Древнерусская иконопись
Существует множество прекрасных икон XV века, относительно которых до сих пор известно, какой школе они принадлежат. Таковы две иконы «Снятие со креста» и «Положение во гроб». В своем препочтении к киновари и к теплым тонам их создатель обнаруживает известную близость к Новгороду. Но он решительно сходит от понимания цвета как расцветки, раскраски рисунка. Мастер достигает синтеза народной… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
- 1. 1. Русское церковное искусство
- 1. 2. Из истории древнерусской иконописи: XV—XVI вв.
- ГЛАВА II. КРАСКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
- ГЛАВА III. ДРАГОЦЕННЫЙ УБОР ДРЕВНЕРУССКИХ ИКОН
- 3. 1. Происхождение убора иконы и богословие IV—X вв.еков
- 3. 2. Морфология убора иконы
- 3. 3. Украшенные иконы в древнерусских текстах
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
Актуальность исследования. Древнерусская иконопись — выдающееся явление мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России. Начиная с X века — времени принятия Русью христианства в качестве государственной религии — тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочисленных последователей христианского учения — проповедников, аскетов — монахов и мучеников за веру. Древнейшие центры искусства — Киев, Владимир, Новгород, Псков, Тверь, Москва — оставили нам бесконечное разнообразие местных памятников живописи XI—XV вв.еков, главным образом икон, порой весьма различных по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам. Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского государства под эгидой Москвы, привело в XVI—XVII вв.еках к сложению целостного национального художественного канона, воплотившегося в древнерусской иконе, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и позднее — в XVIII—XIX вв.еках, став с начала ХХ столетия объектом многочисленных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной системы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечеловеческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.
Изучение древнерусских икон привело к значительным достижениям в отечественной науке об искусстве. В наши дни исследуются не только стилистическое своеобразие и технико-технологические особенности икон, но также их образное содержание; памятники рассматриваются в широком художественном, богословском и историческом контекстах. Однако ныне икона как объект профессионального анализа историка искусства или религиозного философа — это прежде всего исполненное красками изображение. Немногие дошедшие до нас древние части драгоценного убора храмовой или домовой иконы -оклад и подвесные украшения, покровы-убрусы, подвесные пелены, завесы, разного рода киоты — воспринимаются независимо от живописи, как произведения так называемого прикладного искусства Их обычно считают лишь историческими наслоениями, не связанными с авторским замыслом произведения живописного.
Многие убеждены, что отношение к иконам только как к произведениям религиозной живописи, безусловно имеющее право на существование, все же не дает подлинного представления об их духовном и художественном значении в истории средневековой культуры. Приблизиться к такому представлению можно, лишь изучая иконы как целостные произведения литургического искусства, а отнюдь не только живописи и одновременно как памятники иконопочитания определенной эпохи.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является рассмотреть и проанализировать древнерусскую живопись в различных исторических периодов.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть русское церковное искусство;
2. Проанализировать историю древнерусской иконописи: XV—XVI вв.;
3. Изучить краски древнерусской иконописи;
4. Рассмотреть происхождение убора иконы и богословие IV—X вв.еков;
5. Рассмотреть украшенные иконы в древнерусских текстах.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является икона- как живой художественный организм Предметом исследования является искусство древнерусской иконописи.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
1.1 Русское церковное искусство
Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и было обязано ему как своим происхождением, так первоначальным направлением и техникой. Влияние последнего на первое было тем решительнее и прочнее, что византийское искусство X—XI вв.еков, когда началась наша церковная жизнь, уже выработало свои отличительные формы, вполне определило свой внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору, как твердо сложившаяся система. Церковная живопись на Руси подчинилась этому влиянию едва ли не более, чем прочие роды искусства, и с первых же шагов своих у нас получила тот священный характер, которым отличались произведения византийского церковного стиля, и вся сила которого состояла в удержании готовых иконографических типов, освященных временем и назначением. Обнаруживая больше рост количественный и географический, наша церковная живопись долгое время сохраняла свой неподвижный и однообразный характер. Древнейшие памятники ее в Киеве, Владимире, Суздале, Ростове, Новгороде, Пскове и Москве повторяют один мотив, держатся одного условного греческого образца и следуют так называемому иконописному подлиннику, по отношению к которому всякое новое понимание иконографического сюжета, новый прием в его исполнении являются нововведением, уклонением в сторону мирского, антицерковного искусства, своего рода его профанацией.
Киев, мать городов русских, был колыбелью нашего искусства. Он послужил первою почвою, на которую пали семена христианства, занесенные из Византии, и где они получили самый ранний уход. Здесь построены были и первые церкви, в которых нашла себе место церковная живопись. Какого рода была эта последняя, и из чьих рук вышли первые произведения киевской церковной кисти, — об этом дошло до нас несколько любопытных, но, к сожалению, отрывочных сведний в Печерском Патерике и начальной летописи. В первом рассказываются обстоятельства появления Печерского монастыря, быт и подвиги его первых насельников и между прочим история построения великой Печерской церкви. Строителями последней были четыре мастера зодчих, пришедшие из Царьграда по указанию свыше. И вот в каком именно виде изображаются подробности этого дела. Богоматерь в сонном видении вызвала мастеров во Влахерны — известное предместье Константинополя, где находился знаменитый монастырь с существовавшею при нем школою царских иконописцев, и здесь не только заповедала им «взградити себе церковь» на Руси, но и дала для нее мощи святых и свою икону со словами: «та наместная да будет». С этою чудотворною иконою зодчие прибыли в Киев и вручили ее удивленным чудесным посольством преп. Антонию и Феодосию. Спустя десять лет, в 1083 году, когда великая церковь была уже окончена строением, но еще не отделана и не освящена, пришли, по сказанию Патерика, из того же богохранимого Константина града мастера иконного писания к блаж. Никону, бывшему тогда печерским игуменом (1078−1088), и сказали ему, что приглашены расписать живописью церковь, но при этом изъявляли негодование на неисполнение одного условия, заключенного ими с нанимателями. Церковь оказывается гораздо больше той, которую они подрядились расписать, и потому они готовы возвратить полученное в задаток золото и отправиться обратно домой. Разумеется, это заявление поставило игумена и всю братию в величайшее недоумение: подобного уговора они ни с кем не заключали, и приезд иконописцев был для них совершенною неожиданностью. Византийцы, в свою очередь, представляли свидетелей договора, описывали наружность двух иноков-старцев, заключавших с ними условие, и по этому описанию монастырская братия узнала в явившихся не кого другого, как препп. Антония и Феодосия. Но прошло уже несколько лет, как они умерли, и, следовательно, могли явиться византийцам не иначе, как в видении. Для удостоверения игумен вынес живописцам икону преподобных, и «видевши греци образ ею, поклонишася, глаголюще, яко сии еста воистину». После этого они остались в монастыре и с благоговейным усердием принялись за украшение его великой церкви мозаикой и живописью. Таков рссказ Патерика Печерского. Как бы ни относился историк искусства к его содержанию, он должен будет прийти на основании его к тому несомненному заключению, что для расписывания Печерской церкви иконники были наняты за определенную плату в Константинополе, причем с ними заключено было условие, в котором показаны были размеры церкви и объяснено, какие и где поместить в ней священные изображения.
Византийские художники, вызванные для росписи Киево-Печерского храма, и были одними из числа первых насадителей византийской иконописи в Русской земле. Они, по словам Патерика, вместе с мастерами-каменоздателями, живот свой скончали в Печерском монастыре и были погребены в нем в особом притворе. Благодаря им, здесь образовалась своя живописная в некотором роде школа, в которой учились иконному мастерству природные русские и между ними преподобный Алипий Печерский .
1.2 Из истории древнерусской иконописи: XV—XVI вв.
Шестнадцатый. век имел очень важное значение в истории древнерусской иконописи: тут впервые ясно обозначились в ней задатки нового направления, которое в противоположность старому, строго державшемуся унаследованных от Византии иконописных преданий и типов, допускало подражание западным живописным образцам. Постановления Стоглавого собора, разъясняющие взгляд наших предков на иконописца и отчасти самые основы русского иконописного предания, и известный Розыск по делу дьяка Висковатого навсегда останутся письменным выражением этих двух различных направлений и начинавшегося в нашей иконографии как бы раскола, разделившего потом русских людей на два различных лагеря: сторонников византийской иконописи и итальянской живописи .
Список литературы
- Адамчик, В. В.Русское искусство.-М.: Изд-во «АСТ», 2005.
- Алпатов, М. В.Краски древнерусской иконописи.- М.:Изд-во «Изобраз. Искусство», 1994.
- Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи.-СПб.: Мифрил, 1995
- Бралгин Е. Ю. Символика цвета как проявление условности древнерусской иконописи.-Бийск: БПГУ, 2005.
- Бьянки, Э. Богословие красоты//Церковь и время.-№ 4.-2005.
- Бялик Валентина М. Путешествие в мир русской живописи.-М.: Изд-во «Арт-Родник», 2002.
- Величко, Н. К. Роспись.-М.: Изд-во «АСТ-ПРЕСС», 1999.
- Володина, Н. В. Роль культового искусства в духовной жизни современной России//Социально-гуманитарные знания.-№ 1, 2003.
- Головина, О. Свет и светопись: новый путь представления шедевров древнерусского искусства//Обсерватория культуры.-№ 2.-2007.
- Громова, Е.Б. История русской иконографии .-М.: Изд-во «Индрик», 2005.
- Касаткина, Т. Пространство картины и икона в пространстве.-Новый мир.-№ 5, 2007.
- Князева Л. П. Иконопись Палеха.--М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.
- Красилин М. История иконописи, VI—XX вв.ека: Истоки. Традиции. Современность.-М.: Изд-во «АРТ-БМБ», 2002.
- Лазарев В.Н. Русская иконопись.От истоков до начала XVI века.-М.: Изд-во «Искусство», 2004.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.-М.: Изд-во «Просвещение», 1996.
- Любимов, Л. Д. История мирового искусства. Древний мир. Древняя Русь. Западная Европа.-М.: Изд-во «АСТ», 2007.
- Любимов, Л. Д.Искусство Древней Руси.-М.: Изд-во «АСТ», 2004.
- Майоров Н. История русской живописи. Иконопись.-М.: Изд-во «Белый город», 2006.
- Маточкин, Е. П.Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей.-Самара: Агни, 2005.
- Муратов, П. П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования.-М.: Изд-во «Айрис-Пресс», 2005.
- Онаш Конрад.Иконы.-М.: Изд-во «Интербук-бизнес», 2001.
- Орлова, Н. Г. Иконопись.-М.: Изд-во «Белый город», 2004.
- Полякова О.А. Шедевры русской иконописи XVI—XIX вв.еков.-М.: Изд-во «Арт-Родник», 1999
- Рамо-Поки, Г. Техника росписи икон.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Рогов, А. Русская иконопись//Роман-газета XXI век.-№ 8.-1999.
- Соловьев, В. М.Русская культура. С древнейших времен до наших дней.-М.: Изд-во «Белый город», 2004.
- Софронова, М.Н. Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XII-начале XV веках/-Барнаул: 2004.
- Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI—XIV вв.еков.-М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2000.
- Яковлева Н.А. Русская икона.-М.: Изд-во «Белый город», 2002.