Прибыль — основной результативный показатель коммерческой деятельности торгового предприятия
Суть прибыли заключается в том, что он выступает основным рычагом коммерческого расчета, поскольку он обеспечивает условия расширенного воспроизведения, гарантирует платежеспособность предприятия В прибыли торгового предприятия отображается вся его торговая и неторговая деятельность. Поэтому он является синтетическим показателем, который отображает состояние валового дохода, расходов обращения… Читать ещё >
Прибыль — основной результативный показатель коммерческой деятельности торгового предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях экономического развития роль и значения прибыли предприятий немалые, поскольку прибыль является финансовым результатом хозяйственной деятельности, выступает единым экономическим условием формирования каждого субъекта предпринимательской деятельности. Т. е. получение прибыли превратилось не только в стратегическую цель, но и в основное условие коммерческой деятельности, деловой активности и конкурентоспособности предприятий.
Ныне формирование прибыли является сердцевиной коммерческой деятельности. Масса прибыли составляет результат и указывает на масштабы коммерческой деятельности, сравнение прибыли с расходами характеризует эффективность работы предприятий торговли.
Суть прибыли заключается в том, что он выступает основным рычагом коммерческого расчета, поскольку он обеспечивает условия расширенного воспроизведения, гарантирует платежеспособность предприятия В прибыли торгового предприятия отображается вся его торговая и неторговая деятельность. Поэтому он является синтетическим показателем, который отображает состояние валового дохода, расходов обращения, уплаты налогов и налогоподобных отчислений. Основным показателем прибыли является ее абсолютная сумма и уровень.
Основными видами прибыли торгового предприятия, которые характеризуют совокупный эффект всей хозяйственной деятельности, является прибыль от обычной деятельности к налогообложению. Он представляет собой сумму всех прежде указанных доходов от всех видов хозяйственной деятельности за минусом всех расходов торгового предприятия.
Основное назначение прибыли коммерческого предприятия заключается в том, что его должно хватить не только для уплаты обязательств перед государством, финансовыми органами и партнерами, но и для оплаты процесса расширенного воспроизведения собственного предприятия — создание фондов развития производства и социального развития, фондов материального поощрения и стимулирование, фондов риска, резервов и др.
Принципиальная схема распределения прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, показанная на рис. 6.
Рис. 6. Схема распределения прибыли, которая остается в распоряжении предприятия
Фонд накопления предназначен для финансирования производственного развития предприятия: новое строительство, расширение и реконструкция, прирост собственных оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов, развитие объектов социальной сферы (строительство жилья, баз отдыха, дошкольных учреждений и др.).
Фонд потребления используется на такие цели:
- — выплата вознаграждения по итогам работы за год;
- — надбавки пенсионерам, которые работают;
- — одновременное поощрение работников;
- — осуществление материальной помощи;
- — льготное или бесплатное питание;
- — оплата проезда к городу работы;
- — оплата путевки на лечение и др.
Фонд финансового резерва предназначен для покрытия непроизводственных расходов и затрат, покрытие балансовых затрат предприятия за отчетной период, а также выплат дивидендов участникам при недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.
Для оценки эффективности работы торгового предприятия является недостаточным использование показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не разрешает судить о степени доходности того или другого предприятия или соглашения. Поэтому для определения эффективности коммерческой деятельности чаще используется относительный показатель — рентабельность, как отношение суммы прибыли к товарообороту, выраженный в процентах:
Р = П/Т * 100.
Выполнение плана формирования прибыли обеспечивается не только за счет общехозяйственных мероприятий, разработанных по торговому предприятию, но и путем обеспечения достаточного уровня эффективности каждой коммерческой операции. Среди этих операций наиболее значительными является коммерческие соглашения по закупке товаров у поставщиков.
Для оценки эффективности коммерческих соглашений [5, 254] рекомендуется использовать такие показатели:
- 1. Сумма чистой прибыли из соглашения — характеризует общий эффект от конкретной коммерческой операции и ее вклад в общую сумму прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Любое положительное значение этого показателя свидетельствует об эффективности коммерческого соглашения.
- 2. Уровень чистой прибыли из соглашения к общей сумме закупки товаров — один из основных относительных показателей эффективности коммерческого соглашения, кий характеризует степень этой эффективности в сравнении с другими альтернативными вариантами не только коммерческих, но и финансовых операций.
- 3. Уровень чистой прибыли из соглашения к сумме реализации товаров, которые закупленные — дает возможность сравнить эффективность данного коммерческого соглашения с рентабельностью товарооборота в целом.
- 4. Уровень чистой прибыли из соглашения к сумме расходов обращения — соотношение суммы чистой прибыли и текущих расходов из отдельной коммерческой операции дает возможность сравнить эффективность соглашения с уровнем рентабельности расходов обращения торгового предприятия в целом.
Расчет данных показателей является основой для принятия решений коммерческой службой о целесообразности закупки отдельных партий товаров у розничных поставщиков.
Все перечисленные показатели, которые характеризуют эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия находят свое отображение в комплексной оценке эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, которая на практике обычно представляется в виде табл. 4.1.
Таблица 1 — Основные показатели хозяйственной деятельности СП «Мир Мебели» за 2005;2006 г.
Наименование показателя. | Условные обозначения. | Расчет показателей согласно с новым П (С)БУ. | Единицы измерения. | Прошлый год. | Текущий год. | Темпы роста (сниж.)%. | Отклон. ±. |
Товарооборот. | Т. | Ф.2р.010. | |||||
— в текущих. | |||||||
— в сравнительных показателях. | |||||||
Доход от реализации без НДС. | Др | Ф.2.р.050. | |||||
— сумма. | |||||||
— уровень. | |||||||
Издержки обращения. | ВО. | Ф.2.р. 070+080+090 або р.280. | |||||
— сумма. | |||||||
— уровень. | |||||||
Прибыль от реализации. | Пр | Т-Др або Ф2р.100−60. | |||||
— сумма. | |||||||
— уровень. | |||||||
Др. операционные доходы. | До. | Ф.2.р.060. | |||||
Прибыль от операционной деятельности. | Ппр | Ппр + Пін. або Ф.2 р. 100. | |||||
— сумма. | |||||||
— уровень. | |||||||
Результат от участия в капитале. | Дк. | ||||||
Результат от финансовой деятельности. | Дф. | Ф.2р.120−140. | |||||
Другие доходы. | Дд. | Ф.2р.130. | |||||
Другие затраты. | Здр. | Ф.2р.160. | |||||
Прибыль от основной деятельности до налогообложения. | П. | Ф.2р.170 або Попер.+Дк+Дф+Дін-Рін. | |||||
— сумма. | |||||||
— уровень. | |||||||
Налог на прибыль, сумма. | Нп. | ||||||
Чистая прибыль основной деятельности. | Пч. | Ф.2р. 220 (225). | |||||
— сумма. | |||||||
— уровень. | |||||||
Среднесписочная численность работников. | Чссп. | Ф.1-ПВ. | |||||
Продуктивность работы. | ПП. | ||||||
— в текучих ценах. | |||||||
— в сравнительных. | |||||||
Фонд заработной платы. | ФЗП. | Ф.2 р. 240. | |||||
— сумма. | |||||||
— уровень. | |||||||
Средняя заработная плата одного работника (в месяц). | ЗПЛсер. | ||||||
Среднегодовая стоимость осн. средств (по первичной стоимости). | ОФсер. | Ф.1р.031(нач. /конец року /2). | |||||
Фондоотдача. | Фв. | ||||||
Среднегодовая сумма оборотных активов. | ФСО. | Ф.1р.260+ 270(нач./конець року /2). | |||||
— в разах. | Коб. | ||||||
— в днях. | t. | ||||||
Капитал предприятия. | К. | Ф.1р.640. | |||||
Рентабельность капитала (по чистой прибыли). | Рк. | ||||||
Торговая площадь. | S. | ||||||
Товарооборот на мІ. |
Экономическая сущность и формулы расчета отдельных показателей комплексной оценки отображены в табл. 2.
Таблица 2.
Показатели эффективности деятельности торгового предприятия.
Группа показателей. | Показатели. | Формула расчетов. |
1. Эффективность использования основных фондов. | Фондоёмкость (грн.). | Среднегодовую стоимость основных фондов / Розничный товарооборот. |
Фондоотдача (грн.). | Розничный товарооборот / Среднегодовую стоимость основных фондов. | |
Рентабельность фондов (грн.). | Прибыль / Среднегодовую стоимость основных фондов. | |
Фондоовооруженность (грн.). | Среднегодовую стоимость основных фондов / Среднесписочная численность работников. | |
Товарооборот на 1 м² общей (торговой) площади (тис. грн.). | Розничный товарооборот / Площадь общую (торговую). | |
Прибыль на 1 м² общей (торговой) площади (тыс. грн.). | Прибыль / Площадь общую (торговую). | |
2. Эффективность использование оборотных средств. | Обращаемость оборотных средств (дней). | Среднегодовую стоимость основных средств / Однодневный товарооборот за закупочными ценами. |
3. Эффективность использование трудовых ресурсов. | Производительность работы (тыс. грн). | Розничный товарооборот / Среднесписочная численность работников. |
Прибыль на одного работника (тыс. грн.). | Прибыль / Среднесписочная численность работников. | |
Товарооборот на 1 грн. расходов на оплату труда (грн.). | Розничный товарооборот / Расходы на оплату труда. | |
Прибыль на грн. расходов на оплату труда (грн.). | Прибыль / Расходы на оплату труда. | |
Коэффициент трудоемкости. | Среднесписочная численность работников / Розничный товарооборот. | |
4. Эффективность текущих расходов. | Уровень издержек обращения. | Сумма издержек обращения / Розничный товарооборот * 100. |
Затратоотдача (товарооборот на 1 грн. текущих расходов), грн. | Розничный товарооборот / Сумма издержек обращения. | |
Рентабельность текущих расходов (%). | Прибыль / Сумма расходов обращение *100. | |
Коэффициент эффективности капитальных вложений. | Прибыль / Объем капитальных вложений. | |
Срок окупаемости капитальных вложений (лет). | Объем капитальных вложений / Прибыль. |
Исследование товарного рынка опирается на использование стоимостных и натуральных показателей.