Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ядерные языковые концепты в учении русского славянофильства 30-60-х годов XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из видов объединения концептов как ментальных сущностей является концептосфера. Системный подход к исследованию концептосферы славянофильства позволяет описать ее посредством выделения ядра и периферии. К ядерным относятся концепты, раскрывающие фундаментальные положения славянофилов в свете их идеалов. Их доминантная позиция определяется совокупностью экстралингвистических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретическое обоснование исследования ядерных концептов в концептосфере славянофильства
    • 1. Славянофильство как особое течение русской общественной мысли
      • 1. 1. Из истории славянофильства
      • 1. 2. Основные направления исследования славянофильства
      • 1. 2. 1. Историческое направление
      • 1. 2. 2. Философское направление
      • 1. 2. 3. Культурологическое направление
      • 1. 2. 4. Литературоведческое направление
      • 1. 2. 5. Лингвистическое направление
    • 2. Картина мира и языковая картина мира
    • 3. Проблема концепта в современной лингвистике
      • 3. 1. Вопрос о природе концепта и дефиниции термина «концепт»
      • 3. 2. Место концепта в терминологической системе лингвистики
      • 3. 3. Структура концепта
      • 3. 4. Типология концептов
      • 3. 5. Репрезентация концепта в языке
      • 3. 6. Объединения концептов как ментальных образований
    • 4. Концептуальный анализ
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА II. Лексическая репрезентация и содержание ядерных концептов в статьях славянофилов
    • 1. Ядро и периферия концептосферы славянофильства
    • 2. Концепт «Славянофильство» и средства его лексической репрезентации
      • 2. 1. Лексемы славянофил и славянофильство как ядерные репрезентанты концепта
      • 2. 2. Синонимы ядерных лексем, репрезентирующие концепт
  • Славянофильство"
    • 3. Концепт «Самобытность» и средства его языковой репрезентации
      • 3. 1. Лексема самобытность как ядерный репрезентант концепта
      • 3. 2. Синонимы ядерной лексемы, репрезентирующие концепт
  • Самобытность"
    • 3. 3. Лексико-фразеологическое поле «самобытность»
    • 3. 4. Микроконцепт «Самобытность России»
    • 4. Концепт «Община» и средства его лексической репрезентации
    • 4. 1. Ядерная лексема община как репрезентант концепта
    • 4. 1. 1. Традиционные значения лексемы община
    • 4. 1. 2. Дополнительные смыслы концепта «Община»
    • 4. 2. Синонимы лексемы община, репрезентирующие концепт «Община»
    • 4. 3. Основные оппозиции, реализующие семантические компоненты концепта
    • 5. Концепт «Народ» и средства его лексической репрезентации
    • 5. 1. Традиционные значения лексемы народ в XIX веке
    • 5. 2. Содержание концепта «Народ» в статьях славянофилов
    • 5. 2. 1. Народ — жители страны
    • 5. 2. 2. Народ — нация
    • 5. 2. 3. Народ — низшие слои
    • 6. Концепт «Народность» и средства его лексической репрезентации
    • 6. 1. Традиционные значения лексемы народность
    • 6. 2. Компоненты концепта, реализуемые ядерной лексемой в статьях славянофилов
    • 6. 3. Синонимы ядерной лексемы, репрезентирующие концепт «Народность»
    • 6. 4. Гештальтная структура имени «Народность»
    • 7. Лексическая репрезентация и содержание концепта «Православие»
    • 7. 1. Понятийное ядро концепта
    • 7. 2. Содержание концепта «Православие» как отражение русской идеи"
    • 1. 2. 1. Содержание концепта в статьях славянофилов
    • 7. 2. 2. Православие и христианство на Западе
    • 8. Языковая репрезентация и содержание концепта «Соборность»
    • 8. 1. Имена концепта
    • 8. 2. Уровни концепта «Соборность»
    • 8. 2. 1. Соборность Церкви
    • 8. 2. 2. Объективация соборности в жизнеустройстве
    • 9. Оценочность ядерных концептов
  • Выводы по 2 главе

Ядерные языковые концепты в учении русского славянофильства 30-60-х годов XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Славянофильство неисчерпаемо как тема исследования. Ученых и общественных деятелей привлекали идейно-теоретическое, литературное, культурное наследие представителей славянофильства. Учение славянофилов, актуальное в дореволюционной России, вновь приобрело свою значимость в конце второго — начале третьего тысячелетия как историко-культурный и политический феномен в связи с потребностями познания России как самоценной цивилизации, поиска оптимального для нашей страны пути развития.

В последние два десятилетия появилось большое количество работ, посвященных изучению творчества славянофилов. Следует отметить, что преобладает историко-философская (В.И. Холодный, Н. И. Цимбаев, JI.E. Шапошников и др.) и литературоведческая (Е.И. Анненкова, Е. Ю. Тихонова, И. А. Труфанова и др.) направленность, но в последние годы начали появляться работы лингвистического характера (H.A. Клиншова, Л.Г. Чапаева). Можно говорить о том, что общепризнанное общественное, политическое значение работ представителей славянофильства предопределяет и лингвистический интерес к ним.

В свете одного из направлений современной лингвистики, которое можно обозначить как «Концептуальный анализ и языковая картина мира» (Ю.Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, Ю. С. Степанов, А. Д. Шмелев и др.), исследование творческого наследия славянофилов вызывает несомненный интерес. Концептуальный анализ религиозно-философского учения, определившего во многом содержание и развитие политико-философской мысли в России, представляется весьма актуальным. Актуальность исследования обусловлена и тем, что на рубеже XX—XXI вв.еков научно-лингвистическое освоение творчества славянофилов находится ещё в начальной стадии, целостные монографические, диссертационные исследования, посвященные изучению концептуальной картины мира и концептосфе-ры славянофильства, отсутствуют.

Объектом нашего исследования являются произведения славянофилов как представителей религиозно-философского течения общественной мысли России первой половины XIX века. В качестве основного материала исследования привлечены публицистические статьи и письма «классиков» раннего славянофильства A.C. Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова, изданные в разное время. Дополнительным материалом послужили избранные статьи И. С. Аксакова, продолжателя традиций идеологов раннего славянофильства и известного историографа данного направления.

Публицистика составляет наиболее обширную по объему и наиболее специфическую по содержанию часть творческого наследия славянофилов. «В качестве ярко выраженного идеологического течения славянофильство в первую очередь осуществлялось и проявлялось в прямом, логическом и тенденциозном слове, несмотря на то, что все основоположники славянофильских идей выступали в самых разных литературных жанрах: как поэты, драматурги, беллетристы и литературные критики» [Старикова, 1978, с. 70]. Обращение к письмам объясняется тем, что в них обсуждаются проблемы внешней и внутренней политики России, они содержат важные сведения о духовной жизни и общественной деятельности славянофилов. В ряде случаев письма служат единственным источником, по которому можно узнать мнение адресанта по тому или иному общественному или философскому вопросу.

Результатом анализа текстов явилась картотека, состоящая более чем из 2000 иллюстративных единиц.

Предметом исследования стали ядерные концепты («Славянофильство», «Самобытность», «Община», «Народ», «Народность», «Православие», «Соборность») и средства их языковой репрезентации, отраженные в трудах идеологов раннего славянофильства.

Цель диссертационного исследования — выявить основные содержательные характеристики ядерных языковых концептов в дискурсе славянофильства, выяснить, как через языковые средства выражаются представления славянофилов о соответствующих фрагментах современной им действительности.

Указанная цель определила постановку исследовательских задач:

1. Систематизировать сложившиеся в лингвистике взгляды на понятия «картина мира», «языковая картина мира», «концепт», «концептуальный анализ».

2. Описать концептосферу славянофильства посредством выделения ядра и периферии.

3. Определить содержание ядерных идеологических концептов («Славянофильство», «Самобытность», «Община», «Народ», «Народность», «Православие», «Соборность») в национальной концептосфере и в дискурсе славянофильства (с последующим их сопоставительным анализом).

4. Исследовать взаимосвязь изучаемых концептов в концептосфере славянофильства, рассмотреть языковые особенности их репрезентации в текстах статей и писем A.C. Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова, И. С. Аксакова.

В соответствии с данными задачами был осуществлен выбор методов исследования. В диссертационной работе были использованы метод сплошной выборки языковых единиц, метод концептуального анализа с элементами компонентного и структурно-семантического анализа, полевый метод, элементы ассоциативного и доминантного анализа, а также метод анализа семантического пространства языка, репрезентирующего тот или иной концепт.

Научная новизна исследования определяется постановкой проблем, связанных с изучением творческого наследия славянофилов, впервые рассматривающегося с позиций концептуального анализа. Впервые в научной практике при анализе религиозно-философского дискурса использовался поликонцептуальный подход, т. е. изучались и подвергались анализу одновременно несколько концептов в их взаимосвязи, что позволило найти новые пути изучения произведений идеологов раннего славянофильства и фрагментарно реконструировать «каркас» языковой картины мира славянофилов. Научную новизну исследования также обусловливает попытка описания групповой концептосферы посредством выделения ядерной и периферийных зон.

Теоретическая значимость работы заключается в конкретных результатах, полученных в ходе изучения концептосферы отдельной идеологической группы — представителей славянофильства. Материалы и выводы исследования связаны, в первую очередь, с дальнейшим развитием теории концепта, концептуального анализа, концептосферы, языковой картины мира в русском языке и в языкознании в целом. Материалы исследования дополняют имеющиеся в литературе сведения об этих понятиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что принципы анализа и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении концептосферы и картины мира отдельной идеологической группы. Полученные результаты могут применяться в процессе преподавания таких лингвистических дисциплин, как общее языкознание, современный русский язык (лексикология, этимология), история русского литературного языка, а также культурологии, философии, истории и др. Материалы диссертации могут послужить основой спецкурсов и спецсеминаров, предметом изучения которых является языковая картина мира.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были освещены в докладах на Общероссийской конференции «Русское слово в языке и речи» (г. Брянск, 2000 г.), межвузовской научной конференции «Виноградовские чтения» (г. Тобольск, 2001 г.), III Международной научной конференции «Литература и культура в контексте Христианства» (г. Ульяновск, 2002 г.), Международной научной конференции «Русское слово: синхронический и диахронический аспекты» (г. Орехово-Зуево, 2003 г.), Юбилейной Международной научно-практической конференции «Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика» г. Брянск, 2003 г.), излагались на заседаниях аспирантского семинара при кафедре русского языка Брянского государственного университета.

Содержание исследования отражено в 6 научных публикациях.

Структура диссертационного исследования определяется целями и задачами. Диссертация состоит из Введения, двух глав (1 глава — «Теоретическое обоснование исследования ядерных концептов в концептосфере славянофильства», 2 глава — «Лексическая репрезентация и содержание ядерных концептов в статьях славянофилов»), Заключения, Списка цитируемых и упоминаемых источников, Списка использованных словарей, двух Приложений.

Выводы по 2 главе.

1. Одним из видов объединения концептов как ментальных сущностей является концептосфера. Системный подход к исследованию концептосферы славянофильства позволяет описать ее посредством выделения ядра и периферии. К ядерным относятся концепты, раскрывающие фундаментальные положения славянофилов в свете их идеалов. Их доминантная позиция определяется совокупностью экстралингвистических и лингвистических факторов (частотностью употребления языковых репрезентантов концептов в исследуемых текстахстепенью значимости понятий, лежащих в основе концептов, при раскрытии основных положений славянофильствасоответствием понятий идеалам славянофилов). В околоядерной зоне находятся концепты, составляющие «оппозицию» ядерным. К дальней периферии концептосферы относятся концепты, содержание которых раскрывает частные положения славянофильской теории.

2. Концепты, составляющие ядро концептосферы славянофильства, имеют широкую палитру языковых репрезентантов, среди которых основными являются лексемы (ядерная лексема — имя концепта, ее синонимы и антонимы).

3. Исследование содержательной стороны ядерных концептов в дискурсе славянофильства основывается на выявлении традиционных и дополнительных значений лексем-репрезентантов концептов.

Те смыслы, которые представлены в лексикографических источниках и отражают социальное (фоновое) знание, называем традиционными, объективными. Ассоциативные значения, которые развиваются на основе традиционных и фиксируются в статьях славянофилов, обозначены как дополнительные, «славянофильские».

4. Исследование традиционных значений ядерных лексем позволяет проследить динамику становления концепта в национальном сознании и определить основные направления в исследовании содержания концептов в статьях представителей славянофильства.

Сопоставительный анализ семантического наполнения национального концепта и одноименного концепта в дискурсе славянофильства позволяет сделать ряд выводов:

1) семемы, представленные как уровни национального концепта, могут входить полностью или частично в состав концепта в концептосфере славянофилов (так, основные слои национального концепта «Православие» полностью входят в структуру одноименного концепта в дискурсе славянофильстваотдельные признаки национального концепта «Община» («общее имущество», «женское общежительство» и др.) не участвуют в организации концепта «Община» в концептосфере славянофильства);

2) в языке славянофилов наблюдается разграничение тех традиционных смыслов, которые были слабо дифференцированы в национальном концепте (применительно к его содержанию и структуре в языковом сознании XIX века): в структуре концепта «Народ» в дискурсе славянофильства происходит четкая дифференциация «этнического» (народ — нация) и «политического» (народ — жители государства) слоев;

3) в процессе формирования и закрепления в языке традиционных значений лексемы, репрезентирующей концепт, принимали участие сами славянофилыв результате этого компоненты, представленные в концепте славянофилов, становятся основой для оформления концепта национального (концепт «Соборность») или оказывают на него значительное влияние (концепты «Народность» и «Самобытность»).

5. Дополнительные смыслы концепта развиваются на основе традиционных в следующих направлениях:

— расширение имеющегося в языке объема значений лексемы-концепта за счет внесения дополнительных семантических компонентов (община -«нравственное лицо" — православие — «русская вера» и др.);

— семантическое углубление объективного смыслапри этом некоторые семантические компоненты, участвующие в конкретизации традиционного значения (например, «самобытность», «древность» в концепте «Община», «истинность» в концепте «Православие») можно было бы отнести к объективным, однако в силу их особой идеологической нагруженности рассматриваем такие значения как «славянофильские»;

— включение в структуру концепта аксиологических (оценочных) компонентов.

6. Уточнить и расширить объем семантических признаков концепта позволяют следующие приемы концептуального анализа:

— исследование содержательных признаков, репрезентируемых синонимами (узуальными // контекстуальными) ядерной лексемы;

— включение ядерного концепта в оппозицию концептам ближней периферии и сопоставление их признаков;

— построение лексико-фразеологического поля концепта;

— исследование гештальтной структуры имени концепта;

— соотнесение содержательных признаков ядерного концепта с признаками концептов дальней периферии.

7. При описании содержания концептов мы посчитали целесообразным обратиться к описанию микроконцептов, входящие в поля ядерных концептов (микроконцепты «Русский народ» в поле «Народ», «Самобытность России» в поле «Самобытность») — исследование содержания микроконцептов позволило расширить объем семантического наполнения ядерных концептов и конкретизировать основные положения славянофильской теории.

8. Ядерные концепты в концептосфере славянофильства являются оценочными. Их оценочность проявляется через идеологическую оценочность лексем-репрезентантов, через аксиологические компоненты, обозначенные оценочными номинациями. Все ядерные концепты в концептосфере славянофилов обладают мелиоративной оценочностью, что обусловлено положительным отношением представителей московского направления к тем идеальным или реальным явлениям мира, которые стоят за названными концептами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой