Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное мифотворчество в качестве средства манипуляции сознанием: философский подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи со стремительным разруиттем системы социальных знаний в современной России необходимо решение стратегических задач организации действия общества по преодолению идеологической манипуляции сознанием России, среди которых: а) Разработка идеологической системы, специфической для России должна основываться на национальных ценностях культуры, выраэ/сенных представителями национальной науки… Читать ещё >

Содержание

  • страницы
  • Глава 1. Социальное мифотворчество в механизме манипуляции общественным сознанием
    • 1. 1. Историческое и логическое в социальном мифотворчестве
    • 1. 2. Содержание и форма современных социальных мифов
    • 1. 3. Изменение сознания личности и общества под воздействием манипулятивных технологий
    • 1. 4. Социально-психологические последствия манипуляции общественным сознанием
  • Глава 2. Социальные условия преодоления деструктивных мифов
    • 2. 1. Возможное и действительное в задачах преодоления деструктивных средств манипуляции сознанием
    • 2. 2. Роль социальных знаний в анализе мифологем
    • 2. 3. Социально-философские задачи преодоления деструктивных мифов
    • 2. 4. Культурно-нравственные условия преодоления мифологических стереотипов в общественном сознании

Социальное мифотворчество в качестве средства манипуляции сознанием: философский подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В XX XXI вв. отмечается стремительное развитие и широкое распространение информационных технологий, превратившихся из преимущественно технологического в культурное и социальное явление. Глобализация информационного пространства открывает большие возможности для современного общества.

С одной стороны, новые возможности информации в мировом масштабе создают предпосылки для перехода к глобальному информационному обществу, с другой — возрастают негативные последствия. Получение большого объема информации, которая не контролируется национальными правительствами, создает предпосылки для проникновения в общественное сознание программ инокультурных образцов, что в современных геополитических условиях становится фактором риска утраты культурной идентичности народов.

В связи с этим резко возрастает роль средств массовой информации, обнаруживших способность радикально менять морально-нравственные ориентиры общественного сознания средствами специально созданного манипу-лятивного мифа. Таким образом, обращение к проблеме социального мифотворчества как орудия манипуляции сознанием обусловливается увеличением роли экзогенных (международных) условий для намеренно созданных факторов воздействия.

В условиях современной России, как и в других странах, процесс мифологизации общественного сознания привел к негативным последствиям. Отсутствие научно-разработанных теоретических основ социально-экономического реформирования России привело к тому, что на смену социальным мифам построения коммунизма к 1980 году или «социализма с человеческим лицом», пришли другие мифы, например, миф о том, что «рыночная экономика является необходимым условием достижения социальной справедливости».

Не менее значимые социальные последствия вызывает все более масштабное изменение информационно-пропагандистских технологий управления сознанием, которые позволяют целенаправленно внедрять дезорганизующие мифы в социальную сферу. В современной России осуществляется весьма сложный процесс переориентации общественного сознания на новый прагматический тип мышления.

Общество, находящееся в стадии упадка своих жизненных сил и мобилизационного потенциала, парализованное отсутствием социально-политической субъектности, становится удобным объектом манипуляции со стороны заинтересованных структур. В этом случае наиболее эффективным инструментом манипуляции общественным сознанием становятся социальные мифы, пропагандируемые СМИ.

Научный аспект актуальности данной проблемы исследования обусловлен потребностью теоретического осмысления роли мифотворчества в современных социальных процессах, незавершенностью концептуализации понятия «социальный миф», необходимостью углубления философского анализа последствий информационно-психологического воздействия средствами социального мифотворчества на индивидуальное и общественное сознание.

Степень разработанности темы. Социально-философский подход к теме социального мифотворчества как средства манипуляции общественным сознанием взаимосвязан с предметными областями различных наук — социологии, социальной психологии, политологии, культурологии. Поэтому можно выделить следующие направления в исследовании данной темы.

Структуру мифа, его содержание и формы, степени воздействия на сознание исследовали Р. Барт, JI. Беннет, Э. Кассиер, Ф. Кессиди, X. Ортега-и-Гассет, У. Леви-Строс, М. Элиаде.

Социально-философские аспекты мифотворчества изучали К. Маркс, Ф. Энгельс, среди отечественных философов — B.C. Барулин, Д. И. Дубровский, В. А. Ельчанинов, B.C. Егоров, В. В. Иванов, Э. В. Ильенков,.

В.А. Лекторский, А. Ф. Лосев, Д. В Пивоваров, А. Г. Спиркин, А. В. Толстых,.

B.П. Тугаринов, А. К. Уледов, В. Н. Филиппов.

Проблемы функционирования СМИ и способы их воздействия на сознание в отечественной социальной философской литературе обсуждались Э. Г. Багировым, С. И. Бегловым, Ю. В. Воронцовым, П. С. Гуревичем, Ю. Н. Давыдовым, Е. Н. Карцевой, Н. Н. Козловой.

Механизм манипуляции общественным сознанием средствами социального мифотворчества на междисциплинарном уровне изучали Э. Я. Баталов, В. Бойков, Д. А. Волкогонов, Г. В. Грачев, Г. Г. Диллигенский, А. А. Зиновьев, А. Иголкин, С.Г. Кара-Мурза, Г. Шиллер, С. П. Расторгуев.

Социологические характеристики явления манипуляции общественным сознанием отражены в исследованиях Г. Г. Воробьева, С. И. Григорьева, Б. А. Грушина, Ю. Дряхлова, В. Лисовского, Л. Леви-Брюля, А. В. Толстых, Г. В. Осипова.

Социально-психологические и психолого-педагогические грани мифотворчества рассмотрены в трудах А. Бандуры, Э. Вебера, В. Вундта, У. Джеймса, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, А. И. Горячевой,.

C.Э. Крапивенского, М. Г. Макаровой, И. Я. Медведьевой, В. Д. Парыгина, Б. Ф. Поршнева, Г. Тарда, К. Хорни, К. Юнга, 3. Фрейда, Э. Фромма.

Социокультурные проблемы социального мифотворчества анализируются в работах М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Н. А. Данилевского, Л. Н. Гумилева, А. Тойнби.

Несмотря на значительное количество и основательность имеющихся исследований, в большинстве из них проанализированы лишь отдельные аспекты проблемы изменения сознания под информационно-психологическим воздействием социального мифотворчества. Это свидетельствует о необходимости специального социально-философского исследования.

Объект исследования — мифотворчество как социально-психологический и идейно-политический феномен.

Предмет исследования — социальное мифотворчество как явление манипуляции индивидуальным и общественным сознанием.

Цель исследования — выявление современных механизмов манипулирования индивидуальным и общественным сознанием средствами социального мифотворчества.

Задачи исследования:

1. Исследовать исторические и логические предпосылки возникновения процесса социального мифотворчества как средства манипуляции индивидуальным и общественным сознанием.

2. Выявить содержание и форму современной социальной мифологии, проанализировать ее воздействие на духовно-нравственный мир человека.

3. Проанализировать тенденции нравственного разрушения общества средствами манипуляции индивидуальным и общественным сознанием.

4. Определить характер причинно-следственной связи морального разрушения общества с механизмом воздействия деструктивного мифотворчества.

5. Сформулировать практические рекомендации по преодолению последствий разрушающего воздействия мифологии в молодежной среде.

Гипотеза исследования: современные СМИ являются средством мощной информационной экспансии, целью которой выступает безраздельное господство механизма манипуляции индивидуальным и общественным сознанием, в том числе и при помощи деструктивного мифотворчества. Теоретическая основа исследования:

— теории самоорганизующихся систем (В.Г. Афанасьев, И. Пригожин, И. Стенсерс, Е.Н. Князева);

— теории информационных войн (Д.А. Волкогонов, С. П. Расторгуев, В. Н. Турченко, В.Н. Филиппов);

— теории манипуляции общественным сознанием (С.И. Григорьев, В.И. Доб-реньков, X. Ортега-и-Гассет, А. И. Суббето, Г. Шиллер, Э. Фромм);

— концепция манипуляции общественным сознанием как технологии господства в современной России (С.Г. Кара-Мурза).

Методологическая основа исследования:

— материалистическое понимание истории;

— принцип единства исторического и логического;

— философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности;

— феноменологический подход к пониманию социальных явлений;

— информационный подход.

Методы диссертационного исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, дедукция и индукция, экстраполяция, герменевтический метод, концептуальный синтез, наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ.

Информационную базу исследования составляют идеи и положения в работах социальных философов XIX—XX вв.еков, исследования современных отечественных и зарубежных философов, социологов, социальных психологов, политологов, культурологов и специалистов по информационным войнам.

Научная новизна исследования:

1. Обосновано значение современного социального мифотворчества как носителя процесса изменения общественного сознания. Доказано, что многие мифологемы не соответствуют условиям реальной жизни общества. Таким является миф, что рынок есть главное условие достижения социальной справедливости.

2. Выявлены условия и предпосылки возникновения манипулятив-ных мифов, установлена последовательность их перехода от одних исторически необходимых стадий к другим.

3. Установлено и проанализировано различие между «позитивным» и «негативным» мифами. Выявлен новый тип мифа (социально-манипулятивный), выступающий в качестве средства манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. К этому типу относится миф о демократии как самоцели и средстве решения социальных проблем.

4. Дана характеристика специфики современного социального мифотворчества, проанализированы масштабы деструкции образа мышления под воздействием манипулятивных мифов.

Положения, выносимые на защиту:

1.Социальное мифотворчество представляет сложное духовно-нравственное и психологическое явление. Его историческое и логическое содержание выступают в практике людей как положительным, так и отрицательным фактором.

2. Современный социальный миф есть превращенная форма такого мифотворчества, которое выступает не национальной духовной ценностью, а представляет извращенное содержание масс-медиа в манипуляции общественным сознанием.

3. Воздействие на индивидуальное и общественное сознание средствами социального мифа осуществляется преимущественно «негативно» (принуждение в виде манипуляции). Преобладание манипулятивного мифотворчества в общественном сознании приводит к снижению рационально-критического тонуса населения и к иллюзорному отражению действительности.

4. Целенаправленное кодирование сознания средствами социального мифа разрушает базовые культурно-исторические архетипы российского общества. Существует реальная опасность запуска программы духовного и физического уничтожения народов России. Например, в экономической сфере оценка труда стала производиться в зависимости от занимаемой должности, а не от творческого профессионализма и индивидуальных особенностей человека.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования вносят существенный вклад в развитие теории общественного сознания. Выводы диссертации о социальном мифотворчестве как негативном факторе воздействия на индивидуальное и общественное сознание могут содействовать обоснованию и разработке социально-философского направления в изучении изменения сознания под воздействием манипулятивных мифов. Идеи и выводы диссертации относительно специфики современного социального мифотворчества как средства манипуляции общественным сознанием, констатация расширения масштабов его воздействия на индивидуальное и общественное сознание дают дополнительные аргументы в пользу постановки вопроса о создании системы информационно-психологической безопасности российского народа.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании лекционных курсов и спецкурсов по социальной философии, психологии, педагогике, политологии, в организации семинаров-практикумов для учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений, психологов, методистов с целью профилактики психологических нарушений и девиантного поведения детей и подростков, в работе местных и региональных молодежных объединений.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования изложены на научно-практическом семинаре «Влияние современных мифов на сознание молодежи» (Барнаул, 2003), межрегиональном круглом столе «Школа, общество и современный мир» (Барнаул, 2004), межвузовской научно-практической конференции «Экономика, предпринимательство» (Барнаул, 2005), межвузовской научно-практической конференции «Проблемы духовного развития в России: история и современность» (Барнаул, 2005), на региональной научно-практической конференции «70-летие философии Алтая» (Барнаул, 2005), VII региональной научно-практической конференции «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2006), международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (Новосибирск, 2006).

Результаты диссертационного исследования изложены в 9 научных публикациях, в том числе в журнале «Философия образования».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 178 наименований, в том числе 7 на иностранном языке.

Выводы ко второй главе: 1. Перед лицом современной действительности возникает альтернатива реальной, абстрактной и формальной возможностей. Возможно, что общество возьмет процесс социального мифотворчества под собственный контроль, сформулирует четкую программу преодоления манипуляции с учетом новых проявлений и форм социального мифа. Но возможен иной исход событий. Общественное сознание подвергнется полному захвату социальными мифами и допустит господство социального мифотворчества, полностью расщепляющее национальное самосознание. Тем самым социальная активность будет нейтрализована и общество перейдет в состояние пассивного существования.

Долговременное пребывание народов России в подобном состоянии приведет к деформации общественного бытия, нарушит и без того разрушающуюся целостность многонационачьной страны. В настоящее время индивидуумы, подвергаясь воздействию сфабрикованной, абстрактной возможности сказочного будущего, забывают о своем истинном призвании. Как следствие, они превращаются в элементы механизма разрушения, внедряющего социачьиый миф в сознание общества. По случаю возможности приятной и достойной будущей жизни общество забывает о невыносимом, тягостном настоящем. В то время, когда оно по-прежнему пребывает у черты нищенского существования, в общественном сознании срабатывает виртуальный образ безбедного будущего («нужно еще немного потерпеть и тогда жизнь наладится»). Пока общество зачаровано «светлым будущим» Государство российское продолжает подвергаться разрушению. Это обеспечивает реальную возможность осуществить информационный захват современного общественного сознания, сфер общественной жизни, которые способны оказать реачъное воздействие на процесс преодоления манипуляции и реализовать возможность по осуществлению контроля над социальным мифом.

В современной российской действительности абстрактные возможности вытесняют из жизни реальные. Тем самым они подвергают общество к восприятию российской действительности через призму мифологического мировоззрения. Это значительно усложняет возможности современного общества преодолеть процесс мифологизации.

2. Россия обладает потенциальной возможен остью создания культурно-нравственных условий, способствующих преодолению манипуляции, однако следует учесть, что происходит блокировка всевозможных рефлективных и эмоциональных реакций на вторжение чуждых сознанию нации мифов, намеренно разруишется социальный иммунитет. В этом случае система народного образования будет являться целенаправленной деятельностью по формированию исторически определенных качеств личности, способных оказать достойное сопротивление социальному мифотворчеству.

Социокультурные основы качества образования и здравоохранения в современной России мы видим:

— в модернизации технологий и содержания на основе принципа народности;

— в гармоничном сочетании инновационных и традиционных программ;

— в активизации инерционных процессов, способности стремительно и быстро реагировать на поступающий негатив извне;

— в ускоренном развитии всей системы народного образования в соответствии с условиями современного мира.

Процессу социального мифотворчества должна противостоять система социального воспитания, под которым мы понимаем целенаправленную деятельность государства, общества по формированию исторически определенных качеств человеческой личности. Результатом социального воспитания современного общества должно стать овладение каэ/сдым совокупностью социальных знаний, умений и навыков жить в сообществе реальной российской действительности.

Философская основа принципа преодоления социального мифотворчества в системе народного образования и воспитания гражданина своей Родины — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к лсивотным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает.

Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного — задача воспитания, направленного на облагоралсивапие личности.

3. В связи со стремительным разруиттем системы социальных знаний в современной России необходимо решение стратегических задач организации действия общества по преодолению идеологической манипуляции сознанием России, среди которых: а) Разработка идеологической системы, специфической для России должна основываться на национальных ценностях культуры, выраэ/сенных представителями национальной науки. Поскольку именно они способны проанализировать реальную cumyaifiuo в стране, и состояние сознания российского общества. б) Необходимо качественное объединение традиционных ценностей культуры с технологическим развитием общества. В процессе создания идеологической системы важно учитывать тот факт, что лишь националыю-культурно-ориентированные парадигмы способны обеспечить единство целей, средств, форм и методов сохранения сознания общества. в) В процессе создания идеологической системы ваэ/сно учитывать тот факт, что лишь нациоиальио-культурно-ориеитированные парадигмы способны обеспечить единство целей, средств, форм и методов сохранения сознания общества. г) Решающее значение необходимо придавать государственному выбору имеющихся в науке концепций и доктрин для организации жизнедеятельности российского общества. В рамках формулировки данной задачи, необходимо учесть то, что выбор концепций и доктрин должен соответствовать национачьным интересам общества. д) Дальнейшую действенность доктрин обеспечивают реализация и воплощение в программах и институциональном измерении.

Здесь важную роль будут играть институты системы образования, так как реализация той или иной идеологической модели на прямую зависит от деятельности данных учреждений. В их основные задачи входят: -подготовка педагогических кадров;

— систематизация образовательного материала;

— качественное обеспечение национально ценным содержаниемучебников, учебных пособий, других информационных источникове) Поскольку СМИ являются важным идеологическим институтом, их специфические фунщии необходимо поставить в зависимость от национально-государственных интересов общества. Тогда они начнут информировать, ориентировать воспитывать общественное сознание в интересах сохранения нации, с другой стороны — контролировать поступающие в общественное сознание разруишющие мифы и формировать против них национальный иммунитет.

4. Особое внимание важно уделять разработке технологии блокировки всех каналов, распространяющих разрушающую мифологию. Для этого необходимо:

— пересмотреть культурно-нравственную и экономико-политическую составляющую государства;

— разработать правовую систему, защищающую право каэ/сдого гражданина страны и уважающую его честь и достоинство- -создать систему обучения общества по формированию знаний, умений и навыков в оказании психологического сопротивления манипуляции сознанием детей, подростков, молодых людей, развитию способностей распознавать мифы, оказывающие разруишющее воздействие на общество;

— функцию патриотического воспитания сделать важной составляющей на всех уровнях образования молодого поколения.

Заключение

.

В заключение нашего исследования по теме «Социальное мифотворчество в качестве средства манипуляции общественным сознанием (философский подход) необходимо отметить следующие положения.

Актуальность темы

доказана, раскрыта в ходе анализа современного состояния общественного, коллективного и индивидуального сознания в России, связанного с манипулятивным воздействием социального мифотворчества.

Цель исследования достигнута, выявлены современные механизмы манипуляции общественным сознанием средствами социального мифотворчества. Задачи — решены: исследованы исторические и логические предпосылки возникновения процесса социального мифотворчества, как средства манипуляции общественным сознанием. Социальное мифотворчество выступает неотъемлемым элементом формирования различных типов мировоззрения и определяет систему ценностей, идеалов и норм поведения, внедряемых, в общественное сознание по средствам различных социальных институтоввыявлены содержание и форма современной социальной мифологии, проанализировано их воздействие на общественное сознание. Современное социальное мифотворчество носит исключительно манипулятивный характер и выполняет функцию разрушения целостности общественного сознания, дезорганизации, деформации Россиипроанализированы тенденции нравственного разрушения общества по средствам манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Над общественным сознанием народов России начались жестокие эксперименты. Сознание, оказавшееся под воздействием то одних, то других мифов оправдало ожидание их создателей. Оружие по распространению мифов оказалось высокоэффективным, многофункциональным и предназначенным для воздействия на различные сферы общественного сознания. В результате применения этого оружия выборочным методом по регионам психический иммунитет населения России был снижен до необходимого уровня потери психической сопротивляемости вербальному внушению. Если человек верит что белое это черное, а зло-добро, аморальные поступки — вершина нравственности, то эффект достигнутопределен характер причинно-следственной связи морального разрушения общества с механизмом воздействия деструктивного мифотворчествасформулированы практические рекомендации по преодолению последствий разрушающего воздействия мифологии в молодежной среде сформулированы. Процесс социального мифотворчества в России необходимо направлять в русло традиционной русской культуры, что позволит восстановить национальную идеологию страны сформировать в сознании общества систему идеалов, норм поведения, способствующих сохранению нации.

Решение поставленных задач позволило доказать следующие положения:

1.Социальное мифотворчество представляет сложное духовно-нравственное и психологическое явление. Его историческое и логическое содержание выступают в практике людей как положительным, так и отрицательным фактором.

2. Современный социальный миф есть превращенная форма такого мифотворчества, которое выступает не национальной духовной ценностью, а представляет извращенное содержание масс-медиа в манипуляции общественным сознанием.

3. Воздействие на индивидуальное и общественное сознание средствами социального мифа осуществляется преимущественно «негативно» (принуждение в виде манипуляции). Преобладание манипулятивного мифотворчества в общественном сознании приводит к снижению рационально-критического тонуса населения и к иллюзорному отражению действительности.

4. Целенаправленное кодирование сознания средствами социального мифа разрушает базовые культурно-исторические архетипы российского общества. Существует реальная опасность запуска программы духовного и физического уничтожения народов России. Например, в экономической сфере оценка труда стала производиться в зависимости от занимаемой должности, а не от творческого профессионализма и индивидуальных особенностей человека.

Анализ внедрения мифологических концепций в современной России подтвердил обозначенную в ходе исследования гипотезу: процесс трансформации социализма в капитализм происходил на основе планомерно организованного внедрения либерально-буржуазных мифов взамен социалистическим. Очередное «механическое» внедрение мифов западной идеологии, происходящее в настоящее время в современном обществе нацелено на разрушение культурного ядра российского общества.

В целом исследование темы: «Социальное мифотворчество в качестве средства манипуляции общественным сознанием» привело к доказательству следующего:

— в современном российском обществе существует острая необходимость в нейтрализации агрессивных, инородных мифов, чуждых русскому национальному сознанию;

— социальная действительность подтверждает, что национализация средств массовой информации неизбежна, а в некоторых случаях возникает необходимость введения жесткой национальной цензуры по анализу и контролю поступающей в общественное сознание информации.

В ходе решения задач возникали определенные сложности. Особую трудность представляло обоснование наличия деформирующей общественное сознание составляющей в процессе социального мифотворчества. Для этого требовалось научное подтверждение существования социальных мифов и выявление современного господства и истинной природы социального мифотворчества, распространяющегося технологиями манипуляции общественным сознанием.

Кроме того, в параграфе 1.2, посвященному содержанию и форме социального мифотворчества, необходимо было обосновать процесс трансформации социалистического в капиталистическое общество, и выявить изменение формы и содержания манипулятивных мифов.

В параграфе 2.1 «Возможное и действительное в задачах преодоления информационных средств манипуляции сознанием» основную сложность представляло осуществление объективного анализа реальных, абстрактных и конкретных возможностей выхода российского народа из ситуации культурно-нравственного кризиса. Исследование современной ситуации в нашей стране убедительно доказывает необходимость в скорейшем возрождении собственной национальной мифологии, способной сплотить общество в процессе оказания сопротивления манипулятивным формам мифотворчества.

Вместе с тем, за пределами исследования остались многие нерассмотренные аспекты феномена социального мифотворчества. Это обстоятельство объясняется широтой и многогранностью обозначенного объекта и предмета изучения, их принципиальной неисчерпаемостью в процессе исторического развития общественных отношений. Дальнейшей перспективой диссертационного исследования, требующей тщательного анализа и скорейшего разрешения, является теоретическая разработка и практическая реализация национально-государственной программы возрождения мифологической составляющей России, способной противостоять информационной экспансии в сознание человека и общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев// -М.: Наука, 1977.-380 с.
  2. В. Детское сознание: проблемы демонизации /В. Абра-менкова // http://www.pravoslavie.ru/
  3. Анисимов А. XXI век: время перезаписи мировых цивилизационных программ /А. Анисимов //Россия XXI. 1995.-№ 11−12. — с. 32−56.
  4. B.JI. Правда о неправде / B.JI. Артемов. Минск: Университетское, 1985.-252 с.
  5. B.JI., Семенов B.C. Би-Би-Си: История. Аппарат. Методы радиопропаганды / B.JI. Артемов, В. С. Семенов. -М.: Искусство, 1978. -265 с.
  6. В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество / В. А. Ачкасов // Полис. 2001№ 3. — с. 83−92.
  7. А. Теория социального научения / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000.-319 с.
  8. С.И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерки теории и практики / С. И. Беглов. М.: Высшая школа, 1984 — 375 с.
  9. А. Советское настоящее и русское прошлое: сб. статей / А. Безансон. М.: МИК, 1998. — 333 с.
  10. В.В. Куда несет Россию? / В. В. Белоцерковский // Свободная мысль. 1996. -№ 6. — с. 14−28.
  11. А.В., Веренкина И. М. Психологические особенности включения детей в телекоммуникационную среду / А. В. Беляева, И. М. Веренкина // Психологический журнал. 1994. — т.15. — № 4. — с. 33−38.
  12. Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев сост. П. В Алексеев. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. 1990.
  13. Н.А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: ACT, 2004. — 333 с.
  14. М.Я. Гомология как наука о материальной и духовной жизничеловека в третьем тысячелетии: монография / М. Я. Бобров. Изд. 2-е, доп. и испр. — Барнаул: Издательство АТУ, 1999. — 217 с.
  15. А.С. Буржуазная философия США XX века / А. С. Богомолов. М.: Мысль, 1974. — 343 с.
  16. М.В. Роль идейной дезориентации российского общества во второй половине 80-х начале 90-х годов XX столетия / М. В. Борисенко // Вестник Московского университета. — Серия 12. Политические науки. — 2003.- № 1.- с.53−62.
  17. Ф.В. Утверждение принципов социализма / Ф. В. Боровик. -Минск, 1986.-64 с.
  18. Борьба идей в современном мире: в 3 т. М.: Политиздат, 1975. — 2 т.
  19. JI. Наука и теория информации / Л. Бриллюэн. М., 1960
  20. А.П. Откуда мы и к каким берегам стремимся? / А. П. Бутенко // Социс. 1992. — № 11. — С. 58 — 64.
  21. Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон Новый органон. М.: Мысль, 1978.-2 т.
  22. А. Антитоталитарный язык в Польше: механизмы языковой самообороны / А. Вежбицкая // Вопросы языкознания. 1994. — № 3
  23. В.В. Россия и Запад / В. В. Вейдле // Вопросы философии. -1991. -№ 10. С. 58−71.
  24. Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы / Ю. Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2. — С. 80−100.
  25. Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания / Ю. Г. Волкогонов. М.: Военное издательство, 1984. — 320 с.
  26. Вопросы идеологической работы КПСС: сборник важнейших решений КПСС (1956−1972 гг.). М., 1972.
  27. Г. Г. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. М.: Молодая гвардия, 1990. — 255 е.: ил.
  28. Г. Игра в биссер. / Г. Гессе.- Санкт-Петербург: Азбука классика., 2004.-496 с.
  29. ЯЗ. Логика мифа. / Я. Э. Голосовкер М.: Наука, 1987. -217, 1.с.
  30. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. 2-е изд., доп. — Барнаул: Издательство БГПУ, 1994. — 376 с.
  31. А.А., Семенов Ю. С. Закрытые страницы истории / А. А. Горбовский, Ю. С. Семенов. М.: Мысль, 1988. — 286, 2. с.
  32. О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение агрессии телевизионной рекламы / О. В. Гордякова // Психологический журнал. 1999. — № 4. — с. 96−101.
  33. Г. В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса / Г. В. Грачев // ОНС. 1997. — № 7
  34. Г. В., Мельник И. К. Приемы и техника манипулятивных воздействий в массовых информационных процессах / Г. В. Грачев, И. К. Мельник // Проблемы информационно-психологической безопасности. -М., 1996.
  35. С.И. Жизненные силы славянских народов (теоретико-методологические основы качественного социологического исследования) / С. И. Григорьев // Росмысл. 2000. — № 2−3. — с. 91−98.
  36. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
  37. Л. Национальное сознание: версия Запада и России / Л. Гудков // Родина. 1994. — № 2. — с. 14−18.
  38. А.В., Андреева И. С. Шопенгауэр / А. В. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 2003. — 367 е., 16. л. ил.
  39. Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. М.: Экопросс, 1993. — 335 с.
  40. И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления / И. А. Гундаров. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -206 с.
  41. Ю.Н., Роднянская И. П. Контркультура / Ю. Н. Давыдов, И. П. Роднянская. М., 1981.
  42. Г. И. Информационно-психологическая безопасность русской молодежи: проблемы и рефлексия / Г. И. Давыдова. М., 1992.
  43. Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-574 с.
  44. Дебор Г.-Э. Общество спектакля / Г.-Э. Дебор. М.: Логос, 2000. — 183 с.
  45. Г. Г. В поисках смысла и цели: Проблемы массового сознания современного капиталистического общества / Г. Г. Дилигенский. -М.: Политиздат, 1986. -255, 1. с.
  46. Г. Г. Дезориентированное сознание / Г. Г. Дилигенский, Россия в условиях трансформаций. Историко-политический семинар. Материалы. М., 2000. — с. 62−65.
  47. Ю.В. Российский социум в 1994 году / Ю. В. Дряхлов // Социс.- 1995.-№ 2.
  48. Ю.В., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра / Ю. В. Дряхлов, В. А. Давыденко // Социс. 1997.- № 7. с. 143−149.
  49. Н.П. Что такое человек / Н. П. Дубинин М.: Мысль, 1983. -334 е.: ил.
  50. Д.И. Информация, сознание, мозг / Д. И. Дубровский. М.: Высшая школа, 1980. — 286 с.
  51. B.C. Философия открытого мира / B.C. Егоров. М.- Воронеж: Московский психолого-социологический институт, 2002. -317 с.
  52. В.И. Экономика образования: проблемы реальные и мнимые / В. И. Ерошин // Педагогика. 1992. — № 3−4. — с.3−10.
  53. Е.И., Егорова Э. Н., Сухолет И. Н. Политическое и духовноеразвитие современного общества / Е. И. Жильцова, Э. Н. Егорова, И. Н. Сухолет. М.: Просвещение, 1993.
  54. Н.И. Информация. / Н. И. Жуков. Минск: Наука и техника, 1971.-277 с.
  55. В.В. Когда логика пасует перед психологией / В. В. Журавлева // Россия в условиях трансформаций. Историко-политический семинар. Материалы. Вып. № 4. М., 2000. — с. 23−24.
  56. Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990.-461, 3. е.: ил.
  57. И.И. Информационная война что это такое? / И. И. Завадский // Защита информации. Конфидент. — 1996. -№ 4.
  58. Заключение кандидата юридических наук И. В. Понкина от 14 октября 2002 года по содержанию и направленности телешоу «Окна» // http://www.stolica.narod.ru/indexr.htm
  59. А.В., Козлова Н. Н. Российские реформы глазами маленького человека / А. В. Захаров, Н. Н. Козлова // Российский монитор- архив современной политики. М.: Центр «Индем», 1992.
  60. А.А. Глобальное сверхобщество и Россия / А.А. Зиновьев-Мн.: Харвест. М.: Издательство ACT, 2000. — 128 с.
  61. А.А. На пути к сверхобществу / А. А. Зиновьев. М.: Центр-полиграф, 2000. — 637 с.
  62. В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания /В.В. Знаков. М.: Институт психологии РАН, 1993.
  63. А. Пресса как оружие власти / А. Иголкин // Россия XXI. -1995.-№ 11−12.-с. 68−86.
  64. Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества: сборник материалов Всероссийской конференции. -М.: Редакция журнала «Бизнес + безопасность», 2001.
  65. Информационно-психологическая и психотропная война: хрестоматия. Минск, 2003
  66. Информационные вызовы национальной и международной безопасности. М.: Библиотека ПИР-центра, август 2001.
  67. Е. Национальная идея для России / Е. Ихлов // http://wvAv.pcd.ru/n-forum/n-idea.htm
  68. А. Выстрел из компьютера / А. Казаков // http://www.pcd.ru/n-forum/n-idea.htm
  69. Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков, материалы расследования Д. Соколова-Митрича и Т. Путятиной. // http://r-komitet.ru
  70. А. Киноискусство в борьбе идей / А. Караганов. М.: Политиздат, 1982. — 239 е., 8 л. ил.
  71. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2000. — 734 с.
  72. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием: светлый миф о частной собственности / С.Г. Кара-Мурза // Социально-гуманитарные знания. -2003.-№ 3.- с. 23−37.
  73. О.И. Молодежь России: Особенности социализации и самоопределения / О. И. Карапухин // Социс. 2000. — № 6. — с. 124−127.
  74. В.Н. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов / В. Н. Касаткин М.: Линка-пресс, 2000. — 336 с.
  75. В.Н., Ковалева А. В., Михеева А. А. Особенности поведенческих рисков, связанных со здоровьем, среди подростков трех регионов РФ / В. Н. Касаткин, А. В. Ковалева, А. А. Михеева // Школа здоровья. -2000. -№ 3.~ с. 5−15.
  76. В.Н., Щеплягина Л. А. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1−11 классов / В. Н. Касаткин, Л. А. Щеплягина.
  77. Ярославль: Аверс Пресс, 2002. 446 с.
  78. Ю.Б. Массовая информация и международные отношения / Ю. Б. Кашлев. М.: Международные отношения, 1981. — 256 с.
  79. Ф. От мифа к логосу / Ф. Кессиди. -М.: Мысль, 1972.-312 с.
  80. А.В. Криминальная революция: вымысел или реальность? / А. В. Кива // ОНС. 1999. — № 3. — с. 25−37.
  81. Н.Н. Заложники слова / Н. Н. Козлова // Социс. 1995. — № 9. -с. 128−136.-№ 10.-с. 100−109.
  82. Н.Н. Слабое место социальной реальности / Н. Н. Козлова // Социс. 1993. — № 2. — с. 79−87.
  83. И.Е. Кино как бизнес/ И. Е. Кокарев. Минск: Б. и., 1991. — 288 е., 4. л. ил.
  84. А. Миф масс и магия вождей / А. Кольев. М.: Б. и., 1998. -432 с.
  85. И.И. Политическая мифология: вечность и современность / И.И. Кравченко// Вопросы философии. 1999. -№ 1. — с. 3−17.
  86. О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма / О. Н. Крутова. М.: Наука, 1990. — 136, 3. с.
  87. В.А. Культура и технология: борьба миров / В. А. Кутырев. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с.
  88. Н.И. Динамика ценностей реформируемой России / Н. И. Ланин. -М., 1996.
  89. В.И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1976.-42 т.
  90. В.И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин Что делать?. -М.: Политиздат, 1967. 6 т.
  91. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. СПб.: Издательство СПбГУП, 2000. — 508 с.
  92. Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современногообщества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Е. В. Литягин. Горно-Алтайск, 2004. -С.18.
  93. А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
  94. . Магия, наука и религия. / Б. Малиновский. М.: Рефл-бук, 1998.-290 е.: ил.
  95. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс Дебаты о свободе печати и об публиковании протоколов сословного образования. М.: Госполитиздат, 1991. — 1 т.
  96. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений /К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Госполитиздат, 1956. 689 с. с ил.
  97. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс.- М.: Госполитиздат, 1956. 3 т.
  98. Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М.: Refl-Book, 1994. — 342 с.
  99. Массовая культура и социально-культурный авангардизм в буржуазном обществе. Сборник. М., 1976.
  100. И.Я. «Прекрасный новый мир» Маргарет Зангер / И. Я. Медведьева // http://pms.orthodoxy.ru/news
  101. И.Я. Ложь сторонников полового просвещения / И. Я. Медведьева // http://pms.orthodoxy.ru/
  102. И.Я., Шишова Т. Духовный детдом / И. Я. Медведьева, Т. Шишова // http://www.pravoslavie.nl/iurnal
  103. Е.М. Мифологический словарь / Е. М. Мелитинский. -М.: Советская энциклопедия, 1990.
  104. И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / И. Мельник. М.: Институт философии, 2002.
  105. Д.С. Больная Россия. Избранное / Д. С. Мережковский.- Л.: Издательство ЛГУ, 1991. 267, 2. е.: ил.
  106. М.И. К проблеме нравственного воспитания граждан в диалоге Платона «Государство» / М. И. Миронова // Вестник московского университета. Серия № 7. Философия. — 2000. — № 5. — с. 72−79.
  107. Т.Л. Американская мечта (Размышления о России) / Т. Л. Морозова Американский характер: Традиция в культуре: Очерки культуры США. М.: Наука, 1998. — с. 254−276.
  108. А.П. Психология стихийного массового поведения / А. П. Назаретян. М.: PER SE, 2001. — 111 С.
  109. В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание / В.М. Най-дыш // Вопросы философии. 1994. — № 2. — с.45−78.
  110. А.И. Глобальная трансформация и российский узел / А. И. Неклесса // Россия XXI. 2003. -№ 1. — с 24−59.
  111. А.И. Цивилизация и менталитет культуры / А. И. Никитина // Росмысл. 2000. — № 1(2). — с. 69−75.
  112. С. Заговор против России / С. Норка. М.: Ванирус, 2004 -815 с.
  113. С.Б. Политическая мифология в России: опыт концептуального анализа мифа об интеллигенции: монография / С. Б. Орлов. Барнаул: АлтГТУ- Бийск: БТИ, 2002. — 215 с.
  114. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сборник / X. Ортега-и-Гассет. М.: Радуга, 1991. — 638, 1. с.
  115. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика / Г. В. Осипов. М.: Издательство «НОРМА». — 2000.
  116. Основы федерального информационного права России. М., 1995.
  117. Н. Демографическая война / Н. Павлов // Наш современник. -1999. № 2. — с.156−165.
  118. В.Б. Конец русской идеологии. (Новый курс или новыйпуть?) / В. Б. Пастухов // Полис. 2001. — № 1. — с.49−63.
  119. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. — 798 с.
  120. Письмо минобрзования РФ об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях от 22 июля 2002 г. № 30−51 547/16. Управление дошкольным образовательным учреждением. -2006.-№ 4(30).-с. 61−70.
  121. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 431 е.: с ил.
  122. А .Я. Информационная безопасность в событиях и фактах /А.Я. Приходько. М.: СИЕНТЕГ, 2001.
  123. В. Психология масс и фашизм / В. Райх. М.: Издательство ACT, 1997.-380 с.
  124. А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991. 286, 1. с.
  125. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок / А. И. Ракитов //Вопросы философии. 1992. -№ 5. — с. 3−15.
  126. С.П. Философия информационной войны / С. П. Расторгуев. -М., 2001−446 с.
  127. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникации в его становлении / Л. Д. Рейман // Вопросы философии. 2001. — № 3. -с. 3−9.
  128. Российская историческая традиция и перспективы либеральных реформ: «Круглый стол» ученых // ОНС. 1997. — № 6. — с. 68−84.
  129. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. -Издательство: Тарту. 1962.
  130. В.Г. Бюрократизм / В. Г. Смольков // Социс. 1999. — № 2. — с. 40−43.
  131. Г. Л., Черешкин Д. С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики / Г. Л. Смолян, Д. С. Черсшкин М.: ПСА РАН, 199/.
  132. Современный капитализм и идеологическая борьба / Румянцев A.M., 1 ранов В.Н., Кортунов В. В. и др. М.: Мысль, 1986. — 272 с.
  133. А.И. Как нам обустроить Россию: 11осильные соображения / А. И. Солженицын. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 199U.-58, 2J
  134. А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции / А. И. Соловьев // Полис. 2001. -№ 2. С. 59−60.
  135. Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм /Дж. Сорос. М.: Некоммерческий фонд «Поддержки Культуры, Образования и Новых Информационных Технологий», 2001. — 458 с.
  136. Ф.А. Мысли о России / Ф. А. Степун // Новый мир. — 1991. — № 6.-с. 201−239.
  137. А.П. Информация и прогресс / А. П. Суханов. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. — 190, 2. с.
  138. США: Телевидение склоняет людей к убийствам // http://news.battery.ru/dossier
  139. Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989.-573 е.: ил.
  140. Телевидение вчера, сегодня, завтра. -М.: Искусство, 1988. 263, 3. е., [8] л. ил.
  141. Телевидение и школа: сборник научных трудов АПН ССР. 1989. — с. 93−172.
  142. А. Цивилизация перед судом истории: сборник / А. Тойнби. -СПб.: Издательская группа «Прогресс»: «Культура»: Ювента, 1995. -478 с.
  143. А.В. Психология юного зрителя / А. В. Толстых. М.: Знание, 1986.-74, 3. е.: ил.
  144. В.Н. Человек и информация / В. Н. Тростников. М.: Наука, 1970.- 187 с. с ил.
  145. В.К. Сущностные силы русского народа / В. К. Трофимов. -Ижевск, 1998
  146. А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / А. Р. Тузиков // Полис. 2002. — № 5. — с. 123−133.
  147. А.К. Перестройка и сознание / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1988. -106, 2. с.
  148. К.Д. Об организации русской школы / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Учпедгиз, 1954. — Т.2: Вопросы обучения. — 1954. — 735 с.
  149. В.Н. Школа и общество в современной России: (Концептуально-аналитический диалог) / В. Н. Филиппов, В. Н. Гончаров, К. Г. Колтаков. Барнаул: Алтай, 2003. — 375 с.
  150. В.Н. Экспансия идеологии цинизма и лицемерия. Россия, XX век: (Документы и фаюы) / В. Н. Филиппов, В. Н. Гончаров. Барнаул: Алтай, 2004. — 355 с.
  151. В.Н. Семиотика в механизме расщепления языка и сознания / В. Н. Филиппов. Барнаул, 2006. — 469 с.
  152. Э. Бегство от свободы: Человек для себя/ Э. Фромм. Минск: Попурри, 2000.-671 с.
  153. Э. Собрание сочинений / Э. Фромм. Т.З. — М., 1989
  154. К.Г. Идеологические ориентиры уходят на второй план. Россия в условиях трансформаций / К. Г. Халодовский // Историко-политологический семинар. Материалы. М., 2000. — Вып. № 5. — с. 8789.
  155. Р. Передача информации / Р. Хартман // Теория информации и ее приложения. М.: Физматгиз, 1959. — 328 с. с ил.
  156. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 480 с.
  157. И. Синдром зомби / И. Царевсборник статей «Книга тайн».1993.-№ 4.
  158. Ценностные установки молодежи современной России // http://r-komitet.ru
  159. А.С. Наш народ заплатил цену за право жить по Марксу // Освобождение духа: Сборник. / Под ред. А. А. Гусейнова, В. И. Толстых / А. С. Ципко. М.: Политиздат, 1991. — 352 с.
  160. Д.С., Смолин Г. Л., Цинично В. Н. Реалии информационной войны / Д. С. Черешкин, Г. Л. Смолин, В. Н. Цинично // Конфидент. -1996.-№ 4.-с. 9−12.
  161. А.В. Связи, ценности массово-коммуникационных ориентации / А. В. Шариков // Психологический журнал. 1999. — № 3. — с. 2847.
  162. Г. Миф о необходимости секса, половое воспитание подростков / Г. Шелтон. Киев, 1993.
  163. Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. М.: Мысль, 1980. -326с.
  164. Т., Маркова Н. Е. Глобальный эксперимент над детьми / Т. Шишова, Н. Е. Маркова // http://vvww.pravoslavie.ni/guest
  165. B.C. Философские подходы к педагогической теории / B.C. Шубинский // Советская педагогика. 1990. — № 12. — с. 60−65.
  166. Е.В. Диагностика понимания массовой информации старшеклассниками / Е. В. Шуварикова // Вопросы психологии. 1996. -№ 2 (не тот журнал)
  167. Ю.В. Искусство обмана / Ю. В. Щербатых. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-541 е.: ил.
  168. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Книга для родителей. М.: Авиценна: ЮНИТИ, 1996. — 400 с.
  169. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. Минск: Харвест, 2004.-399 с.
  170. А. Цель жизни / А. Яковлев. М., 1986.
  171. Bauman Z. Is there a Post Modern Sociology? / Z. Bauman // Theory, Culture and Society. 1988. — Vol. 2−3
  172. Baumen Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Postmodernity and Intellectuals / Z. Baumen. N.Y., 1988.
  173. Heker K. Der Soldat Blatter fur deutsch Philosophie / K. Heker. 1933 S.72.
  174. Krieck E. Nationalpolitische Erzieung/ E. Krieck. Leipzig, 1993. — S. 72.
  175. Lyotard J.F. The Postmodern Condition: The Report on Knowledge. Manchester / J.F. Lyotard. — 1989. — P. 32−34.
  176. Schlam W. Die Greizen des Wundes. Zurich / W. Schlam. -1980. S. 115.
  177. Totalen Krig. Stuttgard, 1980. — S.67
Заполнить форму текущей работой