Актуальность темы
.
К настоящему времени известно весьма ограниченное количество публикаций, посвященных истории русского ювелирного искусства. При этом ни в одном из них не рассматривается подробно и в достаточно полном объеме феномен петербургской школы. Вместе с тем является несомненным, что знание истории отечественного ювелирного искусства необходимо для более полного представления о развитии русского декоративно-прикладного искусства вообще. Изучение русского ювелирного искусства и анализ ее наиболее значительных этапов важны как для работы современных художников-ювелиров, так и для фабричных производителей ювелирных изделий.
Активизировавшаяся в настоящее время выставочная деятельность музеев, ювелирных объединений, ассоциаций, также настоятельно требует профессионального подхода не только в оценке памятников ювелирного искусства, но и современных тенденций его развития. Такая оценка невозможна без серьезных знаний истории этого вида искусства.
История русского ювелирного искусства является важным разделом курсов лекций по истории прикладного искусства, которые вошли в настоящее время в академические программы высших и средних гуманитарных учебных заведений.
Автор настоящей работы, будучи в течение тридцати лет хранителем памятников ювелирного искусства в Государственном Эрмитаже, изучал оригинальные произведения русских и зарубежных художников-ювелиров. Для их систематизации и атрибуции потребовалась значительная работа по изучению архивных и музейных документов. Эта работа практически воплотилась в ряде выставок и экспозициях, а также в публикациях в научных журналах, в издании каталогов коллекций и в монографии.
Проведенные исследования могут заполнить пробел в истории русского прикладного искусства, могут стать отправной точкой для дальнейшего изучения этой грани русской культуры, а также найти применение в работе современных производителей ювелирных изделий.
Таким образом, объектом исследования стало ювелирное искусствоискусство мастеров золотых и серебряных дел Петербурга XVIII—XIX вв.еков, предметом же исследования — выявление своеобразия петербургской школы и ее места в российском и общеевропейском контексте.
Степень изученности проблемы.
Золотое и серебряное дело Петербурга стало предметом серьезногоизучения только лишь в начале XX в. Старший хранитель Императорского Эрмитажа барон А. Е. Фелькерзам, составляя новыйинвентарь Галереи драгоценностей, обратился к доступным ему архивным документам и собрал довольно обширный материал о петербургских ювелирах XVIII — начала XIX ввека, опубликованный в «Алфавитном указателе С.-Петербургских золотых и серебряных дел мастеров, ювелиров, граверов. 1714−1814 гг». (СПб., 1907).
О золотых и серебряных дел мастерах Петербурга Фелькерзам писал также в статье «Иностранные мастера золотого и серебряного дела», опубликованной в журнале Старые годы (СПб., 1911, март). Сведения, касающиеся, главным образом, серебряников содержатся в «Описи серебра Двора Его Императорского Величества» того же автора (СПб., 1907. Т. I—II). В работах Фелькерзама наличествует конкретный материал, относящийся к жизни и деятельности петербургских мастеров, главным образом XVIII в. Автор указывает годы жизни, если они известны, время пребывания в Петербурге, и какие работы выполнялись (в случае, когда автору удалось установить). Этим, прежде всего, ценны труды Фелькерзама.
Кроме того, к данной теме обращался французский автор Брюэль в своей публикации о французских ювелирах, работавших в Петербурге: Bruel. Les orfevres francais a Saint-Petersbourg de 1714 a 1814 // Bulletin de la Societe de l’histoire de l’art francais. Paris, 1908. В свою очередь финский исследователь J1. Бексбака внес определенный вклад в пополнение конкретных данных о финских мастерах Петербурга: Backsbacka L. St. Petersburgs Juvelerare, Guld-och Silversmeder. 1714−1870. Helsingfors, 1951. Оба эти автора ограничиваются краткими биографическими сведениями, найденными ими в архивах или известными по преданиям.
Изучением архивных документов, касающихся клеймения и деятельности мастеров, главным образом московских занимались В. И. Троицкий, выпустивший в период с 1914 по 1930 год «Словари» мастеров. В 1940;е годы значительную работу по этой же теме проделала Т. Г. Гольдберг. В 1967 году вышла первая книга «Русское золотое и серебряное дело XVXX веков» (М., 1967) Т. Гольдберг, Ф. Мишукова, Н. Платоновой, М. Постниковой-Лосевой. В ней изложена краткая история ювелирного дела в России. Петербургу уделено всего несколько страниц с самыми общими сведениями о крупнейших мастерах. В 1974 году М.М. Постникова-Лосева выпустила в свет книгу «Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVIXIX вв.». В ней автор продолжила разработку заданной темы, обобщила найденные ею и ее предшественниками главным образом архивные материалы, касающиеся ювелирного дела России. Два небольших раздела посвящены совместно ювелирному искусству Москвы и Петербурга XVIII и XIX веко. Автор не дает сравнительного анализа, казалось бы, логичного в таком контексте. Основной акцент она сделала на изделиях, выполненных русскими мастерами, прибывшими в Петербург из Москвы, Костромы, Великого Устюга, Сольвычегодска.
Следующая публикация М.М. Постниковой-Лосевой, Н. Г. Платоновой, Б. Л. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV—XX вв.» (М., 1983) в принципе мало, чем отличается от предыдущих. Книга была переиздана в 1987 году и в 2004;м. Ценность названных книг на данный момент заключается в наличии Указателей клейм русских мастеров на изделиях из драгоценных металлов. По сути дела, это справочники, не утратившие своей практической значимости и по сей день. Авторы не выделяют и не характеризуют петербургскую школу, как, впрочем, и другие российские школы.
В 1988 году вышел альбом «Русское серебро в собрании Государственного Эрмитажа» З. А. Бернякович, в котором была представлена наиболее интересная часть коллекции музея. Ею была проделана большая работа по атрибутированию экспонатов, поступивших в собрание после революции. Конкретные сведения о вещах содержатся в альбомах-каталогах «Русское серебро XIV—начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля» (М., 1984), «Русские ювелирные украшения 16−20 веков из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея» (М., 1987). «Русское серебро. Вторая половина 19-начало 20 века» А. Гилодо (М., 1994) из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В этих альбомах-каталогах даются лишь конкретные сведения о материальных памятниках, хранящихся в указанных музеях. В 2004 году опубликована книга-каталог «Русское серебро XVI — начала XX века» с обширными статьями И. Д. Костиной, Т. Н. Мунтян, Е. В. Шакуровой (СПб). В них содержится обширный фактический материал, свидетельствующий о более высоком уровне изученности памятников серебряного дела. Авторы дают развернутые описания изделий, приводят новые сведения о деятельности мастерских и фирм, главным образом работавших во второй половине XIX века. Недостатком этих статей является их несколько панегирический характер. Отсутствует такое понятие как школа. Поэтому характеристики отдельных художественных центров расплывчаты и неопределенны. Это же относится и к петербургским вещам, своеобразие которых никак не выявлено.
В последние десятилетия опубликованы статьи научных сотрудников Эрмитажа JI.K. Кузнецовой, О. Г. Костюк, JI.A. Завадской, касающиеся, главным образом, конкретных произведений петербургских ювелиров XVIII — середины XIX века. Их ценность, особенно работ JI.K. Кузнецовой, состоит в том, что они основаны на архивных материалах. В них приводятся новые фактические сведения о заказах русского двора и мастерах. Нельзя не упомянуть каталог И. Д. Костиной «Произведения московских серебряников первой половины XVIII века» (М., 2003). Это серьезное исследование с новыми сведениями о московских мастерах, в том числе и тех, которые были отосланы в Петербург во времена Петра I.
Новые данные о ювелирах Петербурга появились в работах западных авторов: М. Риббинг (Ribbing Magdalena. Jewellery & Silver for Tsar, Queens and others. 1996), У. Тилландер-Годенхельм (Tillander-Godenhielm, Ulla. Smycken. Fran det Kejserliga S: t Petersburg. Helsinki. 1996), а также в каталоге выставки, посвященной императрице Марии Федоровне (Kejserlinde Dagmar. Maria Feodorovna. Empress of Russia. Copenhagen, 1997), и фирме Болинов (B.A. Болин. «Болин в России. Придворный ювелир конца XIX — начала XX веков». М. 2001). К этим изданиям примыкает обширная литература, в основном каталоги выставок, посвященная творчеству фирмы К. Фаберже.
Первая публикация вышла в 1933 году. Это были воспоминания бывшего сотрудника лондонского отделения фирмы Г. Бейнбриджа. В 1953 году вышла в свет книга владельца антикварной фирмы Wartski в Лондоне А. К. Сноумана. Она долгое время считалась основополагающей в освещении творчества Фаберже и имела несколько переизданий. Автор был непререкаемым авторитетом на Западе в вопросах, касающихся ювелирного искусства и, в частности, творчества Фаберже.
С конца 1970;х годов выходят каталоги выставок и частных коллекций изделий Фаберже, авторами которых в основном были дилеры Г. фон Габсбург и А. фон Солодкофф. Каталоги различались лишь количеством включенных экспонатов, сведениями об императорской семье и ее окружении. Материалы же, касающиеся фирмы Фаберже, основывались главным образом на книге Г. Бейнбриджа и повторялись во всех изданиях. Прорыв произошел в 1984 году, когда в журнале Apollo (Лондон) была опубликована статья «New Light on Faberge» автора даннойдиссертации. В ней приводились архивные документы, которые внесли изменения в устоявшиеся мнения о первых императорских пасхальных яйцах, уточнялись некоторые биографические сведения. Главное же, в статье была дана достаточно объективная характеристика творчества Фаберже.
В 1989 году прошла первая в Советском Союзе выставка Фаберже (Елагиноостровский дворец-музей). В каталоге к ней продолжали публиковаться новые сведения, почерпнутые из российских архивов. Значительный вклад в фабержеведение внесла большая выставка 1993;1994 годов, организованная Эрмитажем и Фондом искусства Фаберже (Вашингтон — Санкт-Петербург). Авторы каталога Г. фон Габсбург и М. Лопато собрали по возможности все новое, что было накоплено к этому времени в изучении Фаберже.
Начиная с 1990;х годов редактор журнала «Антикварное обозрение» В. В. Скурлов активно публикует материалы, найденные в разных российских архивах. Они, несомненно, имеют ценность в части фактических данных. Такова книга В. Скурлова и Г. Смородиновой «Фаберже и придворные ювелиры» (М. 1992), в которой представлены материалы, собранные, главным образом из адресных книг. Одна из наиболее значительных работ В. В. Скурлова, написанная в соавторстве с Т. Ф. Фаберже и американской журналисткой Л. Г. Пролер, «Императорские пасхальные яйца Фаберже» (Faberge Т., Proler, L.G. Skurlov V.V. The Faberge Imperial Easter Eggs. «Christies'», 1997). Она ценна именно выдержками из архивных документов. В книге опубликованы счета, которые Фаберже предъявлял Кабинету ЕИВ, хранящиеся в РГИА. Однако, вступительная статья, написанная, видимо, Л. Г. Пролер, рассчитана на западного читателя, не знакомого с русской историей.
Императорским пасхальным яйцам из бывшей коллекции журнала «Форбс» посвящена книга американского автора Г. фон Габсбурга «Фаберже: с сокровища Российской империи» (Нью Иорк, 2004). В ней имеются новые сведения, касающиеся поздних владельцев императорских пасхальных яиц.
В последнее десятилетие публикуются статьи научного сотрудника Оружейной палаты Т. Н. Мунтян. Отметим, что ее оценки творчества.
Фаберже, как и В. В. Скурлова, характеризуются иногда некоторой завышенностью. Упомянутые публикации не содержат какого-либо критического анализа изделий Фаберже и беспристрастной оценки его творчества. Однако несомненную ценность представляют обширные конкретные сведения, касающиеся его деятельности.
Таким образом, значительная часть исследований и публикаций на тему русского ювелирного искусства, посвящена главным образом ювелирному искусству второй половины XIX столетия. Это является вполне закономерным, так как от этого времени сохранилось больше документов и материальных памятников. Кроме того, в связи с продолжающимся активным интересом к теме Фаберже, изучаются в основном фирмы и мастера с ним связанные, или его современники, такие как П. Овчинников или И. Хлебников. Важно также учесть, что интерес к ним был обусловлен и тем, что это было время подъема русского ювелирного искусства. Гораздо в меньшей степени исследователей привлекает искусство золотых и серебряных дел мастеров XVIII века и особенно Петербурга. Хотя вторая половина этого столетия в развитии ювелирного искусства именно в Петербурге была не менее блестящей, нежели сто лет спустя.
Целью исследования является воссоздание истории формирования и развития ювелирного искусства Петербурга, определение характерных особенностей петербургской школы, ее места в российском и общеевропейском контексте. В связи с этим важно было определить степень влияния зарубежных образцов в процессе исторического развития ювелирного дела в России, в формировании его художественной концепции и в дальнейшем развитии этого вида искусства.
Выбор Петербурга неслучаен, так как сам город создавался для радикального обновления русской культуры. Именно в этом городе с начала XVIII века сосредоточился цвет нового российского общества и самые передовые мастера всех видов искусств. Придворные круги и высшее дворянство не только прививали самим себе новый «европейский вкус», но и искали художников, способных удовлетворить этот вкус. В результате, в частности, сформировалась своеобразная петербургская школа ювелирного искусства, которая заняла достойное место не только в России, но и в Европе.
В связи с этим ставилась задача выявить особенности собственно петербургской школы и определить характер и степень влияния зарубежных образцов на ювелирное искусство Петербурга и на формирование его художественных концепцийна основе детального изучения памятников и архивных документов, воссоздать и проанализировать историю становления и формирования петербургской школы ювелирного искусства.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой стал комплексный, системный подход к исследованию. Основой для этого явилась, прежде всего, практическая работа с материальными памятниками эрмитажной коллекции, изучение которых зижделось на опыте работы петербургской школы ученых. Публикации А. фон Фелькерзама, С. Н. Тройницкого, П. П. Дервиза, А. Кубе, и их последователей, таких как О. Д. Доброклонская, НЛО. Бирюкова, Р. С. Соловейчик, основанные на обширнейших знаниях в разных областях искусства и истории, стали методологической базой изучения петербургской школы. Данное исследование велось с учетом принципиальных разработок петербургских ученых.
Основными методами исследования были историко-сравнительный и художественно-стилистический анализы. Исследование зиждилось на детальном изучении российских (прежде всего петербургских) и европейских памятников ювелирного искусства, созданных в XVII, XVIII, XIX и в начале XX в. Был проведен тщательный поиск и изучение архивных документов, старой периодики, записей регистрации поступления произведений ювелирного искусства в музеи, статей в научных журналах и публикаций современных памятникам. Метод реконструкции истории развития ювелирного искусства в Петербурге был применен к систематизации собранного материала.
Хронологические рамки.
Поскольку формирование школы золотого и серебряного дела в Петербурге начинается с момента возникновения города на Неве, то и нижней временной границей исследования является начало XVIII столетия. Завершается исследование прекращением деятельности ювелирных фирм и мастерских в 1917;1918 гг.
Научная новизна работы.
Впервые воссоздана развернутая, достаточно полная и подробная картина формирования и развития петербургской ювелирной школы на протяжении двух веков существования Петербурга. Необходимо подчеркнуть: впервые показано, что российская ювелирная школа является оригинальным и значительным явлением в истории искусств, имеющим самодовлеющую ценность. Определяется ее место и значение в европейском и мировом искусстве.
В научный оборот вводятся новые архивные и исторические документы, связанные с жизнью и творчеством петербургских ювелиров.
Источниковедческая база.
Работа построена на изучении обширного предметного материалаподлинных памятников ювелирного дела, на поиске и анализе разнообразных письменных и печатных источников. Использованы архивные материалы из фондов РГАДА, РГИА, архива Государственного Эрмитажа, инвентарные книги старого Эрмитажа и Галереи драгоценностей XVIII — XX веков. Важные сведения были почерпнуты из императорских указов и из «Санкт-Петербургских ведомостей» XVIII столетия.
Автором были изучены и систематизированы золотые и серебряные ювелирные произведения из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного, а также Историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного Исторического музея. и.
Практическая значимость.
Работа восполняет пробел в истории русского ювелирного искусства и является новым источником сведений по формированию российской художественной культуры. Она может стать дополнительным и важным инструментом для аргументированной систематизации, классификации и атрибуции памятников русского ювелирного искусства. Она будет также полезна современным художникам-ювелирам в разработке новых моделей, развивающих и продолжающих традиции прошлого.
Теоретическая значимость заключается в том, что в научный оборот вводится понятие петербургской школы, как полноправного субъекта в истории ювелирного искусства.
Апробация работы.
Материалы работы отражены в книге «Ювелиры Старого Петербурга» (СПб., 2004), статьях и каталогах. Основное содержание работы и главные выводы исследования были изложены в докладах и сообщениях на научных российских и международных конференциях, коллоквиумах и симпозиумах. В том числе ~ в музее Хилвуд в Вашингтоне в 1992 г., в Баварском Национальном музее в Мюнхене в 1993 г., в Екатерининском дворце в Пушкине в 1998 г., в Королевском замке в Варшаве в 2001 г., в обществе «Друзья Эрмитажа» в Нью-Йорке в 2002 г. Кроме того — на конференциях в Государственном Эрмитаже, в Меншиковском дворце, на научных заседаниях Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.
Материалы работы помогли организовать и провести ряд выставок, посвященных творчеству К. Фаберже (первая из этих выставок состоялась в 1989 году). Органическим продолжением были выставки современных художников-ювелиров в Государственном Эрмитаже, экспозиция которых была построена с учетом тех художественных норм и принципов, которые были сформулированы автором в его работе. Новые сведения, раскрытые автором в ходе его исследований, были использованы при организации выставок за рубежом.
По теме диссертации проводились занятия с мастерами в Клубе молодых ювелиров, существующем при Фонде искусства Фаберже. Читались лекции и проводились практические занятия со студентами Художественно-промышленной академии, Академии культуры, слушателями Европейского университета. Специальные углубленные лекции были прочитаны научным сотрудникам Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа, научным сотрудникам периферийных музеев, слушателям курсов по повышению квалификации. Систематически даются консультации научным сотрудникам российских и зарубежных музеев.
Структура диссертации определилась в ходе постановки цели и задач, обусловивших решение проблемных вопросов в рамках темы исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии, включающей, словаря терминов и понятий, приложения, состоящего из трех частей, и альбома с иллюстрациями.
Заключение
.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, подтверждающих наличие самостоятельной и оригинальной школы ювелирного искусства Петербурга в XVIII — XIX столетиях.
1. Ювелирное дело было создано в новой столице государства по воле Петра I — как часть политики власти, утверждения ее статуса. В связи с этим большое значение имели знаковые вещи с символами царствующих особ или символизирующие власть.
2. Организация цехов свидетельствовала о наличии большого числа мастеров, способных работать на уровне, соответствующем требованиям высокопоставленных заказчиков. Цехи также являлись гарантами профессионального уровня мастеров серебряников и ювелиров. Цеховые мастера, многие из которых работали для двора, стали тем ядром, вокруг которого формировалась школа. Вступив в цех, мастера, тем самым, подтверждали свое желание и стремление принять условия жизни и деятельности в новой для них среде.
3. Существенной особенностью петербургской школы является то, что на протяжении всего ее существования, большая часть мастеров были иностранцы, а заказчики — высшее петербургское дворянство. В связи с х исторически сложившимися обстоятельствами, и те, и другие ориентировались на западноевропейские образцы.
4. Золотые и серебряные изделия западноевропейских мастеров привозились в Петербург на протяжении XVIII — XIX веков в огромном количестве. Это были как заказы двора, так и покупки высших слоев общества за границей. Причем, привозимые вещи были, как правило, работами ведущих ювелиров разных стран. Европейские влияния, отразившиеся на всех областях жизни Петербурга, отчетливо прослеживаются в ювелирном деле. Характер этого влияния проявляется в возникновении новых видов изделий, в новых художественных решениях, в заимствовании ранее для России нехарактерной символики. Сравнительный анализ памятников искусства европейских и петербургских мастеров позволяет установить быструю смену формообразующих факторов различных стилей с учетом запоздания вступления России в европейскую культуру. Так, если Западная Европа «пережила» барокко в XVII столетии, то в Петербурге оно возникает в петровское время и характеризуется определенной сдержанностью, но уже в 1730 — 1740-е годы стиль достигает своей развитой фазы. В середине XVIII столетия барокко преобладает в изобразительном искусстве и архитектуре. Это же проявляется и в целом ряде памятников декоративного искусства, особенно, имевших репрезентативный характер. Такое монументальное сооружение как гробница Александра Невского, является ярким памятником барочного искусства. В какой-то степени чертами барокко отмечены и предметы парадных императорских сервизов, а в малых формах ювелирного искусства — галантерейной продукции, ювелирных украшениях — господствующее положение занимает стиль рококо. Таким образом, за тридцать первых лет ювелирное искусство в Петербурге прошло стилевые формы барокко и рококо. При этом видим полное понимание ювелирами основных принципов стилей, как в создании формы, так и трактовке декора. Начиная со второй половины XVIII века стилевые формы в искусстве золотых и серебряных дел мастеров Петербурга развиваются уже вровень с европейскими.
5. Анализируя степень влияния западных образцов на изделия петербургских мастеров необходимо подчеркнуть, что это влияние в большой мере ограничивалось формальными признаками и не разрушало национальных традиций. Появляются новые обычаи, а, следовательно, наряду с традиционными и новые виды украшений, предметов быта, утвари.
6. Изучая произведения европейских и петербургских мастеров золотого и серебряного дела и проводя сравнительный анализ, приходим к выводу о наличии вполне определенных особенностей и характерных черт, свойственных петербургской школе. Наиболее отчетливо они начинают проявляться с 1730-х годов (трудно судить о ранних вещах в связи с их незначительным количеством). Прежде всего, надо отметить иную, нежели у европейцев, трактовку формы. Пластика ее скорее живописна, нежели скульптурна. Приземистые пропорции, мягкость абриса, рисунок не всегда правильный и не столь проработан в деталях, как, например, у французских мастеров. В то же время большое внимание уделяется декору, зачастую он обильный и разнообразный. Изделия отечественных мастеров характерны проявлением непосредственности и определенной живости чувства. Серебряникам Петербурга, особенно придворным, важно было создать сильное общее впечатление от вещи — она должна быть импозантна, торжественна, нарядна. Для ювелирных изделий очень характерна колористическая насыщенность, что достигается разными цветами золота и серебра и излюбленными драгоценными камнями. Это дает возможность определить атрибутивные признаки произведений петербургской ювелирной школы.
Несомненно, в формировании стиля петербургской школы важную роль играла русская среда и заказчик с его специфическим менталитетом и характерной для него традиционной склонностью к многоцветию, декоративной избыточности.
Необходимо отметить, что на протяжении всего XVIII века наряду с новыми видами изделий изготавливались предметы и старые формы древнерусской утвари — ковши, братины, правда, в основном наградные и дарственные. Часто они были чеканены рокайлями или классицистическими мотивами. Бытовали также кубки, стопы, кружки, восходящие к немецким прототипам XVII столетия. Таким образом, искусство золотых и серебряных дел мастеров носило синкретический характер.
Таким образом, петербургская школа развивалась под сильным влиянием и при преобладающем участии западноевропейских мастеров, в результате чего возникло вполне органичное слияние европейской стилистики и русского ощущения формы — мягкой, несколько инертной, изобилующей декором. Подобная адаптация художественного языка представляется знаковой для Петербурга вообще. Феномен петербургской культуры заключается в ее восприимчивости и открытости, что позволило переплавить в горниле русского менталитета разные стили, манеры, создавая свои, только ей присущие, художественные явления.
Для самоидентификации школы как таковой ключевыми являются: вписанность в европейский культурный контекст, и национальные корни в историческом развитии данного вида художественного творчества. К концу XIX века стало очевидным, что петербургская школа обладает и тем и другим. Показателем этого было то, что многие работы петербургских мастеров были отмечены высокими наградами на международных выставках, их достижения восприняты западными ювелирами и широко вошли в мировую практику. Это, прежде всего, дизайн русских диадем.
Петербургская школа заняла свое положение, оказавшись на пограничье между европейской и московской, наиболее характерной представительницей российских школ. Петербургская школа стала активным проводником западных стилей. Однако ни в один из периодов своего существования она не была простым подражателем. С самого начала приобрела свое «лицо», свою особость.