Культура модернизма и постмодернизма: Читатель и зритель в авторской картине мира
Диссертация
В рамках исследования историко-культурной ситуации модернизма и постмодернизма рассмотрены философско-эстетические основания данных типов культуры, особенности художественной жизни в пространстве мира искусства. В качестве источников при осуществлении сравнительной характеристики творческих систем представителей модернизма и постмодернизма в искусстве использованы критические статьи, программные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философско-эстетические основания авторской картины мира в модернизме и постмодернизме
- 1. 1. Теоретико-методологические и философско-эстетические основания понятия «авторская картина мира»
- 1. 2. Осмысление проблем авторства и рецепции в философии и эстетике модернизма
- 1. 3. Постмодернистская философия и эстетика о проблемах творчества и художественного восприятия
- Глава 2. Социокультурные основания авторской картины мира эпохи модернизма и постмодернизма
- 2. 1. Модели взаимодействия автора и адресата в социокультурном измерении
- 2. 2. Художник и публика. Статус произведения искусства
- Глава 3. Креативно-творческое и художественно-коммуникативное измерения авторской картины мира эпохи модернизма и постмодернизма
- 3. 1. Место адресата в творческом методе художника
- 3. 2. «Имплицитный» автор и адресат. Коммуникативные структуры художественного произведения
Список литературы
- Авангард — поставангард, модернизм — постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. — 1995. — № 1−2. — С. 41 — 83.
- Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология. Пер. с англ. — Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997. — 320 с.
- Андреева Е.Ю. Американский поп-арт. 1961 1965 // Рассказы о художниках. История искусства XX века. — СПб.: Академический проект, 1999.-С. 86- 133.
- Андреева Е.Ю. Джексон Поллок: между текстурой и метафизикой // Рассказы о художниках. История искусства XX века. СПб.: Академический проект, 1999. — С. 42 — 85.
- Андреева Е.Ю. Фотография и объект // Вопросы искусствознания. 1997. — № 2. — С. 563−572.
- Андреева Е.Ю. Энди Уорхол: писатель и философ // Рассказы о художниках. История искусства XX века. СПб.: Академический проект, 1999.-С. 134−170.
- Арто А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993. — 190 с.
- Барт P. Camera lucida. М.: Ad Marginem, 1997. — 223 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. -М.: Прогресс, Универс, 1994. 616 с.
- Ю.Батай Ж. Внутренний опыт. СПб: Аксиома, Мифрил, 1997. — 366 с.
- П.Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. М.: Наука, 1996. — 176 с.
- Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. — № 3.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — С. 9 -191.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. -М.: Медиум, 1996. 239 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998. — 384 с.
- Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания: Пер. с англ. -Екатеринбург: Изд.-во Урал, ун-т, 1998. 352 с.
- Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -327 с.
- Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. — 172 с.
- Бодрийар Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. — 318 с.
- Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты. М.: Наука, 1997. — 140 с.
- Велып В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. -№ 1 — С. 109 — 136.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- ГерманМ.Ю. 1920 1930. Живопись. — М.: Советский художник, 1998.
- Герман М.Ю. Снова об искусстве 30-х. Некоторые вопросы истории и анализа // Вопросы искусствознания. 1995. — № 1. — С. 99 — 126.
- Гессе Г. О чтении книг // Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика. -М.: Прогресс, 1987. 395 с.
- Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993 — 374 с.
- Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. — 184 с.
- Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991. — 269 с.
- Деготь Е. Террористический натурализм. М.: Ad Marginem, 1998. -223 с.
- Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. — 298 с.
- Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990 -107 с.
- Деррида Ж. Голос и феномен. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1999. — 208 с.
- ДерридаЖ. О грамматологии. М.: Ad marginem, 2000. — 511 с.
- Деррида Ж. Письмо и различие. СПб: Академический проект, 2000. -428 с.
- Деррида Ж. Правдивость в живописи // Постмодернизм и культура. -М.: ИФАН, 1991.-С. 62−70.
- Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. 1997. — № 2. — С. 547 — 557.
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. -137 с.
- Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. — 240 с.
- Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: Рик «Культура», 1993.-208 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд. иностр. литер., 1962. -572 с.
- Иноземцев В.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. — № 9. -С. 27−37.
- Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда.- М.: Изд.-во «Гитис», 1992. 285 с.
- Камю А. Избранные произведения. М.: Фабр, 1993. — 574 с.
- Карцева Е.Н. Американский кинематограф 60-х 80-х гг. и проблема постмодернизма: Автореф. дис. док. искусствовед. -М., 1991.
- Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. — 239 с.
- Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. М.: Изобразит, искусство, 1979 — 216 с.
- Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое общество, Логос, 1997. -174 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. — С. 168 — 184.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии- С.-Петербург: Алетейя, 1998. — 160 с.
- Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Уральск, гос. пед. университет, 1997. — 317 с.
- Лотман Ю, М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. С.-Петербург: Искусство-СПБ, 1998. — С. 14 — 285.
- Маюпоэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994. — № 2. — С. 67 — 74.
- Ман П. де Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста: Пер. с англ. Екатеринбург: Изд.-во Урал, ун-та, 1999. — 368 с.
- Манцов И. Китай близко // Искусство кино. 1999. — № 3. — С. 83 -89.
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. — 368 с.
- Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства (Опыт энциклопедического словаря). Ч. 1 2. — СПб., 2000. — 551 с.
- Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995. — 216 с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999.-606 с.
- Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1987. — 302 с.
- Молчанов В. Художник-нонконформист в западной социологии // Художник и публика. Сб. науч. трудов. Л., 1981. — С. 144 — 148.
- На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. -187 с.
- Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: AdMarginem, 1999. — 255 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра- К генеалогии морали- Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.: Поппури, 1997 -704 с.
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое- Веселая наука- Злая мудрость: Сборник. Мн.: Попурри, 1997. — 624 с.
- Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Acadenia, 1999. 640 с. 77.0нуфриенко Г. Художник в мире западного арт-бизнеса. 80-е гг. // Вопросы искусствознания. 1994. — № 1. — С. 63 — 100.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.
- Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. -№ 7.-С. 3−13.
- Петровская Е. Глазные забавы. М.: «Ad Marginem», 1997. — 176 с. 81 .Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. — 426 с.
- Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв. — М.: Наука, 1993. — 320 с.
- Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. — 339 с.
- Подорога В.А. Философское произведение как событие // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С. 9 -12.
- Постмодернизм и культура. М.: ИФАН, 1991. — 138 с.
- Постмодернизм и культура (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С. 3 — 16.
- Рассказы о художниках. История искусства XX века. СПб.: Академический проект, 1999. — 254 с.
- Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993. — С. 189 — 193.
- Рыклин М. Искусство как препятствие. М.: Ad Marginem, 1997. — 222 с.
- Смирнов И. Бытие и творчество. СПб.: Corvus, 1996. — 188 с.
- Современное искусствознание: методологические проблемы. М.: Наука, 1994.-253 с.
- Социо-Логос постмодернизма. М.: Институт эксперимент, социологии, 1996.-236 с.
- Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. 1993. -№ 3.-С. 36−45.
- Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века.- СПб.: Мифрил, 1994. 346 с.
- Теории, школы, концепции: Художественная коммуникация и семиотика.- М.: Наука, 1986.-230 с.
- Теории, школы, концепции: Художественная рецепция и герменевтика-М.: Наука, 1985.-288 с.
- Теории, школы, концепции: Художественный текст и контекст реальности. -М.: Наука, 1977. 180 с.
- Тупицын В. «Другое» искусства. Беседы с художниками, критиками, философами: 1980 1995 гг. — М.: Ad Marginem, 1997. — 348 с.
- Уорхол Э. Философия Энди Уорхола // Искусство кино. 1998. — № 6,8.
- Феноменология искусства. М., 1996. — 263 с.
- Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности // Вопросы философии. 1998. — № 8. -С. 38−58.
- Философские основания эстетики постмодернизма (Научно-аналитический обзор). М., 1993. — 42 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995.-400 с.
- Фуко М. Герменевтика субъекта.// Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. М.: Прогресс, 1991. — Вып. 1. Общество и сферы смысла. — С. 284 — 315.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.-406 с.
- Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт. Лит.-худ. журнал. 1991. — № 3. -С. 25−43.
- Фуко М. Это не трубка. М.: Художественный журнал, 1999. — 143 с.
- Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект /У Вопросы философии.- 1994,-№ 4.-С. 40−52.
- Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. -М.: Республика, 1993. С. 41−62.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. — 464 с.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. -479 с.
- Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 1997. — С. 596 — 644.
- Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф.- М.: РИК «Культура», 1993. 456 с.
- Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. — 287 с.
- Adorno T.W. Asthetische Theorie. Frankfurt am Main: Surkamp, 1993. -569 s.
- Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. — 1189 p.
- Barr A.H. Masters of modern art. New-York, The Museum of modem art, 1958.-240 p.
- Barr A.H. Three generations of twentieth-century art. New York, The Museum of modern art, 1972. — 235 p.
- Benjamin W. The Author as Producer // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 483 — 489.
- Bianchi P. Lebenskunst: Gastarbeit zwischen Kunst und Leben // Kunstforum International. 1998. — Bd. 142, Oktober-Dezember. Lebenskunstwerk (LKW). — S. 44 — 49.
- Bianchi P. Real Life // Kunstforum International. 1998. — Bd. 143, Jahnuar — Februar. — S. 39 — 44.
- Bianchi P. Das LKW // Kunstforum International. 1998. — Bd. 142, Oktober-Dezember. Lebenskunstwerk (LKW). — S. 50 — 61.
- Deibert R.I. Parchment, Printing and Hupermedia. Communication in World Order Transformation. New York: Colambia University Press, 1997. — 329 p.
- Die Rolle des Autors. Analysen und Gesprache. (Hrsg. von Schneider I.). -Stuttgart: Ernst Klett, 1981.-328 s.
- Drucker I. Theorizing Modernism. Visual Art and The Critical Tradition. -New York: Colambia University Press, 1994. 201 p.
- Duchamp M. The Richard Mutt Case II Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 248.
- Fiedler L. Uberquert die Grenze, schlieftt den Graben. Maerz-Mammut: Maerz-Herbstein Texte, 1984.
- Fischer-Lichte E. Die Entdeckung des Zuschauers. Paradigmenwechsel auf dem Theater des 20. Jahrhunderts. Tubingen, Basel: Francke, 1997 — 300 s.
- Fried M. Art and Objecthood // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993.-P. 822−834.
- Greenberg C. Art and Culture. London: Thames and Hudson, 1972. -302 p.
- Greenberg C. Modernist Painting // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 754 — 760.
- Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt am Main: Surkamp, 1996. — 450 s.
- Hauser A. Soziologie der Kunst. Miinchen: Verlag C.H.Beck, 1988. -824 s.
- Hess T.B. Pop and Public // Pop Art. A Critical History. Ed. by S.H. Madoff. Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1997. -P. 100−102.
- Huyssen A. Postmoderne eine amerikanische Internationale? // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. — Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. — S. 13 — 44.
- Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie asthetischen Wirkung. Miinchen, 1976.-405 s.
- Iser W. Der implizite Leser. Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. Miinchen: Wilhelm Fink Verlag, 1979. — 420 s.
- Jameson F. Postmoderne zur Logik der Kultur im Spatkapitalimus II Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. — Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. — S. 45 — 102.
- Jauss H.R. Negativitat und Identifikation. Versuch zur Theorie der asthetischen Erfahrung II Positionen der Negativitat (Hrsg. von H. Weinrich). -Miinchen: Wilhelm Fink Verlag, 1975. S. 263 — 339.
- Kelly M. Re-Viewing Modernist Criticism // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 1088 — 1094.
- Klotz H. (Hrsg.) Die Zweite Moderne. Eine Diagnose der Kunst der Gegenwart. Miinchen: Verlag C.H.Beck, 1996 — 245 s.
- Krauss R. A View of Modernism // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 553 — 569.
- Maclean I. Reading and Interpretation // Modern Literary Theory. A Comparative Introduction. Ed. by Jefferson A. & Robey D. London: B.T.Bastford Ltd, 1991. — P. 122 — 144.
- Moderne Literatur in Grundbegriffen. (Hrsg. von Borchmeyer D. und Zmegac V.) Tubingen: Niemeyer, 1994. — 471 s.
- Pop Art. A Critical History. Ed. by S.H. Madoff. Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1997 — 420 p.
- Poetik der Autoren. Beitrage zur deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. (Hrsg. von Liitzeler P.M.). Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994.-345 s.
- Poschardt U. Cool it II Kunstforum International. 1998. — Bd. 143, Jahnuar — Februar. — S. 105−112.
- Raule G. Zur Dialektik der Postmoderne // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. -S. 128- 150.
- Schapiro M. The Social Bases of Art 11 Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 506 — 510.
- Scherpe K.R. Dramatisierung und Entdramatisierung des Untergangs zum asthetischen Bewustsein von Modeme und Postmoderne // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. — Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. -S. 270 -301.
- Schmid W. Das Leben als Kunstwerk // Kunstforum International. 1998. -Bd. 142, Oktober-Dezember. Lebenskunstwerk (LKW). — S. 72 — 79.
- Sontag S. Against interpretation and other essays. New York: Dell cop., 1966.-304 p.
- Vietta S. Der Begriff der Modeme // Vietta S. Die literarische Moderne: Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Holderlin bis Thomas Bernhard. Stuttgart: Metzler, 1992. — S. 17 — 35.
- Vietta S. Die literarische Moderne: Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Holderlin bis Thomas Bernhard. -Stuttgart: Metzler, 1992. 391 s.
- Voss D. Metamorphosen des Imaginaren nachmodeme Blicke auf Asthetik, Poesie und Gesellschaft // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. — Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. — S. 219 — 250.
- Weibel P. Probleme der Moderne Fur eine Zweite Moderne // Klotz H. (Hrsg.) Die Zweite Moderne. Eine Diagnose der Kunst der Gegenwart. -Mtinchen: Verlag C.H.Beck, 1996. — S. 23 — 41.
- Zimmermann B. Publikum // Moderne Literatur in Grundbegriffen. (Hrsg. von Borchmeyer D. und Zmegac V.) Tubingen: Niemeyer, 1994. -S. 361−364.