Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические причины развода в первые годы семейной жизни

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали исследования, главной причиной разводов является психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни (42% разводов). Эта неподготовленность проявляется как отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. 1. Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
    • 1. 2. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни
    • 1. 3. Система ценностных ориентаций и внутренний мир личности
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН РАЗВОДА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Результаты исследования
    • 2. 3. Анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение

Психологические причины развода в первые годы семейной жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, более 40% разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 4 лет. Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизн семьи, когда супругам от 20 до 30 лет.

Как показали исследования, главной причиной разводов является психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни (42% разводов). Эта неподготовленность проявляется как отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.

Такие авторы как А. Вагнер, К. Витек, Н. Ф. Дементьева, А. К. Дмитриенко, А. Н. Елизаров, Л. Я. Гозман, Ю. Н. Олейник, В. А. Сысенко достаточно давно занимаются данной проблемой.

Характер внутрисемейных отношений зависит от многих факторов. Это социальное положение семьи, ее состав и жизненный цикл, возраст членов семьи, степень их эмоциональности, уровень интеллекта и способность к открытому общению.

Вопросам семейных конфликтов посвящены труды В. А. Сысенко, И. С. Голода, Н. Г. Юркевича, М. Я. Соловьева, С. С. Седельникова, Т. А. Гурко, Н. М. Римашевской, Н. В. Маляровой, Н. Н. Нарицына, Н. В. Гришиной, А. Г. Шмелева, А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова. В работах данных авторов нашли отражение отдельные вопросы конфликтов в семье, в частности, развод, причины конфликтов, формы конфликтного взаимодействия и т. д.

Актуальность поставленной проблемы и состояние ее разработанности позволили сформулировать гипотезу, цель и задачи работы, определить объект и предмет исследования.

Целью исследования является исследование расхождений в ценностных ориентациях молодых супругов как причины развода.

Объектом исследования являются взаимоотношение супругов в первые годы семейной жизни.

Предмет исследования психологические причины развода супругов в первые годы семейной жизни.

Гипотеза исследования: разногласия в сфере ценностных ориентаций супругов является одной из психологических причин развода в первые годы семейной жизни.

Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:

1) провести теоретический анализ проблемы развода как социально-психологического феномена и критического события в жизни супругов;

2) рассмотреть психологические проблемы первых лет супружеской жизни;

3) рассмотреть систему ценностных ориентаций и внутренний мир личности;

4) провести экспериментальное исследование психологических причин развода в первые годы семейной жизни:

4.1) исследовать ценностные ориентации молодых пар;

4.2) исследовать уровень совместимости молодых пар;

4.3) исследовать ролевые ожидания и притязания в браке.

Методологической база дипломной работы послужили труды ведущих российский и зарубежных ученых психологов.

В работе применялись такие методы исследования, как наблюдение, беседа, теоретический анализ научной психологической литературы; методики: методика М. Рокича «Ценностные ориентации», методика Т. Лири, Ю. А Решетнякова «Уровень совместимости», методика А. Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты дополняют представления о развитии супружеских отношений в первые годы семейной жизни о серьезных преобразованиях на психологическом и социально-психологическом уровне, свидетельствующими о наличии определенных этапов в развитии супружеских отношений в первые годы семейной жизни, а также расширяют теоретическую базу психологии развития за счет описания особенностей развития супружеских отношений в первые годы семейной жизни.

Практическая ценность выпускной квалификационной работы состоит в том, что выделение этапов становления супружеских отношений в первые годы семейной жизни позволяет повысить эффективность психологической помощи молодым супругам, учитывая их брачный стаж. Наряду с этим показано, что тесты которые были использова в исследовании с достаточной надежностью оцениваются особенностями супружеских отношений в первые годы семейной жизни, что позволяет наметить пути психологического сопровождения молодых и функционирования их семей. Результаты, полученные в исследовании, можно использовать в деятельности брачно-семейных консультаций, в просветительской работе, при оказании психологической помощи молодым добрачным и супружеским парам.

Надежность и достоверноть результатов обеспечивалась разносторонним анализом психологической литературы по проблеме исследования, теоретической обоснованностью положений, согласованностью с общепринятыми представлениями других исследователей, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, репрезентативностью выборок испытуемых, применением апробированных статистических методов обработки и анализа эмпирических данных и их интерпретации на основе фундаментальных положений психологии.

Экспериментальная база исследования. Эмпирическим основанием исследования психологических причин развода супругов в первые годы семейной жизни явились результаты опроса членов семей, проживающих в городе Москва и вторичный анализ данных других исследований. По специально разработанной анкете были опрошены жители города Москвы, состоящие в браке. Выборочная совокупность составила 30 молодых супружеских пар возраст которых 20−25 лет.

Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в качестве специального предмета исследования выступали особенности психологических причин развода супругов в первые годы семейной жизни. Полученные выводы работы и результаты практического исследования позволяют именно расширить научные представления о психологических причин развода супругов в первые годы семейной жизни. В работе раскрываются основные причины семейных конфликтов в первые годы семейной жизни, их особенности в условиях трансформации российского общества, влияние изменений, произошедших в политических, экономических, социально-психологических, ценностно-нравственных отношениях на характер, частоту конфликтов. Основными из них являются материальные условия жизни, низкий уровень культуры и нравственности супругов и других членов семьи, злоупотребление спиртными напитками, несовместимость характеров.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины) [52, 15−16].

Выделяют следующие факторы, способствующие росту количества разводов:

— укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;

— либерализация взглядов на развод;

— освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;

— рост продолжительности жизни;

— снижение влияния родителей на выбор супруга;

— неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров [25, 34−35].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (4-е изд.). М.: Изд-во «Academia», 2007.
  2. Н.В. Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2005.
  3. , Т.В. Семейная психология.-СПб.: Изд-во «Речь», 2007.
  4. Аронс, Констанция. Развод: крах или новая жизнь? М.: Изд-во «Мирт», 1995.
  5. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: пер. с англ. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  6. В.В. Любовь, семья, общество. М.: Изд-во «Наука», 1993.
  7. Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М.: Изд-во «Проспект», 1994.
  8. , Д. Развод: трагедия или надежда?//Дошкольное воспитание.-№ 11.-1998.-С
  9. К. Проблемы супружеского благополучия. М.: Изд-во «Норма», 1998.
  10. А. Г.Брачность и брачное состояние //Население России: одиннадцатый-двенадцатый ежегод. Демогр. Докл. /Рос. Акад. Наук, Ин-т народнохоз. Прогнозирования, Центр демографии и экологии человека.-М., 2006.
  11. Волженина, М. С. Развод как фактор, повышающий уровень социальной фрустированности и отрицательно влияющий на функциональное состояние личности//Наука и образование: проблемы и перспективы.-Бийск, 2006.-Ч. 2.
  12. .И. Студенческая семья. М.: Изд-во «Алтек», 1998.
  13. Т.А., Мацковский М. С. Молодая семья в большом городе. М.: Изд-во «Кнорус» 1996.
  14. СВ. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России, 1995, № 3−4.
  15. Л.Е. Формироване семьи. М.: Изд-во «Норма», 1992.
  16. И.Ф. Первые годы брака. М.: Изд-во «Дашко и К», 2000.
  17. Н.Ф. Проблемы становления молодой семьи. М.: Изд-во «Наука», 1999.
  18. Н.В. Современный брак: проблемы и гармония М.: Изд-во «Педагогика», 2000.
  19. , А. Н. Анализ предразводной ситуации в психологическом консультировании//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2008.-№ 1.
  20. Ефимова, Н. С. Психология взаимопонимания.-СПб. И др.: Питер, 2004.
  21. , В.М. Развод и насилие в семье феномены семейного неблагополучия//Социол.исследования, 2002.-№ 12.
  22. К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
  23. , О. А. Психология семейных отношений.-М.: Изд-во «Гардарики», 2006.
  24. , Е. В.Семейное консультирование.-Бийск: БПГУ, 2007.
  25. Коллинз, Д. Сезон разводов.-М.: Изд-во «ЭКСМО», 2007.
  26. иин, Д. Г. Динамика брачного поведения населения в России//Вопросы статистики, 2007.-№ 7.
  27. , В. Т.Молодежь: любовь, брак, семья.-СПб.: Наука, 2005.
  28. , Т. В. Как пережить развод.-СПб.: Питер, 2002.
  29. Маковецкая, Л. И жизнь, и слезы, и любовь//Местное время.-31 марта.-2005.
  30. М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, № 3−4.
  31. М.С. Современная семья и ее проблемы М.: Изд-во «Статистика», 2004 .
  32. В.М. Демография.-М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2008.
  33. , Г. Женщина, мужчина и семья.-М.: Изд-во Моск. Психол.-соц. Ин-та, 2006.
  34. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Дети в карусели развода. Психология благополучного развода в семье с детьми. М.: Изд-во «Дрофа», 2006.
  35. П.Л. Развитие понятия брака в истории советского семейного права, Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, № 2.
  36. , Д. Как восстановить семью в современном обществе?//Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология, 2003.-№ 3.
  37. П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни М.: Изд-во «Мысль», 1999.
  38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Под общ. Ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2007.
  39. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Сост. Д. Я. Райгородский, Самара: Бахрах-М, 2000
  40. , О. Г.Углы семейного кольца.-М.: Изд-во Моск. Психол.-соц. Ин-та, 2006.
  41. А.С. Бегство с корабля, или Развод по собственному желанию//Вопросы психологии, 2007.-№ 1.
  42. , Т.В. Развод родителей: где я?.-М.: Изд-во «Академ. Проект», 2001.
  43. Г. Д. Супружеские конфликты. М.: Изд-во «Мысль», 1999.
  44. В.А. Супружеские конфликты. М.: Изд-во «Академия», 2001.
  45. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Изд-во «Мысль», 1997.
  46. Т.М. Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  47. , Т.В. Развод и девичья фамилия.-М.: Изд-во «ЭКСМО», 2004.
  48. Г. Между иллюзией «развода» и ответственностью за вину (психоаналитически педагогическая консультация для родителей) // Психологический журнал. 1998, № 5.
  49. Фигдор, Г. Беды развода и пути их преодоления.М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т, 2007.
  50. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы. М.: Изд-во «Статистика», 2005.
  51. , И. Развод и вещи пополам.- М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006
  52. , В. М. Психология современной семьи.-М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2006.
  53. , В. М.Психологические проблемы современной семьи.-Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
  54. Г. Ребенок в зеркале развода // Семейная психология. 2001, № 16.
  55. , В. Б. Брак дело тонкое.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  56. Ю.Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. М.: Изд-во «Дана», 2003.
  57. , А. М.Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи//Вопросы психологии, 2006.-№ 2.
  58. Шнейдер Лидия Бернгардовна. Семейная психология.-М.: Изд-во «Академич.Проект», 2005.
  59. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений.-М.: Изд-во «Апрель Пресс», 2000.
Заполнить форму текущей работой