Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фундаментальная философия. 
Основы философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Французский философ Мишель Монтень (1533—1592) сетовал: «Мы задаем один вопрос, а вместо ответа получаем их целый рой» («Опыты», 1580). О безмерности философских вопросов с досадой говорил стоик Луций Анней Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.): «И об одной только душе нет числа вопросам: откуда она? какова она? когда возникает? как долго существует? переходит ли с места на место, меняет ли обиталища… Читать ещё >

Фундаментальная философия. Основы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ

Понятие философии — Мудрость и глупость — Удивление — начало философии — Рефлексия — Софисты — Формации философской мысли —.

Универсум философской деятельности — Польза и вред философии

В результате освоения материала данной главы студент должен: знать

  • • мудрецов древности и их изречения;
  • • основные этапы развития философии; уметь
  • • формулировать вопросы философии;
  • • ориентироваться в различных областях философии; владеть
  • • приемами софистики;
  • • навыками рефлексивного мышления.

Понятие философии

Философия (др.-греч. cpiXoaocpia; от cpi/da — «любовь», «стремление», «жажда» и oocpia — «мудрость») есть любовь к мудрости. Кто не любит мудрость? У каждого есть какое-нибудь излюбленное изречение, при помощи которого он находит выход из беспокоящих его ситуаций. Царь Соломон успокаивался, созерцая на своем кольце надпись «Всё пройдет».

При недолгом размышлении это простое изречение позволяло задать вопросы: когда и откуда пришло то, что «пройдет»? когда и куда пройдет? с кем и как пройдет? где пройдет, а где нет? почему пришло и отчего пройдет? просто так пришло и просто так пройдет? само пройдет или необходимо помочь? Изречение навевало и попутные вопросы: действительно ли всё пройдет, или пройдет только что-то? если всё пройдет, то и я пройду вместе с ним? если всё уйдет со всем, то всё и останется? если всё куда-то пройдет, то что останется там, откуда всё ушло? всё пройдет совсем или пройдет обратно? если всё пройдет, то это всё является прямоили как-то иначе ходящим?

Французский философ Мишель Монтень (1533—1592) сетовал: «Мы задаем один вопрос, а вместо ответа получаем их целый рой» («Опыты», 1580). О безмерности философских вопросов с досадой говорил стоик Луций Анней Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.): «И об одной только душе нет числа вопросам: откуда она? какова она? когда возникает? как долго существует? переходит ли с места на место, меняет ли обиталища, перебрасываемая во все новые виды одушевленных существ? или ей суждено только однократное рабство, а потом, отпущенная на волю, она бродит по вселенной? телесна она или нет? что она будет делать, когда мы перестанем быть ее орудиями? как она воспользуется свободой, когда убежит из здешней темницы? забудет ли прежнее? познает ли себя, лишь расставшись с телом и удалившись ввысь?» («Нравственные письма к Луциллию», 65 г. н.э.).

Одни вопросы влекут за собой другие вопросы. Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) главными считал вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?».

Варьируя слова, составляющие эти вопросы, можно получить другие вопросы, например: «Кого я могу знать? Кого я должен делать? На кого я смею надеяться? Кто такой человек?»[1].

По-человечески эти вопросы, пожалуй, в большей степени важны, и не случайно легендарный китайский мудрец Лао-цзы говорил: «Тот, кто знает людей, мудр». И также замечал: «Мудрый действует, но не надеется на других».

А в древности гностики интересовались: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся?» В Индии самым важным является вопрос: «Кто Я?» В России спрашивали: «Кто виноват?» (А. И. Герцен), «Что делать?» (Н. Г. Чернышевский), «С чего начать?» (В. И. Ленин), «Что с нами происходит?» (В. М. Шукшин). Вопросы сменяются контрвопросами, выясняющими основания (истоки и начала) выдвижения поставленного вопроса или требующими уточнения в отношении требуемого подхода к желаемому ответу.

Так, философ спросил скомороха: «Что от чего произошло — яйцо от курицы или курица от яйца?». Скоморох в ответ хлопнул философа по голове: «От чего треснуло: от плеши или от ладони?». Предлагая аналогию на примере акта взаимодействия, скоморох хитрит, так как философ спрашивает о порождении. Контрвопрос скомороха был бы правильным, если бы философ спрашивал: «От кого яйцо: от петуха или курицы»? Первоначальный же вопрос следует уточнить путем конкретизации: «Какое яйцо и какая курица?». Ведь очевидно, что крокодильи яйца от курицы не происходят[2].

«Молчание» Будды удивляло вопрошающих, а молчанием он подчеркивал бессмысленность обсуждаемых вопросов. Многие вопросы, по мнению Будды, подобны вопросу: «Куда идет потухший огонь: на север, восток или запад?».

Высшей мудростью считалось задать такой вопрос, на который бы никто не смог ответить. История гласит, что Александр Македонский однажды испытывал группу захваченных в плен гимнософистов, задавая каждому по вопросу[3]. На вопрос, кого существует больше — живых или мертвых, — первый ответил: «Живых; мертвых не существует». Па вопрос, земля или море кормит больше животных, — второй ответил: «Земля, ибо море только часть земли». Отвечая на вопрос, какое животное хитрее всех, — третий ответил: «То, которого человек доселе еще не знает». Четвертого Александр спросил, на что надеялись гимнософисты, подговаривая Саббу восстать, — и тот ответил: «Мы хотели, чтобы он, живя со славой, со славой умер». Пятый на вопрос, что появилось раньше другого, день или ночь, — ответил: «День, одним днем раньше». Шестого Александр спросил: «Как стать самым любимым?» — и получил ответ: «Быть самым могущественным и при этом нестрашным». Седьмой, спрошенный, что сильнее, жизнь или смерть, — сказал: «Жизнь: только она несет такие страдания». «До каких пор жить человеку?» — спросил Александр восьмого. «Пока смерть не покажется ему лучше жизни», — ответил восьмой. На вопрос: «Как человеку стать богом?» — другой гимнософист ответил: «Совершая то, что невозможно совершить человеку».

Фундаментальная философия. Основы философии.

Александр Великий и гимнософисты Можно заметить, что философское размышление строится диалектически — на противопоставлениях, для совмещения сторон которых иногда находятся неожиданные основания. Рассуждая, любители мудрости оперируют категориями — понятиями, которыми описывается как мир в целом, так и входящие в него отдельные предметы. Греческое слово «категория» означает «осуждение», «решение», «показание», «объяснение», «высказывание». Высказаться о предмете категорией означает сказать что-то весьма важное, как бы приняв важное о нем решение, как бы привлекая его к ответственности.

Аристотель (384—322 до н.э., из Стагиры) выделил 10 фундаментальных категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Понятно, что этот список может быть расширен категориями части, целого, совершенства, невозможности и возможности, становления и ир. В результате философ получает множество категорий, применяя которые в различной последовательности можно описывать мир.

Фундаментальная философия. Основы философии.

Это описание никогда не будет завершенным и исчерпывающим, но некоторая требуемая определенность все же будет достигаться. В результате реализуется предназначение философии, указанное лордом Бертраном Расселом (1872—1970): «Учить тому, как жить без уверенности, и в то же время не быть парализованным нерешительностью, — это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею».

  • [1] Древнеримский адвокат и ритор Марк Фабий Квинтилиан (3—96 н.э.) рекомендовалставить и отвечать на следующие семь ключевых вопросов: 1) Кто? 2) Что? 3) Зачем? 4) Где?5) Как? 6) Чем? 7) Когда?
  • [2] Палеонтологу Отто Шиндевольфу (1886—1971) принадлежит крылатая фраза: «Перваяптица вылетела из яйца рептилии».
  • [3] Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 3 т. Т. 2. М., 1963. С. 441—442.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой