3.
  41. Е.А. Русский язык в школах многонациональной России // Русский язык в школе. 2004. — № 2. — С. 44 — 47.
  42. Е.А. Содержание предмета русский язык на современном этапе // Русский язык в национальной школе. 1988. — № 10. -С. 3−8.
  43. Е.А. Усовершенствовать программы и учебники // Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3. — С. 7 — 8.
  44. В.Н. Синтаксис русского языка как иностранного и его преподавание: Учеб. пособ. М.: Флинта: Наука, 2005. — С. 113 — 164.
  45. У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике-Вып. 6. М.: Прогресс, 1972. — С. 26.
  46. Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Логос, 2001. — 304 с.
  47. Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. М.: Агар, 2000. С. 269 — 342.
  48. Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособ. для вузов. 3-е изд., испр. -М.: Высшая школа, 1991. — С. 285−362.
  49. Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособ. для учителя-М.: Просвещение, 1983.- 175 с.
  50. Н.С. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. 5-е изд., перераб — М.: Высшая школа, 1987. — 480 с.
  51. Г. В. Функциональные типы предложений в современном русском языке. Ростов-н-Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1967. -С. 165−327.
  52. Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1978. — 296 с.
  53. Е.И., Добровольская В. В. Сборник методических задач по русскому языку. -М.: Русский язык, 1990. 130 с.
  54. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия / билингвизма. М.: МГУ, 1969. 160 с.
  55. Э.А. Принцип сознательности и система учебно-речевых ситуаций // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. М.: Просвещение, 1972. — С. 12.
  56. Виды разбора на уроках русского языка: Пособ. для учителей / В. В. Бабайцева, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орлова и др. М.: Просвещение, 1978.- 160 с.
  57. В.В. Идеалистические основы синтаксической системы проф. A.M. Пешковского, ее эклектизм и внутренние противоречия// Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В. В. Виноградова. М.: Просвещение, 1950. — С. 36 — 75.
  58. В.В. Из истории русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова). М.: МГУ, 1958. — 400 с.
  59. В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М.: Наука, 1975. — 555 с.
  60. В.В. Синтаксис русского языка акад. А. А. Шахматова // Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В. В. Виноградова. -М.: Просвещение, 1950. С. 75 — 126.
  61. А.И. Развивающее обучение русскому языку: (V VIII кл.): Пособ. для учителей. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  62. А.И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика: Текст. Стили речи. 10−11 классы»: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 112 с.
  63. А.И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика: Текст. Стили речи. М., 2000. — С. 123.
  64. Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы: Сб. статей / Под ред. Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1976.- 128 с.
  65. Г. Ф. и др. Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. пособ. / Г. Ф. Воробьева, М. С. Панюшева, И. В. Толстой. М.: Русский язык, 1975.-С. 126- 169.
  66. Г. Ф., Почтенная Т. Г. Современный русский язык: Контрольные упражнения по синтаксису. М.: МГУ, 1983. — 207 с.
  67. А.Х. Русская грамматика. 11-е изд. — СПб., 1867.1. С. 141.
  68. Временный государственный образовательный стандарт: Русский язык. -М., 1993.-С. 5.
  69. М.В. Синтаксемы и строевые категории предложения в рамках функционально-коммуникативного синтаксиса // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2000. — № 1. — С. 75 — 95.
  70. А.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. — С. 294.
  71. Выготский J1.C. Мышление и речь. Психолингвистические исследования. М., 1996. — С. 306.
  72. Г. Ф., Редкозубова Т. М. Коммуникативно-речевой аспект изучения сложноподчиненного предложения // Русский язык в школе.- 1995. № 5. — С. 27 — 32.
  73. Г. Ф., Редкозубова Т. М. Системность языковых явлений как основа повторения синтаксиса в IX классе // Русский язык в школе.- 1998. № 6. — С. 18 — 24.
  74. Г. Ф., Рыбникова В. Я. Использование элементов программированного обучения при изучении сложного предложения // Русский язык в школе. 1987. -№ 1,-С. 20−25.
  75. К.Е. К постановке преподавания родного и русского языков в осетинской школе. Орджоникидзе, 1960. — Вып. I. — 9 с.
  76. К.Е. Осетинско-русские грамматические параллели. Лексика, фонетика и морфология: Пособ. для преподав, языка. Дзауджикау: СО АССР, 1953.-С. 100−101.
  77. К.Е. Очерк грамматики осетинского языка. -Дзауджикау: СО АССР, 1952. С. 110 — 115.
  78. К.Е. Синтаксис осетинского языка. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1956. — С. 173−257.
  79. JI.B. Словосочетание и простое предложение: современные подходы: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Владикавказ: СОГПИ, 2005.-116 с.
  80. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособ. для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
  81. П.Я. К психологии формирования речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку.-М., 1972.-С. 60.
  82. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1955. — С. 358 — 443.
  83. Ю.Р. Сложное предложение и принципы его изучения: Учеб. пособ. для студ. филолог, факультета. Харьков, 1963. — 91 с.
  84. В.М. О некоторых трудностях в разборе сложных предложений // Русский язык в школе. 2004. — № 3. — С. 112−116.
  85. И.Н. О мотивационно-эмоциональных аспектах процесса обучения второму языку // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 93 — 103.
  86. Г. Г. Актуальные проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин в национальных педвузах и пути их решения // Лингвистическая подготовка будущего учителя-словесника для национальной школы. М., 1983. — С. 14−17.
  87. Грамматика осетинского языка: В 2 т. / Под ред. Г. С.Ахвледиани-Орджоникидзе, 1969. -Т.2: Синтаксис. С. 309−350.
  88. Грамматика русского языка. М.: АН СССР, 1954. — Т.2. 4.2.1. С. 163.
  89. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса: Пособ. для учителей / Сост. В. А. Мызина. М.: Просвещение, 1976.- 143 с.
  90. Н.И. Практическая русская грамматика. СПб., 1827.1. С. 248.
  91. Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации: Справочник для учителя. Киев: Радянська шк., 1981. — С. 175 — 241.
  92. А.А., Златопольский Ю. М. Реализация принципа активной коммуникативности // Русский язык в национальной школе. -1985.-№ 1.-С. 38−43.
  93. А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // Русский язык в школе. 1995. — № 2. — С. 30 — 33.
  94. Л.А., Мишина К. И. Типы предложений в русском языке: Учеб. пособ. для вузов.-М.: Высшая школа, 1981.- 168 с.
  95. К.Г., Дзодзыккаты З. Б., Цопанты Р. Г. Нырыккон ирон гевзаг: Ахуыргэенэен чиныг уаелдаер скъолаты студенттазн / Наукон редактор проф. Дзодзыккаты З. Б. Дзагуджыхъагу: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2005. — 256 -270 ф.
  96. Т.В. Последний урок по теме «Сложноподчиненные предложения» (IX класс) // Русский язык в школе. 1997. — № 3. — С. 32 — 34.
  97. М.Д. Активизация односоставных предложений русского языка в речи учащихся-осетин старших классов: Автореф.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. — 22 с.
  98. Э.С. О коммуникативном принципе и путях его реализации в школе // Вопросы преемственности воспитания и формирования учебной деятельности в системе «Школа ВУЗ»: Сб. научных трудов. — Орджоникидзе, 1984. — С. 132 — 138.
  99. Юб.Дзуцев Э. С. О системе обучения связной русской речи в осетинской школе // Системность в учебно-воспитательном процессе: Межвуз. сб. статей. Орджоникидзе, 1983. — С. 85 — 96.
  100. Дидактический материал к учебнику русского языка 9 кл.: Пособ. для учителя / В. П. Озерская, Г. А. Богданова, В. И. Капинос и др.: под ред. Г. Н. Владимирской. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. — С.32 — 93.
  101. К. Опыт болгарской школы в создании коммуникативно направленного курса родного языка // Русский язык в школе. 1987. — № 6. -С. 59.
  102. Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5−11 классы. СПб., 2003. — С. 36.
  103. .М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного. М.: Русский язык, 1984. -96 с.
  104. Н.И. Психологические основы речи // В защиту слова. -М., 1966.-С. 22−23.
  105. Т.Б. Решение коммуникативно-педагогических задач // Русский язык в национальной школе. 1984. — № 5. — С. 44 — 48.
  106. В.К. Проблема цели преподавания русского языка в национальной школе // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 5 — 19.
  107. В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. -М.: МГУ, 1976.-307 с.
  108. A.M. Русский язык. Синтаксис. М.: 2003. — Ч. 2. — 272с.120.3иду Д. Г. Об актуальных проблемах изучения русского языка вшколах Молдавии // Русский язык в национальной школе. 1987. — № 8. -С.5−10.
  109. И.А. Психологические основы формирования двуязычия// Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3. — С. 27 — 29.
  110. И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М., 1969. — С. 17−29.
  111. И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М.: Русский язык, 1976. — С. 31.
  112. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982.-368 с.
  113. Г. А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // Русский язык в школе. 1988. — № 5. — С. 37 — 42.
  114. Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973.-351 с.
  115. В.К. Изучение синтаксиса в школе: Пособ. для учителя-Киев: Радянська шк., 1991. 159 с.
  116. В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1990. — 398 с.
  117. М.М. Очерки по истории изучения осетинского языка. -Орджоникидзе, 1974. 140 с.
  118. Исследования по грамматике русского языка: Сб. статей / Отв. ред. Э. И. Коротаева. Л.: ЛГУ, 1963. — 4.4. — 199 с.
  119. Исследования по грамматике русского языка: Сб. статей / Отв. ред. Э. И. Коротаева. Л.: ЛГУ, 1973. — 4.5. — 214 с.
  120. Исследования по общей теории грамматики: Сб. работ/ Отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1968. — 292 с.
  121. Историческая грамматика русского языка: Синтаксис. Сложное предложение / Р. Б. Кершиене, Л. Е. Лопатина, С. Е. Морозова и др. / Под ред. В. И. Борковского. -М.: Наука, 1979.-461 с.
  122. В.А. Очерки синтаксической нормы. -М.: Наука, 1 982 199 с.
  123. Ю.Д. Заметки по осетинской филологии // Проблемы осетинского языкознания. Орджоникидзе, 1984. — Вып. 1. — С. 85 — 106.
  124. Ю.Д. Об одной модели языка в семантико-синтаксических сопоставлениях в условиях билингвизма // Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР: Сб. научных трудов. -Орджоникидзе, 1988. С. 24 — 32.
  125. Ю.Д. Принципы теории осетинского синтаксиса // Лингвистические этюды: Сб. научных трудов / Под ред З. Х. Тедтоевой. -Владикавказ: СОГУ, 2000. Вып. — VI. — С. 69 — 79.
  126. Т.Д. О формальном описании синтаксической синонимии. М.: Наука, 1975.-252 с.
  127. А.Е. Диалингвальный анализ и его применение в обучении второму языку // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, А. Н. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 103.
  128. З.Г. Формирование интереса к русскому языку на основе межъязыковых сопоставлений // Русский язык в национальной школе.-1991.-№ 12.-С. 18−20.
  129. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1984. — 175 с.
  130. МЗ.Комаева Р. З. К вопросу о билингвизме русскоязычных осетинских писателей: Тез. докл. к конф. по итогам научно-исследовательской работы Северо-Осетинского государственного университета за 1980 год. Орджоникидзе, 1981. — С. 43 — 44.
  131. В.И. Синонимика синтаксических конструкций в современном русском языке. Киев: Наукова думка, 1970. — 143 с.
  132. В.Г., Митрофанова О. Д. Методика как наука // Русский язык за рубежом. 1979. — № 6. — С. 69 — 71.
  133. В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М., 1976. — С. 66.
  134. В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 4-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988.- 157 с.
  135. В.Г., Митрофанова О. Д. Родной язык и другие языки// Русский язык в национальной школе. 1990. — № 9. — С. 3 — 8.
  136. Е.В. Коммуникативная направленность урока // Русский язык в национальной школе. 1982. — № 2. — С. 28 — 32.
  137. Е.В., Нефедова P.M. Учебникам русского языка современную направленность // Русский язык в национальной школе. -1988-№ 11. С. 11−14.
  138. В.И. О распространении прилагательных и причастий придаточной изъяснительной частью и инфинитивом // Русский язык в школе.- 1995.-№ 1.-С. 89.
  139. В.И. Об употреблении указательных слов в изъяснительно-союзных сложноподчиненных предложения // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — С. 79 — 84.
  140. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина и др. / Под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина. 2-е изд. -М., 2002. — 726 с.
  141. Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой,
  142. B.В. Лопатина. М., 1989. — С. 532 — 622.
  143. И.Н. Некоторые тенденции развития современной теории сложного предложения // Вопросы языкознания. 1973. — № 2.1. C.111−119.
  144. С.Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1977. — 191 с.
  145. Н.Х. Союзы в современном осетинском языке. -Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1959. 104 с.
  146. А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. -М.: Дрофа, 2002.-256 с.
  147. А.Ю. Практический план изучения сложноподчиненных предложений с разными видами связи // Русский язык в школе. 1991. — № 3. — С. 37 — 42.
  148. А.Ю. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) // Русский язык в школе. 1988. — № 4. — С. 45 — 50.
  149. А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка // Русский язык в школе. 1999. — № 1. — С. 27 — 31.
  150. О.А. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976.-399 с.
  151. А.А. Проблема опоры на родной язык и типология речевых действий // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. -М.: МГУ, 1971. С. 20.
  152. А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — 148 с.
  153. Лидман-Орлова Г. К. Основные аспекты развития речи при изучении морфологии // Развитие речи на уроках морфологии. М.: Просвещение. 1979.-С.4.
  154. Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного: Сб. статей / Под ред. A.M. Шахнарович, Н. В. Мощинской. -М., 1987.- 183 с.
  155. A.M., Гусман Тирадо Р. Русское сложноподчиненное предложение и проблемы его содержательной интеграции // Вопросы языкознания. 1999. — № 6. — С. 54 — 65.
  156. Т.П. Из истории синтаксиса русского языка. М.: Учпедгиз, 1954.-79 с.
  157. М.Р. Некоторые вопросы обучения русскому языку в свете теории речевой деятельности // Лингвистические основы преподавания языка/ Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. -С.74- 92.
  158. М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности // Русский язык в школе. 2001. — № 4. — С. 3 — 8.
  159. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. -240 с.
  160. С.И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения // Русский язык в школе. -2003.-№ 4.-С. 3−8.
  161. М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст. К типологии внутритекстовых отношений / Отв. ред. И. И. Ковтунова. -М.: Наука, 1986.-С. 178−201.
  162. И.М. Изучение сложноподчиненных предложений // Русский язык в национальной школе. 1985. — № 2. — С. 65 — 67.
  163. С.Д. и др. Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в школе / С. Д. Максименко, И. Д. Бех, В.П. Недашковский-Кшв: Радянська шк., 1983.- 176 с.
  164. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособ. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  165. Методика / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1988.180 с.
  166. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. / Под ред. М. Т. Баранова. -М.: Просвещение, 1990. 368 с.
  167. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / Под ред. Н. З. Бакеевой, З.П. Даунене-2-е изд., перераб. Л.: Просвещение, 1986. — 399 с.
  168. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладдыженская, М. Р. Львов. М.: Академия, 2001. — 368 с.
  169. Методические указания к учебнику «Русский язык» для 10 класса авторов Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. и др. (в помощь учителю осетинской школы). Орджоникидзе, 1971. — 46 с.
  170. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 7−8 классов национальных школ РСФСР: Пособ. для учителя. 3-е изд. — JI.: Просвещение, 1983. — С. 113 — 134.
  171. .Г. Методика изучения синтаксиса осетинского языка с опорой на знания учащихся по русскому языку. Владикавказ: Ир, 1993. -80 с.
  172. О.Д., Костомаров В. Г. Принцип активной коммуникативности // Русский язык в национальной школе. 1983. — № 1. -С.17−23.
  173. М.М. Двуязычие (Принципы и проблемы). -Чебоксары, 1969.-С. 119.
  174. А.Ф. Особые виды придаточных предложений в системе причинно-следственных конструкций // Вопросы теории и методики изучения русского языка. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1965. -С.63−65.
  175. .Ю. Синтаксис речевой деятельности. Минск: Вышэйш. шк., 1978. — 151 с.
  176. Обучение русскому языку в 5 11 классах национальных школ: Пособ. для учителя / Р. Б. Сабаткоев, Г. А. Анисимов, Л. Г. Саяхова и др. / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. — СПб.: Просвещение, 1993. — С. 188 — 203.
  177. Обучение русскому языку в 9 классе: Метод, указания к учеб.: Пособ. для учителя / В. В. Бабайцева и др. / Под ред. В. В. Бабайцевой. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
  178. .Т. Работа по стилистике при изучении синтаксиса. Формирование стилистических навыков учащихся в процессе интонационно-смыслового анализа речи: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1967. -С. 63 — 82.
  179. .Т., Яковлева Л. Б. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособ. для учителя. -М.: Просвещение, 1991.-271 с.
  180. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — С. 51 — 245.
  181. Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 8 — 75.
  182. Н.А. Лингводидактические основы обучения русскому языку: Пособ. для учителя. Киев: Радянська шк., 1990. — 192 с.
  183. A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. -С.131 -146.
  184. A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 427 — 443.
  185. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  186. Подготовка учителя русского языка для национальной школы: Лингводидактический аспект / Под ред. Н. М. Шанского, Г. Г. Городиловой. -М.: Педагогика, 1989. 200 с.
  187. Н.С. Мысли о русской грамматике: Избранные труды / Отв. ред. Н. И. Толстой. -М.: Наука, 1990. 179 с.
  188. Н.С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В. В. Виноградова.-М.: Просвещение, 1950.-С. 321 -337.
  189. Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типы // Вопросы языкознания. 1959. — № 2. — С. 19−27.
  190. Н.В., Баскаков В.Ю, Михайлова С. Ю Мотивы изучения русского языка учащимися национальных школ // Русский язык в национальной школе, 1988. -№ 8.-С. 10−13.
  191. Г. Н. Дидактический материал для занятий в старших классах // Русский язык в школе. 1998. — № 3. — С. 28 — 33.
  192. А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1938.-Т. 1,2,3.
  193. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособ. / Под ред. К. И. Саломатова, С. Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985.-224 с.
  194. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах / Е. А. Быстрова, К. З. Закирьянов, Н. Д. Литвинова и др. / Под ред. Е. А. Быстровой. Л.: Просвещение, 1988. — 271 с.
  195. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Пособ. для учителей: Сб. статей / Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
  196. Проблемы двуязычия в национальной школе: Сб. статей / НИИ нац. шк. MHO РСФСР, М-во нар. образования Удм. АССР. Ижевск: Удмуртия, 1989.-315 с.
  197. Проблемы функциональной грамматики: Семантическая инвариантность / вариантность / Я. Э. Ахапкина, Н. Н. Болдырев,
  198. А.В. Бондаренко и др. Ин-т лингвистических исследований. СПб.: Наука, 2003.-398 с.
  199. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Начальная школа. Основная школа. М., 2002. — Ч. 1. — С. 15.
  200. Н.Н. Вопросы синтаксиса русского языка: Учеб. пособ. для пед. вузов. М.: Высшая школа, 1974. — 350 с.
  201. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьев, Л. Ю. Кулиш и др. / Под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева. Киев: Вища шк., 1 979 248 с.
  202. Работа по развитию речи на занятиях по русскому языку: Методические рекомендации / Под ред. А. В. Текучева. М., 1980. -С.З- 145.
  203. И.П. Очерки по теории синтаксиса. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973.-С. 148- 187.
  204. Рекомендации к проведению уроков по теме «Сложноподчиненные предложения» в 8−10 классах Коми школ (экспериментальные материалы) / Научно-исследовательский институт национальных школ. М., 1984. — 69 с.
  205. К.А. Синтаксические особенности публицистической речи.-Л.: ЛГУ, 1975.-71 с.
  206. Г. А. Речевая ситуация как средство развития неподготовленной речи // Иностранный язык в школе. 1966. — № 4. — С. З — 4.
  207. А.Г. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособ. для студ. ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1963. -С. 276−344.
  208. Русская грамматика: В 2 т. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. — T. II: Синтаксис. — С. 461 — 663.
  209. Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект / Т. Г. Винокур, М. Я. Гловинская, Е. И. Голанова и др.: отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. Ин-т русского языка. М.: Наука, 1993.-219 с.
  210. Русский язык. Практический синтаксис: Учеб. пособ. по русскому языку для иностранцев / И. С. Иванова, J1.M. Карамышева, Т. Ф. Куприянова, М. Г. Мирошникова. М.: Русский язык, 2004. — 152 с.
  211. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. М., 2000. -С. 19−53.
  212. Русское предложение: исследование и преподавание в школе и вузе: Межвузовск. сб. научных трудов / Под ред. A.M. Ломова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. — С. 3 — 147.
  213. А.И. и др. Структурные и семантические типы осложнения русского . предложения / А. И. Рябова, И. В. Одинцова, Р. А. Кулькова. -М.: МГУ, 1992. 173 с.
  214. Р.Б. Изучение сложных предложений, прямой и косвенной речи русского языка в VIII классе осетинской школы. -Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд., 1965. 74 с.
  215. Р.Б. Методические рекомендации к учебникам «Русский язык» для 8 и 9 классов национальных школ: Пособ. для учителя. -СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2003. С. 124 — 164.
  216. Р.Б. Русский язык: Учеб. для 9 кл. нац. общеобраз. учрежд. 6-е изд. — СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2004. — С. 50 — 117.
  217. Р.Б. и др. Русский язык: Учеб. для 10 11 кл. нац. общеобраз. учрежд. / Р. Б. Сабаткоев, М. В. Панов, Л. З. Шакирова. — 8-е изд. -СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2004. — С. 342 — 391.
  218. Р.Б., Шакирова JI.3. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 10−11 классов национальных школ: Пособ. для учителя. -СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2001. С. 128 — 143.
  219. Салтан H. JL, Шикина И. В. Коммуникативность при интенсивно-цикловом обучении // Русский язык в национальной школе. 1988. — № 7. -С.21 -25.
  220. Л.Г. О коммуникативной основе учебников русского языка // Русский язык в национальной школе. 1985. — № 3. — С. 29 — 34.
  221. Сборник задач и упражнений по русскому языку: Пробное учеб. пособ. для 9 кл. сред. шк. / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. / Под ред. Ю. С. Пичугова, Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1991. -127с.
  222. Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи / Под ред. В. Д. Бондалетова. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  223. А.А. Уроки углубленного изучения русского языка: 9 кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 192 с.
  224. В.А. На пути к освоению коммуникативно ориентированного курса родного языка в школе // Русский язык в школе. -1998.-№ 4.-С. 26−30.
  225. Синтаксис и стилистика. М., Наука, 1976.-317 с.
  226. Синтаксис сложноподчиненного предложения / М. Н. Аникина, Н. В. Кутукова, Л. Н. Ольхова и др. / Под ред. М. Н. Аникиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 2004. — 176 с.
  227. Е.С. Заметки о разных классификациях сложноподчиненных предложений // Русский язык в школе. 2001. — № 6. -С. 75−80.
  228. Е.С. Очерки по теории словосочетания и предложения. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. — С. 112 — 137.
  229. Э.И. Некоторые приемы обучения синтаксису // Русский язык в национальной школе. 1983. — № 6. — С. 44 — 47.
  230. Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособ. для учителей: Сб. статей / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. -160 с.
  231. Современные проблемы русской филологии: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Прозоров. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1985. — 113 с.
  232. Современный русский язык / Под ред. Н. М. Шанского. М., 1981.-С. 544−549.
  233. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др. / Под ред. П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2000.-С. 496−533.
  234. Современный русский язык. Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. / Под ред.
  235. B.А. Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989.1. C. 719−772.
  236. Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. пособ. для гос. унтов / Под. ред. Е.М. Галкиной-Федору к. М.: МГУ, 1967. — 515 с.
  237. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.: под ред. Е. И. Дибровой. М.: Академия, 2001. -4.2: Морфология. Синтаксис. — С. 478 — 641.
  238. Современный русский язык. Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник / Л. А. Новиков, Л. Г. Зубкова, В. В. Иванов и др.: под общ. ред. Л. А. Новикова. 3-е изд. -СПб: Лань, 2001. — С. 759 — 816.
  239. Современный урок русского языка: Пособ. для учителя / Л. А. Простенцова, С. И. Невская, Е. П. Гиматова и др. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
  240. Современный урок русского языка в национальной школе: Из опыта работы: Пособ. для учителя: Сб. статей / Сост. С. А. Чехоева, Н. Г. Евланова. Л., 1987. — 238 с.
  241. Сон Мён Гон. Выражение смысла «цель» в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях русского языка // Русский язык в школе. -1998.-ЖЗ.-С. 81−86.
  242. Ф.А., Негневицкая Е. И. Психолого-педагогические закономерности овладения вторым языком // Русский язык в национальной школе. 1984. -№ 3. — С. 32 — 36.
  243. Становление и развитие двуязычия в нерусских школах / Под ред. И. Ф. Протченко.-Л.: Просвещение, 1981.- 136 с.
  244. Структурные и функциональные особенности предложения и текста: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1989. — 135 с.
  245. Е.П. Обучение восприятию и созданию текста -единый творческий процесс // Русский язык в школе. 2001. — № 6. — С. 3.
  246. А.Е. В условиях близкородственного двуязычия // Русский язык в национальной школе. 1982. — № 6. — С. 26 — 31.
  247. Л.П. Речь начинается с образов (Психолингвистические подсказки учителю) // Русский язык в школе. -2004.-№ 4.-С. 3−6.
  248. И.Х. Взаимосвязанное обучение русскому и родному языкам в осетинской школе: Пособ. для учителя. М., 1997. — 53 с.
  249. X. Ирон агвзаг: Ахуыргэенаен чиныг 9 къласген. -Дзагуджыхъэеу: Ир, 2005. 14 — 36 ф.
  250. З.Х. Межпредметные связи при анализе текста художественного произведения // Лингвистические этюды: Сб. научных трудов / Под ред З. Х. Тедтоевой. Владикавказ: СОГУ, 2000. — Вып. — VI. -С. 45−56.
  251. А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пед. ин-тов. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980.-414 с.
  252. А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. -М.: Педагогика, 1980. 230 с.
  253. А.В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1982.-272 с.
  254. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева,
  255. A.Д. Дейкина и др. / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005. — 320 с.
  256. Теория функциональной грамматики / А. В. Бондарко, М. А. Шелянин, B.C. Храковский, В. П. Недялков и др. Ин-т языкознания. -Л.: Наука, 1987.-347 с.
  257. Теория функциональной грамматики: Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/ неопределенность / А. В. Бондарко, В. Гладков, И. Б. Долинина и др. / Ин-т лингвистических исследований. СПб.: Наука, 1992. — 303 с.
  258. P.M. Опыт функционального описания причинных конструкций. Л., 1985. — С. 6.
  259. Типовая программа по русскому языку для национальной средней школы // Русский язык в национальной школе. 1996. — № 6. — С.4.
  260. Традиционное и новое в русской грамматике: Сб. статей памяти
  261. B.А. Белошапковой / сост.Т. В. Белошапкова, Т. В. Имелева. М.: Индрик, 2001.-328 с.
  262. Урок русского языка в национальной школе / Под ред. М. Б. Успенского, М. В. Головановой. -М.: Педагогика, 1986. 160 с.
  263. М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе/ Под ред. Н.М. Шанского-М.: Педагогика, 1979. 129 с.
  264. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы: Сб. статей / Сост. Г. А. Богданова, С. И. Львова. М.: Просвещение, 1988. — 142 с.
  265. Л.П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей: Метод, пособ. для СПТУ. 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1987. — 128 с.
  266. Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособ. для учителей. -М.: Просвещение, 1973. 160 с.
  267. А.К. К истории классификации сложноподчиненных и придаточных предложений // Русский язык в школе. 2000. — № 2. — С. 83 -88.
  268. А.К. О взаимном подчинении в современном русском языке // Русский язык в школе. 2004. — № 2. — С. 35 — 39.
  269. А.К. Об обратном подчинении в современном русском языке // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 75 — 79.
  270. А.К. Семантико-структурная классификация сложноподчиненных и придаточных предложений // Русский язык в школе. -2002.-№ 5.-С. 72−87.
  271. А.К. Трудные вопросы синтаксиса: Пособ. для учителя.-М., 1972.-С. 177−181.
  272. О.А. С опорой на родной язык // Русский язык в национальной школе. 1989. — № 6. — С. 20 — 22.
  273. Ф.Ф. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1956.-Т. 1−2.
  274. А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
  275. С.М. К вопросу о трудностях усвоения русского языка как неродного // Современные технологии обучения: Сб. статей и тезисов / Под ред. J1.A. Кучиевой. Владикавказ: Олимп, 2004. — Вып. 4. Ч. 2. -С. 163−165.
  276. Н.Н., Джамалов Ф. Р. Сложные предложения с союзом «не только. но и.» в современном русском языке // Русский язык в школе.- 1992.-№ 1.-С. 87−92.
  277. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  278. М.П. Предупреждение ошибок при разборе сложноподчиненных предложений с союзным словом который II Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 40 — 41.
  279. Р.Г., Хъаецмаезты Е. С. Нырыккон ирон эевзаджы синтаксис: Ахуыргаенэгн чиныг III IV курсыты студенттаен. -Дзаеуджыхъаеу: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2001. — 204 ф.
  280. Ю.У. К вопросу о синонимии синтаксических конструкций // Диалог. 2004. — № 1. — С. 20 — 21.
  281. И.Г. К изучению придаточных предложений в средней школе // Русский язык в школе. 1951. — № 6. — С. 33 -45.
  282. И.Г. К изучению присубстантивных предложений в современном русском языке // Русский язык в школе. 1957. — № 6. -С.34−35.
  283. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 157 с.
  284. Т.В. Функциональный аспект изучения сложноподчиненных предложений со значением прямой обусловленности в старших классах литовской школы: Автореф. канд. пед. наук. М., 1985. -21 с.
  285. Что значит знать язык и владеть им / Н. М. Шанский, И. Л. Резниченко, Т. С. Кудрявцева и др. / Под ред. Н. М. Шанского. -Л., 1989.-С.41.
  286. О.М. Контрольные занятия по синтаксису русского языка // Русский язык в школе. 1994. — № 2. — С. 111 — 112.
  287. Шакирова Л. З, Лингводидактические основы учебника русского языка // Русский язык в национальной школе. 1985. — № 3. — С. 20 — 25.
  288. Л.З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ): Пособ. для учителя. СПб.: филиал изд-ва Просвещение- Казань, «Магариф», 2003. — 376 с.
  289. Л.З., Саяхова Л. Г. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. пособ. для студ. нац. отделений пед. ин-тов. СПб.: Отделение изд-ва Просвещение, 1992. -278 с.
  290. Н.М. Методика преподавания русского языка в национальной школе: достижения и проблемы // Русское языкознание и лингводидактика.-М., 1985.-С. 195.
  291. Н.М. Содержание и структура школьного учебника русского языка для нерусских // Н. М. Шанский. Русское языкознание и лингводидактика.-М., 1985.-С. 205.
  292. А.Б. Сложноподчиненное предложение // Современный русский язык. Синтаксис. М., 1957. — С. 359−415.
  293. З.Широкова А. С. Комплекс упражнений по речевому этикету // Русский язык в школе. 2004. — № 6. — С. 30 — 35.
  294. Т.А., Широковский Ю. С. Уроки русского языка: 9-й кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  295. М.Б. Некоторые проблемы двуязычия и пути их решения// Русский язык в национальной школе. 1990. — № 5. — С. 8 — 11.
  296. М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка. Майкоп: Адыг. книжн. изд-во, 1993 — С. 41.
  297. М.Х. Языковая теория и речевая практика в обучении синтаксису русского языка в национальной школе // Современные технологии обучения: Сб. статей и тезисов / Под ред. JI.A. Кучиевой. -Владикавказ: Олимп, 2004. Вып. 4. Ч. 2. — С. 190 — 198.
  298. JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. М. — JI., 1947. — С. 11 — 87.
  299. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-С. 313−319.
  300. В.В. Аспекты сложноподчиненного предложения и его место в системе синтаксических единиц: Автореф.. докт. филол. наук. Л., 1978.-С. 17.
  301. Щеулин В. В, О смысловых соотношениях компонентов сложноподчиненных предложений // Русский язык в национальной школе. -1984.-№ 3,-С. 18−21.
  302. В.В. Сложноподчиненное предложение и его смысловая структура // Синтаксис русского предложения: Межвузовск. сб. науч. трудов/ Под ред. A.M. Ломова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985. -С.81- 86.
  303. Н.Б. О языке обучения и развитии двуязычия учащихся // Русский язык в национальной школе. 1990. -№ 12. — С. 3−7.
  304. А.П. Развитие структуры предложения в связи с развитием структуры мысли / Отв. ред. В. З. Панфилов. М.: Наука, 1984. -168 с.
  305. Ф.Ю., Жданова Г. А. Развитие билингвизма в школах Татарии // Русский язык в национальной школе. 1992. — № 12. — С. 20 — 22.
  306. Язык: система и функционирование: Сб. научных трудов / Отв. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  307. Е.С. Сложноподчиненные предложения вывода-обоснования //Русский язык в школе. -2003. -№ 4. -С. 19- 82.
Заполнить форму текущей работой