Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Историческое познание как сфера национальной безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интенсификация конфликтных процессов в обществе способствует увеличению радикальных изменений, которые происходят в различных социальных структурах и могут приобретать глобальные масштабы. В результате их действия оказались разрушенными относительно эффективно функционировавшие в СССР политико-правовые и социально-институциональные механизмы, обеспечивавшие определенный уровень безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Концептуальные и методологические основы исторического познания
    • 1. 1. Историческое познание как социально-философская проблема
    • 1. 2. Логика и методология исторического познания
  • ГЛАВА 2. Особенности исторического познания в современное время
    • 2. 1. Историческое познание в период социально-политических ф трансформаций
    • 2. 2. Отражение мировоззренческой сущности исторического познания в современной учебно-исторической литературе
  • ГЛАВА 3. Историческое познание как одно из условий укрепления национальной безопасности России
    • 3. 1. Историческое познание — смыслообразующая основа общенациональной идеи современного российского общества
    • 3. 2. Аксиологическая сущность исторического познания и сфера национальной безопасности России

Историческое познание как сфера национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В конце XX — начале XXI веков в России и других государствах на постсоветском пространстве происходят изменения, связанные со структурной перестройкой всей системы общественных отношений. Стратегическая задача, определенная Президентом России В. В. Путиным как «понимание, в каком месте нашей истории мы находимся, каково наше место в современном мире и какие ценности цивилизации следует выбирать», имеет первостепенное значение для укрепления национальной безопасности России. Безопасность как социально-философская и политологическая категория отражает проблему будущего России. Будущее российской нации может оказаться под угрозой как по причине сильного внешнего воздействия, так и вследствие глубоких внутренних противоречий, приводящих нацию к распаду или гибели. Причем в этом случае национальная безопасность России напрямую зависит от механизма государственного управления, целей деятельности политических сил и общественных движений и, разумеется, от функционирования важнейших социальных институтов, которые призваны обеспечить стабильное развитие общественных отношений в современной России. Не приходится говорить о какой-либо национальной безопасности в случае, если общество расколото, последствия этого трагичны. Известны результаты раскола общества в США в 60-е гг. XIX в., итоги российской драмы начала XX столетия. В этой связи нельзя не согласиться с профессором Н. М. Чуриновым, что необходимо «задумываться об адекватности исторической науки и адекватности социальной теории естественно-историческому процессу» [294. С. 187].

Поэтому обращение к историческому бытию и историческому познанию в особенности представляется весьма актуальным. Исторический подход позволяет освободиться от «надуманных» политико-идеологических схем и фантазий, способствуя развитию «чистого» ума и нередко доброй воли. В социально-философском и общекультурном контексте роль и значение исторического познания выглядят еще более значительными. История часто позволяет человеку обрести полноту и смысл жизни.

Стремление к познанию своего прошлого присуще всем цивилизованным народам. Кто мы, каковы наши этнокультурные корни, какова историческая судьба — все эти вопросы волновали людей, живших в разные времена. Новой, эффективно функционирующей системы национальной безопасности в сфере исторического познания и интерпретации прошлого пока нет. Более того, нет еще и глубокой, основательной теоретической проработки данных вопросов. В Концепции национальной безопасности [207] и доктрине информационной безопасности [86] Российской Федерации данная проблема не нашла своего отражения .

Для современной России важен поиск и нахождение общенациональной идеи. Так, русский философ И. А. Ильин утверждал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущееона являет его духовное естество: и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего» [107. С. 19].

Поиск исторической правды, исторической истины стал в последние два десятилетия общегражданским явлением, охватившим все слои населения. Динамичный процесс распада Советского Союза, вызвав стрессовую ситуацию в области как индивидуального, так и общественного сознания породил, прежде всего, проблему самоидентификации. Сегодняшнее состояние общественного сознания формирует социальную потребность доказать закономерность современных событий.

Определенные сдвиги в историческом познании на рубеже 80−90-х гг. XX века, основанные на стремлении к национальной независимости, а затем и сам процесс обретения и развития независимости внесли определенные коррективы в восприятие собственной истории. Для современной России весьма актуальны названные проблемы. Среди факторов, оказывающих влияние на национальную безопасность нашей страны, можно выделить резкое уменьшение роли государственно-идеологического фактора и выдвижение на первый план проблем, связанных с усилением роли национально-культурных, национально-религиозных и национально-идеологических факторов.

Интенсификация конфликтных процессов в обществе способствует увеличению радикальных изменений, которые происходят в различных социальных структурах и могут приобретать глобальные масштабы. В результате их действия оказались разрушенными относительно эффективно функционировавшие в СССР политико-правовые и социально-институциональные механизмы, обеспечивавшие определенный уровень безопасности личности, общества и государства. Новой эффективно функционирующей системы национальной безопасности в сфере исторического познания и интерпретации прошлого пока нет. Более того, нет еще и глубокой, основательной теоретической проработки данных вопросов. Для возникновения стабильного общества в России требуется не только основательная реформа государства и социальной структуры. Чтобы будущее было успешным, требуется помимо определенного отношения к настоящему, — конечно же, бережное и объективное познание прошлого. Это, прежде всего, заключается в готовности проанализировать прошлое, а также взять на себя ответственность за то, что происходило.

Безуспешны попытки избавления от своего прошлого путем переписывания истории. Ведь происшедшее таким образом не изменить. Общество, не желающее осознать свое прошлое, обречено на повторение исторических ошибок и неспособно оценить положительный социальный опыт. Тем самым оно оказывается неспособным принять на себя ответственность за судьбы будущих поколений. Современное российское общество переживает сложный, переломный этап в своем развитии: возникает потребность обращения более пристального внимания к урокам, преподносимым историей. Глобальные проблемы современности могут быть решены при обращении к гуманистическим историческим ценностям. Убеждение в том, что «история ничему не учит», в реальности оказывается неактуальным. Историческое познание способно повлиять на существующий порядок вещей, направляя его в позитивное русло.

В данном исследовании впервые дается социально-философский анализ исторического познания, являющегося сферой национальной безопасности России. Теоретическая и общественно-практическая актуальность изучения проблемы исторического познания как сферы национальной безопасности России определила выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы.

Необходимо отметить, что изучением различных аспектов исторического познания и национальной безопасности занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. Философско-методологическая литература, посвященная осмыслению исторического познания в целом, а также отдельных теоретических и методологических аспектов этого явления, чрезвычайно многообразна.

Социальным и эпистемологическим факторам, влияющим на формирование методологии исторического познания, посвящены работы A.A. Богданова, H.A. Бердяева [25], Р. Ю. Виппера [47, 48], Л. П. Карсавина [133], A.C. Лаппо-Данилевского [165, 166], Г. В. Плеханова [222], П. А. Сорокина, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна [305] и др.

В отечественной социально-философской литературе была проведена серьезная исследовательская работа по комплексному рассмотрению данной проблематики. Начиная с конца 50-х гг. XX в. создаются обобщающие труды по философии и методологии истории, концентрирующие внимание на узловых проблемах теории исторического познания. В числе ученых, плодотворно работавших в этой сфере, можно назвать имена H.A. Ерофеева, Е. М. Жукова, Г. М. Иванова [102], В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, И.Д.

Ковальченко [140, 141], И. С. Кона [147], Э. Н. Лооне, Б. Г. Могильницкого [189, 190], Ю. В. Петрова, С. Л. Утченко и др.

Вне всяких сомнений, марксизм обогатил проблематику исторического познания, предложив к рассмотрению новые аспекты общественного и, прежде всего, социально-экономического развития. Главное же — он привнес в исторические науки принцип системности.

В отечественной философской литературе были проведены серьезные исследования по комплексному рассмотрению данной проблематики. Важное значение имеют исследования как советских, так и российских философов и историков, касающиеся принципиальных вопросов исторического познания: Г. А. Антипова [12], А. М. Гендина [58, 59], И. А. Гобозова, С. И. Гончарука, А .Я. Гуревича [76−80], П. К. Гречко, А. И. Данилова, Н. И. Дроздова [5, 88, 89], В. А. Ельчанинова [94, 95], Н. М. Есипчука, Р. И. Ивановой [103−105], Н. Г. Козина [151, 152], В. А. Колеватова [145], М. А. Кисселя [135], Б. Г. Могильницкого [189, 190], М. А. Розова, Н. С. Розова [238], К. В. Рубчевского [243−246], Ю. В. Павленко [215], А. С. Панарина [216], А. И. Панюкова [218, 219], В. Б. Устьянцева, А. С. Уйбо, В. К. Финна [291], В. Г. Федотовой, В. Ф. Шаповалова [148], Ю. А. Шичалина, А. К. Черненко, А. Л. Юрганова, К. В. Хвостовой и др.

Были проанализированы работы ряда западных исследователей, посвященные логико-теоретическим и методологическим проблемам исследования исторического прошлого: Ф. Р. Анкерсмита, Р. Арона [14−16], М. Блока [31], Болинброка, Виндельбанда, Х.-Г. Гадамера [55], В. Дильтея, Г. Зиммеля, Р.Дж. Коллингвуда [146], К. Маркса [177], А. Тойнби, П. Рикера, О. Шпенглера, О. Г. Эксле, Ф. Энгельса, С. Хантингтона, Л. Февра, К. Ясперса [309]. В трудах Г. Адамса, К. Беккера, Я. Буркхардта, Б. Кроче рассматривается специфика исторической реальности, а М Вебер [45], Г. Риккерт, Э. Трельч разрабатывали ценностную составляющую исторического процесса.

В современной отечественной философской литературе вопрос о природе исторического знания как равнодействующей всего сложнейшего комплекса объективных и субъективных факторов, рассматривается A.C. Ахиезером, П. В. Волобуевым, А .Я. Гуревичем, Н. С. Злобиным, А. Ф. Зотовым, И. Т. Касавиным, С. Э. Крапивенским, Н. И. Лапиным, В. М. Межуевым, H.H. Трубниковым.

В исследовании исторического познания можно выделить несколько подходов: гносеологический (В.П. Кохановский, А. И. Ракитов [234], А.К. Уледов), где историческое познание рассматривается только как гносеологический инструмент для познания прошлогоаксиологический (А.Л. Андреев, М. А. Барг [20−22], A.B. Гулыга [69−72], Ю. А. Левада [167]), оценивающий историческое познание и обусловленные им историческое сознание и самосознание как основу и механизм преемственности, как средство историко-культурной идентичностисоциологический (Л.М. Дробижева [87], A.M. Коршунов [149], A.A. Овсянников), акцентирующий внимание на социальной значимости исторического познания.

Кроме вышеобозначенных научных направлений, также следует обратить внимание на размышление над историческим познанием, которое часто обозначают как историософию. Историософский характер имеют работы H.A. Бердяева, Л. П. Карсавина, X. Ортеги-и-Гассета, Ф. Ницше, О. Шпенглера, С. Л. Франка, К. Ясперса.

Примером современного исследования гносеологических проблем отечественной истории является работы Н. М. Чуринова и в особенности монография «Совершенство и свобода», где рассматриваются особенности двух направлений научного познания: диалектического и метафизического, а также двух проектов науки [294−299].

Исследованию различных аспектов проблемы безопасности и национальной безопасности России посвящены работы Н. О. Лосского, В. В. Розанова, Т. Э. Шуберта [303], В. М. Мирошниченко [186], A.B. Возженикова [49], Е. Б. Бреевой [32], A.B. Вахромеева [44], С. Г. Кулешова и др.

Вместе с тем проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам исторического познания вообще и проблеме национальной безопасности России, в частности, позволяет сделать вывод о том, что отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению исторического познания именно как сферы национальной безопасности России, имеется рассогласование между значимостью проблемы и ее отражением в научной литературе.

Объектом исследования является историческое познание.

В качестве предмета исследования выступает историческое познание как сфера национальной безопасности России.

Учитывая все вышесказанное, обозначим цель и задачи работы.

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящего исследования — социально-философский анализ исторического познания как сферы национальной безопасности России.

В соответствии с поставленной целью в работе намечено выполнение следующих задач:

— изучить социально-философскую проблематику исторического познания, являющегося сферой национальной безопасности России;

— обосновать исследовательские методы, позволяющие при их использовании в историческом познании рассматривать его в качестве сферы национальной безопасности России;

— показать историческое познание как один из факторов, опосредованно детерминирующих политические процессы в обществе, что является значимым для сферы национальной безопасности Россиидоказать, что эвристическая мировоззренческая сущность исторического познания находит наиболее полное выражение в современной учебно-исторической литературе, что влияет на внутри и внешнеполитические аспекты национальной безопасности Россииустановить степень влияния исторического познания на формирование общенациональной идеи для современного российского общества;

— провести социально-философский анализ аксиологической сущности исторического познания в современных российских условиях, выявив степень ее влияния на включенность исторического познания в сферу национальной безопасности России.

Методология исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют положения и принципы диалектико-материалистического учения об обществе. Диссертационное исследование опирается на диалектический, системный, конкретно-исторический, социокультурный методы научного анализа. Были изучены и в ходе работы учтены положения исследований в области философии истории, исторического познания и методологии истории, социологии и социальной психологии, социальной и национальной безопасности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Определено, что историческое познание является сферой национальной безопасности России, явлением, включенным в область действия общественных отношений по обеспечению безопасности личности, общества и государства наряду с другими элементами данной сферы: военными, экономическими, политическими, социальными, духовно-культурными, отражающими структуру актуально существующего общественного бытия. Историческое познание входит в духовно-культурный элемент сферы национальной безопасности России и осуществляется на двух уровнях: теоретическом, или научном, и обыденно-практическом. Доказано, что оба уровня познания прошлого определяют его включенность в сферу национальной безопасности России. Без постижения и интерпретации прошлого — исторического познания — сфера национальной безопасности России будет неполной, так как имеется социальная детерминированность исторического познания: прошлое воспринимается через мировоззренческие установки настоящего, в том числе исходя из современных задач по обеспечению национальной безопасности России и прогноза возникновения возможных для нее угроз в будущем. Поэтому необходимо новое понимание предмета исторического исследования, заключенного в континуум прошлого, настоящего и будущего. Историческое познание — важная и актуальная социально-философская проблема, так как оно является сферой национальной безопасности России, обладая эвристической мировоззренческой сущностью, обеспечивающей должный уровень духовно-культурной защищенности от внутренних и внешних угроз личности, общества и государства. Важным отличием исторического познания от других частей сферы национальной безопасности России и его уникальностью является то, что оно познает социальную реальность, которая не относится к актуальному общественному бытию. Историческое познание не является сугубо теоретической частью сферы национальной безопасности России, так как обладает важным праксиологическим качеством и имеет тесную связь с общественной практикой по обеспечению национальной безопасности России.

2. Выявлено, что основанием для изучения исторического познания в качестве сферы национальной безопасности России будет, в том числе, и использование при познании прошлого определенных научных методов исследования, определяющих его сущностные свойства: диалектического, системного, реконструкции, историко-генетического и сравнительно-исторического. Особенно существенно, что в историческом познании диалектически соединяются логический и исторический подходы. Верифицируемые научные методы исследования исторического познания позволяют включать его в сферу национальной безопасности России. В результате их применения становится возможным не только объективное познание прошлого (гносеологическая сторона исторического познания), но и объективная социально-философская оценка и концептуализация познанных исторических фактов (социально-философская сторона исторического познания). Для методологии исторического познания как сферы национальной безопасности России свойственны следующие качества: диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, системный подход, основанный на целостности восприятия истории, единство случайности и необходимости, объективного и субъективного, принцип нелинейности, изменчивости. Методология исторического познания определяет его включенность в сферу национальной безопасности России.

3. Показана роль исторического познания как одного из элементов социального механизма, включающего в себя также историческое сознание, политическое сознание и идеологию, который опосредованно детерминирует политические процессы в обществе. Механизм находит выражение в следующем: получаемые результаты исторического познания (интерпретация исторических фактов и исторические концепции) участвуют в формировании исторического сознания общества, а оно оказывает влияние на такие формы общественного сознания, как идеология и политическое сознание, приводя к корректировке политики государства, социально-политическим и политико-идеологическим трансформациям в современном обществе. Эмпирическим подтверждением действия этого социального феномена являются как процессы, происходившие в Советском Союзе во второй половине 80-х-начале 90-х гг. XX века, так и в нынешней России. В силу этого историческое познание представляет собой сферу национальной безопасности России.

4. Доказано, что эвристическая мировоззренческая сущность исторического познания и вследствие этого его важная нравственно-воспитывающая составляющая находит наиболее полное выражение в современной учебно-исторической литературе, в свою очередь формируя нравственные и общественно-политические взгляды нового поколения, определяя его жизнедеятельность в будущем. Мировоззренческая сущность исторического познания детерминирует процесс создания учебных вариантов национальных историй государств на постсоветском пространстве, что является особым способом переосмысления места и роли локальных этнических культур в прошлом и настоящем, показывает влияние данной литературы на внутри и внешнеполитические аспекты национальной безопасности России. В целом изображение истории в учебной литературе выступает в качестве особого социально-политического и идеологического явления, оказывающего важное влияние на социализацию нового поколения через формирование его исторического сознания путем получения и овладения им историческими знаниямидетерминирующего будущие общественные отношения и тем самым способствующего обеспечению национальной безопасности России как в настоящем, так и в будущем.

5. Определено, что историческое познание может стать смыслообразующей основой для формулирования общенациональной идеи, способной консолидировать современное российское общество, обозначить общественный идеал для будущего развития российского социума. Это произойдет на основе познания ценностной сущности прошлого, его гуманистической составляющей, позволит сохранить социальную стабильность, устойчивость к внутриполитическим потрясениям, обеспечит надежную защиту национальных интересов и целей. В этом случае историческое познание выполняет важную внутриполитическую функцию обеспечения национальной безопасности России. Историческое познание способно предотвратить межэтническую напряженность и внутренний сепаратизм, так как при истинном и объективном осмыслении опыта прошлого ценность и значимость добрососедских отношений и интеграционных связей между народами и государствами на постсоветском пространстве становится очевидной.

6. Установлена и доказана аксиологическая сущность исторического познания в современных российских условиях как имманентного ему качества, определяющего национальные ценности, которые находят актуальное социально-политическое выражение в национальных интересах и далее конкретизируются в национальных целях, что определяет историческое познание как сферу национальной безопасности России.

Практическая значимость диссертационной работы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для решения насущных и актуальных проблем национальной безопасности России:

— осознания современным российским обществом своей культурно-исторической идентичности и определению им своего места в общемировом сообществе в соответствии с новыми reoи внешнеполитическими реалиями;

— укрепления исторической и национальной памяти российского народа;

— сохранения преемственности в современном историческом познании в условиях социокультурного кризиса современного российского общества.

Результаты, полученные при изучении исторического познания как сферы национальной безопасности России, могут быть использованы для разработки и преподавания спецкурсов: «Методология исторического познания», «Философия истории», «Влияние исторического познания на национальную безопасность современной России», «Основы современной геополитики», а также применяться в качестве научно-творческих заданий при проведении таких учебных курсов, как «Философия», «Социальная философия», «Отечественная история», «Всеобщая история», «Социология», «Политология», «Культурология».

Материал диссертации может являться теоретической основой для новых исследований по историческому познанию, философии и методологии истории, национальной безопасности России, закономерностей развития отечественной социально-философской и социально-исторической мысли. Полученные выводы позволяют достоверно и объективно рассматривать историческое познание в условиях современного времени как духовно-культурную составляющую сферы национальной безопасности России.

Апробация работы.

Научные результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе (лекции, семинарские и практические занятия) Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск). Содержание данного исследования было прослушано и обсуждено на расширенном заседании кафедры философии Сибирского юридического института МВД России (Красноярск, ноябрь 2005 г.), давшей положительное заключение и рекомендовавшей работу к защите. Также диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (Красноярск, март 2006 г.), где была одобрена и рекомендована к защите.

Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских и вузовских научных конференциях: на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2004 г., февраль 2005 г.), на международной научной конференции «Молодежьбудущее цивилизации» (Санкт-Петербург, ноябрь 2005 г.), на всероссийской научной конференции «Молодежь и наука — третье тысячелетие» (Красноярск, декабрь 2004 г., декабрь 2005 г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Региональные социологические школы в начале XXI века» (Красноярск, март 2004 г.), на межрегиональной научной конференции «Интеллект-2004» (Красноярск, май 2004 г.), на межвузовской научной конференции «Великая Отечественная война 1941;1945 гг.: 60 лет Победы» (Красноярск, апрель 2005 г.), на межвузовской научной конференции «Молодежь, наука и цивилизация» (Красноярск, апрель 2004 г.), а также на научно-методической конференции профессорскопреподавательского состава СибЮИ МВД России (Красноярск, ноябрь 2004 г.).

Структура и объем диссертационного исследования.

Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединенных в шесть параграфов, заключения, а также списка цитируемой и использованной литературы.

1. Историческая память: преемственность и трансформации («круглый стол») [Текст] СОЦИС- 2002. 8. 76−85.

2. Историческое образование в России: состояние и проблемы. Материалы «круглого стола» [Текст] Иовая и новейшая история.- 2000. 5. 68−86.

3. История Адыгеи [Текст] Учебник для 10−11 кл. Утвержд. Мин. Обр. Республ. Адыгея.- Майкоп, 1992. 283 с.

4. История Украины [Текст] на укр. яз. Под ред. В. А. Смолия. Учебное пособие. Рекомендован Министерством образования Украины. Киев, 1997.-397С. Иб. История Украины Интервью заведующего дисциплина государственная истории Украины [Текст] Донецкого кафедрой государственного университета Р. Д. Ляха. На укр. яз. Урядовый курьер.1998.-11 липня. 1 П. История Беларуси: вопросы и ответы [Текст]. — Минск. 1993. 174 с.

5. История Отечества. Часть П. Середина XIX в.-конец XX в. [Текст] /Учебное пособие.- Уфа, 1995. 179 с.

6. История и сталинизм [Текст] Сост. А. Н. Мерцалов. М.: Политиздат, 1991. 448 с.

7. Источниковедение: теоретические и методологические проблемы [Текст]. Сборник статей. М., 1969 511 с.

8. Исхаков, Суверенный Д. М. Современный национализм татар Документы. Материалы. Хроника. [Текст] Том IL Татарстан. Современный национализм татар автор-составитель Д. М. Исхаков. Под ред. М. П. Губогло.- М., 1998; 264 с.

9. Иосиф Сталин-Лаврентию Берия: «Их надо депортировать Документы, факты, комментарии [Текст] [Авт. вступ. статьи, состав., авт. послеслов. П.Ф. Бугай]. — М., 1992.-317 с. 123 .Как писать татарскую историю? О концептуальных проблемах подготовки истории татарского народа [Текст] Идеал.-1996.-№ 3.-С.26−34. 10. Калашников, В. Д. Субъективные факторы м объективные условия устойчивого развития общества: Теория и история: Монография [Текст] В.Д. КалашниковПод науч. ред. Н.М. ЧуриновСибГАУ. 2-е изд.- перераб. И доп. Красноярск, 2003. 320 с.

11. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане [Текст] Кант, И. Критика способности суждения И. Кантвст. ст. Перова Ю.В.- СПб.: Наука, 1995. 421−435.

12. Кант, И. Критика способности суждения [Текст] Кант, И. Критика способности суждения И. Кантвст. ст. Перова Ю.В.- СПб.: Паука, 1995.-С. 113−394.

13. Кант, И. Предполагаемое начало человеческой истории [Текст] Кант, И. Собрание сочинений. В 8 т. Т.

14. Статьи. Лекции. Письма И. Кантпод общ. ред. А. В. Гулыги.- М.: Чоро, 1994. 72−88. (Мировая философская мысль).

15. Кант, И. Рецензии на книгу И. Г. Гердера «Щей к философии истории человечества» [Текст] Кант, И. Собрание сочинений. В 8 т. Т.

16. Статьи. Лекции. Письма И. Кантпод общ. ред. А. В. Гулыги.- М.: Чоро, 1994. 38−62. (Мировая философская мысль).

17. Кантор К. М. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. Т.1: Общие проблемы" [Текст] К. М. Кантор. М.: Языки славянской культуры, 2000. 904 с. 13О. Каримуллин, Абрар Татары: этнос и этноним [Текст] Абрар Каримуллин.-Казань. 1998. 185 с.

18. Карлов, В. В. Заметки на «мосту между прошлым и будущим», или историческое сознание этноса как феномен и объект изучения [Текст] /В.В. Карлов Этнографическое обозрение.- 2004. JT 2. 3−20. S".

19. Карлова, О. А. Миф и мифологическое сознание: Гносеологические и онтологические основания [Текст] автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.01 Карлова Ольга Анатольевна.- Красноярск, 2001. 43 с.

20. Карсавин, Л. П. Философия истории [Текст] Л. П. Карсавин. СПб.: Комплект, 1993 352 с. (Памятники религиозно-философской мысли нового времени).

21. Киселев, СП. Размышляя о Крыме и геополитике [Текст] СП. Киселев, П. В. Киселева.- Симферополь, 1994. 189 с.

22. Киссель, М. А. Историческое сознание и нравственность [Текст] М. А. Киссель.- М.: Знание, 1990. 64 с (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика», 3).

23. Кильчицкий, М. Абсурд. Кто ссорит Киев и Москву [Текст] М. Кильчицкий День. 1992. J 1. январь. 14−25. V.

24. Кессиди, Ф. Х. Философия истории Фукидида и современность [Текст] Ф. Х. Кессиди Вопросы философии. 2005. № 7. 123−135. 13.

25. Ковал ев, A.M. Еще раз о формационном и цивилизованном подходах [Текст] A.M. Ковалев Общественные науки и современность. 1996. .№ 1. 97−109.

26. Коваль, М. В. История Украины [Текст] М. В. Коваль, С В Кульчицкий, Ю. А. Курносов, В. Г. Сарбей Пробное учебное пособие для 1011 кл. средней школы. Допущено Министерством народного образования Украины. Перевод с укр.- Киев, 1991.-248 с.

27. Ковал ьченко, И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах [Текст] И. Д. Ковальченко Повая и новейшая история. М., 1995 JV21. с. 94 119.

28. Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования [Текст] И.Д. КовальченкоОтделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп. М.: Паука, 2003.-486 с ил.

29. Ковкель, И. И. История Беларуси. Учебное пособие по истории Беларуси для слушателей отделения доуниверситетской подготовки в 3-х частях. Часть 2. 1861−1917 [Текст] И. И. Ковкель.- Гродно. 1997. 173 с. ИЗ. Кожинов, В. В. Победы и беды России: Русская культура как порождение истории [Текст] /В.В. Кожинов.- М.: Алгоритм, 2000. 448 с (История России. Современный взгляд).

30. Козлов, В. А. Российский посткоммунистический синдром: «разрушенное прошлое» и кризис советской идентичности [Текст] В. А. Козлов Общественные науки и современность.- 2003. J f 4. 81−97. So.

31. Коршунов, A.M. Творчество и отражение в историческом познании [Текст] A.M. Коршунов, В. Ф. Шаповалов.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.-192 с.

32. Коршунов, A.M. Диалектика социального познания [Текст] A.M. Коршунов, В. В. Мантатов. М.: Политиздат, 1988. 383 с. 150. КОЛОСОВ, В. Перспективы российско-украинских отношений [Текст] В. Колосов Пезависимая газета. 1997, 13 февраля.

33. Козин, П. Г. Познание и историческая наука. (Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука) [Текст] П. Г. Козин. Издательство Саратовского университета. Саратов, 1980. 150 с. 152. КОЗИН, П. Г. Бегство от России. К логике исторических потрясений России в XX веке [Текст] П. Г. Козин.- Саратов, 1996. 285 с. 153. КОНТ, О. Курс положительной философии. В 6-ти томах [Текст] О. Конт. СПб: Посредник, 1900. Т. 1. 302 с.

34. Костомаров, П. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В III кн. Репринтное воспроизведение издания 18 731 886 гг. [Текст] П. И. Костомаров. М., 1990;92.

35. Костомаров, П. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 4 т. Т. 1. [Текст] П. И. Костомароввступ. ст. А.Ф.

36. Косолапов, В. В. Методология и логика исторического исследования [Текст] В. В. Косолапов. Киев, 1977. 356 с. 157. КОЯЛОВИЧ, М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям [Текст] М. О. Коялович.- Минск: Лучи Софии, 1997.-688 с.

38. Кугультинов, Д. Чувство хозяина жизни [Текст] Д. Кугультинов Советская Калмыкия.- 1988. 27 августа.

39. Кузнецов, В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание [Текст] В. Г. Кузнецов. М., 1991.

40. Кульчицкий, История Украины [Текст] Кульчицкий, Ю. Курносов, М. Коваль Пробный учебник для 10−11 кл. средней школы. Часть.

41. Перевод с укр. Допущено Министерством образования Украины.- Киев, 1994.-226 с.

42. Кульшарипов, автономной советской М.М.

43. Валидов республики и образование Башкирской гг.) [Текст] М.М. (1917;1920 Кульшарипов.- Уфа, 1992. 218 с.

44. Курс зарубежной истории (1900;1922). Первая мировая война [Текст] 1стор1я в школ! 1996. 3. 15−26.

45. Ламберг-Карловски, К., Саблов, Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика [Текст] К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов. Пер. с англ. М., 1997. 378 с.

46. Лаппо-Данилевский, А. С. Методология истории: В 2-х вып [Текст] А.С. Лаппо-Данилевский. СПб., 1910;13. 175 с.

47. Лаппо-Данилевский, А. С. Методология истории. Теория исторического познания. Вып. 2 [Текст] А.С. Лаппо-Данилевский. СПб, 1913.-99 с.

48. Левада, Ю. А. Историческое сознание и научный метод [Текст] Ю. А. Левада Философские проблемы исторической науки отв. ред. А. В. Гулыга, Ю. А. Левада.- М.: Наука, 1969. 186−224.

49. Левинсон, А. Г. Массовые представления об «исторических личностях» [Текст] А. Г. Левинсон Одиссей.-1996. 252−267.

50. Лики войны [Текст]: Сборн. Докум. По истории Кабар.-Балкар. В Великой Отечеств, войне.- Нальчик, 1996. 275 с. 17О. Лихачев, Д. С. Нельзя уйти от самих себя… Историческое самосознание и культура России [Текст] Д. С. Лихачев Новый мир.- 1994.№ 6.-С. 113−120. 171. Л0КК, Дж. Сочинения: В 3-х т [Текст] Дж. Локк. М.: Мысль, 1988.-Т. 3.-437 с.

51. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Статьи по семиотике и типологии культуры. Т. 1 [Текст] Ю. М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.

52. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] Ю. М. Лотман.- -Петербург: «ИскусствоСПб», 2004. 704. 174. ЛОЙКО, Т.В.

Введение

.

53. Лукашенко, А. Г. Союз от Бреста до Владивостока [Текст] А. Г. Лукашенко Советская Россия.-1997.-13 мая.

54. Лукиан. Как следует писать историю [Текст] Лукиан. Избранное Лукианпер. с древнегреч.- сост., предисл. И. Наховакоммент. И. Нахова и Ю. Шульца.- М.: Терра, 1996. 411−430. (Сокровища мировой литературы).

55. Маркс, К. Избранные письма [Текст] К. Маркс, Ф. ЭнгельсМ.: Госполитиздат, 1953. 536 с.

56. Марш ветеранов Ваффен СС в Риге Красноярский рабочий.2005.-18 марта. 179. Маг1инецкий, механика" [Текст] Г. Г. Г. Г. Нелинейная Малинецкий динамика и «историческая науки и Общественные современность (ОНС). 1997. Хо2. 97 119. 57. Малиновская, Е. Предупреждение межнациональных конфликтов цель и средство государственного строительства на Украине: законодательная и административная практика [Текст] Е. Малиновская этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн.

58. Россия. Украина. Белоруссия.- М., 1997. 126−134.

59. Марков, Ю. Г. Функциональный подход в современном научном нознании [Текст] Ю. Г. Марков. Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1982.-225 с.

60. Материалы парламентских слушаний «О положении русского языка, культуры и образования в государствах-участниках СНГ и Балтии и мерах по их поддержке со стороны государственных органов и общественности Российской Федерации» 21 октября 1997 года [Текст] М., 1997.-78 с.

61. Межвузовская конференция по проблемам методологии истории [Текст] Отечественная история.- 1996. JT 6. 206−209. So 184. МИЛЮКОВ, Н. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-тт [Текст] Н. Н. Милюков М., 1993;95.

62. Мильдон, В.Н. «Земля» и «небо» исторического сознания [Текст] В. Н. Мильдон Вопросы философии.-1992. 5. 87−99.

63. Мирошниченко, В. М. Организация управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Текст] В. М. Мирощниченко. М 2002. 189 с.

64. Мишле, Ж. Народ [Текст] Ж. Мищле. М.: Наука, 1965. 207 с.

65. Учебник для средн. общеобраз. школ, гимназий, лицеев. Часть 1. [Текст] 3.

66. Мифтахов, Д. Ш. Мухамадеева. Рекоменд. Мин. Обр. Республ. Татарстан.- Казань, 1995. 238 с.

67. Могильницкий, Б.Г.

Введение

.

68. Могильницкий, Б. Г. Историческая наука и историческое сознание на рубеже веков [Текст] Б. Г. Могильницкий Историческая наука на рубеже веков: материалы Всероссийской конференции. Том.

69. Томский гос. ун-тотв. ред. Б. Г. Могильницкий.- Томск, 1999. 5−17.

70. Мониторинг «Кому Вы доверили бы вывести Россию из кризисного состояния?» [Текст] //Рубежи.-1995.-№ 2.-С.157.

71. Мучник, В. М. Историописание в XX веке между наукой и мифотворчеством [Текст] В. М. Мучник Историческая наука на рубеже веков: материалы Всероссийской конференции. Том.

72. Томский гос. ун-тотв. ред. Б. Г. Могильницкий.- Томск, 1999. 175−186.

73. Мясников, В. А. Историческая беллетристика: спрос и предложение [Текст] В. А. Мясников Новый мир.- 2002. 4. 147−155.

74. Назаретян, А. П. Синергетика в гуманитарном знании: Предварительные итоги [Текст] А. П. Назаретян Общественные науки и современность (ОПС). 1997. .№ 2. 92−96.

75. Нармаев, М. Весна возрождения [Текст] М. Иармаев Советская Калмыкия.- 1988. 8 ноября.

76. Нарский, И. С. Очерки по истории позитивизма [Текст] И. С. Нарский. МГУ, 1960. 200 с.

77. Наше Отечество. Опыт политической истории [Текст]. М., 1991. Т. 2.-546 с.

78. Николаев, Валерий «Русский бунт» в Адыгее [Текст] Валерий Николаев Пезависимая газета.- 1998. 8 декабря.

79. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни [Текст] Ницше, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Ф. Ницшепер. с нем.- вступ. ст., сост. и примеч.

80. Независимая газ.- 1998. 22 октября [Текст].

81. Новикова, Л. Г. Стереотины исторического самосознания (по материалам межрегионального исследования) [Текст] Л. Г. Новикова, А. А. Овсянников, Д. Г. Ротман СОЦИС- 1989. 5. 3−12.

82. Общественное сознание и его формы: сборник статей [Текст] предисл. и общ. ред. В. И. Толстых.- М.: Политиздат, 1986. 367 с.

83. Остапенко, Л. В. Некоторые проблемы русских в ближней зарубежье: миграция, занятость, конфликты [Текст] Л. В. Остапенко, И. А. Субботина Российский этнограф.-1993.-№ 2.-С.17−25. 212.0т редакции [Текст] Рубежи.-1995.-№ 1.-С.4−5.

84. Очерки истории Беларуси в 2-х частях. Часть 1. [Текст] На белорус, яз. Рекомендовано Министерством образования республики Беларусь для студентов вузов.- Минск, 1994. 247 с.

85. Очерки истории Беларуси в 2-х частях. Часть 2. [Текст] На белорус, яз. Рекомендовано Министерством образования республики Беларусь для студентов вузов.- Минск, 1995. 420−487.

86. Павленко, Ю. В. Альтернативные подходы к осмыслению истории и проблема их синтеза [Текст] Ю. В. Навленко Философия и общество. 1997 № 3. с- 130−138.

87. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире [Текст] А. С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. 496 с.

88. Паникин, А. Б. Дорогой памяти [Путешествие на «Поезде памяти» по местам депортации калмыцкого народа в 1943;1956 гг.]. [Текст] А. Б. Паникин, В. Б. Папуев.- Элиста, 1994. 179 с.

89. Панюков, А. И. Историческое сознание и отечественная социальная философия [Текст] /А.И. Панюков.-Красноярск: РИО КГПУ, 1999.-356 с.

90. Панюков, А.И. Социально-философское исследование исторического сознания (на материалах отечественной общественной мысли) [Текст]: автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11 Панюков Александр Иванович.- Новосибирск, 1999. 35 с.

91. Пивоваров, Ю. Русская система [Текст] Ю. Пивоваров, А. Фурсов //Рубежи. 1995.-№ 1.-С. 51−53.

92. Плеханов, Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю [Текст] Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. Т. 1. Г. В. Плеханов.- М.: Госполитиздат, 1956. 507−730.

93. Покровский, М. П. Русская история в самом сжатом очерке [Текст] М. П. Покровский. М., 1993. 544 с.

94. Полевой, Н. А. История русского народа. Историческая энциклопедия. В 3 т. Т. 1. [Текст] П. А. Полевой.- М.: Вече, 1997. 640 с (История Отечества).

95. Поляков, Ю. А. Наше непредсказуемое прошлое. Полемические заметки [Текст] Ю. А. Поляков. М.: АИРО XX, 1995. 216 с.

96. Поляков, Ю. А. Почему история нас не учит? [Текст] Ю. А. Поляков Вопросы истории.- 2001. 2. 20−31. 227. ПОЛЯНСКИЙ, B.C. Историческая память в этническом самосознании народов [Текст] B.C. Полянский СОЦИС-1999. 3. 11−20.

97. Постнова, В. О праве народа на историю [Текст] В. Постнова Независимая газ.-1996.-29 мая. 229. ПОПОВ, СИ. О переоценке ценностей в историческом сознании. Методологические аспекты [Текст] СИ. Попов Политическое образование.- 1989. 2. 38−44.

98. Проблемы общественного сознания: сборник статей [Текст] Томский гос. ун-тпод ред. Н. И. Подгорных.- Томск, 1983.-165 с.

99. Преображенский, А. А. Во славу Отечества: (Патриотические традиции русского народа) [Текст] А. А. Преображенский. М.: Знание, 1989. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История" — 5).

100. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Перевод с англ. [Текст] И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986.-432 с.

101. Ракитов, А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход [Текст] А. И. Ракитов.- М.: Политиздат, 1982. 303 с.

102. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. Под ред. Гессен [Текст] Г. Риккерт. СПб.: Образование, 1911. 196 с.

103. Репина, Л. П. Историческая память и современная историография [Текст] Л. П. Репина Новая и новейшая история.- 2004. N" 5. 39−51.

104. Репина, Л. П. История исторического знания: пособие для вузов [Текст] Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова.- М.: Дрофа, 2004. 288 с. 238. РОЗОВ, П. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера [Текст] Н. С. Розов Вопросы философии. 1995. JSr2l2. 54−65.

105. Россия в поисках идеи. Анализ прессы [Текст]. -М., 1997.-217 с.

106. Российская идентичность в условиях трансформации [Текст]: опыт социол. анализа [отв. ред. М.к. Горшков, Н.Е. Тихонова]. М.: Наука, 2005. -396 с.

107. Россия и страны Ближнего Зарубежья [Текст]. История и современность. М., 1995. 284 с. 242. РОССИЯ и Украина [Текст]: история взаимоотношений.- М., 1997.169 с.

108. Рубчевский, молодежи К. В. Развитие ценностных ориентации учащейся направление социализации в современном как важнейшее обществе [Текст]. Монография К. В. Рубчевский Красноярск, 2001. 163с.

109. Рубчевский, К. В. Социализация личности (социально-философский аспект) [Текст]. Монография К. В. Рубчевский Красноярск, 2002. 204с.

110. Рубчевский, К. В. Общество и человек: феномен социализации личности на рубеже второго и третьего тысячелетий: Монография [Текст].

111. Рубчевский, К. В. Проблема институциональной социализации [Текст]. Монография К. В. Рубчевский. Красноярск: СПбИВЭСЭП, 2003. 196с.

112. Румянцева, М. Ф. Историческое сознание и историческая наука в ситуации постмодерна [Текст] М. Ф. Румянцева Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания.- М., 2002. 41−51.

113. Рыбаков, Б. А. История и перестройка [Текст] Б. А. Рыбаков.- М.: Книга, 1989.-79 с.

114. Савельева, И. М. Знание о прошлом: теория и история. В 2 т. Т.

115. Конструирование прошлого [Текст] И. М. Савельева, А. В. Полетаев.- СПб.: Наука, 2003. 632 с.

116. Садовский, В. И. Проблемы методологии дедуктивной теории [Текст] В. И. Садовский Вопросы философии. 1964. № 3. 27−35.

117. Садовский, В. И. Основания обш-ей теории систем. Логикометодологический анализ [Текст] В. И. Садовский. М., 1974. 279 с.

118. Сафин, Ф. Принципы этнополитического развития Баршортостана (1988;1993 гг.) [Текст] Ф. Сафин.- М., 1997. -С. 232−372.

119. Свидерска, В. История Украины XX столетия в вопросах и ответах [Текст] В. Свидерска, М. Панькив, Батиг Ответы на экзаменационные билеты для И классов дневных и вечерних общеобразовательных учебновоспитательных учреждений.- Тернополь, 1997. 242 с.

120. Синицына, К. Р. История Татарстана и татарского народа. Часть 2 (вторая половина XVI—XVIII вв.) [Текст] К. Р. Синицына Учебн. Пособ. Для средн. общеобр. школ, гимназий, лицеев. Рекомендовано Мин. обр. Республ. Татарстан.- Казань, 1995. 162 с.

121. Смолин, М.Б. «Украинский туман должен рассеяться и русское солнце взойдет». Украинофильство в России. Идеология национального.

122. Семенов, Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) [Текст] Ю. И. Семенов.- М.: Современные тетради, 2003. 776 с.

123. Сергеев, Н. Анатомия союза России и Белоруссии [Текст] Н. Сергеев, А. Фадеев Содружество-НГ.-1998.-№ 8.-август.

124. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х годов [Текст]. Под ред. Ю. А. Левады.- М., 1993. 363 с.

125. Согрин, В.В. К новому историческому сознанию [Текст] В. В. Согрин Общественные науки.-1989. 3. 93−103. 260. СОКОЛОВ, В. За оскорбление «Ваффен СС» в Риге сажают на скамью подсудимых [Текст] В. Соколов Независимая газета.-1998.-18 марта.

126. Соколов, В. Шествие легионеров СС в Таллинне заменят на торжественное собрание [Текст] В. Соколов Независимая газета.-1998.-11 июля.

127. Солдатова, Г. У. Нсихология межэтнической напряженности [Текст] Г. У. Солдатова.- М., 1998. 284 с.

128. Соловьев, B.C. Соч.: в 2-х тт. [Текст] B.C. Соловьев. М., 1988.

129. Султанбеков, Б. Разгром «националов» действие второе [Текст] Б. Султанбеков Татарстан. Общественно-политический и теоретический журнал.-Казань.-1993.-№ 2,3,6.

130. Сыромятников, Б. И. Основные моменты развития исторической мысли [Текст] Б. И. Сыромятников Россия и современный мир.- 2003. Ш 2.-С. 176−202.

131. Тагиров, И. Р. Дорогой свободы и братства [Текст] И. Р. Тагиров. Казань, 1987.-194С.

132. Тощенко, Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния [Текст] Ж. Т. Тощенко Новая и новейшая история.- 2000. Х2 4. 3−14.

133. Тимошенко, В. Националист это настоящий патриот [Текст] В. Тимошенко Независимое военное обозрение. 1997. 10, октябрь.

134. Тишков, В. РТдентичность и культурные границы [Текст] В. Тишков Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

135. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. Сборник. Перевод с англ. Сост. А. П. Огурцов [Текст] А.Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991. 736 с.

136. Трубайчук, А. Михаил Грушевский и истоки украинской государственности [Текст] А. Трубайчук Icтopiя в школ! 1996. 1. 36.

137. Турченко, Ф. Г. Новейшая история Украины. Часть вторая (19 451 995) [Текст] Ф. Г. Турченко, П. П. Панченко, С М Тимченко. 11 кл. На русск. яз. Допущено Министерством образования Украины как учебник для учащихся общеобразовательных школ.- Киев. 1995. 279 с.

138. Тюхтин, B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подход [Текст] B.C. Тюхтин. М.: Наука, 1972.-256 с.

139. Улманис, Г. Недоверие между Москвой и Ригой исчезнет [Текст] Г. Улманис Независимая газета.-1998.-29 декабря.

140. Уколова, В. И. Исторические судьбы познания истории [Текст] В. И. Уколова Проблемы исторического познания. Материалы международной конференции редкол.: Г. Н. Севостьянов (отв. ред.) [и др.]. М.: Наука, 1999.-С. 178−184.

141. Украина: вторая половина XX столетия. Очерки истории [Текст] На укр. яз. Рекомендовано Министерством образования Украины для использования в учебном процессе.- Киев. 1997. 269 с.

142. Утенков, В. М. Об историческом сознании студенческой молодежи [Текст] В. М. Утенков, А. С. Закалин Социс- 2000. 6. 119−122.

143. Управление системой образования [Текст] Проблемы и решения. Материалы Коллегии Министерства образования РФ в 1995/ 1996 учебном году.-М., 1996.-183 с.

144. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. Часть 1. [Текст] Р. Г. Фахрутдинов Учебн. для средн. общеобр. школ, гимназий, лицеев. Утверждено Мин. Обр. Республ. Татарстан.- Казань, 1995. 217 с.

145. Федюкин, В. П. Некоторые ценностные аспекты предмета исторического сознания [Текст] В. Н. Федюкин Ценностные аспекты общественного сознания: межвуз. сб. науч. ст. Алтайский гос. ун-тотв. ред. В. А. Ельчанинов [и др.]. — Барнаул, 1990. 11−21.

146. Федосеев, П. Н. Нстория и социология. (Доклад академиков Н. Н. Федосеева и Ю. Н. Францева «О разработке методологических вопросов истории») [Текст] /Н.Н. Федосеев, Ю. Н. Францев.- М.: Наука, 1964.-341 с.

147. Феоктистов, А. Русские, казахи и Алтай [Текст] А. Феоктистов. Москва-Усть-Каменогорск. 1992. 67 с.

148. Ферро, Марк Как рассказывают историю детям в разных странах мира [Текст] Марк Ферро.- М., 1997. 137 с.

149. Философский энциклопедический словарь.- М.: ННФРА-М, 2003.576 с.

150. Флоровский, Г. Догмат и история [Текст] Г. Флоровский.- М., 1997;214 с. 287. ФОМИН, Русский вопрос и будущее России [Текст] Фомин Москва.-1996.-№ 6.-С. 119−127.

151. Французова, Н. П. Исторический метод в научном познании (вонросы методологии и логики исторического исследования) [Текст] Н. П. Французова. М.: Мысль, 1972. 303 с.

152. Хамчиев, Султан Хронология истории ингушского народа [Текст] Султан Хамчиев.- Саратов, 1996. 176 с. 29О. Хайдеггер, М. Бытие и время. Пер с нем. [Текст] М. Хайдеггер. М., 1997.-324 с.

153. Хвостова, К. В. Гносеологические и логические проблемы исторической науки [Текст] /Учебное пособие для ВУЗов К. В. Хвостова, В. К. Финн. М Наука, 1995. 176 с. 292. ЦИПКО, А. Хотят ли великороссы войны. О цене и последствиях реваншистской риторики на севастопольскую тему [Текст] А. Ципко НГСценарии. Приложение к «Независимой газете».-1996.-№ 9.

154. Чешков, М. А. Мироцелостность и история [Текст] М. А. Чешков Вопросы истории. 1995. № 2. 28−36.

155. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода [Текст] Философские очерки. 2-е изд., доп. Н. М. Чуринов. СЖУП, Красноярск, 2003. 515 с.

156. Чуринов, Н. М. Об идеологической культуре [Текст] Н. М. Чуринов Теория и история. 2003. .№ 2. 3−10.

157. Чуринов, Н.М. О государстве и идеологии [Текст] Н. М. Чуринов Теория и история. 2003. ЯоЗ. 3−15.

158. Чуринов, Н. М. Об идеологии и религии в гражданском обществе [Текст] Н. М. Чуринов Теория и история. 2004. № 1 (4). 3−11.

159. Чуринов, Н. М. Историческая идеология и историческое сознание [Текст] Н. М. Чуринов Теория и история. 2004. № 2 (5). 3−11.

160. Чуринов, Н. М. Идеология, теоретическая строгость и «европейское умственное иго» [Текст] Н. М. Чуринов Теория и история, 2005, J f 1 (6), N o 5−16.

161. Шереги, Ф. Э. Историческое сознание россиян [Текст] Ф. Э. Шереги Вестник РАН.- 1999. том 69. 4. 321−326. ЗО.

162. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] Авт. вступ. Статьи А. Н. Дубнов О. Шпенглер. Новосибирск: СО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993.-592 с. ЗОЗ. Шуберт, Т. Э. Национальная безопасность России: конституционноправовые аспекты [Текст] Т. Э. Шуберт. М., 2001. 114 с.

163. Экономическая и национальная безопасность [Текст] Учебник для вузов Под ред. Олейникова Е. А. Е. А. Олейников. М., 2004. 87 с. ЗО.

164. Эрн, В. Ф. Борьба за Логос [Текст] //Эрн, В. Ф. Соч В.Ф. Эрн.- М., 1991.-296 с. ЗОб. Юдин, В. А. Человек. История. Память [Текст] В. А. Юдин.- М.: Современник, 1990.-255 с. ЗО.

165. Юлдашбаев, A.M. Историк, вошедший в историю (политическая и научная деятельность профессора Стамбульского университета Ахметзаки Валиди Туган) [Текст] A.M. Юлдашбаев.- Уфа. 1992. 184 с. ЗО.

166. Юлдашбаев, Б. Х. Новейшая история Башкортостана [Текст] Б, Х. Юлдашбаев Для учителей. Утверждено Мин. Народ. Образов. Респ. Башкортостан.- Уфа. 1995. с. 18−21.

167. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель [Текст] //Ясперс, К. Смысл и назначение истории К. Ясперспер. с нем.- М.: Политиздат, 1991. 28 286. (Мыслители XX века). ЗЮ. Яушев, К. Кто там шагает правой [Текст] К. Яушев Вечерняя Уфа.- 1992. 24 февраля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой