Совершенствование речевых навыков учащихся-осетин старших классов на уроках русского языка при изучении сложноподчиненного предложения
Диссертация
Проведенный нами сравнительно-сопоставительный анализ сложноподчиненных предложений русского и осетинского языков показал: в русской и осетинской лингвистической науке представлены различные типы классификаций сложноподчиненных предложенийв осетинском языке нет сложноподчиненных предложений с придаточными следственнымив грамматике осетинского языка не рассматриваются структурные особенности… Читать ещё >
Содержание
- Лингвометодические основы изучения сложноподчиненног ния нгвистические основы изучения сложноподчиненног внительно-сопоставительный анализ сложноподчиненны ний русского и осетинского языков
- Состояние обучения сложноподчиненному предложенш
- 1. зыка учащихся старших классов осетинской школы из программ и учебников по русскому языку для 9 и точки зрения темы исследования
Список литературы
- Абаев В. И Грамматический очерк осетинского языка. -Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1959. С. 161−165.
- Абдульманова А.К., Везерова М. Н. Изучение синтаксической синонимии (трансформация изъяснительных придаточных предложений в дополнения) // Русский язык в национальной школе. 1983. — № 3. -С. 54−57.
- Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / Отв. ред. В. М. Павлов. Ин-т языкознания. J1.: Наука, 1988.-238 с.
- Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учеб. пособ. -М.: Высшая школа, 1990. 168 с.
- Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. -М., 1988.-С. 71.
- Андрамонова Н.А. Сложные предложения, выражающие обстоятельственные отношения в современном русском языке. Казань, 1977.- 176 с.
- Анисимов Г. А. О функциональном подходе к грамматическим явлениям русского языка в нерусской аудитории // Проблема совершенствования процесса обучения в высшей школе. Чебоксары, 1975. -Вып. 2.-128 с.
- Ахмедова М.Ф. Выработка пунктуационных навыков в процессе изучения сложного предложения // Русский язык в национальной школе. -1985.-№ 5.-С. 33−38.
- Бабайцева В.В. Лингвистические основы преподавания синтаксиса в школе и вузе // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 200 — 214.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. М.: Просвещение, 1979.-С. 190−235.
- Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: Классы 5−11: Уч. для общеобразоват. учреждений. М., 2000. — С. 349 — 358.
- Бабайцева В. В. Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб. пособ.: В 3 ч. М.: Просвещение, 1981. — Ч. З: Синтаксис. Пунктуация-С. 196−238.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Уч. для 59 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995. — С. 217 — 224.
- Багаев Н.К. Современный осетинский язык: В 2 ч. -Орджоникидзе: Ир, 1982. 4.2: Синтаксис. — С. 388 — 440.
- Бадмаев Б.Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.
- Бакеева Н.З. Структурно-типологическая характеристика языков в методическом освещении // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 19−28.
- Барабаш В.Г. Сложное предложение (дидактический материал) // Русский язык в национальной школе. 1989. — № 9. — С. 49 — 52.
- Баранников И.В., Успенский М. Б. Повышать качество программ и учебников // Русский язык в национальной школе. 1981. — № 5. — С. 3 — 6.
- Баринова Е.А. и др. Методика русского языка: Учеб. пособ. для студ. / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. М.: Просвещение, 1974.-368 с.
- Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе // Русская словесность. 1994. — № 2. — С. 47 — 56.
- Бекоева М.Т. Функциональный подход к изучению грамматических явлений русского языка в условиях национально-русского двуязычия: Сб. науч. трудов / Под ред. З. Х. Тедтоевой. Владикавказ: СОГУ, 2001.-Вып. VII.-С. 134- 137.
- Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке (некоторые вопросы теории). М.: Просвещение, 1967. — С. 3 — 126.
- Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. пособ. для филол. спец. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. — 248 с.
- Беляев Б.В. Новое в психологии обучения иностранным языкам // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: МГУ, 1969. — С. 145.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. — С. 25.
- Белянин В.П. Введение в психолингвистику / Моск. гос. лингвист, ун-т. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Черо, 2001. — 128 с.
- Бибилова Р.П., Газаева JI.B. Развитие связной речи учащихся национальной школы в процессе работы над синтаксическими синонимическими конструкциями: Учебно-методич. пособ. / Под ред. Б. А. Тахохова. Владикавказ: СОГУ, 2005. — 60 с.
- Бибилова Р.П., Мисикова Б. Г. К вопросу об изучении связного текста на занятиях по русскому языку в национальной средней школе // Лингвистические этюды: Сб. научных трудов / Под ред З. Х. Тедтоевой. -Владикавказ: СОГУ, 2000. Вып. — VI. — С. 80 — 91.
- Бирюков В.Г. и др. Дидактический материал по русскому языку для 9 класса национальных школ РСФСР: Пособ. для учителя / В. Г. Бирюков, А. И. Петрушенко, З. Г. Сахипова. 3-е изд., дораб. — Л.: Просвещение, 1990. -111с.
- Блинов Г. И. Тексты и задания по пунктуации: Пособ. для учителей. -М.: Просвещение, 1982. 159 с.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя 5-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 159 с.
- Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. 5-е изд. -М.- JI.: Соцэкгиз, 1935.-С. 229−237.
- Бондарко А.В. Функциональная грамматика. JL: Наука, 1984.136 с.
- Борковский В.И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1965. — 555 с.
- Брезгина М.П. Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе. Екатеринбург, 1993. — С. 3.
- Брицын В.М. Синтаксис и семантика инфинитива в современном русском языке. Киев: Наукова думка, 1990. — С. 283 — 300.
- Бунина М.С. О природе сложного предложения // Вопросы грамматического строя современного русского языка: Сб. статей / Под ред. Н. Н. Прокоповича. М., 1972. — С. 284 — 291.
- Буржунов Г. Г. О соотношении грамматической теории и речевой практики // Русский язык в национальной школе. 1972. — № 6. — С. 38.
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М.: Учпедгиз, 1959. — С. 276 — 281.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С. 3.
- Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России // Русский язык в школе. 2004. — № 2. — С. 44 — 47.
- Быстрова Е.А. Содержание предмета русский язык на современном этапе // Русский язык в национальной школе. 1988. — № 10. -С. 3−8.
- Быстрова Е.А. Усовершенствовать программы и учебники // Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3. — С. 7 — 8.
- Вагнер В.Н. Синтаксис русского языка как иностранного и его преподавание: Учеб. пособ. М.: Флинта: Наука, 2005. — С. 113 — 164.
- Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике-Вып. 6. М.: Прогресс, 1972. — С. 26.
- Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Логос, 2001. — 304 с.
- Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. М.: Агар, 2000. С. 269 — 342.
- Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособ. для вузов. 3-е изд., испр. -М.: Высшая школа, 1991. — С. 285−362.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособ. для учителя-М.: Просвещение, 1983.- 175 с.
- Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. 5-е изд., перераб — М.: Высшая школа, 1987. — 480 с.
- Валимова Г. В. Функциональные типы предложений в современном русском языке. Ростов-н-Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1967. -С. 165−327.
- Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1978. — 296 с.
- Василенко Е.И., Добровольская В. В. Сборник методических задач по русскому языку. -М.: Русский язык, 1990. 130 с.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия / билингвизма. М.: МГУ, 1969. 160 с.
- Вертоградская Э.А. Принцип сознательности и система учебно-речевых ситуаций // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. М.: Просвещение, 1972. — С. 12.
- Виды разбора на уроках русского языка: Пособ. для учителей / В. В. Бабайцева, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орлова и др. М.: Просвещение, 1978.- 160 с.
- Виноградов В.В. Идеалистические основы синтаксической системы проф. A.M. Пешковского, ее эклектизм и внутренние противоречия// Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В. В. Виноградова. М.: Просвещение, 1950. — С. 36 — 75.
- Виноградов В.В. Из истории русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова). М.: МГУ, 1958. — 400 с.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М.: Наука, 1975. — 555 с.
- Виноградов В.В. Синтаксис русского языка акад. А. А. Шахматова // Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В. В. Виноградова. -М.: Просвещение, 1950. С. 75 — 126.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку: (V VIII кл.): Пособ. для учителей. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика: Текст. Стили речи. 10−11 классы»: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 112 с.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика: Текст. Стили речи. М., 2000. — С. 123.
- Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы: Сб. статей / Под ред. Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1976.- 128 с.
- Воробьева Г. Ф. и др. Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. пособ. / Г. Ф. Воробьева, М. С. Панюшева, И. В. Толстой. М.: Русский язык, 1975.-С. 126- 169.
- Воробьева Г. Ф., Почтенная Т. Г. Современный русский язык: Контрольные упражнения по синтаксису. М.: МГУ, 1983. — 207 с.
- Востоков А.Х. Русская грамматика. 11-е изд. — СПб., 1867.1. С. 141.
- Временный государственный образовательный стандарт: Русский язык. -М., 1993.-С. 5.
- Всеволодов М.В. Синтаксемы и строевые категории предложения в рамках функционально-коммуникативного синтаксиса // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2000. — № 1. — С. 75 — 95.
- Выготский А.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. — С. 294.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. Психолингвистические исследования. М., 1996. — С. 306.
- Гаврилова Г. Ф., Редкозубова Т. М. Коммуникативно-речевой аспект изучения сложноподчиненного предложения // Русский язык в школе.- 1995. № 5. — С. 27 — 32.
- Гаврилова Г. Ф., Редкозубова Т. М. Системность языковых явлений как основа повторения синтаксиса в IX классе // Русский язык в школе.- 1998. № 6. — С. 18 — 24.
- Гаврилова Г. Ф., Рыбникова В. Я. Использование элементов программированного обучения при изучении сложного предложения // Русский язык в школе. 1987. -№ 1,-С. 20−25.
- Гагкаев К.Е. К постановке преподавания родного и русского языков в осетинской школе. Орджоникидзе, 1960. — Вып. I. — 9 с.
- Гагкаев К.Е. Осетинско-русские грамматические параллели. Лексика, фонетика и морфология: Пособ. для преподав, языка. Дзауджикау: СО АССР, 1953.-С. 100−101.
- Гагкаев К.Е. Очерк грамматики осетинского языка. -Дзауджикау: СО АССР, 1952. С. 110 — 115.
- Гагкаев К.Е. Синтаксис осетинского языка. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1956. — С. 173−257.
- Газаева JI.B. Словосочетание и простое предложение: современные подходы: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Владикавказ: СОГПИ, 2005.-116 с.
- Галькова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособ. для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
- Гальперин П.Я. К психологии формирования речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку.-М., 1972.-С. 60.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1955. — С. 358 — 443.
- Гепнер Ю.Р. Сложное предложение и принципы его изучения: Учеб. пособ. для студ. филолог, факультета. Харьков, 1963. — 91 с.
- Глухих В.М. О некоторых трудностях в разборе сложных предложений // Русский язык в школе. 2004. — № 3. — С. 112−116.
- Горелов И.Н. О мотивационно-эмоциональных аспектах процесса обучения второму языку // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 93 — 103.
- Городилова Г. Г. Актуальные проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин в национальных педвузах и пути их решения // Лингвистическая подготовка будущего учителя-словесника для национальной школы. М., 1983. — С. 14−17.
- Грамматика осетинского языка: В 2 т. / Под ред. Г. С.Ахвледиани-Орджоникидзе, 1969. -Т.2: Синтаксис. С. 309−350.
- Грамматика русского языка. М.: АН СССР, 1954. — Т.2. 4.2.1. С. 163.
- Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса: Пособ. для учителей / Сост. В. А. Мызина. М.: Просвещение, 1976.- 143 с.
- Греч Н.И. Практическая русская грамматика. СПб., 1827.1. С. 248.
- Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации: Справочник для учителя. Киев: Радянська шк., 1981. — С. 175 — 241.
- Давидянц А.А., Златопольский Ю. М. Реализация принципа активной коммуникативности // Русский язык в национальной школе. -1985.-№ 1.-С. 38−43.
- Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // Русский язык в школе. 1995. — № 2. — С. 30 — 33.
- Дерибас Л.А., Мишина К. И. Типы предложений в русском языке: Учеб. пособ. для вузов.-М.: Высшая школа, 1981.- 168 с.
- Джусойты К.Г., Дзодзыккаты З. Б., Цопанты Р. Г. Нырыккон ирон гевзаг: Ахуыргэенэен чиныг уаелдаер скъолаты студенттазн / Наукон редактор проф. Дзодзыккаты З. Б. Дзагуджыхъагу: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2005. — 256 -270 ф.
- Дзампаева Т.В. Последний урок по теме «Сложноподчиненные предложения» (IX класс) // Русский язык в школе. 1997. — № 3. — С. 32 — 34.
- Дзиццоева М.Д. Активизация односоставных предложений русского языка в речи учащихся-осетин старших классов: Автореф.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. — 22 с.
- Дзуцев Э.С. О коммуникативном принципе и путях его реализации в школе // Вопросы преемственности воспитания и формирования учебной деятельности в системе «Школа ВУЗ»: Сб. научных трудов. — Орджоникидзе, 1984. — С. 132 — 138.
- Юб.Дзуцев Э. С. О системе обучения связной русской речи в осетинской школе // Системность в учебно-воспитательном процессе: Межвуз. сб. статей. Орджоникидзе, 1983. — С. 85 — 96.
- Дидактический материал к учебнику русского языка 9 кл.: Пособ. для учителя / В. П. Озерская, Г. А. Богданова, В. И. Капинос и др.: под ред. Г. Н. Владимирской. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. — С.32 — 93.
- Димчев К. Опыт болгарской школы в создании коммуникативно направленного курса родного языка // Русский язык в школе. 1987. — № 6. -С. 59.
- Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5−11 классы. СПб., 2003. — С. 36.
- Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного. М.: Русский язык, 1984. -96 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы речи // В защиту слова. -М., 1966.-С. 22−23.
- Жулий Т.Б. Решение коммуникативно-педагогических задач // Русский язык в национальной школе. 1984. — № 5. — С. 44 — 48.
- Журавлев В.К. Проблема цели преподавания русского языка в национальной школе // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 5 — 19.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. -М.: МГУ, 1976.-307 с.
- Земский A.M. Русский язык. Синтаксис. М.: 2003. — Ч. 2. — 272с.120.3иду Д. Г. Об актуальных проблемах изучения русского языка вшколах Молдавии // Русский язык в национальной школе. 1987. — № 8. -С.5−10.
- Зимняя И.А. Психологические основы формирования двуязычия// Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3. — С. 27 — 29.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М., 1969. — С. 17−29.
- Зимняя И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М.: Русский язык, 1976. — С. 31.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982.-368 с.
- Золотова Г. А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // Русский язык в школе. 1988. — № 5. — С. 37 — 42.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973.-351 с.
- Иваненко В.К. Изучение синтаксиса в школе: Пособ. для учителя-Киев: Радянська шк., 1991. 159 с.
- Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1990. — 398 с.
- Исаев М.М. Очерки по истории изучения осетинского языка. -Орджоникидзе, 1974. 140 с.
- Исследования по грамматике русского языка: Сб. статей / Отв. ред. Э. И. Коротаева. Л.: ЛГУ, 1963. — 4.4. — 199 с.
- Исследования по грамматике русского языка: Сб. статей / Отв. ред. Э. И. Коротаева. Л.: ЛГУ, 1973. — 4.5. — 214 с.
- Исследования по общей теории грамматики: Сб. работ/ Отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1968. — 292 с.
- Историческая грамматика русского языка: Синтаксис. Сложное предложение / Р. Б. Кершиене, Л. Е. Лопатина, С. Е. Морозова и др. / Под ред. В. И. Борковского. -М.: Наука, 1979.-461 с.
- Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. -М.: Наука, 1 982 199 с.
- Каражаев Ю.Д. Заметки по осетинской филологии // Проблемы осетинского языкознания. Орджоникидзе, 1984. — Вып. 1. — С. 85 — 106.
- Каражаев Ю.Д. Об одной модели языка в семантико-синтаксических сопоставлениях в условиях билингвизма // Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР: Сб. научных трудов. -Орджоникидзе, 1988. С. 24 — 32.
- Каражаев Ю.Д. Принципы теории осетинского синтаксиса // Лингвистические этюды: Сб. научных трудов / Под ред З. Х. Тедтоевой. -Владикавказ: СОГУ, 2000. Вып. — VI. — С. 69 — 79.
- Карельская Т.Д. О формальном описании синтаксической синонимии. М.: Наука, 1975.-252 с.
- Карлинский А.Е. Диалингвальный анализ и его применение в обучении второму языку // Лингвистические основы преподавания языка / Под ред. Н. А. Баскакова, А. Н. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 103.
- Кеворкова З.Г. Формирование интереса к русскому языку на основе межъязыковых сопоставлений // Русский язык в национальной школе.-1991.-№ 12.-С. 18−20.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1984. — 175 с.
- МЗ.Комаева Р. З. К вопросу о билингвизме русскоязычных осетинских писателей: Тез. докл. к конф. по итогам научно-исследовательской работы Северо-Осетинского государственного университета за 1980 год. Орджоникидзе, 1981. — С. 43 — 44.
- Кононеко В.И. Синонимика синтаксических конструкций в современном русском языке. Киев: Наукова думка, 1970. — 143 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методика как наука // Русский язык за рубежом. 1979. — № 6. — С. 69 — 71.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М., 1976. — С. 66.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 4-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988.- 157 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Родной язык и другие языки// Русский язык в национальной школе. 1990. — № 9. — С. 3 — 8.
- Коток Е.В. Коммуникативная направленность урока // Русский язык в национальной школе. 1982. — № 2. — С. 28 — 32.
- Коток Е.В., Нефедова P.M. Учебникам русского языка современную направленность // Русский язык в национальной школе. -1988-№ 11. С. 11−14.
- Красных В.И. О распространении прилагательных и причастий придаточной изъяснительной частью и инфинитивом // Русский язык в школе.- 1995.-№ 1.-С. 89.
- Красных В.И. Об употреблении указательных слов в изъяснительно-союзных сложноподчиненных предложения // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — С. 79 — 84.
- Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина и др. / Под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина. 2-е изд. -М., 2002. — 726 с.
- Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой,
- B.В. Лопатина. М., 1989. — С. 532 — 622.
- Кручинина И.Н. Некоторые тенденции развития современной теории сложного предложения // Вопросы языкознания. 1973. — № 2.1. C.111−119.
- Крючков С.Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1977. — 191 с.
- Кулаев Н.Х. Союзы в современном осетинском языке. -Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1959. 104 с.
- Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. -М.: Дрофа, 2002.-256 с.
- Купалова А.Ю. Практический план изучения сложноподчиненных предложений с разными видами связи // Русский язык в школе. 1991. — № 3. — С. 37 — 42.
- Купалова А.Ю. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) // Русский язык в школе. 1988. — № 4. — С. 45 — 50.
- Купалова А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка // Русский язык в школе. 1999. — № 1. — С. 27 — 31.
- Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976.-399 с.
- Леонтьев А.А. Проблема опоры на родной язык и типология речевых действий // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. -М.: МГУ, 1971. С. 20.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — 148 с.
- Лидман-Орлова Г. К. Основные аспекты развития речи при изучении морфологии // Развитие речи на уроках морфологии. М.: Просвещение. 1979.-С.4.
- Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного: Сб. статей / Под ред. A.M. Шахнарович, Н. В. Мощинской. -М., 1987.- 183 с.
- Ломов A.M., Гусман Тирадо Р. Русское сложноподчиненное предложение и проблемы его содержательной интеграции // Вопросы языкознания. 1999. — № 6. — С. 54 — 65.
- Ломтев Т.П. Из истории синтаксиса русского языка. М.: Учпедгиз, 1954.-79 с.
- Львов М.Р. Некоторые вопросы обучения русскому языку в свете теории речевой деятельности // Лингвистические основы преподавания языка/ Под ред. Н. А. Баскакова, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. -С.74- 92.
- Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности // Русский язык в школе. 2001. — № 4. — С. 3 — 8.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. -240 с.
- Львова С.И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения // Русский язык в школе. -2003.-№ 4.-С. 3−8.
- Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст. К типологии внутритекстовых отношений / Отв. ред. И. И. Ковтунова. -М.: Наука, 1986.-С. 178−201.
- Магеррамов И.М. Изучение сложноподчиненных предложений // Русский язык в национальной школе. 1985. — № 2. — С. 65 — 67.
- Максименко С.Д. и др. Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в школе / С. Д. Максименко, И. Д. Бех, В.П. Недашковский-Кшв: Радянська шк., 1983.- 176 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособ. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Методика / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1988.180 с.
- Методика преподавания русского языка: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. / Под ред. М. Т. Баранова. -М.: Просвещение, 1990. 368 с.
- Методика преподавания русского языка в национальной средней школе: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / Под ред. Н. З. Бакеевой, З.П. Даунене-2-е изд., перераб. Л.: Просвещение, 1986. — 399 с.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладдыженская, М. Р. Львов. М.: Академия, 2001. — 368 с.
- Методические указания к учебнику «Русский язык» для 10 класса авторов Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. и др. (в помощь учителю осетинской школы). Орджоникидзе, 1971. — 46 с.
- Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 7−8 классов национальных школ РСФСР: Пособ. для учителя. 3-е изд. — JI.: Просвещение, 1983. — С. 113 — 134.
- Мисикова Б.Г. Методика изучения синтаксиса осетинского языка с опорой на знания учащихся по русскому языку. Владикавказ: Ир, 1993. -80 с.
- Митрофанова О.Д., Костомаров В. Г. Принцип активной коммуникативности // Русский язык в национальной школе. 1983. — № 1. -С.17−23.
- Михайлов М.М. Двуязычие (Принципы и проблемы). -Чебоксары, 1969.-С. 119.
- Михеев А.Ф. Особые виды придаточных предложений в системе причинно-следственных конструкций // Вопросы теории и методики изучения русского языка. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1965. -С.63−65.
- Норман Б.Ю. Синтаксис речевой деятельности. Минск: Вышэйш. шк., 1978. — 151 с.
- Обучение русскому языку в 5 11 классах национальных школ: Пособ. для учителя / Р. Б. Сабаткоев, Г. А. Анисимов, Л. Г. Саяхова и др. / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. — СПб.: Просвещение, 1993. — С. 188 — 203.
- Обучение русскому языку в 9 классе: Метод, указания к учеб.: Пособ. для учителя / В. В. Бабайцева и др. / Под ред. В. В. Бабайцевой. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
- Панов Б.Т. Работа по стилистике при изучении синтаксиса. Формирование стилистических навыков учащихся в процессе интонационно-смыслового анализа речи: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1967. -С. 63 — 82.
- Панов Б.Т., Яковлева Л. Б. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособ. для учителя. -М.: Просвещение, 1991.-271 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — С. 51 — 245.
- Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 8 — 75.
- Пашковская Н.А. Лингводидактические основы обучения русскому языку: Пособ. для учителя. Киев: Радянська шк., 1990. — 192 с.
- Пешковский A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. -С.131 -146.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 427 — 443.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Подготовка учителя русского языка для национальной школы: Лингводидактический аспект / Под ред. Н. М. Шанского, Г. Г. Городиловой. -М.: Педагогика, 1989. 200 с.
- Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике: Избранные труды / Отв. ред. Н. И. Толстой. -М.: Наука, 1990. 179 с.
- Поспелов Н.С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В. В. Виноградова.-М.: Просвещение, 1950.-С. 321 -337.
- Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типы // Вопросы языкознания. 1959. — № 2. — С. 19−27.
- Постнова Н.В., Баскаков В.Ю, Михайлова С. Ю Мотивы изучения русского языка учащимися национальных школ // Русский язык в национальной школе, 1988. -№ 8.-С. 10−13.
- Потапова Г. Н. Дидактический материал для занятий в старших классах // Русский язык в школе. 1998. — № 3. — С. 28 — 33.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1938.-Т. 1,2,3.
- Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособ. / Под ред. К. И. Саломатова, С. Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985.-224 с.
- Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах / Е. А. Быстрова, К. З. Закирьянов, Н. Д. Литвинова и др. / Под ред. Е. А. Быстровой. Л.: Просвещение, 1988. — 271 с.
- Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Пособ. для учителей: Сб. статей / Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
- Проблемы двуязычия в национальной школе: Сб. статей / НИИ нац. шк. MHO РСФСР, М-во нар. образования Удм. АССР. Ижевск: Удмуртия, 1989.-315 с.
- Проблемы функциональной грамматики: Семантическая инвариантность / вариантность / Я. Э. Ахапкина, Н. Н. Болдырев,
- А.В. Бондаренко и др. Ин-т лингвистических исследований. СПб.: Наука, 2003.-398 с.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Начальная школа. Основная школа. М., 2002. — Ч. 1. — С. 15.
- Прокопович Н.Н. Вопросы синтаксиса русского языка: Учеб. пособ. для пед. вузов. М.: Высшая школа, 1974. — 350 с.
- Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьев, Л. Ю. Кулиш и др. / Под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева. Киев: Вища шк., 1 979 248 с.
- Работа по развитию речи на занятиях по русскому языку: Методические рекомендации / Под ред. А. В. Текучева. М., 1980. -С.З- 145.
- Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973.-С. 148- 187.
- Рекомендации к проведению уроков по теме «Сложноподчиненные предложения» в 8−10 классах Коми школ (экспериментальные материалы) / Научно-исследовательский институт национальных школ. М., 1984. — 69 с.
- Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи.-Л.: ЛГУ, 1975.-71 с.
- Рубинштейн Г. А. Речевая ситуация как средство развития неподготовленной речи // Иностранный язык в школе. 1966. — № 4. — С. З — 4.
- Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособ. для студ. ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1963. -С. 276−344.
- Русская грамматика: В 2 т. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. — T. II: Синтаксис. — С. 461 — 663.
- Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект / Т. Г. Винокур, М. Я. Гловинская, Е. И. Голанова и др.: отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. Ин-т русского языка. М.: Наука, 1993.-219 с.
- Русский язык. Практический синтаксис: Учеб. пособ. по русскому языку для иностранцев / И. С. Иванова, J1.M. Карамышева, Т. Ф. Куприянова, М. Г. Мирошникова. М.: Русский язык, 2004. — 152 с.
- Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. М., 2000. -С. 19−53.
- Русское предложение: исследование и преподавание в школе и вузе: Межвузовск. сб. научных трудов / Под ред. A.M. Ломова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. — С. 3 — 147.
- Рябова А.И. и др. Структурные и семантические типы осложнения русского . предложения / А. И. Рябова, И. В. Одинцова, Р. А. Кулькова. -М.: МГУ, 1992. 173 с.
- Сабаткоев Р.Б. Изучение сложных предложений, прямой и косвенной речи русского языка в VIII классе осетинской школы. -Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд., 1965. 74 с.
- Сабаткоев Р.Б. Методические рекомендации к учебникам «Русский язык» для 8 и 9 классов национальных школ: Пособ. для учителя. -СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2003. С. 124 — 164.
- Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учеб. для 9 кл. нац. общеобраз. учрежд. 6-е изд. — СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2004. — С. 50 — 117.
- Сабаткоев Р.Б. и др. Русский язык: Учеб. для 10 11 кл. нац. общеобраз. учрежд. / Р. Б. Сабаткоев, М. В. Панов, Л. З. Шакирова. — 8-е изд. -СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2004. — С. 342 — 391.
- Сабаткоев Р.Б., Шакирова JI.3. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 10−11 классов национальных школ: Пособ. для учителя. -СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2001. С. 128 — 143.
- Салтан H. JL, Шикина И. В. Коммуникативность при интенсивно-цикловом обучении // Русский язык в национальной школе. 1988. — № 7. -С.21 -25.
- Саяхова Л.Г. О коммуникативной основе учебников русского языка // Русский язык в национальной школе. 1985. — № 3. — С. 29 — 34.
- Сборник задач и упражнений по русскому языку: Пробное учеб. пособ. для 9 кл. сред. шк. / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. / Под ред. Ю. С. Пичугова, Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1991. -127с.
- Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи / Под ред. В. Д. Бондалетова. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка: 9 кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 192 с.
- Синицын В.А. На пути к освоению коммуникативно ориентированного курса родного языка в школе // Русский язык в школе. -1998.-№ 4.-С. 26−30.
- Синтаксис и стилистика. М., Наука, 1976.-317 с.
- Синтаксис сложноподчиненного предложения / М. Н. Аникина, Н. В. Кутукова, Л. Н. Ольхова и др. / Под ред. М. Н. Аникиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 2004. — 176 с.
- Скобликова Е.С. Заметки о разных классификациях сложноподчиненных предложений // Русский язык в школе. 2001. — № 6. -С. 75−80.
- Скобликова Е.С. Очерки по теории словосочетания и предложения. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. — С. 112 — 137.
- Слабковская Э.И. Некоторые приемы обучения синтаксису // Русский язык в национальной школе. 1983. — № 6. — С. 44 — 47.
- Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособ. для учителей: Сб. статей / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. -160 с.
- Современные проблемы русской филологии: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Прозоров. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1985. — 113 с.
- Современный русский язык / Под ред. Н. М. Шанского. М., 1981.-С. 544−549.
- Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др. / Под ред. П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2000.-С. 496−533.
- Современный русский язык. Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. / Под ред.
- B.А. Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989.1. C. 719−772.
- Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. пособ. для гос. унтов / Под. ред. Е.М. Галкиной-Федору к. М.: МГУ, 1967. — 515 с.
- Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.: под ред. Е. И. Дибровой. М.: Академия, 2001. -4.2: Морфология. Синтаксис. — С. 478 — 641.
- Современный русский язык. Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник / Л. А. Новиков, Л. Г. Зубкова, В. В. Иванов и др.: под общ. ред. Л. А. Новикова. 3-е изд. -СПб: Лань, 2001. — С. 759 — 816.
- Современный урок русского языка: Пособ. для учителя / Л. А. Простенцова, С. И. Невская, Е. П. Гиматова и др. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
- Современный урок русского языка в национальной школе: Из опыта работы: Пособ. для учителя: Сб. статей / Сост. С. А. Чехоева, Н. Г. Евланова. Л., 1987. — 238 с.
- Сон Мён Гон. Выражение смысла «цель» в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях русского языка // Русский язык в школе. -1998.-ЖЗ.-С. 81−86.
- Сохин Ф.А., Негневицкая Е. И. Психолого-педагогические закономерности овладения вторым языком // Русский язык в национальной школе. 1984. -№ 3. — С. 32 — 36.
- Становление и развитие двуязычия в нерусских школах / Под ред. И. Ф. Протченко.-Л.: Просвещение, 1981.- 136 с.
- Структурные и функциональные особенности предложения и текста: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1989. — 135 с.
- Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста -единый творческий процесс // Русский язык в школе. 2001. — № 6. — С. 3.
- Супрун А.Е. В условиях близкородственного двуязычия // Русский язык в национальной школе. 1982. — № 6. — С. 26 — 31.
- Сычугова Л.П. Речь начинается с образов (Психолингвистические подсказки учителю) // Русский язык в школе. -2004.-№ 4.-С. 3−6.
- Таутиева И.Х. Взаимосвязанное обучение русскому и родному языкам в осетинской школе: Пособ. для учителя. М., 1997. — 53 с.
- Тахъазты X. Ирон агвзаг: Ахуыргэенаен чиныг 9 къласген. -Дзагуджыхъэеу: Ир, 2005. 14 — 36 ф.
- Тедтоева З.Х. Межпредметные связи при анализе текста художественного произведения // Лингвистические этюды: Сб. научных трудов / Под ред З. Х. Тедтоевой. Владикавказ: СОГУ, 2000. — Вып. — VI. -С. 45−56.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пед. ин-тов. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980.-414 с.
- Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. -М.: Педагогика, 1980. 230 с.
- Текучев А.В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1982.-272 с.
- Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева,
- A.Д. Дейкина и др. / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005. — 320 с.
- Теория функциональной грамматики / А. В. Бондарко, М. А. Шелянин, B.C. Храковский, В. П. Недялков и др. Ин-т языкознания. -Л.: Наука, 1987.-347 с.
- Теория функциональной грамматики: Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/ неопределенность / А. В. Бондарко, В. Гладков, И. Б. Долинина и др. / Ин-т лингвистических исследований. СПб.: Наука, 1992. — 303 с.
- Теремова P.M. Опыт функционального описания причинных конструкций. Л., 1985. — С. 6.
- Типовая программа по русскому языку для национальной средней школы // Русский язык в национальной школе. 1996. — № 6. — С.4.
- Традиционное и новое в русской грамматике: Сб. статей памяти
- B.А. Белошапковой / сост.Т. В. Белошапкова, Т. В. Имелева. М.: Индрик, 2001.-328 с.
- Урок русского языка в национальной школе / Под ред. М. Б. Успенского, М. В. Головановой. -М.: Педагогика, 1986. 160 с.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе/ Под ред. Н.М. Шанского-М.: Педагогика, 1979. 129 с.
- Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы: Сб. статей / Сост. Г. А. Богданова, С. И. Львова. М.: Просвещение, 1988. — 142 с.
- Федоренко Л.П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей: Метод, пособ. для СПТУ. 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1987. — 128 с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособ. для учителей. -М.: Просвещение, 1973. 160 с.
- Федоров А.К. К истории классификации сложноподчиненных и придаточных предложений // Русский язык в школе. 2000. — № 2. — С. 83 -88.
- Федоров А.К. О взаимном подчинении в современном русском языке // Русский язык в школе. 2004. — № 2. — С. 35 — 39.
- Федоров А.К. Об обратном подчинении в современном русском языке // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 75 — 79.
- Федоров А.К. Семантико-структурная классификация сложноподчиненных и придаточных предложений // Русский язык в школе. -2002.-№ 5.-С. 72−87.
- Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса: Пособ. для учителя.-М., 1972.-С. 177−181.
- Филиппов О.А. С опорой на родной язык // Русский язык в национальной школе. 1989. — № 6. — С. 20 — 22.
- Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1956.-Т. 1−2.
- Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
- Хапачева С.М. К вопросу о трудностях усвоения русского языка как неродного // Современные технологии обучения: Сб. статей и тезисов / Под ред. J1.A. Кучиевой. Владикавказ: Олимп, 2004. — Вып. 4. Ч. 2. -С. 163−165.
- Холодов Н.Н., Джамалов Ф. Р. Сложные предложения с союзом «не только. но и.» в современном русском языке // Русский язык в школе.- 1992.-№ 1.-С. 87−92.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
- Целикова М.П. Предупреждение ошибок при разборе сложноподчиненных предложений с союзным словом который II Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 40 — 41.
- Цопанты Р.Г., Хъаецмаезты Е. С. Нырыккон ирон эевзаджы синтаксис: Ахуыргаенэгн чиныг III IV курсыты студенттаен. -Дзаеуджыхъаеу: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2001. — 204 ф.
- Цуциева Ю.У. К вопросу о синонимии синтаксических конструкций // Диалог. 2004. — № 1. — С. 20 — 21.
- Чередниченко И.Г. К изучению придаточных предложений в средней школе // Русский язык в школе. 1951. — № 6. — С. 33 -45.
- Чередниченко И.Г. К изучению присубстантивных предложений в современном русском языке // Русский язык в школе. 1957. — № 6. -С.34−35.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 157 с.
- Чечет Т.В. Функциональный аспект изучения сложноподчиненных предложений со значением прямой обусловленности в старших классах литовской школы: Автореф. канд. пед. наук. М., 1985. -21 с.
- Что значит знать язык и владеть им / Н. М. Шанский, И. Л. Резниченко, Т. С. Кудрявцева и др. / Под ред. Н. М. Шанского. -Л., 1989.-С.41.
- Чупашева О.М. Контрольные занятия по синтаксису русского языка // Русский язык в школе. 1994. — № 2. — С. 111 — 112.
- Шакирова Л. З, Лингводидактические основы учебника русского языка // Русский язык в национальной школе. 1985. — № 3. — С. 20 — 25.
- Шакирова Л.З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ): Пособ. для учителя. СПб.: филиал изд-ва Просвещение- Казань, «Магариф», 2003. — 376 с.
- Шакирова Л.З., Саяхова Л. Г. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. пособ. для студ. нац. отделений пед. ин-тов. СПб.: Отделение изд-ва Просвещение, 1992. -278 с.
- Шанский Н.М. Методика преподавания русского языка в национальной школе: достижения и проблемы // Русское языкознание и лингводидактика.-М., 1985.-С. 195.
- Шанский Н.М. Содержание и структура школьного учебника русского языка для нерусских // Н. М. Шанский. Русское языкознание и лингводидактика.-М., 1985.-С. 205.
- Шапиро А.Б. Сложноподчиненное предложение // Современный русский язык. Синтаксис. М., 1957. — С. 359−415.
- З.Широкова А. С. Комплекс упражнений по речевому этикету // Русский язык в школе. 2004. — № 6. — С. 30 — 35.
- Широковская Т.А., Широковский Ю. С. Уроки русского языка: 9-й кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Шония М.Б. Некоторые проблемы двуязычия и пути их решения// Русский язык в национальной школе. 1990. — № 5. — С. 8 — 11.
- Шхапацева М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка. Майкоп: Адыг. книжн. изд-во, 1993 — С. 41.
- Шхапацева М.Х. Языковая теория и речевая практика в обучении синтаксису русского языка в национальной школе // Современные технологии обучения: Сб. статей и тезисов / Под ред. JI.A. Кучиевой. -Владикавказ: Олимп, 2004. Вып. 4. Ч. 2. — С. 190 — 198.
- Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. М. — JI., 1947. — С. 11 — 87.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-С. 313−319.
- Щеулин В.В. Аспекты сложноподчиненного предложения и его место в системе синтаксических единиц: Автореф.. докт. филол. наук. Л., 1978.-С. 17.
- Щеулин В. В, О смысловых соотношениях компонентов сложноподчиненных предложений // Русский язык в национальной школе. -1984.-№ 3,-С. 18−21.
- Щеулин В.В. Сложноподчиненное предложение и его смысловая структура // Синтаксис русского предложения: Межвузовск. сб. науч. трудов/ Под ред. A.M. Ломова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985. -С.81- 86.
- Экба Н.Б. О языке обучения и развитии двуязычия учащихся // Русский язык в национальной школе. 1990. -№ 12. — С. 3−7.
- Юдакин А.П. Развитие структуры предложения в связи с развитием структуры мысли / Отв. ред. В. З. Панфилов. М.: Наука, 1984. -168 с.
- Юсупов Ф.Ю., Жданова Г. А. Развитие билингвизма в школах Татарии // Русский язык в национальной школе. 1992. — № 12. — С. 20 — 22.
- Язык: система и функционирование: Сб. научных трудов / Отв. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1988. — 270 с.
- Ярыгина Е.С. Сложноподчиненные предложения вывода-обоснования //Русский язык в школе. -2003. -№ 4. -С. 19- 82.