Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индетерминизм. 
Категории онтологии. 
Часть 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Марксисты, как правило, именуют индетерминистами тех мыслителей, которые усматривают источник причинной связи в божественном или в человеческом сознании. Это мнение, очевидно, легковесно. Трудно не признать, например, специфическую детерминированность человеческих поступков и дел осознанными целями людей. В. Вундт (1832−1920) ввел понятие психической причинности и доказывал, что одни душевные… Читать ещё >

Индетерминизм. Категории онтологии. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Марксисты, как правило, именуют индетерминистами тех мыслителей, которые усматривают источник причинной связи в божественном или в человеческом сознании. Это мнение, очевидно, легковесно. Трудно не признать, например, специфическую детерминированность человеческих поступков и дел осознанными целями людей. В. Вундт (1832−1920) ввел понятие психической причинности и доказывал, что одни душевные процессы детерминированы другими психическими явлениями (чувство обусловливается восприятием, восприятие — волей и г. д.). Никто из марксистов не смог внятно доказать, будто «субъективные причины» — это всего лишь пустые выдумки идеалистов, а причины любых умопостроений людей (в том числе поэтических образов, фантазий и даже логических ошибок) нужно непременно выводить из регулярностей нейрофизиологических процессов, схем практики или из объективных законов внешнего мира.

Наука, не учитывающая роли целеполагания в траектории движения тел, часто не способна объяснять эти траектории. Так, из чисто физического описания наблюдаемой траектории полета самолета ученый не может определить векторы дальнейшего перемещения и пункт приземления этого физического тела — для этого необходимо знать преследуемую летчиком цель полета. Творческая мощь сознания и субъективное целеполагание — важнейшие факторы человеческой деятельности, изучаемые телеологией. Поэтому телеология есть разновидность детерминизма.

Последовательный индетерминизм крайне редок в истории философии, поскольку философская профессия требует рационально и доказательно объяснять предельные основания бытия и мышления, выводить обоснованное из тех или иных оснований (материи, духа, сознания, воли и т. и.). Материалисты убеждены, что подлинный детерминизм есть всего лишь концепция материальной детерминации, а идеалисты, напротив, ищут истину в определении материи духом. Индетерминизм — не самостоятельное течение, а одна из тенденций во всякой философии ставить под сомнение либо отрицать детерминацию (материальную или духовную); эта тенденция необходимо, хотя и по-разному, сопряжена с противоположным стремлением помыслить зависимость материальных и духовных явлений от каких-нибудь факторов. Вряд ли, скажем, следует безоговорочно причислять Юма или Канта к индетерминистам, что марксисты делают сплошь и рядом, поскольку Юм обосновывает веру в причинность устойчивыми привычками людей, а Кант — безусловной и врожденной способностью творческого воображения. В то же время с идеалистической точки зрения отрицание материалистами телеологии тоже есть своеобразная тенденция индетерминизма. Например, можно сказать, что марксизм — это детерминизм «снизу» и индетерминизм «сверху».

Более точное определение детерминизма требует иных понятий, причем более абстрактных, чем причинность и объективная закономерность. По-видимому, тут более подойдут понятия основы, основания и обоснованного. Детерминизм есть учение о детерминации, т. е. о формах зависимости основания от своей основы и обоснованного от основания. Характер детерминации выявляется в связи со спецификой ее условий. Так, следствие обусловлено причиной и каузальными условиями, функция определяется условиями задавания независимой переменной, явления природы детерминированы особенностями действия объективных законов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой