Методы организации маркетинга на фирме
Организационные структуры могут быть двух типов: «жесткие» (механистические); «мягкие» (организмические). Жесткая структура имеет следующие особенности: круг обязанностей работников четко определен контрактом; усилена централизация и специализация власти; работник не обязан выполнять работу, не предусмотренную должностью; действует множество формальных инструкций. Такие организационные структуры… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Теоретические основы создания маркетинговой службы на предприятии
- 1. 1. Сущность маркетинговой деятельности
- 1. 2. Построение службы маркетинга
- 2. Создание маркетинговой службы на предприятии
- 2. 1. Анализ маркетинговой службы ООО «Полярные Зори»
- 2. 2. Разработка службы маркетинга ООО «Полярные Зори»
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы подчеркивается тем, что индустриальная революция дала мощный толчок развитию средств производства и увеличению объемов и разновидностей товаров. Скорость реализации товаров стала отставать от скорости их производства. Необходимо было решить возникшую проблему. Выход нашли в маркетинге, который убеждает всех в том, что успеха можно добиться, если поставить покупателю то, что он хочет, назначая при этом разумную цену и предоставляя ему возможность приобрести товары в удобном для него месте и в нужном количестве. Маркетинг иногда называют планируемой акцией по продаже товаров.
Маркетинг один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг в переводе с английского означает «действие на рынке», т. е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг — это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, включающую анализ рынка, взаимодействие различных видов деятельности предприятия: планирование, ценообразование, продажу (покупку), доставку сырья, продукции (товаров) и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей.
Основная цель маркетинга обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели. В свою очередь цель маркетинговых служб регулирование сбыта товаров, в конечном счете обеспчение прибыли фирме.
Цель данной работы изучить методы организации маркетинга на предприятии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
описать отличительные особенности маркетинга в сравнении с традиционной конъюнктурно — сбытовой деятельностью;
проанализировать способы и методы организации отделов маркетинга на предприятии, в частности: организационную структуру маркетинговых служб, основные требования к построению маркетинговых служб, схемы организации деятельности маркетинговой службы;
Объектом данной курсовой работы является маркетинговая деятельность предприятия ООО «Полярные Зори», предметом — методы организации маркетинга.
В качестве методологической основы исследования были использованы системный подход, метод обобщения и сравнения, анализ и синтез, метод группировок, методы исторического и логического анализа теоретического и практического материала.
Информационной базой исследования явились материалы российской печати, экспертные оценки, опубликованные в средствах массовой информации.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы создания маркетинговой службы на предприятии
1.1 Сущность маркетинговой деятельности
С начала возникновения рынка в основе производства товаров и оказания услуг господствовал принцип: «Производить как можно больше, ибо рынок безграничен». Предприятие в своей деятельности исходило из увеличения объема выпускаемой продукции и повышения ее качества при одновременном снижении издержек производства.
В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось мощным стимулом к развитию массового производства на основе использования результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что производственные возможности начали превосходить наличный спрос, и рынок товаров стал характеризоваться большей насыщенностью.
Маркетинговая деятельность обеспечивает гибкое приспособление производственной, финансовой, торгово, сбытовой, кадровой деятельности предприятия к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, конъюнктура) к требованиям потребителей на рынке.
В условиях перехода к рыночной экономике служба маркетинга — это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли .
Служба маркетинга на каждый продукт, который, по ее мнению, следует поставлять на рынок, готовит спецификацию требований покупателя и направляет ее руководству для предварительного одобрения. Затем спецификация передается в производственный отдел, где определяются возможности по выпуску данной продукции, исходя из существующих мощностей, наличия оборудования, квалификации и опыта работающих, а также с учетом потребностей в сырье и материалах.
Заключение производственной службы направляется в плановый, финансовый и маркетинговый отделы предприятия, где проводится расчет издержек производства, цены, расходов на проведение рекламы и стимулирования продаж, на транспорт и т. д.
Конечным итогом работы является составление плана выпуска продукции (объем, ассортимент и сроки поставки) и обеспечение производства материальными и другими ресурсами. Кроме того, в случае необходимости создается план исследований и разработок для создания новых или модификации существующих изделий.
Важным моментом в составлении плана является ориентация производства на самоокупаемость (покрытие всех затрат из выручки, полученной от реализации) и самофинансирование его развития (предприятие осуществляет простое и расширенное воспроизводство за счет собственных средств, образуемых из прибыли и займов-кредитов). В противном случае развитие предприятия невозможно, и деятельность становится бессмысленной.
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка является не только эффективное и непрерывное обеспечение производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами в нужном количестве, соответствующего качества и по приемлемым ценам, но и ориентация производства на выпуск продукции, нужной рынку.
По своеу содержанию эти задачи являются довольно сложными, что объясняется рядом причин, и, прежде всего конкурентной борьбой. В выигрыше остается тот, кто умеет не только устанавливать эффективные связи по обеспечению производства материальными и другими ресурсами, но и рационально их использовать и создать благоприятные условия для сбыта своей продукции. Решением указанных вопросов на предприятии и занимается маркетинговая служба. В ее состав, как правило, входят отделы по материально-техническому снабжению, сбыту, изучению рынка, рекламы и т. д.
Службу маркетинга возглавляет заместитель директора предприятия по маркетингу (коммерческой работе), или маркетинг-директор. Он несет ответственность за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий. Обязанности всей совокупности сотрудников должны полностью охватить функции отдела. В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию товарного ассортимента, ценовики, специалисты по сбыту, рекламе и др. Для выполнения исследовательской работы могут также привлекаться эксперты из научно-исследовательских центров, которые специализируются по этим вопросам. Необходимо, чтобы должностные инструкции предусматривали самостоятельность и ответственность работников.
Таким образом, маркетинговая деятельность обеспечивает гибкое приспособление производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой деятельности предприятия к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, конъюнктура) к требованиям потребителей на рынке. В условиях перехода к рыночной экономике служба маркетинга — это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.
Список литературы
- Березин, И. Маркетинговый анализ / И. Березин. — СПб: Издательство Интел-Синтез, 2004. — 351 с.
- Видяпин, В. Маркетинг / под ред. В. Видяпин. — СПб.: Издательство Питер, 2004. — 1136 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 2007. 347 с.
- Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т. А. Гайдаенко. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 480 с.
- Голубков, Е.Н. Маркетинг. Учебное пособие: 2-е издание / Е. Н. Голубков. — М.: Экономика, 2003. — 304 с.
- Градов, А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия: учебное пособие / А. П. Градов. — СПб.: Питер, 2006. 92 с.
- Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах/ П. С. Завьялов. М.: Инфра-М, 2005. 257 с.
- Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд./ Пер с англ. под ред. С. Г. Божук.-СПб.: Питер, 2006. 465 с.
- Миронова, Н.В. Маркетинг различных типов / Н. В. Миронова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 14. — С. 110.
- Моисеева Н.K. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н. К. Моисеева. М: Инфра — М, 2007. 214 с.
- Моррис, Р. Маркетинг: ситуации и примеры / Р.Моррис. М.: Банки и биржи, 2004. 213 с.
- Симановская, М. Предпосылки и тенденции применения концепции маркетинга в российской экономике / М. Симановская // Маркетинг. М.: ЦМИМ, 2004. -№ 2. — С. 33 — 35.
- Терещенко, В.М. Маркетинг: новые технологии в России / В. М. Терещенко. СПб: Издательство Питер, 2008. — 416 с.
- Чинарья, Р.С. Маркетинг и сферы его влияния / Р. С. Чинарья. СПб.: «Издательский дом Гребенникова», 2007. — 85 с.
- Шонесси, О.Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / О. Шонесси Дж. СПб: Питер, 2007. — 864 с.
- Эриашвили, Н.Д. Маркетинг / Н. Д. Эриашвили. М.: Издательство ЮНИТИ, 2003. — 631 с.