Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса
Для подготовки членов сборной к ответственным соревнованиям используются несколько научно-методически обоснованных моделей этапов предсоревновательной подготовки, адаптированных к виду соревнований и индивидуальным особенностям гимнастов. В технологии подготовки к соревнованиям используются специальные недельные микроциклы («втягивающий», «базовый», «ударный», «ударно-модельный… Читать ещё >
Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Спортивная гимнастика — сложная развивающаяся система. В методологическом аспекте любое прогрессивное развитиe системы связано с ее усложнением, характеризующимся интенсивным структурированием и ростом, интеграцией и дифференцированием ее элементов, а для живых систем еще и увеличением диапазона целесообразных функций в процессе достижения требуемого результата [22]. Все эти признаки присущи спортивной гимнастике, которая постоянно усложняется и, следовательно, развивается прогрессивно.
Современная технология подготовки российских гимнастов высшего класса опирается на результаты научных исследований и имеет научно-методическое обоснование. Отечественными учеными разработаны биомеханические и психолого-педагогические основы деятельности гимнастов, а также основные аспекты их подготовки (технической, физической, психологической и теоретической) [1, 2, 6, 7, 11, 12,15, 16, 17, 19 и др.].
В то же время вопросы интегральной подготовки с органической увязкой всех ее компонентов в единую педагогическую систему с отлаженным технологическим процессом «конвейерного» производства гимнастов высшего класса в основном решались на интуитивно-эмпирическом уровне в рамках сборной страны. На теоретическом уровне эту важную проблему стали разрабатывать лишь в последнее время [3, 4, 21].
Росту результативности отечественных гимнастов препятствовала господствовавшая долгое время идеология ликвидации отставания и устранения слабых мест. Это привело к кризису, который наиболее ярко проявился в 1970 г. в мужской сборной на Чемпионате мира. В начале 70-х годов в отечественной гимнастике произошла смена парадигмы 3. Основной стратегической линией и девизом ее развития стала «высококачественная сверхсложность». В современной национальной концепции подготовки гимнастов доминирует целевая стратегическая установка на опережение зарубежных соперников по основным параметрам подготовленности. Стержневой основой технологии подготовки российских гимнастов является интегральная подготовка. Блок-схема ее представлена на 3-й стр. обложки журнала.
Спортивная гимнастика развивается в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. Поуровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следующие:
- — повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений;
- — рост спортивно-технических результатов;
- — обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.
Их взаимодействие предопределяет возникновение и развитие зачастую более выраженных тенденций — следствий 4. Результатом их совместного действия является усложнение соревновательной и тренировочной деятельности в большом спорте с вытеснением простого труда сложным во всех звеньях подготовки высококвалифицированных спортсменов [19].
Постоянное отслеживание и анализ основных тенденций развития мировой и отечественной гимнастики (и спорта вообще) — необходимые предпосылки для разработки и совершенствования эффективной системы подготовки гимнастов высшей квалификации и технологии их «конвейерного» производства. В результате проведенных нами исследований выявлены следующие специфические для гимнастики тенденции развития:
- — обострение соревновательной конкуренции и расширение географии медалей как результат общего повышения уровня подготовленности гимнастов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появления на мировой арене классных гимнастов из «традиционно негимнастических стран» (расширение географии большой гимнастики);
- — рост и концентрация сложности соревновательных программ;
- — поиск новых сложных упражнений;
- — повышение роли и доли специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе;
- — доведение технического мастерства до уровня виртуозности;
- — интенсификация учебно-тренировочного процесса 6;
- — ускорение процесса подготовки вследствие постоянного совершенствования методики обучения с быстрой девальвацией уникальности сложнейших элементов и связок;
- — унификация технологии подготовки гимнастов высшей квалификации как результат быстрого распространения в гимнастическом мире прогрессивных технологических новшеств вследствие невозможности их засекречивания на время, обеспечивающее решающее одностороннее преимущество на крупных соревнованиях;
- — сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки сборных команд. Персонификация индивидуальной подготовки в рамках стабилизированных параметров тренировочной нагрузки по времени, количеству тренировок и тренировочных дней;
- — увеличение количества стартов в годичном макроцикле;
- — доведение подготовленности гимнастов высшей квалификации до уровня перманентной готовности к соревновательной деятельности 7;
- — стирание граней между периодами подготовки с редукцией восстановительного периода в годичном цикле;
- — интенсификация НИР по разработке и обоснованию основных компонентов технологии подготовки ВКГ, тренажеров, устройств и технических средств контроля, позволяющих повысить эффективность обучения сложным упражнениям и развития необходимых физических качеств;
- — улучшение всех видов обеспечения подготовки 8;
- — централизация подготовки национальных сборных команд;
- — профессионализация и коммерциализация большой гимнастики;
- — совершенствование правил международных соревнований FIG является важнейшим инструментом управления развитием мировой гимнастики.
Основным фактором достижения высоких и устойчивых спортивных результатов в концепции подготовки российских гимнастов является постоянное совершенствование технологии подготовки. Цель подготовки национальной сборной команды России по гимнастике состоит в достижении планируемых спортивно-технических результатов и нормативных показателей на этапах многолетнего цикла. Методологическую основу концепции подготовки гимнастов экстра-класса составляют перспективно-про гностический подход [9, 18, 19] и принцип опережающего развития, реализуемый путем создания оптимальной избыточности 10 [19, 3].
Базовой основой для целевого планирования и программирования подготовки в олимпийских циклах и создания оптимальной избыточности служат целевые перспективно-прогностические модели будущей соревновательной деятельности в номерах программы предстоящего цикла подготовки. Они разрабатываются на основе анализа тенденций и перспектив развития национальной и мировой гимнастики с оптимальным опережением прогнозируемой сложности, качества и надежности исполнения соревновательных упражнений основными зарубежными соперниками и соответствующего этому функционального запроса.
Современная технология интегральной подготовки сборной команды российских гимнастов предусматривает разработку и использование следующих целевых перспективно-прогностических моделей:
- — модель команды-победительницы;
- — модель абсолютного чемпиона;
- — модель победителя на снаряде;
- — индивидуальные модели;
В свою очередь, они включают в себя:
- — модели содержания и трудности соревновательных упражнений;
- — модели качества и надежности их технического исполнения;
- — модели физической и функциональной подготовленности, работоспособности и турнирной выносливости;
- — модели психологической подготовленности;
- — биомеханические модели целевых упражнений и психолого-педагогические модели их освоения.
Кроме того, разрабатываются и используются:
- — модели учебно-тренировочного процесса и тренировочной нагрузки;
- — модель календаря соревнований (основных, подводящих, отборочных, контрольных с определением их целей и задач);
- — модели обеспечения подготовки.
Адекватное предвидение потребного двигательного будущего, параметрически и структурно развернутого в виде целевых перспективно-прогностических моделей, является системообразующим фактором процесса интегральной подготовки. Целевые модели усложняются в каждом новом цикле подготовки. Они являются основой для выбора и разработки новых технических средств и методических приемов опережающего освоения потребного двигательного будущего. Модельные характеристики всех видов подготовленности рассматриваются как целевые диалектические ориентиры, обладающие свойством вариативности и взаимокомпенсации с учетом индивидуальных особенностей гимнастов.
Одним из важнейших условий обеспечения роста спортивной результативности в процессе многолетней подготовки является разработка иерархически упорядоченного «дерева целей» с постановкой конкретных задач, подчиненных главной стратегической цели. Основные среди них:
- — создание оптимальной избыточности (технической, тактической физической, функциональной, психологической и теоретической);
- — опережающее овладение новыми сверхсложными упражнениями и своевременное освоение целевой модели текущего макроцикла;
- — обеспечение надежной и высокорезультативной деятельности гимнастов в условиях более сложных, чем соревновательные.
Тактические задачи в процессе многолетней подготовки ставятся и решаются как задачи целенаправленного развития.
Моделирование, планирование, программирование и педагогическое проектирование процесса многолетней интегральной подготовки осуществляется в направлении от конца (перспективно прогнозируемой цели) к началу (исходному состоянию в цикле подготовки) 11, как это принято в целевом комплексном подходе.
В основу планирования 4-летнего олимпийского цикла подготовки положен принцип многократного повторения отработанных в деталях моделей этапа предсоревновательной подготовки, завершающихся соревнованиями. Обычно 4-летний цикл подразделяется на 4 годичных цикла, а каждый последний — на 2 полугодичных макроцикла, заканчивающихся ответственными соревнованиями. В свою очередь, каждый макроцикл делится на 6 месячных мезоциклов, а последние — на 4 недельных микроцикла с отработанной в деталях структурой 12. Это позволяет в 7 полугодичных макроциклах адекватно смоделировать и спроектировать последний предолимпийский цикл подготовки и его завершающий этап (от последнего отборочного соревнования до олимпиады) на основе многократного повторения с внесением по ходу подготовки необходимых коррекций.
Критериями оптимизации процесса интегральной подготовки гимнастов являются скорость, качество и надежность освоения целевых моделей. Необходимая избыточность достигается методом сопряженных воздействий [8, 20] с использованием специально подобранных упражнений, тренажеров и устройств в сочетании с оптимально высокими по объему и интенсивности тренировочными нагрузками, волнообразно распределенными в тренировочных макро-, мезои микроциклах.
Одним из основных педагогических средств создания оптимальной избыточности в технологии интегральной подготовки является опережающее моделирование основных параметров соревновательной деятельности с превышением ее реального запроса (в «трудностном», техническом, физическом, функциональном и психологическом аспектах) в цикле специально организованных тренировок.
Принципиальная разница между традиционной системой подготовки и современной российской технологией состоит в следующем. В первом случае на контрольных тренировках гимнасты пытались достичь лишь некоторых параметров соревновательной деятельности (и то только на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям) или же превышали их (и значительно), но в основном только по объему, причем в условиях, далеких от соревновательных (российская методика, получившая японское название «гашука»). В современной же технологии учебно-тренировочного процесса ставится и решается задача комплексного оптимального превышения основных параметров предстоящей соревновательной деятельности с системным опережением основных зарубежных соперников по всем основным показателям.
С этой целью в технологии интегральной подготовки российской сборной используются следующие виды тренировок, моделирующих соревновательную деятельность:
- — контрольные тренировки (выполнение соревновательных упражнений на оценку);
- — модельные тренировки (выполнение комбинаций целиком в жестком регламенте предстоящих соревнований на зачет);
- — контрольно-модельные тренировки (возможна более полная имитация условий соревнований с выставлением оценок за соревновательные упражнения);
- — «ударные» тренировки (выполнение соревновательных комбинаций со значительным превышением объема и интенсивности соревновательной деятельности);
- — «ударно-модельные тренировки» (то же, что и предыдущее, но в регламенте, приближенном к соревновательному, с моделированием условий и сбивающих факторов, превышающих прогнозируемый запрос реальной соревновательной деятельности).
Для подготовки членов сборной к ответственным соревнованиям используются несколько научно-методически обоснованных моделей этапов предсоревновательной подготовки, адаптированных к виду соревнований и индивидуальным особенностям гимнастов. В технологии подготовки к соревнованиям используются специальные недельные микроциклы («втягивающий», «базовый», «ударный», «ударно-модельный», «восстановительный», «модельный», «контрольно-модельный», «стабилизационный», «настроечный» и «непосредственной подготовки»), в которых поэтапно моделируются условия предстоящей соревновательной недели, создается оптимальная избыточность и решаются задачи восстановления после тренировочных нагрузок. Установлено, что для создания оптимальной избыточности на предсоревновательных этапах подготовки достаточно в ударно-модельных тренировках превышать параметры объема соревновательной деятельности в 1,5−2 раза. В результате гимнасты к соревнованиям достигают пика спортивной формы.
Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо оптимальное управление его ходом. Оно становится возможным при учете и контроле индивидуальных параметров тренировочной нагрузки, которые должны быть минимизированы по критерию информативности (особенно на предсоревновательных этапах подготовки).
В результате корреляционного анализа нами установлено, что из 22 параметров тренировочной нагрузки 16 информативны 20, а наиболее информативными среди них являются: общее количество выполненных элементов, количество комбинаций 17, тренировочное время, количество элементов СФП, количество элементов высшей сложности, интенсивность тренировочной нагрузки и процент успешно выполненных комбинаций на снарядах и опорных прыжков. Степень информативности этих показателей меняется в недельных микроциклах предсоревновательных этапов подготовки [3].
Основные параметры тренировочной нагрузки членов сборной команды России по гимнастике варьируют в следующих пределах: 300−310 тренировочных дней в году (включая дни соревнований), 180−200 дней централизованной подготовки, 10−12 учебно-тренировочных сборов в год по 15−25 дней, 780−800 тренировок в год, 1500−1560 тренировочных часов в год, 9−13 тысяч элементов в месяц, 40−140 комбинаций в месяц у мужчин и 50−200 — у женщин, 2−4,5 тыс. элементов СФП в месяц.
В наиболее широком диапазоне варьируют такие параметры, как количество выполненных комбинаций, опорных прыжков и элементов СФП, определяющих объем и интенсивность тренировочной нагрузки и их динамику. Эти показатели достигают максимальных величин за 1−2 месяца до основных соревнований, а затем несколько снижаются. Доля средств СФП, как правило, наиболее значительно снижается (достигая 10%) в период участия гимнастов в главных соревнованиях. На всех остальных этапах она изменяется, составляя 20−40% от общего объема нагрузки.
Концепция подготовки предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния и конкретных гимнастов при сохранении общей стратегии подготовки команды.
Одним из важных компонентов в технологии интегральной подготовки является система отбора в команду, в основу которой положен спортивный принцип. При отборе в команду учитываются следующие показатели 18: спортивный результат, степень соответствия целевой модели по содержанию и трудности соревновательных упражнений, динамика спортивной результативности; стабильность выступлений на соревнованиях, состояние здоровья, выполнение индивидуального плана, соответствие показателей подготовленности в видах подготовки модельным характеристикам.
Совершенствование технического мастерства — один из важнейших компонентов в технологии интегральной подготовки гимнастов. Особенность развиваемого нами подхода состоит в нацеленности на освоение все более сложных движений и технических действий с растущей результативностью в процессе многолетней подготовки гимнастов. Целевое совершенствование технического мастерства осуществляется на основе модельных характеристик как ориентировочной основы.
Любое программное движение (элемент, связка, комбинация) разучивается не только с целью его своевременного введения в соревновательную программу этапа на уровне безошибочного по судейским критериям исполнения, но и с прицелом на освоение все более сложных упражнений без потери качества. Обучение относительно простым техническим действиям и движениям строится, исходя из технической структуры и биомеханических параметров, типичных для сложнейших движений данного типа.
Основным условием достижения необходимой технической избыточности является специализированная базовая техническая подготовка резерва [6, 19]. Цель ее состоит в технически совершенном овладении минимизированным кругом упражнений (элементов, связок и учебных комбинаций), техническая основа которых наиболее адекватна сложнейшим движениям основных структурных групп.
Перед началом циклов многолетней подготовки, исходя из перспективно-прогностических моделей, уточняются объем и содержание необходимых качеств, навыков и базовых упражнений, а также требования к технике их исполнения. Базовые элементы определяются на основе закономерностей роста сложности движений путем постепенного спуска сверху по лестнице сложности с упрощением технической структуры сложнейших движений, но без искажения их основы. Далее, исходя из двигательного запроса последних, таким же путем определяются базовые качества, умения и навыки (технические и физические).
Базовая техническая подготовка включает в себя освоение учебных профилирующих комбинаций на снарядах. Основной принцип их разработки состоит в концентрации базовых элементов и обеспечивающих их выполнение технических действий во времени и пространстве. В этих комбинациях в упрощенном виде содержатся основные компоненты технических действий, необходимых для успешного освоения все более сложных упражнений главных структурных групп на данном снаряде.
Строятся они таким образом, чтобы каждый следующий элемент в этой комбинации можно было выполнить лишь при отсутствии существенных технических ошибок в предыдущем. С этой целью все легкие связующие элементы, во время выполнения которых можно исправить допущенную ошибку, из профилирующих комбинаций исключаются [19]. То есть условия выполнения такого «базового концентрата» естественным образом усложняются. Тем самым реализуется принцип опережающего развития и создается необходимая техническая избыточность.
Структура базовой подготовки имеет иерархический многоуровневый характер. Базовая подготовка продолжается и в процессе подготовки взрослого состава сборной страны. При этом техника исполнения вновь освоенных сложных элементов не доводится до абсолюта в изолированных вариантах. Ее начинают совершенствовать в связках и комбинациях на уровне неполной стабилизации двигательного навыка, т. е. в более высоких зонах интенсивности.
Высокий уровень специальной физической подготовки — необходимое условие для успешного решения технических задач в системе интегральной подготовки.
Роль и доля СФП в современной гимнастике имеют выраженную тенденцию к росту. Упражнения СФП по своему содержанию и структуре должны быть адекватны техническим действиям в основных упражнениях гимнастов и строиться по методу сопряженных воздействий, так как в этом случае происходит более полный перенос навыка в технику [8, 20].
Оптимальная физическая избыточность обеспечивается при трехразовых тренировках в день (кроме четверга и воскресенья). При этом первая утренняя тренировка посвящается целенаправленному укреплению опорно-двигательного аппарата гимнастов, развитию физических качеств (особенно силовых и скоростно-силовых) 20 и специальной выносливости. Используемый в технологии интегральной подготовки метод круговой тренировки позволяет получать требуемый прирост основных физических качеств при сокращении времени в 2−2,5 раза по сравнению с традиционной методикой.
Профессионализация современной гимнастики с поддержанием высокого уровня готовности к соревновательной деятельности в годичном цикле привела к редукции восстановительного периода до минимума. Комплексное использование педагогических (варьирование объема, интенсивности и содержания тренировочной нагрузки), разрешенных медико-биологических и физических средств в технологии подготовки позволяет поддерживать и полностью восстанавливать высокую работоспособность после тренировочных нагрузок в микро-, мезои макроциклах подготовки без специального восстановительно о периода в структуре годичного цикла.
Решение задач психологической подготовки в современной технологии осуществляется в основном педагогическими средствами — путем моделирования соревновательных условий в учебно-тренировочном процессе. Оптимально высокий уровень физической и технической избыточности, а также турнирной выносливости значительно снижает действие сбивающих стресс-факторов на соревнованиях и тренировках, поэтому актуальность привлечения психологов — профессионалов к процессу подготовки резко снижается.
- 1. Аркаев Л. Я., Плоткин А. Б., Рубин В. С. Совершенствование физических качеств гимнастов // Научно-спортивный вестник. М., 1983, № 1, c 1.
- 2. Аркаев Л. Я., Александров А. С., Сучилин Н. Г., Чебураев В. С. Опыт подготовки абсолютного чемпиона мира по гимнастике Дмитрия Билозерчева // Научно-спортивный вестник. М., 1984, № 4, с 3.
- 3. Аркаев Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): Автореф. дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1994.
- 4. Аркаев Л. Я., Терехина Р. Н., Сучилин Н. Г. Концепция интегральной подготовки и ее основные технологические компоненты // Педагогический профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в системе высшего образования: Матер. межвуз. научно — практ. конф. — С.-Пб., 1996 c. 3−6.
- 5. Большая советская энциклопедия. Т. XXIII, — М.: Советская энциклопедия, 1976. 639 с.
- 6. Гавердовский Ю. К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им: Дис. докт. пед. наук. — М., 1986.
- 7. Дмитриев С. В. Закономерности формирования и совершенствования систем движений спортсменов в контексте проблем теории решения двигательных задач: Дис. докт. пед. наук. М., 1991.
- 8. Дьячков В. М. Основы надежности технического мастерства спортсменов. — М.: ФиС, 1974.