Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые аспекты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению автора, наблюдающаяся на данном этапе концентрация страхового рынка ОСАГО, когда десять страховых компаний (Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Ингосстрах, Спасские ворота. ВСК, МАКС, Наста-Центр, УралСиб, Альфа Страхование, РОСНО) заключили 80% от общего числа договоров обязательного страхования, отсечет мелкие, финансово неустойчивые страховые компании от работы в данном секторе страховых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
    • 1. 1. Общая характеристика правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах
    • 1. 2. Правовые основы международной системы страхования гражданской ответственности владельце! транспортных средств «Зеленая карта»
    • 1. 3. Историко-правовые аспекты развития законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в странах Содружества Независимых Государств (СНГ)
  • ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
    • 2. 1. Развитие законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации
    • 2. 2. Общие положения о договоре ОСАГО
    • 2. 3. Правовое положение участников страховых правоотношений
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
    • 3. 1. Страховая сумма, страховая премия и порядок ее уплаты
    • 3. 2. Определение размера и осуществление страховых выплат по договору ОСАГО
    • 3. 3. Срок действия, порядок заключения, изменения, продления и досрочного расторжения договора ОСАГО

Правовые аспекты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В Концепции развития страхования в Российской Федерации1 особо отмечено, что «при существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц.». К основным направлениям развития обязательного страхования отнесено введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф. Одним из таких видов обязательного страхования и является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Введение

обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России долгое время откладывалось. Причин, тормозящих становление данного вида страхования, было несколько. Прежде всего, это ухудшение экономического положения населения страны в период экономических реформ, и как следствие — низкий уровень платежеспособности и спроса на страховые услугиотсутствие системы мер по совершенствованию законодательной базы в сфере страхованияинформационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе надежных страховых компаний.

Целесообразность и необходимость введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств очевидна. По данным Главного управления ГИБДД МВД в 2001 году в России произошло свыше 164 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в Концепция развития страхования в Российской Федерации: одобрена распоряж. Правительства Российской Федерации от25 сентября 2002 г. № 1361-р // Собр. законодательств РФ. 2002. № 39. Ст. 3852 результате которых погибло 30,9 тыс. и ранено около 188 тыс. человек. В 2002 году было зафиксировано более 184 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло более 33 тыс. человек, а свыше 215 тыс. получили травмы различной тяжести. В 2003 году на дорогах России зарегистрировано 200,4 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 35,6 тыс. человек и 244 тыс. получили ранения. В 2004 году погибло 35,5 тыс. человек, 251,4 тыс. получили ранения, а количество аварий составило 208,6 тыс. В 2005 году число ДТП возросло на 7,1% и составило 223,34 тыс., погибли и были ранены более 300 тыс. человек.1.

Уровень возмещения вреда, причиненного в результате ДТП гражданам и организациям, крайне низок. Это объясняется, прежде всего, тем, что у многих владельцев транспортных средств, виновных в причинении вреда, нет достаточного имущества для полного покрытия нанесенного ущерба, сложностью судебных процедур, а так же значительным числом случаев бегства виновных лиц с места ДТП и несовершенством системы поиска таких правонарушителей.2.

С принятием Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ3 наша страна приблизилась к тому уровню правового обеспечения в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который существует практически во всех развитых странах мира. Вместе с тем, противоречивость положений законодательной базы, регулирующей отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и складывающейся судебной практики препятствуют планомерному развитию системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в России.

1 Данные приведены по материалам официального сайта ГИБДД МВД. Раздел Статистика. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gibdd.ru/id4/982.gpml.

2 Дедиков C.B. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Коммент. ФЗ «Об обяз. страховании гражд. ответ, владельцев транспорт, средств». С-Пб.: Юр ид. центр Пресс, 2003. С. 6.

5 Российская газета. 2002. 7 мая. С. 4. Далее по тексту — Закон.

Проведение научного анализа функционирования системы обязательного страхования, изучение мирового опыта, исследование юридической природы, существенных условий и особенностей договора ООАГО является необходимым, поскольку позволит выявить специфику правоотношений, складывающихся при осуществлении обязательного страхования и. выработать на этой основе практические рекомендации для восполнения пробелов в законодательстве, а также разрешения возникающих на практике споров.

Степень разработанности темы. Относительно недолгий временной период формирования рынка страховых услуг в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и специфические особенности данного вида страхования объясняют тот факт, что изучение и теоретическое обобщение связанных с этим проблем находится в начальном состоянии.

Наряду с достаточно широким спектром работ, посвященных страхованию, исследованию природы договорных, отношений по страхованию различных рисков, развитию и анализу современного состояния рынка страховых услуг в России, следует отметить, что до настоящего времени системного научного анализа правовых аспектов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не проводилось, а имеющиеся результаты отражают лишь отдельные стороны исследуемого вида страхования1.

Особое место в исследовании вопросов страхования занимают работы М. И. Брагинского, К. А. Граве, Л. А. Лунца, В. К. Райхера, В. И. Серебровского, Е. К. Турбиной, Ю. Б. Фогельсона, Н. М. Фомичевой, И. Ю. Юргенса. Различные аспекты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств разрабатывались в трудах Д. В. Варламова,.

1 Шевчук В. А. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств: Дне. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. М., 1998.

C.B. Дедикова, Б. Д. Завидова, Б. А. Подхолзина, М. В. Романовой и других авторов.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное изучение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выявление особенностей правового регулирования отношений в сфере ОСАГО, выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства. Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи:

• проанализировать опыт осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах, исследовать основы функционирования международной системы страхования «Зеленая карта»;

• на основе анализа развития систем ОСАГО в странах СНГ определить перспективы развития и взаимодействия в рамках Содружества;

• дать правовую характеристику договора ОСАГО, определить правовое положение и систематизировать права и обязанности участников страховых правоотношений;

• проанализировать процесс определения размера страховых выплат при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших и их осуществления;

• подготовить практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства об ОСАГО.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предметом исследования служат теория и практика правового регулирования отношений, возникающих в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют совокупность научных приемов и методов исследования социальных явлений и процессов на основе исторического, сравнительно-правового, формально-юридического, логического, статистического, а также системного подхода к изучению правовых норм, теоретических положений и научных концепций.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области гражданского права, страхового права и страхового дела: М. И. Брагинского, B.C. Белых, C.B. Дедикова, М. Ф. Дятловой, Е. Ф. Дюжикова, И. Н. Жука, Б. Д. Завидова, И. В. Кривошеева, Ж. Лемера, О. В. Ли, П. Мюллера, В. К. Райхера, В. И. Серебровского, Ю. А. Сплетухова, К. Е. Турбиной, Ю. Б. Оогельсона, В. А. Шевчука, O.IO. Шевченко, И. Ю. Юргенса, Т. А. Яковлева и других авторов.

Информационной базой исследования послужил нормативный правовой материал в области гражданского и страхового права, методические рекомендации Российского Союза Автостраховщиков (РСА), результаты социологических опросов, данные статистических отчетов ГИБДД МВД России, материалы форумов и конференций по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, публикации в средствах массовой информации, а также правоприменительная практика.

Научная новизна диссертации состоит вс всестороннем комплексном исследовании на монографическом уровне особенностей и проблем гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В настоящей работе проанализирован опыт развития и функционирования аналогичных систем страхования в зарубежных странах, критически оценены результаты реализации обязательного страхования в России с момента введения в действие Закона об ОСАГО. Сравнительный анализ содержания норм отечественного и зарубежного права позволил определить необходимые меры для последующего качественного изменения и развития системы обязательного страхования в России.

В работе исследованы цели и принципы правового регулирования договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, систематизированы по содержанию права. и обязанности участников страховых правоотношений, закрепленные в нормах законодательства об ОСАГО, проведен анализ норм и разработаны предложения по устранению выявленных недостатков.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Суброгация, предусмотренная ст. 965 ГК РФ, не может быть реализована при страховании ответственности за причинение вреда. '.

При суброгации к страховщику переходит в части выплаченного страхового возмещения деликтное требование, которое потерпевший имеет к причинителю вреда — страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован. При возмещении страховщиком вреда, причиненного потерпевшему, деликтное требование потерпевшего прекращается в части полученного им возмещения и переход требования не может реализоваться, поскольку такого требования уже не существует. Закрепление права регресса в ОСАГОэто единственно возможный способ защитить интересы потерпевшего, отказав при этом в защите имущественных интересов причинителя вреда.

2. Гражданское законодательство (п. 4 ст. 931 ГК РФ) предоставляет истцу право предъявить деликтный иск как причинителю вреда, так и страховой компании. В случае предъявления потерпевшим иска страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован, страховщик должен быть привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика. Таким образом, в рамках одного дела суд решает вопрос и о возмещении вреда страховщиком в пределах страховой суммы, и о возмещении вреда страхователем или иным лицом, риск ответственности которого застрахован, в той части, которая не подлежит возмещению страховщиком (в случае причинения морального вреда, недостаточности страховой выплаты. для полного • возмещения ущерба и т. п.), обеспечивая право потерпевшего на полное и своевременное возмещение вреда.

3. В диссертации сделан вывод о том, что законодатель не всегда последовательно защищает интересы потерпевшего, когда путем включения в Правила ОСАГО1 допускает установление необоснованных, «незаметных» оговорок, используя которые страховщик может отказать в выплате страхового возмещения потерпевшему. Так, закрепление в подп. «и» п. 2 ст. 6 Закона и подп. «к» п. 9 Правил ОСАГО такого основания для отказа в осуществлении страховых выплат по договору ОСАГО как «причинение вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации» противоречит цели, для достижения которой был принят Закон и необоснованно ограничивает право потерпевшего на возмещение вреда, причиненного в ДТП на территории стоянки, паркинга, подземного гаража, автозаправочной станции и других территориях. Данное положение следует исключить из текста Закона и Правил обязательного страхования.

4. Как показал анализ норм законодательства в части осуществления страховщиком страховых выплат потерпевшему, страховщик несет ответственность за задержку выплат в соответствии с нормами ГК РФ (ст.395). Вместе с тем, по данным о деятельности страховых компаний, несоблюдение установленных сроков рассмотрения требований и Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собр. Законодательства РФ. 19.05.2003, № 20, ст. 1987. Далее по тексту — Правила ОСАГО. выплат является самым распространенным основанием для обращений потерпевших с жалобами в РСА.1 Представляется обоснованным стимулировать страховщиков к своевременному исполнению обязательств, предусмотрев в Законе повышенную ответственность страховщика за задержку страховых выплат.

5. Для, определения размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, предлагается разработать таблицы с установлением в них фиксированных сумм либо процентов от суммы страховой выплаты, подлежащих выплате потерпевшему в зависимости от характера травм, — причиненных в результате ДТП и степени утраты трудоспособности. Страховая выплата в случае смерти кормильца должна быть максимальной, а в случае смерти лица, не являющегося кормильцем — составлять не менее 30% от максимальной, страховой выплаты.

6. По мнению диссертанта, страховая история владельца транспортного средства не должна прерываться — в случае смены транспортного средства, указанного в договоре ОСЛГО. Таким образом, при заключении договора на следующий период страхователь либо сохранит право на применение коэффициента «бонус», либо уплатит страховую премию, рассчитанную с применением повышающего коэффициента «малус».

7. Авторский вывод о том, что страхователь имеет право требовать от страховщика выплаты ему страхового возмещения только в том случае, если он самостоятельно возместил причиненный потерпевшему вред в соответствии с указаниями страховщика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, сформулированные на основе проведенного исследования, могут быть использованы при разработке законопроектов по.

1 Основные показатели деятельности страховых компаний по ОСАГ’О за 2004 год. [Электронный ресурс]/ Сайт АСН Страхование сегодня. Портал страховшиков. Режим доступа: http://www/insur-info.ru/ statistics /osago-rsa/?. внесению изменений и дополнений в Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Постановление Правительства Российской Федерации о страховых тарифах и Правила ОСАГО. Содержание диссертационного исследования может послужить основой для разработки методических рекомендаций по некоторым вопросам осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, адресованных страховым компаниям.

Содержащийся в работе материал может быть использован в процессе преподавания курса «Гражданское право», «Страховое право», «Страховое дело», а также для разработки спецкурса, посвященного обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в автошколах, что представляется особо значимым для реализации поставленных в Законе целей.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре гражданско-правовых дисциплин Московского открытого социального университета (института). Основные положения и выводы были отражены в пяти публикациях по теме проведенного диссертационного исследования. Материалы диссертации используются при подготовке лекции по курсу «Гражданское право» в Волгодонском филиале Московского открытого социального университета (института).

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования, а также выбранные автором методологические подходы к исследованию предопределили порядок рассмотрения основных вопросов и последовательность их изложения. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Принятие Закона об обязательном страховании в Российской Федерации стало серьезным событием не только на страховом рынке, но и в общественной, экономической и политической жизни России. Система обязательного страхования гражданской ответственности в Российской Федерации владельцев транспортных средств является социально значимым элементом проводимой политики государства, направленной на обеспечение и защиту прав граждан. Установление' обязательности страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств федеральным законом обусловлено конституционно закрепленным требованием особой защиты таких важных для всего общества неотчуждаемых благ, как жизнь и здоровье человека, охрана его имущества.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России должно разЕиваться с учетом мирового опыта-осуществления данного вида страхования. Для успешной интеграции в мировое сообщество необходимым является вступление России в систему международного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта» и унификация норм об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Вступление России в международную систему страхования гражданской ответственности «Зеленая карта» позволит обеспечить защиту прав и интересов как отечественных, так и иностранных граждан в случае причинения вреда в результате ДТП, имевшего место на территории любого государства — участника системы, а также создаст необходимые предпосылки для либерализации российского страхового рынка, развития здоровой конкуренции и повышения уровня страховой культуры населения.

Проведенное исследование свидетельствует о возможности внесения изменений в российское законодательство об ОСАГО и обосновывает необходимость тесного сотрудничества в сфере обязательного страхования, принятия мер по упрощению процедур взаимного урегулирования убытков, информационного взаимодействия и взаимного признания полисов ОСАГО на территории стран Содружества Независимых Государств.

Реализация обязательного страхования в России должна осуществляться таким образом, чтобы максимально защитить права лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, и соблюсти баланс интересов всех участников страховых правоотношений. Для этого следует предпринять ряд мер правового, информационно-разъяснительного, организационного и технологического характера.

Ключевой проблемой законодательства об обязательном страховании является его внутренняя несогласованность, неурегулированность отдельных положений, недостатки терминологического характера, порождающие двойное толкование отдельных норм. Следует отметить и неудовлетворительную степень осведомленности страхователей о своих правах и обязанностях, установленных Законом 'и Правилами ОСАГО, что порождает впоследствии множество конфликтных ситуаций. Думается, что в последующем и страховщики, и страхователи откажутся от вступления в договорные отношения под лозунгом: «Оформим полис за пять минут!».

Работа по устранению недостатков в правовом регулировании отношений по обязательному страхованию продлится не один год, но уже на данном этапе является очевидной необходимость внесения ряда изменений и дополнений в законодательные акты с целью совершенствования российской системы ОСАГО. Проведенное исследование позволило выдвинуть следующие предложения:

1. Дополнить перечень коэффициентов, перечисленных в п. З ст. 9 Закона коэффициентом Кпдд, со следующей редакцией: «. совершивших правонарушения в области дорожного движения в предыдущий период страхования».

2. Дополнить ст. 13 Закона пунктом 5 в следующей редакции: «Страховщик несет ответственность за несвоевременное исполнение обязанности по осуществлению страховой выплаты в размере 1% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки платежа"'.

3. Статью 7 Закона об обязательном страховании с целью увеличения лимитов ответственности страховщика в расчете на одного потерпевшего изложить в следующей редакции:

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. рублей, а именно:

— в части возмещения вреда, причиненногс жизни или здоровью потерпевшего — 240 тыс. рублей;

— в части возмещения вреда, причиненногс имуществу потерпевшего — 160 тыс. рублей", г, —? —, :, ¦

4. Для обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате ДТП нескольким потерпевшим, следует предусмотреть возможность увеличения страховой суммы. В Законе следует дополнить ст. 13 пунктом 3, изложив его в следующей редакции: «Если при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, превышает страховую сумму по обязательному страхованию (ст. 7 настоящего Закона), страховые выплаты производятся каждому псстрадавшему в пределах установленных лимитов, но в целом, не более пятикратного размера установленного лимита ответственности».

5. Исключить подп. «и» п. 2 ст. 6 Закона и подп. «к» п. 9 Правил ОСАГО «причинение вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации» как основание для отказа в осуществлении страховых выплат по договору ОСАГО.

6. Дополнить п. 34 Правил ОСАГО абзацем 3 в следующей редакции: «Страховая премия не подлежит возврату, если за период действия договора ОСАГО страховщиком производились либо будут произведены выплаты потерпевшим, которым был причинен вред при эксплуатации транспортного средства, указанного в договоре».

7. Дополнить ст. 12 Закона пунктом 8 в следующей редакции: «Потерпевший вправе отказаться от годных остатков транспортного средства в пользу страховщика с целью получения страховой выплаты без вычета стоимости годных остатков».

8. Изложить абз. 2 п. 43 раздела 7 Правил ОСАГО в следующей редакции: «Потерпевшие, включая пассажиров транспортных средств, предъявляют страховщику требование о страховой выплате в сроки, установленные пунктом 42 настоящих Правил. Если вред, причиненный здоровью, потерпевшего: : — делает невозможным, предъявление страховщику требования о страховой. выплате в указанные сроки, требование может быть предъявлено в течение 30 дней после ДТП».

Своевременное решение проблем в сфере обязательного страхования позволит избежать конфликта позиций страховщиков, страхователей и потерпевших, гарантировать соблюдение и защиту прав и законных интересов участников страховых правоотношений, а так же обеспечить развитие российского рынка страховых услуг.

По мнению автора, наблюдающаяся на данном этапе концентрация страхового рынка ОСАГО, когда десять страховых компаний (Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Ингосстрах, Спасские ворота. ВСК, МАКС, Наста-Центр, УралСиб, Альфа Страхование, РОСНО) заключили 80% от общего числа договоров обязательного страхования, отсечет мелкие, финансово неустойчивые страховые компании от работы в данном секторе страховых услуг, что со временем позволит перейти к так называемому «Европейскому протоколу» и прямому урегулированию убытков между страховыми компаниями страхователя и потерпевшего. Подобные изменения потребуют серьезной ревизии норм законодательства об ОСАГО, поскольку модель европейского протокола, введенная во многих странах Европы, предусматривает, что потерпевший обращается за страховой выплатой в ту страховую компанию, с которой он связан договорными отношениями по ОСАГО. Страховщик потерпевшего выплачивает страховое возмещение своему клиенту, а затем выставляет требоЕ-ание к страховщику лица, причинившего вред в ДТП. Это позволит значительно упростить процедуру возмещения вреда, причиненного потерпевшим и качественно улучшить функционирование системы обязательного страхования в России.

Вместе с тем, для введения «Европейского протокола» необходимо провести сложную предварительную работу: выработать единые стандарты оценки ущерба, завершить создание информационной системы, утвердить единый реестр экспертов-техников и принять меры для предотвращения, роста случаев страхового мошенничества. Борьба с мошенничеством может быть достаточно эффективной, если страховщикам удастся наладить оперативное информационное взаимодействие с ГИБДД МВД России.

Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении обязательного страхования между страхователем, страховщиком и потерпевшим в рамках действия «европейского протокола» будет весьма перспективной областью для будущих исследований российской системы ОСАГО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета.- 1993. 25 декабря.
  2. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации Текст. //Собр. законодательства РФ. 2002. — № 46. — Ст. 4532
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Текст. // Российская газета. 2001. — 31 дек.
  4. Кодекс торгового мореплавания Российс<�ой Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ Текст. // Собр. законодательства РФ. 1999. — № 18. -Ст. 2207
  5. Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «Об организации страхового дела в РФ» Текст. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верхов. Совета РФ. 1993. — 2. — Ст.56
  6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Текст. // Собр. законодательства РФ. 1995. -№ 50. — Ст. 4873
  7. Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» Текст. // Ведомости Съезда народ, депутатов и Верх. Совета РФ. 1991. — № 16. — Ст. 503
  8. Федеральный закон от 25. апреля 2002 г. №-40-ФЗ «Об-•обязательном -страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Текст. // Собр. законодательства РФ. 2002. — Л1"18. — Ст. 1720
  9. Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Текст. // Собр. законодательства РФ. 2003. — № 26. — Ст. 25 66
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» Текст. // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1 993. — № 47. — Ст. 4531
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля2004 г. № 216 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 264» Текст. // Собр. законодательства РФ. 2004. — № 18. — Ст. 1760
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 509 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 264» Текст. // Собр. законодательства РФ. 2004. — № 40. — Ст. 3964
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 годах» Текст. // Собр. законодательства РФ. 1998. — № 40. — Ст. 4968
  14. Постановление Правительства Российской Федерации • от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» Текст. // Собр. законодательства РФ. 2004. — № 15. — Ст. 1495
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» Текст. // Собр. законодательства РФ. 2004. — № 28. — Ст. 2904
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. № 737 «О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета» Текст. //
  17. Собр. законодательства РФ. 2002. — № 41. — Ст. 3985
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 472 «О внесении изменений и дополнений в правила дорожного движения» Текст. // Собр. законодательства РФ. 2002. — № 27. — Ст. 2693
  19. Приказ Государственного Таможенного Комитета от 24 июля 2003 г. № 690 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Текст. // Страховая деятельность. -2003. -№ 3.-С.12
  20. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 г. № 90н «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного отношения активов и принятых ими страховых обязательств» Текст. // Российская газета. 2001. — 26 дек. — С.4
  21. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 января 2003 г. № 9н «О порядке внесения объединений страховщиков в единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков» Текст. // Российская газета. 2003. — 15 февр. — С. 3
  22. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 155 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» Текст. // Российская газета. -.2003. 12 июля. — С.4
  23. Приказ Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 14 июня 2003 г. № 414 «Об образце извещения о дорожно-транспортном происшествии» Текст. // Российская газета. 2003. — 11 июля. — С. З
  24. Приказ Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. № 02−02/08 «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» Текст. // Бюллетень норматив, актов министерств и ведомств РФ. 1994. — № 11. — С. 19
  25. Приказ Росстрахнадзора от 19 июня 1995 г. № 02−02/17 «Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности» Текст. // Российские Вести. 1995. — 27 июля. — С.5
  26. Письмо Государственного Таможенного Комитета от 24 июня 2003 г. № 01−06/25 375 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортнь: х средств» Текст. // Страх, деятельность. 2003. — № 3. — С. 9
  27. Концепция развития страхования в Российской Федерации одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2002 г. № 1361-р Текст. // Собр. законодательства РФ. 2002 — N 39. — Ст. 3852
  28. Указание ГАИ-ГИБДД Российской Федерации № 13/5−78 от 26 июня 2003 г. «О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» Электронный ресурс. // СПС «Консультант Плюс»
  29. Указание ГАИ-ГИБДД Российской Федерации № 13/4−90 от 3 июля 2003 г. «Об исключении нарушений отдельных положений Закона об ОСАГО» Электронный ресурс. // СПС «Консультант Плюс"1. Книги
  30. Н.Г. Обзор страховых рынков ведущих стран мира Текст. / Н. Г. Адамчук, Р. Т. Юлдашев. М.: «Анкил», 2001. — 120 с. — (Мировыестраховые рынки),. .
  31. B.C. Страховое право Текст. / B.C. Белых, И. В. Кривошеев. -М.: Изд-во НОРМА, 2002. 224 с.
  32. М.И. Договор страхования Текст. / М. И. Брагинский. М.: «Статут», 2000. — 174 с.
  33. A.A. Основы страхования: Учеб. Текст. / A.A. Гвозденко. -М.: Финансы и статистика, 1999. 304 с.
  34. Гражданское право: Учеб. 4.2. Текст. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. — 784с.
  35. Гражданское право: Учеб. 4.1. — Изд. 2-ое, перераб. и доп. Текст. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. -600 с.
  36. Гражданское право: Учеб.: В 2-х т. Т. 2. Текст. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Е. А. Суханова. — М.: «БЕК», 1994. — 432 с.
  37. К.А., Лунц JI.A. Страхование.- М.: Госюриздат, 1960.-175 с. Электронный ресурс. // Сайт «Знай страхование!». Электронная библиотека. Режим доступа: http://www.znay.ru/library/books/0070.sht ml
  38. C.B. • Обязательное страхование автогражданской ответственности: Коммент. Федер. закона «Об обязательномстраховании гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств» Текст. / C.B. Дедиков. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003.-436 с.
  39. Ю.Дятлова М. Ф. Комментарий к Федеральному закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств Текст. / М. Ф. Дятлова. М.: «Эксмо», 2002. — 96 с.
  40. Жук И. Н. Автомобильное страхование Текст. / И. Н. Жук. М.: Анкил, 2001.152 с.
  41. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) Текст. / Под ред. проф. О. Н. Садикова. М.: Юрид. фирма КОНТРАКТ- ИНФРА-М, 1997. — 778 с.
  42. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. Текст. / Под ред. проф. О. Н. Садикова. — М.: Юрид. фирма КОНТРАКТ- ИНФРА-М, 1998. -799 с.
  43. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. -Издательство «Юрайт», 2004. Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс». выпуск 4, — 2005.
  44. .А. Автострахование: .Соммент. к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Текст] / Б. А. Подхолзин. М.: Бреатор-Пресс, 2003.- 184 с.
  45. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова.- Издательство «Статут», 2003. / Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс». выпуск 4.- 2005.
  46. В. К. Общественно-исторические типы страхования Текст. / В. К. Райхер. М.-Л.: АН СССР, 1947. — 284 с.
  47. .Ю. Страховое дело: Учеб. пособие для вузов Текст. / Б. Ю. Сербиновский, В. Н. Гарькуша. Ростов н /Д: «Феникс», 2000 -384 с.
  48. Ю.А. Страхование: Учеб. пособие Текст. / Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. М.: «ИНФРА-М», 2002. — 312с.
  49. Словарь страховых терминов Текст. / Под ред. Е. В. Коломина, В. В. Шахова. М., 1992. — 333с.
  50. Страховое дело в вопросах и ответах: Учиб. пособие для экон. вузов и колледжей Текст. / Сост. М. И. Басаков. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. -576 с.
  51. Страховое право: Учеб для вузов Текст. / Под ред. проф. В. В. Шахова, проф. В. Н. Григорьева, С. Л. Ефимова. N1.: «ЮНИТИ-ДАНА», «Закон и право», 2002.-384 с.
  52. Страхование: Учеб. Текст. / Под ред. Т. А. Федоровой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Экономистъ», 2003. — 875 с.
  53. Страхование от, А до Я: (книга для страхователя) Текст. / Под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной. М.: «ИНФРА-М», 1996. — 624 с.
  54. Теория и практика страхования. Учеб. пособие Текст. / Под общ. ред. К. Е. Турбиной. -М.: «Анкил», 2003 704 с.
  55. Финансы Текст. / Под ред. Л. А. Дробозиной. М.: «ЮНИТИ», 2001. -527 с.
  56. Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / Ю. Б. Фогельсон. — М.: Юристъ, 2002. -347 с.
  57. Дж. Международное частное прг.во Текст. / Дж. Чешир, П. Норт.-М., 1982.-350 с.
  58. В.М. Страхование: Учеб. для вузов Текст. / В. М. Шахов. М.: «Страхов, полис», «ЮНИТИ», 1997, — 311 с.
  59. В. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Текст. / В. Шевчук. М.:"АНКИЛ», 1998. — 80 с.
  60. Г. Ф. Учебник русского гражданского . права. Т. 2 Электронный ресурс. // Электронная библиотека Консультант Плюс. Режим доступа: http://civil.consultant.ru/elib/books/30/1590.html
  61. М. Я. Основы страхового права России Текст. / М. Я. Шиминова. М.: Анкил, 1993. 176 с.
  62. Т.А. Страхование: Учеб. пособие Текст. / Т. А. Яковлева, О. Ю. Шевченко. М.: Юристъ, 2003. — 21 7 с. 1. Диссертации
  63. И.В. Тенденции развития страхования в странах Западной Европы: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.10 Текст. / И. В. Антонова. М., 1999.
  64. Жук A.B. Проблемы страхования деликтной ответственности: дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03 Текст. / A.B. Жук. СПб., 2001.
  65. Ли О. В. Договор страхования: дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03 Текст. / О. В. Ли. СПб., 2001.
  66. Ю.Б. Договор страхования в Российском гражданском праве: дис. на соиск. учен. степ, доктора юр. наук: 12.00.03 Текст. / Ю. Б. Фогельсон М., 2005.
  67. В.А. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.10. Текст. / В. А. Шевчук. М., 1998.
  68. И. Ю. Организация и регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.10 Текст. / И. Ю. Юргенс. М., 2001.
  69. Статьи из периодически v изданий
  70. И. Американское государство и рынок страховых услуг Текст. / И. Абалкина // Страховое дело. 1999. — № 11. — С. 27−37.
  71. В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Текст. / В. Абрамов // Фин. газ. (Регион, вып.). 2002.-№№ 34, 35.-С. 12−13.
  72. В. Третьи лица в страховании Текст. / В. Абрамов // Фин. газ. 2003.-№ 9.-С. 13.
  73. Автогражданка: Уроки Чехии Текст. // Е1едомости. -2004. 26 янв. -С.2.
  74. Автогражданка: самая обаятельная и привлекательная Текст. // Сов. Беларусь. 2004. — 14 июля. — С.4.
  75. Р. Страховое регулирование в США: Обзор Текст. / Р. Алиев // Страх, дело. 2000. — № 5. — С. 18−34.
  76. А. О предварительных- итогах и проблемах страхования автогражданской ответственности Электронный ресурс. / А. Архипов // Страх, дело. 2000. — № 10. // Сайт ИД Анкил. Электронная библиотека./Режим доступа: http://www.ankil.ru/library/
  77. Ю.Громов А. Договор ОСАГО: качество страховых услуг Текст. / А. Громов//Фин. газ. (Регион, вып.) 2004.-№ 30.-С.5. .
  78. П.Громов А. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Текст. / А. Громов // Фин. газ. (Регион, вып.). 2004. — № 34. — С. 7.
  79. C.B. Премия за страдания Текст. / C.B. Дедиков // Бизнес-адвокат. 2002.-№ 18.-С. 14−15.
  80. С. «Автогражданка»: страхование с особенностями Электронный ресурс. / С. Дедиков // «зж-ЮРИСТ». 2003. — № 2. //Сайт «АКДИ Экономика и жизнь». Режим доступа: http://www.akdi.ru/pravo/news/komlstrah.htm
  81. С. Привлечение виновного к ответственности и страховая выплата Текст. / С. Дедиков //Фин. газ. (Регион, вып.).- 2004. № 23. -С. 16.
  82. А. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Текст. / А. Дьяков // Фин. газ. (Регион, вып.). 2003. — № 40. — С. 14.
  83. Н.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: опыт Восточной Европы и Прибалтики Текст. / Н. В. Ечкалова // Страх, дело. 2003.- № 3. — С. 34−36.
  84. Д. Страховое законодательство стран Европейского Союза в области страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств Текст. / Д. Кадагидзе // Страх, право.-2000. № 2. — С. 44−49.
  85. В.В. Страхование автогражданской ответственности: за и против Текст. / В. В. Козлов // Страх, деле. 2002. — № 7. — С 5−13.
  86. Д. Проблемы, возникающие в договорах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ / Текст. Д. Куксинский // Страх, дело. 2000.- № 10. — С. 41−43.
  87. Г. Европейское страховое право Droit Europeen des Assurances / Электронный ресурс. Г. Леви // Страховое право. 2001. — № 3. // Сайт ИД Анкил. Электронная библиотека./Режим доступа: http://www.ankil.ru/library/
  88. А. Основные направления развития страхового рынка Германии в начале XXI века // Страховое дело. 2003. — № 2. — С.50−60.
  89. Ю.В. Некоторые аспекты страхования гражданской ответственности автовладельцев Текст. 1 Ю. В. Маркушина // Страх, право. 2002. — № 4.
  90. М.А. Современное состояние и тенденции развитиястрахового рынка Узбекистана Текст. / М. А. Мирсадыков, Б. Б. Ашрафханов // Страховое дело. 2001. — № 11. С.58−64.
  91. В. Суброгация в страховом праве Текст. / В. Михеев // Страх, дело.- 2000. № 11.-С. 41−45.
  92. П. Обязательное страхование ответственности автовладельцев в Российской Федерации: проблемы и перспективы Текст. / П. Мюллер // Финансы. 2003. — № 1. — С. 42−46.
  93. Одобрен законопроект Текст. // Незав. Молдова. 2004. — 25 июня. -С.З.
  94. Л. Не спешите приобретать полис Электронный ресурс. / Л. Ольшанский // «эж-ЮРИСТ». 2003. — № 23. // Сайт «АКДИ Экономика и жизнь». Режим доступа: http://www.akdi.ru/id/izdania/yurist/id.htm
  95. А. Определение размера вреда (ущерба) по страхованию автогражданской ответственности Текст. / А. Плешков // Фин. газ. -2001. № 9. — С. 10.
  96. А. Страхование ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности Текст. / А. Плешков // Фин. газ. -2.001. -№ 1. -С.12−13.
  97. В.Ю. Об участии России в международных соглашениях по страхованию Текст. / В. Ю. Подкаминер // Финансы. 2003. — № 8. -С.42−46.
  98. И. Этот коварный «бонус-малус» Электронный ресурс. / И. Пушкарь // «эж-ЮРИСТ». 2004. — № 2. // Сайт «АКДИ Экономика и жизнь». Режим доступа: http://www.akdi.ru/id/izdania/yurist/id.htm
  99. К.И. Новое «в регулировании страхования- (к принятию второй — части Гражданского кодекса РФ) Текст. / К. И. Пылов // Финансы. -1996. № 8.-С. 10−11.
  100. М.В. Страхование профессиональной и гражданской ответственности Текст. / М. В. Романова // Финансы. 2001. — № 12. -С.48−52.
  101. М.В. Знакомьтесь: новый вид обязательного страхования Текст. / М. В. Романова // Рос. налог, курьер. 2003. — № 12.
  102. М.В. Об обязательном страховании Текст. / М. В. Романова // Налог, вестник. 2004. — № 4.
  103. Россия вступает в международную ассоциацию «Зеленая карта» Текст. // Страх, газ. 2004. — № 1. — С.2.
  104. Сапожникова Ю. В, Черкасова С. А. Комментарий Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Текст. / Ю. В. Сапожникова, С. А. Черкасова // Гражданин и право. 2002. — № 6.
  105. Страховщики становятся гаишниками в штатском. Электронный ресурс. // Финмаркет. 2004.- 16 июня. Режим доступа http://www.msur-today.ru/press/4840
  106. Тенденции и перспективы развития страхования в России Текст. // Фонд «Бюро экон. анализа»: — 1999:-№ 2.
  107. К.Е. Страховое законодательствэ стран Европейского Союза Текст. / К. Е. Турбина // Страх, право. 1999. — № 4.
  108. Турковска-Тырлюк Е. Уровень развития страхования в Польше сегодня с учетом развития рынка страхования автотранспорта Электронный ресурс. // Страховое ревю. 2002. JV° 2. // Сайт ИД Анкил. Электронная библиотека. Режим доступа: http://www.ankil.corn/
  109. Т. Развитие автомобильного страхования в странах ЕС Текст. / Т. Федорова // Страх, дело. 2000 — № 10. — С. 14−19.
  110. А. Как застраховать свою гражданскую ответственность Текст. / А. Фролов // Практ. бухгалтерия. 2003. — № 6.
  111. М. Обязательное страхование автогражданской ответственности в США Электронны?, ресурс. // Pricewaterhouse Coopers. Режим доступа: http://www.forinsurer.com
  112. А. Проблемы и перспективы развития национальной системы страхования России Текст. / А. Цыганов // Маркетинг. 2003. — № 1. -С.84−94.. .
  113. А.А. Проблемы развития страхового рынка Текст. / 'А.А.Цыганов, А. Ю. Лайков // Финансы. 2003. — N 7. — С.8.
  114. А. Страхование гражданской ответственности владельцевтранспортных средств Текст. / А. Чумаков // Новая бухгалтерия. -август 2003. выпуск 2
  115. Н.И. Правовое обоснование страховых выплат и отказа в них Текст. / Н. И. Шахтарина // Страх, дело. 2003. — № 1. — С. 17−20.
  116. В. Страхование ответственности и система «Зеленой карты» Текст. / В. Шевчук // Бизнес и страхование. 1997. — № 9.
  117. И.Ю. Проблемы развития национальной системы страхования в условиях экономического кризиса Текст. / И. Ю. Юргенс // Финансы. 1998.-№ 10.
  118. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 января 2001 г. № КА-А40/40−01 Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  119. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2002 г. № КГ-А40/5209−02 Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  120. Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2003 г. № ГКПИ 03−865 Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  121. Решение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г, № ГКПИОЗ-917 Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  122. Решение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2003 г. № ГКПИ 03−1266 Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  123. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. № 75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования» Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  124. Определение Кассационной коллегии Е'-ерховного Суда РФ от 11 декабря 2003 г. № КАС 03−571 Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  125. Решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 17 декабря 2003 г. Электронный ресурс. // Сайт 2004−2005 УаЬооУеаЬУои, В.Р., 192greycardinal / Судебные решения. Режим доступа: http://www.greycardinal.ru/probIems/sudprakt.htm
  126. Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2004 г. № ГКПИ2003−1412 Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  127. Решение мирового судьи судебного участка № 8 г. Белово от 11 марта 2004 г. Электронный ресурс. // Сайт 2004−2005 Yahoo Yeah You, В.Р., greycardinal / Судебные решения. Режим доступа: http://www.greycardinal.ru/problems/sudprakt.htm
  128. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2004 г. № КГ-А40/1128−04Электронный ресурс. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
  129. Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2004 г. Электронный ресурс. // Сайт 2004−2005 YahooYeahYou, В.P., greycardinal / Судебные решения. Режим доступа: http://www.greycardinal.ru/problems/sudprakt.htm
  130. Конференция «Результаты ОСАГО: взвешенные оценки и профессиональные прогнозы», 1 декабря 2004 г. Русский полис. Электронный ресурс. // Сайт Страхование.RU. Режим доступа: http://www.in-sure.ru/ru/basic/events/intemal/doc4022.html
  131. Вторая всероссийская конференция: «ОСАГО: результаты и перспективы», 22 апреля 2004 г. Электронный ресурс. // Сайт
  132. Ьир .•//www.forinsurer.com/
  133. Справочные правовые системы
  134. Справочная правовая система «Гарант»
  135. Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
  136. Внутренние нормативные документы РСА
  137. Устав Российского Союза Автостраховщиков. Электронный ресурс. // Сайт Российского Союза Автострах эвщиков. Режим доступа: http://www.autoins.ru/heap/425/3911 /2219/и stavrsa. pdf
  138. Правила вступления в Российский Союз Автостраховщиков новых членов и выхода или исключения членов из него. Электронный ресурс. // Сайт Российского Союза Автостраховщиков. Режим доступа: http://www.autoins.ru/heap/425/3911/3573/р ravila. pdf
  139. Методические рекомендации РСА
  140. Методические рекомендации № 1 «По расчету страховой премии по ОСАГО».
  141. Методические рекомендации № 2 «По заполнению бланка заявления о заключении договора ОСАГО».
  142. Методические рекомендации № 3 «По заполнению бланка страхового полиса ОСАГО».
  143. Методические рекомендации № 4 «По заполнению бланка специального знака государственного обр-13ца по ОСАГО».
  144. Методические рекомендации № 5 «По оформлению документов и расчету страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации».
  145. Методические рекомендации № 6 «По внесению исправлений, изменений и переоформлению страхового полиса ОСАГО при изменении условий страхования».
  146. Методические рекомендации № 8 «По продлению срока действия договора ОСАГО».
Заполнить форму текущей работой