Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные идеи и направления современной историографии русской философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние современной историографии русской философии предопределено всем предшествующим развитием историографии, поэтому для характеристики современной историографии русской философии необходимо учитывать выводы, сформулированные относительно предшествующих историографических периодов. Во-первых, историография русской философии всегда была тесно связана с теоретическими потребностями образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Историография русской философии с момента возникновения до начала XXI века: общая характеристика и стратегия исследования
    • 1. 1. Возникновение историографии русской философии как научной дисциплины
    • 1. 2. «Отрицающий период» дореволюционной историографии русской философии: доминанта «краткой» истории русской философии
    • 1. 3. Эмигрантская и советская историография русской философии: концепции «краткой» и «долгой» истории русской философии в зеркале идеологии
  • Глава вторая. Постсоветский период изучения русской философии
    • 2. 1. Информационная функция историографии русской философии: тексты и словари
    • 2. 2. Образовательно-педагогическая функция историографии: концепты-образы мира — систематизация
    • 2. 3. Идеологический контекст историографии
  • Глава третья. Современные школы: стратегии концептуализации и систематика историографии
    • 3. 1. Екатеринбургская историографическая школа «новое источниковедение — идеализм — европоцентристский сюжет»
    • 3. 2. Петербургская историографическая школа: литературоцентризм -диалог философских идей — рецептивный сюжет
    • 3. 3. Московская историографическая школа: комплексное источниковедение — традиционализм и державность — евразийский сюжет
  • Заключение
  • Приложения 134 Библиография

Основные идеи и направления современной историографии русской философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Данное диссертационное исследование посвящено современной историографии русской философии с учётом её развития с момента возникновения до наших дней. Необходимость и значимость разработки историографической проблематики связана со значительной ролью историографических исследований постсоветского периода в отечественной философии. Историография является составной частью философской науки и изучает генезис идей, концепций и методологических принципов исследования истории философии. Тем самым решается задача историко-философского самоопределения, историографической рефлексии. Философская историография включает в себя различные формы научного исследования: иногда отдаётся предпочтение изучению самих философов и их творчества, в других случаях производится анализ идейных течений, мировоззренческих проблем, теоретических позиций исследователейисториков философии, а также общекультурного контекста, в котором развивалась философская мысль. Историография русской философии представляет собой почти двухсотлетний опыт осмысления истории русской философии, соответствующий последовательным историческим эпохам российской государственности и культуры. Таким образом, историографический процесс в целом можно характеризовать через особенности дореволюционного, советско-эмигрантского и постсоветского этапов развития историографической рефлексии русской философии.

Актуальность данной темы проявляется в необходимости определения основных направлений современной историографии русской философии, уточнения её основных сюжетных линий и концепций, в чём и заключается сущность проблемы. Анализ основных идей постсоветской историографии отечественной философии оказывается возможным только при рассмотрении генезиса предмета, поскольку его ведущие особенности и закономерности сформировались в контексте всего процесса изучения русской философии. Актуальность исследования выражается также в необходимости изучения особенностей историографической полемики, которые в постсоветский период русской философии проявились в недооценке достижений предыдущего периода, что нашло своё выражение в игнорировании и даже отрицании существования и развития российской философской мысли ранее XVII—XIX вв.еков. Именно поэтому насущными проблемами данного исследования являются характеристика и оценка существующих в современный период идей и направлений в историографии русской философии, которые позволят проанализировать историографический диалог и его современные достижения, что и определяет актуальный характер исследования. Значимым для диссертационного исследования является новизна собранного и обобщённого материала, поскольку исследование охватывает постсоветский период развития историографии русской философии.

Цель и задачи исследования

.

Целью предпринимаемого исследования является выявление основных характеристик современного периода развития историографии русской философии, а также определение доминантной парадигмы в конкретном социальном, культурном контексте. Следовательно, необходимо изучить особенности возникновения и формирования историографии русской философии, описать основные вехи и специфику ее развития, установить и проанализировать закономерности интерпретации историко-философского процесса, а также применённые методологические подходы. Затем, на основе сделанных обобщений, выявить ведущие тенденции в историографии конца XX — начала XIX века, обобщить достигнутые результаты (исследовательские и дискуссионные), определить «белые пятна», то есть дальнейшие перспективы ее развития. Таким образом, необходимость поиска наиболее значимой парадигмы постсоветского периода развития историографии русской философии предполагает следующие целевые задачи диссертационного исследования:

— изучение историко-генетических и типологических характеристик историографии русской философии и особенностей её генезиса;

— характеристика тенденций развития и основных проблемных противоречий в историографии русской философии дореволюционного периода — рассмотрение преобладавшей тогда парадигмы научного знания в этой специализациианализ ключевых методологических, источниковедческих, концептуальных положений советского периода историографии отечественной философии с точки зрения диалога различных направлений;

— оценка парадигматического противостояния советской и эмигрантской интерпретаций истории русской философии;

— изучение и характеристика основных тенденций постсоветской историографии русской философии и определение в ней преобладающего направления.

Постановка и решение этих задач составляет содержание глав диссертационной работы.

Объект исследования — историография русской философии с момента возникновения до двухтысячных годов двадцать первого века, ведущие направления и основные периоды формирования историографической рефлексии.

Предмет исследования — основные идеи и направления постсоветского периода историографии русской философии, характеристика их методологических и содержательных особенностей.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные труды специалистов в области историографии, источниковедения, истории философии и историографии русской философии. Тема историографии как таковой разработана отечественными учеными основательно и серьезно. Для подтверждения этого можно привести работы многих авторов: Лашнюков И. В. Очерки русской историографии (В кн.: Лашнюков И. В. Пособие к изучению русской истории критическим методом. Киев, 1874, вып.2, отд. П) — Иконников B.C. Опыт русской историографии (Киев, 1891, т.1, кн.1) — Русская историческая литература в классовом освещении: Сб.ст./ под ред. М. Н. Покровского. (T.I — М., 1927, Т. И — М., 1930) — Покровский М. Н. Историческая наука и борьба классов: историографические очерки, критические статьи и заметки. (Вып.1.М.Л., 1933) — (Деятельности этого ученого посвящена работа О. Д. Соколова «М. Н. Покровский и советская историографическая наука», М., 1970)) — Рубинштейн Н. Л. Русская историография (М., 1941) — Черепнин Л. В. Русская историография до XIX в.: Курс лекций (М., 1957) — Пештич С. Л. Русская историография XVIII в. (4.1-Л., 1961; Ч.2-Л., 1965; Ч. З-Л., 1971) — Астахов В. И. Курс лекций по русской историографии: (до конца XIX в.) (Харьков, 1965) — Нечкина М. В. История и историки: историография истории СССР (М., 1965) — Цамутали А. Н. Очерки демократического направления в историографии во второй половине XIX века (Л., 1971), Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века (Л., 1977), Борьба направлений в русской историографии в период империализма: Исторические очерки (Л., 1986) — Сахаров A.M. Историография истории СССР: досоветский период (М., 1978), О предмете историографических исследований //в журн. «История СССР», 1974, N 3 и в сб. «Вопросы методологии и истории исторической науки» (М., 1977) — Городецкий Е. Н. Историография как специальная отрасль исторической науки (История СССР, 1974, N 4) — Киреева Р. А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г. (М.Д983) — Фарсобин В. В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии (М., 1983). Если говорить непосредственно об историографии русской философии, то практически каждое посвященное ей систематическое издание, начиная с «Истории философии» архимандрита Гавриила (Казань, 1839−1840), имеет в своем введении краткий анализ состояния историографических исследований. Однако в силу того, что подобные издания посвящены в большей степени истории русской философии, чем её историографии, эта дисциплина рассматривается в относительно небольших объемах. В настоящее время вопросами историографии и источниковедения русской философии занимаются такие представители историко-философского научного сообщества, как М. А. Маслин, Б. В. Емельянов, А. А. Ермичёв. Наиболее полно историография русской философии, история её создания и существования как специальной сферы исследования анализируется в книге В. В. Ванчугова «Очерк истории философии «самобытно-русской» «(М., 1994), где советский период рассматривается более детально, чем постсоветский, проанализированный в основном с точки зрения источниковедения и подготовки к изданию текстов. Основные понятия историографии и источниковедения русской философии систематизированы на русском и английском языке также В. В. Ванчуговым в книге «Русская философия. Русско-английский и англо-русский словарь» (М., 2005). Таким образом, та часть проблемы, которая является темой диссертационного исследования, еще не получила достаточной разработки в специальной литературе.

Информационная база исследования — научные источники по историографии русской философии, то есть данные и сведения из книг, журнальных статей, материалов научных конференций, а также ресурсов электронных библиотек и специализированных сайтов сети Интернет.

Методы исследования.

Примененные методы исследования ориентированы на создание целостного представления о постсоветском периоде историографии русской философии, что предполагает применение комплексного историко-аналитического подхода. Это, во-первых, описание, анализ и классификация историографического материала, которые в данном исследовании использовались в контексте традиционного для источниковедения и историографии археографического способа описания и систематизации исходной информации. Таким историографическим материалом является литература по истории русской философии, посвященная, прежде всего, систематическому и проблемно-тематическому анализу истории русской философии. Для её упорядочения применяется «принцип обратной пропорциональности» между элементами источниковедения и авторской интерпретации — от подготовки к изданию текстов первоисточников и составления информационных справочников до создания учебных пособий и курсов лекций. В контексте этого процесса выявляются такие предметы изучения, как формирование историографических направлений и традиций, методологические проблемы источниковедения, особенности историко-философских школ. Во-вторых, для концептуализации материала применяется герменевтический метод, который исследует историографические тексты, особенности историографии русской философии в каждом периоде её развития, а также соотносит герменевтический анализ текста с культурной спецификой исторической эпохи. Для авторской интерпретации историографического материала привлекается анализ социального контекста, в котором происходило становление историографии русской философии, что позволяет акцентировать внимание на значимости концептуальных характеристик развития русской философской мысли. Этот методологический принцип также демонстрирует, что основные идеи и направления современной историографии русской философии являются закономерным продолжением предыдущих периодов развития историко-философских знаний, сформировавших ключевые историографические темы и способы решения методологических проблем в источниковедении и исторической критике.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования проявилась, во-первых, в определении принципиально значимого познавательного поля историографии и его основных типологических характеристик, а также в дополнении и уточнении понятийного историографического аппарата. Таким образом, впервые произведены анализ и систематизация историографической литературы по русской философии современного, постсоветского периода.

Во-вторых, впервые историография отечественной философии рассматривается в контексте всего своего генезиса с момента возникновения до наших дней с изучением ведущих тенденций историографической мысли именно постсоветского периода. До этого исследования историография русской философии была представлена в качестве изучения определённой работы определённого историка философии, или в качестве историографии русской философии определённого периода (чаще всего внимание исследователей обращено к дореволюционному времени). В диссертационном исследовании выявлены методологические особенности изучения различных хронологических периодов русской философии, от средневекового до современного. Обозначены ведущие тенденции и направления различных этапов историографии, с момента возникновения до наших дней.

В-третьих, впервые выстроена историческая перспектива, демонстрирующая смену методологических и идеологических парадигм в интерпретации истории русской философии и отражающая не только ключевые моменты историографической полемики, но и неподдельный драматизм противостояния различных направлений историографии. Охарактеризованы различные историографические школы и методы концептуализации русской философии.

В-четвёртых, впервые предпринята попытка определить ведущую идею, доминантные смыслы, которые позволяют говорить о преобладающей научной парадигме в современной историографии русской философии. Личный вклад автора в решение проблемы проявился в следующих положениях:

— определение основных идей и направлений необходимо для описания диалогичности характера современной историографии русской философии, что является постановкой новой научной проблемы;

— основной принцип изучения историографии русской философии связывается с определением её первичных методологических характеристик, то есть фундаментальных смыслов и основных персоналий. Этот принцип призван актуализировать концептуальные особенности историографии русской философии. Таким образом, различные типы историографической рефлексии оказываются основной методологической характеристикой историографической концепции, поскольку определение момента возникновения, типичных особенностей и путей развития русской философии является основанием классификации историографической литературы.

— автор предлагает новое, оригинальное понимание закономерностей развития историографии русской, философии. Источником развития и смены парадигм научного знания в историографии отечественной философии признаётся одновременное взаимодействие конфликтов двух разных планов. С одной стороны, это характерная для всего культурного творчества соотнесённость с идеологической социальной средой, когда образовательно-педагогическая функция историографии более или менее успешно отвечает вызовам времени, с другой стороны, это свойственный именно историографии русской философии внутренний конфликт, выраженный в противостоянии разных методологических и идеологических оснований. Таким образом, развитие историографии русской философии рассматривается в плане противоречивых интересов социально-идеологического и научно-методологического процессов.

— автор применяет новую методологическую установку, которая учитывает идеологическую и образовательную роль историографии в процессе формирования личностных идеологических и мировоззренческих качеств. Благодаря этому принципу можно проанализировать, как различные функции историографии русской философии воздействуют на способы культурной самоидентификации личности в процессе социализации. Традиция отечественной философской мысли, проблематика отечественной и зарубежной философии, национальная философия, представленная в системе образования, также является способом социализации. В таком подходе внимание сосредоточено на соотнесённости философской мысли и социальной среды, которой способствует образовательная функция философии, опосредованная преподавательской деятельностью. Методологический принцип, учитывающий значение историографии русской философии для социализации, изучает философскую историографию в следующих её основных функциях: информационная источниковедческая функция реализуется в большей степени в среде культурного производства, воспроизводства и потребления, а образовательно-педагогическая функция — в сфере трансляции знания, то есть в системе образования. Научно-методологическая функция историографии реализуется как часть педагогической функции не только для трансляции уже имеющегося знания, но и для приращения нового в сфере культурного строительства. Она не только создаёт новые знания, но и определяет способы трансляции знания в конкретной культуре, исходя из того, является ли эта философия универсальной (как, например, разработка проблем онтологии и гносеологии в европейской философии) или своеобразной (оригинальные направления национальной философии). Определённое значение придаётся также идеологической функции, которая во многом формирует методологию историографии. Этот исследовательский приём проявляется и как точный позитивный метод в своей информационной источниковедческой функции, и как спекулятивный метод в педагогической (научно-методологической) и идеологической функциях. Во втором случае применение спекулятивного метода зависит от того, какой осевой принцип выбирает историограф для выстраивания исторической перспективы истории русской философии. Спекулятивная сущность взаимодействия историографии и процесса социализации заключается в том, что связующим звеном между топографической средой обитания народа и его культурной реальностью является представление об объединяющей их исторической перспективе, в случае с историографией русской философии эта роль отведена представлению о возрасте и сущностных особенностях русской философии. В данном исследовании автор усматривает преимущество тех историографических направлений, которые возводят историографическую перспективу русской философии к древнерусской мысли.

Применение данного подхода показывает, что преемственность механизмов культурной самоидентификации осуществляется благодаря коммуникационным каналам, то есть базовым мировоззренческим характеристикам культуры, которые являются каркасом духовного строительства народа, несмотря на закрытость утраченных смыслов культурных референций предшествующих эпох. Информационное пространство культуры существует как саморегулирующаяся система, реагирующая на изменения среды и вызовы времени, поэтому какие-то культурные аспекты утрачиваются. Таким образом, определение роли историографии в процессе социализации помогает исследовать механизмы самоопределения современного человека, способы нахождения себя в информационном пространстве, изучает способы культурного самосохранения и воспроизводства.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследования выражается в использовании основных идей и методологических установок диссертации в преподавании общего курса философии в ВУЗах, а также в преподавании курса истории русской философии на гуманитарных специальностях ВУЗов и возможном создании и чтении специализированных курсов по историографии русской философии.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи диссертации нашли своё применение в преподавании философии и социологии в СПбГУ ИТМО, а также были изложены в публикациях.

1. Проблема перевода в русской историографии // Русская и европейская философия: пути схождения. Материалы научной конференции. СПб, 1999. С.347−352.

2. Философские дискуссии о русской средневековой философии // Идейное наследие русской философии. Труды кафедрального историко-философского семинара. СПб, 2000, с.46−50.

3. О специфике русской философии (историографические заметки) // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. Материалы VII Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии. СПб, 2001. С.35−37.

4. Исторические особенности российской политической культуры. Труды гуманитарного факультета СПбГУ ИТМО в 2х томах. СПб, 2009, Том I, с.203−216. ISBN 978−5-7577−0338−1.

5. Советская историография русской философии как прочный фундамент современных историографических исследований. // Жизненный мир философа в эпоху глобализации. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — С.283−289.

6. Немецкий акцент историографии русской философии.

Аспирантский вестник Поволжья. N 5−6,2009, с.92−95.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Состояние современной историографии русской философии предопределено всем предшествующим развитием историографии, поэтому для характеристики современной историографии русской философии необходимо учитывать выводы, сформулированные относительно предшествующих историографических периодов. Во-первых, историография русской философии всегда была тесно связана с теоретическими потребностями образования (в основном высшего), во-вторых, в результате этого она испытывала больший или меньший идеологический контроль. В-третьих, каждый следующий период недооценивал или даже отвергал основные идеи и методологические установки предыдущего. В-четвёртых, если дореволюционные историографы надеялись на то, что будущие достижения русской философии обогатят их предмет, то их последователи увеличили сферу изучения в основном за счет прошлого, обратившись к русской философии допетровского периода. Основательная разработанность основных тем и сформировавшийся корпус персоналий — существенная заслуга советского периода развития историографии, в котором русская философия была исследована настолько детально, что можно сделать однозначный вывод: современная историография — первый преемственный этап развития историографии русской философии в целом — основывается на прочном фундаменте, созданном советскими, а также эмигрантскими историками русской философии.

2. Современный период развития историографии русской философии характеризуется преимущественным вниманием к проблематике преемственности, но при этом имеет не монологический, а диалогический плюралистический характер. В современной историографии отсутствует какое-либо магистральное направление или очевидные методологические или идеологические предпочтения, а существует открытость к изучению творчества всех направлений и школ, а также многообразие большого количества исследований. Таким образом, принципиальная новизна современного периода развития историографии русской философии заключается в разноплановой преемственности по отношению к предыдущим периодам и в открытости к разным концепциям.

3. В современном периоде, в отличие от предыдущих периодов, нет противостояния взаимоисключающих течений типа материалистического и идеалистического. Однако продолжается традиционная дискуссия между направлениями, отстаивающими или «долгую», или «краткую» историю русской философии. На роль преобладающей парадигмы научного знания в силу своей доказательности и обоснованности могло бы претендовать преемственное советской историографии русской философии направление, утверждающее «долгую» историю русской философии и сохраняющее традиции изучения древнерусской мысли. Однако бесспорным достижением современного периода является именно равноправная конкуренция различных направлений, которая в контексте всего развития историографии русской философии представляет особую культурную ценность.

4. Современная историография русской философии выполняет определенные функции. Во-первых, это информационная источниковедческая функция, задачей которой является собирание, сохранение и предоставление сведений о своём предмете. Во-вторых, образовательно-педагогическая функция, задача которой — трансляция знаний, а также актуализация определённых значимых для русской философии смыслов и уточнение актуального поля живого философского поиска. Эта же функция проявляется как научно-методологическая функция, которая производит новые знания, новые методы в случае формирования историографических школ. Третья рассматриваемая в данном исследовании функция, идеологическая, не выражена в современной историографии так чётко, как в предыдущие периоды.

5. Общая направленность современной историографии русской философии такова, что основная масса исследований сосредоточена на конце XIX — начале XX века, что закономерно компенсирует недостаточную изученность данного периода на предыдущем этапе.

Заключение

.

1. Историография русской философии постсоветского периода проявила себя как закономерное продолжение предыдущих этапов ее развития. В определенной мере можно говорить об историографическом процессе недавнего времени как о синтезе знаний, полученных в дореволюционный и советско-эмигрантский периоды. Открытость к изучению творчества представителей всех направлений и школ, многообразие большого количества исследований свидетельствует об отсутствии какого-либо магистрального направления или очевидных предпочтений в современной историографии, которая, тем не менее, имеет свои характерные особенности.

2. Для историографии русской философии на каждом периоде ее развития свойственно очевидное или не очень четкое противостояние взаимодействующих или взаимоисключающих течений типа «краткой» и «долгой» истории русской философии, или материалистического и идеалистического. И на каждом этапе развития знаний о русской философии данная разнонаправленность вписывается в контекст сосуществования традиционалистской и новаторской тенденций, что характерно и для современности, когда историографические знания развиваются и как необходимое сохранение достигнутого, и как приращение нового. В современный период развития историографии русской философии, как и в дореволюционный период, в новом качестве продолжилась конкуренция направлений, представляющих «краткую» и «долгую» историю русской философии, поскольку определенная часть научного сообщества оказывается невосприимчивой к основательно разработанной еще на советском этапе традиции изучения древнерусской философской мысли, имеющей сформировавшийся корпус персоналий и тем. Данное исследование продемонстрировало, что импульсом развития постсоветской историографии является конкуренция тенденций «краткой» и «долгой» истории русской философии, а также новаторства и традиционализма.

3. Традиционализм и новаторство проявляются во всех видах историографической деятельности, которая в современный период выполняет определенные функции. Это, прежде всего, информационная источниковедческая функция, задачей которой является собирание, сохранение и предоставление как можно большего количества сведений о своем предмете. Характерной чертой этого процесса можно назвать минимальный уровень субъективной интерпретации со стороны исследователя. Авторская спекуляция в большей степени свойственна педагогической функции историографии, которая дает больше свободы в интерпретации исходного материала и предполагает не просто предоставление информации о своем предмете читателю или потребителю, но и возможное воспитательное или идеологическое на него воздействие. Если характеризовать общую направленность современной историографии русской философии в целом, то можно говорить о том, что основная масса исследований сосредоточена на XIX и начале XX века, что закономерно компенсирует недостаточное внимание к данному периоду на предыдущем этапе.

4. Отметив данную тенденцию, можно определить «белые пятна» и перспективы дальнейшего развития историографических знаний. Как культурное самосознание каждой исторической эпохи отвергает идеалы предыдущей и обращается к предпредыдущей, так и в историографической работе внимание исследователей в большей степени направлено к истории философии предпредыдущего периода. Исходя из этой закономерности, можно предположить, что в дальнейшем историография русской философии обратится к изучению развития русской философии в советско-эмигрантский период. Конечно, интерес к данному этапу есть и сейчас, но удельный вес посвященных ему исследований незначителен по отношению к основной массе историографической литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аввакум Петров. Послания и челобитные / Под ред.А. Ф. Замалеева. -СПб., 1995. — 168. — 1. BN 5−288−1 502−3.
  2. П.В. И.Ю. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды. М., Росспэн, 2009. — 695с. — ISBN 978−5-82 431 260−7.
  3. П.В. Философы России ХЗХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд. М.: Акад. проект, 1999. — 944 с. — ISBN 5−8291−0003−7.
  4. П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд. М.:Акад.проект, 2002. — 1152 с. — ISBN 5−8291−0148−3.
  5. С.В., Емельянов Б. В., Холстинин Р. Н. Очерки русской философии XVIII XX веков. — Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.юрид.акад., 1994. — 138 с.
  6. Архимандрит Гавриил (В.Н.Воскресенский). Русская философия. М., Изд-во РУДН, 2005. — 108 с. — ISBN 5−209−4 182−4.
  7. Архимандрит Гавриил. История философии. Ч. VI. Казань, 1840. -123 с.
  8. Архимандрит Гавриил. История философии. 4.1. Казань, 1839. — 117с.
  9. Батхтин: pro et contra. Антология. В 2-х томах. СПб: РХГИ, 2001. — T.I. — 552 с. — ISBN 5−88 812−114−2. Т.П. — 712 с. — ISBN 5−88 812−127−4.
  10. Ю.Безобразова М. В. Рукописные материалы к истории философии в России. // Ванчугов В. Женщины в философии. М.: РИЦ «Пилигрим», 1996. С. 259−296.
  11. Н.А. Самопознание / Подготовка текста и комментарии А. А. Ермичёва. Л: Лениздат, 1991. — 416 с. — ISBN 5−289−1 115−3.
  12. З.Бердяев Н. А. Самопознание. Русская идея. — М.: Эксмо, 2009. — 704 с. — ISBN 978−5-699−38 272−9.
  13. Бердяев: pro et contra. Антология / Под ред.А. А. Ермичёва. СПб.: РХГИД994. — 573 с.
  14. Дж.Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Рудомино, 2001. — 880 с. — ISBN 5−7380−0137−2.
  15. А.Г. Русская философская культура: этюды. — Саратов: СГПИ, 1997.-206 с.
  16. А.И. В поисках действенного этоса. Обоснование морали в русской этической мысли XIX века. СПб: Изд-во СПбГУ — 1999. -152с. — ISBN 5−288−1 806−5.
  17. Булгаков: pro et conta. Антология. T.I. / Сост., вступ.ст. и коммент. Евлампиева И. И. СПб: РХГИ, 2003. — 1000 с. — ISBN 5−88 812−180−0.
  18. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. / Составитель Н. Г. Федоровский. М.: Логос-пресс, 1997. — 752 с. — ISBN 5−88 439−062−9, ISBN13: 978−5-88 439−062−1.
  19. В.В. Женщины в философии. Из истории философии в России XIX нач. ХХ в.в. — М.: РИЦ «Пилигрим», 1996. — 330 с. — ISBN 5−87 475−004.
  20. В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М.: РИЦ «Пилигрим», 1994. 405 с.
  21. В.В. Русская философия. Русско-английский и англо-русский словарь. -М.: РУДН, 2005. 242 с. — ISBN 5−209−4 183−2.
  22. Л.И. Введение в русскую религиозную философию. Изд.1-е М.: Православный Свято-Тихоновский университет, 2006 — 446 с.
  23. Изд.2-е М.: Православный Свято-Тихоновский университет, 2009 — 448 с. — ISBN 5−7429−0218−2.
  24. Введение в историю русской философии. Составитель: С. В. Никитин. — Саратов: СГУ, 1992.-270 с.
  25. Введение в русскую философию. Под редакцией В. В. Лазарева. М.: Интерпракс, 1995. — 304 с. — ISBN 5−8523−5209−8.
  26. А.И. Статьи по философии / Вступительная статья, подготовка текста и комментарии А. А. Ермичёва, С. А. Ненашевой. — СПб: СПбГУ, 1996. 232 с. — ISBN 5−288−1 714-х.
  27. А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. / Сост., вступ.ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. — 592 с. — ISBN 5−7525−0161-х.
  28. Вехи: pro et contra. Антология. СПб: РХГИД998. — 856 с. — ISBN 588 812−040−5.
  29. Вопросы философии, 1994, № 1.
  30. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства). Отв.ред. Ф. И. Гиренок. М.: ИНИОН РАН, 1993. — 180 с.
  31. B.C. Историко-философское истолкование текста. Киев: Наукова думка, 1981. — 209 с.
  32. А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка. М.: Просвещение, 1993. — 177 с.
  33. М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М.: ИФ РАН, 1997. — 288 с.
  34. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУП веков. -М.:Изд-во МГУ, 1990. 288с. — ISBN 5−211−998−3.
  35. М.Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. -СПб.: РХГИ, 2001. 960 с. ISBN 5−88 812−097−9.
  36. А.А. Русская философия как событие// Русская философия. Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. СПб, Летний сад, 2001. — 398 с. — ISBN 5−89 740−060−1. С.11−16.
  37. А.А. Событие и символ (опыт сопоставления) // София. Альманах: Вып.1. Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2005, С.72−78.
  38. И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб: Наука, 1998. — 512 с. — ISBN 5−02−26 787−2.
  39. И.И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2х томах. СПб: Алетейя, 2000. -832 с. — ISBN 5−89 329−281−2, 5−89 329−286−3.
  40. И.И. История русской философии. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2002. — 584 с. — ISBN 5−06−3 753−3.
  41. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. / Отв. редактор Пономарёва Л. В. М.: ИВИ РАН, 1992. — 180 с.
  42. .В. Три века русской философии. (XVIII-XX в.в.) Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин-та, 1995. Русская философия XX века. Учебное пособие. — Екатеринбург: УрГУ, 2003. — 692 с.
  43. .В. Этюды о русской философии. — Екатеринбург: УрГУ, 1995. 262с.
  44. .В., Куликов В. В. Педагогическая мысль России второй половины XIX начала XX века. Биобиблиографическое пособие. -Чита, Заб. ГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 1999. — 127 с.
  45. .В., Куликов В. В. Русская философия на страницах русских журналов: библиографический указатель. — Екатеринбург: УрГУ, 2001.-192 с.
  46. .В., Куликов В. В. Русские мыслители второй половины ХЕХ- начала XX века. Опыт краткого биобиблиографического словаря. Екатеринбург: УрГУ, 1996. — 383 с. — ISBN 5−7525−0506−2.
  47. .В., Любутин К. Н. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М.:ГРИФ, 2005. — 600 с. — ISBN 5−88 687−157−8.
  48. .В., Любутин К. Н., Русаков В. М., Саранчин Ю. К. История русской философии. М.: Академический проект/Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 736 с. — ISBN 5−8291−0475-Х.
  49. .В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Изд. 1-е Екатеринбург: УрГУ, 1995. — 283 с.
  50. .В., Хомяков М. Б. Николай Федоров и его «Философия общего дела». Псков: ПОИПКРО, 1994. — 99 с.
  51. Ф., Гейнце М. История новой философии в сжатом очерке. — Изд.2-е. СПб: Л. Ф. Пантелеев, 1898. — 800 с.
  52. Ю.П. Русская философия «Серебряного века». Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НГАЭиУ, 1995. — 64 с. — ISBN 5−7014−0076-х.
  53. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост.А. Ф. Малышевский и др.- Общ.ред. А.Ф.Малышевского- Науч.ред.А. И. Ракитова. М.: Просвещение, 1993. — 288 с. — ISBN 5−09−4 692−1.
  54. В.В. Русская философия. Учебное пособие. СПб, 2001. — 250 с.
  55. История русской философии. Под редакцией М. А. Маслина. М.: Университет, 2008. — 640с. — ISBN 978−5-98 227−300−0. М.: КДУ, 2008. -640с. — ISBN 978−5-98 227−487−8.
  56. История русской философии. Учебное пособие / РАН Ин-т философии. Ред. М. Н. Громов. — М.: ИФРАН, 1998. — 203 с. — ISBN 5−201−1 994−3.
  57. История русской философии: метод. указания/С-Петерб.гос.педиатр.мед.акад.- Сост. Соловьёва Г. В. и др. — СПб, 2000 — 51с.
  58. З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса// Вопросы философии, 1995, № 2, с.62−65.
  59. С.В. Русские философы. Справочник. — СПб: Лань, 2001. — 448с. ISBN 5−8114−0348−8.
  60. А.А. Пророчества Константина Леонтьева. — СПб: СПбГУ, 1991.-200 с.
  61. А.А. Духовный смысл русской культуры. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 739 с. — ISBN 5−8064−0988−0.
  62. Е.А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: Текст лекций. СПб: ГУАП, 2006, — 35с.
  63. В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., «Мысль», 1980.-309 с.
  64. А.Н. Идеи соборности и свободы в русской религиозной философии. М.: ИФ РАН, 2003. — 153 с. — ISBN 5−201−2 143−3.
  65. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. Сочинения. -М.: Канон, 1996. 496 с. — ISBN 5−88 812−005−7.
  66. Леонтьев: pro et contra. Личность и творчество К. Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб: РХГИ, 1995. — 1178 с. — ISBN 5−88 812−005−7.
  67. С.А. История русской философии. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар.гуманит.акад., 2003. 4.1: С древнейших времён до середины XIX века. — 274 с.
  68. С.А. История русской философии. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар.гуманит.акад., 2006. 4.2, кн.1: Вторая половина XIX века (Философская мысль в пореформенной России) — 224 с.
  69. С.А. История русской философии. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар.гуманит.акад., 2006. 4.2, кн.2: Вторая половина XIX века (НФ.Фёдоров, П. Д. Юркевич, В.С.Соловьёв) — 238с.
  70. Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. М.: Русский путь, Викмо — М, 2008. — 399 с. — ISBN 978−5-98 454−012−4, 978−5-85 887−316−7.
  71. Н.О. История русской философии. М.: «Высшая школа», 1991. — 560 с. — ISBN 5−06−2 523−3.
  72. Н.О. История русской философии. М.: Акад. проект, 2007 (серия «Концепции»). — 551с. — ISBN 978−5-8291−0858−8.
  73. Н.О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000 493 с.-ISBN 5−93 070−028−1.
  74. А.В. Историко-философские этюды. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2007. — 336 с. — ISBN 5−93 597 069−4.
  75. А.А. Русская философия XVIII—XIX вв..в.: Лекция/ М-во внутр. дел Рос. Фед-ии. Моск.акад. -М., 2001. 32с.
  76. Митр.Иоанн (Снычёв). Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб: Царское Дело, 2001. -496 c.-ISBN 5−7624−0061−1.
  77. Мысли о душе. Русская метафизика XVIII в./ Под ред.А. Ф. Замаггеева.- СПб: Наука, 1996. 320 с. — ISBN 5−02−28 287−1.
  78. Мыслители русского зарубежья. Бердяев, Федотов / Под ред.А. Ф. Замалеева. СПб: Наука, 1992. — 464 с.
  79. Н.А.Бердяев о русской философии. /Сост., вступ.ст. и прим. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова.- Свердловск. Изд-во Урал. ун-та, 1991.- 528 с. ISBN 5−7525−0163−6.
  80. И.М. Русская философия: Монография/Центросоюз Рос. Федерации, Белгород. ун-т потреб.кооп. — Белгород: Кооперативное образование, 2001. — 511 с.
  81. B.C. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб: СПбГУ, 1996. — 216 с. — ISBN 5−288−1 466−3.
  82. Основы философии для вузов: учебное пособие. Под ред.А. Г. Зарубина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 464 с. — ISBN 5222−9 761−7.
  83. Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. В 2х томах. Под редакцией Г. С. Васецкого, М. Т. Иовчука, А. Н. Маслина, А. Ф. Окулова, З. В. Смирновой, И. Я. Щипанова. М.: АН СССР, 1955−56. — 1200 с.
  84. А. История русского символизма. Изд. 1-е М.: Республика, 1998. — 415 с. — ISBN 5−250−2 675−3. Изд.2-е — М.: Республика, 2000. — 415 с. ISBN 5−250−1 809−2.
  85. Памятники этической мысли на Украине XVII первой половины XVIII ст. Сост. М. В. Кашуба. — Киев: Наукова думка, 1987. — 527 с.
  86. М.Ф. Философия: её история и основные проблемы XX века: Учеб. пособие/Хабар.гос.техн.ун-т — Хабаровск, 2002. Ч. З: Русская философия — 84 с.
  87. Г. В. История русской общественной мысли. Том I. Изд.2-е, доп. М.-Л.: Гудок, 1925.-281 е.
  88. Победоносцев: pro et contra. / Сост., вступ.ст. и коммент. С. Л. Фирсова СПб: РХГИ, 1996. — 576 с. — ISBN 5−268−34−9.
  89. Л.В. Философия в России или русская философия// Вопросы философии, 1988, № 9, С.91−95.
  90. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. / Сост. Исаев И. Л. М.: Русская книга, 1992. — 381 с. — ISBN 5−268−34−9.
  91. Россия глазами русского. Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. / Под ред.А. Ф. Замалеева. СПб: Наука, 1991. — 368 е., ISBN 5−02−8 215−5.
  92. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. Редакторы-составители Новикова Л. И., Сиземская И. Н. -М.: Наука, 1993. 369 с. — ISBN 5−02−8 215−5.
  93. Русская философия во второй половине XX века. Сборник обзоров. Составитель И.С.Выхристкж-Андреева. 4.1. — М.: ИНИОНД999. — 198с. 4.2. — М.:ИНИОН, 2000. — 199 с. — ISBN 978−5248−1 333−3.
  94. Русская философия второй половины XIX века. Хрестоматия:(в Зч.)/Сост.Б. В. Емельянов.- Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. — 245с.
  95. Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. /Сост.Б. В. Емельянов. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. — 400 с. — ISBN 5−7525−0075−3.
  96. Русская философия и социология права: Учеб. Пособие для студентов вузов /Авт.-сост.: Агафонов Ю. А. и др. Ростов-на-Дону/Краснодар: Краснод.акад.МВД России, 2004. — 396 с.
  97. Русская философия истории: Основные концептуальные подходы XIX века: Учеб. пособие/Волгогр.гос.ун-т и др.- Сост. Головятинская М. Д., Цицилина Н. И. — Волгоград, 2001 71с.
  98. Русская философия первой половины ХГХ века. Хрестоматия. — Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1987. 432 с.
  99. Русская философия Серебряного века (конец XIX — начало XX века). Учебное пособие по курсу «Философия» для студентов вузов/Макаров В.В., Шахалова О. И., Казанова Н. В. и др.- Волгогр. гос. техн. ун-т. Волгоград: Политехник, 2001. — 198 с.
  100. Русская философия. Конец XIX-начало XX века. Антология/ Вступительная статья А. А. Ермичёва, составление и примечания Б. В. Емельянова, А. А. Ермичёва. СПб: СПбГУ, 1993. — 592 с. — ISBN 5288−904-Х.
  101. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. Отв.ред.А. И. Алешин М.:Наука, 1995. — 656с. — ISBN 5−02−13 025−7.
  102. Русская философия. Словарь/ под общ.ред.М. А. Маслина. Изд.2-е М.: Республика, Терра-Книжный клуб, 1999. — 656 с. — ISBN 5−25 002 707−5, 5−300−2 569−0.
  103. Русская философия. Словарь/под общ.ред. М. А. Маслина. Изд.1-е М.: Республика, 1995 — 655 с. — ISBN 5−250−2 336−3.
  104. Русская философия. Энциклопедия /под общ.ред.М. А. Маслина. -М.: Алгоритм, 2007. 736с. — ISBN 978−5-9265−0466−5.
  105. Русская философия: Имена. Учения. Тексты/Авт.-сост. Солнцев Н.В.- Моск.гос.социал.ун-т. М.: Весь мир, 2001 — 489 с. — ISBN 47 777−0122−1, М.: Инфра-М ISBN 5−16−622−2.
  106. Русская философская мысль конца XIX начала XX века. Учебно-методическое пособие. Составители Р. А. Волкова, Н. Т. Стрельник. — Пенза, 1995. — 104 с.
  107. Русская философская поэзия. Четыре столетия. / Под ред.А. Ф. Замалеева. СПб: НаукаД 992. 395 с. — ISBN 5−02−27 350−3.
  108. Русский позитивизм. Лесевич. Юшкевич. Богданов /Под ред.А. Ф. Замалеева. СПб: Наука, 1995. — 362 с. — ISBN 5−02−27 362−7, ISBN13: 978−5-02−273 627.
  109. Русский узел евразийства: Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М.: Беловодье, 1997. — 526 c.-ISBN 5−88 901−008−5.
  110. Русское Зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. — Л.: Лениздат, 1991. 440 с. — ISBN 5−289−1 369−5.
  111. П. А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб: Церковь и культура, 2000. — 396 с. — ISBN 593 389−002−2.
  112. В.В. История русской философии XI—XIX вв.еков. Курс лекций. — Изд.1-е М.: Рос. открытый университет, 1993. — 106 с. Изд.2-е -М.: Университет РАО, 1996. — 144 c.-ISBN 5−204−70−4.
  113. В.В. Русская философия. Курс лекций. М., РГГУ, 2005. — 464 с. — ISBN 5−981−193−948.
  114. В.В. Русская философия. Курс лекций. Изд.2-е стереотип. М.: Омега-Л, 2006. — 464 с. — ISBN 5−365−306−5.
  115. Славянофильство: pro et contra. СПб: СПбГУ, 2009. — 1056 с. -ISBN 978−5288−4 787−9.
  116. Н.Е. Русская религиозная мысль: философия или теология/ЛГруды Рубцовского индустриального института — Рубцовск, 2001. Вып. 10. — С. 185−192.
  117. Смысл жизни в русской философии. /Под ред.А. Ф. Замалеева. — СПб: Наука, 1995. 384 с. — ISBN 5−02−27 361−9.
  118. Л.Н. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005. — 495 с. — ISBN 5−250−1 882−3.
  119. Я.М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины XVII в. — Киев: Наукова думка, 1981. — 208 с.
  120. А.С. Русская философско-религиозная школа. -Калуга: Эйдос, 2000. 179 с.
  121. А.Д. Материалистическая традиция в русской философии. М.: ИФ РАН, 2005. — 260 с. — ISBN 5−9540−0012−3.
  122. А. Д. Русская философия. Особенности, традиции, исторические судьбы. М.: ИФ РАН, 1995. — 157c.-ISBN 5−201−1 876−9.
  123. Н.Д. «Эстетика словесного творчества» Бахтина и русская религиозная философия: Пособие по спецкурсу. — М.: РГТУ, 2001. 200с. — ISBN 5−7281−0380−4.
  124. JI.A. Богословие иконы православной церкви. -Изд. 1-е —Париж: Издание Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. 465 с. Изд.2-е — М.: Даръ, 2008. — 480 с. — ISBN 978−5-485−130−8.
  125. К.В. Русская религиозная философия — М.: Весь мир, 2002.- 208с. 5−7777−0145−0.
  126. В.В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа понятий и терминологии. М.: Наука, 1983. — 231 с.
  127. Г. П. О святости, интеллигентности и большевизме. Избранные статьи. Под ред.А. Ф. Замалеева. — СПб: СП6ГУД994. -149 с.
  128. Философия реализма: Из истории русской мысли. Сборник статей. Отв. ред.А. Ф. Замалеев. СПб: СПбГУ, 1997. — 145 с. — ISBN 5288−1 609−7.
  129. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды/Авт-сост.: Алексеев А. П. Алексеев П.В., Алексеева И. Ю. 2-е изд. М.: Книга и бизнес, 1995. — 750 с.
  130. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды/Авт-сост.: Алексеев А. П., Алексеев П. В., Алексеева И. Ю. и др. -М.: Книга и бизнес, 1993. 221с.
  131. Г. Пути русского богословия. — Киев: «Путь к истине», 1991. 600с. — ISBN 5−7707−1614−2.
  132. С. Л.Русское мировоззрение / Подготовка текста и комментарии А. А. Ермичёва. СПб: Наука, 1996. — 740 с. — ISBN 5−2 028 327−4.
  133. С.С. После перерыва: Пути русской философии: Учебное пособие. СПб: Алетейя, 1994. — 448 с. — ISBN 5−86 050−067-х.
  134. Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч.ЧЗ. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. -672с. ISBN 5−691−48−9.
  135. Христиан Вольф и философия в России. — СПб: РХГИ, 2001. — 400 с. ISBN 5−88 812−136−3.
  136. Чаадаев: pro et contra. Личность и творчество Петра Чаадаева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология/ Сост., вступ.ст., примеч., указ. А. А. Ермичёва и А. А. Златопольской СПб: РХГИ, 1998. — 877с. — ISBN 5−88 812−009-х.
  137. Л.В. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. // Источниковедение отечественной истории. М., 1973. Вып.1. С.32−63.
  138. В. Русская философия // предисловие к переведённой им книге Ф. Кирхнера «История философии с древнейших времён до настоящего времени». СПб, 1902, С.3−12.
  139. А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. СПб: Культура, 1993. 766 с. — ISBN 5−288−646−6.
  140. JI.E. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX—XXI вв.еков. — СПб: СПбГУ, 2006. — 328 с. ISBN 5−288−3 928−3.
  141. JI.E. Философия религии и история русской философии// Нижегородский педагогический: Страницы истории. -Н.Новгород, 2001. С. 109−112.
  142. JI.E. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб: СПбГУ, 1996. — ISBN 5−288−1 718−2.
  143. JI.E., Фёдоров А. А. История русской религиозной философии: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2006. — 447 с. ISBN 978−5-06−5 109−4.
  144. С.О. Современные проблемы источниковедения.// Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. М., 1969.-С.7−58.
  145. .В. История русской философии: Пер. с чеш./Общ.ред. и послесл. Солодухина Ю. Н. М.:Республика, 2003. — 510 с. — ISBN 5−250−1 857−2.
  146. B.JI. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М: Высшая школа, 1977. — 241 с.
  147. И.Б. Лекции по истории русской философии XIX — начала XX века. Методическое пособие. М.: Московский коммерч. ин-т, 1993. — 96с.
Заполнить форму текущей работой