Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Существует множество вариантов: можно позагорать и покупаться на берегу, скажем, Средиземного моря, можно посетить одну из европейских стран. И круизные туры занимают в общем проценте путешествий не столь уж малую роль, с каждым годом становясь все более и более популярными.
Целью данной работы является рассмотрение состояния круизных туров в России и в мире, оценка их значения.
Основные задачи исследования:
Определение морских круизов и их назначение;
Особенности морских круизов;
Рассмотрение особенностей обслуживания на борту лайнеров;
Определение самых популярных на сегодняшний момент туров;
Оценка доли круизов на мировом рынке.
Объектом исследования можно обозначить круиз, как вид туризма, а предметом его особенности.
Для исследования использовалась самая современная литература, интернет-источники, потому что именно в них можно подчерпнуть наиболее современную информацию, периодика специального назначения, такие журналы как «Туризм», «Туризм и отдых», «Турбизнес».
1 История круизов
Само понятие «круизы» возникло около 19 века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья. Эти компании перевозили пассажиров из одного порта Европы в другой, либо из Старого Света в благословенный Новый. Основным иточником доходов для трансатлантических линий была Европейская эмиграция. Самое большое количество эмигрантов выехали из Европы на Американский континент в период с 1846 по 1940 г. г — около 60 млн. человек, большая часть которых покинули Европу на линейных кораблях. В настоящее время существует только одна линия Лондон-Нью-Йорк. Такие трансатлантические переходы, за 6 дней, совершает знаменитый лайнер Queen Mary 2, правда не регулярно, чередуя их с разнообразными круизами. Обострившаяся в 19 веке конкуренция, вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, совершенствовать отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе. Это быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы. Первые упоминания о специально организованных рейсах морских пассажирских судов Lady Mary Wood, Tagus и Iberia с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через два года авторы этой идеи — Brodie Willcon и Arthur Anderson, оба подданные Ее Величества, основали судовладельческую компанию Peninsular and Oriental — Р&O,(ныне это компания владеет огромным флотом контейнеровозов, паромов и круизных лайнеров). В 1844 году компания P&O начинает групповые круизы по Средиземному морю, также по рекам Европы В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы. Возникли известные тогда во всем мире компании White Star (Cunard), HapagLloyd и другие. Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, многие круизные лайнеры были переоснащены в плавучие госпитали. Часть из них погибла, часть была безвозвратно утеряна.
Однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число крупных судов. Появление в середине 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, и дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские перевозки, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из пассажирских судов были проданы или переоборудованы в круизные лайнеры. Ведущими странами крупных путешествий стали Англия, США и Германия. История советского морского и речного туризма начинается с 1957 г., когда ВАО «Интурист» начало осуществлять н арендуемых пассажирских судах «Победа» и «Грузия» морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на «Петре Великом» — по Черному морю с туристами из соцстран. В 1962 г. на Дальнем Востоке был организован первый круиз с советскими туристами на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» продолжительностью 20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же период морской и речной туризм начал развиваться на Севере и Балтике. К сожалению, сегодня от всего огромного круизного флота СССР остался лишь один — Максим Горький (в настоящее время он сдан в длительный фрахт немцам, и ходит под Багамским флагом).