Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучающая функция в учреждениях дополнительного образования детей

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимостью использования в педагогической практике новых методов формирования позитивной мотивации учебной деятельности ребенка и недостаточной разработанностью их содержания и организации в контексте социальной адаптации. Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального состояния проблемы в контексте дополнительного образования позволили нам выделить ряд… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Обучающая функция в учреждении дополнительного образования как проблема исследования
    • 1. 1. Обзор литературы по проблеме
    • 1. 2. Сущность и содержание обучающей функции УДО
    • 1. 3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности в УДО
  • Выводы по первой главе 2
  • 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию позитивной мотивации
    • 2. 1. Социально-педагогическая характеристика модели формирования позитивной мотивации
    • 2. 2. Диагностический инструментарий по определению уровня мотивации
    • 2. 3. Социально-педагогическая работа по формированию позитивной мотивации
  • Заключение
  • Литература

Приложение 1 Варианты организации допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей в учреждении дополнительного образования детей 41

Приложение 2 Варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей 42

Приложение 3 Модель формирования позитивной мотивации к учебной деятельности воспитанников учреждения дополнительного образования детей 43

Приложение 4 Методика «Отношение к учебной деятельности в УДО» 44

Обучающая функция в учреждениях дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в современном мире, особо актуализируют проблему социальной адаптации, требуют поиска новых путей и средств, повышающих эффективность данного процесса.

Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального состояния проблемы в контексте дополнительного образования позволили нам выделить ряд противоречий между:

— необходимостью и возможностью решения задачи социальной адаптации ребенка посредством создания организационно-педагогических условий формирования позитивной мотивации учебной деятельности и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей;

— потребностью в использовании современных технологий формирования позитивной мотивации учебной деятельности ребенка, ориентированной на их социальную адаптацию, и неразработанностью условий их внедрения в образовательный процесс современного УДО;

— необходимостью использования в педагогической практике новых методов формирования позитивной мотивации учебной деятельности ребенка и недостаточной разработанностью их содержания и организации в контексте социальной адаптации.

В этой связи возникла проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования: «Организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности в учреждении дополнительного образования».

Цель исследования — определить комплекс организационно-педагогических условий формирования позитивной мотивации учебной деятельности в УДО.

Объект исследования — мотивация учебной деятельности детей в УДО.

Предмет исследования — мотивация учебной деятельности как средство социальной адаптации детей в УДО.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что мотивация учебной деятельности ребенка будет являться средством его успешной социальной адаптации, если:

— разработать и внедрить модель формирования позитивной мотивации, включающую в себя: целевой, содержательный и организационно-технологический компоненты;

— содержание деятельности педагога будет ориентировано на увеличение степени социальной активности ребенка;

— создать социально-познавательное пространство учреждения дополнительного образования с использованием потенциала семейного и других социумов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

Проанализировать литературу по проблеме исследования

Раскрыть сущность и содержание обучающей функции УДО

Обосновать организационные и социально-педагогические условия эффективного формирования позитивной мотивации как средства социальной адаптации ребенка

Разработать модель формирования позитивной мотивации

Разработать диагностический инструментарий по определению уровня мотивации

В соответствии с целью и поставленными задачами применялись следующие методы исследования:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М. Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1995. 422 с.
  2. А.В. Дополнительное образование сегодня //"Новые ценности образования. Принцип дополнительности", 2006. Вып. 4 (28). С. 105−109.
  3. , Ю. П. Профессиональное образование учителя начальных классов в педагогическом вузе / Ю. П. Вавилов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. 180 с.
  4. , Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л. С. Выготский. М., 1984. Т. 4. 362 с.
  5. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. / Ред. Н. Б. Крылова. М., 1995. — С. 16−46, С. 19
  6. В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений дополнительного образования детей. М., 2002. 356 с.
  7. В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных словиях. М., 2001. 188 с.
  8. Г. В. Качество образования как системно-образующий фактор региональной образовательной политики //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999, № 1. С. 28−34.
  9. И.Д. Воспитательная деятельность. Вопросы теории. М.: Академия, 2008. 286 с.
  10. Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. 2000. № 126. С. 242−249.
  11. Дополнительное образование детей: Сб. норм. документов Ч.1. /Сост. А. К. Бруднов, В. А. Березина, Е. В. Пахомова. М., 2003. 214 с.
  12. Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». СПб., 2008. 511 с.
  13. О.А., Колосницына Л.П. Багаутдинова Л. Е., Ситтикова И. А. Учреждение ДЮЦ как фактор успешной социализации воспитанников в поликультурном обществе//Дополнительное образование. 2008. — № 11. С34−39.
  14. С.Н. Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования: социально-педагогический аспект: учебно-методическое пособие/С.Н.Жданова. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -104 с.
  15. С.Н. Теория освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования//Омский научный вестник. 2006. — № 10−12. С.160−163.
  16. А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования/А.Я. Журкина.-М, 2003.-84 с.
  17. И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. № 9. С. 21 23.
  18. , Е. П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
  19. Т.В. Типы образовательных процессов в УДО как фактор, определяющий показатели его результативности // Внешкольник. Ярославль. — 2001. — № 1. — С. 7−13
  20. Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: монография / Е. В. Карпова. Ярославль, 2007. 570 с.
  21. З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М.: Школьная пресса, 2008. 96 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып.77).
  22. Л.И. Способы формирования познавательных интересов старшеклассников//Дополнительное образование. 2006. — № 7. С.23−27.
  23. Е.В. Формирование мотивации учения//Ярославский педагогический вестник. 2009. — № 2(59). С.148−151.
  24. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  25. В.С. Содержание образования. М., 2000. 196 с.
  26. Л.Г. Сущность результата в УДО детей//Образование: исследовано в мире. 2003. — № 1. С.23−39.
  27. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001. 346 с.
  28. А.В. Социальная педагогика: учебное пособие./А.В.Мудрик, В. А. Сластенин. — М.: Академия, 2005. -200 с.
  29. Обновление содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации регионального образования. М.: Академия, 96 с.
  30. Проект Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года//Потенциал. 2005. — № 2.
  31. Н.А. Организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации. Автореферат дис к.п.н. Владикавказ, 2008. 30 с.
  32. Российская Федерация. Законы. Об образовании. Статья 26. Дополнительное образование: принят 10.07.1992 г.
  33. С.В. Концептуально значимые характеристики социально-педагогического подхода/Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход/С.В.Сальцева. — Волгоград: Перемена, 2005.- с. 314−321.
  34. А.М. О сущности педагогических явлений // Педагогическая наука в условиях перестройки. М., 2000. — С. 68
  35. О.В. Психолого-педагогические условия организации психологической безопасности образовательной среды//Психологическая газета. 2008. — № 1.
  36. Е.В. Организация воспитательного процесса: цели, формы, результаты // Внешкольник. Ярославль. — 2000. — № 1. — С. 4−10, С.6
  37. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (в ред. от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 30.12.2005 N 854, от 20.07.2007 N 459, от 18.08.2008 N 617).
  38. Н.Ф. Краеведение как фактор саморазвития личности в учреждении дополнительного образования детей//Бюллетень методических и программных материалов. 2008. — № 8. С.56−62.
  39. Л.Я. Методология гуманитарного знания в системе дополнительного образования//Антропология. Вып.12. СПб.: СПФО, 2001. С.164−171.
  40. Шпак С. В Создание благоприятной среды для личного и профессионального самоопределения ребенка//Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования. Ярославль, 2008. С.15−17
  41. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
  42. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  43. Л.С. Роль системы дополнительного образования в развитии личности ребенка//Дополнительное образование. 2009. — № 1. С.48−52.
Заполнить форму текущей работой