Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дятьковский хрустальный завод. 
Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, влияние предметно-пространственного мира на формирование этических и эстетических воззрений каждого человека многократно обсуждалось многими деятелями искусства и искусствоведами в разные исторические эпохи. Наиболее широко и конкретно в специфике предметов декоративно-прикладного искусства этот вопрос подробно рассматривался в 60-е годы прошлого века на страницах журналов… Читать ещё >

Содержание

  • Вступление. Общая характеристика работы
  • Глава 1. Краткий исторический обзор по Дятьковском у хрустальному заводу
    • 1. 1. История основания. Династия Мальцовых
    • 1. 2. Стилистические изменения продукции завода. Трансформация художественных форм бытовой посуды. Производство и декорирование серийных столовых сервизов
  • Глава 2. Художники на производстве
    • 2. 1. Елизавета Бём — первый заводской художник
    • 2. 2. Первая половина XX века. Работа художников Комбината декоративно-прикладного искусства Художественного фонда РФ
    • 2. 3. Е.С. Шувалов — народный художник СССР
  • Глава 3. Авторское стекло и массовые изделия, созданные на ДХЗ во второй половине XX века
    • 3. 1. Новаторское творчество художников и обновление заводского ассортимента в 1950—60-е годы
    • 3. 2. Формирование заводского творческого коллектива в 1970-е годы
    • 3. 3. Персоналии
  • Глава 4. Современные этапы развития стекольного производства в г. Дятьково
    • 4. 1. Уникальные произведения и производственный дизайн. 1980−2000 гг. Поколение молодых художников
    • 4. 2. Перспективы развития и продолжение традиций

Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Темой данной работы является исследование развития стекольного производства России и творчества отдельных художников декоративно-прикладного искусства.

Возникновение и последующее развитие заводов России, занимавшихся выпуском художественных изделий из стекла и хрусталя, послужило основой появления особенной национальной стилистики в этой области. Существование отечественных стекольных предприятий на протяжении трёх веков позволяет изучить историю их развития, формирование эстетики предметного мира в нашей стране и его стилевые изменения, которые сложились за это время.

Продукция Дятьковского хрустального завода стала большим вкладом в культурно-историческое наследие России. И как любой вид декоративно-прикладного искусства, несла в себе определенные черты каждой эпохи и стиля, сохраняя при этом народные традиции. Сочетание профессионализма мастеров и творческого потенциала художников воплотилось в произведениях, создаваемых на нём. Особый интерес вызывает процесс своеобразного слияния национальных особенностей и авторских поисков, в результате которого на производстве создавались тщательно исполненные массовые и уникальные изделия из стекла и хрусталя. Благодаря обширному временному промежутку, выбранному для данного исследования, можно наблюдать не только качественные изменения изделий в рамках материала, но и отражение стиля определённой исторической эпохи в предметном мире, а также влияние художественной мысли на производственный дизайн.

Наибольший расцвет русского художественного стеклоделия приходится на XVIII — XIX века. Стекольных заводов и фабрик в это время народилось и существовало достаточно много, но лишь некоторые из них выросли до крупных центров, заслуживших известность в истории мирового стеклоделия.

Именно в этот период происходило становление и развитие всей отрасли в целом, формировались основные приёмы формообразования и декорирования изделий, по большей части на основе уже известных европейских образцов.

Насколько позволяют судить основные архивные источники, начиная с XVII века в российском стеклоделии выделилось несколько крупных производств стекла. При этом нельзя переоценить роль династии Мальцовых в достижениях стекольной промышленности России того периода. К середине XIX века «империя Мальцовых» полностью сформировалась, включив в себя не только одни из самых крупных стекольных заводов, но также и металлургические, продовольственные и многие другие. При этом нельзя недооценивать роль династии Мальцовых в достижениях стекольной промышленности России того периода.

Сохраняя, пусть и формально, в своем названии фамилию великих предпринимателей Мальцовых, Дятьковский хрустальный завод к началу XX века по объёму выпускаемой продукции был одним из крупнейших предприятий России.

Начиная со второй половины ХУ1П века, Дятьковская фабрика относилась к тем немногочисленным центрам, которые выпускали массовое бытовое стекло. Но, наряду с простой «зеленой» посудой, на заводе изготовлялись и дорогие хрустальные изделия, а также гутные «диковинки». Для этого Мальцовы привлекали иностранных мастеров, которые обучали местных крепостных. Лишь в конце XIX века на заводе появляется первый профессиональный художник — Е. М. Бём, в работах которой ярко проявился стиль эпохи.

В научных публикациях, существующих на данный моментдостаточно подробно рассмотрен описанный выше период развития стекольного производства в России. Наиболее изученным до сих пор остается стекло периода XVIII — XIX веков, в то время как история развития стеклоделия в России на протяжении XX века остается за пределами научных интересов.

Во многих теоретических материалах массовое производство стекла рассматривается лишь с позиции технологического процесса, но не менее актуальным является его искусствоведческое исследование. Важной частью исследования представляется рассмотрение процесса эстетизации выпускаемой продукции и постепенного формирования художественного вкуса в целой отрасли декоративно-прикладного искусства.

Возвращаясь к рассмотрению эволюции изделий, выпускаемых на Дятьковском хрустальном заводе, мы в своем исследовании старались основываться на стилевых особенностях того или иного исторического периода и оценивать произведения в рамках формирования авторской стилистики. То есть изучить своеобразие почерка каждого из художников, работавших на заводе.

Так, в период 20−60-х годов на Дятьковском заводе сформировался своеобразный стиль, в котором воплотились основные эстетические принципы новых социально-экономических условий. Удовлетворение не только бытовых (утилитарных), но и духовных потребностей являлось основной задачей. Свежие образы, условный язык, новая декоративность — все это стало интересной альтернативой традиционному «мальцовскому» стеклу.

К 70-м годам место художника на производстве окончательно определилось. Многие выдающиеся авторы сумели наиболее полно выразить себя в работе. Стал ощутим творческий рост и индивидуальный почерк каждого их них. Художник и его уникальные декоративные произведения становятся лицом завода. Кроме того, формируется общая концепция творчества художника-производственника.

Для всестороннего исследования особенностей дятьковской школы стеклоделия, творчество каждого из художников, активно работавших на заводе в период с середины XX до начала XXI века, рассмотрено детально, с изучением отдельных, наиболее значимых работ. Акцент сделан на своеобразном явлении, характерном для советского стекла, заключавшимся в активном взаимодействии индивидуального творчества художника и его деятельности по разработке образцов для серийного изготовления. На основе собранных уникальных биографических, архивных и других материалов о жизни и творчестве всех авторов, работавших на ДХЗ, сделана попытка составить объективную характеристику художественного наследия отечественного декоративно-прикладного искусства.

Также, не менее важным представляется вопрос перспективы развития традиций, сформировавшихся на заводе, и возможных способов сотрудничества художника и производства, сложившихся в условиях современности, который неизменно возникает при изучении обобщающего материала по Дятьковском у хрустальному заводу. Поэтому актуальность исследования заключается в том, чтобы показать общую картину становления и формирования русского стеклоделия в России на примере одного из крупнейших предприятий России — Дятьковского хрустального завода.

Предмет исследования.

Предметом исследования явилось изучение истории возникновения и развития стеклоделия на Дятьковском хрустальном заводе. Особое внимание уделено уникальной стилистике произведений из стекла и хрусталя, созданных художниками производства.

Объект исследования.

Центром нашего внимания в данном исследовании являются произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из стекла и хрусталя художниками Дятьковского хрустального завода в советский и постсоветский период. В работе рассматриваются не только уникальные произведения, но также и тиражные изделия, выпускаемые заводом в течение 200 лет. Особое внимание уделено уникальной стилистике произведений из стекла и хрусталя, созданных художниками, а также своеобразным приёмам формообразования каждого из них. Детально рассматривается авторский подход в работе с материалом и новаторские техники, используемые каждым из художников.

Также, для создания полной картины и объяснения исторических предпосылок возникновения тех или иных тенденций в творчестве каждого из художников, нами рассмотрен ряд образцов стеклянных и хрустальных изделий, находящихся в различных музеях страны. Анализируется взаимосвязь между результатами работы художника на производстве и развитием стекольной отрасли в целом. С помощью архивных документов, таких как каталоги и прейскуранты заводских изделий, фотоматериалов, непосредственного изучения произведений, содержащихся в музеях и хранилищах страны, был полностью воссоздан ряд работ, демонстрирующих развитие отечественного стеклоделия. Благодаря подборке изображений малоизвестных работ, стало возможным более наглядно продемонстрировать связь уникальных произведений и массовых изделий, создаваемых на заводе.

Степень изученности темы.

Наследию художников Дятьковского хрустального завода принадлежит одно из основных мест в истории российского стеклоделия вот уже на протяжении двухсот лет. Но их творчество до последнего времени оставалось мало изученным.

В основном, хорошо освещенной частью истории Дятьковского завода является дореволюционное мальцовское стекло. Большая часть исследований по этой теме посвящена изучению дореволюционного стекла России в целом. В них рассматривались стеклянные и хрустальные изделия, выпускавшиеся на различных заводах России, в том числе и Дятьковском, в контексте развития исторических стилей.

Основательный научный (и статистический) материал о развитии Мальцовского производственного округа до революции содержат труды ряда историков (Н.Болыиева, А. Цейтлин, А. Субботин) — некоторых исторических аспектов темы касаются в своих статьях и книгах С. Темерин, Н. Яглова, Л. Казакова, Е. Долгих.

Наиболее полно и подробно продукция завода проанализирована в работе И. А. Ашариной «Русское стекло». В ней автор внимательно рассматривает историческое развитие стекольных производств, принадлежавших семье Мальцовых, в сравнении с Императорским, Бахметьевским и другими заводами того времени. Так же ярко продемонстрирована трансформация форм массовых изделий, выпускавшихся на производствах, в контексте исторических стилевых изменений.

Отдельно стоит выделить полное историческое исследование по Дятьковском у заводу Немчиновой Д. И. «Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории». Автор этой книги внимательным образом проследила развитие и формирование производства в Дятьково по историческим архивам и документам, собрав воедино уникальные сведения о заводе.

Безусловно, влияние предметно-пространственного мира на формирование этических и эстетических воззрений каждого человека многократно обсуждалось многими деятелями искусства и искусствоведами в разные исторические эпохи. Наиболее широко и конкретно в специфике предметов декоративно-прикладного искусства этот вопрос подробно рассматривался в 60-е годы прошлого века на страницах журналов об искусстве. Такие авторы, как В. И. Мухина, Н. Н. Качалов, С. М. Бескинская, Н. В. Воронов, Л. В. Казакова, К. М. Кантор, Л. Г. Крамаренко, Б. А. Смирнов, Н. С. Степанян, С. Хан-Магометов и многие другие активно полемизировали о воспитании общественного вкуса посредством декоративно-прикладного искусства. В подавляющем большинстве случаев эти дискуссии имели чисто теоретический, философский характер, но в процессе становления отечественной промышленности подобные темы стали подниматься и в статьях, рассказывающих о деятельности художников, работающих на производстве.

Большинство сведений о советском периоде завода можно почерпнуть именно из периодических изданий того, времени. Авторы статей в журналах «Декоративное искусство», «Искусство и быт», газетах «Пламя труда», «Брянский рабочий» и др., такие как Л. Крамаренко, Л. Казакова, Н. С. Степанян, Ю. С. Лодкин рассматривали творчество дятьковских художников в процессе его формирования, внимательно останавливаясь лишь на современных на тот момент произведениях или же обозревая выставки, участниками которых были эти художники.

Существует так же несколько монографий художников, работавших некоторое время на заводе, альбомов, содержащих вступительные статьи искусствоведов и иллюстрации работ, а также брошюр и буклетов. В их числе можно назвать книгу Н. С. Степанян «Галина Антонова», альбом «Борис Фёдоров» и др.

Наблюдается крайне малое число публикаций на русском языке, посвященных анализу производственного дизайна в стекле. В их числе можно упомянуть лишь диссертационную работу Л. Г. Грошковой, посвященную школе финского стеклоделия. К сожалению, в настоящее время не существует публикаций, содержащих систематизированную информацию о творчестве художников-стекольщиков, работавших на производстве в советский и постсоветский период. То есть наблюдается полное отсутствие теоретических исследований в области российского дизайна стекла.

Настоящая работа посвящена комплексному анализу творчества всех работавших на Дятьковском хрустальном заводе художников. Автор попыталась проанализировать своеобразие стилистики каждого художника, исследовать эволюцию авторских приёмов формообразования при создании образцов массовых изделий, рассматривая их в контексте исторического развития. Помимо детального изучения общей стилистики продукции завода в различные исторические периоды, делается акцент на последовательном освещении творческих работ каждого из художников.

Отдельно рассматривается вопрос влияния художественного образования на работу молодых специалистов, пришедших на производство после окончания ВУЗов.

Таким образом, начиная со второй трети XX века, в декоративно-прикладном искусстве России наблюдается интересное явление, достойное пристального рассмотрения — универсальность творческой мысли художников стекла, их способность гармонично сочетать работу над производственными образцами и свободное творчество.

Работы художников Дятьковского хрустального завода для производства и их творческие произведения — это большой пласт отечественного стеклоделия.

Но, к сожалению, теоретических материалов по этой теме собрано очень мало. В основном они представляют собой биографические очерки или исследования творчества отдельно взятых стекольщиков. Все имеющиеся материалы не систематизированы и нуждаются в дополнительной обработке.

Данная тема представляет особый интерес в качестве обобщающего исследования по творчеству художников Дятьковского хрустального завода. Также, актуальность избранной темы обусловлена потребностью восполнить пробелы в исследованиях отечественного стеклоделия, необходимостью расширения границ исследований в сфере декоративно-прикладного искусства и производственного дизайна России.

Географические границы исследования.

География исследования определена местом нахождения производства в городе Дятьково Брянской области. Творчество художников, приезжавших и работавших на заводе в различные периоды времени напрямую связано с Дятьковским хрустальным заводом.

Хронологические рамки исследования.

Для наиболее полного обзора творчества художников, работавших на заводе, хронологические рамки нашего исследования включают в себя исторический обзор развития производства и становление Мальцовской стекольной империи в первой главе, начиная с середины XVIII века, заканчивая серединой XIX века. Во второй и третей главах — вторая треть XIX — начало XXI века. Именно этот исторический период характеризуется активной работой выдающихся художников для становления отечественной стекольной промышленности. В последней, четвертой главе, рассматривается новейшая история завода и перспективы развития производства.

Эти временные границы дают возможность наиболее полно проследить эволюцию отечественного стеклоделия на примере одного производства, показать многообразие выпускаемых на заводе изделий и произведений декоративно-прикладного искусства, созданных художниками. Такой большой временной промежуток позволяет создать наиболее цельную картину развития русского стекла, неотъемлемой частью которого являлись вещи, созданные на Дятьковском хрустальном заводе.

Цель диссертации состоит в обнаружении чётко й взаимосвязи между образцами для производственного дизайна и авторскими произведениями, созданными художниками ДХЗ. А также в выяснении места творчества художников, работавших на Дятьковском заводе в контексте развития декоративно-прикладного искусства России. Автор стремилась выявить взаимодействие творческих идей художников и производственного дизайна Дятьковского хрустального завода на основе имеющихся разрозненных сведений, исторических документов и обширного иллюстративного материала.

Задачи исследования: изучить историю развития художественных производств страны, формирование эстетики предметного мира и его стилевые изменения на примере изделий из хрусталя.

— рассмотреть предмет исследования в контексте развития декоративно-прикладного искусства России.

— выявить исторические этапы эволюции изделий, выпускаемых на Дятьковском хрустальном заводе, основываясь на стилевых особенностях;

— проанализировать творчество заводских художников как яркое и самобытное явление искусства России XX века;

— составить объективную характеристику наследия всех художников, работавших на ДХЗ, собрав воедино уникальные биографические, архивные и другие материалы об их жизни и творчестве;

— выявить предпосылки возникновения своеобразной стилистики, присущей работам дятьковских художников;

— раскрыть причины, характер и взаимное влияние производственных и уникальных произведений, созданных художниками на заводе;

— оценить перспективы развития традиций, сформировавшиеся на заводе, и рассмотреть возможные способы сотрудничества художника и производства, сложившиеся в условиях современности;

— привлечь внимание молодых художников к творческим находкам мастеров Дятьковского хрустального завода.

Источники исследования.

В качестве источников были использованы не только произведения из стекла и хрусталя, выполненные на заводе, но также графические работы, эскизы и личные архивы художников. Кроме того, были обработаны техническая документация: патенты, авторские свидетельства и протоколы художественных советов. В качестве основных источников были использованы следующие музейные коллекции и фонды: Дятьковского Музея стекла и хрусталя, Московского Музея Декоративно-прикладного и народного искусства, Музея стекла в усадьбе Кусково, Московского Музея Современного искусства, Государственного Исторического Музея, коллекция стекла в Елагином дворце, г. Санкт-Петербург, коллекция стекла в усадьбе Царицыно,.

В ходе работы над диссертацией были изучены материалы архивов и 4 библиотек, фонды периодических изданий: РГБ им. В. И. Ленина, библиотека МГХПА им. С. Г. Строганова, БГИБ, архивы ОАО «Дятьковский хрусталь».

Особо ценными источниками диссертации стали личные фонды и архивы, мемуары художников и их родственников, беседы и интервью с художниками, мастерами и руководством завода.

Используемые методы исследования.

При написании диссертации использовалась традиционная методика исследования. Благодаря культурно-историческому методу нам удалось воссоздать атмосферу, в которой создавались различные образцы художественного стекла на Дятьковском хрустальном заводе, рассматривая этот процесс в тесной взаимосвязи с развитием русской культуры периода XIX—XX вв.ека. Анализируя развитие дятьковского стеклоделия в хронологической последовательности, удалось объективно выявить сформировавшиеся особенности и традиции. Кроме того, используя формально-стилевой метод, стало возможным проследить полную эволюцию форм в стекле и хрустале, в контексте изделий одного предприятия, а так же выявить и охарактеризовать основные направления в творчестве каждого из художников. При помощи иконологического метода удалось достичь ясности в понимании истоков происхождения тех или иных уникальных произведений, основываясь на личных беседах и мемуарах авторов. В отдельных разделах диссертации был также применен иконографический метод, позволяющий выявить влияние иконографии древнерусских орнаментов, изображений официальной символики СССР на орнаментику произведений, созданных на Дятьковском хрустальном заводе.

Научная новизна работы.

На основе собранного обширного биографического, иллюстративного и фактологического материала впервые был проведен комплексный анализ и составлена подробная периодизация творчества художников с выявлением взаимосвязи между уникальными и массовыми произведениями из стекла и хрусталя. Впервые в истории искусствоведения автор диссертации публикует обширный круг иллюстраций с малоизвестными работами и эскизами художников завода, интервью, цитаты из мемуаров. Кроме того, освещены и проанализированы работы настоящего времени и рассмотрены пути возможного взаимодействия художников и производства.

Проведена систематизация знаний о творчестве российских художников по стеклу.

Практическая значимость работы.

Если учесть значительные пробелы в изучении творчества заводских художников советского периода, эта работа может существенно дополнить раздел развития русского стеклоделия в трудах по истории декоративно-прикладного искусства, стать основой для составления специализированного курса лекций, учебных очерков.

Материалы диссертации могут быть использованы студентами специализированных вузов в своих теоретических работах, преподавателями в курсах лекций и методических разработках, а также в музейных исследованиях и атрибуционной работе, поэтому представляют интерес для искусствоведов, коллекционеров, специалистов в области стеклоделия и декоративно-прикладного искусства в целом.

Апробация исследования.

Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры Истории искусства МГХПА им. С. Г. Строганова. Её основные положения изложены в докладах, на научных конференциях, опубликованы в журналах и сборниках, выложены на специализированных интернет-ресурсах. Также материалы диссертационной работы использовались автором в практических занятиях со студентами 1-Н курсов кафедры «Художественного стекла» и при чтении отдельных лекций по курсу «Истории декоративно-прикладного искусства и технологии стекла».

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Она состоит из введения, содержание которого изложено выше, четырех глав и заключения. Она включает подробные примечания к тексту и список основной использованной литературы. Диссертация сопровождается приложениями, куда вошли: список художников, работавших на заводетерминологический словарьаннотированный иллюстративный ряд.

Заключение

.

Новая точка зрения, как и комплекс памятников и информации, введенные в научный оборот в данной работе, позволили рассмотреть историю русского стекла гораздо шире, чем это представлялось ранее. Его можно квалифицировать как сложное и многообразное явление, в котором запечатлелась уникальная культура советской эпохи и в то же время отразились черты национального своеобразия. Проведённая работа позволила выявить и собрать воедино интересный комплекс отечественных произведений, в которых отразилось своеобразие времени и оригинальный авторский стиль.

Некоторые биографические сведения, взгляд на творчество в процессе его развития — всё это помогло осознать значение личности автора в вопросах создания не только уникальных работ, но и образцов для массового выпуска. В творчестве каждого из них также прослеживается взаимосвязь между этими двумя направлениями на уровне технологических приёмов, излюбленных тем и формообразования.

В работах всех художников присутствует своя, отличная от других, художественная доминанта — конструкция и форма или же изобразительность и графика. В этом явно чувствуется обособленность авторского почерка, выработанного каждым, за долгие годы работы в команде. Но, в то же время, ощутимо также влияние «строгановской» и «мухинской» школ. Получая образование в стенах высших художественно-промышленных училищ, они на раннем этапе сформировали собственное понимание такого сложного, но интересного материала, как стекло.

Все дятьковские художники являются постоянными участниками международных, всероссийских и региональных выставок, список которых не позволяет поместить формат данного исследования. Это свидетельствует о том, что в их работах присутствует не только производственный дизайн. Созданные ими уникальные произведения — это огромный пласт декоративно-прикладного искусства России.

Если же рассматривать производство стекла и хрусталя в целом, то необходимо отметить, что создание, последующее развитие заводов, занимавшихся выпуском художественных изделий в России, послужило причиной возникновения особенной национальной стилистики, обогатило предметно-пространственную среду. Продукция Дятьковского хрустального завода стала большим вкладом в формирование культурно-исторического наследия нашей страны. Профессионализм мастеров и творческий потенциал художников удачно соединились в произведениях, создаваемых на нём. Именно процесс своеобразного слияния народных традиций и творческой мысли художников вызывает особый интерес, поскольку в результате него на одном из основных производств страны создавались качественно исполненные массовые и уникальные изделия из стекла и хрусталя. Эти предметы повседневного использования являются материальной историей и дают нам возможность проследить смену эпох и стилей.

В заключении хотелось бы привести цитату из слов Никиты Воронова, с которым автор данной работы полностью согласен: «Работы наших художников промышленного прикладного искусства завоевали мировое признание. (.) Талант промышленного художника, как и любого другого, является народным достоянием. К нему надо относиться бережно. А о том, что могут и умеют делать эти люди, превосходно рассказывает раздел перспективных и творческих образцов (выставки в Манеже в 1983 г. — прим. авт.), где ясно видны высота художественной культуры и её стремление к постоянному росту эстетической ценности всех компонентов нашего искусства предметного мира, создателями которого мы по праву можем гордиться». 73.

Перечень сносок:

1 Арсеньтьев Н. М., Макушев A.A., Хрустальные короли России: Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVIII — XIX веках // М. гНаука, 2002 г., стр. 126.

Немчинова Д. И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // С-Пб.: Искусство России, стр. 49. о.

Арсеньтьев Н.М., Макушев A.A., Хрустальные короли России: Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVIII — XIX веках // М.:Наука, 2002 г., стр. 139.

4 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область//М.: Наука, 1998, стр. 640.

5 Немчинова Д. И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // С-Пб.: Искусство России, стр. 81−82.

6 Арсеньтьев Н. М., Макушев A.A., Хрустальные короли России: Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVIII — XIX веках // М.:Наука, 2002 г., стр.159−160.

Долгих E.B. Русское стекло XVIII века // М.: Искусство, 1985, стр. 16−17.

8 Там же, стр. 19.

9 Немчинова Д. И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // С-Пб.: Искусство России, 58 стр.

10 Ашарина H.A. Русское стекло // М.: Галарт, 1998 стр. 140.

11 Там же, стр. 143.

12 Тараканова И. В., статья Художественные изделия Дятьковского хрустального завода 19-начала 20 веков //Брянск, 1994 г. стр. 1.

Ашарина H.A. Русское стекло // М.: Галарт, 1998 г., стр. 154.

14 Там же, стр. 171.

15 Лаврентьева С. Друг детей — Е. М. Бём: Биогр. эскиз. СПб., 1911, стр. 10.

16 Чапкина-Руга С. «Русский стиль Елизаветы Бем» СПб., «Захаров» 2007 г, стр.

17 Там же, стр.

1 Q.

Казакова Л.В., Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. // М, «Памятники исторической мысли», 2009 г. стр. 45.

19 Качалов H.H., Стекло. // М., 1959, стр. 307.

20 Там же, стр. 307.

21 Там же, стр. 307.

22 Немчинова Д. И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // СПб.: Искусство России, стр. 182.

Панфилова А. Старейший художник-производственник. // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10, стр. 11. 24 Там же, стр. 11.

О.

Крамаренко Л. Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР.

1970. № 9, стр. 12.

Крамаренко Л. Г. Отечественное декоративное искусство XX века: уникальные произведения и массовые изделия: Концепции и выразительные средства: Очерки // М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2003, стр. 138.

Крамаренко Л. Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9, стр. 16.

Художники о своем творчестве. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр. 13.

9 9 Крамаренко Л. Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9, стр. 16. 30 Там же, стр. 16.

3 1.

Там же, стр. 16.

Урбан С. Чешские мастера одобряют. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 2, стр. 21.

Василевская. Выставка художественного стекла. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр. 17.

34 Крамаренко Л. Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9, стр. 16. г.

Художники о своем творчестве. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр. 12. ч ?

Степанян Н. С. Галина Антонова. // Л.: Художник, 1989. стр. 6.

37 Там же, стр. 126.

Крамаренко Л. Г. Отечественное декоративное искусство XX века: уникальные произведения и массовые изделия: Концепции и выразительные средства: Очерки // М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2003.

Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр. 12−13.

40 Бескинская. Стекло Дятьковского завода. Художник на производстве. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9, стр. 11.

41 Ланггамер А. Успех художников России. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 2, стр. 23.

42 Адлерова А. Характер русского стекла. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 2, стр. 18.

43 Василевская Н. И. Творчество и производство. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр17.

44 Смирнов Б. А. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр. 1.

45 Панфилова А. Старейший художник-производственник. // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10, стр. 11.

46 Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр.12−13.

47 Воронов Н. Двадцать лет спустя ДИ. 1981 г.№ 4 стр. 2.

Казакова Л. Акцентировать показ массовой вещи. ДИ.1981г. стр. 3.

49 Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр. 12−13.

50 Воронов Н. Двадцать лет спустя ДИ. 1981 г.№ 4 стр. 2.

51 Казакова Л. В., Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. // М.: Пинакотека, 2007, стр. 47.

Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр. 12−13.

53 Там же.

54 Там же.

55 Из личного архива семьи Колодиных.

56 Сказки и легенды в книге Михалева.

СП.

Михалев, Мастера хрустальных дел.//Д., 1990 г.

Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр. 12−13.

59 Там же.

60 Там же.

61 Л.Казакова. Стекло и свет в интерьере. 1984 г. № 2. 18 стр. Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном //Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр. 12−13.

63 Л. Г. Крамаренко. Музыка стекла. Журнал «Декоративное искусство» 1970 г. № 9.

64 А.Полянская. Иван Мачнев. Журнал «Декоративное искусство» 1987 г. № 4.

65 Там же.

66 Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр. 12−13.

Казакова Л.В., Борис Федоров. // Тверь, 2006.

68 Там же.

69 Крамаренко Л. Г., Борис Федоров. // Тверь, 2006.

— 1 Г.

Борис Федоров. // Тверь, 2006.

7 1.

Крамаренко Л. Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983, стр. 12−13.

Семерин О., «Магия аранжировки"// Пламя Труда № 48, 15июня 2005 г.

73 Воронов Н. Двадцать лет спустя ДИ. 1981 г.№ 4 стр. 2.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адлерова А. Характер русского стекла. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 2, стр. 18.
  2. Г. А. Больше поиска и фантазии. // Декоративное искусство СССР. 1977. № 2.
  3. В. Вещь глазами живописца и прикладника. // Декоративное искусство СССР. 1979. № 3.
  4. H.A. Русское стекло. // М.: Галарт, 1998.
  5. H.A. Стекло. // В кн.: Дулькина Т. И., Ашарина H.A. Русская керамика и стекло 18−19 веков. Собрание Государственного Исторического музея. М., 1978.
  6. H.A. Русское стекло из коллекции Лемкулей. // Декоративное искусство СССР, 1969, № 12.
  7. Е., Воронов Н. Советское художественное стекло. // М.: Искусство, 1964 г.
  8. М.А. Очерки по истории русского стеклоделия. // М., 1959. Ю. Бескинская С. М. Права художникам промышленности. // Предсъездовская трибуна. //Декоративное искусство СССР. 1973. № 1.
  9. Бескинская. Стекло Дятьковского завода. Художник на производстве. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9, стр. 11.
  10. С.М. Стекло. Хрусталь. 1930−1986г. //М.: Сов. художник, 1992. 1 З. Борис Федоров. Альбом. // Тверь, 2006.
  11. Н.В., Селиверстова Н. С. Мемориальное стекло и фарфор. // Декоративное искусство СССР, 1962, № 9.
  12. Н.И. Произведения искусства в среде для отдыха. //
  13. Декоративное искусство СССР. 1974. № 6.
  14. Н.И. Творчество и производство. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2.
  15. В.Г. Диссертация. Исследование взаимосвязи рисунка и композиции в художественной керамике и стекле // М.
  16. Н. В. Две выставки к 30-летию Победы. // Декоративное искусство СССР. 1975. № 9.
  17. Н. В. Дубова М.М., Алмазная грань. // Л.: Лениздат, 1974.
  18. Н.В. Искусство, рождённое огнём. //М.: Сов. художник, 1970.
  19. Н.В. Светлана Бескинская. //Л.: Художник РСФСР, 1974.
  20. Н.В. Художественное стекло заводов РСФСР. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2.
  21. Л.Г. Диссертация. Финская школа стеклоделия 1930−1970. // М., 2007.
  22. М.В. Дятьковский хрусталь. // Брянск: Брянский рабочий, 1964.
  23. В.В. Ломоносов и художественное стекло. // М., Л., 1964.
  24. Е.В. Русское стекло XVIII века. // М.: Искусство, 1985.
  25. Е.Е. Диссертация. Проблема взаимосвязи выразительности и технологии в прикладном искусстве // М., 1998.
  26. М.М., Немчинова Д. М. Праздничный хрусталь. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 12.
  27. Дятьковский хрустальный завод. // М.: Госинти, 1964.
  28. О.В., Марышев К. И. Стеклянная посуда и хрустальные изделия. // М.: Экономика, 1964.31 .Изотова М. Этот сложный и контрастный предметный мир. // Декоративноеискусство СССР. 1976. № 2.
  29. Л.В. Гусь Хрустальный. // М., 1973.
  30. JI.В. Декоративное искусство на выставке «Навеки вместе». Фотопанорама. // Декоративное искусство СССР. 1979. № 11.
  31. Л.В. Декоративное стекло в советской архитектуре (1960−1980-е годы). // М.: Изобразительное искусство, 1989.
  32. Л.В. Массовое производство и индивидуальный спрос. // Декоративное искусство СССР. 1975. № 7.
  33. Л.В. Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. // М.: Пинакотека, 2007.
  34. Л.В., Ганф Н. Ю. и. Жигалкина Е. С художники массового стекла. // Декоративное искусство СССР. 1974. № 9.
  35. Л.В. Русский хрусталь. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 5.
  36. Л.В. Образец для массового производства. // Декоративное искусство СССР. 1973.
  37. Л.В. Художественное стекло. // Декоративное искусство СССР.
  38. Л.В. Художник организатор стилистического обновления машинных изделий. // Советское декоративное искусство. М., «Советский художник», 1975. № 73/74
  39. Л. В. Рожанковский В. Ф., Художественное стекло. // Советское декоративное искусство 1945−1975. Ред. В. П. Толстого. М., «Искусство», 1989.
  40. K.M. Будни искусства и праздник труда. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 6.
  41. В. Устройство шлифовен для хрустальной посуды // СПб: Вестник промышленности, 1885.
  42. H.H. Стекло. // М., 1959.
  43. Л.Г. Два почерка в стекле // журнал «Декоративное искусство СССР», N 2, 1988, стр. 20−23-
  44. Л.Г. Диссертация. Декоративное искусство России 20 века: кпроблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды // М.
  45. Л.Г. Искусство, рожденное огнем. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 8.
  46. Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР № 10, 1983.
  47. Л.Г. Отечественное декоративное искусство XX века: уникальные произведения и массовые изделия: Концепции и выразительные средства: Очерки //М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2003.
  48. Л.Г. О профессии художника промышленности. // Советское декоративное искусство. // М.:Советский художник, 1975. № 73/74.
  49. Л.Г. Человек и город в декоративном искусстве. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 1.
  50. Ю. На молодежной выставке. // Декоративное искусство СССР. 1979. № 1.
  51. Ю. Наша цель гармоничная одухотворенная реальность. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 12.
  52. Е. Глаз и законы красоты // М.: Искусство, № 12, 1966.
  53. Кудряшова С. Д. Диссертация. Морфологические основы художественного конструирования бытовой посуды.
  54. X. Единство начинается с проекта. // Декоративное искусство СССР. 1964. № 3.
  55. X. Дипломы путевка в жизнь. // Декоративное искусство СССР. 1975. № 2.
  56. С. Друг детей Е.М.Бём: Биогр. Эскиз. // СПб., 1911.
  57. А. Успех художников России. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 2.
  58. А. Т. Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла. // М., 1972.
  59. Ю. Хрустальные грани. // Тула: Приокское книжное издательство, 1990.
  60. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. // М.: Искусство, 1995.
  61. Г. Сергей Мальцов. Повесть о миллионере подвижнике. // Брянск: Придесненье, 1996.
  62. Моран де, А. История декоративно прикладного искусства от древнейших времен до наших дней: Пер. с франц. — М.: Искусство, 1982.
  63. С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. // Историко-краеведческий очерк Брянск: Грани, 1994.
  64. С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района // ч.2. Сборник материалов 2 и 3 историко краеведческих конференций. — Брянск: Грани, 1998.
  65. Н.С., Художественное стекло дятьковского завода. Страницы истории. // С-Пб.: Искусство России, 2009 г.
  66. М.Л., Диссертация. Русское гутное стекло. // М.: 1974 г.
  67. Н. Грабарь М. В. Пластический ансамбль предметов в стекле. // М.: Советский художник, 1978.
  68. А. Старейший художник-производственник. // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10.
  69. Л. Хотим работать с художником. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 10.
  70. Л. Художник должен видеть будущее. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 10.
  71. Г. Молодые художники Дятьковекого завода. //Декоративное искусство СССР, № 10, 1978.
  72. А. Иван Мачнев. // Декоративное искусство СССР, 1987, № 4.
  73. В. Русское стеклоделие // Советская культура, 1959, 9 июля.
  74. Прейскурант хрустальной гладкой и шлифованной посуды Дятьковской фабрики // Москва, Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1902.
  75. Е.В. Русский хрусталь. // Л., 1970.
  76. Протоколы художественных советов ДХЗ. 1999−2007.
  77. Рачук Е. Г, Дятьковский хрусталь. // М.: Планета, 1980.
  78. Е.Г. Дятьковское стекло. // Дятьково: Хрустальщик, 1978, 24 сентября.
  79. Е.Г. Советское сульфидно-цинковое стекло. // М.: Лёгкая индустрия, 1975 г.
  80. Е.Г. Советское цветное стекло. // М.:Советский художник, 1982.
  81. В.Ф. Стекло и художник // М.: Наука.
  82. М. Стекольное производство. //М-Л., 1930.
  83. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. // М.: Наука, 1998.
  84. М. Тайны стекла.// Л.: Детгиз, 1977.
  85. Сегодняшние тенденции, завтрашние задачи. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 4.
  86. О., «Магия аранжировки»// Пламя Труда № 48, 15 июня 2005 г.
  87. Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла // М., 1984.
  88. Ю.П. Стекло.польза и красота. //М.: МГХПУ, 2001.
  89. Н. С. Виктор Шевченко. // М.: Советский художник, 1978.
  90. Н.С. Галина Антонова. // Л.:Художник, 1989.
  91. Н. С. Искусство Светланы Бескинской. // Декоративное искусство СССР. 1974. № 9.
  92. Н. С. Новые тенденции в области формообразования. // Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1975. № 73/74.
  93. Н.С. Эксперимент в художественной промышленности. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2.
  94. С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. // М.: Советский художник, 1960.
  95. В.Ф. Мастера хрустальных дел. // Тула, 1990.
  96. Удалова JI.3. Дятьковское художественное стекло. // Брянский краевед, Брянск, 1974 г., вып.П.
  97. Фигуровский И., Сохранить славу русского хрусталя. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 10.
  98. В.А. Творческий поиск, профессиональная культура, дизайнерский подход. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 2.
  99. JI. Эталон Сойвера. // Знамя труда. 30 ноября 2007.
  100. Хрустальный конкурс ДИ. // Декоративное искусство СССР. 1969. № 6.
  101. Е. В национальных традициях. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 7.
  102. Художники юбилею В. И. Ленина. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 3.
  103. Цейтлин М. А, Очерки по истории развития стекольной промышленности в России // М-Л.:Гизлегпром, 1939.
  104. Чапкина-Руга С. Русский стиль Елизаветы Бем. // СПб.: Захаров, 2007.
  105. А. Художественное стекло. // Декоративное искусство СССР, 1956, № 5.
  106. В.Я. Свободная пластика стекла. Альбом. // М.?Советский художник, 1978.
  107. .А. Русское художественное стекло. // Л., 1969.
  108. .А. Художественное стекло. // Л., 1962.
  109. .А. Художественное стеклоделие в России. // М.: Художественное стекло и его применение в архитектуре, 1953.
  110. Шувалов Евграф Сергеевич. Хрусталь. Стекло. // М.: Советский художник, 1983.
  111. CharlestonR.J. Шедевры стекла из Музея Стекла в г. Корнинг, штат Нью-Йорк.
  112. T.Buechner, J. Setlik, S. Frantz, S.Petrova. S. Libensky and J. Brychtova: A 40-Year Collaboration In Glass. //N.-Y. 1994.1. Перечень иллюстраций:1. Фамильный герб Мальцовых.2. Иван Акимович Мальцов.3. Сергей Иванович Мальцов.
  113. Церковь Преображения Господня в селе Дятьково Орловской губернии.
  114. Иконостас церкви Преображения Господня, хр., цв. хр, пресс., алм.гр.
  115. Кабаре из двухслойного стекла с гранью «готик» (из коллекции ГИМ), цв. хр, алм.гр.
  116. Подсвечник из трёхслойного стекла, цв. хр, алм.гр.
  117. Чаши из уранового хрусталя, цв. ст., алм. гр.
  118. Ваза для печенья, хр., пресс.
  119. Масленка «Голубь» (из коллекции ГИМ), хр., пресс. 11. Подсвечник в виде Эйфелевой башни, цв. ст., пресс.
  120. Подсвечник с фигурой Богоматери, прост. ст, пресс.
  121. Страница из Прейскуранта Дятьковского хрустального завода АО «Мальцовских заводов», 1951 г.
  122. Страница из Прейскуранта Дятьковского хрустального завода АО «Мальцовских заводов», 1951 г.
  123. Сувенир «Глобус», 1890-е годы (из коллекции ГИМ) цв. ст., пресс.
  124. Предметы из сервизов, вторая половина XIX века, хр., алм.гр.
  125. Предметы из сервиза им. Н. И. Беллюстина, 1902 г, хр., алм.гр.
  126. Вазы «берц», вторая половина ХГХвека, цв. хр, гута, алм.гр.
  127. Лампады из накладного хрусталя, цв. хр, алм. гр.
  128. Лампады из цветного стекла, цв. ст. гута,
  129. Кувшин для воды, хр., матирование, роспись эмалями.
  130. Ваза из хрусталя, хр., роспись люстром.
  131. Елизавета Меркурьевна Бём.
  132. Е.М.Бём, сервиз из бирюзового хрусталя (из коллекции Эрмитажа).
  133. Е.М.Бём, братина «Посторонись, душа, оболью!» (из коллекции ГИМ), цв. ст., роспись эмалями.
  134. Е.М.Бём, чарка (из коллекции Петергофа), хр., роспись эмалями.
  135. Е.М.Бём, стаканчик «Морское дно», 1892 г, хр., гравировка.
  136. Е.М.Бём, сервиз «Зима», 1897 г, хр., матирование, роспись эмалями.
  137. Е.М.Бём, сервиз для водки, цв. ст., роспись эмалями.
  138. В азы для цветов, начало XX века, цв. ст., гута,.31 .Вазы из молочного стекла и бесцветного хрусталя, роспись эмалями.
  139. Набор для крюшона, 1930-е годы, хр., алм. гр.
  140. Ростовцева, блюдо, рубиновое стекло, нацвет, роспись золотом
  141. А.А.Липская, ваза «Аквариум», цв. хр, алм. гр, роспись эмалями и золотом.
  142. Набор для крюшона. 1930-еи годы, цв. хр., алм. гр.
  143. Вазочки и бокалы, 1930-е годы, цв. хр, алм. гр.
  144. Изделия для ВДНХ цв. ст., роспись.
  145. Конвейерная лента на Дятьковском хрустальном заводе.
  146. Невская Ирина Александровна.
  147. И.А., сервиз, хр., алм. гр.
  148. И.А., набор «Ресницы», хр., алм. гр.
  149. И.А., ваза для цветов «Горшочек», цв. хр, алм. гр.
  150. И.А., набор ваз для цветов «Орнамент», цв. ст., алм. гр.
  151. Жигалкина Елизавета Сергеевна.
  152. Е.С., набор для воды, прост.ст., роспись селик. кр.
  153. Е.С., набор для сока, прост.ст., роспись селик. кр.
  154. Е.С., набор «Рыбки», прост.ст., роспись селик. кр.
  155. Рязанова Светлана Григорьевна.
  156. С.Г., набор «Полюшко-поле» цв.ст., роспись селик. кр.
  157. С.Г., бокалы «Солнце», прост.ст., роспись селик. кр.
  158. С.Г., графины «Петух», прост.ст., роспись селик. кр.
  159. С.Г., сувенирные стаканы «Тройка», цв.ст., роспись селик. кр.
  160. С.Г., стакан «Юбилейный», прост.ст., роспись селик. кр.
  161. С.Г., фужер «Герб города», прост.ст., роспись селик. кр.
  162. Филимонова Валентина Александровна.
  163. В.А., набор «Березка» прост.ст., роспись селик. кр.
  164. В.А., набор «Клюква» прост.ст., роспись селик. кр.
  165. ВА., комплект «Ромашки», прост.ст., роспись селик. кр.
  166. Н.И., ваза «Море», прост.ст., роспись селик. кр.
  167. Н.И., ваза «Стройная», прост.ст., роспись селик. кр.
  168. Н.И., ваза «Лето», хр., алм. гр.
  169. Н.И., набор тарелок, прост.ст., роспись селик. кр.
  170. Н.И., десертный набор «Горошек» прост.ст., роспись селик. кр.
  171. Н.И., набор для крюшона, прост.ст., роспись селик. кр .65.Шувалов Евграф Сергеевич.
  172. Е.Ф., «200 лет Гусевскому хрустальному заводу» (1956г.) цв. хр., апм.гр., роспись золотом.
  173. Е.Ф., ваза «Тюльпан»(1955г.) хр. бесцветный и «золотой рубин», алм.гр.
  174. Е.Ф., «60 лет СССР» (1982г.) цв. хр., алм.гр.
  175. Е.Ф., ваза «Рифлёная» (1955г.) хр., алм. гр.
  176. Е.Ф., ваза «Салют» (1967г.) хр. «золотой рубин», алм. гр. алм. гр
  177. Е.Ф., ваза «Каменный цветок» (1957г.), цв. хр., алм.гр.
  178. Е.Ф., сервиз «Банкетный» (1952г.), хр., алм. гр.
  179. Е.Ф., сервиз «Колокольчик» (1969г.), хр., алм. гр.
  180. Е.Ф., сервиз «Юбилейный» (1976г.), бесцв. и цв. хр., алм. гр.
  181. Е.Ф., сервиз «Торжественный» (1976г.), хр., алм. гр.
  182. Е.Ф., сервиз «Ожерелье» (1981г.), хр., алм. гр.
  183. Е.Ф., сервиз «Овстуг» (1983г.), хр., алм. гр.
  184. Е.Ф., набор для вина «Гранёный» (1956г.), хр., алм. гр, золочение.
  185. Е.Ф., набор рюмок, бокалов и фужеров (1958г.), хр., алм. гр, люстр.
  186. Е.Ф., набор для вина «Зеленый» (1977г.), бесцв. и цв. хр., алм. гр.
  187. Е.Ф., набор «Ночка» (1952г), бесцв. и цв. хр., наклад, алм. гр, золочение.
  188. Е.Ф., набор «Золотая цепочка» (1955г), хр., алм. гр, золочение.
  189. Е.Ф., набор «Квадраты» (1969г.), бесцв. и цв. хр., наклад, алм. гр.
  190. Е.Ф., набор «Русский камень» (1975г.), бесцв. и цв. хр., алм. гр.
  191. Е.Ф., набор «Восточный» (1952г.), цв. ст., наклад, алм. гр.
  192. Е.Ф., набор «Солнечный» (1961г.), хр., алм. гр.
  193. Е.Ф., набор «Венеция» (1969г.), хр., алм. гр.
  194. Е.Ф., набор «Колокольчик» (1969г.), хр., алм. гр.
  195. Е.Ф., набор «Цветение» (1976г.), хр., алм. гр.
  196. Е.Ф., набор «Ромбы» (1978г.), хр., алм. гр.
  197. Е.Ф., набор «Шарик» (1976г.), хр., алм. гр.
  198. Е.Ф., набор «Мимоза» (1984г.), хр., алм. гр.
  199. Е.Ф., набор «Жемчуг» (1984г.), хр., алм. гр.
  200. Е.Ф., набор «Летний» (1984г.), хр., алм. гр.
  201. Е.Ф., набор «Салют» (1984г.), хр., алм. гр.
  202. Е.Ф., набор «Елочка» (подарок Л. И. Брежневу на 70-летие), хр., алм. гр.
  203. Е.Ф., кофейный набор (1958г.), хр., алм. гр.
  204. Е.Ф., набор «50 лет Октября» (1967г.) цв. ст.
  205. Е.Ф., набор «Капелька» (1962г.) цв. ст.
  206. Е.Ф., набор «Березка» (1972г.), цв. ст., алм. гр.
  207. Грабарь Мирона Владимировна.
  208. М.В., ансамбль «День и ночь» (1974г.), хр., алм. гр.
  209. М.В., комплект «Январь» (1974г.), хр., алм. гр.
  210. М.В., декоративный ансамбль «Королевский» (1972г.), хр., алм.гр.
  211. М.В., набор «Красный октябрь», бесцв. и «золотой рубин» хр., наклад, алм. гр.
  212. М.В., декоративные штофы «Рапсодия» (1973г.), хр., алм. гр.
  213. Шевченко Виктор Яковлевич.
  214. В.Я. сувенирная кружка «Русская», сульфидно-цинковое стекло, гута.
  215. В.Я. блюдо «Храм Покрова-на-Нерли», сульфидно-цинковое стекло, гута.
  216. В.Я. декоративная композиция «Метаморфозы», сульфидно-цинковое стекло, гута.
  217. Антонова Галина Александровна.
  218. Г. А., композиция «Север», цв. ст., гута, фрагмент.
  219. Г. А., композиция «Тайфун», цв. ст., гута, фрагмент.
  220. Г. А., композиция «Камчатка» (1974г.), цв. ст., гута, фрагмент.
  221. Г. А., композиция «Уроки» (1981), цв. ст., гута, фрагмент.
  222. Г. А., композиция «Красные цветы»(1968г.), цв. ст., гута, фрагмент.
  223. Г. А., образцы ваз для массового производства.118. Кизлов Михаил Михайлович.
  224. М.М., декоративная композиция «Стеклодувы», прост.ст., роспись селик. кр.
  225. М.М., декоративная композиция «Время-вперед!», хр., алм. тр.
  226. М.М., приз газеты «Московские новости» «Хрустальный конёк», хр., алм. гр.
  227. М.М., приз для международного музыкального конкурса «Ступень к Парнасу», хр., гута.
  228. М.М., декоративная композиция «Север» (1978г.), хр., пескоструйная обработка.
  229. М.М., набор «Приятель» (1982г.), хр., алм. гр.
  230. М.М., спортивный приз газеты «Правда» (1982г.) хр., алм. гр.
  231. М.М., декоративная композиция-подарок на День освобождения Брянщины от немецко-фашиистских захватчиков (1992г.), хр., алм. гр.
  232. М.М., кубки по фигурному катанию для детей, хр., алм.гр.
  233. М.М., декоративная композиция «Время» (1988г.), хр., алм. гр.
  234. М.М., декоративная композиция «Три колодца» (1978г.), цв. ст., гута.
  235. М.М., декоративный комплект «Мангазея» (1978г.) цв. ст., наклад.
  236. М.М., декоративная композиция «Знамя» (1979г.) цв. ст., пескоструйная обработка.
  237. М.М., декоративная композиция «Модуль» (1979г.), цв. ст., гута.
  238. М.М., декоративный ансамбль «Мозаика» (1980г.), цв. ст., наклад.
  239. М.М., серия декоративных ваз «Оттепель» (1981г.), цв. ст., гута.
  240. М.М., набор для вина «Изумруд», цв. хр, алм. гр.
  241. М.М., десертный набор «Молодежный», цв. ст., выдувание в форму.
  242. М.М., сервиз «Пасхальное застолье», хр., алм. гр.
  243. М.М., набор «Компактный», хр., алм. гр.
  244. М.М., ваза «Лунный свет», хр., центробежное формование, алм.гр.
  245. М.М., ваза «Орех», хр., алм. гр.
  246. М.М., серия декоративных ваз «Мистраль», хр., алм. гр.142. Колодин Иван Степанович.
  247. И.С., прибор для снеди «Медовуха» (1969г.), цв. ст., гута.
  248. И.С., декоративная ваза «Космос»(1970г.), цв. ст., гута.
  249. И.С., прибор для крепких напитков «Репейник» (1969г.), цв. ст., гута.
  250. И.С., декоративная ваза «Серп и молот» (1970г.), цв. ст., гута.
  251. И.С., чаша «Радуга» (1972г.), цв. хр, алм. гр.
  252. И.С., вазы «Северное сияние» (1972г.), цв. хр, алм. гр.149. Котов Владимир Иванович.
  253. В.И., сервиз «Зимний вечер» (1972г.), цв. ст, гута.
  254. В.И., сервиз «Золотая осень»(1973г.), цв. ст, гута.
  255. В.И., декоративные вазы «Рождённые в огне» (1975г.), цв. ст., гута.
  256. В.И., ваза «Изморозь»(1974г.), хр., алм. гр.
  257. В.И., декоративная композиция «Сельская свадьба» (1977г.) хр., гута, пескоструйная обработка.
  258. В.И., декоративная композиция «Прибой» (1980г.), хр., гута, пескоструйная обработка.
  259. В.И., декоративные вазы «Исчезновение», цв. ст., гута, пескоструйная обработка.
  260. В.И., декоративная композиция «Кораллы», цв. ст., гута, пескоструйная обработка.
  261. В.И., декоративная композиция «Набережная Мойки 12» (1982г.), хр., гута, пескоструйная обработка, графитовый карандаш.
  262. В.И., люстра в Музей хрусталя г. Дятьково, хр., гута, пескоструйная обработка.
  263. В.И., декоративная композиция «Попугай в клетке» (1986г.), цв.ст., гута.161. Мачнев Иван Васильевич.
  264. И.В., декоративная композиция «Карат» (1976г), хр., алм. гр.
  265. И.В., декоративная композиция «Чертополох», хр., алм. гр.
  266. И.В., комплект «Кабинетный», хр., алм. гр.
  267. И.В., прибор «Тост», хр., алм. гр.
  268. И.В., набор «Русский камень», хр., алм. гр.
  269. И.В., набор «Охотничий» (1987г.), хр., алм. гр.
  270. И.В., набор «Рондо Венециано»(1986г.), хр., матоваягравировка.
  271. И.В., декоративная композиция «Слушая Стравинского» (1981г.), хр., алм. гр.
  272. И.В., декоративная композиция «Берендеи»(1983г.), .
  273. И.В., сервиз «Иван Калита», хр., алм. гр.
  274. И.В., декоративная композиция «Зимние каникулы» (1978г.), хр., алм. гр.
  275. И.В., набор для напитков «Вращение» (1981г.), хр., алм. гр.
  276. И.В., прибор для напитков «Зелёный шум» (1984г.), цв. ст., гута.
  277. И.В., декоративная композиция «Барон Мюнхгаузен» (1984г), хр., гута, пескоструйная обработка.
  278. И.В., бокалы «Зелёные», цв. ст., гута.
  279. И.В., декоративная композиция «Дни 41-ого года» (1983−84г.), цв. ст., гута.
  280. И.В., декоративной композиции «Золотой папоротник» (1989г.), цв. ст., гута, роспись золотом.
  281. И.В., комплект «Голубой» (1986г.), цв. ст., гута.
  282. И.В., декоративная композиция «Алхимия» (1984г.), хр., роспись золотом.
  283. И.В., композиция «Эликсир» (1984г.), хр., роспись золотом.
  284. И.В., «Погремушка Гаргантюа», цв. ст.
  285. Мачнева Иллария Анатольевна.
  286. И.А., комплект «Купавка», прост.ст., роспись селик. кр.
  287. И.А., набор для крюшона «Разбитое сердце», прост.ст., роспись селик. кр.
  288. И.А., ваза «Ветка», прост.ст., роспись селик. кр.
  289. И.А., набор «Яблоко», хр., нацвет, алм. гр.
  290. И.А., блюдо «Бабочка», хр., нацвет, алм. гр.
  291. И.А., набор «Букет», хр., нацвет, алм. гр.
  292. И.А., комплект «Утро», хр., алм. гр.
  293. И.А., комплект «Старый сад», хр., гравировка.
  294. И.А., сувенир «Улитка», цв. ст., гута.
  295. И.А., сувенир «Дракон», цв. ст., гута.
  296. И.А., набор «Петушок», цв. ст., гута.
  297. И.А., декоративная композиция «Бражники», хр., гута.
  298. И.А., набор «Новоселье», цв. ст., гута.
  299. И.А., «Мир. Поэзия. Любовь» (1982г), хр., алм. гр.
  300. Погребной Владимир Константинович.
  301. В.К., декоративные вазы «Кристалл» (1982г.), хр., алм. гр.
  302. В.К., ваза-корзинка «Золушка» (1996г.), хр., алм. гр.
  303. В.К., комплект декоративных ваз «Оркестр», цв. ст., гута.
  304. В.К., комплект декоративных ваз «Гвоздика», хр., алм. гр.
  305. В.К., декоративная композиция «Гнезда» (1980г.), цв. ст., пескоструйная обработка.
  306. В.К., декоративная композиция «Антимиры» (1983г.), хр., алм. гр.
  307. В.К., декоративная композиция «Цветы земли» (1986г.), хр., цв. ст., пескоструйная обработка.
  308. В.К., декоративный набор «Наклонный», хр., алм. гр.
  309. В.К., набор «Ерофеич», хр., алм. гр.
  310. В.К., ваза-корзинка «Зефир», хр., алм. гр.
  311. В.К., ваза-корзинка «Свадебная», хр., алм. гр.
  312. В.К., ваза-корзинка «Перстень», хр., алм. гр.
  313. В.К., ваза-корзинка «Квадрат», хр., алм. гр.
  314. В.К., ваза-корзинка «Шар», хр., алм. гр.
  315. Федоров Борис Владимирович.
  316. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Киммерия», цв. ст., хр., алм. гр., пескоструйная обработка.
  317. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Жатва», хр., алм. гр.
  318. Федоров.Б.В., стаканы «Фактурные», цв. ст, пресс.
  319. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Листья травы» (1978г.), хр., алм. гр.
  320. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Вологда» (1979г.), хр., алм. гр.
  321. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Весенняя мелодия» (1979г.), хр., алм. гр.
  322. Федоров.Б.В., декоративные блюда «Сон. Натюрморт» (1980г.), цв. ст., матовая гравировка гута.
  323. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Полдень» (1981г.), хр., алм. гр., матовая гравировка.
  324. Федоров.Б.В., декоративное блюдо «Архаика» (1981г.), цв. ст., матовая гравировка.
  325. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Светлая память» (1981г.), хр., алм. гр.
  326. Федоров.Б.В., набор для напитков «Этюд» (1978г.), хр., алм. гр.
  327. Федоров.Б.В., сервиз для ресторана «Дубрава» (1978г.), цв. ст.
  328. Чумакова Зинаида Федоровна.
  329. З.Ф., декоративная композиция «Венеция», хр., алм. гр.
  330. З.Ф., декоративная композиция «Город мастеров», хр., алм. гр.
  331. З.Ф., набор «Мария», хр., алм. гр.
  332. З.Ф., набор «Гостеприимство», хр., алм. гр.
  333. З.Ф., блюдо «Калейдоскоп», хр., алм. гр.
  334. З.Ф., комплект чаш «Глянцевые», цв. ст., центробежное формование.
  335. З.Ф., вазы для сервировки стола «Белый шиповник», хр., центробежное формование.
  336. З.Ф., ваза для сервировки стола «Подвески», цв. ст., центробежное формование.
  337. З.Ф., серия ваз «Гребешки», цв. ст., центробежное формование.
  338. З.Ф., шкатулки «Лист», хр., пресс.
  339. З.Ф., лоточки «Бабочки на снегу», хр., пресс.
  340. З.Ф., десертная ваза «Сударушка», хр., пресс.
  341. З.Ф., десертная ваза «Зимние узоры», хр., пресс.
  342. З.Ф., подарочная ваза «Корона», хр., алм. гр.
  343. З.Ф., сувенир «Лира», хр., пресс.
  344. З.Ф., сувенир «Яйцо», хр., цв. ст., пресс.
  345. З.Ф., сувенир «Держава», хр., цв. ст., алм. гр, склейка уф-клеем.
  346. З.Ф., подарочная ваза «Прохоровское поле», хр., алм.гр.
  347. З.Ф., приз на конкурс «Лучший учитель года» «Пеликаны» (в соавторстве с Е.И.Вольновой), хр., гута, пескоструйная обработка.
  348. З.Ф., комплект декоративных подсвечников «Овстуг» цв. хр, наклад, алм. гр.
  349. З.Ф., сервиз «Петельки», прост, и цв. ст., пресс.
  350. З.Ф., декоративная чаша «Ладья», хр., алм. гр.
  351. З.Ф., сервиз «Богатырские забавы», хр., алм. гр.
  352. З.Ф., комплект «Деликатесный», хр., алм. гр.
  353. З.Ф., набор для пресса «Золотая рыбка», хр., алм. гр.
  354. З.Ф., «Икорница» (малая), хр., алм. гр.
  355. З.Ф., «Икорница» (большая), хр., алм. гр.
  356. З.Ф., блюдо «Мир», хр., гута, алм. гр.
  357. З.Ф., композиция «Мой город», цв.ст, алм. гр, пескоструйная обработка.
  358. З.Ф., декоративная композиция «Атлантида», цв. ст., гута.
  359. З.Ф., декоративная композиция «Старый город», цв. ст., гута, алм. гр.
  360. З.Ф., декоративная композиция «Золотые яблоки солнца», цв. ст., гута.
  361. З.Ф., декоративная композиция «Музыка сфер», цв.ст, гута.
  362. З.Ф., серия ваз «Лотос», хр., алм. гр.
  363. З.Ф., декоративная композиция «Подъезды большого города», хр., пескоструйная обработка.
  364. З.Ф., декоративные пласты «Архитектурные мотивы», хр., алм. гр., металлический каркас.
  365. З.Ф., декоративная композиция «Вриндаван», хр., алм. гр.
  366. З.Ф., декоративная композиция «Бахчисарайский фонтан», хр., гута, алм. гр., (фрагмент).
  367. З.Ф., декоративная композиция «Симеон-столпник», хр., алм. гр.
  368. З.Ф., дарохранительница, хр., алм. гр.
  369. З.Ф., серия работ под названием «Дискография», хр., цв. ст., алм. гр.
  370. З.Ф., сосуды для елея и миро, хр., алм. гр.
  371. Шувалов Сергей Евграфович.
  372. С.Е., декоративная композиция «Русское поле» (1973г.), хр., алм. гр.
  373. С.Е., декоративная композиция «60 лет Победы» (2005г.), цв. хр., наклад, алм. гр.
  374. С.Е., декоративная композиция «Храм Христа Спасителя», хр., алм. гр.
  375. Вольнова Евгения Ивановна.
  376. Е.И., декоративная композиция «Пиросмани», цв. ст., гута.
  377. Е.И., декоративная композиция «Парк», цв. ст., хр., алм. гр., гута.
  378. Е.И., декоративная композиция «Белая скатерть», цв. ст., гута, алм. гр.
  379. Е.И., декоративная ваза «Источник», хр., гута, пескоструйная обработка.
  380. Е.И., декоративная композиция «Здравствуй, море», хр., алм. гр.
  381. Е.И., декоративная композиция «Кот учёный», цв. ст., гута.
  382. Е.И., декоративная композиция «Москва пушкинская: купола», хр., алм. гр.
  383. Е.И., декоративная композиция «Сквер», хр., гута.
  384. Е.И., декоративная композиция «Бабочка», цв. ст., гута.
  385. Е.И., хрустальный иконостас часовни «Неопалимая Купина» в г. Дятьково, хр., алм. гр.
  386. Е.И., хрустальный иконостас часовни «Неопалимая Купина» в г. Дятьково, хр., алм. гр.
  387. Е.И., люстра часовни «Неопалимая Купина» в г. Дятьково, хр., алм. гр.
  388. В.В., декоративная композиция «После бала» к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, хр., алм. гр, пескоструйная обработка.
  389. Кизлов М. М, сервиз «Дятьковское кантри», цв. ст., гута.
  390. К.В., сервиз «Масленица», хр., алм. гр.
  391. В.В., сервиз «Весна», хр., алм. гр.
  392. В.В., бокалы «Свадебные», хр., гута, алм. гр., гравировка.
  393. К.В., сувенир «Медведь», цв. ст., гута.
  394. К.В., серия ваз «Модерн», цв. ст.
  395. К.В., серия ваз «Модерн», хр., алм. гр.
  396. И.М., сервиз «Именной», хр., алм. гр.
  397. И.М., сервиз «Именной», хр., алм. гр., (фрагмент).
Заполнить форму текущей работой