Рекомендации по совершенствованию анализа и прогноза объемов продаж и их влияние на технико-экономические показатели АО «Марченко»
В рыночных условиях решение о комплектации ассортимента продукции предприятия являются первостепенными, так как от принятого решения зависит результат деятельности предприятия, а именно — получение прибыли. Поэтому ассортиментная политика предприятия должна иметь экономическое обоснование, что будет способствовать принятию рациональных управленческих решений. Суть целенаправленной ценовой… Читать ещё >
Рекомендации по совершенствованию анализа и прогноза объемов продаж и их влияние на технико-экономические показатели АО «Марченко» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Специалисты предприятия ежегодно проводят работу по расширению и обновлению ассортимента, улучшению качества продукции, дизайна упаковки, применению упаковочных материалов. Ассортиментная политика предприятия формируется с учётом наличия необходимых производственных ресурсов, уровня техники и технологии производства, возможностей создания нового производства, ожидаемой рентабельности производства и сроков окупаемости инвестиций, степени риска, связанного со спросом, рыночной конъюнктурой, динамикой цен и т. п.
Для улучшения качества продукции на АО «Марченко» проводится работа по внедрению в производство макаронных изделий с различными добавками и минеральными веществами. Это, в свою очередь, улучшает вкусовые качества и увеличивает сроки реализации изделий.
Большое внимание на предприятии уделяется и упаковочным материалам. Продукция упаковывается в красочные упаковки, применяется вакуумное упаковывание, а также расфасовка небольшого веса.
АО «Марченко» планирует уже в 2008 году введение новой продукции, такой как «рожки № 18» и «№ 19», «вермишель № 7» и др.
Разработка и внедрение новой продукции повлечёт за собой расширение производства.
Введение
в производство новинок макаронных изделий обусловлено не только расширением ассортимента, но и изготовлением изделий, обогащённых биологическими добавками, которые необходимы для поддержания здоровья людей, особенно нашего региона.
Развитие ассортиментной политики предприятия является залогом коммерческого успеха предприятия и импульсом его динамичного развития. Оно выражается в умении воплощать традиционные или скрытые технические и материальные возможности производителя продукции, которая обладает определённой потребительской ценностью, удовлетворяет вкусы покупателя и приносит прибыль.
В рыночных условиях решение о комплектации ассортимента продукции предприятия являются первостепенными, так как от принятого решения зависит результат деятельности предприятия, а именно — получение прибыли. Поэтому ассортиментная политика предприятия должна иметь экономическое обоснование, что будет способствовать принятию рациональных управленческих решений.
По проекту АО «Марченко» увеличивает объёмы производства продукции на 47 951 тыс. тг. или на 26,5% за счёт внедрения новых видов продукции и увеличения объёма производства перспективных видов.
Не последнюю роль при формировании ассортимента играет ценовая политика. Как известно, цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Применению на практике последовательной политики ценообразования может помешать ряд объективных и субъективных факторов. Среди субъективных можно назвать отсутствие информации о рынке, конкурентах, отсутствие у менеджеров знаний обо всех тонкостях современной политики цен и т. д.
На АО «Марченко» процесс формирования цен складывается по системе рыночного ценообразования, функционирующего на базе взаимодействия спроса и предложения.
Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объёма прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
На АО «Марченко» производится целая гамма достаточно близкой продукции. Можно вести учёт издержек по каждому виду продукции отдельно, но это очень трудоёмко. Прямые затраты сразу относят на себестоимость каждого вида продукции. Затраты, которые относятся к производству нескольких видов изделий, должны распределяться между этими видами продукции. Такие затраты называются косвенными.
Механизм калькулирования себестоимости в наиболее общем виде состоит в добавлении к прямым затратам доли косвенных затрат в некоторой пропорции, одинаковой для всех видов производимой продукции.
На АО «Марченко» косвенные затраты распределяются пропорционально прямым затратам на производство продукции.
Мы предлагаем распределять затраты иным путём. В качестве критерия распределения затрат выступает не отнесение к прямым и косвенным, а отнесение к переменным и постоянным: в себестоимость должны включаться только переменные затраты, а постоянные учитываются отдельно. Поскольку большую часть косвенных расходов можно отнести к постоянным, то этот процесс выглядит как исключение косвенных расходов. Однако для точности расчётов из косвенных затрат надо исключать ту часть, которую нельзя считать постоянными и добавлять к переменным. Последнее означает, что в данном случае от процедуры распределения затрат избавиться, как правило, не удаётся, хотя доля распределяемых затрат существенно уменьшается. В практике этот метод называется методом «direct costing».
В практике стал использоваться новый экономический показатель — маржинальный доход. Маржинальный доход — это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на производство и реализацию продукции.
Таблица 13. — Расчёт порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости АО «Марченко»:
Показатели. | 2009 г. | План. |
Выручка от реализации продукции, тыс. тг. | ||
Прибыль, тыс. тг. | — 3596. | |
Полная себестоимость реализованной продукции, т. тг., в т. ч.:
|
|
|
Сумма маржинального дохода, тыс. тг. | ||
Доля маржинального дохода в выручке, %. | 59,2. | 60,0. |
Порог рентабельности, тыс. тг. | ||
Зона финансовой устойчивости: | ||
— тыс. тг.: -%: |
|
|
По данным таблицы следует, что в 2009 г. АО «Марченко» должно было бы произвести и реализовать продукции на 186 472 тыс. тг., чтобы работать без убытка. Так как выручка от реализации составила 180 392 тыс. тг., то предприятие получило убыток в сумме 3596 тыс. тг.
По плану финансовое положение предприятия улучшится, т.к. предприятие планирует получить 25 611 тыс. тг. прибыли и будет иметь запас финансовой прочности в размере 42 475 тыс. тг.
Использование показателя маржинального дохода помогает предприятию быстро производить расчёты финансового результата при изменении цен на продукцию и управлять ими.
Приведём расчёт экономической эффективности от внедрения в производство нового вида продукции «вермишель № 7», которую АО «Марченко» планирует выпускать в 2008 году в объёме 1212 тонн.
Таблица 14. — Рецептура на 1 тонну изделий:
Компоненты. | Цена за 1 кг. | Базисный период. | Планируемый период. | ||
Норма, кг. | Стоимость, тг. | Норма, кг. | Стоимость, тг. | ||
Мука. | 6,07. | 5159,5. | 4947,05. | ||
Меланж. | 14,70. | ||||
Комплексный улучшитель. | 4,16. | ; | ; | 228,8. | |
Отходы. | 0,79. | 7,9. | 7,9. | ||
Итого. | ; | ; | 7225,4. | ; | 6947,75. |
Далее перейдём к расчёту калькуляции себестоимости 1 тонны изделия.
Транспортно-заготовительные расходы на АО «Марченко» 10% от стоимости основного сырья.
Базисный период: 5159,5*10/100 = 515,9 тг.
Плановый период: 4947,05*10/100 = 494,7 тг.
Удельная норма расхода на 1 тонну продукции — 98 кг. На технологические нужды расход составляет 80%, значит: 98 * 80% / 100 = 78,4 кг. Коэффициент перевода составляет 1,1. отсюда расход топлива составит: 78,4 / 1,1 = 71,2, тогда стоимость топлива на 1 тонну сырья составит: 71,2 * 1,23 = 163,7 тг.
Все выполненные расчёты представим в таблице.
Таблица 15. — Калькуляция себестоимости 1 тонны продукции «вермишель № 7», тг.:
Элементы затрат. | Базисный период. | Проект. |
Сырьё. | 7225,4. | 6947,75. |
Транспортно-заготовительные расходы. | 515,9. | 494,7. |
Топливо и энергия на технологические нужды. | 163,7. | 163,7. |
Оплата труда. | 603,7. | 603,7. |
Отчисления на социальные нужды. | 214,9. | 214,9. |
Общепроизводственные расходы. | 241,5. | 241,5. |
Общехозяйственные расходы. | 845,2. | 845,2. |
Прочие затраты. | 294,3. | 285,3. |
Производственная себестоимость. | 10 104,6. | 9796,75. |
Коммерческие расходы. | 303,1. | 293,9. |
Полная себестоимость. | 10 407,7. | 10 090,65. |
По проекту АО «Марченко» планирует увеличить коэффициент использования производственной мощности до 93,6%. Это даёт возможность довести объёмы производства до 20,6 тыс. тонн в год, что на 1,88 тыс. тонн больше, чем в 2009 году. Объём реализованной продукции возрастёт на 47 625 тыс. тг. и составит 228 017 тыс. тенге против 180 392 тыс. тг. в 2009 году. На это окажут влияние заключённые договоры с потребителями продукции на 20,6 тыс. тонн. Рассмотрим изменение себестоимости 1 тонны макаронных изделий в среднем.
Таблица 16. — Калькуляция себестоимости 1 тонны макаронных изделий, тг.:
Элементы затрат. | 2009 год. | Проект. | ||
Тыс. тг. | %. | Тыс. тг. | %. | |
Материальные затраты. | 7522,5. | 76,8. | 7321,2. | 77,3. |
Оплата труда. | 603,7. | 6,2. | 603,7. | 6,4. |
Отчисления на социальные нужды. | 214,9. | 2,1. | 214,9. | 2,3. |
Амортизация. | 910,6. | 9,3. | 827,8. | 8,7. |
Прочие затраты. | 547,3. | 5,6. | 497,5. | 5,3. |
Итого. | 9465,1. |
Таблица 17. — Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий:
Мероприятия. | Условный годовой эффект на 1 тонну. | Объём производства, тонн. | Годовой эффект, тыс. тг. |
1. Внедрение новых технологий. | 317,05. | 384,2. | |
2. Повышение коэффициента использования производственной мощности. | 333,9. | 19 441,7. | 6491,6. |
Итого: | ; | ; | 6875,8. |
Предлагаемые мероприятия по увеличению производства и сбыта продукции позволят предприятию АО «Марченко» улучшить свои технико-экономические показатели в плановом периоде.
Таблица 18. — Изменение основных технико-экономических показателей АО «Марченко» в результате предлагаемых мероприятий:
Показатели. | До внедрения (2009 год). | После внедрения. | Отклонение. | |
Абсолютное, +, ; | Относительное, %. | |||
1. Объём производства в натуральном выражении, тонн. | 18 776,1. | 20 653,7. | 1877,6. | + 10,0. |
2. Объём реализованной продукции, тыс. тг. | 26,4. | |||
3. Объём производства продукции, тыс. тг. | + 47 951. | + 26,5. | ||
4. Численность работников, чел. | ; | ; | ||
5. Выработка продукции на 1 работающего, тыс. тг. | 1211,7. | 253,7. | + 26,4. | |
6. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. тг. | + 6,27. | |||
7. Затраты на 1 тг. товарной продукции, тиын. | 85,3. | — 16,7. | — 16,4. | |
8. Прибыль от реализации, тыс. тг. | — 3596. | 11,1. | ||
9. Рентабельность, %. | ; | 16,6. | ; | 16,6. |
Данные таблицы показывают, что в результате предложенных мероприятий АО «Марченко» увеличит объёмы производства и реализации продукции на 26,5% и 26,4% соответственно.