Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально — культурные элементы в структуре научного познания М. Полани

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, например, если К. Поппер считает рациональность имманентной чертой науки и ищет внутреннюю логику ее развития, отвлекаясь от воздействия на нее социально-культурных факторов, то М. Полани рассматривает в качестве имманентных характеристик науки ее культурно исторические детерминанты, формирующие не только институциональный облик науки, но и сами формы научной рациональности. Я показал… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Социокультурные элементы в структуре научного знания М. Полани
  • Заключение
  • Рекомендуемая
  • литература

Социально — культурные элементы в структуре научного познания М. Полани (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

М. Полани не был профессиональным философом. Его основная специальность — физическая химия. С 1923 г. М. Полани работал в Институте физической химии в Берлине, а после прихода к власти фашистов эмигрировал в Англию, где стал профессором физической химии и социальных наук в Манчестерском университете и членом Мертон-колледжа в Оксфорде. Перу М. Полани принадлежит около 10 монографий. Основные итоги его размышлений по проблемам теории познания, психологии научного творчества, социологии науки и нашли свое отражение в его работе «Личностное знание».

Появившись в печати на фоне безраздельного господства позитивизма в англо-американской философии, уже первые эпистемологические работы М. Полани привлекли внимание оригинальностью методологического подхода.

М. Полани известен как один из основоположников так называемого исторического направления в англо-американской философии науки постпозитивистской ориентации. Он одним из первых в англо-американской философии подверг серьезной критике позитивистское противопоставление философии науке, тезис о беспредпосылочности (философской ненагруженности) научного знания, свойственные позитивизму наивно индуктивистские представления о логике научного открытия.

Критикуя позитивистский образ науки, М. Полани выступает против так называемого эмпирического фундаментализма, согласно которому ученый должен стремиться к исключению понятий, не имеющих чувственного прообраза, к элиминации «метафизических проблем».

Но М. Полани противостоит и так называемому «критическому рационализму» постпозитивистов. Исходные теоретические представления М. Полани о механизме развития науки резко контрастируют с попперовскими.

Так, например, если К. Поппер считает рациональность имманентной чертой науки и ищет внутреннюю логику ее развития, отвлекаясь от воздействия на нее социально-культурных факторов, то М. Полани рассматривает в качестве имманентных характеристик науки ее культурно исторические детерминанты, формирующие не только институциональный облик науки, но и сами формы научной рациональности.

Если Поппер пытался строить «эпистемологию без познающего субъекта», то пафос работ М. Полани связан с выявлением человеческого фактора науки. М. Полани считается одним из основателей западной социологии познания, исследовавшим проблемы научных традиций, научных школ, вопросы внутри научной коммуникации.

М. Полани впервые вводит в научный оборот термин «научное сообщество», ныне широко используемый в науковедческих работах. Невозможно составить полное представление о современном состоянии англо-американской литературы по философии, социологии и истории науки, не учитывая работ М. Полани. Последний впервые сформулировал не только концепцию неявного знания, но и ряд других идей, принятых представителями «исторического» направления западной философии науки.

Цель исследования заключена в изучении процесса научного познания как постижения объективных связей универсума с учетом его социокультурных элементов.

«Я показал, утверждает М. Полани, — что в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и что эта добавка не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. Вокруг этого центрального факта я попытался создать систему согласованных взглядов, которых я искренне придерживаюсь и для которых не вижу никаких приемлемых альтернатив».

В книге М. Полани содержится целый ряд интересных историо научных экскурсов, оригинальных наблюдений, относящихся к психологии научного творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
  2. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 2001.
  3. , В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. М., 2000.
  4. Т.Г., Философия науки: традиции и новации. Учебное пособие для вузов, Москва, 2001
  5. , Л. Личностное знание / Л. Полани. М., 1985.
  6. К. Р. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983.
  7. Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1991
  8. , Ю. Н. Наука как предмет философского анализа / Ю. Н.
  9. Философия науки: хрестоматия. М., 2005.
  10. Хрестоматия по философии. М., 1997.
  11. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000.
Заполнить форму текущей работой